2. Rajkroft Ch. Kriticheskij slovar'psihoanaliza. Sankt-Peterburg, 1995; 288.
3. Antonova N.V. Problema lichnostnoj identichnosti v interpretacii sovremennogo psihoanaliza, interakcionizma i kognitivnoj psihologii. Voprosy psihologii. 1996: 1; 131 - 143.
4. Marcia J.E. Development and validation of ego-identity status. J. of Personality. 1966; 551 - 558.
5. Krivyh S.V. Social'naya kompetenciya kak lichnostnoe svojstvo i harakteristika social'noj adaptirovannosti cheloveka. AKADEMIYa professional'nogo obrazovaniya. 2017; 5; 3 - 10.
Статья поступила в редакцию 01.04.19
УДК 001+378.4(045)
Pogrebnyak N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Crimean branch of Russian State University of Justice (Simferopol, Russia),
E-mail: [email protected]
MODERN STATE OF DEVELOPMENT OF RESEARCH WORK OF STUDENTS IN EUROPEAN UNIVERSITIES. In the article, the author examines the current state of development of scientific-research activity in European universities using examples from UK, Germany and France. The problem of forming of scientific-research skills in pedagogical theory and practice is generalized. The necessity of the use of the scientific-research method in education as a base of forming of scientific-research skills by the future scientists is grounded. The leading scientific approaches to classification of basic characteristics that a creative scientist must posses for the scientific-research activities are revealed and the meaning of the phenomenon under study as well as the component-functional structure of the scientific-research activity are revealed.
Key words: higher pedagogical education, higher educational institution, university, system of training, faculty, college, scientific-research activity.
Н.Н. Погребняк, канд. пед. наук, доц., Крымский филиал ФГБОУ «Российский государственный университет правосудия», г. Симферополь,
Е-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТАХ ЕВРОПЫ
В данной статье автор рассматривает современное состояние развития научно-исследовательской деятельности студентов в университетах Европы (на примере Англии, Германии, Франции). Научно-исследовательская деятельность студентов рассматривается как деятельность, имеющая профильную направленность, способная повысить эффективность профессионального образования, сделать его более адаптированным к особенностям, личности, развитию познавательных способностей и интересов студентов. Это целенаправленный структурированный процесс, основанный на взаимодействии субъектов воспитательно-образовательного процесса при выполнении студентами научного исследования, в результате которого они приобретают новые знания, овладевают функциональными умениями и навыками исследования, развивают личностные и профессионально значимые качества с целью самореализации в будущей профессиональной деятельности и жизни.
Ключевые слова: высшее педагогическое образование, учебное заведение, университет, система подготовки, факультет, колледж, научно-исследовательская деятельность.
На современном этапе развития системы высшего образования одним из требований к качеству подготовки специалистов является вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность. Занятие научной деятельностью является обязательной частью учебного процесса, поскольку ведущим фактором образования и воспитания студентов стало раскрытие и становление их потенциальных личностных способностей и создание условий, в которых они смогут реализовать свою творческую активность. Следовательно, одним из приоритетных вопросов теории и практики высшего образования является вопрос о готовности студентов к научно-исследовательской деятельности в вузе.
Анализ литературы по изучаемой проблеме показал, что научно-исследовательская деятельность студентов является объектом исторических, педагогических, философских, социологических и экономических исследований, как в Российской Федерации, так и в странах Европы.
Изучению научно-исследовательской деятельности, теорий и подходов к организации научной деятельности студентов европейских стран посвящены работы как отечественных (Н.С. Амелина, В.И. Андреев, С.И. Архангельский, Н.Ф. Талызина) так и зарубежных ученых (G. Neave, P. Scott, B. Sporn, U. Teichler, W.G. Tierney, G. Walker и др.), а также труды, посвященные сравнительным исследованиям по проблемам организации научно-исследовательской деятельности студентов (Л.Ф. Авдеева, Г Г Воробьев, О.Л. Ворожейкина, А.И. Галаган, О.В. Долженко, В.И. Журавлев, В.И. Загвязинский, В.М. Зуев, А.И. Кочетов, В.А. Матюхин, Н.П. Обухова, Ф.Л. Ратнер, Т.Р Тартарашвили, К.Н. Цейкович).
В современной научно-педагогической литературе европейские ученые по-разному трактуют такие ключевые понятия, как «исследование», «научное исследование», «научно-исследовательская деятельность». Термин «научное исследование» в научном мире понимается как оригинальное открытие, рождающее новое знание (Р Бергес, Дж. Гордон, Г Женей, Г Коллиер). К примеру, Ф. Кер-лингер, предлагает следующее определение: «Научное исследование - это систематическое, контролируемое, эмпирическое и критическое исследование гипотетических предположений в допустимых природных явлениях». По мнению Дэвида Вудхауза, научно-исследовательская деятельность есть интеллектуально контролируемое научное исследование, которое ведет к приобретению нового знания через открытие и систематизацию новой информации или развитие и дальнейшее осознание существующей информации и практики.
Точка зрения других европейских педагогов Д. Бауда, К. Бауэра, С. Брук-филда, Дж. Колдерхеда и др. противоположна: составляющими интеллектуальной деятельности являются: распознавание, научное наблюдение, классификация, описание, анализ, обобщение, систематизация, оценка, проведение различий между знанием, мнением и убеждением, научная коммуникация, т. е.
студент-исследователь не только владеет знаниями о фактах, но умеет задавать критические вопросы, умело оперирует данными, определяет статистическую ценность фактов. Напротив, Д. Бауд, С. Норрис, П. Чермели на первый план выдвигают компьютерную грамотность, способность работать самостоятельно и в коллективе. Такой студент-исследователь не нуждается в постоянном контроле, всегда помнит о целях, заканчивает работу в установленные сроки и получает удовольствие от того, чем занимается.
Следовательно, научная деятельность понимается как деятельность, при которой студенты осваивают научные темы, которые: служат осуществлению учебных целей и подготовке студентов к их будущей профессиональной деятельности, тренировке в написании научных работ; ведут к личным и общественно-полезным результатам; находят свое отражение в дипломных и курсовых работах, рефератах, в результатах научных студенческих кружков, а также других научных работах. Студент или студенческий коллектив относительно широко, интенсивно и с ориентацией на результат занимается научным предметом, научной темой, научной проблемой или задачей, по возможности исходя из научных или практических потребностей. При этом развивается сравнительно высокая степень самостоятельности, творческой активности и осознанной ответственности.
Например, британский профессор Д. Фридман рассматривает научное исследование, которое проводится на протяжении всей жизни и указывает, что оно в корне отличается от поисковой работы специалистов других областей, в то время как С. Аргент, Д. Спенсер соотносят понятие «исследование» в педагогической деятельности с понятием «автономная деятельность», которая направлена не только на формирование умения обнаружить новое в науке, проводить экспериментально и критически оценить результат, но и провести саморефлексию, осознать себя субьектом деятельности.
С точки зрения британского профессора из университета г. Лидс С. Борга вслед за М. Кохран-Смитом и С.Л. Литпом [1, с. 17] научно-исследовательская деятельность является систематическим, целенаправленным и рефлексивным процессом поиска нового знания, представляющего ценность для саморазвития в сфере профессиональной деятельности и модернизации системы образования в целом, поскольку все обучение в университете должно строиться на исследовательской деятельности (research education) [2, c. 23]. Эффективность такого подхода помогает студентам осознанно подойти к научному исследованию и ориентирует учащихся на описание собственного опыта, изучение практического опыта других исследователей, наблюдение и анализ инновационных процессов в образовании.
Таким образом, европейские ученые, подчёркивая особенность термина «научно-исследовательская деятельность студентов», рассматривают исследо-
вательскую деятельность студентов как деятельность, имеющую профильную - направленность, способную повысить эффективность профессионального образования, сделать его более адаптированным к особенностям, личности, развитию познавательных способностей и интересов студентов, что важно для нашего исследования. Обобщая ранее приведенные исследования, учёные подчеркнули, что студент проявляет себя в научной деятельности как личность, которая имеет свой опыт, выбирает свой путь, ищет смысл в том, что делает, и понимает, зачем он это делает; и тогда исследовательское знание становится осознанной личной ценностью, иными словами, студент готов откликнуться, срезонировать, влиться в образовательный процесс.
Несмотря на различие во взглядах авторов при характеристике термина «научно-исследовательская деятельность студентов», исследователей объединяет понимание того, что цель научно-исследовательской деятельности меняется в зависимости от области ее применения. Если научно-исследовательская деятельность проходит в учебном процессе, то она носит обучающий характер. Зарубежные ученые склоняются к мысли, что необходимо освоение студентами «языка науки», а значит - «... научно-исследовательская деятельность относится к числу самых престижных, социально-значимых и экономически целесообразных сторон деятельности человека, так как: обеспечивает перспективное развитие экономики; обогащает культуру; привносит запас прочности в интеллектуальный потенциал общества; определяет социальный прогресс. А мера использования научного знания в педагогической деятельности определяется его социальной значимостью, практической эффективностью и духовной ценностью».
Исходя из вышеизложенного, научно-исследовательская деятельность студентов - это целенаправленный структурированный процесс, основанный на взаимодействии субъектов воспитательно-образовательного процесса при выполнении студентами научного исследования, в результате которого они приобретают новые знания, овладевают функциональными умениями и навыками исследования, развивают личностные и профессионально значимые качества с целью самореализации в будущей профессиональной деятельности и жизни. При этом научно-исследовательская деятельность студентов определяется следующей структурой: Конечно, студенты успешно осуществляют научно-исследовательскую деятельность, если у них сформированы умения видеть проблему, формулировать гипотезу, наблюдать, проводить научные эксперименты, давать определения понятиям, т.к. научное исследование это процесс решения творческой задачи, не имеющий заранее известного результата.
На этом основании можно сформулировать наиболее точное определение научно-исследовательской деятельности студентов в педагогических университетах Европы. Это интеллектуально-контролируемая деятельность, которая может осуществляться как индивидуально, так и в групповой форме, связанная с решением исследовательской задачи; открывает новые знания и предлагает наличие основных качеств и компетенций научного исследования (самостоятельности, критического мышления, аналитизма, самообразования, способности к сотрудничеству, компьютерной и информационной грамотности, социальной ответственности). В результате исследования устанавливается научная истина как итог научного поиска, непрерывный процесс, включающий в себя познавательную активность, сложный творческий потенциал, рефлексивное мышление, ценностное отношение к науке, т. е. качества необходимые для поиска новых технологий в обучении и формирование ценностных ориентаций студентов.
Чтобы определить особенности подготовки специалистов к научно-исследовательской деятельности в классических и педагогических высших учебных заведениях Европы, необходимо провести сравнительный анализ подготовки специалистов к научно-исследовательской деятельности, обозначить основные характеристики педагогического образования в университетах, которые зарекомендовали себя сегодня и нацелены на будущее. Учитывая современные требования, выпускник университета не может не быть исследователем, свободно владеющий теорией и технологией научного творчества и на практике способен применять их в своей профессиональной деятельности, активизируя познавательную и научно-исследовательскую деятельность, основой которой является внеаудиторная система работы над собой, которая очень характерна для университетов Европы (Англия, Германия, Франция).
Рассмотрим в качестве примера научно-исследовательскую деятельность ведущих университетов Европы. В Англии одним из крупнейших научно-исследовательских центров является - Тринити Колледж в Кембридже. Сегодня здесь работают более 160 научных исследователей. Только за последние пять лет серьезно увеличилось финансирование научно-исследовательской деятельности студентов, при этом количество полученных патентов на изобретения увеличилось почти в семь раз. Ежегодно растет количество научно-производственных компаний, создаются инновационные альянсы, работающие в тесном партнерстве с известными мировыми организациями, как: Intel, HP, IBM [3]. Тринити Кол-
Библиографический список
ледж участвует в основных европейских научно-исследовательских программах и, согласно рейтингам, является не только крупнейшим научно-исследовательским институтом, но и ежегодно публикует более 2 тыс. научных работ
В Германии одним из старейших учебных заведений является Гейдельберг-скийуниверситет (Universität Heidelberg). На сегодняшний день он состоит из 15 факультетов и предлагает научно-исследовательские программы для студентов по педагогике, истории, математике и физике. Гейдельбергский университет имеет мощный научно-исследовательский арсенал и стал заметен по его экстраординарным научным исследованиям. Это единственный университет в Германии, который готовит ученых по компьютерной лингвистике, молекулярной биотехнологии, имеет межвузовские связи с научными школами и научно-исследовательскими лабораториями Франции, Великобритании, Польши, Израиля, Китая, Венгрии, России, Бразилии [4].
В настоящее время университет является активным участником программ ERASMUS, одним из основателей Лиги Европы научно-исследовательских университетов (LERU) и Европейской ассоциации университетов (EUA), а также частью немецко-японского консорциума университетов, координирует деятельность научной школы немецкого права в Университете Кракова. За пределами Европы, университет поддерживает научные связи с 58 университетами - партнерами в Африке, Северной и Южной Америке, Азии, Австралии и Российской Федерации, имеет несколько творческих экспериментальных лабораторий, где студенты выполняют научные эксперименты по направлениям: теология, философия, право, молекулярная биология, физика, фармакология, биохимия, астрономия [5].
Большую научно-исследовательскую работу студентам предлагают университеты Франции, в частности, Парижский Университет Сорбонна (Universite de Paris) Это самое старое и знаменитое государственное высшее учебное заведение Франции. Его история начинается с 1253 года, когда церковные колледжи, находившиеся на левом берегу Сены, были объединены в Парижский университет Примерно 40 лет спустя по инициативе духовного настоятеля монарха Людовика IX Робера де Сорбонна при вузе был создан богословский факультет университета. Учебная инфракструктура университета обладает многочисленными аудиториями-амфитеатрами, конференц-залами, научными школами и двумя творческими лабораториями. В разные годы существования вуза тут проводилась научно-исследовательская деятельность под руководством таких выдающихся ученых, как Жозеф Гей-Люссак, Луи Пастер, Антуан Лавуазье, Пьер и Мария Кюри и вскоре к середине XIX столетия Сорбонна превратилась в центр не только светского образования, но и научной мысли. Сегодняшние университеты Сорбонны (13) четко следуют научным разработкам и проектам, студенты много времени проводят в научно-экспериментальных лабораториях, обсуждают творческие проекты [6].
Таким образом, Парижский Университет Сорбонна является не только одним из самых престижных вузов Франции, но и крупным научно-исследовательским центром. Студенты имеют возможность проводить научные исследования в тесном содружестве с другими французскими и иностранными научно-исследовательскими центрами, в частности в рамках европейских программ и сетей; работают в научно-исследовательских лабораториях, докторских школах на международном уровне за счет прямого сотрудничества с зарубежными коллегами или партнерами в различных международных научных программах.
Проведённое исследование доказало, что подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности в странах Европы осуществляется в многопрофильных высших учебных заведениях (университетах), которые в своём арсенале имеют научные школы, научно-исследовательские институты и научно-экспериментальные лаборатории, отделения, координирующие научно-исследовательский процесс подготовки специалистов к будущей профессии. Научно-исследовательская деятельность студентов европейских стран является интеллектуально-контролируемой деятельностью, которая может осуществляться как индивидуально, так и в групповой форме, связанная с решением исследовательской задачи; открывает новые знания и предлагает наличие основных качеств и компетенций научного исследования. Это сложная динамичная система, которая имеет как общие, так и особенные характеристики с точки зрения содержания, структуры и функций научно-исследовательской деятельности студентов в каждой европейской стране, что обусловлено историческими, культурными и образовательными традициями.
Интегративной целью подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности в странах Европы является обеспечение европейских высших учебных заведений компетентными, конкурентоспособными педагогическими кадрами нового поколения с фундаментальной гуманитарной и научно-исследовательской подготовкой, способных к обучению и осуществляют собственную научно-исследовательскую деятельность.
1. Киселева Н.С. Профессиональная подготовка учителя-исследователя в системе высшего педагогического образования Великобритании. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Коломна, 2013.
2. Borg S. Conditions for teacher Research. English Language Forum. 2006: 22 - 27.
3. Available at: http://en.wikipedia.org/wiki/Trinity_College._Cambridge
4. Available at: http://www.uni-heidelberg.de/university/history/history.html
5. Available at: http://karandash.ua/countries/germany/heidelberg-university/
6. Nehles R. Offenheit, padogogisches Engagement ohne Theorie? Eine Darstellung und Analyse von padogogischen Konzepten der Offenheit, insbeson-dere der offenen Curricule. Bern: Long, 1981.
References
1. Kiseleva N.S. Professional'naya podgotovka uchitelya-issledovatelya v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya Velikobritanii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kolomna, 2013.
2. Borg S. Conditions for teacher Research. English Language Forum. 2006: 22 - 27.
3. Available at: http://en.wikipedia.org/wiki/Trinity_College._Cambridge
4. Available at: http://www.uni-heidelberg.de/university/history/history.html
5. Available at: http://karandash.ua/countries/germany/heidelberg-university/
6. Nehles R. Offenheit, padogogisches Engagement ohne Theorie? Eine Darstellung und Analyse von padogogischen Konzepten der Offenheit, insbeson-dere der offenen Curricule. Bern: Long, 1981.
Статья поступила в редакцию 31.03.19
УДК 371
Radjabov A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
THE POTENTIAL OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A SPORTS CLUB IN THE PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF TEENAGERS. The article deals with a problem of using the educational potential of the sports club in education and socialization of the younger generation. On the basis of the analysis of psychological and pedagogical literature and practical experience, the authors have identified a feature of the sports and health club, which is to coordinate the actions of the subjects of education. The author concludes that sports health-improving institutions together with law enforcement agencies concentrate in the activity questions of education of the personality of the teenager, protection of a public order, prevention of offenses in the residential district, assistance to a family and the teenager in regulation of the difficult problems connected with communication and relationship, etc. The effectiveness of such interaction is ensured by the performance of their duties, clear planning of activities and its coordination, monitoring the fulfillment of obligations by the parties, the exchange of achievements or the ineffective use of educational and preventive means to assist a teenager in the implementation of vital programs.
Key words: education, socialization, educational environment, sports and health club, deviant behavior.
А.А. Раджабов, канд. пед. наук, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СРЕДЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КЛУБА В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
В статье рассматривается проблема использования воспитательного потенциала спортивно-оздоровительного клуба в воспитании и социализации подрастающего поколения. На основе анализа психолого-педагогической литературы и практического опыта авторы выделили особенность деятельности спортивно-оздоровительного клуба, которая заключается в координации действий субъектов воспитания, рационального объединения и координированно-сти возможностей каждого. Автор делает вывод о том, что спортивно-оздоровительные учреждения совместно с правоохранительными органами концентрируют в своей деятельности вопросы воспитания личности подростка, охраны общественного порядка, профилактики правонарушений в микрорайоне, оказания помощи семье и подростку в регулировании сложных проблем, связанных с общением и взаимоотношениями и т. д. Эффективность такого взаимодействия обеспечивается выполнением своих обязанностей, четким планированием деятельности и её координацией, контролем за исполнением обязательств сторонами, обмен достижениями или не эффективным применением воспитательно-профилактических средств для оказания помощи подростку в реализации жизненно значимых программ.
Ключевые слова: воспитание, социализация, воспитательная среда, спортивно-оздоровительный клуб, девиантное поведение.
Изменения, происходящие в государстве, обществе и образовании, не могли не повлечь за собой поиск новых путей в обновлении деятельности спортивно-оздоровительных учреждений и в модернизации её воспитательной среды. Демократизация деятельности школы и внешкольных учреждений, её автономия в использовании различных учебных планов и программ обеспечили возможность более гибко подходить к определению направления профилактической деятельности, к предоставлению подросткам возможности выбора различных видов деятельности, а педагогам творческих технологий их реализации и самореализации. В федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» отмечается важность обеспечения необходимых условий для регулярных занятий физической культурой и спортом.
Внимание государства к усилению деятельности в сфере оздоровления общества, в обеспечении национальной безопасности государства активизировало деятельность спортивных обществ в пересмотре своих целей, задач, миссии, выводя их из узко спортивных в более широкие и перспективные - воспитание нравственно-правовой личности, способной умножать спортивные достижения страны, осуществлять защиту её интересов; развитие интереса не только к спортивным знания, техникам, но формирование потребности осваивать иные сферы знаний - нравственно-культурные, коммуникативные, информационные; защищать права и интересы подростка на образование, воспитание, развитие, комфортные условия жизни; предупреждение девиантного поведения и правонарушения среди подростков и др. Эти изменения увеличили приток подростков в спортивно - оздоровительные клубы, заставив их руководителей обратить внимание на организацию досуговой, спортивно-оздоровительной и художественно-творческой деятельности.
Многочисленные коллизии и стрессовые ситуации в межличностных отношениях людей, особенно болезненно сказывающиеся на детях и подростках, потребовали создание в системе внешкольных объединений воспитательно-профилактической среды предупреждения девиантного поведения подростков посредством объединения их в клубные формы деятельности, разновозрастные отряды, клубы общения по интересам, правозащитные объединения, межведом-
ственные взаимодействия социально-педагогической помощи подросткам и др. Внимание к вопросам воспитания подрастающего поколения в социальных и воспитательно-образовательных средах - явление закономерное и связано с такими обстоятельствами, как объективно развивающееся взаимодействие семейного и социального воспитания; возрастание социально-экономического и свободного времени подростков, влияние средств массовой информации на становление нравственной, правовой, культурной, интеллектуальной сфер личности.
Анализ психолого-педагогической литературы (Б.П. Битиниса, М.А. Гала-гузовой, А.В. Мудрика, В.Д. Семёнова, Е.Н. Сорочинская и др.) показал, что у педагогических коллективов ещё немало трудностей, проблем в организации свободного времени подростков, общения по месту жительства, внешкольного воспитания, и поэтому современная школа не может работать изолированно, не влияя на среду, не согласуя свои действия с другими государственными и социальными институтами воспитания подрастающего поколения [1; 2; 3].
В этом аспекте спортивно-оздоровительные клубы выступают социально-воспитательной средой подростка, где они выбирают виды деятельности по своим интересам, потребностям и спортивным возможностям, что усиливает потенциал среды в предупреждении девиантного поведения. В отличие от школьной среды, где воспитательный процесс всегда носит организованный характер, воспитательная среда спортивно-оздоровительных клубов более противоречива и специфична, в определённой мере стихийна, но по своему воздействию на сознание и поведение подростков более значима.
Это обусловлено тем, что внутри клуба создается определенная микросреды взаимодействий педагог-подросток, подросток-подросток, педагог-подросток - родитель и др., что аккумулирует опыт поведения и способы взаимодействий в повседневных условиях жизни. В спортивно-оздоровительной среде клуба подростки осваивают как позитивный нравственный опыт, так и сталкиваются с иными моделями поведения, с дурными привычками, высказывания, которые противоречат социальному и нравственно-правовому образу жизни. И если средствами воспитания не поставить заслон проникновению такого негативного опытом в сознание и поведения подростков, то они могут впитать - его в себя,