Научная статья на тему 'Научно-исследовательская подготовка студентов в странах Европы: структура, содержание, технологии'

Научно-исследовательская подготовка студентов в странах Европы: структура, содержание, технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ / ФАКУЛЬТЕТ / КОЛЛЕДЖ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / UNIVERSITY / SYSTEM OF TRAINING / FACULTY / COLLEGE / SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погребняк Н.Н.

В данной статье автор рассматривает современное состояние развития научно-исследовательской деятельности студентов в университетах Европы (на примере Германии и Франции). Автор рассматривает научно-исследовательскую деятельность студентов как деятельность, имеющую профильную направленность, способную повысить эффективность профессионального образования, сделать его более адаптированным к особенностям, личности, развитию познавательных способностей и интересов студентов. Обобщая ранее приведённые исследования, можно заключить, что это целенаправленный структурированный процесс, основанный на взаимодействии субъектов воспитательно-образовательного процесса при выполнении студентами научного исследования, в результате которого они приобретают новые знания, овладевают функциональными умениями и навыками исследования, развивают личностные и профессионально значимые качества с целью самореализации в будущей профессиональной деятельности и жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC-RESEARCH TRAINING OF STUDENTS IN EUROPEAN COUNTRIES: STRUCTURE, TECHNOLOGY, CONTENTS

In the article the author examines the current state of development of scientific-research activity in European universities (using the example of Germany and France). The problem of forming of scientific-research skills in pedagogical theory and practice is generalized. The necessity of application of the scientific-research method in education as a base of forming of scientific-research skills by the future scientists is shown. The leading scientific approaches to classification of basic characteristics that a creative scientist must posess is that the scientific-research activities are revealed and the essence of the phenomenon under study as well as the component-functional structure of the scientific-research activity are grounded.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская подготовка студентов в странах Европы: структура, содержание, технологии»

Библиографический список

1. Лихачева О.Н. Некоторые особенности современного подхода при обучении студентов неязыковых вузов иностранному языку в свете коммуникативной компетенции. Научные труды Кубанского государственного технологического университета. Краснодар, 2016; 3: 138 - 143.

2. Лихачева О.Н. Специфика процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Научные труды Кубанского государственного технологического университета. Краснодар, 2016; 5: 178 - 188.

3. Лихачева О.Н. Формирование мотивации на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе. Наука сегодня: глобальные вызовы и механизмы развития: материалы международной научно-практической конференции. Вологда, 2016: 160 - 161

4. Лихачева О.Н. Формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов на примере Кубанского государственного технологического университета: монография. Краснодар, 2018.

5. Лихачева О.Н., Рубан Д.А., Комерзан А.Н., Черкесов Т.А. Самостоятельная работа студентов технических вузов как один из факторов успешного овладения иноязычной коммуникативной компетенции. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. Краснодар, 2017; 133: 1209 - 1219.

6. Лихачева О.Н. Особенности преподавания иностранного языка на курсах международного сертификационного уровня. Филологические и социокультурные вопросы науки и образования: сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Краснодар, КубГТУ 2016.

7. Лихачева О.Н., Беденко Д.Е. Интернет - технологии как один из аспектов обучения иностранному языку в рамках последующего трудоустройства. Профнавигация молодёжи: сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Краснодар, КубГТУ, 2019: 53 - 58.

8. Лихачева О.Н., Беденко Д.Е. Оптимизация учебного процесса в сфере иностранного языка как залог успешного продвижения будущего инженера. Профнавигация молодёжи: сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Краснодар, КубГТУ, 2019: 64 - 69.

9. Лихачева О.Н., Королева Ю.В., Тымчук Е.В. Региональный компонент как один из аспектов современного образовательного процесса в вузе на примере иностранного языка. Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск, 2019; 1: 95 - 97.

10. Лихачева О.Н., Королева Ю.В. Личность в современных образовательных условиях высшей школы. Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск, 2019; 1: 17 - 19.

11. Лихачева О.Н. Сущность гуманитарного компонента в рамках неязыкового вуза на примере английского языка. Булатовские чтения. Краснодар, 2018; Т. 7: 113 - 114.

References

1. Lihacheva O.N. Nekotorye osobennosti sovremennogo podhoda pri obuchenii studentov neyazykovyh vuzov inostrannomu yazyku v svete kommunikativnoj kompetencii. Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. Krasnodar, 2016; 3: 138 - 143.

2. Lihacheva O.N. Specifika processa obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. Krasnodar, 2016; 5: 178 - 188.

3. Lihacheva O.N. Formirovanie motivacii na zanyatiyah po inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Nauka segodnya: global'nye vyzovy i mehanizmy razvitiya: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Vologda, 2016: 160 - 161

4. Lihacheva O.N. Formirovanie i razvitie inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii studentov neyazykovyh vuzov na primere Kubanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta: monografiya. Krasnodar, 2018.

5. Lihacheva O.N., Ruban D.A., Komerzan A.N., Cherkesov T.A. Samostoyatel'naya rabota studentov tehnicheskih vuzov kak odin iz faktorov uspeshnogo ovladeniya inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii. Politematicheskij setevoj 'elektronnyj nauchnyjzhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. Krasnodar, 2017; 133: 1209 - 1219.

6. Lihacheva O.N. Osobennosti prepodavaniya inostrannogo yazyka na kursah mezhdunarodnogo sertifikacionnogo urovnya. Filologicheskie i sociokul'turnye voprosy nauki i obrazovaniya: sbornik materialov I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnodar, KubGTU, 2016.

7. Lihacheva O.N., Bedenko D.E. Internet - tehnologii kak odin iz aspektov obucheniya inostrannomu yazyku v ramkah posleduyuschego trudoustrojstva. Profnavigaciya molodezhi: sbornik materialov II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnodar, KubGTU, 2019: 53 - 58.

8. Lihacheva O.N., Bedenko D.E. Optimizaciya uchebnogo processa v sfere inostrannogo yazyka kak zalog uspeshnogo prodvizheniya buduschego inzhenera. Profnavigaciya molodezhi: sbornik materialov II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnodar, KubGTU, 2019: 64 - 69.

9. Lihacheva O.N., Koroleva Yu.V., Tymchuk E.V. Regional'nyj komponent kak odin iz aspektov sovremennogo obrazovatel'nogo processa v vuze na primere inostrannogo yazyka. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. Gorno-Altajsk, 2019; 1: 95 - 97.

10. Lihacheva O.N., Koroleva Yu.V. Lichnost' v sovremennyh obrazovatel'nyh usloviyah vysshej shkoly. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. Gorno-Altajsk, 2019; 1: 17 - 19.

11. Lihacheva O.N. Suschnost' gumanitarnogo komponenta v ramkah neyazykovogo vuza na primere anglijskogo yazyka. Bulatovskiechteniya. Krasnodar, 2018; T. 7: 113 - 114.

Статья поступила в редакцию 27.05.19

УДК 1592

Pogrebnyak N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Crimean Branch of the Russian State University of Justice (Simferopol, Russia),

E-mail: pogrebnyak70@mail.ru

SCIENTIFIC-RESEARCH TRAINING OF STUDENTS IN EUROPEAN COUNTRIES: STRUCTURE, TECHNOLOGY, CONTENTS. In the article the author examines the current state of development of scientific-research activity in European universities (using the example of Germany and France). The problem of forming of scientific-research skills in pedagogical theory and practice is generalized. The necessity of application of the scientific-research method in education as a base of forming of scientific-research skills by the future scientists is shown. The leading scientific approaches to classification of basic characteristics that a creative scientist must posess is that the scientific-research activities are revealed and the essence of the phenomenon under study as well as the component-functional structure of the scientific-research activity are grounded.

Key words: higher pedagogical education, higher educational institution, university, system of training, faculty, college, scientific-research activity.

Н.Н. Погребняк, канд. пед. наук, доц. Крымский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», г. Симферополь,

E-mail: pogrebnyak70@mail.ru

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ: СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ

В данной статье автор рассматривает современное состояние развития научно-исследовательской деятельности студентов в университетах Европы (на примере Германии и Франции). Автор рассматривает научно-исследовательскую деятельность студентов как деятельность, имеющую профильную направленность, способную повысить эффективность профессионального образования, сделать его более адаптированным к особенностям, личности, развитию познавательных способностей и интересов студентов. Обобщая ранее приведённые исследования, можно заключить, что это целенаправленный структурированный процесс, основанный на взаимодействии субъектов воспитательно-образовательного процесса при выполнении студентами научного исследования, в результате которого они приобретают новые знания, овладевают функциональными умениями и навыками исследования, развивают личностные и профессионально значимые качества с целью самореализации в будущей профессиональной деятельности и жизни.

Ключевые слова: высшее педагогическое образование, учебное заведение, университет, система подготовки, факультет, колледж, научно-исследовательская деятельность.

Создание единого европейского образовательного пространства привело к выработке единых критериев образовательной политики в рамках Болонского процесса и превратило образование в один из самых важных элементов социальной инфраструктуры европейских государств.

Интеграция России в мировое образовательное пространство сегодня требует тщательного анализа достижений стран Европы в области подготовки участия студентов в научно-исследовательской деятельности, деятельности Совета Европы и усилению европейского измерения в образовании, стремлению

сформировать у нового поколения европейцев чувство принадлежности к европейскому сообществу и важные советы-требования к сравнительным исследованиям, к успешному изучению зарубежной педагогики в контексте общемировых тенденций.

Определённый интерес для отечественных исследований представляет опыт европейских стран (Германии, Франции), которые аккумулируют всё большее количество молодых исследователей. В этих странах сложился методологический и технологический потенциал, разработаны способы, формы и методы организации научно-исследовательской деятельности студентов.

Рассмотрим научно-исследовательскую деятельность студентов в университетах Европы (на примере Германии и Франции), которые столкнулись с необходимостью более эффективной организации научно-исследовательской деятельности, увеличением количества студентов и, соответственно, необходимостью примирить количество работы вуза с её эффективностью и качеством. Научно-исследовательская подготовка студентов занимает подчиненное положение по отношению к обучению в самых традиционных и престижных университетах.

Европейские учёные разработали концептуальную схему анализа программ научно-исследовательской деятельности студентов в университетах. Особое внимание обращено на учебный процесс, цели обучения, структуру и конечный результат подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности; возможность продолжения своего научного исследования с целью дальнейшего профессионального роста. Анализируя современные образовательные системы, исследователи пришли к выводу, что профессиональная компетентность предполагает сформированность теоретической базы, основных умений и навыков, способность к обобщению информации, принятия решений, понимания социальных и экономических условий, в которых осуществляется научно-исследовательская деятельность, способность адаптироваться к новым условиям [1, с. 88 - 89]. Поэтому систему подготовки будущих специалистов к научно-исследовательской деятельности следует рассматривать не в отдельных аспектах, а как единый взаимосвязанный комплекс.

Таким образом, анализ содержания подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности даёт основания выделить его основные тенденции: в связи с ориентацией на гуманизацию и гуманитаризацию высшего образования, содержание научно-исследовательской деятельности студентов значительно расширяется, а в учебных планах больше появилось интегрированных дисциплин; в европейских университетах акцент ставится на изучении предметов научно-педагогического цикла, меняется и структура отдельных специальных курсов; усиливается межпредметная направленность обучения, в частности, тенденция к увеличению количества специальных дисциплин научного характера.

Следовательно, содержание подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности является структурной составляющей системы высшего образования Европы, обеспечивает интегрированное единство учебных целей и содержания образования, тесная взаимосвязь преподавателей и студентов, а также материальных факторов (учебно-методическое обеспечение научной подготовки будущих специалистов). Анализ базы источников показал, что основными тенденциями развития содержательной составляющей европейского высшего образования, которые существенно повлияли на исследуемую систему, были: тенденция гуманитаризации высшего образования, непрерывность научно-исследовательской подготовки будущих педагогов и её ступенчатый характер.

Особенности функционирования германской системы подготовки педагогических кадров к научно-исследовательской деятельности можно рассмотреть на примере двух педагогических вузов, находящихся в Кобленце и Ландау. В обоих университетах существуют практически одинаковые условия обучения. Перечень основных предметов, предлагаемых для изучения, выглядит следующим образом: искусствоведение, биология, химия, немецкий язык (германистика), английский язык (англистика), воспитание (педагогика), землеведение (география), евангелистская теология, французский язык (романистика), история и ряд других (70% учебного времени). В данных вузах предлагается следующий выбор научных специальностей: искусствоведение, биология, химия, немецкий язык (латынь и др. иностранные языки), английский (латинский язык), религиоведение (латинский язык), французский (латинский язык), география, история (латинский язык и 2 современных иностранных языка или латинский язык + греческий + 1 современный иностранный язык), математика, музыка, физика, спорт, социология (английский + др. иностранный язык) (30% составляет научно-исследовательская деятельность) [6].

Обязательно выполнение научно-исследовательской экзаменационной работы по определённой теме. Среди основных междисциплинарных тем научно-исследовательской деятельности, студенты работают по следующим темам: «Проблемы управления в системе образования», «Процессы миграции и взаимодействия культур», «Этнические проблемы», «Соотношение между общим и профессиональным образованием в историческом и сравнительном аспектах». Темы распределяются за три месяца до государственного экзамена. На письменную часть экзамена отводится четыре учебных часа (вопросы, касающиеся выбранной научной тематики) [3].

Педагогическая тематика научно-исследовательской деятельности студентов разрабатывается в научно-экспериментальных лабораториях при университетах, а также в научно-исследовательских учреждениях федерального или

регионального (земельного) значения. Среди них - Государственный институт педагогических исследований и планирования в области образования (Мюнхен); НИИ проблем образования (Берлин); Германский институт международных педагогических исследований (Франкфурт-на-Майне); Германский институт по вопросам молодёжи (Мюнхен); Институт наглядных пособий для науки и учебных заведений (Грюнвальд); Федеральный институт профессионального образования (Берлин); Институт педагогики естественных наук (в составе университета г Киль); Институт педагогики (в составе университета в Тюбингене) и др. [5].

Поскольку одной из перспективных особенностей системы образования Германии, в том числе высшего, является Закон о стимулировании образования, для студентов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, он предусматривает ежемесячные выплаты примерно 600 марок, причём половина средств передается в качестве безвозмездных дотаций, а другая - как кредит Таким образом, в университетах Германии отмечаются следующие особенности: определены условия и содержание подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности; учебные программы гибкие, состоят из семинаров, лекций, практикумов и научных учебных курсов; выпускные экзамены состоят из нескольких видов аттестационных заданий, часть которых выполняется письменно; тематика научно-исследовательской деятельности студентов разрабатывается в научно-экспериментальных лабораториях при университетах.

Во Франции согласно реформе высшего образования, принятой 12 ноября 1968 г, были перестроены основные структуры высшего образования. Университеты являются государственными учреждениями научного, культурного и профессионального характера и управляются президентом. С 1984 года в университетах Франции факультеты заменили на научно-образовательные подразделения (unités de formation et de recherche (U.F.R.)), в состав которых входят кафедры, лаборатории, научно-исследовательские центры.

При анализе французской системы научно-исследовательской деятельности студентов хочется подчеркнуть, что в данной стране, как и в Англии, основным типом образовательных педагогических заведений признаны педагогические институты при университетах. К примеру, организацию научно-исследовательской деятельности студентов в университетах Франции можно разделить на два цикла:

- первый общеобразовательный цикл обучения предполагал изучение и применение научных концепций и научной методологии в научно-исследовательской деятельности. В этот период в конце 70-х гг. вводится 2-х годичный диплом об общем университетском образовании (Le diplôme d'études universitaires générates (DEUG)). Научно-исследовательские программы предполагали 50-60% обязательных научных курсов, содержание которых регламентировалось для каждого научного направления государственными документами; 5% было посвящено изучению иностранных языков; 30-40% отводилось на курсы по выбору университета, из них 10-20% должны были составлять научно-исследовательские курсы, выбранные студентами по научному направлению подготовки (например, курс социологии и социальной психологии для студентов естественнонаучного направления). Общая минимальная продолжительность научно-исследовательской деятельности составляла 700 - 1100 часов в зависимости от направления;

- второй университетский цикл предполагал введение в учебные программы общенаучных предметов научно-исследовательского характера и максимальную научно-исследовательскую специализацию. Вузы получили право выдавать собственные дипломы лиценциата и магистра, что явилось отражением государственной политики «регионализации» образования.

Таким образом, во второй половине 70-х - начале 80-х гг. во Франции произошли большие позитивные сдвиги в системе научно-исследовательской деятельности: структура высшей школы стала более упрощенной и гибкой, произошло определенное сближение учебного процесса с научно-исследовательской деятельностью, большими правами стали располагать университетские научно-исследовательские советы. Однако, несмотря на структурные и количественные изменения в высшей школе, разрыв между развитием высшего образования и потребностями в научно-исследовательской сфере оставался довольно значительным.

К примеру, согласно структуре учебного процесса в университете Лиля (University of Lile) учебный год делится на 2 семестра: с октября по февраль и с марта по июнь. Семестр разделён на учебные модули {Unités d'Enseignement), которые могут включать как одну дисциплину, так и цикл дисциплин. Объём каждого учебного модуля выражается в кредитах системы ECTS. Каждый семестр подразумевает 30 кредитов ECTSA. Учебные модули делятся на три категории: фундаментальные, научно-исследовательские, факультативные: фундаментальные учебные модули являются обязательными для всех студентов конкретного направления подготовки; научно-исследовательские учебные модули выбираются студентом из списка, предложенного университетом; факультативные учебные модули также выбираются студентом самостоятельно [7].

Следовательно, научно-исследовательская деятельность студентов в высшей школе Франции основана на цикличной схеме, которая осуществляется по-разному в вузах университетского и неуниверситетского типа. Сам процесс обучения принято делить на последовательные циклы (этапы), а последний (третий) цикл образования нацелен на обучение методике и технике научно-исследовательской деятельности. Приём студентов на этот цикл осуществляется на основании диплома «метриз» и вступительного экзамена. Обучение ведётся с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.