Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ: ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ: ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / MONITORING / EDUCATIONAL MONITORING / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева Е.Г.

В статье проводится анализ опыта применения образовательного мониторинга в различных учебных заведениях. Подтверждена необходимость в постоянных внешних и внутренних мониторинговых исследованиях для обеспечения качественного образования и совершенствования системы управления образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL MONITORING: PRACTICAL APPLICATION IN SCHOOL

The article analyzes the experience of educational monitoring in various educational institutions. The necessity of constant external and internal monitoring studies to ensure quality education and improve the management system of educational institutions is confirmed.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ: ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ»

УДК 37.013.78

Тимофеева Е.Г. старший преподаватель кафедра «Высшая математика» Сибирский государственный университет путей сообщения

Россия, г. Новосибирск ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ: ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Аннотация. В статье проводится анализ опыта применения образовательного мониторинга в различных учебных заведениях. Подтверждена необходимость в постоянных внешних и внутренних мониторинговых исследованиях для обеспечения качественного образования и совершенствования системы управления образовательных учреждений.

Ключевые слова: мониторинг, образовательный мониторинг, образовательные учреждения, качество образования.

Timofeeva E.G. senior lecturer of «Higher mathematics» Siberian state University of railway engineering

Russia, Novosibirsk

EDUCATIONAL MONITORING: PRACTICAL APPLICATION IN

SCHOOL

Abstract: The article analyzes the experience of educational monitoring in various educational institutions. The necessity of constant external and internal monitoring studies to ensure quality education and improve the management system of educational institutions is confirmed.

Keywords: monitoring, educational monitoring, educational institutions, quality of education.

Интеграция России в международное образовательное пространство, расширение международного правового сотрудничества в области образования предполагает решение ряда задач всеми субъектами образовательного процесса [1]. Так, государство должно обеспечить выполнение принятых на себя обязательств по обеспечению образовательной деятельности в соответствие с международными стандартами (законодательная база, государственные образовательные программы). При этом приоритетными должны быть реализация конституционного права граждан на получение образования, интересов российского общества в целом, регионов, конкретных отраслей и корпораций [2].

Как отмечается в Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 гг., сравнительным преимуществом российской образовательной сферы и фундаментальной науки на сегодняшний день является потенциал, накопленный за предыдущие

десятилетия. Начиная с 2010 года постепенно увеличиваются затраты на образование и науку, что создает предпосылки для институциональной перестройки в сфере образования. Это, в первую очередь, касается совершенствования качества образования, модернизации структуры и содержания общего и профессионального образования, эффективности управления образовательной системой, вхождения Российской Федерации в мировое образовательное пространство. В то же время в системе образования продолжают проявляться и негативные тенденции:

- система профессионального образования не полностью соответствует структуре потребностей рынка труда;

- система непрерывного профессионального образования не имеет должного развития;

- высшее образование слабо интегрировано с научной деятельностью;

- сложившаяся система образования обладает низкой инвестиционной привлекательностью;

- ограничен доступ детей из низкодоходных семей к качественному образованию;

- кадровый состав системы образования не отвечает современным требованиям и т.д.

Таким образом, возникает необходимость в постоянных исследованиях тенденций в сфере образования (международных, российских, региональных, отраслевых, корпоративных). Одним из способов оценки состояния образовательной системы является мониторинг. С помощью данного метода удобно накапливать, обрабатывать, хранить и распространять информацию об образовательной системе или отдельных ее элементах. Мониторинг ориентирован на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и обеспечивает прогноз его развития [3-5].

Анализ международного и отечественного опыта образовательных мониторингов показал, что существуют разные подходы к проведению мониторинговых исследований в сфере образования. Так, существуют локальные системы мониторинга не только в нашей стране, но в других странах мира. В частности, система мониторинга за развитием знаний учащихся, разработанная СИТО (Национальный институт по оценке достижений в области образования Голландии), построена на использовании модели «цель-результат» с учетом процесса обучения. Результаты мониторинга предназначены как для принятия тактических управленческих решений по коррекции процесса образования, так и для выработки стратегических решений. В качестве пользователей информации выступают педагоги и администраторы.

В Англии реализована система мониторинга Дж.Д. Вилмса, в основе которой лежит модель «вход-выход». В качестве входа используются

характеристики ученика: его способности и социально-экономический статус семьи. Для получения цельного результата вводится понятие «эффект влияния школы» (различия между средним уровнем деятельности школы и определенным стандартом с учетом статистической корректировки в отношении количества и состава учащихся конкретной школы). Каждая школа в системе образования оказывает свой собственный уникальный эффект на результаты работы учеников.

Еще одним примером мониторинга, реализованного уже на международном уровне, является социальный мониторинг «Инноченти». Основная цель мониторинга состоит в стимулировании международной дискуссии по вопросам о правах ребенка. Статистические данные этой системы являются ее основой, а их анализ - основной формой работы.

В России организация системы мониторинга образования на федеральном уровне только начинает складываться путем построения систем мониторинга по отдельным направлениям (мониторинг экономики образования, комплексный социологический мониторинг реализации хода модернизации образования, мониторинг эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, социологический мониторинг широкомасштабного эксперимента и др.). Достаточно широкое распространение получают сегодня системы регионального мониторинга и системы мониторинга на уровне образовательного учреждения [6-8].

Авторами был проведен контент-анализ диссертационных работ по специальности 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования, за 2014-18 гг. В научных исследованиях раскрываются вопросы мониторингов в различных системах образования (система высшего образования, среднего специального, общего и дошкольного образования). Представлены различные подходы, методики и практика проведения мониторингов по различным направлениям деятельности. В качестве объекта мониторинга выступают формирование профессиональной компетентности педагога, профессиональное воспитание будущего педагога, качество образования, качество обучения, качество коммуникативной подготовки студентов и др. Раскрыты вопросы, как на региональном уровне, так и на уровне конкретных учебных заведений (вузов, лицеев, школ) [9, 10].

Итак, чтобы обеспечить качественное образование, его равную доступность для всех граждан необходимо произвести институциональную перестройку системы образования, основываясь на эффективное взаимодействие образования с рынком труда [11]. Преодолеть усиливающийся разрыв между содержанием образования, образовательными технологиями, структурой образовательной сферы, уровнем ее кадрового потенциала и задачами новой экономики можно с помощью механизмов, ориентированных не только на внутренние социально-экономические потребности страны, но и на обеспечение конкурентоспособности России на мировом рынке труда. В связи с этим для образовательных учреждений

возникает необходимость в постоянных внешних и внутренних мониторинговых исследованиях [12, 13].

Таким образом, анализ опыта применения образовательного мониторинга в различных учебных заведениях показывает, что при разработке системы мониторинга должен использоваться системный подход и осуществляться реализация следующих структурных блоков: организационно-управленческий; нормативно-правовой и этический; научно-методический и программно-концептуальный; информационно-программное обеспечение; организационно-технический [14].

Это позволит образовательному учреждению совершенствовать свою систему управления и обеспечить необходимый уровень качества управления в соответствии с международными стандартами.

Использованные источники:

1. Демьяненко Ю.И. Некоторые аспекты повышения качества подготовки специалиста в высшей школе // Форум молодых ученых. 2018. №2 (18). С. 122-126.

2. Хомченко Т.В., Круне Н.И., Беленок И.Л. Роль дистанционного образования в формировании информационной компетентности // Философия образования. 2009. №2 (27). С. 70-77.

3. Демьяненко Ю.И. Математическая подготовка студентов в условиях реализации компетентностного подхода // В сборнике: Образование как единство обучения и воспитания. Материалы международной научно-методической конференции. СГУПС. 2016. С. 147-150.

4. Матросова И.В. Три основных подхода к процессу формирования понятий // Форум молодых ученых. 2018. №4 (20). С. 919-921.

5. Демьяненко Ю.И. Организация дистанционного обучения в вузе // В сборнике: Системное обеспечение условий достойного труда. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. СГУПС. 2017. С. 24-28.

6. Попова Н.И., Сорокина Я.В. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов // Форум молодых ученых. 2017. №6 (10). С. 1473-1477.

7. Демьяненко Ю.И. Математическая подготовка в контексте будущей профессиональной деятельности инженера // Форум молодых ученых. 2017. №6 (10). С. 650-653.

8. Круне Н.И., Хомченко Т.В., Беленок И.Л. Модель формирования информационной составляющей профессиональной компетентности // Открытое и дистанционное образование. 2010. №2 (38). С. 5-12.

9. Демьяненко Ю.И. Математические дисциплины как средство формирования профессиональных компетенций // В сборнике: Актуальные проблемы модернизации высшей школы. Материалы Международной научно-методической конференции. СГУПС, НТИ - филиал МГУДТ. 2014. С. 329-331.

10. Матросова И.В. Качественные и организационные признаки оценивания студента по математике // Форум молодых ученых. 2018. №3 (19). С. 408-

11. Демьяненко Ю.И. Самостоятельная работа как основной вид учебной деятельности студентов при изучении математики в вузе // В сборнике: Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия. X Международная научно-практическая конференция. 2015. С. 151-152.

12. Капустина Т.В., Матросова И.В. Различные уровни понимания в обучении // Форум молодых ученых. 2017. №6 (10). С. 1201-1204.

13. Швец Ю.В., Демьяненко Ю.И. Применение непараметрических методов математической статистики в педагогическом эксперименте // В сборнике: Модернизация отечественного высшего образования: расчеты и просчеты. Материалы Международной научно-методической конференции. СГУПС. 2015. С. 248-250.

14. Демьяненко Ю.И. Применение математических моделей в системе высшего профессионального обучения // Форум молодых ученых. 2018. №2 (18). С. 126-129.

УДК 316.43

Тимченко А.С. студент магистратуры кафедра социальных технологий Институт экономики и управления НИУ «БелГУ»

Россия, г. Белгород

МЕСТО И РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы определению безопасности. Отмечено место регионального уровня в системе понятия национальной безопасности. Определены факторы, влияющие на уровень безопасности региона. Обосновано влияние социально -психологического климата населения на уровень безопасности в регионе.

Ключевые слова: обеспечение безопасности, национальная безопасность, региональная безопасность, общество, население, власть.

Timchenko A.S.

Master student of the Chair of Social Technologies

Belgorod State University Russia, Belgorod

PLACE AND ROLE OF REGION POWER IN THE SYSTEM OF ENSURING NATIONAL SECURITY

Abstract. The article discusses various approaches to the definition of security. The place of the regional level in the system of the concept of national security is noted. Identified factors affecting the level of security in the region. The influence of the socio-psychological climate of the population on the level of security in the region is substantiated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.