Научная статья на тему 'Развитие творчества в научно-исследовательской деятельности студентов в европейских высших педагогических заведениях Европы'

Развитие творчества в научно-исследовательской деятельности студентов в европейских высших педагогических заведениях Европы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / HIGHER EDUCATION / UNIVERSITY / SCIENTIFIC ACTIVITY / CREATIVE ABILITY / SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погребняк Наталья Николаевна

В данной статье автор рассматривает проблему научно-исследовательской подготовки студентов как средство развития их творческой деятельности в университетах Европы. Тему творческой активности автор рассматривает как способ реализации потребности студентов в научной деятельности, социальную и психологическую защиту их интересов применительно к сегодняшней социально-экономической ситуации. Развитие творческих способностей у молодых людей позволяет им не только осознать свою сопричастность к культуре своего народа, но и активно участвовать в ее обогащении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Погребняк Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF CREATIVITY IN RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS IN EUROPEAN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF EUROPE

On the basis of analysis of the scientific literature the idea and essence of scientific-research of students in the European universities were determined. The problem of forming of scientific-research skills in pedagogical theory and practice was generalized. The necessity of application of the scientific-research method in education as a base of forming of scientific-research skills by the future scientists was grounded. The leading scientific approaches to classification of basic characteristics that a creative scientist must posses for the scientific-research activities are revealed and the essence of the phenomenon under study as well as the component-functional structure of the scientific-research activity are revealed in the article.

Текст научной работы на тему «Развитие творчества в научно-исследовательской деятельности студентов в европейских высших педагогических заведениях Европы»

необходимо вместе с учебным процессом прививать студенту тягу к спортивной жизни. Современный ритм жизни требует максимальной физической активности и подготовленности.

ЛитературА:

1. Передельский А.А. Физическая культура и спорт в отражении философских и социологических наук. Социология спорта: Учебник - М.: Спорт, 2016. - 416 с.

2. Третьякова Н.В., Андрюхина Т.В., Кетриш Е.В. Теория и методика оздоровительной физической культуры: Учебное пособие - М.:Спорт, 2016. - 280 с.

3. Починкин А.В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта: Учебное пособие - М.:Спорт, 2016. - 384 с.

Педагогика

УДК: 1257

кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой иностранных языков Погребняк Наталья Николаевна

Крымский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный университет правосудия" (г. Симферополь)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ЕВРОПЕЙСКИХ ВЫСШИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАВЕДЕНИЯХ ЕВРОПЫ

Аннотация. В данной статье автор рассматривает проблему научно-исследовательской подготовки студентов как средство развития их творческой деятельности в университетах Европы. Тему творческой активности автор рассматривает как способ реализации потребности студентов в научной деятельности, социальную и психологическую защиту их интересов применительно к сегодняшней социально-экономической ситуации. Развитие творческих способностей у молодых людей позволяет им не только осознать свою сопричастность к культуре своего народа, но и активно участвовать в ее обогащении.

Ключевые слова: высшее образование, университет, научная деятельность, творческая активность, научно-исследовательская деятельность.

Annotation. On the basis of analysis of the scientific literature the idea and essence of scientific-research of students in the European universities were determined. The problem of forming of scientific-research skills in pedagogical theory and practice was generalized. The necessity of application of the scientific-research method in education as a base of forming of scientific-research skills by the future scientists was grounded. The leading scientific approaches to classification of basic characteristics that a creative scientist must posses for the scientific-research activities are revealed and the essence of the phenomenon under study as well as the component-functional structure of the scientific-research activity are revealed in the article.

Keywords: higher education, university, scientific activity, creative ability, scientific-research activity.

Введение. Научная деятельность и постоянное совершенствование образования должны быть личной потребностью каждого специалиста с высшим образованием. Высшее учебное заведение, как никакое другое, предоставляет условия единства учебы и исследования, которые соединяются в одном лице. Именно в вузе учеба выражается через формулу "работа над исследованием с исследованием".

Тему творческой активности можно проследить в истории человечества, в частности философов и политических лидеров ранних столетий (Платон, Овидий, Конфуций, Джефферсон и др.), которые предпринимали особые меры и усилия для выделения высокоодаренных и особо талантливых для служения дальнейшего развития и усиления соответствующего общества.

Проблема творчества исследуется в различных направлениях: качества творческой личности (Ф.Баррон, Д.МакКиннон, Д.Перкинс, Э.Мейман, Х.Цукерман, Дж.Карп, И.Карп); критерии творческого поведения (Р.Элберт); признаки творческой деятельности (Р.Гуллаш, Э.Роу, К.Кокс); параметры умственных способностей и творческой одаренности (Руппель, Хиннерсман, Виганд, Ломпшер); условия для формирования творческой личности (Б. Холлеран, П. Холлеран, А. Лук, А. Маслоу, Р.С. Мэнсфилд, Т. Буссе).

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является анализ основных критериев развития творческой активности студентов в университетах Европы.

Изложение основного материала статьи. Развитие научной творческой деятельности студентов в зарубежной высшей школе неразрывно связано с существенной корректировкой целей и содержания образования:

- формирование у студентов продуктивного творческого мышления, развитие способностей к логическому анализу и способность к всесторонней отработке потребляемой информации;

- ориентация содержания образования на модель специалиста, отвечающую определенным критериям качества, которые в самом общем виде можно представить следующим образом: инициатива и предприимчивость; свободное творческое мышление; самостоятельность в принятии решений; творческая активность; высокий профессионализм. При этом, научная творческая деятельность студентов в высшей школе должна быть особым пунктом в системе непрерывного образования и быть реализована в дальнейшем в различных альтернативных формах.

"Следует исходить из того, что подлинный профессионализм немыслим без самостоятельности мышления и личной ответственности, эти важнейшие качества специалиста должны формироваться в процессе обучения в вузе" [1, c. 28]. По мнению ведущих ученых США и Европы, именно в интересах улучшения подготовки специалистов жизненно необходимо самое активное участие студентов в серьезной научно-исследовательской деятельности.

В странах англо-американской традиции, сторонники прагматической подготовки, акцентируют внимание на практике обучения, особенно в области научных исследований, т.к. именно такая идеология обучения студентов сформировалась в зарубежной высшей школе.

Высшая школа в европейских странах нацелена в основном на профессиональную подготовку и научные исследования: с одной стороны, университеты заняты подготовкой профессионалов различных специальностей, с другой - работой по проведению научных исследований и подготовкой будущих ученых.

Несомненно, университеты обучая студентов, должны быть и местом свободной научной работы. Эта идея была положена в основу Берлинского университета, созданного по проекту В.Гумбольбта в 1810 г. и базировалась на учении мыслить, познакомить студентов с основными принципами научного исследования.

В зарубежной научной литературе наряду с понятиями "одаренность" и "высокоодаренность" существуют понятия "интеллектуальность" и "талант", как специфические виды одаренности, причем определяющими преимуществами творчески активных студентов являются следующие критерии: базис знаний; скорость обработки информации; креативный способ решения проблемы; генерализованность мыслительных операций.

Немецкий ученый Г.Леманн рассматривает особые творческие способности как систему индивидуальных диспозиций, которые дают возможность личности при наличии соответствующих условий достигнуть наивысших результатов в научно-исследовательской деятельности. При этом он выделяет существенные компоненты: высокий уровень (выше среднего) общих способностей и знаний (высокая операционная способность и солидные фундаментальные знания); высокая степень направленности специфических способностей (интересы, потребности, выдержка, прилежание); большой обьем знаний, приобретенных самостоятельно, и стремление к самовыражению через творческие виды деятельности [4, с. 7].

Другой европейский ученый Барт (Barth, 19850) указывает на существование почти 100 различных определений высокоэффективности.

В западной литературе различают нормальноодаренных и высокоодаренных по наличию чувства интуиции ("insight skills") (R. Stenberg, J. Davidson). Они называют три формы "insight skills": селективное кодирование информации; селективная комбинация информации; селективное сравнение информации.

В случае, если такие формы "insight skills" выражены особо хорошо, то можно утверждать о наличии интеллектуальной высокоодаренности.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что творческую активность следует дефинировать как потенциал для продуктивности во взрослом возрасте, а не как достижение и что при этом необходимо исследовать и поощрять то, что ведет к реализации научных успехов.

В развитых зарубежных странах большое внимание уделяют приему в вузы абитуриентов, отличившихся высокой интеллектуальной творческой активностью.

К примеру, отбор в государственные вузы Франции происходит в два этапа: вузы проводят единый общенациональный тест в единый, установленный день и по одним и тем же дисциплинам: родному языку, двум общественным дисциплинам, математике, двум естественным дисциплинам и иностранному языку. Такое тестирование длится примерно 9 час. и определяет шансы и возможности выпускников средних школ на поступление в престижные университеты, которые по итогам общественного теста ведут предварительный отбор абитуриентов; сдача экзаменов непосредственно в университете.

В Германии идет отбор наиболее сильных абитуриентов, их подвергают в течение 6,5 часов серии письменных испытаний по математике, физике, химии и иностранному языку. Как правило, в германские престижные вузы поступают менее 20% отобранных для поступления лиц.

Такая двухступенчатая система отбора абитуриентов в германских вузах позволяет выбрать наиболее способных студентов, выделяющихся своими знаниями в специальных областях и действительно желающих получить высшее образование [2, с. 25]. В целях вовлечения студентов в проблемы НТЦ, постоянно организуются выставки "Взгляд в будущее науки", где можно свободно фантазировать, конкурсы под девизом "Творчество через образование", помогающее выявить еще не учтенные идеи, которые могут найти применение в повседневной жизни или в производственном процессе.

В германских вузах ведется поиск возможностей для оказания интенсивной помощи наиболее талантливым студентам: создана служба по выявлению и развитию способностей наиболее одаренных студентов, действуют центры, которые отбирают и оказывают содействие таким студентам и молодым ученым. Постепенно происходит переориентация от создания частных элитарных учебных заведений к формированию научной элиты в традиционных вузах путем совершенствования метода отбора и стимулирования склонных к научной деятельности студентов.

Успешно решается проблема поддержки молодых ученых, которая является весьма актуальной для Германии. Федеральным Министерством научных исследований и технологии субсидируется ряд программ по трудоустройству научных кадров и поддержке научно-исследовательских групп и начинаний, например: программа Хайзенберга, создание центров "наивысших научных начинаний", научных колледжей и др. [5].

В Великобритании для развития творчества и научной деятельности принята и реализуется стратегическая программа, образовательной научно-технической инициативы, главной задачей которой является подготовка молодежи к практической деятельности, для чего предусматривается резкое повышение качества знаний, углубление профессиональной подготовки студентов с формированием способностей участвовать в решении научно-технических задач.

В Польше, например, по предложению Министерства Образования 1987 г. был обьявлен "Годом одаренных", опубликован документ "о работе с чрезвычайно талантливыми студентами", содержащий интересные предложения по организационным изменениям в работе с творчески активными студентами.

Многие зарубежные ученые разработали классификацию тестов, в том числе на определение творческих способностей, в частности, тесты по определению уровня интеллектуального развития в сочетании с тестами по определению достижений и по определению коэффициента творческой активности.

Как показал анализ, ведущие европейские страны добились значительных успехов в решении этих проблем, что безусловно дает нам основание использовать все многообразие применяемых ими средств с целью совершенствования российской системы образования.

В большинстве стран Европы главным условием для обучения талантливой молодежи в университетах признается необходимость дифференциации программ и обучения в целом с помощью:

1) расширения круга рассматриваемых вопросов и более углубленного изучения научных проблем;

2) ускорения темпов прохождения материала;

3) изменения типа учебных занятий.

Многочисленные зарубежные исследования феномена творческой активности и одаренности определили научную основу и выработку основных требований, изложенных и сформулированных в работе С.Кэплен: -содержание программы обучения должно быть основано на изучении глобальных, основополагающих

научных тем, интеграция тем и проблем, использовании принципа междисциплинарности, рассмотрения задач "открытого типа", т.е. не имеющих единственного и окончательного решения, соблюдения принципа высокой степени насыщенности содержания.

Методы обучения должны развивать продуктивное мышление высокого уровня (развития творческого критического абстрактно-логического мышления и способности к разрешению проблем), способности к научно-исследовательской работе, обеспечивать самостоятельность в учении, стимулировать выдвижение новых идей и др. [3, с. 35].

Специальные программы по развитию творческих способностей получили широкое распространение во всем мире. В европейских вузах внедрено большое количество научных образовательных программ для творчески активных студентов: дополнительное образование, которое представляет студентам возможности для развития творческих способностей во внеучебное время, программы, ориентированные на особые способности студентов, и обширные программы для развития способностей всех сельских жителей [1, с. 44-45].

Выводы. Таким образом, разработанные за рубежом принципы обучения и развития творческой молодежи закладываются в создаваемые в настоящее время программы работы с творчески активными студентами и в отечественной системе образования. Обучение по таким программам способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, позволяет сохранить высокий уровень мотивации к творческим и научно-исследовательским формам работы на протяжении всего обучения в вузе.

Вопрос об обучении творчески активных студентов остается пока открытым. Поиски в этой области продолжаются, и предстоит еще много сделать, прежде чем можно будет не колеблясь сказать, что найденное решение верно.

Литература:

1. Использование зарубежного опыта интенсификации учебно-воспитательного процесса в высшей школе: Тез. докл. регион. науч.- практ. конф. - Казань: КГПИ. 1992. - 133 с.

2. Тартарашвили Т.А. Принципы регулирования рынка труда и трудоустройства молодых специалистов в развитых капиталистических странах. - М.: НИИВО, 1991. - 56 с.

3. Шумакова Н.В. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей // Вопросы психологии. -1996. - № 3. - С. 34-43.

4. Lehmann G. Begabtenförderung in der Ingenierausbildung. - B.: Zentralinstitut fur Hochschulbildung, 2008. - 52 S.

5. Webb J.T. Hochbegabte Kinder, ibre Eltern, ihre Lehrer. - Bern, Stuttgart, Toronto: Huber, 2015. - 215 s.

Педагогика

УДК: 378.147

доктор педагогических наук, профессор Попова Валентина Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА:

СВОБОДА ВЫБОРА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация. В статье обоснована проблема ценностно-смысловых ориентиров воспитательной деятельности педагога, при этом благодаря личностным началам человек выступает как субъект, то есть несет ответственность за свою жизнь, судьбу, действует в соответствии со своими личностно значимыми ценностями и смыслами.

Проведенный анализ показал, что в современных условиях необходимо понимание того, что воспитание есть работа со смыслами, ценностями, системой ценностно-смысловых отношений, в которых закрепляется индивидуальный опыт свободного выбора поступка, выражение собственной позиции в сложившихся обстоятельствах.

Ключевые слова: ценностно-смысловые ориентиры воспитательной деятельности педагога, свобода выбора и ответственность.

Annotation. The article substantiates the problem of value-semantic reference points of educational activity of the teacher, while due to personal principles a person acts as a subject, that is, is responsible for his life, destiny, acts in accordance with his personally significant values and meanings. The analysis showed that in modern conditions it is necessary to understand that education is work with meanings, values, system of value-semantic relations, in which the individual experience of free choice of action, the expression of their own position in the circumstances.

Keywords: value-semantic reference points of educational activity of the teacher, freedom of choice and responsibility.

Введение. Достаточно продуктивным на сегодняшний день является личностный подход к воспитанию, который, несомненно, обращен к внутренним источникам развития воспитуемого и пониманию личностного развития как развития индивидуальности. В то же время благодаря личностным началам человек выступает как субъект, то есть несет ответственность за свою жизнь, судьбу, действует в соответствии со своими личностно значимыми ценностями и смыслами в отношении других и самого себя.

При этом обнаруживается и другое: где же границы допустимости вторжения во внутренний мир ребенка и в то же время свободного его развития; что означает «свободный выбор и ответственность», «собственное Я и другие», «долженствование» как отражение общепринятых норм?

Речь идет о том, что в современных условиях необходимо понимание того, что воспитание есть работа со смыслами, ценностями, системой ценностно-смысловых отношений: как проявляются особые духовно-личностные новообразования человека, в которых закрепляется индивидуальный опыт свободного выбора поступка, выражение собственной позиции.

Изложение основного материала статьи. Позиция 1. Воспитание следует рассматривать с позиций качества его моделирования, отбора содержания, обоснования педагогических условий и технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.