Научная статья на тему 'АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ'

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ПРИКЛАДНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Н.И.

Статья посвящена применению информационных технологий в процессе обучения, что позволяет варьировать методы и технологии активизации познавательной деятельности курсантов военных вузов. Применение системного подхода, использование активных и интерактивных форм и методов обучения усиливает у курсантов военных вузов прикладную направленность в процессе изучения дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article is devoted to the use of information technologies in the learning process, which allows you to vary the methods and technologies for activating the cognitive activity of cadets of military universities. The use of a systematic approach, the use of active and interactive forms and methods of training strengthens the applied orientation of cadets of military universities in the course of studying the discipline "Informatics and information technologies in professional activities".

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ»

constant process of self-improvement and self-education. Very often we feel lack of time. Therefore, motivation plays the most important role.

But how can you motivate yourself?

For encouragement of long cognitive, psychological and physical activity there are effective motivational receptions which may be divided into two groups: stimulation and compulsion of oneself. Methods of own stimulation may be - to convince, to encourage and self-suggest. Methods of compulsion can be divided into condemnation, interdiction and the strict order. And still it is necessary not to forget about the plan of self-education, it will help to check the achievements.

The plan of self-education should not necessarily be written on the paper, but, nevertheless, one must follow its items strictly. For constant maintenance of motivation the reporting is important. If a person is capable to give to himself the objective report on the work done, on the acquired knowledge and on the received experience, - the report will be an excellent stimulus to continue the working process.

In conclusion, we should say that the process of self-education is hard and very long, but it can lead a person to the new high results in life and career.

References

1. Kopteva G.G. «Obrazovanie i uspeh v sov-remennom obschestve» // «Sovremennyie tendentsii razvitiya sistemyi obrazovaniya»: sbornik statey. -Cheboksaryi, ID «Sreda», 2018. - P. 247-252 [in Russian]

2. Malinin E.D. Filosofiya zhiznennogo uspeha. - M: Moskovskiy psihologo-sotsialnyiy institut; Voronezh: Izdatelstvo NPO «MODEK», 1999. - 240 p. [in Russian]

3. Suhomlinskiy V.A. Kak vospitat nasto-yaschego cheloveka. Pedagogicheskoe nasledie / Sost. O.V. Suhomlinskaya. - M.: Pedagogika, 1990. - 288 p. [in Russian]

4. Kolbasko I. I. Uchaschimsya o samoobrazovanii. - Mn., «Nar. asveta», 1976. - 157 p. [in Russian]

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВЫСШИХ

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Попова Н.И.

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Математики и информатики» Новосибирского военного институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск

ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATIONAL

INSTITUTIONS

Popova N.

Novosibirsk military Institute named after General of the army I.K. Yakovlev national guard troops of the

Russian Federation, Novosibirsk

Аннотация

Статья посвящена применению информационных технологий в процессе обучения, что позволяет варьировать методы и технологии активизации познавательной деятельности курсантов военных вузов. Применение системного подхода, использование активных и интерактивных форм и методов обучения усиливает у курсантов военных вузов прикладную направленность в процессе изучения дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности».

Abstract

The article is devoted to the use of information technologies in the learning process, which allows you to vary the methods and technologies for activating the cognitive activity of cadets of military universities. The use of a systematic approach, the use of active and interactive forms and methods of training strengthens the applied orientation of cadets of military universities in the course of studying the discipline "Informatics and information technologies in professional activities".

Ключевые слова: интерактивная форма обучения, познавательная деятельность, дистанционное обучение, системный подход, прикладная направленность.

Keywords: interactive form of education, cognitive activity, distance learning, system approach, applied orientation.

Общая ситуация в военных вузах такова, что преподаватели сталкиваются с низким уровнем усвоения необходимых профессиональных навыки при работе с различными информационными технологиями.

В экстренных условиях, когда отсутствует возможность осуществления очного образования, осо-

бенно отчетливо прослеживается тенденция правильного восприятия учебной информации, представляемой в дистанционной форме.

Современная организация дистанционного образования, наполненность и содержание дисциплин в военном вузе далеко не идеальна.

При переходе на дистанционное обучение учащиеся все труднее усваивают базовые предметы,

которые необходимы им в профессиональной деятельности.

Главной проблемой, с которой сталкиваются обучающиеся в военных вузах, это сложность восприятия и переработки информации, в связи с недостаточными навыками работы с информационными технологиями, а также низкой информационной культуры.

Особенность военных вузов заключается в том, что при обработке информации они должны использовать только отечественное программное обеспечение OC Astra Linux, в то время как в школе основной операционной системой является OC Windows. Эта проблема в образовательном процессе военных вузов является значимой и становится всё более явной для последующей профессиональной подготовки.

Офицеры, которые приходят в войска, должны быть достаточно ознакомлены с основными возможностями отечественного программного обеспечения. Профессиональные навыки в области обработки информации позволяют будущим офицерам быстро адаптироваться к реалиям профессиональной деятельности. Предмет «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» относится к числу дисциплин, которые обладают большой межпредметной связью. Развитие логического мышления при поиске и обработке информации оказывает большое влияние на изучение других не менее сложных предметов. Обучение навыкам работы в отечественных программных продуктах способствует умственному развитию, в процессе которого у курснтов вырабатываются умения обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ. Формируются также личные качества: точность, сосредоточенность, внимание, настойчивость, ясность словесного выражения мысли.

Активизация познавательной деятельности курсантов в процессе формирования навыков информационно-коммуникационной подготовки, будет более углубленной и целенаправленной при избрании в качестве инструментов мультимедийные технологии, позволяющие объединять различные формы представления информации в единый учебный комплекс. Применение информационных технологий в учебном процессе предоставляет новые возможности для активизации обучения, позволяет сделать аудиторные занятия более интересными и динамичными.

Рассматривая процессы, происходящие в сфере образования, современные исследователи и ученые-педагоги сходятся во мнении, что остаются такими же актуальными проблемы связанные с вопросами активизации и модернизацией существующих методов обучения. На современном этапе это обусловлено необходимостью достижения наибольшего эффекта в самостоятельном поиске, восприятии и усвоении информации студентами.

Под активизацией познавательной деятельности понимается актуальность использования форм и методов обучения, стимулирующих познавательные процессы и перестройку мышления.

В работе В.Л. Алтухова «О перестройке мышления» мышление человека рассматривается как высший познавательный процесс, который уже на этапе обучения представляет собой порождение нового знания в активной форме творческого процесса человека [1].

Познавательная деятельность человека основывается на ощущениях и восприятиях, передача которых происходит при помощи речи [2]. По мнению Е. В. Заики, И. А. Маренич, Н.П. Назаровой «активность работы процессов мышления обусловлена важностью достижения высокого уровня элементарных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, конкретизации, обобщения), а также активности, раскованности, организованности и целенаправленности мышления» [4, с. 43]. С.Л. Рубинштейн отмечал: «процессы мышления активизируются только в тот момент, когда встает вопрос о решении некоторой, важной, поставленной задачи, которая определена целью и соотносится с определенными условиями» [5, с. 137].

В зависимости от типа и вида решаемых задач выделяют следующие категории мышления: теоретическое понятийное, теоретическое образное, практическое наглядно-образное и практическое наглядно-действенное. В процессе изучения дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной подготовке», используется теоретическое, понятийное мышление человека, а также практическое наглядно-действенное. Эти категории связаны с представлениями заданных ситуаций, нахождением решения, анализом, систематизацией и обработкой информации. «Результат подобной трансформации - возникновение новых образов и визуальных форм «делающих значение видимым», что дает нам дополнительные профессиональные качества при обучении» [3, с. 116].

Оперируя информацией через категории мышления, студенты, выполняя комплексные действия, получают навыки ее обработки.

Анализ работ курсантов первого курса показал, что в современных условиях обучения, учащимся сложно справляться с процессом понимания материала, а также с моделированием визуального образа при дистанционной подачи информации. Одновременное использование логических и образных средств, является для них трудоемким мыслительным актом, поскольку в средней школе не в полной мере используют образное мышление школьника, а в вузе они только начинают адаптироваться к системе обучения.

Активизация познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины, направлена, прежде всего, на формирование навыков работы с информационными технологиями при обработке и анализе информации. Рассматривая в курсе информатика и информационные технологии задачи с элементами профессионального содержания, преподаватель закладывает базу для последующего успешного обучения. Принцип оптимального сочетания фундаментальности и профессиональной направленности обучения в военном вузе - один из

важных принципов экспериментального обучения, позволяющий заинтересовать курсанта, привлечь его к научной работе, показать, как конкретную дисциплину можно применить к решению интересных прикладных задач.

Современный этап развития поиска и применения информационных ресурсов в любых областях позволяет варьировать методы и технологии обучения в процессе активизации познавательной деятельности. Внедрение современных технологий обучения включает систему методов, форм и средств обучения. Например, при дистанционном обучении, может быть выстроена мультимедийная система изучения курса информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности. Учебный процесс, выстроенный на основах системного подхода, использовании интерактивных форм и методов, изменяет деятельность педагога, повышая его профессиональное мастерство, а учащиеся, в свою очередь углубляет знания в области информационных технологий и усиливает их прикладную направленность.

Список литературы

1. Берулава Г. А. Психологические особенности интегративного мышления Современные проблемы психологии мышления - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1994.

2. Кукушин В. С. Общие основы педагогики: Учеб. Пособ. для студентов педагогических вузов. Серия «Педагогическое образование». - Ростов-н/Д: Издательский дом «МарТ», 2002.

3. Миллер Н.В. К вопросу о влиянии тенденций современного информационного общества на математическое образование в вузе // Образование как единство обучения и воспитания. Мат-лы международной науч.-метод. конференции. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2016. С. 116-119.

4. Проблемы развития и воспитания человека. Под. ред. А. В. Брущлинского и В. А. Кольцевой. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997.

5. Рубенштейн С. А. Основы общей психологии - СПб.: Питер Кон, 1998.

АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ МОРАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

НЕСЕНИЯ КАРАУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Фёдоров А.Ф.

кандидат психологических наук, доцент старший научный сотрудник отдела разработки методологии социальной, психологической, воспитательной и педагогической работы с осужденными центра исследования проблем исполнения уголовных наказаний и психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы ФКУ НИИ ФСИН России, г. Москва

ALGORITHM OF ORGANIZATION OF MORAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF CARAUL

SERVICE

FedorovA.

candidate of psychological sciences, associate professor senior researcher, department for the development of methodology of social, psychological, educational

and pedagogical work with convicts center for the study ofproblems of the execution of criminal sentences and the psychological support of the professional activities of the employees of the criminal executive system Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow

Аннотация

В статье рассматривается морально-психологическое обеспечение караульной службы. Показано, что морально-психологическое сопровождение формирует и развивает морально-боевые и психологические качества у военнослужащих, обеспечивает их готовность к решительным действиям по пресечению любых попыток нападения на охраняемые объекты.

Abstract

The article deals with the moral and psychological support of the guard service. It is shown that the moral and psychological support forms and develops the moral, combat and psychological qualities of servicemen, ensures their readiness for decisive actions to suppress any attempts to attack the protected objects.

Ключевые слова: караульная служба, коллектив, морально-психологического сопровождение, подбор личного состава, военнослужащий.

Keywords: guard service, collective, moral and psychological support, personnel selection, serviceman.

Общение людей в воинских коллективах специфично и требует конкретных исследований, а организованная армия заинтересована в высоком эмоциональном состоянии своих воинов[1].

Процесс воспитания воинов в духе бдительности связан с психологическим обеспечением караульной службы. Психологическая работа является составной частью морально-психологического со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.