Научная статья на тему 'АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ'

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ПРИКЛАДНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / Interactive form of teaching / training and poznavatelnoe activity / system approach / applied focus

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Н.И.

Статья посвящена применению информационных технологий в процессе обучения, что позволяет варьировать методы и технологии активизации учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов. Применение системного подхода, использование интерактивных форм и методов, изменяет деятельность педагога, повышая его профессиональное мастерство, а студенту помогает усилить его прикладную направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES

The article is devoted to application of information technologies in the learning process, which allows to vary methods and techniques of enhancing learning and cognitive activity of students of technical universities. A systematic approach, the use of interactive forms and methods, alters the activity of a teacher, improving his professional skill, and the student helps reinforce its practical application.

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ»

местных бюджетов за счет земельных платежей, аренды земельных участков как упорядочения использования имущества, межевание всех земельных участков, инвентаризация переданных в собственность или в аренду земельных участков, арендная плата, оценка земельных участков и упорядочивание отношений между федеральными, региональными и муниципальными органами по взиманию, формированию расчетной базы, наделение муниципальных образований полномочиями контроля за исчислением и уплатой земельного налога, возможно, и не является исчерпывающими, но решение даже этих задач позволит значительно разрешить вопросы.

УДК 378.4

Попова Н.И., кандидат педагогических наук доцент кафедры «Высшая математика» Сибирский Государственный Университет Путей Сообщения

(СГУПС) Россия. г. Новосибирск АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ Аннотация: Статья посвящена применению информационных технологий в процессе обучения, что позволяет варьировать методы и технологии активизации учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов. Применение системного подхода, использование интерактивных форм и методов, изменяет деятельность педагога, повышая его профессиональное мастерство, а студенту помогает усилить его прикладную направленность.

Ключевые слова: Интерактивная форма обучения, учебно-познавательская деятельность, системный подход, прикладная направленность.

Popova N.

And. the candidate of pedagogical Sciences associate Professor of "Higher mathematics" Siberian State University of Railways (Siberian transport University)

Russia, Novosibirsk ACTIVATION OF EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITY OF

STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES Abstract: The article is devoted to application of information technologies in the learning process, which allows to vary methods and techniques of enhancing learning and cognitive activity of students of technical universities. A systematic approach, the use of interactive forms and methods, alters the activity of a teacher, improving his professional skill, and the student helps reinforce its practical application.

Keywords: Interactive form of teaching, training and poznavatelnoe activity, system approach, applied focus.

Общая ситуация в технических вузах такова, что преподаватели сталкиваются с низким уровнем усвоения необходимых профессиональных знаний студентов.

С каждым новым учебным годом в университетах развивается устойчивая тенденция трудного восприятия предлагаемой информации. Современная организация образования в школе и наполненность дисциплинами далеко не идеальна. Приходя в стены вузов, учащиеся все труднее усваивают базовые предметы, которые необходимы им в профессиональной деятельности. Например, такие предметы как «Высшая математика».

Главной проблемой, с которой сталкиваются обучающиеся в технических вузах, это сложность восприятия и переработки информации, например понимание базового принципа решения неопределенных интегралов или другой сложный для понимания материал. Эта проблема в образовательном процессе встречается не первый раз, но её значимость становится всё более явной для последующей профессиональной подготовки.

Специалисты, которые приходят на производство, должны быть достаточно ознакомлены с основными понятиями математики. Однако, настолько ли необходимы эти профессиональные навыки при изучении базовых принципов работы? Может для первокурсников достаточно понимания упрощенного курса математики? Но в результате мы можем получить крайне низкий уровень адаптации в изучаемом материале курса по базовым разделам серьезной науки. Математика относится к числу наук, которые обладают большой межпредметной связью. Развитие логического мышления при занятиях математикой оказывает большое влияние на изучение других не менее сложных предметов. Обучение математике способствует умственному развитию, в процессе которого у обучающихся вырабатываются умения обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ. Формируются также личные качества: точность, сосредоточенность, внимание, настойчивость, ясность словесного выражения мысли.

Активизация учебно-познавательной деятельности студентов в процессе формирования навыков математической подготовки будет более углубленной и целенаправленной (изучение одного, а не нескольких предметов)при избрании в качестве инструментов мультимедийные технологии, позволяющие объединять различные формы представления информации в единый учебный комплекс. Применение информационных технологий в учебном процессе предоставляет новые возможности для активизации обучения, позволяет сделать аудиторные занятия более интересными и динамичными.

Рассматривая процессы, происходящие в сфере образования, современные исследователи и ученые-педагоги сходятся во мнении, что остаются такими же актуальными проблемы связанные с вопросами

активизации и модернизацией существующих методов обучения. На современном этапе это обусловлено необходимостью достижения наибольшего эффекта в самостоятельном поиске, восприятии и усвоении информации студентами.

В этой статье термин «активизация учебно-познавательной деятельности» будет рассматриваться с точки зрения актуальности использования форм и методов обучения, стимулирующих познавательные процессы.

В технических вузах математические дисциплины являются такими занятиями, в которых широко применяется умение систематизировать и проводить анализ.

В работе В. Л. Алтухова «О перестройке мышления» мышление человека рассматривается как высший познавательный процесс, который уже на этапе обучения представляет собой порождение нового знания в активной форме творческого процесса человека [2, с. 667].

Познавательная деятельность человека основывается на ощущениях и восприятиях, передача которых происходит при помощи речи [3]. По мнению Е. В. Заики, И. А Маренич, Н. П. Назаровой активность работы процессов мышления обусловлена важностью достижения высокого уровня элементарных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, конкретизации, обобщения), а также активности, раскованности, организованности и целенаправленности мышления [4, с. 43]. Еще С. Л. Рубинштейн отмечал, что процессы мышления активизируются только в тот момент, когда встает вопрос о решении некоторой, важной, поставленной задачи, которая определена целью и соотносится с определенными условиями [6, с. 137].

В зависимости от типа и вида решаемых задач выделяют следующие категории мышления: теоретическое понятийное, теоретическое образное, практическое наглядно-образное и практическое наглядно-действенное. В процессе обучения «Высшей математики», используется теоретическое понятийное мышление человека, а также теоретическое образное. Эти категории связаны с представлениями заданных ситуаций, нахождением решения, в том числе и математического. Результат подобной трансформации - возникновение новых образов и визуальных форм «делающих значение видимым» [5, с. 240], что дает нам дополнительные профессиональные качества при обучении.

Оперируя информацией через категории мышления, студенты, выполняя комплексные действия, получают точные решения задач.

Анализ работ студентов первого курса технических вузов показал, что в современных условиях обучения, студентам сложно справляться с процессом понимания материала, а также с моделированием визуального образа при решении задач. Одновременное использование логических и образных средств, является для них трудоемким мыслительным актом, поскольку в средней школе не в полной мере используют образное

мышление школьника, а в вузе они только начинают адаптироваться к системе обучения [8, с. 10].

Специфика обучения математическим дисциплинам студентов в техническом вузе заключается в том, что в этом процессе у них должны сформироваться базовые понятия, которые определяются стандартами для специальностей. Именно изучение «Высшей математики» и является основой для формирования этих понятий для последующего изучения профессиональных дисциплин. То есть наблюдается чёткая междисциплинарная связь предметов обучения, что является немаловажным фактором профессиональной подготовки будущих специалистов.

Активизация учебно-познавательной деятельности студентов при изучении математических дисциплин, направлена, прежде всего, на формирование навыков работы логики, классификации, анализа. Рассматривая в курсе высшей математики задачи с элементами профессионального содержания, показывая универсальность математической науки, преподаватель закладывает базу для последующего успешного обучения. Принцип оптимального сочетания фундаментальности и профессиональной направленности обучения высшей математике в техническом вузе - один из важных принципов экспериментального обучения, позволяющий заинтересовать студента, привлечь его к научной работе, показать, как абстрактную дисциплину можно применить к решению интересных прикладных задач.

Современный этап развития поиска и применения информационных ресурсов в любых областях, в том числе «Математики» позволяет варьировать методы и технологии обучения в процессе активизации учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов. Внедрение современных технологий обучения включает систему методов, форм и средств обучения. Например, может быть выстроена мультимедийная система изучения курса высшей математики. Тогда математическая дисциплина сможет объединять различные формы представления информации в единый учебный комплекс Учебный процесс, выстроенный на основах системного подхода, использовании интерактивных форм и методов, изменяет деятельность педагога, повышая его профессиональное мастерство, а студент, в свою очередь углубляет математические знания, усиливает прикладную направленность.

Использованные источники:

1. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. - М., 1970.

2. Алтухов В. Л. О перестройке мышления. - М. : Знание, 1989.

3. Берулава Г. А. Психологические особенности интегративного мышления / современные проблемы психологии мышления - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1994.

4. Кукушин В. С. Общие основы педагогики: Учеб. Пособ. для студентов педагогических вузов. Серия «Педагогическое образование». - Ростов-н/Д: Издательский дом «МарТ», 2002.

5. Проблемы развития и воспитания человека. Под. ред. А. В. Брущлинского и В. А. Кольцевой. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997.

6. Рубенштейн С. А. Основы общей психологии - СПб.: Питер Кон, 1998.

7. Тимофеева Е.Г. Формирование профессиональных компетенций студентов в отраслевом вузе: социально-педагогический аспект// Образование как единство обучения и воспитания. Мат-лы международной науч.-метод. конференции. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2016. С. 95-98.

8. Миллер Н.В. К вопросу о влиянии тенденций современного информационного общества на математическое образование в вузе // Образование как единство обучения и воспитания. Мат-лы международной науч.-метод. конференции. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2016. С. 116-119.

9. Круне Н.И., Круне Т.И. Результаты внедрения модели «Формирование профессиональной компетентности студентов строительного вуза» // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика сборник статей по материалам V международной научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов и преподавателей. Новосибирск: Издательство: Сибирская академия финансов и банковского дела, 2014. С. 170-174

10. Демьяненко Ю.И., Швец Ю.В. Применение непараметрических методов математической статистики в педагогическом эксперименте//Образование как единство обучения и воспитания. Мат-лы международной науч.-метод. конференции. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2016. С. 148-250.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.