УДК [378:316.614]:004
ББК 74.58
К 75
А.О. Кочнев
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры транспортных средств и техносферной безопасности Череповецкого государственного университета; E-mail: KochnevAO@yandex. ru
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОЙ
КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ СЕВЕРНОГО АРКТИЧЕСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
(Рецензирована)
Аннотация. В статье обращено внимание на проблемы профессиональной безопасной киберсоциализации в Интернет-среде, с которыми сталкиваются студенты. На основе анализа полученных в результате анкетирования студентов Северного Арктического государственного университета данных сделаны предположения и выводы о специфике киберсоциализации студентов посредством Интернета и использовании ими возможностей Сети в контексте собственной профессиональной подготовки.
Ключевые слова: киберсоциализация, студенты, профессиональная подготовка, обучающиеся, компьютерные технологии, Интернет-среда, киберпространство.
A.O. Kochnev
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Vehicles and Technosphere Safety Department of Cherepovets State University; E-mail: [email protected]
PROBLEMS OF PROFESSIONAL SAFE CYBERSOCIALIZATION OF STUDENTS OF THE NORTHERN ARCTIC FEDERAL UNIVERSITY
Abstract. The paper focuses upon the problems of professional safe cybersocialization encountered by students in an Internet environment. On the basis of the analysis of the results of students' questioning at the Northern Arctic State University, assumptions and conclusions are drawn of specifics of cybersocialization of students by means of the Internet and use of Network opportunities by them in the context of their vocational training.
Keywords: cybersocialization, students, vocational training, students, computer technology, the Internet environment, cyberspace.
Нарастающие обороты процессов информатизации, компьютеризации и интернетизации всех областей науки, образования и производства характеризуются тем, что основным и наиболее значимым продуктом жизнедеятельности человека становится информация и компьютерные базы данных, а ведущими видами деятельности современного человека становятся процессы хранения, обработки и передачи информации.
С появлением и развитием компьютерных технологий, особенно благодаря динамичной киберэволюции всемирной глобальной сети Интернет, современный человек, как Homo Sapiens, на рубеже XX-XXI веков фактически превращается в уникальный новый вид - «Homo Cyberus» (человек киберсоциализирующийся), а психолого-педагогическая наука обогатилась появлением инновационного социально-педагогического феномена -процесса киберсоциализации человека.
Особенно явно включены в процесс социализации в киберпространстве -киберсоциализацию вообще, медиасоциализацию и Интернет-социализацию, в частности, -
подрастающие поколения: дети, подростки и молодёжь.
У современной молодёжи - активных пользователей социальных сетей и других ресурсов Интернет-среды - иначе, чем у «киберстерильных» представителей населения, организуется жизнедеятельность, развиваются интеллектуально-познавательные способности, они по-другому воспринимают внешний мир и составляющее его окружение -как бы в ином социально-временном сетевом измерении. Речь идет не только о навыках владения современными информационно-коммуникационными технологиями и компьютерной техникой, но и об изменениях фундаментальных духовно-культурных структур, понятийного поля и многообразных представлений, мировоззрения.
Необходимость становления личности в киберпространстве и непосредственно потребность организовывать жизнедеятельность в Интернет-среде с каждым днём всё более актуальна и реальна, являясь чуть ли не обязательным критерием социализированности и, напрямую, киберсоциализированности личности в современном социуме.
Проблемы взаимодействия с Интернет-средой особенно актуальны в высшей школе, т.к. студенты, обучающиеся в университетах, академиях, институтах во все времена являлись активными субъектами всех видов жизнедеятельности.
Термин «киберсоциализация» предложен в 2005 г. членом-корреспондентом Международной академии наук педагогического образования, кандидатом педагогических наук, доцентом МП1 У В.А. Плешаковым. Киберсоциализация человека, по мнению автора, локальный процесс качественных изменений структуры самосознания личности, происходящий в контексте социализации человека в киберпространстве, то есть в процессе использования его ресурсов и коммуникации с «виртуальными агентами социализации», встречающимися человеку, главным образом, в глобальной сети Internet, в социальных сетях, в процессе общения по e-mail, на различных форумах, в чатах, блогах, телеконференциях и online-играх.
Исследования отечественных и зарубежных педагогов показывают, что Интернет может и должен выступать образовательной средой для творческой самореализации обучающихся (А.А. Андреев, Г.А. Андрианова, С. Пайперт, Е.С. Полат, И.В. Роберт, В.А. Трайнёв, А.В. Хуторской и др.). В то же время учащиеся и педагоги зачастую испытывают затруднения в этой деятельности, обращаясь к сети Интернет для решения образовательных и воспитательных задач. В контексте глобализации условий социализации, глобальная сеть Internet - непрерывно уточняемая модель совокупного духовного и материализованного информационного потенциала общества, и в этом своём качестве представляет собой мощный информационный базис для самых разнообразных видов и направлений человеческой деятельности - относится к мегафакторам социализации наряду с космосом, планетой, миром. Одновременно необходимо воспринимать Internet как часть средств массовой коммуникации, то есть как один из мезофакторов социализации человека.
А.В. Мудрик определяет три составляющих процесса социализации: стихийную социализацию, относительно направляемую социализацию и относительно социально контролируемую социализацию.
Используя данную терминологию, мы считаем, что киберпространство создает условия для относительно социально контролируемой социализации человека, поскольку появилось в результате планомерного функционирования информационного общества, развивается по законам кибернетики, условия существования киберпространства определяются человеческой цивилизацией, при этом контекст киберсоциализации относительно определяется воспитанием (социальным, семейным, религиозным, контрсоциальным, коррекционным) конкретного человека в условиях реальной жизнедеятельности.
Киберпространство создает условия для относительно направляемой социализации человека путем влияния на жизнедеятельность людей, включенных в процесс киберсоциализации не напрямую, а посредством других мегафакторов (Интернет, сотовая связь, и степени их значимости для личности), появившихся как достижения именно
информационного общества и имеющих свои специфические характеристики.
Киберпространство создает условия для стихийной социализации человека, т.к. нередко разные сегменты киберпространства (такие как Интернет-среда, сотовая связь, ставшие уже самостоятельными пространствами для социализации) обуславливают разнонаправленные обстоятельства жизнедеятельности и социализации человека.
Также происходит самоизменение человека в процессе социализации в киберпространстве: оно может быть как позитивным, так и негативным. Позитивное самоизменение человека в процессе киберсоциализации возможно за счет конструктивной интеграции киберпространства и персональное жизненное пространство личности. Негативное самоизменение человека в процессе киберсоциализации - это формирование кибераддикции с ее отрицательными для человека последствиями.
В процессе социализации в киберпространстве так или иначе происходит формирование киберкультуры личности (как культуры киберсоциализации).
В.В. Плешаков считает, что одной из главных актуальных задач (которая, судя по in ему, по силам современным социальным и психолого-педагогическим наукам) должна стать задача создания безопасных условий для формирования киберкультуры личности, а также оптимальное (в зависимости от возраста, социального статуса человека и т.п.) сопровождение этого процесса и своевременная адекватная помощь (при необходимости) человеку. Возможно, именно эта задача должна стать основной целью киберпедагогики и наиболее развитой ее практики - медиаобразования.
Интернет (англ. Internet) - всемирная система объединенных компьютерных сетей, обеспечивающая хранение и обмен информацией как глобальный современный сектор киберпространства, ставший самостоятельным полноценным пространством - Интернет-пространством.
Особенно важной проблема развития познавательной активности становится в современном информационном пространстве. Необходимость становления познавательной активности, а с ней и развитие самой личности в киберпространстве с каждым днём всё более актуальна, реальна и является чуть ли не обязательным критерием социализированости и, напрямую, киберсоциализированности личности в современном социуме.
Человек приспосабливается к существующей социализирующей среде киберпространства посредством усвоения существующих в нём правил, норм, ценностей, вместе с тем, проявляя свою активность и самостоятельность, не только исполняет, но и изменяет эти нормы, правила и ценности, а также продуцирует собственные.
У активных пользователей современных технологий в процессе киберсоциализации качественно трансформируются психические процессы:
- познавательные, а именно: ощущение, восприятие, внимание, воображение, речь, мышление, память;
- эмоционально-мотивационные: эмоциональные состояния, эмоции и чувства, потребности и мотивация;
- личностные характеристики: характер, темперамент, индивидуальные особенности;
В процессе нахождения в киберпространстве перестраивается и сфера досуга, и
информационная сфера, изменяются и характеристики учебного процесса, также происходит самоизменнение человека в процессе социализации в киберпространстве [1:29-30].
Исходя из специфики влияния факторов социализирующей среды киберпространства на развитие личности, у представителей молодёжи возникает целый ряд новых, фактически киберонтологичных ожиданий и интересов, мотивов и целей, потребностей и установок, форм психологической, социальной и познавательной активности.
С целью анализа данного вида взаимодействия нами в 2015 году повторно был проведен опросник «Я и мой Интернет» [1:379], разработанный под руководством В.А. Плешакова. Контингент испытуемых: студенты Северного (Арктического) федерального государственного университета. Общее количество респондентов: 224 человека.
Приведем в этой статье основные полученные нами данные и постараемся сделать на
их основе выводы о специфике киберсоциализации студентов посредством Интернета и использовании ими возможностей Сети в контексте собственной профессиональной подготовки.
Большинство испытуемых (96%) ответили, что ищут информацию для учёбы в среде Интернет. Лишь 2% студентов пользуются книгами и посещают с этой целью библиотеки. Видимо, это факт обуславливается тем, что 89% обучающихся уже более 3 лет активно пользуются Интернетом, что обуславливает приоритетность его использования с целями поиска практически любой информации.
Заходя в Интернет, студенты в основном либо пользуются только развлекательными ресурсами (48%), либо пользуются образовательными ресурсами (42%), только 10% респондентов выбрали вариант «узнаю погоду и другие новости». Эти данные наталкивают нас на мысль, что опрошенных нами студентов можно условно разделить на две подгруппы: первые не ориентированы на использование образовательных возможностей Сети в контексте собственной профессиональной подготовки, вторые, напротив, активно используют Интернет с этими целями.
В Интернете обучающиеся пользуются, в первую очередь, теми статьями, которые предложит в результате запроса поисковая система (70%), на втором месте - проверенными информационными источниками (18%), и только 12% студентов ответили «рекомендуемыми преподавателями». Данные цифры позволяют убедительно констатировать высокую степень доверия студентов к той информации, которая была найдена в результате поисковых запросов в Сети. Однако подобное анонсированное доверие к Интернету и, в частности, к поисковым системам Интернет-среды не обоснованно, поскольку современный Интернет пестрит непроверенной и далеко не всегда достоверной информацией.
На вопрос об участии в электронных конференциях для обсуждения профессионально значимых тем и проблем, а также для обмена опытом только 8% студентов ответили, что регулярно в них участвуют. 38% респондентов не участвуют и не знают, как это делать. И целых 54% студентов выбрали вариант ответа «нет, не знаю с кем». Напрашивается вывод о непопулярности среди студентов подобной формы повышения профессиональной компетентности, однако, скорее всего, это вызвано собственно незнанием самих студентов о подобной возможности. Налицо ещё одна практическая задача: популяризация преподавателями такой формы повышения квалификации в контексте профессиональной подготовки студентов, как электронные конференции.
На вопрос «Используете ли Вы Интернет для получения научно-познавательной информации, не относящейся к учебе, в том числе оперативное получение информации?» 36% обучающихся ответили, что регулярно, 56% - иногда, 8% - никогда не задумывались. Соответственно студенты, опрошенные нами, в целом ориентированы на оперативное получение научно-познавательной информации. При этом печален тот факт, что большинство, а именно 58% студентов, и не думали о том, чтобы проверять найденную в Интернете информацию на достоверность.
По поводу вопроса о форумах, поддерживаемых профессиональными педагогами и психологами, на которых обсуждаются профессионально значимые и интересующие участников темы, 56% студентов не знают и не участвуют, 36% - знают, но не участвуют, и только 8% знают и участвуют. Получается, что профессиональные форумы также не популярны среди обучающихся, как и портал «Российское образование».
При этом опрошенные нами студенты отметили, что благодаря Интернет-ресурсам у них растёт круг общения и деловых связей (88%), но никак не уменьшается (0%), и лишь 12% выбрали вариант «те, с кем общаюсь с помощью Интернета, не имеют ничего общего с реальной жизнью».
На вопрос «После общения в Интернете, сложнее ли Вам стало выражать мысли вслух, испытываете ли Вы некоторое замешательство и неудобство при непосредственном общении?» 60% студентов ответили «нет, никогда», 36% - «иногда», и лишь 4% - «да, всегда». Соответственно с точки зрения студентов, подобная киберкоммуникация не
приводит к развитию у них социофобии.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- подавляющее большинство студентов (96%) ищут интересующую их для учебы информацию предпочтительно в Интернете. Это утверждение подтверждает факт о том, что для 42% респондентов приоритетными являются образовательные ресурсы (при этом 48% студентов отдали предпочтение развлекательным ресурсам);
- 94 % использует Интернет для получения научно-познавательной информации, к сожалению, не проверяя информацию на достоверность;
- 66% студентов не знают о портале «Российское образование» и подобных, 92% обучающихся не участвуют в электронных конференциях, т.к. не знают, как это делать, и не знают, с кем. Форумы, поддерживаемые педагогами, на которых обсуждаются профессионально значимые темы, 56% респондентов не знают.
Интернет для студентов является востребованным институтом социализации, однако о возможностях Сети в контексте собственной профессиональной подготовки подавляющее большинство студентов не знает и не пользуется ими, что, с нашей точки зрения, является существенной проблемой их профессиональной киберсоциализации.
Примечания:
1. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека: монография / под общ. ред. А. В. Мудрика. М.: Изд-во МПГУ: Homo Cyberus, 2011. 400 с.
2. Дёмкина Е.В. Педагогические принципы и закономерности как основные методологические ориентиры в профессиональном воспитании будущего специалиста // Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Волгоград, 2012. URL: http://grani.vspu.ru/avtor/394.
3. Воинова О.И., Плешаков В.А. Кибернотологический подход в образовании. Норильск, 2012. 244 с.
4. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном про-цессе-М.: Просвещение, 1979. 160 с.
5. Gray J. Children Are from Heaven: Positive Parenting Skills for Raising Cooperative, Confident, and Compassionate Children. V.: Std, 1999. 258 с.
References:
1. Pleshakov V.A. Theory of human cybersocialization: a monograph / general ed. by A.V. Mudrik. M.: MPSU publishing house: Homo Cyberus, 2011. 400 pp.
2. Demkina E.V. Teaching principles and laws as the main methodological guidelines in the professional education of the future expert // Actual problems of moral education of children and youth: Proceedings of the scient. and pract. conf. with international participation. Volgograd, 2012. URL: http: //grani.vspu.ru/avtor/394.
3. Voinova O.I., Pleshakov V.A. Cybernotological approach to education. Norilsk, 2012. 244 pp.
4. Shchukina G.I. Activation of students' cognitive activity in the educational process, M.: Prosveshchenie, 1979. 160 pp.
5. Gray J. Children Are from Heaven: Positive Parenting Skills for Raising Cooperative, Confident, and Compassionate Children. V.: Std, 1999. 258 pp.