ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ, КАК ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ЧЕЛОВЕКА
CLASSES ON PHYSICAL CULTURE IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION, HOW A WAY OF FORMATION OF PHYSICAL CULTURE IN HUMAN
Брыксина Инна Олеговна
студент
Волгоградский социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Bryksina Inna Olegovna
student
Volgograd socio-pedagogical University
Volgograd, Russia
Илюшина Алена Евгеньевна
студент
Волгоградский социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Ilyushina Alain Evgenievna
student
Volgograd socio-pedagogical University
Volgograd, Russia
Научный руководитель: Серженко Елена Валерьевна
г. Волгоград, Россия Scientific Director: Sergenko Elena Valerievna
Volgograd, Russia
Аннотация. Физическая культура в выз/сшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры! личности современного человека, так же является неотъемлемой частью системыы гуманистического воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.
Abstract. Physical culture in higher education is an integral part of the formation of General and professional culture of the personality of modern man, is also an integral part of the system of humanistic education of students. As an educational discipline, mandatory for all specialties, it is one of the means of formation of a fully developed personality, optimization of physical and psychophysiological state of students in the process of professional training.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, физическое воспитание, физическое развитие, профессиональная направленность физического воспитания, высшее учебное заведение.
Keywords: рhysical education, sport, physical education, physical development, professional physical education, University.
В основе учебно-воспитательной деятельности высшего учебного заведения лежит системный характер образования и воспитания, а также профессиональная подготовка специалистов, в этом процессе органически сливаются формирование мировоззрения, общественно-политическое, трудовое, нравственное, физическое, эстетическое и другие виды воспитания[1, с. 56].
В настоящее время в высшем учебном заведении сложились, и продолжают складываться гуманистические воспитательные системы. При этом каждая общая система образования должна отводить должное место и физическому воспитанию, и спорту. Все это необходимо для установления равновесия и укрепления взаимосвязей между составляющими элементами образования.
Рассмотрим поподробнее цели и функции физической культуры.
Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного человека, так же является неотъемлемой частью системы гуманистического воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.
Физическая культура и в частности спорт являются действенным методом организации досуга учащихся. Ни одна социальная сфера организации досуга не привлекает такого огромного количества людей (миллиарды людей смотрят Олимпийские игры по телевидению).
В данном случае можно говорить о массовости спорта и физической культуры.
Целью физической культуры в высшем учебном заведении является -реализация возможностей оптимального физического развития учащихся, всестороннего совершенствования физических качеств и связанных с ними способностей в совокупности с воспитанием духовных и моральных качеств, характеризующих общественно активную и высокоморальную личность: обеспечить на этой основе подготовленность каждого обучающегося к продуктивной трудовой и другим важным видам деятельности.
Рассмотрим более конкретные задачи, которые способствуют формированию данной цели. Их принято разделять на две группы: специфические и общепедагогические. [1, с. 3].
1) Специфические также разделяют на группы:
1) задачи по оптимизации физического развития, обучающегося в направлении не только всестороннего развития свойственных ему физических качеств, совершенствования двигательных способностей, упрочения, но и многолетнего сохранения здоровья.
«Физическими качествами» обучающегося принято называть врожденные качества, благодаря которым возможна физическая активность (мышечная масса, быстрота, выносливость, гибкость и т.д). В основе этого многообразия способностей обучающегося лежит совокупность тех его естественных качеств, благодаря которым он может проявлять силу, быстроту и мощность в движениях, выполнять продолжительную физическую работу, несмотря на возникшие
утомление. От уровня развития этих качеств зависит насколько человек способен осуществлять физическую деятельность. Задачи по гарантированию здоровья решаются на основе прививания свойственных каждому человеку физических качеств, развитие которых ведет к подъему общего уровня выносливости, а также функциональных и адаптационных возможностей организма.
2) Основные - это специальные образовательные задачи. Основные - это 1) просветить каждого учащегося базовые знания научно-практического характера, приобретенные в сфере физической культуры.; 2)обеспечить рациональное формирование индивидуального двигательных умений и навыков, необходимых в процессе индивидуального развития, и максимально их усовершенствовать.
Значимость этих задач обусловлена тем, что без двигательных умений и навыков нельзя реализовать способности в практической деятельности.
Данные две группы специфических задач тесно взаимосвязаны, но не сводимы друг к другу ни логически, ни в их практической реализации. Их нужно разграничивать, но вместе с тем надо иметь в виду органическую взаимосвязанность и взаимозависимость результатов осуществления данных задач.
2) Общепедагогические. Важнейшими из них в системе воспитания являются задачи, предусматривающие нравственное и трудовое воспитание обучающегося, а также задачи по воспитанию воли, эмпатии, позитивных качеств характера и эстетических потребностей личности. Единство физического и духовного развития человека эффективно позволяет решать и данные задачи.
Физическая культура в высшем учебном заведении, как предмет познания имеет сложное строение, она включает в себя воздействие на различные системы организма занимающихся, совершенствование физических и морально-волевых качеств и психологической устойчивости, на нервно-эмоциональную умственную сферы студентов. [3, с. 56].
Является процессом равномерного, систематического воздействия на студентов под ответственным и чутким наблюдением и руководством преподавателей, которые призваны привить будущим специалистам знания и сформировать у них четкое понимание социального значения физической культуры и спорта в условиях производственной деятельности и на основе сформировать устойчивую, во всех смыслах личность.
Процесс физического воспитания не реализуется сам по себе, если соответствующим образом не организован процесс преподавания.
Массовые исследования студенческой молодежи свидетельствуют, что вкупе со студентами, по-настоящему заинтересованными и регулярно занимающимися физической культурой, и спортом, встречается еще значительная часть студентов, которая не заинтересована данным направлением в своей жизнедеятельности.
Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебном заведении по содержанию, структуре, организации и проведению занятий значительно отличается от уроков по физкультуре в младшей и средней школе.
С 1994-1995 учебного года в высших учебных заведениях была применена новая учебная программа по физической культуре и спорту, содержание которой входили основные направления высшего образования в России, утверждающие принципы гуманистического характера образования и важности
общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека и общему развитию личности.
В законе говорится:
«Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся». [2, с. 3].
Для реализации этого направления во всех высших учебных заведениях, по всем специальностям в образовательно - профессиональные программы включен цикл из десяти учебных гуманитарных и социально-экономических дисциплин в объеме 1082 часа (философия, история, иностранный язык, физическая культура, педагогика, психология и другие).
На основании Закона, постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 года №773 утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
В требованиях Государственного стандарта к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение по всем специальностям, в перечне знаний и умений по физической культуре записано:
- понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределения в физической культуре;
- приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей. Новая учебная программа по физической культуре отражает также «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте» (приняты постановлением Верховного Совета Российской Федерации 27 апреля 1999 года). Поэтому в перечне дисциплин гуманитарного цикла учебной дисциплине «Физическая культура» уделяется особое внимание, в учебном плане на нее выделяется самое большое количество учебных часов (408 часа). Кроме того выделяются дополнительные часы на так называемые элективные курсы для занятий по выбору студентов в спортивных секциях во внеучебное время [2, с. 17].
В целом это позволяет проводить учебные занятия со студентами не менее двух раз в неделю по два часа на четырех годах обучения.
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач, соответствующих требованиям Государственного стандарта.
Одной из важных социальных функций физического воспитания в процессе обучения студентов является функция, связанная с обеспечением их учебно-трудовой активности и высокой профессиональной работоспособности после окончания высшего учебного заведения.
Именно на это и направлена учебная программа, которая явилась прогрессивным шагом в формировании всесторонне и гармонично развитой личности выпускника высшего учебного заведения с высокой степенью готовности к социально-профессиональной деятельности.
Результатом обучения должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, достижению максимального уровня физической подготовленности.
Отличительными особенностями учебной программы являются ее широкая общеобразовательная направленность, наличие методико-практических занятий и итоговой аттестации.
Профессиональная направленность образовательно-воспитательного процесса по физической культуре включается во все разделы программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую роль.
Необходимость дальнейшего развития физической культуры и спорта среди студентов обусловлена запросами и правами личности молодых людей, возрастными и индивидуальными особенностями их развития, постоянно изменяющимися условиями жизнедеятельности, «социальным заказом» общества на подготовку высококвалифицированных специалистов.
Этот заказ предполагает обязательное наличие у будущих специалистов общей и профессиональной культуры, физического и психического здоровья, высокой работоспособности, способности осваивать и обогащать культурный потенциал общества.
Формы физического воспитания студентов: физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов. Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания. Самостоятельные занятия студентов физической культурой, спортом, туризмом способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. Эти занятия могут проводиться во внеучебное время по заданию преподавателей или в секциях [3, с. 11].
Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание.
Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они
организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры физического воспитания и активном участии профсоюзной организации вуза.
Программное построение курса физического воспитания.
Содержание курса физического воспитания регламентируются государственной учебной программой для вузов «Физическое воспитание».
Учебный материал программы предусматривает решение задач физического воспитания студентов и состоит из теоретического и практического разделов. Содержание теоретического раздела программы предполагает овладение студентами знаний по основам теории и методики физического воспитания. Теоретические знания сообщаются в форме лекций, систематических бесед, на практических занятиях, а также путём самостоятельного изучения студентами учебной и специальной литературы [3, с. 25].
Лекционный курс в объёме 20 часов рассчитан на два года обучения и состоит из восьми тем. Первые четыре темы в объёме 10 часов читаются на первом курсе, а четыре последующие темы в таком же объёме - на втором курсе. [3, с. 5].
Практический раздел программы содержит учебный материал для всех учебных отделений, который направлен на решение конкретных задач физической подготовки студентов. В содержание занятий всех учебных отделений включаются разделы:
1. гимнастика,
2. лёгкая атлетика,
3. плавание,
4. лыжный спорт (для бесснежных районов — марш-бросок или велосипедный спорт),
5. туризм,
6. спортивные игры,
7. стрельба.
В содержание практических занятий всех отделений включается также материал по профессионально-прикладной физической подготовке, который определяется каждым вузом применительно к профилирующим специальностям.
Наряду с учебным материалом для всех учебных отделений программа включает материал для специального учебного отделения и материал по видам спорта для учебного отделения спортивного совершенствования.
Программа определяет особенности обучения в каждом учебном отделении с учётом направленности их работы.
Формы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы
В высших учебных заведениях получили распространение такие формы организации физкультурно-оздоровительной работы, как физкультурно-спортивные клубы по интересам; группы здоровья, общей физической подготовки и ГТО, специальной физической подготовки; спортивные секции; индивидуальные занятия [3, с. 18].
Хорошее психофизическое развитие личности повышает биологические возможности жизнедеятельности, позволяет успешно противостоять ухудшающимся экологическим условиям, переносить высокие психические и физические нагрузки, эффективно функционировать в обычных и экстремальных условиях.
Однако надо всегда помнить, что физическая культура в своем арсенале содержит острые средства, которые при их неправильном использовании могут воспитать у студентов отрицательные духовные (нравственные, волевые, психические) качества, поэтому каждый преподаватель на учебных занятиях тщательно контролирует этот процесс.
Помимо чисто воспитательных мероприятий одним из важных факторов в этом направлении является создание у студентов устойчивой мотивации по выполнению требований профессионально-прикладной физической подготовки.
С этой целью в рабочем учебном цикле кафедр физического воспитания должно предусматриваться обязательное медицинское обследование, в состав которого по мере прохождения материала подключается углубленное функциональное обследование психомоторики и характерологических качеств личности [3, а 18].
Результаты обследований сравниваются с разработанными психофизическими моделями инженеров-строителей различных специальностей, а затем выдаются соответствующие рекомендации по доведению уровня «профессионального здоровья», физических и психофизических характеристик студентов до модельных.
Выпускнику предполагается выдавать «паспорт профессионального здоровья», в котором содержатся характеристики молодого специалиста, отражающие его соответствие требованиям профессии по физической подготовленности, по состоянию основных функциональных систем организма, по готовности основных рабочих органов воспроизводить психофизические требования данной специализации, характерологические особенности личности, а также способность переносить специфические профессиональные вредности.
Такой паспорт cтaнет для каждого выпускника строительного высшего учебного заведения свидетельством его здоровья, физической и психофизической пригодности на первых этапах трудовой деятельности, а в дальнейшем станет основой индивидуальных программ самосовершенствования личности и специалиста с целью оптимального выполнения тех сложных задач, которые поставит перед ним жизнь.
Физическая культура и спорт являются действенным средством организации досуга населения.
Ни одна социальная сфера организации досуга не привлекает такого огромного количества людей (миллиарды людей смотрят Олимпийские игры по телевидению). В данном случае можно говорить о феномене спорта и физкультуры.
Также они в силу своей гуманистической сущности, обладая способностью сближать народы, содействовать развитию контактов, сотрудничества,
взаимопонимания между народами, играют все более заметную роль в жизни всего международного сообщества.
Физическая культура предоставляет неограниченные возможности для эстетического воспитания личности. Она воспитывает умение воспринимать и понимать прекрасное в движениях человеческого тела, в совершенстве его линий и форм. [2, с. 6].
Не менее важно и то, что физкультура и спорт воспитывают у студентов естественную потребность в организации здорового образа жизни - одного из параметров целостного гармоничного бытия человека.
Отличительной особенностью процесса физического и духовного развития человека является обязательное присутствие элементов самовоспитания. В основе самовоспитания методами физической культуры лежит внутренняя потребность в самосовершенствовании, в развитии своих физических способностей, совершенствования форм тела, борьбе против собственных отрицательных сторон характера и других недостатков.
Рассмотрим подробнее функции спорта.
«Функциями спорта» при строгом истолковании их принято называть производные от его сущности и вместе с тем зависящие от конкретных условий его культивирования свойства, которые выражаются в характере воздействия спорта на человека и человеческие отношения, позволяют удовлетворят через спорт определенные потребности личности и общества. В этой связи говорят о роли спорта, его значении и назначении в обществе.
Основу специфики его функций составляет то, что он возник, развивался и развивается в качестве собственно-соревновательной деятельности. Отсюда вытекает прежде всего значение спорта как своего рода эталона оценки человеческих возможностей, т.е. Специфическая соревновательно-эталонная функция спорта. Такая функция наиболее ярко выражена в спорте высших достижений, где устанавливаются и превышаются спортивные достижения общечеловеческого масштаба. Но в той или иной мере она свойственна и спорту в целом.
В той же мере спорту присуща и специфическая эмпирически -достиженческая функция, которая заключается в том, что он представляет собой особый тип поисковой деятельности, связанной с познанием человеком своих возможностей совместно с изысканием эффективных способов максимальной реализации, увеличения и оптимизации их.
Литература
1. Аверясова Ю. О., Андрющенко Л. Б., Алиев Т. Д. Формирование пространства физической культуры в системе профессиональной подготовки студентов : монография. М. : Изд-во ТР-принт, 2015.170 с.
2. О физической культуре и спорте в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. Закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 в ред. от 27декабря 2018). // //Гарант : информ.-правовое обеспечение. — Электрон. дан. — М., 2018.
3. Бочкарева С. И. [и др.]. Физическая культура : учебно-методический комплекс (для студентов экономических специальностей). М. : Изд. Центр ЕАОИ, 2011. 344 с.
References
1. Averyanova Yu. O, Andryushchenko L. B, Aliev T D. Formirovanie prostranstva fizicheskoj kul'tury v sisteme professional'noj podgotovki studentov [Formation of the physical cul tours in the system of professional training of students]. Moscow, TR-print Publ, 2015.170p.
2. O fizicheskoj kul'ture i sporte v Rossijskoj Federacii [On physical culture and sport in the Russian Federation], feder. Zakon ot 4 dekabrya 2007 g. № 329-FZ v red. ot 27 dekabrya 2018). Garant : inform.-pravovoe obespechenie [Garant: Inform.-legal support]. Moscow, 2018.
3. Bochkareva S. I., Carolina O. P., Kopylova N. E, Mitina N. F, Rostovanov A. G. Fizicheskaya kul'tura [Physical education], Moscow, EOI Publ., 2011. 344p.