Причинами и условиями, вызывающими профессиональную деформацию, мы считаем значительный объем властных полномочий в условиях малоэффективного контроля; злоупотребление служебным положением; пробелы в воспитательной работе, низкий уровень организации служебной подготовки личного состава; смещение ценностных акцентов: сотрудники считают свою работу менее важной, чем деятельность других служб МВД; неустойчивость психологического климата; отсутствие требовательности, ответственности за порученное дело, сурового осуждения со стороны коллектива; некомпетентность руководящего состава; неблагоприятные условия труда — деятельность работников связана с психическими перегрузками; неукомплектованность кадрами; нерешенные бытовые проблемы; недостаточная эффективность труда; неправильная дисциплинарная практика; отрицательное влияние криминогенной обстановки; бесперспективность служебной деятельности; несоответствие образования, занимаемой должности.
Указанные группы причин воздействуют на сотрудников в комплексе. Эти причины, в основном, отражают объективные условия формирования профессиональной деформации, однако возникновению и развитию профессиональной деформации во многом способствуют личные субъективные качества ее носителя. Воздействие на человека внешних условий общественной жизни опосредовано внутренним отношением: эффект внешнего воздействия зависит от внутреннего состояния организма.
Изложенное позволяет сделать следующие выводы.
1. Под профессиональной деформацией сотрудника следует понимать изменение психологической структуры личности вследствие длительного отрицательного воздействия специфических факторов окружающей среды, профессиональной деятельности, обусловливающих возникновение искаженных потребностей, интересов, целей, мотиваций. Последние в комплексе отрицательно влияют на выбор поступков, выполнение профессиональных обязанностей и адаптацию в социальной среде.
2. Биологическая и психофизическая подсистемы личности влияют на социально-психологические свойства как внутренние условия, определяющие активность, но они не являются основной причиной возникновения профессиональных деформаций. Они могут “криминализироваться” лишь под влиянием негативных условий воспитания и жизнедеятельности индивида, включаясь в его социально-психологичес-кую подсистему.
3. К причинам возникновения профессиональных деформаций следует относить социально-психологические причины, включающие элементы психологии различных социальных систем.
4. Причины и условия возникновения профессиональных деформаций — социальные явления: социально-психологические, социально-экономические, организационно-управленческие,
идеологические и т.д. Они социальны по своему происхождению, сущности и перспективам, представляют систему социально-негативных явлений и процессов, которые детерминируют возникновение деформаций.
5. Факторы экстремальности, дефицита времени, культуры, духовности служат возникновению “деформированной’’ морали. Контакт с преступниками, психологические, умственные и физические перегрузки требуют напряжения всех сил и психофизических возможностей. Проявлениями адаптации к особенностям службы могут стать жестокость, нетерпимость и другие негативные черты личности.
Поэтому при подборе кадров УОП должны предъявляться повышенные требования в отношении моральных, нравственных, психологических и деловых качеств.
Суициды среди сотрудников УИС и меры их профилактики
Канд. мелииинских наук В.Г. Козюля, Г.Б. Калманов ВНИИ МЕШ России
Специфика служебной деятельности сотрудников УИС МВД России, значительный уровень эмоционально-стрессовых нагрузок предъявляют высокие требования к их психической устойчивости. Поэтому любой случай или попытка самоубийства является чрезвычайным происшествием и имеет негативный социальный резонанс, отрицательно сказывается на авторитете правоохранительной системы. Статистические данные указывают на чрезвычайную актуальность проблемы: в 80-х годах суицидальные формы поведения были относительно стабильными, с 90-х годов отмечается тенденция их роста (за 6 месяцев 1995 г. зарегистрировано 28 самоубийств). Обращает на себя внимание и тот факт, что удельный вес такого рода чрезвычайных происшествий в различных регионах дислокации служб ИТК неодинаков и в меньшей степени выражен там, где проводятся профилактические мероприятия по их предупреждению.
Изучение личных дел, беседы с родственниками и сослуживцами показывают, что совершившие суицидальные поступки характеризуются набором характерологических особенностей. Эмоциональная неустойчивость, импульсивность поступкдв, истеро-возбудимые реакции отража-
ют низкий уровень социально-психологической адаптации, а главное — потенциальную готовность к дезадагггивным формам поведения в конфликтных ситуациях (преобладают семейные и коммунально-бытовые конфликты — 65%). Возрастная характеристика этих лиц не превышала 30 лет при сроке службы до 2-3-х лет. Семейные конфликты как мотив самоубийства чаще встречались у сотрудников, которые отрицательно характеризовались по месту работы, имели дисциплинарные, административные взыскания, злоупотребляли алкоголем. Особенно выросла доля су-ицидентов на коммунально-бытовой почве, для этой группы чаще всего характерны жилищные трудности.
Среди способов самоубийства преобладает самоповешение (71%), второе место занимают самоубийства, совершаемые с помощью огнестрельного оружия (25%). Относительно частое применение табельного оружия вызывает особую тревогу, так как суицидент с оружием в руках может быть опасен не только для себя, но и для окружающих. В связи с чем профилактика суицида с использованием табельного оружия — это одновременно и профилактика расширенного суицида, в результате которого жертвами становятся близкие, а иногда случайные люди.
Большинство суицидальных поступков совершается в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголь, по-видимому, имеет растормаживающее значение при совершении суицида. Однако следует помнить, что личностный конфликт в сочетании с высоким уровнем профессиональных эмоционально-стрессовых нагрузок всегда создают чрезмерное психоэмоциональное напряжение. В таких случаях алкоголь нередко выступает в роли стресс-протективного средства, при этом, когда алкоголь становится привычным средством, социально-психологическая дезадаптация лишь усугубляется, приближая кризисное состояние. В этой связи важно своевременно оценить истинное состояние сотрудника и причину алкоголизации: при отказе в поддержке этим лицам они склонны к агрессивно-импульсивным поступкам, одним из которых может быть самоубийство.
Группа суицидентов в возрасте более 50 лет имеет иную структуру. Для них характерна одинокая в семейно-бытовом плане жизнь, замкнутые и тревожно-мнительные черты характера, склонность к пессимистическим суждениям, жалобам на здоровье, наличие сопутствующих соматических заболеваний, умеренное, но частое употребление спиртных напитков. В конфликтных ситуациях эти лица могут подолгу замыкаться в себе или, наоборот, давать яркие агрессив-но-дисфорические реакции с угрозами вплоть до нанесения телесных повреждений обидчику. Эти качества в сочетании с возрастными характеристиками являются благоприятным фоном для формирования отрицательных эмоциональных переживаний. Трудность приобретения новых представлений, ослабление контроля над эмоциональными реакциями, тенденция к эгоцент-
ризму, безмотивным сменам настроения и другие индивидуальные и возрастные отклонения снижают адаптацию к изменениям внешней среды.
Анализ материалов дел и экспертных заключений этой группы суицидентов позволил выявить важную медико-психологическую особенность, которая может быть причиной поздней доврачебной помощи потенциальным суицидентам. Дело в том, что суицидальному поступку часто предшествует так называемое предсуицидальное состояние, правильная квалификация и оценка которого чрезвычайно важны. Вызывает тревогу то, что в заключениях отмечается тенденция к подмене психопатологической оценки состояния психологической интерпретацией. Изученные нами акты экспертиз дают серьезные основания для сомнений в квалификации этих состояний как психологических реакций личности на конфликтные ситуации; они дают больше оснований для квалификации их как острых патологических невротических реакций или реактивных депрессий. В этой связи нам представляется важным расширить диапазон профессиональной подготовки сотрудников УИС МВД углубленными знаниями основ медицинской психологии.
Наконец, подчеркнем, что для правильной ориентации в понимании такого сложного био-психосоциального явления, как самоубийство, следует обращать внимание не только ка отдельные факторы риска, но и на весь биоасихосоци-альный комплекс функционирования личности, что в значительной степени повышает своевременный прогноз суицидов.
Пути к практическому решению проблемы профилактики суицидального поведения сложны, они во многом зависят от изучения личности суициде шов, особенностей социально-психологической микросреды, профессиональной подготовленности и ориентации сотрудников УИС. Необходимо обращать внимание на предотвращение самой возможности появления суицидальных переживаний, т.е. на своевременное распознавание и купирование состояний, несущих потенциальную угрозу суицида, и на ликвидацию условий, их порождающих.
При анализе объективных сведений, полученных в ходе проверки и изучения кандидата, руководителям и работникам кадрового аппарата УИС и ПФЛ необходимо обращать внимание на наличие нервных и психических заболеваний среди близких и родственников, алкоголизма и случаев отклоняющегося поведения, что может свидетельствовать о скрытых, генетически обусловленных формах нервно-психических заболеваний; частые смены места работы и их причины; неблагоприятные ситуации в коллективах; характер семейных отношений, причины возникающих трудностей и конфликтов; особенности межличностных отношений, формы и способы разрешения конфликтных ситуаций.
Меры профилактики суицидального- поведения, необходимые в системе УИС, требуют своевременного выявления суицидальных ген-
денций и действий сотрудников, которые находятся в состоянии социально-психологической дезадаптации или в предсуицидальном периоде; решения экспертных вопросов; проведения мероприятий по разрешению и смягчению причин и факторов, способствующих возникновению состояний дезадаптации, ставших причиной суицидального поведения сотрудников, т.е. психогигиены и психопрофилактики в ширрком социальном смысле.
Для профилактики суицидального поведения чрезвычайно важно своевременное выявление лиц, находящихся в предсуицидальном состоянии. В частности, в начальном периоде иред-суицида руководителей отрядов и подразделений должны настораживать такие возникшие особенности поведения у подчиненных, как пониженное настроение, несвойственная замкнутость или повышенная общительность; у мужчин — злоупотребление алкоголем, эпизодические суицидальные высказывания. Особо должны настораживать проявления упорных суицидальных мыслей, намеков, неестественных черт в поведении.
Появление же постоянных идей о самоубийстве, высказываний и попыток, прямых или символических “прощаний’’, возбужденного поведения или “зловещего” спокойствия, не свойственная собранность служат показателем острого суицидального кризиса, угрожающего жизни состояния.
Для успешного снятия конфликтной ситуации руководителям подразделений, а также медицинской службы необходимо помнить, что сотрудник, находящийся в состоянии психологического кризиса, испытывает выраженную потребность в эмоциональной поддержке и интеллектуальной помощи.
Смягчение конфликтной ситуации, как правило, возможно при активном вмешательстве в окружение суицидентов, выражающемся в работе с членаки их семей и значимыми для них лицами. Необходимо помочь окружающим понять их неадекватное отношение к суициденту, несправедливость предъявляемых к нему требований, в основном, материально-бытового характера. Незначительный неверный шаг может усилить конфликтную ситуацию, задеть самолюбие и интересы сотрудника или его близких и тем самым ускорить реализацию суицидального замысла.
Подчеркнем, что профилактика суицидального поведения среди сотрудников УИС требует комплекса мероприятий по профессиональному отбору и ориентации кандидатов на службу, выявлению лиц с нервно-психическими расстройствами и состояниями психоэмоционального напряжения, своевременному выявлению и купированию предсуицидальных состояний, а также проведению психогигиенических мер для сохранения и укрепления психического здоровья.
Телефонное консультирование детей и подростков как возможность предотвращения суицида
Зав, суицидологической службой
В.Е. Чиряков г. Омск
Неуклонное увеличение частоты самоубийств и покушений на самоубийство, наблюдающееся в крупных городах большинства стран мира, к сожалению, не обошло и Россию. Длительное умалчивание этой проблемы, ее игнорирование привели к тому, что темпы роста суицида в России, согласно статистическим данным, составляют сотни процентов в год. При этом более устойчивый рост наблюдается в молодежной возрастной группе. С целью оказания экстренной психологической помоЩи людям, находящимся в состоянии душевного кризиса, и предупреждения суицидов в 1991 г. была создана Омская суицидологическая служба — самый демократичный вид психотерапевтической помощи населению. Об этом свидетельствует постоянный рост числа обращений. Примерно 1/4 часть звонков — от подростков. Предположительно, для подростка его контакт с другим человеком, установленный с помощью технического средства связи, кажется более современным и поэтому привлекательным. Психологически сама возможность “владеть” контактом, управлять им по своему желанию импонирует подросткам.
Телефонный вид связи делает контакт подростка и психолога доступным для подростка во времени и на расстоянии, с психотерапевтом можно связаться незамедлительно, именно тогда, когда испытываешь в этом потребность.
Телефонный контакт обеспечивает подростку полную анонимность, и этот вопрос для него первостепенный: зачастую у него хватает решимости обратиться за помощью только при условии гарантированной анонимности. Такой контакт создает ощущение близости психотерапевта, и поэтому быстрее и легче возникает доверительная атмосфера. Психотерапевт “ТД” — “домашний” голос для подростка, не такой отчужденный и “внешний”, как в случае очного консультирования. Он находится с подростком здесь, в его доме, в его комнате, он становится частью его внутреннего домашнего мира, о нем никто не знает, он целиком принадлежит подростку. Телефонный контакт дает возможность подростку создать свой образ телефонного консультанта, с которым ему легче всего говорить. Мож-
*