СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТАЖА РАБОТЫ
О.С. Степанова
Статья освещает проблему профессиональной деформации у сотрудников пенитенциарной системы. Деятельность в структурных подразделениях уголовно-исполнительной системы осуществляется в сложных и напряженных условиях, связанных со значительными психологическими перегрузками, стрессами и повышенным риском возникновения нервно-психических расстройств. Поэтому изучение фактора профессиональной деформации является очень важным. В данной статье с помощью ряда методик сделана попытка проанализировать, как происходит изменение личностных особенностей и рост профессиональной деформации с увеличением срока службы.
Ключевые слова: профессиональная деформация, профессиональная деятельность, сотрудники, стаж, поведение.
The peculiarities of professional deformation display shown by penitentiary system employees depending on their practical experience. The article deals with the problem of professional deformation peculiar to the penitentiary system employees. The work in an organization department of the penitentiary system is characterized by a hostile environment that is connected with considerable psychological overloads, much stress and by being at stress to develop mental stresses. Thus, the study of professional deformation factor is of great importance. In this article the author tries to apply several methods in order to analyze how personality characteristics change and professional deformation increases with the increased experience.
Key words: professional deformation, professional activity, employees, practical experience, behaviour.
Проблема влияния профессии на обозначения особого социально-психо-личность периодически привлекает логического феномена ввел в научный
внимание исследователей. Наряду с оборот специальный термин «профес-
позитивным воздействием профессио- сиональная деформация». В наиболее
нальной деятельности на личность воз- общем виде профессиональную дефор-можно и негативное. Так, в начале XX мацию можно определить как измене-
века социолог Питирим Сорокин для ние качеств личности, наступающее
под влиянием выполнения профессиональной деятельности.
Вопросы, касающиеся взаимного влияния профессиональной деятельности и личностных особенностей специалиста, рассмотрены в работах многих исследователей (Б. Г. Ананьев, 1968; Е. А. Климов, 1996; А. К. Маркова, 1996 и другие). Несмотря на имеющиеся работы и повышенный интерес к проблеме профессиональной деформации, она остается еще недостаточно изученной. Так, имеющиеся данные о причинах возникновения профессиональной деформации и ее проявлениях не являются структурированными в полной мере. Открытыми представляются вопросы о соотношении рассматриваемого феномена с процессом адаптации к воздействию экстремальных факторов профессиональной деятельности, а также временем пребывания в профессии.
Как утверждает А.К. Маркова (1996), профессиональная деформация начинается с негативных изменений в профессиональной деятельности и поведении. Подтверждают ее мысль и другие авторы, однозначно связывая обсуждаемое явление с негативными изменениями социально-психологической структуры личности. Например, подразумеваются стереотипы поведения (Р.М.Грановская,1988), профессиональные привычки, стиль общения и навыки (В.Л. Васильев, 2005), которые затрудняют успешное осуществление профессиональной деятельности. Проявлениями профессиональной деформации при этом может быть формальное отношение к выполнению функциональных обязанностей и перенос доли специфических профессиональных действий, стереотипов и установок на поведение вне работ [2].
По мнению других авторов, обсуждаемое явление вызывает нежелательные преобразования собственно психических характеристик индивида: психических процессов, состояний, свойств, качеств личности (В. С. Медведев, 1990).
Мы также придерживаемся точки зрения психологического содержания профессиональной деформации.
А. В. Пищелко с соавт. (1992) делают выводы, что при профессиональной деформации происходит искажение деловой мотивации, профессиональных интересов, целей, влияющих на особенности поведения и выполнение служебных функций. Объективными характеристиками профессиональной деформации, по их мнению, следует считать: а) кризис мотивации профессиональной деятельности, б) устойчивую потерю психической и физической работоспособности, в) снижение эмоциональной устойчивости, г) снижение общих интеллектуальных, в том числе заболеваний стрессовой этиологии (соматических, невротических, психиатрических) по мере увеличения стажа профессиональной деятельности [1].
Проблема профессиональной де-формациисотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) существует не первый год. Деятельность сотрудников пенитенциарных учреждений осуществляется в сложных и напряженных условиях. Постоянное общение с лицами криминальной направленности, отдаленность большинства исправительных учреждений от экономических и культурных центров, невысокий уровень заработной платы, социальная и юридическая незащищенность неблагоприятно сказываются на мотивации труда. Хроническое чувство напряжен-
ности, тревоги, ожидание неприятных для себя событий, большие физические и эмоциональные перегрузки приводят к развитию у части сотрудников профессиональной деформации.
К основным проявлениям профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов С. П. Без-носов с соавт. (1996) относит следующие признаки: ожесточение, мстительность, подозрительность, злобность, халатное отношение к служебным обязанностям, стремление к злоупотреблению властью, чувство безошибочности своих действий, равнодушие к объектам деятельности, утрата интереса к работе, потеря самоконтроля, недисциплинированность, склонность к чрезмерному употреблению спиртных напитков, перерастание положительного чувства корпоративности в ощущение исключительности. При профессиональной деформации происходит искажение деловой мотивации, профессиональных интересов, целей, влияющих на особенности поведения и выполнения служебных функций.
Исследователями отмечаются различные факторы, обусловливающие возникновение профессиональной деформации. В работе И. В. Буданова (1992) выявлены три группы факторов: 1) факторы, обусловленные спецификой профессиональной деятельности (функциональными обязанностями, правами сотрудника, объектом профессиональной деятельности); 2) факторы личностного свойства, включающие определенные особенности личности сотрудников; 3) факторы социально-психологического характера, под которыми подразумевается социально-психологический климат и степень социально-психологической защищенности личности.
По мнению А. В. Шамиса (1996), с увеличением стажа работы и профессионального опыта происходит постепенное накопление психической напряженности личности сотрудника. Это повышает вероятность возникновения дезадаптации и профессиональной деформации сотрудников и даже может привести к временной потере трудоспособности.
Мы посчитали интересным посмотреть как проявляется профессиональная деформация с увеличением стажа работы.
Выборку нашего исследования составили сотрудники отделов воспитательной работы, охраны и режима подразделения УФСИН в количестве 60 человек (37 мужчин и 23 женщины) в возрасте от 25 до 46 лет, из которых выделены три группы в зависимости от стажа службы в уголовно-исполнительной системе.
Для выявления степени профессиональной деформации исследуемых были использованы следующие психодиагностические методики: методика определения акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека, диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки, методика «Шкала сниженного настроения - субдепрессии» ШСНС Зунге (адаптация Т. И. Балашовой), методика «Оценка нервно-психического напряжения» (Т. А. Немчинов), диагностика определения уровня тревожности Ч. Д. Спилберга (адаптированная Ю.Л.Ханиным), диагностика уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.
Как показало исследование личностных особенностей сотрудников с помощью методики определения акцентуаций характера Леонгарда-Шми-шека, в основном преобладают личнос-
ти с экзальтированным, гипертимным, демонстративным типами личности, это 18%, 18%, 17% из всго числа исследуемых сотрудников, соответственно.
Однако другая картина наблюдается, если рассматривать сотрудников по стажу работы в УИС. У сотрудников, проработавших до 5 лет, наблюдается: 20% - гипертимных типов, 20% -эмотивных типов, 15% - демонстративных, 10% - тревожных, 10% - экзальтированных, 10% - циклоидных, 10% -возбудимых, 5% - педантичных типов. Таким образом, у них можно заметить, что встречаются различные типы характеров, с преобладанием экзальтированного, гипертимного, демонстративного типов, как и в общей картине. У сотрудников, чей стаж до10 лет, содержание типов меняется: 30% - эмотив-ных типов, 25% - гипертимных, 25% -демонстративных, 5%-дистимных, 5%-кзальтированных, 5% - возбудимых, 5% - тревожных типов характера. Т.е. здесь уже эмотивный тип встречается чаще. Для него характерны такие проявления, как чрезмерная чувствительность, тревожность, боязливость, что может быть следствием профессиональной деятельности. Еще более интересная ситуация у сотрудников, проработавших до 15 лет в УИС, здесь в 40% встречается экзальтированный тип, можно предположить, что эмотивность переросла в более острые характеристики; известно, что экзальтированный тип характеризуется эмоциональной нестабильностью, что также может быть следствие выполнения служебных обязанностей. В этой группе в 25% случаев встречается тревожный тип характера, что говорит об увеличении тревожности, неуверенности в себе, пугливости с возрастанием стажа ра-
боты сотрудников в уголовно-исполнительной системе, а это уже проявления профессиональной деформации.
Почти все исследователи одной из глубоких, разрушительных форм профессиональной деформации называют агрессию. Наиболее удачной представляется методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (адаптация А. К. Осницкого). Данная методика позволяет диагностировать десять форм агрессивных реакций: физическая агрессия (нападение) -использование физической силы против другого лица; косвенная агрессия -под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена - взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топа-нии ногами, битье кулаками по столу и т.д.; раздражение - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости; негативизм - оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства, это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев; обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания; подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред; вербальная агрессия -выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань); аутоагрес-сия, или чувство вины - угрызения со-
вести. Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный
Из таблицы видно, что средние показатели агрессии различаются у сотрудников с разным стажем работы. У тех, чей стаж до 5 лет, агрессия по среднему показателю значительно ниже, чем у тех, кто проработал 10 и 15 лет. Между сотрудниками, проработавшими в уголовно-исполнительной системе до 5 лет, и сотрудниками, чей стаж до 10 лет, наблюдаются значимые различия по таким шкалам, как физическая агрессия, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, общая агрессия, враждебность. Это в свою очередь говорит о том, что показатели по этим шкалам значимо увеличиваются в зависимости от увеличения стажа. Сравнивая показатели агрессии между сотрудниками, чей стаж работы до 10 лет и до 15 лет, значимых различий не выявилось. Хотя есть различия между средними показателями, но они незначительны. Можно предположить, что это связано с относительно небольшим временным периодом: если в течение первых 5 лет происходит адаптация, привыкание, ознакомление с профессиональной деятельностью в данной структуре, то с 5 до 10 лет ра-
индекс агрессивных реакций. А обида и подозрительность - индекс враждебности.
боты сотрудники уже приняли нормы, правила, имеют определенные навыки в данной деятельности. Наиболее значимые различия по шкалам между сотрудниками до 5-15 лет стажа. Сюда вошли почти все проявления агрессии: физическая агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, общая агрессия, враждебность, что может говорить о том, что эти показатели также увеличиваются с увеличением стажа сотрудников. Не выделился различием такой показатель, как вина (угрызения совести). Поэтому можно судить, что исследуемые сотрудники, возможно, не самокритичны, а это проявления излишней самоуверенности. Довольно значимо увеличился показатель по шкале раздражения, что указывает на формирование грубости, вспыльчивости, резкости в общении как с сослуживцами, так и с осужденными, хотя сотрудники, в свою очередь, должны быть им примером ровного, вежливого отношения и общения с окружающими. Подозрительность также имеет тенденцию к увеличению. Сотрудники к 15 годам стажа становятся более подозритель-
Таблица 1
Таблица средних результатов показателей агрессии сотрудников
стаж физ.агр. косв. агр. раздр. негат. обида подозр. верб. агр. вина общ.агр. вражд.
5 4,2 3,4 3,1 1,6 2,8 3,2 5,3 4,4 13,2 6,1
10 6,3 4,2 4,7 2,9 6,1 5,8 8,4 4,4 18,9 11,1
15 6,9 3,9 5,9 3,2 5,3 6,7 7,7 5,5 18,4 11,8
ными, мнительными, недоверчивыми к людям, видят в окружающих, даже вне работы, правонарушителей. Подозрительность и обида образуют индекс враждебности, показатель значимости различий этих шкал между стажем 5 и 15 лет достаточно весом, а, следовательно, и имеет значительный показатель различия между враждебностью сотрудников, работающих до 5 лет, и сотрудников, проработавших до 15 лет. Различия между показателями агрессивных тенденций среди сотрудников
Обследование показало, что средние показатели снижения настроения в зависимости от стажа работы в уголовно-исполнительной системе различаются, особенно между 5 и 15 лет стажа. Рассмотрев значимость этих отличий по ^критерию Стьюдента, мы не обнаружили значимых различий между показателями снижения настроения в зависимости от стажа работы. Но можно сказать, что существует тенденция снижения настроения.
Если же рассматривать по процентному соотношению (таблица 3), то картина меняется: у 80% сотрудников, имеющих стаж работы в УИС до 5 лет, не наблюдается в момент обследования снижение настроения, тогда как до 10 лет стажа - у 60%, до 15 лет стажа - у
с 5-летним стажем и сотрудниками с 15-летним стажем работы в уголовно-исполнительной системе указывают на рост профессиональной деформации личности сотрудников в зависимости от выслуги лет.
Следующей задачей исследования было изучение степени выраженности снижения настроения с помощью методики «Шкала сниженного настроения - субдепрессии» ШСНС (В. Зунг). Обобщенные средние показатели исследования показаны в таблице 2.
50%; незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения до 5 лет стажа наблюдается у 15%, до 10 - у 30%, до 15 - 35%; значительное снижение настроения в группе сотрудников, имеющих стаж до 5 лет, отмечается у 5%, до 10 лет - у 10% и до 15 лет стажа -у 15% сотрудников. Таким образом, можно говорить о том, что чем больше стаж, тем больше встречаются лица со значительным снижением настроения. Такие люди часто угрюмые, им не в радость выполнять служебные и профессиональные обязанности, работа становится в тягость. Можно предположить: это показатель профессионального влияния, возможно, профессиональной деформации личности сотрудников уголовно- исполнительной системы.
Таблица 2
Средние показатели снижения настроения сотрудников
Стаж работы Средние баллы
До 5 лет 43,01
До 10 лет 44,17
До 15 лет 48,12
С помощью методики НПН (Т. А. висимости от стажа сотрудника. Обоб-Немчинов) мы попытались оценить щенные средние показатели представ-нервно-психическое напряжение в за- лены в таблице 4.
Таблица 4
Средние показатели нервно- психического напряжения сотрудников
Таблица 3
Степень выраженности снижения настроения сотрудников
Стаж работы Не имеют снижения настроения С незначительным, но отчетливо выраженным снижением настроения Значительное снижение настроения
До 5 лет 80% 15% 5%
До10 лет 60% 30% 10%
До15 лет 50% 35% 15%
Стаж работы Средние баллы
До 5 лет 36,6
До 10 лет 40
До 15 лет 44,5
Анализ полученных результатов показал, что наибольший показатель нервно- психического напряжения имеют сотрудники, чей стаж работы в УИС составляет до 15 лет, но этот показатель находится в диапазоне слабого нервно-психического напряжения. Как видно из таблицы, разница между показателями нервно-психического напряжения между сотрудниками, проработавшими до 5 и до 10 лет, незначительна, подобное наблюдается и между показателями до 10 и до 15 лет стажа, значимые различия выявились между показателями сотрудников, имеющих стаж до 5 лет, и сотрудниками со стажем до 15 лет. Это позволяет говорить о том, что с увеличением срока службы в уголовно-исполнительной системе, сотрудники все больше испытывают нервно-психическое напряжение. Анализ причин возникновения такого явления позволил определить, что сотрудники данной категории в служебной дея-
тельности связаны непосредственно с осужденными, готовятся к выходу на пенсию, поэтому у них прослеживается нарастание фактора тревожности, беспокойства, некоторой растерянности, склонности к фиксации на неприятных ощущениях. Что в свою очередь говорит об уже сложенной профессиональной деформации личности сотрудников УИС.
В ходе следующего исследования мы с помощью методики Ч. Д Спилберга, адаптированной Ханиным Ю.Л., попытались проанализировать, как меняется уровень тревожности с увеличением стажа работы сотрудника. Средние показатели представлены в таблице 6.
Оценка уровня тревожности как свойства личности важна, так как во многом обуславливает поведение сотрудника. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности.
Таблица 5
Средние показатели уровня личностной и ситуативной тревожности сотрудников
Стаж раб. ЛТ СТ
До 5 лет 42,3 19,6
До 10 лет 29,2 14,3
До 15 лет 44,5 32
В целом исследуемые сотрудники имеют слабую ситуативную тревожность (СТ) и высокий уровень личностной тревожности (ЛТ). Ситуативная тревожность, как состояние, характеризуется переживаемыми эмоциями, она возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию. Личностная тревожность определяет индивидуальные характеристики.
Из таблицы видно, что пик личностной тревожности возникает в период до 5 лет работы и в период с 10 до 15 лет работы в УИС, но причины высокой тревожности разные. У сотрудников, чей стаж составляет до 5 лет, высокую личностную тревожность можно объяснить недавним поступлением на службу, растерянностью, неуверенностью в своих силах. У сотрудников, работающих в УИС до 15 лет, высокий показатель личностной тревожности может быть связан с раздражением, подозрительностью, враждебностью, негативизмом, что характерно для сотрудников, проработавших в уголовно-исполнительной системе до 15 лет, о чем мы уже говорили выше.
Уровень ситуативной тревожности низкий у представителей всех групп, но важно заметить, что он имеет тенденцию к увеличению соразмерно с выслугой лет. Таким образом, наибольший уровень переживаемых эмоций приходится на сотрудников, чей стаж составляет до 15 лет. Можно предполо-
жить, что это проявление профессиональной деформации.
В соответствии с обработкой, предложенной автором методики диагностики уровня эмоционального выгорания, нами было выяснено (таблица 6), что у сотрудников, проработавших до 5 лет в уголовно- исполнительной системе, в среднем значении показателей в фазах «Напряжение», «Резистенция» и «Истощение» не констатируются сложившиеся симптомы, что говорит об отсутствии тревоги, депрессии, ощущения загнанности в клетку, эмоционально-нравственной дезориентации. Сотрудники могут свободно общаться с сослуживцами, выполнять профессиональные обязанности, т.е. возникающие психотравмирующие события респондентами данной группы оцениваются объективно.
В группе, где стаж сотрудников составил до 10 лет работы, определяются складывающиеся симптомы, фазы «Напряжение», «Резистенция», «Истощение» находятся в стадии формирования. Т.е. уже к 10 годам работы в УИС происходят некие психо-эмоциональ-ные изменения сотрудников. Изменяется отношение к профессиональной деятельности в сторону отстранения, расширяется сфера экономии эмоций, уже более остро воспринимаются пси-хотравмирующие обстоятельства, показатель неудовлетворенности собой имеет тенденцию к увеличению.
Сформировавшиеся фазы «Напряжение», «Резистенция», «Истощение» констатируются у сотрудников, чей стаж составляет до 15 лет выслуги. Это обстоятельство наглядно показывает, что тревога, депрессия, эмоционально-нравственная дезориентация, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоциональный дефицит, психосоматические и психовеге-
тативные нарушения имеют место у этих сотрудников, что отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с коллегами. Из этого можно сделать вывод, что все вышеперечисленные сложившиеся фазы являются бесспорным показателем профессиональной деформации сотрудников.
Таблица 6
Таблица средних показателей эмоционального выгорания сотрудников
Стаж раб. «напряжение» «резистенция» «истощение»
До 5 лет 34 24 27
До 10 лет 48 53 46
До 15 лет 59 62 58
В ходе проведенного исследования нами была достигнута поставленная цель. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что профессиональная деформация личности сотрудников пенитенциарной системы находится в прямой зависимости от стажа службы.
Литература:
1. Безносое С. П. Профессиональная деформация / С. П. Безносов. - СПб.: Речь, 2004.
2. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М.: Знание, 1996.
3. Медведев В. С. Психология профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дисс... д-ра пед. наук. Киев, 1999.
СПЕЦИФИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ О ЦЕЛЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О.Г. Набиуллина
В статье представлены результаты исследования представлений студентов разных вузов о целях профессионально-трудовой деятельности. Для испытуемых из военной группы существенными стали аспекты, связанные с карьерой; для медиков, - с принесением пользы людям; для педагогов - с общением. Цели «высокий доход» и «профессионализм» во всех группах занимают одну из ведущих позиций. Тем не менее, испытуемые, выбравшие цель «высокий доход», как правило, не выбирали цель «профессионализм».