Научная статья на тему 'Проблемы киберсоциализации студентов-первокурсников'

Проблемы киберсоциализации студентов-первокурсников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / CYBERSOCIALIZATION / STUDENTS / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плешаков Владимир Андреевич, Кочнев Александр Олегович

В статье обращено внимание на проблемы киберсоциализации в интернет-среде, с которыми сталкиваются студенты. На основе анализа полученных в результате анкетирования студентов-первокурсников Череповецкого государственного университета данных сделаны предположения и выводы о специфике киберсоциализации студентов посредством Интернета и использовании ими возможностей сети в контексте собственной профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плешаков Владимир Андреевич, Кочнев Александр Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы киберсоциализации студентов-первокурсников»

УДК 316.61

В.А. Плешаков, А. О. Кочнев ПРОБЛЕМЫ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

Основная трудность понимания общественных явлений состоит не в том, чтобы обнаружить какие-то сенсационные факты, собрать статистические данные или получить доступ к тщательно скрываемым тайнам государственной жизни, а в том, чтобы найти способ понимания повседневности.

А. Зиновьев

В статье обращено внимание на проблемы киберсоциализации в интернет-среде, с которыми сталкиваются студенты. На основе анализа полученных в результате анкетирования студентов-первокурсников Череповецкого государственного университета данных сделаны предположения и выводы о специфике киберсоциализации студентов посредством Интернета и использовании ими возможностей сети в контексте собственной профессиональной подготовки.

Киберсоциализация, студенты, профессиональная подготовка.

The article considers the problems of cybersocialization faced by the students in internet. Based on the analysis of data survey of the first-year students of Cherepovets state university the authors made conclusions about the specifics of students' cybersocialization by means of internet and the use of network opportunities in the context of students' vocational training.

Cybersocialization, students, vocational training.

Все увеличивающиеся темпы жизнедеятельности современного человека на рубеже XX - XXI вв., вызванные, в частности, во всем мире наращивающимися оборотами процессов информатизации, компьютеризации и интернетизации всех областей науки, образования и производства, характеризуются тем, что основным и наиболее значимым продуктом становится информация и компьютерные базы данных, а ведущими видами деятельности современного человека становятся процессы хранения, обработки и передачи информации.

Социально-культурные и экономические преобразования, происходящие в современном мировом сообществе, интенсивно влияют на различные сферы жизнедеятельности личности. В этой связи приобретают новую актуальность проблемы социализации человека. Известно, что социализация представляет собой многоаспектный процесс, в ходе которого осуществляется приобщение человека, если говорить широко, к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной мировой культуры. Современный мир преображается и изменяется, вследствие чего меняются факторы социализации человека.

С появлением и развитием компьютерных технологий, особенно благодаря динамичной киберэволю-ции всемирной глобальной сети Интернет (которую некоторые исследователи смело называют «альтернативой человеческому мозгу»), современный человек, как Homo Sapiens, на рубеже XX - XXI вв. фактически превращается в уникальный новый вид -«Homo Cyberus» (человек киберсоциализирующий-ся), а психолого-педагогическая наука обогатилась появлением инновационного социально-педагогического феномена - процесса киберсоциализации человека. Киберсоциализация - процесс качественных изменений потребностно-мотивационной сферы

индивидуума, а также структуры самосознания личности, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности.

Особенно явно включены в процесс социализации в киберпространстве - киберсоциализацию вообще, медиасоциализацию и интернет-социализацию в частности - подрастающие поколения: дети, подростки и молодежь.

Житель крупного населенного пункта и малого города, чтобы считаться «по-настоящему современным», практически обязан быть всегда «он-лайн»: с включенным круглосуточно сотовым (мобильным) телефоном, настроенной на мгновенное оповещение о новом письме электронной почтой (e-mail), он-лайн в программах-клиентах для мгновенного обмена сообщениями и нескольких социальных сетях интернет-среды. Необходимость становления личности в киберпространстве и потребность организовывать жизнедеятельность в интернет-среде с каждым днем все более актуальна и реальна, являясь чуть ли не обязательным критерием социализированности и киберсоциализированности личности в современном социуме.

Исследования отечественных и зарубежных педагогов показывают, что Интернет может и должен выступать образовательной средой для творческой самореализации обучающихся (А. А. Андреев, Г.А. Андрианова, С. Пайперт, Е.С. Полат, И.В. Роберт, В.А. Трайнев, А.В. Хуторской и др.). В тоже время учащиеся и педагоги зачастую испытывают затруднения в этой деятельности, обращаясь к сети Интернет для решения образовательных и воспитательных задач. В контексте глобализации условий социализации глобальная сеть Internet - непрерывно уточняемая модель совокупного духовного и мате-

риализованного информационного потенциала общества, и в этом своем качестве представляет собой мощный информационный базис для самых разнообразных видов и направлений человеческой деятельности - относится к мегафакторам социализации, наряду с космосом, планетой, миром. Одновременно необходимо воспринимать Internet как часть средств массовой коммуникации, т. е. как один из мезофакто-ров социализации человека.

Проблемы взаимодействия с интернет-средой особенно актуальны в высшей школе, так как студенты, обучающиеся в университетах, академиях, институтах во все времена являлись активными субъектами всех видов жизнедеятельности.

С целью анализа данного вида взаимодействия нами в ноябре 2012 г. был проведен опросник «Я и мой Интернет» [1, с. 379], разработанный под руководством В. А. Плешакова. Контингент испытуемых - студенты 1 курса Череповецкого государственного университета, направление подготовки «Психолого-педагогическое образование». Общее количество респондентов - 102 человека. По нашему мнению, студенты 1 курса являются активными пользователями социальных сетей и других ресурсов интернет-среды. У этих студентов иначе, чем у «киберсте-рильных» представителей населения, организуется жизнедеятельность, развиваются интеллектуально-познавательные способности, они по-другому воспринимают внешний мир и составляющее его окружение - как бы в ином социально-временном сетевом измерении. Речь идет не только о навыках владения современными информационно-коммуникационными технологиями и компьютерной техникой, но и об изменениях фундаментальных духовно-культурных структур, понятийного поля и многообразных представлений, мировоззрения.

Приведем в этой статье только основные полученные нами данные и постараемся сделать на их основе выводы о специфике киберсоциализации студентов посредством Интернета и использовании ими возможностей сети в контексте собственной профессиональной подготовки.

Большинство испытуемых (92 %) ответили, что ищут информацию для учебы в среде Интернет. Лишь 6 % студентов пользуются книгами и посещают с этой целью библиотеки. Видимо, это факт связан с тем, что 74 % обучающихся уже более трех лет активно пользуются Интернетом, что обуславливает приоритетность его использования с целями поиска практически любой информации.

Заходя в Интернет, студенты, в основном, либо пользуются только развлекательными ресурсами (48 %), либо пользуются образовательными ресурсами (42 %), только 10 % респондентов выбрали вариант «узнаю погоду и другие новости». Эти данные наталкивают нас на мысль, что опрошенных нами студентов можно условно разделить на две подгруппы: первые не ориентированы на использование образовательных возможностей сети в контексте собственной профессиональной подготовки, вторые, напротив, активно используют Интернет с этими целями.

В Интернете обучающиеся пользуются, в первую очередь, теми статьями, которые предложит в результате запроса поисковая система (70 %), на втором месте - проверенными информационными источниками (18 %), и только 12 % студентов ответили «рекомендуемыми преподавателями». Данные цифры позволяют убедительно констатировать высокую степень доверия студентов к той информации, которая была найдена в результате поисковых запросов в сети. Однако подобное анонсированное доверие к Интернету и, в частности, к поисковым системам интернет-среды не обоснованно, поскольку современный Интернет пестрит непроверенной и далеко не всегда достоверной информацией.

Следующий вопрос позволил нам диагностировать знания студентов о портале «Российское образование». 66 % респондентов ответили, что не знают о нем и не пользуются данным порталом. Уверены, что эти данные отражают общую тенденцию неизвестности подобных ресурсов. Налицо практическая задача информирования обучающихся в части наличия и тематической направленности существующих образовательных ресурсов Интернета.

На вопрос об участии в электронных конференциях для обсуждения профессионально значимых тем и проблем, а также для обмена опытом, только 8 % студентов ответили, что регулярно в них участвуют. 38 % респондентов не участвуют и не знают, как это делать. 54 % студентов выбрали вариант ответа «нет, не знаю с кем». Напрашивается вывод о непопулярности среди студентов подобной формы повышения профессиональной компетентности, однако, скорее всего, это вызвано собственно незнанием самих студентов о подобной возможности. Налицо еще одна практическая задача: популяризация преподавателями такой формы повышения квалификации в контексте профессиональной подготовки студентов, как электронные конференции.

На вопрос «Используете ли Вы Интернет для получения научно-познавательной информации, не относящейся к учебе, в том числе оперативное получение информации?» 36 % обучающихся ответили, что регулярно, 56 % - иногда, 8 % - никогда не задумывались. Соответственно, студенты, опрошенные нами, в целом ориентированы на оперативное получение научно-познавательной информации. При этом печален тот факт, что большинство, а именно 58 % студентов, и не думали о том, чтобы проверять найденную в Интернете информацию на достоверность.

По поводу вопроса о форумах, поддерживаемых профессиональными педагогами и психологами, на которых обсуждаются профессионально значимые и интересующие участников темы, 56 % студентов не знают и не участвуют, 36 % - знают, но не участвуют, и только 8 % знают и участвуют. Получается, что профессиональные форумы также непопулярны среди обучающихся, как и портал «Российское образование». Видимо, по той же причине. Снова налицо практическая задача для преподавателей, заключающаяся хотя бы в банальном информировании студентов о подобных ресурсах и популяризация их в студенческой среде.

При этом опрошенные нами студенты отметили, что благодаря интернет-ресурсам у них растет круг общения и деловых связей (88 %), и лишь 12 % выбрали вариант «те, с кем общаюсь с помощью Интернета, не имеют ничего общего с реальной жизнью».

На вопрос «После общения в Интернете сложнее ли Вам стало выражать мысли вслух, испытываете ли Вы некоторое замешательство и неудобство при непосредственном общении?» 60 % студентов ответили «нет, никогда», 36 % - «иногда», и лишь 4 % -«да, всегда». Соответственно, с точки зрения студентов, подобная киберкоммуникация не приводит к развитию у них социофобии.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: Интернет для студентов является востребованным институтом социализации, однако о возможностях сети в контексте собственной профессиональной подготовки подавляющее большинство студентов-первокурсников не знает и не пользуется ими, что, с нашей точки зрения, является существенной проблемой их киберсоциализации.

Литература

1. Плешаков, В.А. Теория киберсоциализации человека / В.А. Плешаков. - М., 2011.

УДК 796.05:378.147

А.Ю. Осипов, В.М. Гуралев, Е.И. Кокова, В.И. Пазенко

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Сегодня значительное число исследований посвящено проблемам физического воспитания студентов и формирования здорового образа жизни современной молодежи. Большинство авторов сходится во мнении о необходимости внесения структурных изменений в процесс физического воспитания студентов с целью повышения уровня их здоровья и развития физических качеств. В статье рассматриваются различные структурные формы организации процесса физического воспитания студентов в современных условиях.

Студенты, физическое воспитание, модульное обучение, специализации, двигательная активность.

Today a considerable number of researches is devoted to students' physical education and healthy lifestyle of today's youth. Most authors agree that there is a necessity for structural changes in the process of students' physical education in order to improve their health and develop their physicality. The article deals with the various structural forms of organization of students' physical education.

Students, physical education, modular training, specialization, physical activity.

Введение. В настоящее время значительное число научных исследований посвящено решению актуальных проблем физического воспитания студенческой молодежи. Одна из наиболее важных проблем -состояние физического здоровья современных молодых людей. По данным специальных мониторингов, лишь около 10 % молодежи имеют близкий к норме уровень физического развития и здоровья. Зафиксирован резкий рост сердечнососудистых и костно-мышечных заболеваний, что во многом обусловлено недостаточным уровнем двигательной активности молодых людей. В целом, в высшие учебные заведения приходят около 50 % молодых людей, имеющих 2 - 3 различных диагноза болезней, и лишь только около 15 % выпускников можно условно считать здоровыми людьми [4, с. 15]. Другая проблема -снижение эффективности образовательных технологий в системе физического воспитания студентов высшей школы. Научные исследования, проводимые в образовательных учреждениях, показывают неприглядную картину резкого ухудшения уровня здоровья и физической подготовленности студентов к нагрузкам, которые могут встретиться им в последующей трудовой деятельности [1, с. 91]. Отмечается,

что сегодня преподаватели кафедр физического воспитания ориентируют студентов лишь на сдачу зачета по предмету, а не на необходимость формирования специальных знаний, умений, компетенций, норм здорового образа жизни, укрепления уровня своего здоровья и т.д. Следовательно, необходимы качественные изменения в структуре и методах проведения учебных занятий по физической культуре в вузах с целью исправления создавшейся ситуации [7, с. 116]. Все вышеизложенное формирует актуальность данной работы.

Материалы и методы. Одним из путей внедрения качественных и структурных преобразований в учебный процесс физического воспитания студентов является изменение формы и методики проводимых занятий с целью повышения уровня развития физических качеств, укрепления здоровья, подготовки к предстоящей трудовой и социальной деятельности. К подобным (измененным) современным формам проведения учебных занятий по дисциплине «Физическая культура» относятся: специализированные занятия по избранным видам спорта (спортивные специализации), модульное обучение студентов, индивидуальные программы. Сравнительный анализ эф-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.