Научная статья на тему 'ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ'

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ЛИЧНОСТНО ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОТИВАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ / CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS / PERSONAL ACTIVITY APPROACH / MOTIVATION OF CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демьяненко Ю. И.

В данной статье представлена актуальность развития творческой деятельности у студентов технических вузов. В ней рассматривается сущность понятия "творческая деятельность", описываются личностные и деятельностные подходы творческой активности обучаемых. В статье также представлены основные мотивационно - ценностные компоненты потребности студентов, характеризующие активные формы и методы творческой и познавательной деятельности в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIENTATION ON CREATIVE ACTIVITY IN THE CONTEXT OF FORMATION OF PROFESSIONALISM OF GRADUATES OF TECHNICAL UNIVERSITIES

This article presents the relevance of the development of creative activity of students of technical universities. It examines the essence of the concept of "creative activity", describes the personal and activity approaches of creative activity of students. The article also presents the main motivational and value components of the needs of students, characterizing the active forms and methods of creative and cognitive activity in the learning process.

Текст научной работы на тему «ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ»

УДК 378.147.88

Демьяненко Ю.И. старший преподаватель кафедра "Высшая математика "

СГУПС

Российская Федерация, г. Новосибирск ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Аннотация. В данной статье представлена актуальность развития творческой деятельности у студентов технических вузов. В ней рассматривается сущность понятия "творческая деятельность", описываются личностные и деятельностные подходы творческой активности обучаемых. В статье также представлены основные мотивационно — ценностные компоненты потребности студентов, характеризующие активные формы и методы творческой и познавательной деятельности в процессе обучения.

Ключевые слова: творческая активность студентов, личностно -деятельностный подход, мотивация творческой активности.

Demyanenko Y.I.

teacher

The Siberian transport University Novosibirsk, Russian Federation ORIENTATION ON CREATIVE ACTIVITY IN THE CONTEXT OF FORMATION OF PROFESSIONALISM OF GRADUATES OF

TECHNICAL UNIVERSITIES Abstract: This article presents the relevance of the development of creative activity of students of technical universities. It examines the essence of the concept of "creative activity", describes the personal and activity approaches of creative activity of students. The article also presents the main motivational and value components of the needs of students, characterizing the active forms and methods of creative and cognitive activity in the learning process.

Key words: creative activity of students, personal activity approach, motivation of creative activity.

Для развивающейся экономики России особое значение приобретает качественная подготовка специалистов в высших учебных заведениях. Именно в процессе обучения закладывается фундамент будущей профессии и формируется менталитет специалиста [1,5]. Качественное профессиональное обучение должно развивать стратегическое мышление и способность предвидения, а также формировать в человеке потенциал саморазвития и творческое отношение в профессиональной деятельности.

В современных условиях как никогда перед высшей школой стоит

вопрос подготовки компетентных, высококвалифицированных, творчески мыслящих и энергичных специалистов.

При достаточном многообразии дисциплин в технических вузах на младших курсах познавательная деятельность в основном связана с лекциями и практическими занятиями [3,6,13]. Поэтому решение проблемы повышения качества подготовки будущего специалиста видится в преодолении формализма, особенно при обучении студентов высшей математике технических специальностей, так как она является для них одной из самых основных дисциплин.

Уже с первых лекций педагог должен донести до сведения студентов не только нужность, значимость и ценность изучаемого предмета, но и вызвать познавательный интерес к математике, стремление освоить этот предмет, но и развить образовательно-творческую способность обучающихся на сегодняшний день и на перспективу [9,11,15].

Способность самостоятельно анализировать полученные знания из дополнительных источников, критически осмысливать и умело применять их на практических занятиях по математике — все эти факторы в учебном процессе способствуют творческому развитию студента в соответствии с их способностями.

В связи с этим под математическими способностями студента понимается индивидуальная психологическая способность умственной деятельности; она способствует успешному овладению математикой как учебной дисциплиной и обуславливает ее применение в дальнейшем при решении задач профессиональной деятельности [2, 12, 16].

Организация целенаправленной работы по развитию творческого мышления студентов должна включать в себя следующие составляющие:

• наличие четкой задачи на каждом этапе образовательного процесса;

• представление процесса активизации учебно-исследовательской деятельности студентов, как средства развития творческого потенциала;

• наличие последовательности и логики в отборе методов и средств обучения;

• осуществление комплексного воздействия преподавателя, обеспечивающего все компоненты творческого потенциала студентов младших курсов;

• значительное улучшение материально-технической базы учебных заведений, включение их в глобальную сеть интернета, оснащение лабораторий современными приборами, оборудованием для проведения различных учебных исследований.

Внедрение этих мероприятий в области образования приведет к обновлению его содержания, предполагающего формирование у будущих специалистов [7, 8]:

• постановку основных целей выполняемой работы;

• анализ и постановка новых вопросов;

• владение основными методиками решения задач и поиск новых альтернативных способов решения;

• выделение существенного и стимулирование фантазии;

• представление результатов в таблицах и графиках;

• использование библиографических и компьютерных банков данных, составляя выводы по информационным материалам и объективно их оценивая.

Исходя из этого проектирование образовательных программ, ориентированных на развитие творческой самостоятельности обучаемых, должно быть направленно на:

• формирование личностных качеств, касающихся творческой самостоятельности, ответственности, трудолюбия;

• учета их способности и склонности какому-либо определенному виду профессиональной деятельности;

• создание условий для самостоятельной деятельности в развитии профессионального творчества при переходе от усвоения знаний абстрактного характера к конкретным навыкам и умениям.

Как известно, что успешная учебная деятельность, и в особенности творческая, должна опираться на соответствующую мотивацию характеризующую поведение обучаемого [4, 10, 14]. Поэтому важнейшим начальным моментом учебного процесса является осознанная потребность (интерес) самого студента в овладении математическими знаниями в технических вузах, так как только потребность и интерес к этому в основном служат побудителями (мотивацией) образования:

• это получение высшего образования для достижения в дальнейшем более высокого положения в профессиональной деятельности;

• повышение личного престижа интереса к новым знаниям избранной профессии;

• заинтересованность в личностных достижениях;

• стремление расширять кругозор и эрудицию.

Формирование творческой личности будущего специалиста является

актуальной проблемой не только для высшей школы, но важнейшей социально-экономической задачей всего общества.

Во время, когда на производстве усиливается взаимодействие специальных знаний и логических механизмов творческого поиска требуется, чтобы будущий специалист еще на студенческой скамье овладел новыми информационными технологиями и средствами интенсификации творческой деятельности.

Решение этих проблем в значительной степени заключается в развитии творческих способностей студентов как части комплексного подхода в образовательном процессе технических вузах.

Использованные источники:

1. Демьяненко Ю.И. Проблемная ситуация и ее применение в обучении математики в вузе. Журнал: Форум молодых ученых. № 7 (23). 2018. С. 291294.

2. Демьяненко Ю.И. Некоторые аспекты повышения качества подготовки специалиста в высшей школе. Журнал: Форум молодых ученых. № 2 (18). 2018. С. 122-126.

3. Кашник О.И., Тимофеева Е.Г. Методические подходы к разработке мониторингов социальных рисков в организациях железнодорожного транспорта. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2009. № 20. С. 89-96.

4. Матросова И.В., Капустина Т.В. Различные уровни понимания в обучении. Форум молодых ученых 2017. № 6(10). С. 1201-1204.

5. Матросова И.В., Капустина Т.В. Обучение студентов методам познания. В сборнике: Психология и педагогика в образовательной и научной среде международное научное периодическое издание по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 113-117.

6. Матросова И.В., Капустина Т.В. Необходимость самостоятельной работы обучающего характера при обучении математике. В сборнике: Образование как единство обучения и воспитания. Материалы международной научно-методической конференции СГУПС. 2016. С. 161-164.

7. Попова Н.И. Применение открытых образовательных ресурсов в процессе обучения в высших учебных заведениях. Форум молодых ученых 2018. № 4(20). С. 1168-1175.

8. Попова Н.И. Реализация компетентностного подхода при подготовке курсантов национальной гвардии российской федерации. Форум молодых ученых 2018. № 4(20). С. 1162-1168.

9. Попова Н.И. Технология формирования ключевых компетенций в высшей школе. В сборнике: Проблемы развития социальной сферы в России и за рубежом. Сборник научных трудов по материалам ГМеждународной научно-практической конференции. 2017. С. 336-345.

10.Тимофеева Е.Г. Формирование навыков студентов в проведении социальных исследований: педагогические аспекты. Форум молодых ученых 2017. № 6(10). С. 1705-1707.

11. Тимофеева Е.Г. Прикладные аспекты математической подготовки студентов. Форум молодых ученых 2017. № 6(10). С. 1707-1713.

12.Тимофеева Е.Г. Применение математических методов в социологических исследованиях. Форум молодых ученых 2018. № 2(18). С. 522-532.

13. Тимофеева Е.Г. Образовательный мониторинг в отраслевом университете. Форум молодых ученых 2018. № 2(18). С. 517-521.

14.Тимофеева Е.Г. К вопросу о социальном мониторинге организации. Форум молодых ученых 2018. № 8(24). С. 712-714.

15.Тимофеева Е.Г. Формирование профессиональных компетенций студентов в отраслевом вузе: социально педагогический аспект. Материалы Международной научно-методической конференции. СГУПС. 2016. С. 95 -

16.Тимофеева Е.Г. Безопасность образовательного пространства вуза. В сборнике: Модернизация отечественного высшего образования: расчеты и просчеты. Материалы Международной научно-методической конференции. СГУПС. 2015. С. 146 - 149.

УДК 332.14

Денесюк А.А. студент магистратуры 2 курса экономический факультет ФГБОУ ВО Смоленская ГСХА научный руководитель: Гончарова Н.З., д.э.н.

профессор Россия, г. Смоленск АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Аннотация: В статье рассматривается деятельность агропромышленного комплекса Смоленской области за годы. В статье проводится анализ производства основных видов продукции в динамики за последние три года. Кроме того, в работе уделено внимание перспективам развития агропромышленного комплекса за счет внедрения ряд инвестиционных проектов. В работе дается оценка динамики производства сельскохозяйственной продукции.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, продукция сельского хозяйства, валовый региональный продукт, сельскохозяйственные организации, валовой сбор.

Denesyuk A.A. graduate student 2 course, Faculty of Economics FSBEI HE Smolensk State Agricultural Academy

Russia, Smolensk Scientific adviser: Goncharova N.Z. doctor of economics, professor ANALYSIS OF THE ACTIVITY OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE SMOLENSK REGION Abstract: The article discusses the activities of the agro-industrial complex of the Smolensk region over the years. The article analyzes the production of major products in dynamics over the past three years. In addition, the work focuses on the prospects for the development of the agro-industrial complex through the implementation of a number of investment projects. The paper assesses the dynamics of agricultural production.

Key words: agro-industrial complex, agricultural products, gross regional product, agricultural organizations, gross yield.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.