Научная статья на тему 'Интернет как фактор киберсоциализации молодежи'

Интернет как фактор киберсоциализации молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2617
425
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕРНЕТА / МОЛОДЕЖЬ / INTERNET / CYBERSOCIALIZATION / SOCIALIZATION IN INTERNET MEDIUM / INTERNET SOCIAL AND PEDAGOGIC POTENTIAL / YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Плешаков Владимир Андреевич, Угольков Николай Владимирович

Интернет рассматривается как социокультурный феномен, социальный институт и фактор социализации. Обоснованы специфические социализирующие возможности интернет-среды для молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet as a factor of cybersocialization of young people

Internet is considered as a socio-cultural phenomenon, a social institution and a factor of socialization. Substantiated specific socialization opportunities of the Internet environment for youth.

Текст научной работы на тему «Интернет как фактор киберсоциализации молодежи»

УДК 159.9:316.6

Плешаков Владимир Андреевич

кандидат педагогических наук

Угольков Николай Владимирович

Московский педагогический государственный университет dionis-v@yandex.ru, bado2004@inbox.ru

ИНТЕРНЕТ КАК ФАКТОР КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Интернет рассматривается как социокультурный феномен, социальный институт и фактор социализации. Обоснованы специфические социализирующие возможности интернет-среды для молодежи.

Ключевые слова: Интернет, киберсоциализация, социализация в интернет-среде, социально-педагогический потенциал Интернета, молодежь.

Развитие информационно-коммуникационных технологий во всех сферах человеческой жизнедеятельности, всеобщая информатизация и усиление возможностей современных компьютерных, электронных и цифровых коммуникаций на протяжении последних двадцати-трид-цати лет приводят к глубоким изменениям в жизни каждого человека.

Целая плеяда мыслителей и учёных XX века (Ю. Хаяши, Ф. Махлупа, Т. Умесао, М. Порат, Й. Массуда, Т. Стоунер, Р Кац и др.) называют 20-е столетие эпохой становления и развития информационного общества, говоря о вхождении человечества в историческую фазу эволюционного развития цивилизации. В этом контексте одним из самых значимых событий второй половины ХХ века для человечества является создание Интернета. Сеть Интернет, как глобальный современный сектор киберпространства, являясь всемирной системой объединённых компьютерных сетей, обеспечивающей хранение и обмен информацией, стала самостоятельным полноценным пространством -интернет-пространством социализации человека, неограниченный доступ к которому в XXI веке имеют жители 152 стран мира.

Интернет имеет некоторые международные (интернациональные), национально-этнические, конфессионально-религиозные и региональные особенности, задающие контекст киберсоциализации человека в интернет-пространстве. Фактический барьер в плане использования возможностей Интернета, отделяющий тех, кто пользуется веб-ресурсами, веб-сервисами и тематическими онлайн-услугами, от тех, кто ими не пользуется, проходит по таким критериальным признакам, как образование, пол, возраст, материальное благосостояние и географическое местоположение пользователей (городские или сельские районы). Нужно сказать, что основные препятствия к пользованию Интернетом не обязательно связаны с инфраструктурой и доступом. В настоящее время большинство городов мира предоставляют публичный доступ в Интернет для тех, кому это доступно по цене; есть точки бесплатного доступа Wi-Fi. Это наводит на мысль о том, что существуют самые широкие возможности для расширения возможностей пользо-

вания Интернетом путем устранения на государственном уровне таких препятствий, как его недоступность по цене, недостаточность или отсутствие навыков использования.

Основатель признанной научной школы «Социализация и воспитание (психологическая школа в области социальной педагогики)», член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор А.В. Мудрик пишет, что «сам Интернет в целом может рассматриваться как феномен культуры, обладающий семиотическими и психологическими особенностями...», а также специфическими социально-педагогическими особенностями: «.Ресурсы Интернета представляют собой новые культурные средства, опосредствующие жизнедеятельность современного человека и способные оказать влияние на формирование не только личности, но и его высших психических функций» [2, с. 78].

На рубеже XX-XXI вв. человек, будучи человеком разумным, представителем вида Homo Sapiens, становится ещё и человеком, социализирующимся в киберпространстве, - «Homo Cyberns’om», вставшим на путь киберсоциализации.

Киберсоциализация человека (от англ. Cyber- -в настоящий момент, связанный с компьютерными и цифровыми технологиями, в особенности, со всемирной глобальной сетью Интернет, префикс, который используют, ссылаясь на различные электронные и/или сетевые ресурсы, информацию, объекты, события, когда идёт разговор о компьютерной технике + англ. Socialization - социализация) - социализация личности в киберпространстве - процесс качественных изменений структуры самосознания личности и потребностно-моти-вационной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, цифровых и компьютерных технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности [4, с. 24].

За фактически 50 лет своего существования и активного развития Интернет, согласно резолюции ООН от 3 июня 2011 года, официально признан достоянием всего человечества. Доступ в Сеть считается одним из базовых прав человека, что само по себе свидетельствует об особом статусе

© Плешаков В.А., Угольков Н.В., 2013 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3

117

этого мегафактора социализации (наряду с космосом, планетой, Миром) и даёт основание относить Интернет именно к мегафакторам киберсоциализации (наряду с киберпространством, WWW, сотовой (мобильной) связью).

Современный Интернет славится своими многочисленными ресурсами и сервисами, созданными для нужд человека: WWW, тематические интернет-порталы, бесчисленные сайты, поисковые системы, интернет-телевидение, интернет-радио, блогосфера, вики-проекты, 1Р-телефония, социальные сети интернет-среды, электронная почта, форумы, чаты и средства мгновенного обмена сообщениями, интернет-аукционы, интернет-магазины, файлообменные сети, многопользовательские онлайн-игры, электронные платежные системы, интернет-реклама и т.д.

В своем докладе на выездном заседании Президиума РАО в Нижнем Новгороде 19-20 апреля 2010 г. вице-президент Российской академии образования Д.И. Фельдштейн, говоря об актуальных и приоритетных направлениях исследований современной психолого-педагогической науки, чётко обозначил: «Надо научиться и научить отношениям с Интернетом и отношению к нему» [6, с. 17]. А.В. Мудрик, отмечая, что «Интернет играет существенную роль в социализации его пользователей» [2, с. 77], пишет: «Использование Интернета как одной из информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-технологии) в сфере образования, которое я рассматриваю в качестве одного из процессов, образующих социальное воспитание, находится в центре, если не на острие внимания исследователей» [3, с. 37].

Активная эволюция и перманентное развитие Интернета, создание новых каналов обмена информацией в масштабах городов, регионов, стран, континентов и всего мира в целом оказывают всё возрастающее влияние как на природу, так и на интенсивность социальных коммуникаций, обеспечивая взаимную интеграцию культур и знаний.

Развитие глобальных информационно-коммуникационных систем, к которым, безусловно, относится и сеть Интернет, всегда сопровождалось трансформацией сложившихся и утверждением новых культурных норм и ценностей, способов деятельности и самореализации, что в наибольшей своей степени проявляется в среде молодёжи. Молодые поколения наиболее активно используют современные возможности Интернета, рассматривая всемирную глобальную сеть как доступный источник получения информации, среду для общения и самореализации, творческой и досуговой деятельности, которая детерминируется новым характером отношения людей в Сети и отражает современные пути социальной эволюции информационного общества, а сама сеть Интернет предстаёт как глобальная социальная и культурная сфера: новая социокультурная среда.

Примечательно, что по данным ВЦИОМ от 02.08.2012 года (Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 21-22 апреля 2012 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%), «наиболее заметен рост доверия к Интернету: в 2008 году информации, получаемой в Сети, доверяли 49% опрошенных, сегодня - уже 64%» [1].

Вместе с тем, проведённое нами исследование показало, что использование в реальной образовательной практике развивающих и воспитательных возможностей сети Интернет представлено лишь в отдельных аспектах своего проявления. Так, в школьных и вузовских программах обучения преобладают в основном технико-технологические, а также информационные аспекты изучения Интернета. Так, по словам А.Н. Сергеева, «сеть Интернет рассматривается, например, как основа для изучения тех или иных сетевых технологий, используется как справочный (информационный) ресурс в контексте организации доступа к специально подготовленным образовательным сайтам, связывается с реализацией дистанционных образовательных технологий для обучения в условиях территориальной разделённости» [5, с. 5]. При этом социальнопедагогический потенциал Интернета как социокультурного феномена, социального института и фактора позитивной социализации молодёжи, к сожалению, целенаправленно практически не используется.

Опираясь на многочисленные социологические, социально-педагогические и психологические исследования Е.П. Белинской, Е. Блохиной, С.В. Бондаренко, И.А. Васильевой, А.Е. Войскунского, И. Голдберга, Е.И. Горошко, В.В. Гудимова, А.Е. Жичкиной, М. Иванова, Л.Ю. Иванова, Т. Келера, А.В. Минакова, А.В. Мудрика, И. Паравозо-ва, В.А. Плешакова, В.В. Нестерова, М.Ю. Сидоровой, Ф.О. Смирнова, Дж. Сулера, В. Фриндте,

Н.И. Чудовой, И. Шевченко, К.С. Янг и многих других учёных, связанные с изучением специфики социализации, общения и поведения в Интернете подрастающих поколений, мы пришли к выводу, что Интернет как социокультурный феномен и социальный институт обладает рядом специфических социально-педагогических характеристик, детерминирующих процесс социализации молодёжи.

Интернет представляет собой оригинальную среду социокультурного развития молодёжи, которая обладает специфическими характеристиками, отличающими сеть Интернет как современный социальный институт от других (классических) социальных институтов (семья, образование, воспитание, здравоохранение, государственная власть, религия и др.), а именно:

1) локализацией в киберпространстве, что обуславливает интеграцию всех остальных социальных

118

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

институтов в интернет-среде и детерминирует их влияние на социализацию молодёжи;

2) особыми возможностями удовлетворения и/ или квазиудовлетворения многочисленных потребностей современной молодёжи в интернет-среде;

3) потенциалом трансформации структуры самосознания личности в процессе и в результате овладения и трансляции представителями молодёжи культурных ценностей, норм и правил поведения в Интернете.

Интернет как наиболее активно развивающийся современный сектор киберпространства представляет собой специфический фактор социализации, является фактором особого вида социализации - киберсоциализации - и имеет уникальный социально-педагогический потенциал, характеризующийся такими особенностями социализирующей интернет-среды, как: доступность, мобильность и оперативность, относительная безопасность и анонимность, свобода самовыражения, способными активно влиять как на позитивные, так и на негативные потенции в процессе социализации молодёжи в Интернете.

Конструктивным способом использования социально-педагогического потенциала Интернета в реализации задач социального воспитания, способствующих позитивной социализации молодёжи, является целенаправленная и систематическая пси-холого-педагогическая работа со школьниками и студентами, их родителями, а также учителями и преподавателями ВУЗа по формированию культуры социализации и киберсоциализации в Интернете.

Позитивной социализации в Интернете способствует соблюдение ряда социально-педагогических условий, при которых Интернет становится одним из ведущих институтов социализации современной молодёжи, а именно:

1) постоянный мониторинг и повышение социальных и воспитательно-образовательных потенций интернет-среды;

2) использование Интернета для воспитательно-образовательных целей, реализуемых учреждениями образования;

3) построение эффективной школьной и вузовской системы социального воспитания на основе возможностей и ресурсов интернет-среды;

4) повышение ценностной значимости социального воспитания и инициирование должного внимания к проблемам социализации молодёжи в Интернете со стороны классических социальных институтов, в первую очередь, государства, общества, семьи.

Наше исследование показало, что использование социально-педагогического потенциала Интернета как фактора позитивной социализации молодёжи будет более эффективно, если:

- системно применяется специальное знание о киберонтологии личности, феноменологии про-

цесса киберсоциализации человека, киберпедагогике;

- изучены социализирующие возможности Интернета как социокультурного феномена и социального института;

- целенаправленно создаются социально-педагогические условия повышения эффективности позитивной социализации молодёжи в Интернете;

- используются превентивные меры в части профилактической психолого-педагогической работы со школьниками и студентами, их родителями, а также учителями и преподавателями ВУЗа по предотвращению негативных последствий киберсоциализации.

При этом необходимо помнить, что Интернет создает условия для относительно социально контролируемой социализации молодёжи, поскольку вместе с подключенными к Сети устройствами служит для развития и планомерного функционирования информационного общества, образуя интернет-пространство - особую среду для киберсоциализации человека. При этом контекст киберсоциализации молодёжи в интернет-среде существенно определяется воспитанием (социальным, семейным, религиозным, контрсоциальным, коррекционным) конкретного человека в условиях реальной жизнедеятельности. Интернет создает условия для относительно направляемой социализации молодёжи путем влияния на жизнедеятельность людей, включенных в процесс киберсоциализации в интернет-среде не непосредственно, а опосредованно многочисленными тематическими веб-ресурсами и вебсервисами (интернет-порталы, сайты, поисковые системы, блогосфера, социальные сети интернет-среды, электронная почта, форумы, чаты и средства мгновенного обмена сообщениями, онлайн-игры и т.п.), ставшими макро- и мезофакторами киберсоциализации, в зависимости от частоты их использования, основных функций и степени значимости для личности. Интернет создает условия для стихийной социализации молодёжи, т.к. влияние разных веб-ресурсов и веб-сервисов имеет относительно спонтанный характер, определяемый контекстом настоящей деятельности человека, его интересами, настроением, желаниями, ожиданиями и т.д. Самоизменение представителей молодых поколений в процессе киберсоциализации в Интернете может быть как позитивным, так и негативным. Позитивное самоизменение в процессе киберсоциализации в интернет-среде возможно за счет конструктивного использования тематических и по-лифункциональных веб-ресурсов и веб-сервисов для удовлетворения многочисленных потребностей личности. Негативное самоизменение в процессе киберсоциализации в интернет-среде возможно в процессе формирования интернет-аддикции с её отрицательными для человека последствиями. И именно в результате самоизменения представи-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

119

телей молодых поколений в процессе киберсоциализации в Интернете происходит (или, к сожалению, не происходит) формирование общей киберкультуры (культуры киберсоциализации) личности.

Таким образом, Интернет по праву можно считать не только фактором, но институтом социализации, в интернет-пространстве происходит непосредственно интернет-социализация молодёжи, как частный (но объёмный) вид киберсоциализации -особого вида социализации.

Библиографический список

1. Вся правда - в телевизоре? // Пресс-выпуск № 2081 -[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://wcюm.ra/mdex.php?id=459&шd=112941

2. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. — 568 с.

3. Мудрик А.В. Воспитательные ресурсы Интернета // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювеноло-гия. Социокинетика. - 2008. - № 4. - С. 37-39.

4. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека / под общ. ред. А.В. Мудрика. - М.: МИТУ; «Homo Cyberns», 2011. - 400 с.

5. Сергеев А.Н. Подготовка будущих учителей информатики к профессиональной деятельности в сетевых сообществах Интернета: Дис. ... д-ра. пед. наук. - СПб., 2010. - 359 с.

6. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития (доклад на выездном заседании Президиума РАО в Нижнем Новгороде 19-20 апреля 2010 г. // Вопросы воспитания. - 2010. - № 2. - С. 9-20.

УДК 821.161.1.09

Большакова Татьяна Юрьевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

Bolshakova64@eandex.ru

О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПОТЕНЦИАЛЕ АВТОРСКИХ СКАЗОК Е.В. ЧЕСТНЯКОВА КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ОСНОВЫ ДУХОВНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

В статье исследуется использование народных сказок и авторских сказок Е.В. Честнякова в качестве содержательной основы театрализованных игр школьников.

Ключевые слова: сказка, авторская сказка Е.В. Честнякова.

Сказка - эпический жанр устного народного творчества; прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Передовые просветители и педагоги А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др. всегда были высокого мнения о педагогическом значении народных сказок и их психологическом воздействии на ребенка. Не вдаваясь в подробный анализ сказки, можно долго перечислять очевидные достоинства, наделяющие сказку огромной притягательной силой: народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность, дидактизм; свобода от национальной ограниченности. Сказки отражают лучшие черты народа: безграничную преданность родине; всесильность сплоченных людей и обреченность человека, оказавшегося вне общества; трудолюбие, одаренность, стремление к знаниям и любовь к книге - источнику мудрости.

Подобное мнение многим учителям, воспитателям и родителям покажется, неоспоримым. Тем не менее, в современной педагогической литературе, различных источниках СМИ и интернета встречаем не столь однозначные мнения о роли сказки в системе ценностей имплицитной практики воспитания. Встречаются утверждения о том, что в русских народных сказках своеобразной «стартовой»

ценностью выступают следующие этнохарактери-стики: эзотеричность российского менталитета, т.е. постоянное ожидание чуда; «Великая Российская Мечта» или желание разом, одним махом покончить с бедностью; уклонение от тяжелого крестьянского труда, бездеятельность, лень, приоритет отдыха над работой, ориентация на безделье, праздность; отсутствие желания что-либо производить при наличии страстного желания иметь как можно больше; ненависть ко всему основательному, трудолюбивому, зажиточному [1].

Не оспаривая подобные мнения, согласимся с Г.Н. Волковым, призывающим не идеализировать устои народной, особенно старой деревенской жизни, т.к. они содержали немало противоречивого, угрюмого, черного, заскорузлого. Эти противоречия, порождаемые историческими условиями, накладывали свой отпечаток и на народные педагогические традиции. «Тем не менее, духовную жизнь народа всегда определяли труд, душевный талант и человечность, именно они способствовали воспитанию подлинно народных характеров» [2].

Одним из таких «подлинно народных характеров» является Ефим Васильевич Честняков (18741961) - личность многогранная, цельная, глубокая, не поддающаяся «всеобъясняющему» определению. По мнению одних, он - крестьянский худож-

120

Вестник КТУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Большакова Т.Ю., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.