ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУКАХ
УДК 316.61
ИНТЕРНЕТ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Плешаков Владимир Андреевич
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», Москва, Россия. dionis-v@ yandex. ru http.Y/vapleshakov. livejournal. com http://vk.com/cybersocialization
Угольков Николай Владимирович
аспирант кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», Москва, Россия. [email protected]
В русле междисциплинарного анализа Интернета как социокультурного феномена, социального института и фактора социализации выделены специфические социализирующие возможности интернет-среды для старших школьников.
Ключевые слова: Интернет; киберсоциализация; социализация в интернет-среде; социально-педагогический потенциал Интернета; старшие школьники.
INTERNET AS A FACTOR CYBERSOCIALIZATION YOUNG PEOPLE
Vladimir A. Pleshakov
candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of chair of social pedagogics and psychology of faculty of pedagogics and psychology «Moscow Pedagogical State University», Moscow, Russia. dionis-v@ yandex. ru http.Y/vaoieshakov. livejournal. com http://vk.com/cybersociaiization
Nikolay V. Ugolkov
graduate student of chair of social pedagogics and psychology of faculty of pedagogics and psychology «Moscow Pedagogical State University», Moscow, Russia. [email protected]
Internet is considered as a socio-cultural phenomenon, a social institution and a factor of socialization. Substantiated specific socialization opportunities of the Internet environment for youth.
Keywords: The Internet; cybersocialization; socialization in an Internet environment; social and pedagogical potential of the Internet; young people.
Введение
Современные технологии внедряются буквально во все сферы человеческой жизнедеятельности, а во многих из них становятся просто незаменимыми, в результате кардинально трансформируя наше общество, производство и быт. В последние десятилетия наблюдается интенсивное развитие информационнокоммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых и интернет-технологий. Особенно ярко на фоне бурного развития этих технологий выделяется всемирная глобальная сеть Интернет, т.к. современный Интернет - это, в первую очередь, информация, а информация в нашем мире, как известно, это очень мощное орудие, иногда даже оружие... В связи с этим возникает вопрос: насколько необходимым и, конечно же, продуманным в аспекте влияния на человека является столь интенсивное развитие современной вычислительной техники, компьютерных сетей и новых информационных технологий?
Несмотря на то, что Интернет, как всемирная Сеть, несомненно, во многом полезен и облегчает деятельность современного человека, в то же время, разнородная информация и контент, содержащиеся в сети Интернет, как известно, могут оказывать пагубное воздействие и влияние (и не только при чрезмерном потреблении) на психику и здоровье людей всех возрастов. Особенно остро проблема социализации в Интернете проявляется в подростковом и старшем школьном возрасте, когда происходит активное формирование познавательных процессов и личностных качеств человека.
Компьютеризация и интернетизация общества не обошла стороной и современное образование. Создание компьютерных классов, использование Интернета на уроках, школьные творческие задания,
которые требуют от ученика наличия навыков работы на компьютере и в Интернете - всё это является одной из объективных причин освоения подростком этого «нового жизненного пространства» [1] - киберпространства. Если старших школьников не обучать позитивному использованию возможностей и ресурсов Интернета как социокультурного феномена и современного социального института, не учитывать мощный социализирующий и воспитательный потенциал интернет-среды, то у нас и нет оснований удивляться тому, что происходит сейчас в подростковой среде: безоговорочно следуя тенденциям технического развития, старшие школьники испытывают на себе многие негативные последствия киберсоциализации: кибераддикцию, технофобии, уход от реальности и др.
Дальнейшее развитие интернет-технологий объективно требует обязательного учёта знаний, накопившихся не только у технических, но и у общественных и гуманитарных (особенно - у психолого-педагогических) наук, что призвано способствовать обеспечению безопасной, успешной и мобильной киберсоциализации человека [2] в интернет-пространстве на основе раскрытия социально-педагогического потенциала Интернета как социального института и фактора позитивной социализации молодёжи.
Цель работы заключается в поиске социально-педагогических условий повышения эффективности позитивной социализации старших школьников в интернет-среде.
Материалы исследования
Как в отечественной науке, так и за рубежом накоплен фундаментальный психолого-педагогический материал, касающийся различных аспектов социализации человека, его социального развития и становления как индивидуального субъекта общественных отношений (Г.М. Андреева, Н.В. Андреенкова, Дж. Баллантайн, У. Бронфенбренер, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Э. Дюркгейм, Ф. Знанецкий, И.С. Кон, Дж. Коулмен, Ч. Кули, Е.А. Леванова, Л.В. Мардахаев, Дж. Мид, М. Мид, В.С. Мухина, Т. Парсонс, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, И. Таллмен, Дж. Огбю, У. Уэнтворт, Я. Щепаньский и др.), а одной из характеристик современного этапа интенсивного развития психолого-педагогической науки является устойчивая тенденция к изучению социально-педагогических факторов социализации, которые способны оказывать непосредственное влияние на воспитание и развитие личности (С.А. Бе-личева, В.Г. Бочарова, Ю.С. Бродский, Г.Н. Волков, А.В. Гаври-
лин, В.Л. Глазычев, Ю.С. Мануйлов, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова,
B.А. Плешаков, Н.Л. Селиванова, В.Д. Семенов, А.М. Сидоркин,
О.Н. Яницкий и др.).
Многочисленные социологические, социально-педагогические и психологические исследования Е.П. Белинской, Е. Блохиной,
C.В. Бондаренко, И.А. Васильевой, А.Е. Войскунского, И. Голдберга, Е.И. Горошко, В.В. Гудимова, А.Е. Жичкиной, М. Иванова, Л.Ю. Иванова, Т. Келера, А.В. Минакова, А.В. Мудрика, И. Па-равозова, В.А. Плешакова, В.В. Нестерова, М.Ю. Сидоровой, Ф.О. Смирнова, Дж. Сулера, В. Фриндте, Н.И. Чудовой, И. Шевченко, К.С. Янг и многих других учёных связаны с изучением специфики социализации, общения и поведения в Интернете подрастающих поколений.
Наиболее ценными для исследования Интернета как института социализации старших школьников выступают положения социально-педагогической теории социализации и воспитания как относительно социально-контролируемой составляющей процесса социализации (Г.М. Андреева, И.С. Кон, А.В. Мудрик,
Н.Д. Никандров, А.В. Петровский, В.Д. Семенов и др.), психологопедагогическая теория киберсоциализации человека (В.А. Плешаков), социально-педагогические теории взаимодействия личности и микросреды (С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, И.А. Липский, М.М. Плоткин и др.).
В исследованиях академика РАО, д.п.н., профессора В.А. Сла-стенина и последователей его научной школы рассматриваются и изучаются проблемы современной системы образования как фактора социализации, которые необходимо научиться решать для сохранения, воспроизводства и преумножения гуманистических традиций отечественной и общемировой культуры.
Научные труды члена-корреспондента РАО, д.п.н., профессора А.В. Мудрика и его учеников посвящены всестороннему исследованию проблем социализации человека в рамках признанной научной школы «Социализация и воспитание (психологическая школа в области социальной педагогики)».
Несмотря на это, остаются не достаточно исследованными социализирующие возможности Интернета, вопросы влияния Интернета на социализацию молодежи, эффективные социальнопедагогические условия повышения позитивности социализации старших школьников в Интернете и многие другие проблемы. Без-
условно, данные исследовательские пробелы препятствуют осуществлению качественного педагогического влияния на социализацию старших школьников в Интернете.
Сегодня, когда мировая политика и политика российского государства позиционируется как всё более социально ориентированные, чрезвычайно актуальна необходимость решения огромного пласта подобных социальных и гуманитарных вопросов. Таким образом, всё более обостряются противоречия между:
• увеличением количества исследований различных аспектов влияния (к сожалению, в первую очередь, негативного) вычислительной техники и сети Интернет на людей разных возрастов, с другой стороны, процесс позитивной социализации старших школьников в Интернете не достаточно изучен;
• практической необходимостью целенаправленного педагогического влияния на социализацию старших школьников в Интернете и недостаточной теоретической разработанностью данного вопроса в психолого-педагогической науке;
• объективной необходимостью поиска эффективных социально-педагогических условий повышения позитивности социализации старших школьников в Интернете и фактическим отсутствием практики целенаправленного их изучения, учёта и создания.
Результаты исследования
Опираясь на общенаучный системный подход (о системе, структуре и функциях, о развитии структуры и системообразующей связи), основополагающие идеи философской и педагогической антропологии человека, положения о деятельностном подходе к познанию социальных процессов, положения о диалектическом взаимодействии и взаимосвязи объективных и субъективных факторов в формировании и развитии личности, мы пришли к выводу, что Интернет как социокультурный феномен и социальный институт обладает рядом специфических социально-педагогических характеристик, детерминирующих процесс социализации старших школьников:
• Интернет представляет собой оригинальную среду социокультурного развития старших школьников, которая обладает специфическими характеристиками, отличающими сеть Интернет как современный социальный институт от других (классических) социальных институтов (семья, образование, воспитание, здравоохранение, государственная власть, религия и др.), а именно:
1) локализацией в киберпространстве, что обуславливает интеграцию всех остальных социальных институтов в интернет-среде и детерминирует их влияние на социализацию старших школьников;
2) особыми возможностями удовлетворения и/или квазиудовлетворения многочисленных потребностей современного старшего школьника в интернет-среде;
3) потенциалом трансформации структуры самосознания личности старшего школьника в процессе и в результате овладения и трансляции им культурных ценностей, норм и правил поведения в Интернете;
• Интернет, как наиболее активно развивающийся современный сектор киберпространства, представляет собой специфический фактор социализации, является фактором особого вида социализации - киберсоциализации - и имеет уникальный социально-педагогический потенциал, характеризующийся такими особенностями социализирующей интернет-среды, как: доступность, мобильность и оперативность, относительная безопасность и анонимность, свобода самовыражения, способными активно влиять как на позитивные, так и на негативные потенции в процессе социализации старших школьников в Интернете.
• конструктивным способом использования социальнопедагогического потенциала Интернета в реализации задач социального воспитания, способствующих позитивной социализации старших школьников, является целенаправленная и систематическая психолого-педагогическая работа со старшими школьниками, их родителями, а также учителями по формированию культуры социализации в Интернете.
• позитивной социализации старших школьников в Интернете способствует соблюдение ряда социально-педагогических условий, при которых Интернет становится одним из ведущих институтов социализации современной молодёжи, а именно:
1) постоянный мониторинг и повышение социальных и воспитательно-образовательных потенций интернет-среды;
2) использование Интернета для воспитательнообразовательных целей, реализуемых школой;
3) построение эффективной школьной системы социального воспитания на основе возможностей и ресурсов интернет-среды;
4) повышение ценностной значимости социального воспитания и инициирование должного внимания к проблемам социализации старших школьников в Интернете со стороны классических социальных институтов, в первую очередь, государства, общества, семьи.
Заключение
Наше исследование показало, что использование социальнопедагогического потенциала Интернета как фактора позитивной социализации старших школьников будет более эффективно, если:
• системно применяется специальное знание о киберонтологии личности, феноменологии процесса киберсоциализации человека, киберпедагогике;
• изучены социализирующие возможности Интернета как социокультурного феномена и социального института;
• целенаправленно создаются социально-педагогические условия повышения эффективности позитивной социализации старших школьников в Интернете;
• используются превентивные меры в части профилактической психолого-педагогической работы со старшими школьниками, их родителями, а также учителями по предотвращению негативных последствий киберсоциализации.
Литература
1. Suler John, Ph.D. The Psychology of Cyberspace URL: http://users.rider.
edu/~suler/psycyber/psycyber.html (дата обращения 27.08.2012).
2. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека. Монография.
/ Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., проф. А. В. Мудрика. М., 2011. -
400 с.