УДК 370.1+371.3
ДМИТРИЕВА Мария Николаевна, старший преподаватель кафедры математики и информатики Рязанского государственного медицинского университета имени И.П. Павлова. Автор 53 научных публикаций, в т.ч. 9 учебно-методических пособий
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ
Статья посвящена проблемам преподавания математики студентам гуманитарных специальностей вузов. Автором исследуются комплексные методы обучения, нацеленные на интенсификацию учебного процесса и способствующие активизации учебной деятельности стуцентов-гуманитариев.
Интенсификация обучения, обучение математике, методическая система обучения, студенты-гуманитарии, дифференцированный подход
Современное общество выдвигает новые, довольно высокие требования к специалисту любого профиля: он должен быстро и грамотно принимать решения, учитывая различные факторы и меняющуюся обстановку, быть широко образованным, поэтому и получение знаний в вузах должно быть процессом активным и интенсивным.
Актуален вопрос интенсификации обучения математике студентов гуманитарных специальностей. Во-первых, в соответствии с настоящими учебными планами высшей школы студентами всех гуманитарных направлений изучается дисциплина «Математика и информатика». Во-вторых, в связи с особенностями этого курса и студенческой аудитории существует ряд трудностей в обучении таких студентов. В-третьих, обучаемые должны овладеть определенным комплексом достаточно прочных знаний, умений и навыков за отведенное учебное вре-
мя. Это возможно только с применением интенсивных методов обучения и активизации учебной работы студентов.
В преамбуле к действующей ныне программе по дисциплине «Математика и информатика» МО РФ ставится основная цель - создание общего научного мировоззрения. Математическое образование рассматривается как важнейший элемент фундаментальной подготовки специалиста, поскольку математика является не только средством решения прикладных задач, но и элементом общей культуры человека.
Целью математического образования гуманитариев также можно назвать развитие навыков математического мышления, использования математических методов и основ математического моделирования, математической культуры. Это означает понимание студентами необходимости математической составляющей в их общей подготовке, роли и месте математики
в современной цивилизации, развитие их умения логически мыслить, оперировать с абстрактными объектами.
При этом учебный курс математики для гуманитариев краток. Так, для специальности «филология» он предполагает лишь 4 лекционных и 32 практических часа при широком спектре учебных тем: основы математического анализа, теории вероятностей и математической статистики.
Укажем психологические особенности сту-дентов-гуманитариев: изначально негативный настрой к предмету, невнимание и плохое умение строить логические рассуждения, средняя или ниже средней базовая школьная математическая подготовка, отсутствие желания заниматься, объясняемое непониманием важности для развития личности математических знаний и умений «примат ассоциативного над формально логическим, сильную эмоциональную окрашенность, приоритет конкретного над абстрактным»1.
Анализируя различные приемы интенсификации обучения, в частности, рассмотренные в докторской диссертации В.Т. Петровой преимущественно для технических вузов, мы пришли к выводу, что для обучения математике и информатике студентов-гуманитариев эффективны следующие адаптированные приемы интенсивного обучения:
- учет психологических особенностей студентов-гуманитариев (слабая логика, доминирование наглядно-образного мышления, хорошая память, невнимание, высокая утомляемость, слабая мотивация к изучению курса) и применение в связи с этим наглядности, пропедевтики новых понятий и фактов, индивидуальных домашних заданий, сочетание различных форм проведения занятий, создание благоприятного психологического климата на занятиях;
- дифференцированностъ обучения, основанная на «принципе разумной строгости»: материал, разделенный по степени сложности и глубине изучения, должен быть посильным и стимулировать у студента стремление повышать уровень освоения учебного материала;
- проблемно-развивающий характер обучения, формирующий положительную мотива-
цию студентов к обучению, интерес к предмету, развитие математической интуиции;
- стимулирование и развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся подбором творческих профессиональноориентированных для гуманитариев заданий, рефератов, исследований, применения рейтинговой системы оценки знаний;
- научность и фундаментальность знаний, реализуемые через содержание (подача материала крупными блоками) и логику построения учебного математического курса;
- систематический контроль знаний сту-дентов-гуманитариев для своевременной диагностики пробелов и обязательной их ликвидации', для этого можно использовать компьютерное тестирование;
- трактовка математики как элемента общечеловеческой культуры, включение в изучаемый материал исторических справок;
- использование внутрипредметных связей курса «Математика и информатика», а также межпредметных с ориентацией на будущую профессиональную деятельность студентов.
В ходе экспериментов мы также выделили важнейшие для обучения математике сту-дентов-гуманитариев приемы интенсификации. При этом оказалось, что наиболее эффективным в обучении гуманитариев является сочетание нескольких приемов одновременно. Это послужило основой при разработке методической системы интенсификации обучения математике студентов-гуманитариев (МС ИОМ). Методическая система обучения, с точки зрения учебной работы, включает следующие компоненты: цели, содержание, средства, методы и организационные формы обучения. Укажем на выработанные нами в процессе экспериментов методики реализации основных положений МС ИОМ студентов-гуманитариев.
Мы обосновали, что пробудить интерес гуманитариев и сформировать положительную мотивацию к изучению математики можно более ярким, четким и доступным изложением курса, включением некоторых исторических фактов, рассмотрением профессиональных при-
ложений математики, стимулированием активности студентов, включением исторических фактов. При этом реализуются дидактические принципы наглядности и иллюстративности, профессиональной и гуманитарной направленностей, причем реализация нескольких вышеперечисленных приемов в одной и той же педагогической ситуации позволяет усилить действие каждого из них и тем самым интенсифицировать процесс обучения математике. Так удается привлечь внимание студентов на занятиях, снизить их утомляемость, эмоционально представленный материал лучше запоминается и дольше сохраняется, улучшается психологический климат в группе.
Нужно развивать (и доказывать необходимость этого) логическое мышление студентов-гуманитариев, для которых логика является слабой стороной, и доказывать необходимость этого студентам. Профессор В.Т. Петрова, говоря о важности и актуальности изучения математики для развития личности, отмечала: «строгость и критичность мышления, свойственные математике, и которые она помогает воспитывать, могут служить фильтром здравого смысла в сложностях нашего времени»2.
В условиях негативного отношения гуманитариев к предстоящим занятиям важно устранить страх студентов перед трудностью изучаемых тем; мы обосновали, что преподавателю целесообразно рассказывать студентам о целях и задачах обучения их математике, указывать на тематику будущих занятий, создавать комфортную учебную обстановку.
В планировании самостоятельной работы студентов-гуманитариев выделим организационный, методический и управленческий моменты. Первый предполагает планирование деятельности студента (рекомендации, обеспечение учебно-методической литературой); второй - разработку дифференцированных заданий, по возможности, профессионального содержания для поддержания интереса студентов, обучения приемам самостоятельной работы и помощь преподавателя; третий заключается в регулярном контроле за самостоятельной работой студентов.
Индивидуализируя учебную деятельность в МС ИОМ, мы обосновали, что целесообразно предлагать студентам дифференцированные по уровню сложности задачи, с адаптированным (по возможности) к их специальности содержанием. Для дальнейшей индивидуальной работы со студентами разработана система контроля выполнения ими этих заданий с беседами по их решению (беседа по их решению, компьютерный тест).
Мы обосновали, что для углубления и расширения знаний по математике, а также развития интереса к учебному курсу, целесообразно предлагать студентам-гуманитариям выполнение реферативных работ. Чтобы показать студентам привлекательность использования компьютерных технологий, мы поддерживаем их интерес к выполнению как оформительских, так и расчетных работ с использованием ПК. Тем самым реализуются принципы интеграции и профессиональной направленности учебного курса, осуществляется внутрипредметные связи математики и информатики.
Для отслеживания динамики усвоения студентами учебного материала и анализа эффективности разработанных нами методик обучения в МС ИОМ на семинарских занятиях, мы создали и апробировали систему тестового контроля знаний студентов-гуманитариев.
Согласно выдвинутым положениям МС ИОМ мы обосновали, что наиболее эффективны лекционные занятия, если в них включаются элементы диалога, дискуссии, примеры имеют проблемный характер. Такие диалоги способствуют повышению интереса студентов к математике, дают им возможность проявить себя и повысить самооценку. Этим отслеживается состояние студентов: внимательны ли они, успевают ли за изложением педагога, а главное: осмысленно ли они воспринимают учебный материал. Тем самым создаем психологически комфортную обстановку, активизируем познавательную деятельность студентов по положениям МС ИОМ.
Приведем данные активности студентов-филологов Рязанского государственного меди-
цинского университета на занятиях математикой, полученные при анализе педагогического эксперимента (см. таблицу).
Таким образом, на занятиях активно работали 58% студентов.
Развивая познавательную активность студентов гуманитарных специальностей, удалось добиться заметной интенсификации их обучения в целом при неплохих знаниях по математике и информатике.
АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ РЯЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКОЙ
Показатель Всего Работающих на занятиях Прогуливающих
регулярно временами пассивно
Количество студентов 50 14 15 12 9
Доля от общего количества (%) 100 28 30 24 18
Примечания
1 Розов Н.Х. Гуманитарная математика//Математика в высшем образовании. 2003. № 1. С. 53-62.
2 Петрова В. Т. Приемы технологий развивающего обучения в учебном курсе высшей математики современного технического вуза II Des jeux a la creative: methodes d’éducation active. Paris, 2007. P. 119.
Dmitrieva Maria METODIC SISTEM OF INTENSIFICATION EDUCATION PRINCIPLES OF TEACHING MATHEMATICS AND INFORMATICS TO THE UNIVERSITY STUDENTS OF HUMANITARIAN SPECIALTIES
The problems of teaching Mathematics and Informatics to the University students of humanitarian specialties are discussed in this article. The author investigates the complex teaching methods aimed at the intensification of teaching and improving academic activity of the humanitarian specialty students.
Контактная информация: e-mail\ dmitr05@mail.ru
Рецензент - ФефиловаЕ.Ф., кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры методики преподавания математики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова