Научная статья на тему 'Ведущие принципы проектирования профессионально направленной математической подготовки студентов нематематических специальностей в контексте реализации ФГОС ВПО нового поколения'

Ведущие принципы проектирования профессионально направленной математической подготовки студентов нематематических специальностей в контексте реализации ФГОС ВПО нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НАПРАВЛЕННАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВОСПИТАНИЕ / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулибеков Нурулла Асадуллаевич, Кулибекова Римма Джалавхановна

В статье на основе интерпретации принципов обучения рассматриваются некоторые теоретические и прикладные аспекты проектирования профессионально направленных учебных программ по математике для студентов гуманитарных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулибеков Нурулла Асадуллаевич, Кулибекова Римма Джалавхановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEADING DESIGN PRINCIPLES OF PROFESSIONALLY DIRECTED MATHEMATICAL PREPARATION OF NONMATHEMATICAL STUDENTS IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTING THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF NEW GENERATION

The article is based on interpretation of the principles of learning discusses some theoretical and applied aspects of designing a professionally designed curriculum in mathematics for students of humanitarian specialties.

Текст научной работы на тему «Ведущие принципы проектирования профессионально направленной математической подготовки студентов нематематических специальностей в контексте реализации ФГОС ВПО нового поколения»

УДК 378

ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕМАТЕМАТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВПО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация. В статье на основе интерпретации принципов обучения рассматриваются некоторые теоретические и прикладные аспекты проектирования профессионально направленных учебных программ по математике для студентов гуманитарных специальностей.

Ключевые слова: принципы обучения, моделирование, проектирование, учебная программа, профессионально-направленная математическая подготовка, воспитание, методика.

THE LEADING DESIGN PRINCIPLES OF PROFESSIONALLY DIRECTED MATHEMATICAL PREPARATION OF NONMATHEMATICAL STUDENTS IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTING THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF NEW GENERATION

Annotation. The article is based on interpretation of the principles of learning discusses some theoretical and applied aspects of designing a professionally designed curriculum in mathematics for students of humanitarian specialties.

Keywords: principles of teaching, modeling, design, curriculum, professionally-designed mathematical training, education, technique.

В настоящее время трудно представить область науки или же отрасль народного хозяйства, которая могла бы решать свои задачи без применения фундаментальных знаний математики, применения математических методов решения и исследования поставленных задач. Тем более, знания математики важны в профессиональной педагогической сфере деятельности. Исследование педагогических основ профессионально направленной математической подготовки студентов гуманитарных специальностей в современном педагогическом вузе потребовало обсуждения методологии, целей, закономерностей, принципов и пр. организации процесса обучения и, в частности предметного обучения, в учреждении высшего профессионального образования. Задача, которую мы ставили перед собой, состояла в том, чтобы, опираясь на достижения современной теории и методики профессионального образования и дидактики высшей школы, выявить существующие в этой области преподавания проблемы и противоречия, и теоретически обосновать необходимость совершенствования проектировочных умений преподавателя вуза, осуществляющего математическую подготовку студентов-гуманитариев.

Уровень математической подготовки студентов педагогического вуза определяет, в конечном итоге, уровень не только собственно предметной математической, но и метапредметной и профессионально-личностной подготовки будущего специалиста гуманитарного профиля. Суть математической подготовки студентов нематематических специальностей в педагогическом вузе заключается в приобретении фундаментальных математических знаний и умении применять их при изучении других дисциплин, а также в своей дальнейшей профессиональной педагогической деятельности.

Н.А. Кулибеков Р.Д. Кулибекова

Nurulla Kulibekov Rimma Kulibekova

© Кулибеков Н.А., Кулибекова Р.Д, 2015

В настоящее время Россия претерпевает реформу высшего профессионального образования, связанную, прежде всего, с переходом на ФГОС ВПО нового поколения и, следовательно, на компе-тентностный формат обучения [1]. Реализация ФГОС ВПО нового поколения потребовала пересмотра практически всех компонентов профессионального образования: содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания студентов, методической системы преподавания. В этой связи содержание профессиональной подготовки должно быть направлено, прежде всего, на формирование компетенций, которые специалист сможет применить в условиях будущей профессиональной деятельности.

В гуманитарном образовании большое значение имеют межпредметные связи между фундаментальными и профильными гуманитарными (специальными) дисциплинами. Фундаментальные знания, например, по математике и информатике являются основой для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, т.е. межпредметные связи курса математики с курсами общепрофессионального цикла являются наиболее важными в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов гуманитарного профиля. Например, знания по математике, информатике позволяют гуманитариям решать задачи профессионального характера при выполнении курсового и дипломного проектов, рефератов и других видов учебно- и научно-исследовательской работы студента в вузе, что, вместе взятое, развивает его способности. Не менее важно при проектировании профессионально направленных образовательных программ в вузе опираться на научные принципы обучения, которые успешно сосуществуют в учебном процессе, находятся в непрерывном взаимодействии.

Выделим основные принципы обучения, которые были использованы нами при моделировании математической подготовки студентов гуманитарных специальностей:

1. Принцип научности обучения предполагает, что содержание учебного материала должно соответствовать уровню современной науки и техники, отражать общие методы научного познания. Принцип научности требует от содержания направленности на научные факты, явления, законы и основные теории данной отрасли, ее современные достижения и перспективы развития. Принцип имеет прямое отношение к разработке учебных планов, учебных программ, учебников и учебных пособий.

2. Принцип направленности обучения требует хорошей теоретической и практической подготовки обучающихся. Традиционная дидактика определяла его как связь между теорией и практикой, обучением и жизнью. Согласно данному принципу содержание образования должно отражать реальную действительность, в которой находится обучаемый, т.е. учитывать изменения, происходящие в области политики, экономики, науки и культуры.

3. Принцип сознательности и творческой активности в обучении ориентирован на субъект-ность в учебном процессе. В педагогической науке сформировано закономерное положение о том, что только глубокие, самостоятельно осмысленные знания представляют собой подлинную сущность образования. Сознательное усвоение знаний студентами зависит от организации учебно-воспитательного процесса и управления познавательной активностью обучающихся. Природная познавательная активность студента является важнейшим фактором его обучаемости. Она способствует быстрому и глубокому овладению материалом. В основе принципа сознательности и творческой активности лежат несколько основных условий - это организация сознательного обучения; обеспечение ясного понимания целей и задач предстоящей работы; воспитание у обучаемых творческого отношения к учебной деятельности; воспитание личной инициативы; воспитание самостоятельности мышления. Этот принцип требует развития доказательности рассуждений, логических выводов объективных оценок, конструктивного поведения, а неосознанное отношение хотя бы к одному из этих этапов учебной деятельности способно нарушить весь учебный процесс.

4. Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения основан на существующих этапах познавательной деятельности, он отражает взаимосвязь между сознательным и бессознательным, рациональным и иррациональным. В организации учебного процесса преемственность должна быть использована при проектировании содержания обучения, задействована при определении форм, методов и способов взаимодействия участников образовательного процесса. Она позволяет объединить отдельные учебные ситуации в целостный познавательный процесс. Взаимосвязь и преемственность этих звеньев способствует формированию системы и последовательности процесса обучения. Известно, что для умения решать сложные задачи необходимо уметь решать простые. Системность и последовательность должны быть использованы в составлении учебных программ, при написании учебников и организации внутрипредметных и межпредметных связей [2] .

В учебном процессе все компоненты выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и образуют целостную систему. Все принципы одновременно проявляются в процессе обучения. Компоненты организации учебного процесса, составляющие вместе дидактический комплекс, должны отвечать названным принципам обучения.

Главной задачей высшей школы в течение всего периода ее существования являлась подготовка высококвалифицированных специалистов определенных профессий. Поэтому в рамках настоящего исследования особое место занимает рассмотрение принципа профессиональной направленности образования в вузе, который положен в основу образовательной деятельности каждого высшего учебного заведения.

Проведенный нами анализ показывает, что в настоящее время содержание вузовского курса математики не отражает профессиональную направленность и значительно отдален от практических его приложений. Поэтому, изучая математику на первом и втором курсах, студенты в большинстве своем считают ее абстрактной наукой, не связанной и не влияющей на уровень их профессиональной компетентности в будущем. Возникает риторический вопрос, зачем изучать такой сложный предмет, если он не обнаруживает прикладных связей с другими учебными дисциплинами и будущей профессиональной деятельностью. На наш взгляд, одной из причин такого отношения студентов к предмету является недостаточное внимание (или неподготовленность) преподавателей вузов к выявлению межпредметных связей математики, постоянному поиску ее прикладного значения [3].

Именно поэтому математические знания, усвоенные на довольно высоком уровне абстракции, не воспринимаются студентами-гуманитариями как аппарат решения профессионально значимых задач. Полученные в курсе математики знания при изучении специальных дисциплин воспринимаются как новые, почти незнакомые. Это усложняет педагогические задачи при обучении спецдисциплинам. Поэтому при изучении курса математики студенты гуманитарных специальностей педагогических вузов должны иметь возможность видеть, как при помощи математических задач и выведении новых математических понятий можно описывать различные явления природы, изучать социальные, педагогические, психологические и др. процессы, т.е. студенты должны уметь связать математическую теорию с решением практических задач. Поэтому знания по математике предполагают умения решать математические задачи, эти задачи должны быть специально ориентированы на студентов определенных специальностей. Умение решать такие задачи позволяет эффективно использовать математический аппарат в профессиональной деятельности специалиста.

Необходимо также помнить и о фундаментальности математической подготовки студентов, которая характеризуется тем, что она обладает определенным уровнем логической обоснованности изучаемых фактов; достаточным уровнем абстрактности математических понятий; наличием универсальных математических методов; соблюдением внутренней логики развития предмета. Реализация признака фундаментальности означает, что математику как язык для описания реального мира, необходимо осваивать последовательно. Передача функций курса математики специальным дисциплинам

недопустима, так как это может привести к нарушению внутрипредметных связей, а изучение той или иной темы в одной из специальных дисциплин приведет к тому, что она будет ориентирована на данную тему, возникнут трудности в использовании этой темы в других предметах.

Наш опыт научно-педагогической деятельности показывает, что для успешного решения перечисленных задач необходимо произвести некоторые изменения в содержании курса математики и в методике ее преподавания с учетом специфики математики как науки и как учебного предмета. В частности, необходимо учитывать, что форма, отвлеченная от содержания, выступает как самостоятельный объект (числа, геометрические фигуры, уравнения и т.п.); основные свойства математических объектов, теорем, обосновываются с помощью логического вывода из основных понятий и посылок; однозначность математических выводов; последовательность математических абстракций и образование новых математических понятий на основе имеющихся; универсальность применений математики; особое место среди естественнонаучных дисциплин. Следует отметить, что преподаватели специальных дисциплин при изложении педагогических и психологических курсов также должны опираться на уже приобретенные студентами математические знания. Такой подход подготовит студентов к умению использовать математические знания в современных психолого-педагогических исследованиях и открытиях, при решении профессиональных задач, а также в решении вопросов, возникающих в управлении учебно-воспитательными процессами.

Перечисленные особенности указывают на дидактическую значимость учебного предмета математики в содержании гуманитарного образования и педагогическую сложность включения его в процесс формирования личности будущего специалиста-гуманитария. При изложении учебного материала по математике для гуманитариев необходимо уходить от стереотипов, придерживаться не только традиционного способа изложения математики, важно уделять должное внимание, прежде всего, компьютерной дидактике, а также математическому анализу, как основе подавляющего большинства спецглав математики, входящих в программу педагогического университета, а также обучать математическим методам, находящим свое приложение в практике. Исследуя проблему проектирования профессионально направленной математической подготовки и повышения ее качества с точки зрения ее прикладных аспектов, мы пришли к выводу, что при этом необходимо опираться на научные принципы обучения в высшей школе: принцип научности обучения; принцип направленности обучения; принцип сознательности и творческой активности; принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения; принцип профессиональной направленности обучения, которые действуют во взаимосвязи и определяют характер математической подготовки студентов гуманитарных специальностей.

Библиографический список

1. Кулибеков, Н. А. Теоретические основы проектирования профессионально направленных программ по математике для студентов гуманитарных специальностей / Н. А. Кулибеков // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2011. - № 3. - С. 279-282.

2. Кулибеков, Н. А. Исследование существующей практики профессионально направленной математической подготовки студентов в вузе гуманитарного профиля / Н. А. Кулибеков // В мире научных открытий. -2011. - № 9.3. - С. 809-827.

3. Кулибеков, Н. А. Проектирование программ математической подготовки для студентов гуманитарных профилей / Н. А. Кулибеков // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2011. - № 8. - С. 53-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.