Научная статья на тему 'Физическая культура в жизни студента'

Физическая культура в жизни студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО / СПОРТИВНЫЕ / ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL TRAINING / PHYSICAL EXCELLENCE / SPORTS / PHYSICAL EDUCATION AND RECREATIONAL CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Питкин Виктор Александрович, Тюпенькова Галина Евгеньевна, Ворошилова Ирина Сергеевна

Авторами выявлены критерии, позволяющие оценить эффективность физического воспитания в высших учебных заведениях и физической культуры в целом. Проведен теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы и документальных материалов. Обобщены данные о критериях эффективности физического воспитания. Представлены критерии, позволяющие количественно оценить соответствие результатов физического воспитания в высших учебных заведениях его целям и задачам. Проанализированы показателями физически совершенного человека современности. Также неотъемлемой частью совершенного современного человека являются самостоятельные занятия спортом. Сделан вывод, что наиболее приемлемым методом контроля качества физического воспитания является регулярный мониторинг показателей физического состояния студентов. Индивидуальной целью каждого студента должны быть показатели качества учебных занятий. Анализ посещаемости факультативных занятий является очень важным показателем качества физического состояния студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Питкин Виктор Александрович, Тюпенькова Галина Евгеньевна, Ворошилова Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE IN THE STUDENT LIFE

The Authors identified criteria to assess the level of physical education in higher education institutions and physical culture in general. A theoretical analysis and synthesis of scientific and methodological literature and documentary materials. Summarized data on the criteria for the effectiveness of physical education. Criteria are presented that allow quantitative assessment of the compliance of the results obtained in higher education institutions with its goals and objectives. Analyzed by indicators of a physically perfect person of modern times. Also an integral part of the perfect modern man are independent sports. It was concluded that the most acceptable method of monitoring the quality of physical education is regular monitoring of indicators of the physical condition of students. The individual goal of each student should be indicators of the quality of studies. Analysis of attendance of elective classes is a very important indicator of the quality of the physical condition of students.

Текст научной работы на тему «Физическая культура в жизни студента»

активности (двигательная, умственная активность; эстетическая активность как процесс создания детьми выразительных образов в игровой, изобразительной деятельности).

Выводы. Музыкально-творческие занятия представляют собой интегративный специально организованный процесс развития эстетической направленности личности, выступающей в совокупности потребностей в эстетической гармонии с миром, интересов в познании произведений искусства, опыта восхождения к ощущениям прекрасного в искусстве.

Интегративный подход к организации музыкально-творческих занятий направлен на индивидуализацию, избирательность содержания, стимулирование творческой деятельности школьника (конкурсы, фестивали, музыкально-творческие праздники). Моделирование интегративных музыкально-творческих занятий происходит на основе следующих обобщений: ориентиром музыкально-творческих занятий служит систематическое приобщение детей к определенной области искусства в аспекте интегрированного подхода к другим видам искусства; стратегией музыкально-творческих занятий является создание атмосферы, позволяющей работать не только с талантливыми детьми, но и поддерживать возникающие попытки творчества.

Литература:

1. Бахтин, М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979

2. Каргапольцев, С.М. Альбом музыкального рассказа: теоретико-методологическое пособие по музыкальному воспитанию младших школьников. Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1996. 37 с.

3. Корнетов, Г.Б. Единство воспитания и обучения в процессе образования / Г.Б. Корнетов // Теория и практика воспитания: педагогика и психология: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского (Москва, 7-8 июня 2016 г.). - М.: Изд-во Моск. психол.-социал. ун-та, 2016. С. 15-22

4. Лосев, А.Ф. Музыка как предмет логики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://glierinstitute.Org/ukr/study-materials/4/losev.pdf [Дата обращения 03.01.2019]

5. Морозова, С.А. Подготовка будущих педагогов начальной школы к разработке и реализации культурно-просветительских программ / С.А. Морозова // Известия ВГПУ. 2017. № 2 (115). С. 40-46.

6. Мусс, Г.Н. Подготовка студентов факультетов дошкольного и начального образования к деятельности по развитию личностных достижений ребенка / Мусс, Г.Н. Русакова, Т.Г. // Педагогические науки. 2017. № 4 (24). С. 201-211

7. Петрунина, М.А. Эстетическое воспитание школьников средствами музыки / М.А. Петрунина // Педагогические науки. 2005. № 2 (12). С 35-36

8. Петрунина, М.А. Педагогический потенциал гуманистической позиции в эстетическом воспитании студента педвуза / М.А. Петрунина // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология: сб. науч. тр. Ялта, 2018. Т. 59 (4). С. 131-134.

9. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html/ [Дата обращения 03.01.2019]

10. Попова, В.И. Воспитательная работа с детьми и молодежью: содержательные доминанты: сб. науч. статей / сост. и науч. ред. В. И. Попова. - Оренбург: ГБУ РЦРО, 2015. С. 7-19

11. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ [Дата обращения 03.01.2019]

12. Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д.И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. 2011. № 1. С. 45-54

13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ [Дата обращения 03.01.2019]

Педагогика

УДК 796

старший преподаватель, кафедра физического воспитания и спорта Питкин Виктор Александрович

Кубанский государственный технологический университет (г. Краснодар);

старший преподаватель, кафедра физического воспитания и спорта Тюпенькова Галина Евгеньевна

Кубанский государственный технологический университет (г. Краснодар);

старший преподаватель, кафедра физического воспитания и спорта Ворошилова Ирина Сергеевна

Кубанский государственный технологический университет (г. Краснодар)

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ СТУДЕНТА

Аннотация. Авторами выявлены критерии, позволяющие оценить эффективность физического воспитания в высших учебных заведениях и физической культуры в целом. Проведен теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы и документальных материалов. Обобщены данные о критериях эффективности физического воспитания. Представлены критерии, позволяющие количественно оценить соответствие результатов физического воспитания в высших учебных заведениях его целям и задачам. Проанализированы показателями физически совершенного человека современности. Также неотъемлемой частью совершенного современного человека являются самостоятельные занятия спортом. Сделан вывод, что наиболее приемлемым методом контроля качества физического воспитания является регулярный мониторинг показателей физического состояния студентов. Индивидуальной целью каждого студента должны быть показатели качества учебных занятий. Анализ посещаемости факультативных занятий является очень важным показателем качества физического состояния студентов.

Ключевые слова: физическая культура; физическое воспитание, физическая подготовка, физическое совершенство, спортивные, физкультурные и оздоровительные занятия.

Annotation. The Authors identified criteria to assess the level of physical education in higher education institutions and physical culture in general. A theoretical analysis and synthesis of scientific and methodological literature and documentary materials. Summarized data on the criteria for the effectiveness of physical education. Criteria are presented that allow quantitative assessment of the compliance of the results obtained in higher education institutions with its goals and objectives. Analyzed by indicators of a physically perfect person of modern times. Also an integral part of the perfect modern man are independent sports. It was concluded that the most acceptable method of monitoring the quality of physical education is regular monitoring of indicators of the physical condition of students. The individual goal of each student should be indicators of the quality of studies. Analysis of attendance of elective classes is a very important indicator of the quality of the physical condition of students.

Keywords: physical education; physical education, physical training, physical excellence, sports, physical education and recreational classes.

Введение. На сегодняшний день физическая культура является одним из самых важных и значимых звеньев в процессе становления, развития и обучения каждого студента. Поэтому благодаря данной дисциплине у студентов есть возможность проявить себя в каком-либо виде спорта, например, участвуя в различных соревнования, либо улучшить свое физическое, а также и психическое здоровье, которое необходимо не только для умственной, но и для физической деятельности в институте и в обществе в целом [1, с. 12].

Физическая культура представляет собой особый род деятельности, результаты которого полезны для общества и человека. В своей основе она имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, которые позволяют эффективно формировать необходимые физические способности [1, с. 44].

Немаловажным является и физическое воспитание, которое представляет собой вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение движениям, развитие двигательных способностей, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях каждого человека.

Предмет физическая культура, который преподается в университетах, несомненно помогает сформировать ещё один ряд в общем физическом состоянии человека, его здоровье, физической подготовке и физическом совершенстве [1, с. 56].

Изложение основного материала статьи. Термин физическая подготовка трактуется как процесс, направленный на развитие физических, способностей, двигательных умений и навыков, которые являются необходимыми в конкретной профессиональной или спортивной деятельности человека в целом [2, с. 34].

Исторически обусловленный идеал всесторонне физически развитого и подготовленного человека, оптимально приспособленного к требованиям жизни называется физическим совершенством. Конкретные признаки и показатели физического совершенства определяется реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе, и поэтому меняются по мере развития общества [2, с. 25].

Показателями физически совершенного человека современности являются:

- самым важным и значимым критерием, в первую очередь, является крепкое здоровье, которое обеспечивает человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным условиям жизни, труда, быта;

- к следующему критерию можно отнести достаточно высокую общую физическую работоспособность;

- также очень важным звеном выступает пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;

- всесторонне и гармонически развитые двигательные способности человека тоже играют немаловажную роль;

- владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия;

- заключающим критерием является физкультурная грамотность, достаточная для развития как физических способностей, так и эффективного их использования в своей жизнедеятельности, труде, спорте [2, с. 78].

Еще одни очень важным и значимым критерием для занятий физической культурой является также обеспечение спортзалов спортивным инвентарем. От оснащения спортзала во многом зависит как эффективность проводимых занятий, так и отношение студентов к этому предмету.

Студенты должны регулярно заниматься физической культурой и спортом. Занятия физкультурой, проводимые на свежем воздухе, оказывают большое влияние на организм студентов. Перед преподавателями стоит важная задача - привить любовь у студентов к занятиям физкультуры и сформировать у молодого поколения здоровые интересы, благодаря которым будут воспитывать высокие волевые качества, мужество и выносливость [2, с. 95].

Достаточно важным являются самостоятельные занятия спортом студентов. Зачастую, правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают большую эффективность физического воспитания студента. На сегодняшний день среди молодежи набирает бешенную популярность фитнесс-индустрия. Фитнесс стал доступным видом занятий оздоровительной физической культурой для людей разного возраста и состояния здоровья.

По данным проведенных исследований выяснилось, что у тех студентов, которые систематически занимаются физической культурой и спортом наблюдается высокий жизненный тонус и повышается уверенность поведения. Такие студенты, как правило, в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, меньше боятся критики, у них наблюдается выдержка и выносливость [3, с. 55].

В наши дни всё так же популярны массовые спортивные, физкультурные и оздоровительные мероприятия, которые направлены на широкое привлечение студенческой молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов [3, с. 61].

Выводы. Подведя итог, можно сказать, что как учеба сегодня становится постоянным фактором жизни каждого человека, так и физическая культура превращается в неотъемлемый атрибут жизни. Именно поэтому

необходимо вместе с учебным процессом прививать студенту тягу к спортивной жизни. Современный ритм жизни требует максимальной физической активности и подготовленности.

ЛитературА:

1. Передельский А.А. Физическая культура и спорт в отражении философских и социологических наук. Социология спорта: Учебник - М.: Спорт, 2016. - 416 с.

2. Третьякова Н.В., Андрюхина Т.В., Кетриш Е.В. Теория и методика оздоровительной физической культуры: Учебное пособие - М.:Спорт, 2016. - 280 с.

3. Починкин А.В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта: Учебное пособие - М.:Спорт, 2016. - 384 с.

Педагогика

УДК: 1257

кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой иностранных языков Погребняк Наталья Николаевна

Крымский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный университет правосудия" (г. Симферополь)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ЕВРОПЕЙСКИХ ВЫСШИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАВЕДЕНИЯХ ЕВРОПЫ

Аннотация. В данной статье автор рассматривает проблему научно-исследовательской подготовки студентов как средство развития их творческой деятельности в университетах Европы. Тему творческой активности автор рассматривает как способ реализации потребности студентов в научной деятельности, социальную и психологическую защиту их интересов применительно к сегодняшней социально-экономической ситуации. Развитие творческих способностей у молодых людей позволяет им не только осознать свою сопричастность к культуре своего народа, но и активно участвовать в ее обогащении.

Ключевые слова: высшее образование, университет, научная деятельность, творческая активность, научно-исследовательская деятельность.

Annotation. On the basis of analysis of the scientific literature the idea and essence of scientific-research of students in the European universities were determined. The problem of forming of scientific-research skills in pedagogical theory and practice was generalized. The necessity of application of the scientific-research method in education as a base of forming of scientific-research skills by the future scientists was grounded. The leading scientific approaches to classification of basic characteristics that a creative scientist must posses for the scientific-research activities are revealed and the essence of the phenomenon under study as well as the component-functional structure of the scientific-research activity are revealed in the article.

Keywords: higher education, university, scientific activity, creative ability, scientific-research activity.

Введение. Научная деятельность и постоянное совершенствование образования должны быть личной потребностью каждого специалиста с высшим образованием. Высшее учебное заведение, как никакое другое, предоставляет условия единства учебы и исследования, которые соединяются в одном лице. Именно в вузе учеба выражается через формулу "работа над исследованием с исследованием".

Тему творческой активности можно проследить в истории человечества, в частности философов и политических лидеров ранних столетий (Платон, Овидий, Конфуций, Джефферсон и др.), которые предпринимали особые меры и усилия для выделения высокоодаренных и особо талантливых для служения дальнейшего развития и усиления соответствующего общества.

Проблема творчества исследуется в различных направлениях: качества творческой личности (Ф.Баррон, Д.МакКиннон, Д.Перкинс, Э.Мейман, Х.Цукерман, Дж.Карп, И.Карп); критерии творческого поведения (Р.Элберт); признаки творческой деятельности (Р.Гуллаш, Э.Роу, К.Кокс); параметры умственных способностей и творческой одаренности (Руппель, Хиннерсман, Виганд, Ломпшер); условия для формирования творческой личности (Б. Холлеран, П. Холлеран, А. Лук, А. Маслоу, Р.С. Мэнсфилд, Т. Буссе).

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является анализ основных критериев развития творческой активности студентов в университетах Европы.

Изложение основного материала статьи. Развитие научной творческой деятельности студентов в зарубежной высшей школе неразрывно связано с существенной корректировкой целей и содержания образования:

- формирование у студентов продуктивного творческого мышления, развитие способностей к логическому анализу и способность к всесторонней отработке потребляемой информации;

- ориентация содержания образования на модель специалиста, отвечающую определенным критериям качества, которые в самом общем виде можно представить следующим образом: инициатива и предприимчивость; свободное творческое мышление; самостоятельность в принятии решений; творческая активность; высокий профессионализм. При этом, научная творческая деятельность студентов в высшей школе должна быть особым пунктом в системе непрерывного образования и быть реализована в дальнейшем в различных альтернативных формах.

"Следует исходить из того, что подлинный профессионализм немыслим без самостоятельности мышления и личной ответственности, эти важнейшие качества специалиста должны формироваться в процессе обучения в вузе" [1, c. 28]. По мнению ведущих ученых США и Европы, именно в интересах улучшения подготовки специалистов жизненно необходимо самое активное участие студентов в серьезной научно-исследовательской деятельности.

В странах англо-американской традиции, сторонники прагматической подготовки, акцентируют внимание на практике обучения, особенно в области научных исследований, т.к. именно такая идеология обучения студентов сформировалась в зарубежной высшей школе.

Высшая школа в европейских странах нацелена в основном на профессиональную подготовку и научные исследования: с одной стороны, университеты заняты подготовкой профессионалов различных специальностей, с другой - работой по проведению научных исследований и подготовкой будущих ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.