2. Всемирная энциклопедия: Философия / гл. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. - М., 2001.
3. Ломакина, Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования / Т.Ю. Ломакина. - М., 2006.
4. Микешина, Л.А. Новые образы познания и реальности / Л.А. Микешина, М.Ю. Опенков. - М., 1997.
5. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л.М. Митина. - М., 2004.
6. Прокудин, Д.Е. Информационные технологии в образовании и их роль в формировании техногенной культуры: автореф. ... д-ра филос. наук / Д.Е. Прокудин. - СПб., 2012.
7. Рассел, Б. Свободомыслие и официальная пропаганда / Б. Рассел // Искусство мыслить. - М., 1999.
8. Сенновский, И.Б. Профессиональная компетентность учителя и управление образовательной деятельностью ученика / И.Б. Сенновский // Школьные технологии. - 2006. - № 1. - С. 78 - 83.
9. Сериков, Г.Н. Обучение как условие самоподготовки к профессиональной деятельности / Г.Н. Сериков. -Иркутск, 1985.
10. Сериков, Г.Н. Самообразование. Совершенствование подготовки студентов / Г.Н. Сериков. - Иркутск, 1992.
11. Ситаров, В.А. Дидактика / В.А. Ситаров / под ред. В.А. Сластенина. - М., 2004.
12. Тестов, В.А. Педагогическое мировоззрение и современная научная картина мира / В.А. Тестов // Педагогика. - 2011. - № 7. - С. 34 - 42.
УДК 37.013.42
В.А. Плешаков, А. О. Кочнев
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА СТУДЕНТАМИ-ПЕРВОКУРСНИКАМИ
В статье поднимается вопрос о возможностях использования Интернета студентами. Рассматривается теоретический и практический аспект заявленной проблемы. На основе анализа полученных в результате анкетирования студентов-первокурсников Череповецкого государственного университета данных сделаны предположения и выводы о современной специфике использования Интернета студентами ЧГУ.
Киберсоциализация, студенты, условия киберсоциализации, Интернет.
The article deals with the question of potential use of the Internet by students. The theoretical and practical aspects of the stated problem are considered in the paper. Based on the analysis of data survey of the first-year students of Cherepovets state university the authors made conclusions about the contemporary specifics of using the Internet by students.
Cybersocialization, students, conditions of cybersocialization, Internet.
Особенность современной жизнедеятельности человека и ситуации в области информационнокоммуникационной инфраструктуры киберпространства состоит в том, что изменения в данной индустрии столь стремительны и обладают таким всеобщим масштабным действием, что сегодняшние инновационные достижения в этой сфере становятся завтра уже «вчерашним днем». Соответственно, необходимо одновременно изучать данные процессы и прогнозировать тенденции их развития как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях. В новом тысячелетии современные информационно-коммуникационные, компьютерные и цифровые технологии предоставляют колоссальные возможности для сокращения разрыва между уровнями социальноэкономического развития различных стран. Современные технологии позволяют осуществлять обмен знаниями и опытом, они способны активизировать диалог между культурами и способствовать киберсоциализации человека.
Киберсоциализация - процесс качественных изменений потребностно-мотивационной сферы индивидуума, а также структуры самосознания личности, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационнокоммуникационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности [2].
Поскольку общение играет большую роль в формировании и развитии личности (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.С. Кон, А.В. Мудрик и др.), то важным является изучение особенностей коммуникации в Интернет-среде как одного из факторов социализации человека. Интернет играет определенную роль в педагогической деятельности, обладая мощными социализирующими возможностями и воздействиями на личность. Специфика Интернет-ресурсов позволяет использовать их в социально-педагогической практике педагогам, учащимся, а также администрации образовательных учреждений при создании тематических сайтов, виртуальных дискуссионных клубов и форумов, обучающих игр и фильмов и т. п.
В настоящий момент специфика социализации и общения в Интернет-среде рассматривалась в работах таких исследователей, как: Е.П. Белинская, Е. Блохина, С.В. Бондаренко, И.А. Васильева, А.Е. Войскунский, Е.И. Горошко, В.В. Гудимов, А.Е. Жичкина, А.В. Минакова, А.В. Мудрика, И. Параво-зова, В.А. Плешакова, В.В. Нестерова, М.Ю. Сидорова, Ф.О. Смирнова, Дж. Сулера, В. Фриндте, Н.И. Чудова, И.Шевченко, К.С. Янг и др.
А. В. Мудрик в контексте глобализации условий социализации отмечает, что сеть Интернет - непрерывно уточняемая модель совокупного духовного и материализованного информационного потенциала
общества, и в этом своем качестве она представляет собой мощный информационный базис для самых разнообразных видов и направлений человеческой деятельности - относится к мегофакторам социализации, наряду с космосом, планетой, миром; одновременно необходимо воспринимать Интернет-социализацию как часть средств массовой коммуникации, т. е. как один из мезофакторов киберсоциализации человека [1].
Сеть Интернет - всемирная система объединенных компьютерных сетей, обеспечивающая хранение и обмен информацией, как глобальный современный сектор киберпространства стала самостоятельным полноценным пространством - Интернет-пространством - социализации пользователей. Доступ в сеть Интернет имеют жители более 150 стран мира. Интернет официально признан достоянием всего человечества, что само по себе свидетельствует об особом статусе этого фактора киберсоциализации.
Современный Интернет славится своими многочисленными ресурсами и сервисами, созданными для нужд человека: тематические интернет-порталы,
бесчисленные сайты, поисковые системы, интернет-телевидение, интернет-радио, блогосфера, википроекты, социальные сети интернет-среды, электронная почта, форумы, чаты и средства мгновенного обмена сообщениями, интернет-аукционы, интернет-магазины, файлообменные сети, многопользовательские онлайн-игры, электронные платежные системы, интернет-реклама и многое другое.
В интернет-пространстве происходит непосредственно интернет-социализация человека, как частный вид киберсоциализации. Мировая компьютерная сеть создает условия для относительно социально контролируемой социализации человека, поскольку вместе с подключенными к Сети устройствами служит для развития и планомерного функционирования информационного общества, образуя Интернет-пространство как особую среду для киберсоциализации человека. При этом контекст киберсоциализации в Интернет-среде существенно определяется воспитанием (социальным, семейным, религиозным, контрсоциальным, коррекционным) конкретного человека в условиях реальной жизнедеятельности.
Интернет создает условия для относительно направляемой социализации человека путем влияния на жизнедеятельность людей, включенных в процесс киберсоциализации в интернет-среде не непосредственно, а опосредованно многочисленными тематическими веб-ресурсами и веб-сервисами (интернет-порталы, сайты, поисковые системы, блогосфера, социальные сети интернет-среды, электронная почта, форумы, чаты и средства мгновенного обмена сообщениями, онлайн-игры и т.п.), ставшими макро- и мезофакторами киберсоциализации в зависимости от частоты их использования, основных функций и степени значимости для личности.
Интернет создает условия для стихийной социализации человека, так как влияние разных вебресурсов и веб-сервисов имеет относительно спонтанный характер, определяемый контекстом настоящей деятельности человека, его интересами, настроением, желаниями, ожиданиями и т.д.
Самоизменение человека в процессе киберсоциализации в Интернете может быть как позитивным, так и негативным. Позитивное самоизменение человека в процессе киберсоциализации в интернет-среде возможно за счет конструктивного использования тематических и полифункциональных веб-ресурсов и веб-сервисов для удовлетворения многочисленных потребностей личности. Негативное самоизменение человека в процессе киберсоциализации в интернет-среде возможно в процессе формирования интернет -аддикции с ее отрицательными для человека последствиями. Именно в результате самоизменения человека в процессе киберсоциализации в Интернете происходит (или не происходит) формирование общей киберкультуры (культуры киберсоциализации) личности.
Данные теоретические положения послужили нам основой для организации исследования проблемы использования возможностей Интернета - одного из мезофакторов киберсоциализации человека студентами. Нами была организовано анкетирование (по анкете «Я в Интернете» из монографии В. А. Плешакова). Контингент испытуемых: студенты 1 курса Череповецкого государственного университета, направление подготовки «Психолого-педагогическое образование», ибо данная категория является активным пользователем социальных сетей и других ресурсов Интернет-среды. Общее количество респондентов - 102 человека. Тестирование проводилось в декабре 2012 г.
Приведем в этой статье только основные полученные нами данные и постараемся сделать на их основе выводы о полноте использования возможностей Интернета современными студентами и роли Сети в их жизнедеятельности.
Для современных студентов, по их признанию, Интернет является средством общения, способом нахождения информации и помощником в учебе. Пользуются им ежедневно - 90 % опрошенных, лишь 10 % несколько раз в неделю.
Более того, 60 % студентов пользуются Интернетом практически весь день, 2 раза и более - 30 %, 1 раз в день - 10 %. Время на одно посещение испытуемые тратят от 1,5 до 3 час. Студенты скачивают из Интернета в основном материалы по учебе, музыку, игры, фильмы, книги. Нами также были получены данные, что они тратят на поиск информации для учебы от 15 мин. до 4 час. Данные показатели говорят нам о том, что подавляющее большинство современных студентов пользуются Интернетом каждый день, проводя время в Сети в среднем 2 - 3 час.
80 % студентов активно пользуются сайтами, публикующими новости, что говорит об их высокой заинтересованности в оперативном получении информации событиях, которые происходят в мире. Все без исключения (100 %) студенты общаются в чатах и социальных сетях интернет-среды, в основном это «ВКонтакте», Skype, ICQ, Мой
Мир@mail.ru, Facebook. Таким образом, студенты заменяют «живое» общение киберобщением, что, на наш взгляд, является негативным фактором киберсоциализации.
У 75 % студентов время, которое занимает одно посещение чатов и социальных сетей интернет-среды, равняется от 1 до 3 час. Получается, что довольно значительное количество своего свободного времени студенты-первокурсники посвящают Интернету.
Большой процент (90 %) анкетируемых имеют электронную почту (e-mail), с помощью которой они также обмениваются письмами-сообщениями, пересылают информацию и файлы, необходимые для обучения. C помощью ICQ общаются 70 % респондентов, используя программу не только для интернет-переписки, но и пересылки файлов, в том числе, необходимых для обучения. 75 % респондентов регулярно общаются по Skype, часто обсуждая проблемы обучения. У 20% студентов-первокурсников Интернет является, по их признанию, основным источником общения, заменяя реальную коммуникацию.
В массовом сознании людей Интернет еще является пространством, где можно развлекаться, например, играть в игры, однако, наш опрос показал, что большинство студентов-первокурсников (80 %) в игры не играют, также большинство (90 %) не просматривают запрещенные сайты, что, по нашему мнению, является положительным фактором киберсоциализации.
Интернет-радио слушают 65 % студентов, при этом они параллельно заняты той или иной деятельностью. Интернет-телевидение смотрит половина студентов (55 %), отмечая удобство его использования. Собственные блоги имеют и ведут 40 % студен-тов-первокурсников. Это при условии того, что ведении блога требует регулярности, достаточно большую трату времени, которого постоянно не хватает студентам, как они сами признались.
Половина опрошенных студентов-первокурс-ников не боятся встречаться с людьми, с которыми
они познакомились в Интернете. При этом для большинства студентов (55 %) данный человек оказался таким же, как они его себе представляли.
У 90 % студентов поведение в Интернете, по их мнению, соответствует поведению в условиях реальной жизнедеятельности. В подтверждении данного факта 100 % студентов ответили, что неправильно себе придумывать новый образ себя в Интернете.
Последний вопрос анкеты был направлен на выяснение мнения студентов о том, чтобы было бы, если бы не было Интернета. Большинство испытуемых давали следующие ответы: «трудно найти информацию для учебы», «больше бы общались вживую», «больше было бы свободного времени», «это затруднило бы поиск учебной информации» и «оградило бы мое общение» и т. п.
Итак, подводя итоги данного исследования, можно сделать вывод о том, что студенты довольно много времени проводят в среде Интернет, скачивают учебные пособия, знакомятся, общаются по Skype, с помощью Mail, Yandex переписываются, находя общие темы и проблемы, которые интересуют молодежь. Для студентов Интернет является и средством общения, и способом нахождения информации, и помощником в учебе. Студенты общаются в чатах и социальных сетях Интернет-среды. Таким образом, студенты заменяют «живое» общение киберобщением и социализируются c помощью киберпространства Интернета.
Литература
1. Мудрик, А.В. Социализация человека / А.В. Муд-рик. - М., 2007.
2. Плешаков, В.А. Теория киберсоциализации человека / В.А. Плешаков / под общ. ред. А.В. Мудрика. - М., 2011.
УДК 37
В.Л. Сигова
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИТУАЦИИ ВЫБОРА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье раскрыты педагогические условия формирования креативности обучающихся (студентов-музыкантов) на основе использования ситуации выбора в учебной деятельности. К ним относятся: актуализация познавательно-побуждающей мотивации обучающихся к творческой деятельности, создание креативной среды в образовательном пространстве инструментальной музыкальной подготовки студентов, реализация потенциалов ситуации выбора в их учебной деятельности.
Креативная среда, познавательно-побуждающая мотивация, потенциалы ситуации выбора, образовательное пространство, инструментальная подготовка, педагогические условия.
The article considers the pedagogical conditions of formation of students’ creativity (students-musicians) on the basis of using the situation of choice in academic activity such as updating of the cognitive-compelling motivation of students to creative activity, creation of creative environment in the educational space of instrumental preparation, realization of the potentials of the situation of choice in the educational activity of students.
Creative environment, cognitive and encouraging motivation, potentials of the situation of choice, educational space, instrumental preparation, pedagogical conditions.