Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА'

К ВОПРОСУ О БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / РИСКИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SECURITY OF EDUCATIONAL SPACE / RISKS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева Е.Г.

В статье проводится анализ понятий «образовательное пространство», «образовательная среда». Дается классификация рисков в сфере высшего профессионального образования. Выделены актуальные вопросы безопасности и сформулированы направления дальнейших исследований по разработке методических подходов к оценке рисков в образовательном пространстве вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUE OF SECURITY OF THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

The article analyzes the concepts of «educational space», «educational environment». The classification of risks in the sphere of higher professional education is given. The topical issues of safety are highlighted and the directions of further research on the development of methodological approaches to risk assessment in the educational space of the University are formulated.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА»

реального времени можно будет оценить и устойчивость заложенных реперов и соответственно геоморфологические особенности местности. Наиболее интересные данные, скорее всего, будут в зонах оползней, плывунов, соляных куполов, разломов, что дает основание использовать новую методику в разнообразных геологических задачах.

Использованные источники:

1. Мельхиор П. Земные приливы. — М.: Мир, 1968. — 482 с.

2. Инструкция по гравиразведке. Единые технические требования, ч.5. М., 1980.

3. Васильев Ю.В., Юрьев М.Л., Филатов А.В., Погодин П.В., Яковлев С.И. Результаты мониторинга деформационных процессов методами высокоточной геодезии, гравиметрии, радарной интерферометрии на Самотлорском геодинамическом полигоне/ Маркшейдерский вестник. 2015. №4. С.38-43.

4. CG-5 Autograv Automated Gravity Meter. Operator manual. Ontario Canada, 2002.

5. Харисов А.Г., Утёмов Э.В. Некоторые результаты гравиметрического мониторинга в здании института геологии и нефтегазовых технологий Казанского федерального университета. / Ученые записки Казанского Университета. 2012. Т.154, кн. 4.

УДК 378.1

Тимофеева Е.Г. старший преподаватель кафедра «Высшая математика» Сибирский государственный университет путей сообщения

Россия, г. Новосибирск К ВОПРОСУ О БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА Аннотация. В статье проводится анализ понятий «образовательное пространство», «образовательная среда». Дается классификация рисков в сфере высшего профессионального образования. Выделены актуальные вопросы безопасности и сформулированы направления дальнейших исследований по разработке методических подходов к оценке рисков в образовательном пространстве вуза.

Ключевые слова: образовательная среда, безопасность образовательного пространства, риски высшего профессионального образования.

Timofeeva E. G. senior lecturer of «Higher mathematics» Siberian state University of railway engineering

Russia, Novosibirsk

THE ISSUE OF SECURITY OF THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

Abstract: The article analyzes the concepts of «educational space», «educational environment». The classification of risks in the sphere of higher professional education is given. The topical issues of safety are highlighted and the directions of further research on the development of methodological approaches to risk assessment in the educational space of the University are formulated.

Keywords: educational environment, security of educational space, risks of higher professional education.

В последнее время в научно-педагогической литературе достаточно часто используются понятия «образовательное пространство», «образовательная среда», «социокультурное пространство» и др. При этом ученые по-разному их трактуют. Так, например, Ивошина Т.Г. представляет эти понятия, как социальную, информационную и психологическую среду в рамках образовательных задач; Борисова Т.Ф. - как, объективную социальную реальность, представляющую совокупность социально -психологических, материальных и политических факторов; Панов В.И. - как педагогически организованную систему условий для удовлетворения комплекса потребностей личности.

В работах Слободчикова В.И., Пидкасистого П.И., Бондыревой С.К., Вульфова Б.З. и др. понятие образовательное пространство вуза представляется как совокупность субъектов учебного процесса, информационно-образовательных сред и образовательных процессов. Эти авторы рассматривают образовательную среду как составную часть образовательного пространства, разграничивая тем самым эти понятия.

Кардинальные экономические, политические и социальные перемены, происходящие в стране и мире, затрагивают, усложняют условия общественной жизни каждого человека и изменяют социокультурную ситуацию, влияющую на развитие и становление личности. Особенно это важно для современной высшей школы РФ [1]. В ней создается новая образовательная среда, в общем виде определяемая как психолого-педагогическая реальность, в которой содержатся возможности для развития, включенные в пространственно-предметное и социальное окружение, а также специально организованные условия для формирования личности [2-3]. Эту среду принято рассматривать как сферу социальной жизни и как фактор образования, формирующий педагогические условия равновесия между внутренней средой развития учащихся и опытом их взаимодействия с внешним миром [4].

Понятие безопасность означает отсутствие опасности, а на законодательном уровне этот термин закреплен как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [5].

Сфера высшего профессионального образования является достаточно специфической областью, а поэтому обладает особыми рисками. В связи с реформированием образовательной системы появляются свои угрозы и риски для каждой стороны, участвующей в образовательном процессе.

Разные авторы по-разному проводят классификацию рисков в сфере образования. Так, Костюкова Т.П., Лысенко И.А. под внешними рисками понимают угрозы, исходящие от государства и потенциальных потребителей образовательных услуг. Это - сокращение абитуриентов и объемов финансируемых госбюджетных и хоздоговорных научно-исследовательских работ; реформирования, происходящие на законодательном уровне РФ в области образования; смена формы собственности вуза; изменение социально-психологического климата в обществе. Внутренние риски, вследствие негативного влияния внешних факторов, сказываются на неблагоприятном изменении структуры и потенциала самого вуза. Это приводит к снижению качества образовательных услуг, несоответствию предлагаемого набора образовательных услуг требованиям рынка, высокой цене образовательных услуг, недостаточному развитию материальной базы, неэффективной кадровой политике [6].

Помимо перечисленных рисков, связанных непосредственно с образовательным процессом, можно также выделить:

- финансовые риски, связанные с деятельностью высших образовательных учреждений в нашей стране;

- политические риски, сопутствующие правительственным решениям и различным событиям, которые могут затрагивать образовательную сферу;

- организационно-структурные риски, возникающие в связи с объединением вузов, вследствие чего сокращается количество бюджетных мест, а также образуются трудности при согласовании образовательных программ и учебных планов.

Управленческая деятельность вуза по обеспечению безопасности образовательного пространства предполагает как оценку внешних угроз, так и разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению, прежде всего, внутренних угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления. В этом комплексе неотъемлемой составляющей является научно-исследовательская деятельность в области обеспечения безопасности вуза в таких формах как госбюджетные НИР и грантовые программы [7-9].

На основе анализа материалов научно-педагогических конференций, а также результатов мониторинговых социально-психологических исследований, проводимых преподавателями СГУПСа, следует выделить такие актуальные вопросы безопасности образовательного пространства вуза как:

- психологическая безопасность субъектов образовательного

процесса,

- смена моделей взаимодействия преподавателей со студентами в рамках различных форм учебно-образовательной и воспитательной деятельности;

- многообразие и появление новых форм аддиктивного поведения студенческой молодежи [10-12].

Опыт коллектива преподавателей СГУПСа по разработке методических подходов к оценке социальных рисков на предприятиях транспортной отрасли показывает, что дальнейшими направлениями научно-практических исследований должны стать: уточнение системы показателей и индикаторов в образовательном пространстве вуза с учетом внешних и внутренних факторов социально-экономических и политических процессов в образовании; научное обоснование методик расчета показателей рисков и разработка подходов и комплексов оперативных мер по их снижению [1316].

Использованные источники:

1. Демьяненко Ю.И. Некоторые аспекты повышения качества подготовки специалиста в высшей школе // Форум молодых ученых. 2018. №2 (18). С. 122-126.

2. Хомченко Т.В., Круне Н.И., Беленок И.Л. Роль дистанционного образования в формировании информационной компетентности // Философия образования. 2009. №2 (27). С. 70-77.

3. Матросова И.В. Три основных подхода к процессу формирования понятий // Форум молодых ученых. 2018. №4 (20). С. 919-921.

4. Демьяненко Ю.И. Организация дистанционного обучения в вузе // В сборнике: Системное обеспечение условий достойного труда. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. СГУПС. 2017. С. 24-28.

5. ФЗ №390 «О безопасности».

6. Костюкова Т.П., Лысенко И.А. Система управления рисками в образовательной деятельности - непременная часть менеджмента качества / http://ito.edu.rU/2009/Petrozavodsk/I/I-0-17.html

7. Попова Н.И., Сорокина Я.В. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов // Форум молодых ученых. 2017. №6 (10). С. 1473-1477.

8. Демьяненко Ю.И. Математическая подготовка в контексте будущей профессиональной деятельности инженера // Форум молодых ученых. 2017. №6 (10). С. 650-653.

9. Круне Н.И., Хомченко Т.В., Беленок И.Л. Модель формирования информационной составляющей профессиональной компетентности // Открытое и дистанционное образование. 2010. №2 (38). С. 5-12.

10. Демьяненко Ю.И. Математическая подготовка студентов в условиях реализации компетентностного подхода // В сборнике: Образование как единство обучения и воспитания. Материалы международной научно-методической конференции. СГУПС. 2016. С. 147-150.

11. Демьяненко Ю.И. Математические дисциплины как средство формирования профессиональных компетенций // В сборнике: Актуальные проблемы модернизации высшей школы. Материалы Международной научно-методической конференции. СГУПС, НТИ - филиал МГУДТ. 2014. С. 329-331.

12. Матросова И.В. Качественные и организационные признаки оценивания студента по математике // Форум молодых ученых. 2018. №3 (19). С. 408411.

13. Демьяненко Ю.И. Самостоятельная работа как основной вид учебной деятельности студентов при изучении математики в вузе // В сборнике: Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия. X Международная научно-практическая конференция. 2015. С. 151-152.

14. Капустина Т.В., Матросова И.В. Различные уровни понимания в обучении // Форум молодых ученых. 2017. №6 (10). С. 1201-1204.

15. Швец Ю.В., Демьяненко Ю.И. Применение непараметрических методов математической статистики в педагогическом эксперименте // В сборнике: Модернизация отечественного высшего образования: расчеты и просчеты. Материалы Международной научно-методической конференции. СГУПС. 2015. С. 248-250.

16. Демьяненко Ю.И. Применение математических моделей в системе высшего профессионального обучения // Форум молодых ученых. 2018. №2 (18). С. 126-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.