Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ В ОТРАСЛЕВОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ В ОТРАСЛЕВОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОТРАСЛЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева Е. Г.

В статье рассматриваются вопросы, актуальные для отраслевых и корпоративных учебных заведений. Подтверждена необходимость систематизации отдельных проработок и выработки единой методологии образовательного мониторинга для отраслевого университетского комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL MONITORING IN A BRANCH UNIVERSITY

The article deals with issues relevant to industry and corporate educational institutions. The necessity of systematization of individual studies and development of a unified methodology of educational monitoring for the branch University complex is confirmed.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ В ОТРАСЛЕВОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

УДК 371.13

Тимофеева Е.Г. старший преподаватель кафедра «Высшая математика» Сибирский государственный университет путей сообщения

Россия, г. Новосибирск ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ В ОТРАСЛЕВОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, актуальные для отраслевых и корпоративных учебных заведений. Подтверждена необходимость систематизации отдельных проработок и выработки единой методологии образовательного мониторинга для отраслевого университетского комплекса.

Ключевые слова: социальные исследования, образовательная система, отраслевой университет, мониторинг.

Timofeeva E. G. senior lecturer of «Higher mathematics» Siberian state University of railway engineering

Russia, Novosibirsk EDUCATIONAL MONITORING IN A BRANCH UNIVERSITY

Abstract: The article deals with issues relevant to industry and corporate educational institutions. The necessity of systematization of individual studies and development of a unified methodology of educational monitoring for the branch University complex is confirmed.

Keywords: social research, educational system, branch University, monitoring.

В настоящее время для образовательных учреждений становятся актуальными постоянные исследования, связанные с изучением и оцениванием тенденций развития образования в России, Европе и в мире. Конкуренция среди высших учебных заведений за бюджетное финансирование и получение грантов предполагает проведение постоянных мониторинговых исследований рынка образовательных услуг и рынка труда на региональном, всероссийском и международном уровнях.

Происходит значительный рост интересов ученых в отношении проблем управления образовательным пространством, формирования различных моделей управленческих структур, выработки социальных технологий и оценки результатов. Определенное место в этом отводится мониторингу, как специфическому методу, позволяющему исследовать состояния образовательной системы [1].

Как отмечает А.Н. Майоров, мониторинг как эффективный способ управления качеством профессионального образования в теоретическом плане находится лишь в стадии своего первоначального осмысления, хотя

его необходимость вполне очевидна в ситуации перехода системы от стабильного состояния к режиму развития [2].

В научно-педагогической литературе определение сущности мониторинга рассмотрено многими отечественными специалистами в области управления образованием. Следует отметить, что исследователи используют различные трактовки понятия «мониторинг» в педагогическом процессе. А именно: как путь получения информации о результативности учебного процесса (Н. Вербицкая, В. Бодряков); как метод коррекции образовательных процессов в системе повышения квалификации (В.Г. Воронцов); экспертиза развития качества образования (М.В. Занин, Г.М. Ильясов); исследование эффективности административной команды учебного учреждения (П. Дерзкова) и пр.

Авторами был проведен контент-анализ кандидатских и докторских диссертационных работ по специальностям 13.00.08 - «Теория и методика профессионального образования» и 13.00.01 - «Общая педагогика, история педагогики и образования» за 2010 - 2016 гг. Из 1000 научных исследований в 64 работах раскрываются вопросы мониторингов в различных системах образования (система высшего образования, среднего специального, общего и дошкольного образования). Представлены различные подходы, методики и практика проведения образовательных мониторингов по различным направлениям деятельности. В качестве объектов мониторинга выступают процессы, результаты и характеристики образовательных подсистем. Оцениваются профессиональная компетентность педагога, профессиональное воспитание будущего педагога, качество образования, качество обучения, качество коммуникативной подготовки студентов и др. Раскрыты вопросы как на региональном уровне (8 работ / 12,5%), так и на уровне конкретных учебных заведений: вузов (10 работ / 15,6%), техникумов (2 работы / 3,1%), колледжей (6 работ / 9,4%), школ (27 работ / 42,2%), дошкольных учреждений (1 работа / 1,6%).

Опираясь на проведенное исследование, можно отметить, что большая часть диссертационных работ описывает мониторинговые исследования, посвященные проблемам школ (42,2 %) и высших учебных заведений (15,6 %), и встречаются лишь единичные работы, затрагивающие проблемы техникумов. Наиболее важными параметрами таких исследований для вузов выступают следующие: качество профессионального обучения (30 %), профессиональные качества личности обучающихся (20 %) и качество коммуникативной подготовки выпускника (20 %). Для школы - это качество образования (18,5 %), качество знаний обучаемых (14,8 %) и формирование профессиональной компетентности выпускника (11,1 %).

Большинство авторов рассматривают мониторинг как управленческую технологию, реализующую задачи экспертизы, контроля и информационного обеспечения вопросов качества образования, образовательных потребностей, профессиональности кадров и др. Особенно актуальными данные вопросы представляются для отраслевых и корпоративных учебных заведений,

которые призваны реализовывать потребности конкретных отраслей, корпораций и организаций [3, 4].

Так, в Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы [5], одним из ожидаемых конечных результатов реализации является внедрение во всех субъектах Российской Федерации новых механизмов участия работодателей в решение задач обеспечения предприятий квалифицированными кадрами (увеличение количества учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, прошедших экспертизу образовательных программ, проводимую работодателями, а также учреждений профессионального образования, перешедших на образовательные стандарты нового поколения, разработанные при участии работодателей, общественных и профессиональных объединений).

Для отраслевых (корпоративных) университетов важным является соответствовать требованиям учредителей и работодателей, международным образовательным стандартам и обеспечивать опережающее развитие и подготовку кадров для отрасли [6, 7]. Так, в частности, для Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС), учредителем которого в настоящее время является федеральное агентство железнодорожного транспорта, а основным работодателем - ОАО «РЖД», важным является, с одной стороны:

1) изучение и постоянное отслеживание тенденций развития транспортной отрасли и процесса корпоративного строительства холдинга ОАО «РЖД»;

2) расчет потребностей отрасли в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров для холдинга;

3) тенденции развития системы отраслевого непрерывного образования. С другой стороны - быть активным участником рынка образовательных услуг в регионе, России и мире.

Сегодня Росжелдор в своей структуре имеет 8 университетских комплексов [8], сформированных на базе Сибирского, Омского, Иркутского, Дальневосточного, Петербургского, Самарского, Ростовского и Уральского государственных университетов путей сообщения. Основными целями структурного реформирования системы подготовки кадров и образования ведомства являются:

1) удовлетворение потребности федерального железнодорожного транспорта в высококвалифицированных специалистах;

2) адаптация системы образования и подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием к новым условиям функционирования железнодорожного транспорта и повышение ее эффективности;

3) снижение затрат на содержание учреждений образования.

Это предполагает постоянный мониторинг процессов, связанных с:

1) анализом социально-экономических процессов в обществе и

международной практике в сфере образования;

2) повышением эффективности управления процессами реформирования и взаимодействия внутренней и внешней среды в сфере образования;

3) проведением диагностики механизмов обеспечения и воздействия на процессы реформирования системы отраслевого непрерывного профессионального образования [9, 10, 11].

Вместе с мониторингом внешних процессов для университета необходимым является также проведение внутривузовских мониторинговых исследований. Они важны для самооценки качества образования, профессиональной компетентности выпускников, качества знаний обучаемых, качества методической работы преподавателей и др. [12, 13]. Так, в СГУПСе реализуется рейтинговая программа оценивания успеваемости студентов, студенты в свою очередь оценивают работу и профессиональные качества преподавателей: («преподаватель глазами студентов»), совершенствуются рейтинговые системы учебной, научной (НИР, НИРС), воспитательной деятельности структурных подразделений (факультеты, кафедры) [14, 15].

И, как нам представляется, в настоящий момент возникла необходимость в систематизации отдельных проработок и выработки единой методологии образовательного мониторинга для отраслевого университетского комплекса. Особую актуальность это приобретает в связи с переходом учебных заведений на двухуровневую систему обучения (бакалавриат и магистратуру).

Использованные источники:

1. Демьяненко Ю.И. Самостоятельная работа как основной вид учебной деятельности студентов при изучении математики в вузе // В сборнике: Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия. X Международная научно-практическая конференция. 2015. С. 151-152.

2. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании: Изд. 3-е, испр. и доп. Майоров А.Н. - М.: Интеллект-Центр, 2005.

3. Матросова И.В., Капустина Т.В. Обучение студентов методам познания // В сборнике: Психология и педагогика в образовательной и научной среде. Международное научное периодическое издание по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 113-117.

4. Капустина Т.В., Матросова И.В. Различные уровни понимания в обучении // Форум молодых ученых. 2017. №6 (10). С. 1201-1204.

5. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 №497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 гг.».

6. Демьяненко Ю.И. Математическая подготовка студентов в условиях реализации компетентностного подхода // В сборнике: Образование как единство обучения и воспитания. Материалы международной научно-методической конференции. СГУПС. 2016. С. 147-150.

7. Демьяненко Ю.И. Дистанционное обучение в вузе на основе компетентностного подхода // В сборнике: Психология и педагогика в образовательной и научной среде. Международное научное периодическое издание по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 32-34.

8. Стратегия развития холдинга «РЖД» до 2030 года.

9. Круне Н.И., Хомченко Т.В., Беленок И.Л. Модель формирования информационной составляющей профессиональной компетентности // Открытое и дистанционное образование. 2010. №2. С. 5-12.

10. Хомченко Т.В., Круне Н.И., Беленок И.Л. Роль дистанционного образования в формировании информационной компетентности // Философия образования. 2009. №2. С. 70-77.

11. Демьяненко Ю.И. Математические дисциплины как средство формирования профессиональных компетенций // В сборнике: Актуальные проблемы модернизации высшей школы. Материалы Международной научно-методической конференции. СГУПС, НТИ - филиал МГУДТ. 2014. С. 329-331.

12. Демьяненко Ю.И. Математическая подготовка в контексте будущей профессиональной деятельности инженера // Форум молодых ученых. 2017. №6 (10). С. 650-653.

13. Попова Н.И., Сорокина Я.В. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов // Форум молодых ученых. 2017. №6 (10). С. 1473-1477.

14. Демьяненко Ю.И. Организация дистанционного обучения в вузе // В сборнике: Системное обеспечение условий достойного труда. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. СГУПС. 2017. С. 24-28.

15. Демьяненко Ю.И. Математическая подготовка студентов в контексте будущей профессиональной деятельности // В сборнике: Новая наука как результат инновационного развития общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 17 частях. 2017. С. 24-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.