Научная статья на тему 'Модель психологического сопровождения профессионально-личностного развития руководителей органов внутренних дел в процессе обучения'

Модель психологического сопровождения профессионально-личностного развития руководителей органов внутренних дел в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / РУКОВОДИТЕЛЬ ОВД / THE HEAD OF THE OVD / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT MODEL OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT / МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / MODEL OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюнис Лариса Юрьевна

В статье описан опыт психологического сопровождения профессионально-личностного развития руководителей органов внутренних дел в процессе обучения, развиваемый в системе ведомственного управленческого образования. Статья адресована субъектам психологического сопровождения образовательных организаций МВД России, реализующих государственные образовательные стандарты подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тюнис Лариса Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of psychological support of professional and personal development heads of internal Affairs bodies in the learning process

The article describes the experience of psychological support of professional and personal development of managers of internal Affairs bodies in the learning process developed in the system of departmental management education. The article is addressed to subjects of psychological support of educational institutions of the MIA of Russia, implementing state educational standards of training, retraining and advanced training of managerial staff of the police.

Текст научной работы на тему «Модель психологического сопровождения профессионально-личностного развития руководителей органов внутренних дел в процессе обучения»

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

Model of psychological support of professional and personal development of managers of internal affairs bodies in the learning process Tunis L. (Russian Federation) Модель психологического сопровождения профессионально-личностного развития руководителей органов внутренних дел

в процессе обучения Тюнис Л. Ю. (Российская Федерация)

Тюнис Лариса Юрьевна / Tyunis Larisa - старший преподаватель, кафедра психологии, педагогики и организации работы с кадрами, Академия управления МВД России, г. Москва

Аннотация: в обзорной статье описан опыт психологического сопровождения профессионально-личностного развития руководителей органов внутренних дел в процессе обучения, развиваемый в системе ведомственного управленческого образования. Статья адресована субъектам психологического сопровождения образовательных организаций МВД России, реализующих государственные образовательные стандарты подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров полиции. Abstract: this review article describes the experience of psychological support ofprofessional and personal development of managers of internal Affairs bodies in the learning process developed in the system of departmental management education. The article is addressed to subjects of psychological support of educational institutions of the MIA of Russia, implementing state educational standards of training, retraining and advanced training of managerial staff of the police.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, руководитель ОВД, профессионально-личностное развитие, модель психологического сопровождения.

Keywords: psychological support, head, police station, personal and professional development, the model of psychological support.

УДК -159.99

В условиях перманентного реформирования органов внутренних дел (далее - ОВД) проблема оптимизации подготовки ведомственных управленческих кадров имеет непреходящую актуальность. При этом теоретический уровень проблемы предполагает оптимизацию теоретико-методологических подходов к развитию кадрового управленческого потенциала, учитывающих взаимодействие социально-экономических, политических и психологических факторов. Примером такого подхода может быть развиваемая в настоящее время концепция непрерывного профессионального развития государственных служащих. Практический уровень проблемы актуализирует вопросы развития психолого-педагогических технологий работы с личностью, применяемых в рамках психологического сопровождения профессионально-личностного развития (далее - ПЛР) руководителей ОВД.

Востребованными направлениями психологического сопровождения ПЛР руководителя ОВД являются: развитие профессиональной компетентности (управленческой, социально-психологической, аутопсихологической); развитие качеств психолого-управленческого потенциала; профилактика эмоционального выгорания. Опыт реализации психологического сопровождения ПЛР руководителей ОВД имеется в Академии управления МВД России. Его концептуальной основой является признание развития личности профессионала -руководителя ОВД в качестве системообразующей цели обучения, а приоритетом - создание условий для профессионально-личностного роста в процессе обучения.

Модель организации ПЛР включает несколько направлений:

1. Диагностическое (отбор, вступительные испытания, рубежные мониторинги, индивидуальная или групповая диагностика по специальным запросам, диагностика выпускников).

2. Консультационное (индивидуальное психологическое консультирование по вопросам ограничений и ресурсов ПЛР).

3. Коррекционно-развивающее (реализация индивидуальных программ ПЛР в процессе обучения).

Реализация диагностического направления начинается с проведения отбора кандидатов на обучение в Академию управления МВД России. Психологическая диагностика кандидатов осуществляется с использованием современных информационных технологий. Компьютерная программа диагностического модуля была разработана научно -педагогическими кадрами кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами в 2005-2007 гг. Она прошла апробацию при участии 596 кандидатов на обучение на факультет подготовки руководителей территориальных органов внутренних дел Академии управления МВД России. На этапе вступительных испытаний используется методика исследования особенностей мышления (МИОМ), а также методика, адаптированная для применения в работе с руководящими кадрами ОВД - СР1 (Калифорнийский психологический опросник). Диагностика позволяет выявить особенности социально-психологического потенциала личности и уровень выраженности его отдельных составляющих - личностных черт, способствующих социально значимым достижениям в сфере управления. Психолого-управленческий потенциал руководителя ОВД оценивается по модели, включающей 10 групп психологических черт: мотивация лидерства и достижения; интеллектуальная эффективность; организаторские способности; эмоциональная стабильность; коммуникативная направленность; социальная ответственность; трудолюбие, добросовестность; терпимость, дружелюбие, неконфликтность; независимость, самостоятельность; понимание и сопереживание, отсутствие эгоцентризма (См. [1]).

Нормы для оценки психолого-управленческого потенциала были выработаны на материале изучения результатов 877слушателей управленческих факультетов Академии в течение нескольких лет. Нормативное среднее значение каждого из отдельных компонентов потенциала искусственно приравнено к 5 баллам по шкале «станайнов» (при минимальном - 1 и максимальном - 9), а потенциала в целом - к 50 баллам (сумма по десяти компонентам: минимум - 10 баллов, максимум - 90 баллов). На основании данных вступительной диагностики кандидаты на поступление распределяются по 4 -м группам профессиональной пригодности: «рекомендован в первую очередь», «рекомендован», «рекомендован условно», «не рекомендован».

Методики, применяемые на вступительных испытаниях, используются и для оценки динамики формирования психолого-управленческого потенциала слушателей управленческих факультетов при рубежном (по годам обучения) и итоговом контроле слушателей.

Собранный диагностический материал позволяет провести аналитическую работу по составлению психологического портрета руководителей ОВД, относящихся к различным должностным категориям. Персонифицированным содержанием портрета является анализ состояния психолого-управленческого потенциала как в целом, так и его отдельных компонентов - управленческих качеств личности. После компьютерной обработки данных диагностики каждый слушатель получает «на руки» свои результаты, представленные как в графической, так и в вербальной форме.

Результаты психологической диагностики используются также с целью профессионально-личностного роста слушателей в процессе обучения. Эта работа становится основой консультационного направления психологического обеспечения ПЛР руководителя ОВД в процессе обучения, который целеполагает формирование ценностно-мотивационной основы ПЛР. Психологическое консультирование по вопросам ПЛР не только дает оценку уровню развития психолого-управленческого потенциала, но и выявляет в процессе беседы со слушателем причины ограничений (затруднений) профессионального

62

роста, а также дает рекомендации по их преодолению. Специальные задачи консультирования также могут быть связаны с коррекцией проблемных состояний и негативных личностных черт, а также изменением неэффективных поведенческих паттернов в деятельности руководителя.

Коррекционно-развивающее направление призвано сформировать операциональную основу ПЛР посредством развития аутопсихологической компетентности руководителя (знаний, умений и навыков самопознания, саморегуляции, саморазвития). Этап реализуется посредством разнообразных форм индивидуальной и (или) групповой психолого -педагогической работы со слушателями. С наилучшей стороны зарекомендовали себя следующие формы:

1. Специальный учебный курс «Психология личности и профессионально-личностного саморазвития руководителей ОВД», предназначенный для слушателей управленческих факультетов. Основной целью дисциплины является формирование когнитивной основы профессионально-личностного роста руководителя (См. [2]). Задачи предполагают развитие представлений: о требованиях к личности руководителя ОВД; оптимальном наборе профессионально важных качеств; методах диагностики и развития психолого-управленческого потенциала. Спецкурс является дисциплиной по выбору.

2. «Тренинг ПЛР руководителя ОВД» - целеполагает: развитие аутопсихологической компетентности; развитие качеств психолого-управленческого потенциала успешного руководителя; формирование психотехнических навыков ПЛР и саморазвития.

Тренинг включает наиболее востребованные в практике руководства ОВД психотехнологии, например: тренинг развития коммуникативной компетентности, навыки командообразования, тайм-менеджмент, навыки делегирования полномочий, тренинг психической саморегуляции, тренинг принятия групповых решений, навыки подготовки публичных выступлений, техники проведения совещания и другие. Набор в группы осуществляется по желанию.

3. Индивидуально-коррекционные программы направлены на дезактивацию персональных затруднений ПЛР, развитие «проблемных» зон психолого-управленческого потенциала руководителя ОВД. Имеют статус обязательного посещения для слушателей по критерию «рекомендован условно».

4. Тренинг «Вхождение в должность» - предназначен для выпускников управленческих факультетов и целеполагает развитие адаптационных механизмов, оптимизирующих включение в практическую деятельность руководителя ОВД при назначении на должность. Набор в группы - по желанию.

Психологическое сопровождение ПЛР в системе ведомственного управленческого образования - лишь одно из направлений оптимизации подготовки и повышения квалификации руководителей ОВД. Однако его качественная реализация позволяет оптимально задействовать все ресурсы образовательной среды для создания системы детерминант - объективных и субъективных условий непрерывного развития профессионала - руководителя ОВД.

Литература

1. Котенев И. О. Концептуальные основы развития ведомственного профессионально -психологического отбора // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014. № 1 (56). С. 117-121.

2. Тюнис Л. Ю. Психологическое обеспечение профессионально-личностного развития руководителей территориальных органов внутренних дел в процессе обучения: учебное пособие. Москва: Академия управления МВД России, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.