Научная статья на тему 'Теоретические подходы к изучению профессиональной деформации сотрудников УВД'

Теоретические подходы к изучению профессиональной деформации сотрудников УВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1778
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Ирина Владимировна, Тенюшев Борис Иванович

Professional personality deformation is the change of personality under the influence of professional role. The professional personality type is formed, which can become apparent through professional cant, manners of behaviour, appearance. Taking into account the specificity of the work basic research works relating the analysis of professional deformation of Law Enforcement Agency officers are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical approaches to the study of professional deformation of the Law Enforcement Agency officers

Professional personality deformation is the change of personality under the influence of professional role. The professional personality type is formed, which can become apparent through professional cant, manners of behaviour, appearance. Taking into account the specificity of the work basic research works relating the analysis of professional deformation of Law Enforcement Agency officers are considered.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к изучению профессиональной деформации сотрудников УВД»

ции. Оптимальный уровень профессионализма личности педагога позволяет ему осмысливать процесс саморазвития как жизненную ценность, создавать, организовывать условия (внутренние и внешние) для самосовершенствования и самореализации в ходе жизнедеятельности, познавать, анализировать, творчески самовыражаться.

Проблема профессионализма личности педагога в рассмотренных научно-практических публикациях задана: педагогическая акмеология в настоящее время утвердилась в том, что профессионализм есть высший уровень развития личности, средство прогрессивных личностно-профессиональных достижений и полноценной самореализации педагога. Однако ею не намечены основные

пути, принципы исследования, не разработан должный категориальный аппарат, а сама категория «профессионализм личности педагога» не насыщена эмпирическим содержанием.

Глубокое и полное раскрытие феномена «профессионализм личности педагога» позволит выработать общую стратегию исследования, разработать концептуальную модель развития профессионализма личности педагога, определить адекватные акмеологи-ческие технологии достижения педагогом вершины своего развития - акме. Это является предметом нашего дальнейшего научнопрактического поиска.

Поступила в редакцию 20.06.2007 г.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ СОТРУДНИКОВ УВД

И.В. Кузнецова, Б.И. Тенюшев

Kuznetsova I.V., Tenyushev B.I. Theoretical approaches to the study of professional deformation of the Law Enforcement Agency officers. Professional personality deformation is the change of personality under the influence of professional role. The professional personality type is formed, which can become apparent through professional cant, manners of behaviour, appearance. Taking into account the specificity of the work basic research works relating the analysis of professional deformation of Law Enforcement Agency officers are considered.

Одной из наиболее изучаемых в психологии проблем является проблема влияния профессиональной деятельности на личность субъекта. Это обусловлено тем, что деятельность оказывает на личность не только развивающее действие, но также, при некоторых обстоятельствах, вызывает негативные изменения в ней, которые принято называть профессиональными деформациями. Ученые, занимающиеся исследованием профессиональной деформации, еще не пришли к единому взгляду на сущность данного явления и стоят на различных теоретических позициях. Они согласны лишь в том, что профессиональная деформация личности - это изменения личности под влиянием выполнения профессиональной роли. Эти изменения затрагивают такие качества личности, как стереотипы восприятия, ценностные ориентации, характер, способы общения и поведе-

ния. В результате формируется профессиональный тип личности, который внешне может проявляться в профессиональном жаргоне, манерах поведения, физическом облике.

Е.И. Рогов рассматривает данный феномен с точки зрения прогрессивных и регрессивных изменений личности. Он предлагает называть профессиональными деформациями личности такие ее изменения, которые возникают под влиянием выполняемой профессиональной деятельности и проявляются в абсолютизации труда как единственно достойной формы активности, а также в возникновении жестких ролевых стереотипов, которые переносятся из трудовой сферы в иные условия, когда человек не способен перестраивать свое поведение адекватно меняющимся условиям.

Е.И. Рогов и ряд других исследователей рассматривают изменения личности, проис-

ходящие при ее профессиональных деформациях, как адекватные, эффективные и потому прогрессивные в рамках профессиональной деятельности, выполняемой субъектом. Регрессивность данного явления выражается в том, что оно как приспособление к профессиональной деятельности оказывается неадекватным в других, непрофессиональных, сферах жизнедеятельности.

Другой подход заключается в рассмотрении феномена профессиональной деформации с точки зрения адаптации человека к своей профессии. В нем профессиональная деформация понимается как противоречивый процесс вхождения индивида в профессиональную среду, усвоение профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества; как процесс активной реализации накопленного профессионального опыта, в котором различные типы адаптивного поведения проявляются не как слепое подчинение внешним требованиям, а как выбор оптимального для руководителя поведенческого решения и как активное воспроизводство социальных коммуникаций путем включения в управленческую деятельность [1].

Некоторые авторы считают профессиональную деформацию частью более общего негативного явления, а именно профессиональной деструкции [2]. Профессиональные деструкции - это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.

А.К. Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности выделила ряд тенденций профессиональных деструкции, среди которых назвала появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции) [3].

В психологии основательно исследованы проблемы профессионального старения, обеспечения надежности труда, повышения работоспособности, а также виды профессиональной деятельности, связанные с неблагоприятными и экстремальными условиями труда. В меньшей степени исследована связь профессиональной деформации личности с содержанием и условиями про-

фессиональной деятельности. Необходимость подобных исследований подчеркивал С.Г. Геллерштейн, который еще в 1930-е гг. писал: «Надо постоянно помнить, что сущность профессиональной работы заключается не только в выполнении работником ряда активных и реактивных действий, но и в приспособлении организма к тем специфическим особенностям профессии, на фоне которых эти действия совершаются. Происходит непрерывное взаимодействие внешних условий и организма работника. При этом очень часто наблюдается деформация не только тела, но и психики работника» [4]. Далее С.Г. Геллерштейн уточняет, что деформацию следует понимать как изменение, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер (искривление позвоночника и близорукость у конторских служащих, угодливость приказчиков, льстивость кельнера и др).

Отдельные аспекты этой проблемы освещены в работах С.П. Безносова, P.M. Грановской, Л.Н. Корнеевой. Исследователи отмечают, что деформации развиваются под влиянием условий труда и возраста. Деформации искажают конфигурацию личностного профиля персонала и негативно сказываются на продуктивности труда. Профессиональные деформации по-разному выражаются у представителей различных профессий.

Исследователи С.П. Безносов, P.M. Грановская, Л.Н. Корнеева, А.К. Маркова отмечают, что в наибольшей степени профессиональные деформации развиваются у представителей социономических профессий, постоянно взаимодействующих с людьми: врачей, педагогов, работников сферы обслуживания и правоохранительных органов, госслужащих, руководителей, предпринимателей и др. Это вызвано, по мнению С. П. Безносова, тем, что общение с другим человеком обязательно включает и его обратное воздействие на субъекта данного труда.

У представителей этих профессий С.П. Безносов выделяет четыре уровня проявления профессиональных деформаций [5].

1. Общепрофессиональные деформации, типичные для работников этой профессии. Эти инвариантные особенности личности и поведения профессионалов прослеживаются у большей части работников со стажем, хотя уровень выраженности данной группы де-

формаций различен. Так, для врачей характерен синдром «сострадательной усталости», выражающийся в эмоциональной индифферентности к страданиям больных. У работников правоохранительных органов развивается синдром «асоциальной перцепции», при котором каждый гражданин воспринимается как потенциальный нарушитель; у руководителей - синдром «вседозволенности», выражающийся в нарушении профессиональных и этических норм, в стремлении манипулировать профессиональной жизнью подчиненных. Ансамбль общепрофессиональных деформаций делает работников одной профессии узнаваемыми, похожими.

2. Специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации по профессии. Любая профессия объединяет несколько специальностей. Каждая специальность имеет свой состав деформаций. Так, у следователя появляется правовая подозрительность, у оперативного работника - актуальная агрессивность, у адвоката -профессиональная изворотливость, у прокурора - обвинительность. Врачи разных специальностей тоже обрастают своими деформациями. Терапевты ставят угрожающие диагнозы, хирурги циничны, медсестры черствы и равнодушны.

3. Профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности - темперамента, способностей, характера - на психологическую структуру деятельности. В результате складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:

• деформации профессиональной направленности личности: искажение мотивации деятельности («сдвиг мотива на цель»), перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к новичкам и нововведениям;

• деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей: организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, завышенная самооценка, психологическая герметизация, нарциссизм и др.);

• деформации, обусловленные чертами характера: ролевая экспансия, властолюбие,

«должностная интервенция», доминантность, индифферентность и др.

Эта группа деформаций развивается в разных профессиях и не имеет четкой профессиональной ориентации.

4. Индивидуализированные деформации, обусловленные особенностями работников самых различных профессий. В процессе многолетнего выполнения профессиональной деятельности, психологического сращивания личности и профессии отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и профессионально нежелательные, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций. Это могут быть сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм. Данные деформации С.П. Безносов называет «профессиональным кретинизмом» [4].

Следствием всех этих деформаций являются психическая напряженность, конфликты, кризисы, снижение продуктивности профессиональной деятельности личности, неудовлетворенность жизнью и социальным окружением.

Деятельность сотрудников ОВД относится к классу социономических профессий, в которых особенно велик риск возникновения профессиональных деформаций. Характеризуя данную деятельность, А.К. Китов указывает: «Психологическая проблематика ОВД чрезвычайно широка и многообразна, и ее сколько-нибудь полная классификация может быть проведена лишь после того, как будут накоплены исследовательские материалы, которых, к сожалению, пока чрезвычайно мало» [6].

Автор предполагает, что в перспективе в составе психологической науки будет формироваться еще одна ее отрасль - психология деятельности работников ОВД. Перечень особенностей деятельности сотрудников ОВД достаточно широк, и некоторые из них еще не описаны в литературе. Для полной систематизации конкретных особенностей, возможно, еще нет достаточных оснований. Но уже сейчас можно выделить, по крайней мере, два больших блока или вида этих особенностей.

В первую группу можно включить те характеристики данной профессии, которые определяют специфику общения сотрудни-

ков, коммуникативный аспект их деятельности, а во вторую группу - те особенности, которые связаны с действием фактора опасности, с виктимологическими аспектами службы.

Рассматривая первую группу особенностей - специфику делового общения, - необходимо выделить, прежде всего, такой параметр общения сотрудников, как широта и многопричинность коммуникаций. В отличие от представителей многих других профессий, практически все сотрудники ОВД, независимо от их служебного положения, ежедневно встречаются с самыми различными категориями населения по самым разным причинам (обмен и выдача паспортов, удостоверений на право вождения транспорта, прием и рассмотрение жалоб и заявлений, разбор нарушений общественного порядка, обеспечение противопожарной безопасности и т. п.).

Если «обычный» человек в своей работе, как правило, связан только со своим трудовым коллективом, то общение участкового, например, не имеет четких границ. Сотруднику приходится вникать в деятельность самых разных отраслей народного хозяйства. Для него характерен практически безграничный круг общения - все слои общества самых разных возрастных и профессиональных групп и различного общественного положения. В психологическом плане это означает, что деятельность сотрудника должна быть предельно гибкой, нестандартной, творческой. Это требует особых, универсальных знаний, умений и навыков из области социальной психологии. Требуется основательная психологическая подготовка в сфере общения. Нужны хорошо развитые механизмы защиты «Я» личности, чтобы избежать синдрома «эмоционального сгорания». В этой работе с населением очень большой вес должен занимать не только правовой, но и педагогический аспект. Сотрудники почти всех служб должны в своей профилактической работе заниматься вопросами воспитания граждан, а в ряде случаев - их исправлением и перевоспитанием. Каждый сотрудник (патрульно-постовой службы, следствия, уголовного розыска и т. д.) выступает по отношению к гражданам не только как представитель государства, но и как педагог-психолог. Он должен заниматься формированием правовой культуры и правопослушного поведе-

ния граждан - от подростков до лиц пожилого возраста.

B.C. Олейников отмечает еще одну особенность профессиональной деятельности сотрудника милиции в сфере общения: «Ему нередко приходится сталкиваться и проникать в самые интимные глубины духовной жизни граждан. Поэтому действия сотрудника всегда должны быть уважительны по отношению к другому человеку, справедливы и понятны самым широким массам трудящихся» [7].

Характерной особенностью общения и деятельности сотрудника ОВД является и то, что он, в отличие от представителей других профессий, вынужден иметь дело чаще всего с особым контингентом «ненормальных» людей, преступивших закон. Постоянное негативное общение с преступниками, нарушителями общественного порядка, лицами, ведущими паразитический и аморальный образ жизни, пьяницами и алкоголиками, наркоманами оказывает существенное психотравмирующее влияние на самочувствие сотрудника. Жизнь сталкивает его с множеством явлений антиобщественного порядка, работник испытывает воздействие отрицательных информации и эмоций, значительные психологические перегрузки.

Эти факторы деятельности и общения могут приводить при определенных условиях к профессиональной деформации личности. Негативные изменения личности могут проявляться, например, в эффектах перцептивной адаптации, повышении порогов восприятия, когда восприятие фактов отклоняющегося поведения может притупляться, кое-кто как бы «привыкает» к ним (своеобразный механизм психологической защиты личности). Постоянно наблюдая «изнанку» жизни, при отсутствии необходимого социальнопсихологического иммунитета сотрудник может проявлять в отдельных случаях бездушие, формализм, черствость.

Деформация вследствие действия этих факторов деятельности может проявляться и следующим образом. С одной стороны, частое взаимодействие с преступным контингентом в ситуации противоборства формирует у сотрудника такое необходимое качество личности, как бдительность, т. е. постоянную готовность противостоять уловкам и ухищрениям. В этом проявляется положительное влияние деятельности на формирование лич-

ности, профессиональных черт характера, служебного опыта. Обостряются восприятие, наблюдательность, развиваются профессиональные умения и навыки.

Но, с другой стороны, частое и интенсивное общение с преступным миром может привести к трансформации бдительности в излишнюю подозрительность, придирчивость, недоверие к любому провинившемуся или оступившемуся человеку. Некоторые начинающие сотрудники могут заразиться пессимистическими настроениями и вообразить, что подавляющее большинство населения - это потенциальные преступники, как многие врачи оценивают людей лишь в роли будущих пациентов.

Сотрудник как бы воспринимает окружающих через окошко медвытрезвителя. А. Константинову [8], например, некоторые сотрудники уголовного розыска признавались в том, что им намного легче общаться с рецидивистами, чем с нормальными, правопослушными людьми.

Вся деятельность сотрудников, носящих милицейскую форму, в очень большой степени подчиняется общественным нормам и социальным ожиданиям. Сам факт ношения специальной формы подчеркивает эту особенность деятельности и оказывает известное влияние на личность работника. От человека в милицейской форме все окружающие справедливо ждут строго определенного рода поведения - соучастия, поддержки, помощи, защиты. Окружающие, обращаясь за помощью к милиционеру, предполагают, что он грудью станет на защиту человека, которому угрожает опасность.

Существенной особенностью деятельности сотрудника ОВД является конфликтный характер тех ситуаций, на фоне которых развертывается и протекает служба милиционера. Конфликтность деятельности проявляется в самых разных формах. Вступая во взаимодействие с преступным элементом, сотрудник испытывает активное сопротивление с его стороны, он должен преодолевать попытки нарушителя замаскировать свои действия, ввести в заблуждение и даже спровоцировать сотрудника на неправильные, противоправные действия.

При этом антиобщественные элементы пренебрегают всеми социальными нормами, а сотрудники, сталкиваясь с ними, обязаны

строго соблюдать законность. В этих эмоционально окрашенных ситуациях общения сотрудник обязан сохранять самоконтроль, обладать повышенной психологической устойчивостью, чтобы не поддаться на провокации и противостоять психическому заражению потерявшего над собой контроль человека. Все это предъявляет очень высокие требования к личности сотрудника, его педагогическому такту и психологической культуре.

Можно отметить еще одну особенность служебной деятельности сотрудника ОВД. Вся служба многих сотрудников милиции проходит на глазах у населения, в общественных местах. В их деятельности очень большой вес имеет публичность исполнения профессиональных действий. Любой проступок работника милиции, его слова, тон, манеры, внешний вид - все обращает на себя внимание окружающих и нередко потом обсуждается. Сотрудник всегда работает под острым, пристальным взглядом людей, потому что он представитель власти. Все действия его подвергаются строгому оцениванию со стороны окружающих и нередко сопровождаются прилюдным комментарием.

В одних случаях этот очень сильный эмоциональный фактор - «присутствие зрителей» - способствует успешному выполнению служебных задач, в других может вызывать дезорганизацию действий сотрудников, приводить к ошибкам в деятельности.

Сотрудник вынужден постоянно учитывать действия данного фактора, должен суметь привлечь на свою сторону наблюдателей конфликтной ситуации, вызвать у публики эмоциональный резонанс. Хорошо известно, что если работник медвытрезвителя при изъятии из общественных мест лиц, находящихся в сильном алкогольном опьянении, проявляет резкость (в пределах требований закона), то симпатии присутствующих чаще всего склоняются на сторону потерпевшего, «жертвы». И наоборот, чем внимательнее и предупредительнее наряд относится к пьянице, тем скорее сформируется и ярче проявится у окружающих негативное отношение к нарушителю общественного порядка.

Деятельность сотрудников ОВД разворачивается под жестким и постоянным социальным контролем, на глазах у многих (не всегда компетентных) судей и оценщиков.

Сложность «артистичного» выполнения задач в присутствии публики подчеркивается и тем фактором, что сотрудник обязан соблюдать не только общественный этикет, нормы морали, но и определенные уставные требования, которые иногда непонятны окружающим, связаны с некоторыми тонкостями. Умение сотрудников работать в присутствии публики существенно повышает эффективность воспитательных мероприятий и социальный престиж службы.

Ко второй группе особенностей деятельности сотрудников ОВД можно отнести всю ту специфику, которая связана с фактором опасности и риска. Справедливо замечено, что, в противоположность представителям других профессий, работник милиции на протяжении едва ли не всего времени, а не только чисто служебного, находится в состоянии стресса. Он считается с вполне реальной возможностью получить травму после окончания служебного времени, даже придя домой, сняв форменную одежду, он в любой момент может ожидать экстренного вызова и подсознательно находится в постоянном напряжении.

Д.В. Ривман [9] подчеркивает такую существенную особенность деятельности, как виктимную предрасположенность большинства милицейских профессий, т. е. повышенную вероятность агрессивного нападения нарушителей общественного порядка на работника милиции, повышенную вероятность стать жертвой преступных посягательств. Вероятность агрессивного нападения на сотрудников ОВД обратно пропорциональна уровню их профессиональной подготовленности и во многом зависит от правильной организации службы, учета индивидуальных психологических особенностей работников при подборе личного состава на должности и посты, повышенно уязвимые в виктимном отношении. Осознание сотрудником повышенной виктимности своего труда также может играть роль психотравмирующего фактора, приводящего к чрезвычайной эмоциональной напряженности службы.

Опасность (реальная или мнимая) - это постоянно действующий стрессор в деятельности сотрудников милиции, пожарной охраны и других служб. Специфика проявления этого стрессора в деятельности сотрудников ОВД заключается, в частности, в том, что

опасность может появиться внезапно. И, наконец, сотрудник ОВД, в отличие от представителей других профессий, связан с профессиональной необходимостью всегда идти навстречу опасности. В психологическом плане это может вызвать повышенную вероятность либо инстинктивных форм поведения, либо рискованных вариантов действий. Может наступить привыкание к опасности, снижение способности адекватной оценки собственных возможностей, что чревато потерями среди личного состава.

Кроме того, регулярное пребывание в подобном режиме и условиях труда безусловно накладывает определенный отпечаток на психологию осознания сотрудником собственной и чужой ценности. Наступает явление привыкания к этим условиям. Все, что не связано с непосредственной угрозой здоровью и жизни, рассматривается как обычный трудовой фон деятельности.

Известно, что большой процент служебных ошибок сотрудников является виктимно обусловленным [5]. В числе провоцирующих моментов можно назвать такие, как пассивное сопротивление нарушителей, оскорбления и нецензурная брань в адрес сотрудников, удары, повреждения форменной одежды, демонстративная апелляция к соучастникам и гражданам, угрозы, попытки применения оружия ит. п.

Эффект привыкания к подобным условиям может проявляться в снижении защитных свойств личности, уменьшении психологической способности к сочувствию самому себе, потере трезвой самооценки собственных физических и психологических возможностей, снижении чувства опасности и трезвой оценки собственных ресурсов.

В ситуации привычной опасности может наблюдаться замена обычных, уже освоенных приемов деятельности рискованными. Сотрудник, привыкнув к стрессору, занижает степень опасности, угрозы, считает ее маловероятной и полагается на «везение», на случайный благоприятный исход. Это может приводить к неоправданным потерям среди личного состава подразделений при ликвидации пожаров, задержании преступников, ликвидации чрезвычайных обстоятельств и т. п.

Как правило, все, что связано с непосредственной угрозой здоровью и жизни сотрудников, рассматривается ими как обыч-

ный и привычный трудовой фон их деятельности.

Специфика деятельности сотрудников ОВД приводит и к таким деформирующим влияниям, как заметное снижение уровня защитных свойств индивида. «Привычное переживание опасности и констатация того факта, что правовая защита сотрудников в этих условиях не всегда влечет защиту физическую, - пишет В.Е. Насиновский, - приводит к обесцениванию в их глазах системы правовых и моральных норм, регламентирующих отношения, прежде всего, в сфере управления. Пренебрежительное отношение как к правовым, так и к моральным нормам нередко причиняет фактический вред не только окружающим людям, но и самому сотруднику. <...> По всей вероятности, в этом заключается причина многих чрезвычайных происшествий, влекущих ранения и гибель личного состава» [6].

Обобщая приведенное выше, можно выделить следующие признаки профессиональной деформации.

1. Профессиональная деформация является следствием длительного выполнения профессиональной деятельности, и их возникновение зависит от содержания выполняемой деятельности, особенностей ее предмета и условий, а также индивидуальнопсихологических особенностей личности самого субъекта.

2. По своему содержанию они являются приспособлением субъекта к выполняемой профессиональной деятельности.

3. Профессиональные деформации в отличие от профессиональной адаптации имеют негативные последствия, проявляющиеся двояким образом. Во-первых, они выража-

ются в косности поведения - в неспособности человека отходить от своей профессиональной роли, что затрудняет принятие и эффективное исполнение человеком социальных ролей вне сферы профессиональной деятельности. Во-вторых, профессиональные деформации заключаются в деструктивных изменениях личности, которые негативно сказываются на продуктивности профессиональной деятельности и взаимодействии с другими участниками совместной деятельности.

4. Профессиональные деформации в наибольшей степени характерны для социо-номических профессий, к которым относится и профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел.

1. Подвойский В.П. // Профессиональная де-

формация и проблемы профессионализма: сб. науч. тр. 2001. № 2. С. 31-32.

2. Насимовский В.Е. // Тез. I Всесоюзной конф. по психологии управления. М., 1979. С. 91-92.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

4. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2005.

С. 35-44.

5. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб., 2004.

6. Китов А.К. Психология управления. М., 1983.

7. Олейников B.C. Профессиональная мораль и служебный этикет сотрудников милиции. Л., 1964.

8. Константинов А. Бандитский мир Петербурга. СПб., 1996.

9. Ривман Д. В. Виктимологические факторы и профилактика преступлений. Л., 1975.

Поступила в редакцию 25.04.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.