Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ'

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / РЫНОК ТРУДА / АБИТУРИЕНТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫПУСКНИК ШКОЛЫ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / LABOR MARKET / ENTRANT / PROJECT ACTIVITY / SCHOOL GRADUATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матросова И.В.

В статье описываются вопросы о профессиональном выборе выпускников школ. Рассматривается ряд явлений, которые затрудняют процесс профессиональной ориентации школьников и абитуриентов. Обосновывается необходимость информированности о рынке труда для формирования цепочки школьник - студент - молодой специалист.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SCHOOL GRADUATES

The article describes the issues of professional choice of school graduates. The complication process of professional orientation of students and entrants were considered. The necessity of awareness of the labor market for the formation of a chain of school student - student - young specialist.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ»

УДК 378.016:51

Матросова И.В. старший преподаватель кафедра «Высшая математика» Сибирский государственный университет путей сообщения

Россия, г. Новосибирск ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ

Аннотация. В статье описываются вопросы о профессиональном выборе выпускников школ. Рассматривается ряд явлений, которые затрудняют процесс профессиональной ориентации школьников и абитуриентов. Обосновывается необходимость информированности о рынке труда для формирования цепочки школьник - студент - молодой специалист.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, рынок труда, абитуриент, проектная деятельность, выпускник школы.

Matrosova I.V. senior lecturer of «Higher mathematics» Siberian state University of railway engineering

Russia, Novosibirsk PROBLEMS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF

SCHOOL GRADUATES

Abstract: The article describes the issues of professional choice of school graduates. The complication process of professional orientation of students and entrants were considered. The necessity of awareness of the labor market for the formation of a chain of school student - student - young specialist.

Keywords: professional self-determination, labor market, entrant, project activity, school graduate.

Вопросы о профессиональном выборе выпускников школ с каждым годом становятся все более и более актуальными. В наши дни происходит активный выход на рынок труда принципиально новых профессий, как для нашей страны, так и для мирового сообщества в целом. Появление новых профессий неминуемо ставит перед всеми ступенями образования задачи, решение которых требуется незамедлительно. В условиях спроса на заполнение определенных профессиональных ниш необходимы не только кадры для обучения молодых специалистов, но и помощь в профессиональном самоопределении будущих абитуриентов. Институты образования и труда должны занимать основополагающее место в этом определении. Связь между этими институтами традиционно проходила через систему профориентации.

О важности этого взаимодействия и о наличии дисбаланса в этих сферах говорит введение в школьную программу предмета под названием:

«Мое профессиональное самоопределение». Будущему выпускнику и абитуриенту при выборе ВУЗа необходимо ориентироваться не только на востребованность выбираемой специальности на рынке труда определенного города, области, но также и на личные предпочтения, предрасположенность и, возможно, уже какие-то успехи в определенной профессиональной области [1]. Проблема сбалансированности между качеством и количеством специалистов с высшим образованием и потребностями рынка труда сегодня становится очень актуальной. Особое влияние на современную молодежь оказывают новые рыночные механизмы регулирования профессиональной ориентации. Происходит сокращение потребностей в специалистах определенных профессий, невостребованных на рынке труда. При этом возрастает необходимость в повышении количества специалистов, отвечающих запросам рынка труда. Абитуриенты же оказываются недостаточно информированными в этой ситуации рыночной мобильности [2].

Чем раньше и более осознанно школьники будут подходить к выбору учебного заведения для освоения своей будущей профессии, тем более замотивированы они будут на получение знаний в ВУЗе для освоения выбранной профессии [3].

Как же помочь школьнику в выборе профессиональной ниши?

Основополагающую роль в профессиональном самоопределении играет, на данный момент, в школьном образовании активное внедрение проектной деятельности на основе самостоятельного поиска и решения метапредметных и межпредметных проблем (ФГОС). Проектная деятельность имеет своей целью распознавание профессиональной предрасположенности, посредством своего многообразия и практической направленности. Каждый обучающийся имеет возможность реализации своего потенциала более чем в одном проекте (отличие от НПК). В рамках подготовки проекта будущий абитуриент пробует себя в командной, индивидуальной деятельности, а это ценный жизненный опыт.

Качественная подготовка студента к практической профессиональной деятельности зависит не только от качества подготовки в вузе, но и от готовности абитуриентов к обучению и овладению будущей профессией [4]. Многие абитуриенты, поступающие в высшие учебные заведения, руководствуются при выборе профессией не интересом к конкретной специальности и востребованностью ее на рынке труда, а совершенно случайными мотивами (влияние родителей, друзей, место расположения вуза, цена за обучение), и за все время обучения, к сожалению, не овладевают, а главное, не стремятся в должной степени овладеть, знаниями и навыками, необходимыми для успешной профессиональной деятельности. Отметим, что успех дальнейшего профессионального образования и самореализации в профессии зависит, во многом, и от качества школьного обучения [5]. Выбор будущей профессии носит индивидуальный характер и очень важно, чтобы впоследствии выпускник вуза был удовлетворен своим

делом и местом в профессиональном мире.

Сегодня на рынке труда существует ряд негативных явлений, которые затрудняют процесс профессиональной ориентации школьников и абитуриентов. Во-первых, высокая динамика процессов спроса и предложения на специалистов различных профессий. Рынок труда ежегодно пополняется рядом профессий, которые появляются вследствие внедрения в повседневную жизнь, как новых технологий, так и новых социально значимых структур. Во-вторых, часто выпускникам вузов предоставляется работа, не соответствующая полученной ими специальности или же они осознанно, поняв ситуативность своего выбора, осуществляют поиск работы в других направлениях. В-третьих, появление на рынке труда большого количества выпускников экономических специальностей, что не соответствует потребностям реального сектора экономики, а это, в свою очередь, порождает необходимость профессионально переориентироваться при выходе на рынок труда. В-четвертых, востребованность на рынке труда новых профессий, обучение которым в ВУЗах еще не проводится, по причине отсутствия квалифицированных кадров для преподавания. К таким профессиям относятся, в основном, интернет-профессии, такие как: бшш-менеджер, копирайтер и т.д.

Стоит отметить, что дизориентированность на рынке труда присутствует как среди выпускников школ, так и в сфере выпускников высших учебных заведений, так как стремление к изменению профессиональной сферы происходит еще до окончания ВУЗовского обучения. Сегодня высшая школа прочно входит в рыночные отношения, реагирует на спрос рынка труда на специалистов, и сама стала субъектом рыночных отношений, создавая рынок образовательных услуг. Современные рыночные отношения, спрос и предложения на рынке труда, безработица показали значимость высшего профессионального образования в конкуренции специалистов на рынке труда. При этом дефицит квалифицированных кадров наблюдается как в производственной сфере, так и в сфере инновационных профессий. Основной задачей участников сферы высшего образования является, на данном этапе, устранение дисбаланса между спросом на рынке труда и предлагаемыми к освоения профессиями, а также информированность абитуриентов о предлагаемых к освоению профессиях [6]. В наши дни вопрос подготовки экономически активных молодых специалистов, способных приспосабливаться к современным экономическим условиям, стал актуальным для всего современного общества.

Одним из решений сложившейся ситуации считается наличие преемственности и скоординированности всех ступеней образования, с учетом потребностей рынка труда. Одним из примеров такой преемственности являются ЦДО (центры довузовского образования). Стоит отдельно отметить положительную роль в осознанном освоении профессий, обучение по целевым направлениям, гарантирующие выпускникам ВУЗов

трудоустройство по полученной специальности.

Нельзя не отметить тот факт, что в настоящее время профессиональная ориентация направлена в основном на стремление овладения профессиями, обеспечивающими максимальный материальный достаток и гарантирующими, так называемое, беспроблемное трудоустройство. Рынок образовательных услуг для удовлетворения этих потребностей абитуриентов увеличивает количество специальностей и направлений по престижным, на данный момент, высокооплачиваемым профессиям, к сожалению, слабо коррелирующими с реальными потребностями рынка труда в специалистах данных областей [7]. Процессы планирования объема выпускаемых специалистов каждой конкретной сферы необходимо регулировать для уменьшения объема безработицы и снижения потребности в перепрофилирующем дополнительном образовании.

В условиях современной социально-экономической ситуации рынок труда не может не являться одним из основных факторов профессиональной ориентации и вектором профессионального самоопределения выпускников. Это еще раз говорит о важности взаимодействия всех ступеней образовательного процесса для формирование осознанного, и что немаловажно, самостоятельного выбора профессии будущими студентами на основе полноты представления обо всем многообразии спектра востребованных на рынке труда профессий. Стоит также отметить, что современные требования к подготовленности выпускников ВУЗов стоит постоянно адаптировать к изменяющимся потребностям в профессиональных навыках [8]. Немаловажную роль в формировании профессий предлагаемых к освоению может, и должен играть работодатель, в широком смысле этого слова. Заинтересованность работодателя в получении квалифицированных кадров, в действительно необходимом современному рынку труда объеме, во многом зависит от четкости, точности и продуманности, так называемого, «рыночного заказа» на специалистов. Отметим, что при выборе желаемой профессиональной области необходимо руководствоваться не только актуальным на данный момент спросом на определенную профессиональную сферу, но и опираться на ее (сферы) перспективу развития и возможные риски связанные с фактором временных затрат на обучения, что в свою очередь, сказывается на конечном выборе абитуриента [9].

Своевременное формирование профессиональной ориентации у школьников будет способствовать их осознанному, адекватному и, что немаловажно, своевременному профессиональному самоопределению. Профессиональное самоопределение должно проходить индивидуально, природосообразно при полной информированности абитуриента ситуацией на рынке труда. Тогда ВУЗ будет обучать действительно заинтересованных своей предстоящей профессиональной деятельностью молодых специалистов. Такой подход способствует снижению, как латентной, так и реальной безработицы. Развитие рынка труда и образования с

положительной динамикой показателей возможно только в тесной связи и неразрывности цепочки участников процесса, а именно: школа - ВУЗ -работодатель, а главное взаимодействие их с ключевой фигурой, которая в процессе обучения претерпевает качественные изменения: школьник-студент-молодой специалист, на воспитание в котором востребованного профессионала, эксперта и направлено, в первую очередь, обучение.

Использованные источники:

1. Попова Н.И., Сорокина Я.В. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов // Форум молодых ученых. 2017. № 6 (10). С. 1473-1477.

2. Круне Н.И., Хомченко Т.В., Беленок И.Л. Модель формирования информационной составляющей профессиональной компетентности // Открытое и дистанционное образование. 2010. № 2. С. 5-12.

3. Демьяненко Ю.И. Самостоятельная работа как основной вид учебной деятельности студентов при изучении математики в вузе // В сборнике: Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия. X Международная научно-практическая конференция. 2015. С. 151-152.

4. Хомченко Т.В., Круне Н.И., Беленок И.Л. Роль дистанционного образования в формировании информационной компетентности // Философия образования. 2009. № 2. С. 70-77.

5. Демьяненко Ю.И. Математическая подготовка студентов в условиях реализации компетентностного подхода // В сборнике: Образование как единство обучения и воспитания. Материалы международной научно-методической конференции. СГУПС. 2016. С. 147-150.

6. Демьяненко Ю.И. Математическая подготовка в контексте будущей профессиональной деятельности инженера // Форум молодых ученых. 2017. № 6 (10). С. 650-653.

7. Тимофеева Е.Г. Формирование профессиональных компетенций студентов в отраслевом вузе: социально педагогический аспект. Материалы Международной научно-методической конференции. СГУПС. 2016. С. 95-98.

8. Тимофеева Е.Г. Прикладные аспекты математической подготовки студентов. Форум молодых ученых 2017. № 6 (10). С. 1707-1713.

9. Тимофеева Е.Г. Образовательный мониторинг в отраслевом университете. Форум молодых ученых. 2018. № 2 (18). С. 517-521.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.