Требования к формулировкам:
- среди задач набора должны быть задачи, характеризующиеся отсутствием вопроса или неопределенной формулировкой требования;
- в формулировке прямо или косвенно должно присутствовать требование о пояснении (обосновании) выбранного способа решения и действий, совершаемых по ходу решения (и поисковых действий, и действий при реализации плана решения), и т. д.;
- в формулировке может быть указание на необходимость проведения методической работы с задачным сюжетом.
СВ математического материала оказывают влияние на основные направления методики работы по развитию умения ОПРМЗ. Они подразумевают:
- постепенность, поэтапность работы с увеличением доли самостоятельности студентов,
- разнообразие, вариативность, динамичность форм, приемов и направлений работы с задачами набора.
Результатом проведенной работы является курс по выбору для студентов физико-математического факультета объемом 20 часов.
Итоги проведенного исследования позволяют утверждать, что использование на-
бора задач и проведение специальной работы с ним вносит существенный вклад в развитие у студентов профессионально значимого умения осуществлять поиск решения математических задач.
1. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллект. моногр. / под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тря-пицыной. СПб., 2005.
2. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М., 1968.
3. Тулькибаева Н.Н., Усова А.В. Методика обучения учащихся умению решать задачи. Челябинск, 1981.
Поступила в редакцию 24.07.2008 г.
Yelchaninova G.G. Problems of elementary mathematics as mean of the development of professionally significant search abilities of future teachers of mathematics. In the course of training in high education institutions, a number of professionally significant abilities are developed among students - future teachers of mathematics. Results of the investigation allow us to assert that application of a set of mathematical problems, covering some particular material of a specific theme in a school course of mathematics, contributes to the development of problem-solving abilities.
Key words: professionally significant, content, problem solving.
УДК 370.1+371.3
О МЕТОДИКАХ ИНТЕНСИФИКАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ И ИНФОРМАТИКЕ
© М.Н. Дмитриева
В статье излагаются методики интенсификации обучения математике и информатике студентов гуманитарных факультетов вузов. Методики обучения, которые основаны на использовании дифференцированного подхода, разработаны автором. Целью методик является интенсификация процесса обучения и повышение активности учебной деятельности студентов-гуманитариев.
Ключевые слова: интенсификация, обучение, математика, информатика, студенты, гуманитарный, методики, активизация, дифференцированный подход.
На гуманитарных факультетах российских вузов изучается дисциплина «Математика и информатика» как обязательная (федеральная) составляющая высшего образования современного специалиста. В соответствии с действующими Государственными об-
разовательными стандартами ВПО для специальностей гуманитарного профиля, таких как «философия», «культурология», «история», МОиН РФ разработаны учебные программы по математике и информатике. Они включают довольно широкий спектр изучае-
мых тем. Так, например, для филологов в Государственном образовательном стандарте перечислено: «Аксиоматический метод, основные структуры, составные структуры, вероятности, языки и программирование, алгоритмы и компьютерный практикум».
Существуют определенные трудности и особенности обучения студентов гуманитарных факультетов математике и информатике. Автор неоднократно в публикациях различного уровня освещал эти проблемы для специальностей «филология» и «юриспруденция» [1-3]. Отметим основные из них. Во-первых, негативный настрой студентов к изучению данного курса, в силу, по их мнению, «ненужности для гуманитариев», во-вторых, слабая базовая (школьная) подготовка студентов по математике и информатике, в-третьих, малое количество отведенных учебных аудиторных часов, особенно по математике (около 16 практических занятий и 2 обзорные лекции). При этом же требуется дать качественные знания студентам.
Очевидно, что достичь этого можно лишь посредством применения интенсивных методов и методик обучения.
Следовательно, необходимо определить направления и методики интенсивного обучения математике и информатике студентов гуманитарных специальностей и апробировать их. В работе мы основывались на принципах интенсивного обучения математическим дисциплинам, разработанных и обоснованных профессором МФТИ В.Т. Петровой для современных технических специальностей вузов [4], преобразовав и применив их к исследуемой ситуации. Основные выводы и методики такого обучения освещались автором в ряде статей, например [5], отметим главные из них.
Обучение математике и информатике должно:
1) полно использовать психолого-педаго-гические подходы к обучению: учет особенностей гуманитарной студенческой аудитории (память, внимание, мышление, утомляемость), применение индивидуальных заданий, наглядности, сочетание различных форм проведения занятий, пропедевтики ввода новых понятий и фактов, создание благоприятного психологического климата на занятиях;
2) быть построено на дифференцированной основе, быть уровневым по сложности и глубине изучения учебного материала;
3) иметь проблемно-развивающий характер и для формирования положительной мотивации, и интереса студентов к обучению;
4) стимулировать и активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, воспитывать у студентов способности, навыки и склонности к непрерывному самообразованию, самостоятельному освоению, анализу и отбору новой информации;
5) характеризоваться научностью и фундаментальностью знаний, реализуемых через содержание (подача материала крупными блоками) и логику построения учебного курса, широко использовать аксиоматические и дедуктивные принципы построения курсов;
6) развивать интуицию студентов, для чего целесообразно применение в подходящих ситуациях эвристических приемов;
7) основываться на «принципе разумной строгости» в изложении учебного материала с элементами программированного обучения;
8) осуществлять контроль типовых знаний студентов систематически с использованием компьютеров для своевременной диагностики и ликвидации пробелов их знаний;
9) исходить из трактовки их не только как учебных и научных дисциплин, но и как элементов общечеловеческой культуры;
10) использовать межпредметные связи между этими дисциплинами как составляющими единого курса.
Таким образом, реализовать интенсификацию обучения математике и информатике можно при использовании элементов индивидуального, дифференцированного, проблемного и программированного обучения. Причем особая роль отводится интенсивному контролю знаний студентов, повышающему активность студентов в изучении этих дисциплин, подготовке их к занятиям и своевременному выполнению ими заданий, а также собственно самостоятельной работе студентов.
В учебных планах помимо аудиторных часов предусматривается достаточно большая часть времени на самостоятельную работу. Так, для специальности «филология» на нее отводится 108 часов, что составляет 43 % от всего курса объема 250 часов. По-
этому необходимо организовать деятельность студентов оптимально.
В этом отношении предлагается не только выполнение студентами текущих общих и индивидуальных домашних заданий, но и творческих работ в виде исследований и рефератов. А. Дистервег писал «где начинается скука, там прекращается внимание, а следовательно, и образование», подтверждая необходимость в учебном процессе мотивации учения и интереса обучаемых к предмету. В связи с этим преподаватель должен продумать тематику рефератов (ориентируясь на специальность), указать возможные источники информации, разработать достаточное количество дифференцированных заданий, интересных и посильных для выполнения студентами различной подготовки, а также дать им соответствующие необходимые рекомендации уже в начале занятий.
Опыт работы показал, что поиск новых знаний по математике и информатике для студентов гуманитарных специальностей действительно вызывает интерес, расширяет их кругозор, раскрывает глубину и широту математических фактов, применений их в различных областях человеческой деятельности. При этом студенты используют чаще всего сайты Интернета, что способствует и реализации межпредметных связей математики и информатики.
О важности самообразования для современного человека писал известный математик, академик РАН Л.Д. Кудрявцев: «результат обучения оценивается не количеством информации, а качеством ее усвоения, умением ее использовать и развитием способностей обучаемого к дальнейшему самостоятельному образованию» [6].
Для освещения вопроса, связанного с проверкой знаний студентов, в качестве примера будем использовать курс математики и информатики для специальности «филология», который преподает автор в Рязанском государственном медицинском университете.
Математическая часть курса включает следующие разделы: основы дифференциального и интегрального исчисления, теории вероятностей, элементы математической статистики. В свою очередь каждый из них поделен на несколько отдельных тем, что является отражением программированного подхода.
Изучение каждой темы предполагает не только проработку студентом соответствующего теоретического и практического материала лекций или учебных пособий, но и выполнение индивидуального домашнего задания. Такие задания составлены автором в необходимом количестве, причем они дифференцированы по трем уровням сложности, который каждый студент выбирает самостоятельно, исходя из уровня своей базовой школьной подготовки по математике и уверенности в их выполнении. При этом студент пользуется материалом лекций (их совсем немного - две-три), а также методическими пособиями по курсу математики, разработанными на кафедре группой преподавателей, включая автора. Здесь отражен основной теоретический материал по математике, рассмотрено решение достаточного количества примеров по каждой теме и приведены варианты индивидуальных заданий.
Важно подчеркнуть, что на первом занятии преподавателем освещается весь план изучения математики. Сюда входит: структура курса, рекомендуемая литература, требования к работе студентов, которым нужно отчитаться выполнением определенного количества (которое обговаривается тут же) аудиторных (тестовых) и домашних индивидуальных заданий, выполнить домашнюю итоговую контрольную работу и защитить ее у преподавателя, а в завершение - пройти тестовый компьютерный контроль по курсу. Только при соблюдении всех описанных условий и успешном их выполнении студент получает зачет по математике. Определив и сообщив заранее студентам уровень требований к их знаниям, мы тем самым позволяем им выработать разумный план действий и снимаем состояние неопределенности и тревожности в отношении столь сложного на взгляд гуманитариев предмет - математики.
Каждое практическое занятие начинается с проведения небольшой тестовой работы. Студентам выдаются индивидуальные задания по пройденным темам на 5-7 минут. В качестве таких заданий могут выступать определения, задачи, незавершенные формулировки теорем, свойств, формул.
Такой метод контроля знаний позволяет проверить текущую подготовку всех студентов к занятиям. Это действительно важно, т. к. за два академических часа обычным
устным опросом нельзя охватить всю аудиторию, а осуществление обратной связи при интенсификации обучения необходимо проводить в полной мере. Таким образом, использование тестов требует тщательной подготовки студентов к занятиям, что способствует более качественному обучению при тех же временных затратах аудиторного времени.
На практическом занятии основное внимание уделяется сообщению студентам необходимой теоретической информации, разбору и решению задач по рассматриваемой теме, устному опросу трех-четырех студентов. При таких малых временных рамках курса математики, как мы уже отмечали, больший уклон делается на самостоятельную работу студентов дома.
С целью дать возможность отстающим студентам исправить положение в течение всего семестра проводятся индивидуальные занятия (или, как говорят, «отработки»). На них студенты выполняют пропущенные ими или повторно решают неверно сделанные тестовые задания, получают консультацию преподавателя, пользуются дополнительной литературой. Тем самым создаются условия для всех желающих получить помощь преподавателя при затруднении в решении домашних работ и исключить «безысходные» ситуации.
В завершении изучения курса математики студентам выдается домашняя итоговая контрольная работа, включающая довольно объемные задания по основным разделам. Заданием контрольной на дом решается проблема времени и становится возможным включение в нее более трудоемких задач прикладного профессионально-ориентиро-
ванного характера, что способствует поддержанию интереса гуманитариев к математике. Подобные работы защищаются студентами на последнем занятии. Таким образом, можно оценить степень самостоятельности и осознанности их выполнения.
По окончании курса проводится компьютерное тестирование, целью которого является объективная проверка остаточных знаний студентов и подтверждение результатов отчета по контрольной работе. Тестирование предполагает выбор одного из четырех предложенных вариантов ответа на 50 случайным образом появляющихся вопросов. Результат (оценка) зависит от процента верных отве-
тов. Использование компьютеров для контроля знаний повышает интерес студентов к предмету, а дифференцированный результат способствует их более тщательной подготовке к проверке.
Информатика же, входящая в состав рассматриваемого курса, представлена разделами: программирование, основы компьютерных технологий и работа в Интернет. В первой части рассматривается программирование на языке Turbo Pascal. Практические занятия представлены большим лабораторным практикумом из 12 работ, каждая из которых подготавливается дома, индивидуально выполняется на компьютере на занятии и защищается у преподавателя. Такой традиционный метод контроля дополняется «срезо-выми» контрольными работами, выполняемыми на занятии. Они охватывают 3-4 темы
и, в отличие от лабораторных работ, позволяют объективнее судить о степени подготовленности студента, его самостоятельности при выполнении работ. В завершение проводится аналогично курсу математики компьютерное тестирование и затем проставляется зачет по выполнению всего практикума, контрольных и тестирования.
При изучении основ компьютерных технологий студенты на занятии получают индивидуальные задания по темам курса (операционные системы, текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, базы данных, программы-переводчики и т. д.). Также по выполнению заданий студенты отчитываются по ним, выполняют контрольные работы за компьютером (по раздаточным материалам), тестируются по окончанию курса.
Причем важно, чтобы студенты знали уровень сложности вопросов итогового теста и его обоснованность в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Для этого можно обратиться к федеральным тестам, открытым для доступа в Интернете на сайте www.fepo.ru, где в виде репетиционных вариантов они представлены для любой специальности, в т. ч. и для «филологии». Заметим, что пройдя такой тест дома, студенты высказывали мнение о том, что, действительно, задания посильны, и при соответствующей подготовке можно получить хороший результат.
Организация самостоятельной работы студентов и контроля их знаний является
важным фактором интенсификации обучения математике и информатике студентов гуманитарных специальностей вузов. В статье рассмотрены возможные способы такой организации, достаточно успешно используемые на практике. Автор занимается дальнейшим усовершенствованием форм и методов контроля знаний и самостоятельной работы студентов-гуманитариев.
1. Дмитриева М.Н. Методические аспекты интенсивного обучения математике и информатике студентов-гуманитариев // XXXIX Все-рос. науч. конф. по проблемам математики, информатики, физики, химии и методике преподавания естественнонаучных дисциплин. Секция методики и педагогики: тез. докл. М., 2003. С. 31.
2. Дмитриева М.Н. О математическом образовании студентов-гуманитариев // Функц. пр-ва. Диф. операторы. Проблемы матем. обр.: тез. докл. Вторая Междунар. конф., посв. 80-летию чл.-кор. РАН, проф. Л. Д. Кудрявцева. М., 2003. С. 273-275.
3. Дмитриева М.Н., Дорошина Н.В. Совершенствование самостоятельной работы студентов гуманитарных специальностей вузов как важная составляющая повышения качества математического образования // XLIV Все-рос. конф. по проблемам математики, информатики, физики и химии. Секция методики и педагогики: тез. докл. М., 2008. С. 68-69.
4. Петрова В.Т. Научно-методические основы интенсификации обучения математическим дисциплинам в высших учебных заведениях: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1998.
5. Дмитриева М.Н., Дорошина Н.В. Активизация деятельности студентов гуманитарных специальностей вузов при обучении их математике // Образование, наука и экономика в вузах. Интеграция в международное образовательное пространство: материалы Между-нар. науч. конф. Плоцк, 2008. С. 112-120.
6. Кудрявцев Л.Д. Мысли о современной математике и ее преподавании. Избр. тр. М., 2008. Т. 3.
Поступила в редакцию 11.01.2009 г.
БЛАГОДАРНОСТЬ: Автор выражает искреннюю благодарность своему научному руководителю профессору МФТИ В.Т. Петровой за постоянное внимание к работе и общее руководство исследованиями.
Dmitrieva M.N. Methods of intensification of independent work and knowledge tests of students of humanitarian specialties while studying mathematics and informatics. The article describes methods and techniques tailored to enhance mathematics and informatics training of students of humanitarian specialties in universities. The methodic of teaching which is based on differential approaches is developed by the author. The aim of these methods is to enhance training and to boost students’ learning activity.
Key words: intensification, education, mathematics, informatics, students, humanitarian specialties, methodic, enhancement, differential approaches.
УДК 371+34
РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО АСПЕКТА МИРОВОЗЗРЕНИЯ КУРСАНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ
© В.С. Остапенко
Рассматривается проблема развития правового аспекта мировоззрения курсантов в ходе учебновоспитательного процесса в ведомственных образовательных учреждениях МВД России, мировоззренческий потенциал юридических дисциплин, определяющий профессиональную деятельность в правоохранительной сфере.
Ключевые слова: научное мировоззрение, правовой аспект мировоззрения, юридические дисциплины, правовые знания, специфика правоохранительной деятельности.
Система юридического образования призвана ориентироваться на будущие условия жизни и профессиональной деятельности специалиста, в которых выпускник образова-
тельного учреждения окажется после его окончания. Это особенно характерно для обучения юридическим специальностям в вузах МВД России, где учебный процесс