Научная статья на тему 'Содержание тезауруса предметной области «Физическая культура»'

Содержание тезауруса предметной области «Физическая культура» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
893
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЗАУРУС / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ЗНАНИЯ / ПРОГРАММА / УЧЕБНИК / ОСВіТА / ВИХОВАННЯ / ЗНАННЯ / ПРОГРАМА / ПіДРУЧНИК / THESAURUS / EDUCATION / KNOWLEDGE / PROGRAM / TEXTBOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Алла Анатольевна

Физическая культура в вузах России представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Реализация ее важнейших функций образовательных и развивающих, наиболее полно проявляется в процессе физического воспитания, направленного на формирование культуры личности. В повышении уровня физической культуры личности и ее образованности важная роль отводится тезаурусу учебной дисциплины «физическая культура». В нем отражена система научно-практических знаний, соответствующих требованиям ГОСТа, устанавливающего минимальные требования к содержанию и уровню подготовки студентов в данной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Алла Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The contents of the thesaurus of a subject domain "Physical training"

The physical training in high schools of Russia is presented as a subject matter and the major component of integrated developing of the personality. Realization of its major functions educational and explicatings. They it is most full exhibited during physical training and making up of crop of the personality. In raise of a level of physical training of the personality the important role is challenged to the thesaurus of a subject matter "Physical training". In a nem the system of scientific practical knowledge reflexs. They conform the requirements of state standard. The standard erects minimal requirements to the contents and a level of preparation of students in the given medium

Текст научной работы на тему «Содержание тезауруса предметной области «Физическая культура»»

Содержание тезауруса предметной области «Физическая культура»

Никитина А. А.

Российский государственный университет им. Иммануила Канта

Аннотации:

Физическая культура в вузах России представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Реализация ее важнейших функций - образовательных и развивающих, наиболее полно проявляется в процессе физического воспитания, направленного на формирование культуры личности. В повышении уровня физической культуры личности и ее образованности важная роль отводится тезаурусу учебной дисциплины «физическая культура». В нем отражена система научно-практических знаний, соответствующих требованиям ГОСТа, устанавливающего минимальные требования к содержанию и уровню подготовки студентов в данной среде.

Ключевые слова:

тезаурус, образование, воспитание, знания, программа, учебник.

Нікітіна А.А. Зміст тезауруса предметної області «Фізична культура

». Фізична культура у вузах Росії представлена як навчальна дисципліна та найважливіший компонент цілісного розвитку особистості. Реалізація найважливіших функцій - освітніх і розвиваючих, найбільші повно виявляться у процесі фізичного виховання, що спрямований на формування культури особистості. У підвищенні рівня фізичної культурі особистості та освіченості важлива роль відводиться тезаурусу навчальної дисципліни «Фізична культура». У ньому відбита система науково-практичних знань, як відповідають вимогам Держстандарту, що встановлює мінімальні вимоги до змісту та рівню підготовки студентів у даному середовищі.

тезаурус, освіта, виховання, знання, програма, підручник.

Nikitina A.A. The contents of the thesaurus of a subject domain «Physical training». The physical training in high schools of Russia is presented as a subject matter and the major component of integrated developing of the personality. Realization of its major functions - educational and explicatings. They it is most full exhibited during physical training and making up of crop of the personality. In raise of a level of physical training of the personality the important role is challenged to the thesaurus of a subject matter “Physical training”. In a nem the system of scientific practical knowledge reflexs. They conform the requirements of state standard. The standard erects minimal requirements to the contents and a level of preparation of students in the given medium.

thesaurus, education, knowledge, program, textbook.

Введение.

В соответствии с 7 статьей Закона РФ «Об образовании» физическая культура наряду с педагогикой, культурологией, философией и др. интегрирована в комплекс гуманитарного высшего образования. Требования государственного образовательного стандарта определяют стратегию формирования физической культуры, как части общей культуры и профессиональной подготовки студентов в процессе целенаправленного управления их духовно-телесным развитием. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.

Физическая культура рассматривается как существенный вид культуры общества, как средство воспитания всесторонне развитой личности. Физическая культура обеспечивает элементарное понимание закономерностей развития и функционирования организма тела человека, способствует ломке старых и формированию новых привычек и стереотипов людей, соответствующих современному образу жизни, становится показателем культуры человека, отдельного народа и общества в целом. Никогда за всю историю общества физическая культура не была столь необходима для страны как в наши дни, когда массовая гипокинезия, ухудшая состояние здоровья молодежи, повышает потребность в движениях и вместе с тем ограничивает возможность их восприятия. Именно поэтому выяснение потенциальных возможностей физической культуры и ее средств как наиболее мощ-© Никитина А.А., 2009

ных и используемых далеко не всегда с наибольшей результативностью стимуляторов здоровья приобретает сегодня исключительное значение и актуальность [8].

Работа выполнена по плану НИР Российского государственного университета им. Иммануила Канта.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Целью работы является анализ эволюционного пути развития и содержания тезауруса учебной дисциплины «Физическая культура».

Результаты исследования.

Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания. Она выступает одним из факторов социокультурного бытия, обеспечивающего биологический потенциал жизнедеятельности, способ и меру реализации сущностных сил и способностей студента.

Для оценки эффективности системы физического воспитания определена цель ее функционирования, с тем, чтобы затем соизмерить с ней реальные достижения. Целью физического воспитания студентов вузов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Однако, в настоящее время, еще не достаточно внимания уделяется преобразующей деятельности преподавателя по развитию творческого стиля мышления, духовно-ценностного познания физической культуры студентов, развитие их когнитивной сферы, что приводит к появлению противоречия - между уровнем и объемом социального опыта в сфере физкультурной деятельности, связанной с ее образованием, - и сте-

пенью реализации потенциала физической культуры личности, что требует внесения соответствующих коррективов в образовательный процесс по физической культуре в вузе.

В широком социальном смысле воспитание представляет собой процесс передачи общественно исторического опыта старшего поколения младшему, решает определенные воспитательно-оздоровительные задачи, т.е. содержания образования в виде знаний, способов деятельности (умений и навыков), опыта, творческой деятельности, опыта отношений личности, ее нравственных норм и ценностей. Воспитание характеризуется всеми признаками любого педагогического процесса или реализуется путем самовоспитания. Компонентом воспитания в широком смысле является образование - специально организованный процесс, включающий в себя, во-первых, преподавание, т.е. планомерную и систематическую передачу содержания образования, формирование у обучаемых опыта познавательной и творческой деятельности, опыта отношений к действительности и самому себе, и, во-вторых, учение, т.е. усвоение этого опыта. Воспитание в широком педагогическом смысле - это процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы. В узком педагогическом значении воспитание - это специальная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека. Формирование заданных свойств и качеств личности, таким образом является целеобразующим компонентом воспитания и происходит под влиянием каких-либо внешних управляющих сил.

По отношению к понятию «воспитание» понятие «физическое воспитание» является видовым.

Любому воспитанию присущ образовательный компонент, в области физического воспитания он занимает значительное место. Так, результатом образования по завершении обучения в вузе в области физической культуры уровень представления личностного тезауруса должен соответствовать усвоенному за период обучения тезаурусу учебной дисциплины, составляющему запас активно используемых знаний, умений, опыта, а также должна быть достигнута устойчивая мотивация и потребность к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, преобразованию личного опыта, творческому использованию ее средств и методов, достижению установленного уровня психофизической подготовленности. Освоение культурного наследия общества и его ценностей, творческое участие человека во всех видах деятельности в сфере физической культуры представляется возможным при наличии определенного базового образовательного уровня.

К специфическим чертам содержания образования, которое трактуется как триединый, целостный процесс образования личности Т.А.Ильина относит - усвоение опыта, воспитание и развитие. Учитывая тот факт, что знания как предмет усвоения, имеют три взаимосвязанных стороны: теоретическую (факты, понятия, теоретические идеи), практическую (умения и навыки применения знаний в различных жизненных

ситуациях) и мировоззренческо-нравственную (заключенные в знаниях мировоззренческие и нравственноэстетические идеи), обучение может стать важным средством воспитания, если в неразрывном единстве будет осуществляться обогащение личности научными знаниями, развитие ее интеллектуальных и творческих способностей, а также формирование мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

Суть образования заключается в овладении выработанными человеческой историей категориями мышления, с помощью которых человек «распредме-чивает» надличностную реальность культурного бытия, а также в освоении содержания знаний о природе, обществе, способах деятельности; освоении опыта творческой деятельности; овладении системой интеллектуальных и практических навыков и умений; овладении опытом эмоционально-волевого отношения к миру, к другим людям [4].

Образованность студентов в сфере физической культуры обеспечивается освоением единого комплекса определенной суммы систематизированных знаний, охватывающих философские, социальные, естественно-научные, психолого-педагогические,

специальные и практические, методические вопросы физической культуры, обеспечивающие возможность оперировать важнейшими понятиями, закономерностями, причинно-следственными связями и зависимостями и т.д. для эффективного выполнения физкультурно-спортивной деятельности, самосознания, самосовершенствования, организации здорового образа жизни. Система образования, ориентированная на заучивание знаний и схоластическое их применение, приводит к тому, что человек, даже усвоивший знания в какой-либо области, не способен воспринимать новое, а поэтому необходимо при формировании физической культуры личности опираться на его личностный физкультурный тезаурус, воспитывать познавательную активность, осваивать методы поиска и использования нужной информации, а также методы анализа выполняемых действий на основе осмысленного отношения к физкультурно-спортивной деятельности. Знания могут оказаться невостребованными, если не будут подкреплены интеллектуальным воспитанием, которое рассматривается в виде процесса освоения содержания методики и организации физического воспитания. В единстве с практическими умениями и навыками интеллектуальный компонент составляет образовательное содержание физкультурного воспитания и зависит от степени сформирован-ности личностного физкультурного тезауруса.

Проектирование и конструирование содержания образования, в котором преобладает гуманитарная компонента, - насущное требование образовательной практики. С точки зрения педагогики физкультурное образование, которое представляет собой совокупность знаний и связанных с ними навыков и умений, необходимых для практической деятельности, соответствует содержанию образования в целом [1, 2].

Одним из важнейших компонентов содержания образования в области физической культуры являются знания, рассматриваемые, во-первых, в виде дидак-

тически обоснованной системы факторов, понятий, принципов, которыми располагает теория физической культуры,- представленные тезаурусом учебной дисциплины; во-вторых, как достояние каждого человека, приобретаемое в процессе обучения и используемое в физкультурной деятельности для достижения личных целей и удовлетворения потребностей в этой сфере -присвоенный студентом тезаурус учебной дисциплины, ставший его личностным тезаурусом.

Расширение и переструктурирование физкультурного тезауруса за счет освоения знаний в области физической культуры, на наш взгляд, позволит студентам составить целостное представление об этой области деятельности, оперировать специальными понятиями, осознать закономерности и механизмы двигательной деятельности, правильно использовать принципы и методы управления физкультурной активностью, строить по своим интересам и потребностям физкультурную деятельность и принимать в ней активное участие.

Содержание и направленность процесса обучения студентов базовым основам физкультурной деятельности характеризуется:

• формированием естественнонаучного мировоззрения студента в области физической культуры;

• расширением функциональных и адаптационных возможностей организма с помощью физических упражнений в учебных, внеучебных самостоятельных занятиях на основе приобретенных знаний в процессе физкультурного образования;

• обучением умению использовать различные системы и виды физических упражнений, имеющих оздоровительную, реабилитационную, рекреационную, спортивную направленность в физическом самосовершенствовании;

• развитием основных физических качеств на базе общей и специальной физической подготовки;

• развитием основных психических процессов и индивидуальных свойств личности, благодаря активному использованию физических упражнений и приобщению к различным видам физкультурной деятельности, которая характеризуется направленным преобразованием «внутренней» природы индивида и реализует его потребности в активной творческой жизнедеятельности.

Основным системообразующим фактором в системе образования является цель. Формируясь в соответствии с требованиями общества, она представляет собой модель будущего результата и как закон определяет способ и характер действия человека.

Целью образования в физическом воспитании нефизкультурных вузов, по мнению А.В.Лотоненко и Е.А.Стеблецова, следует считать формирование у студентов системы специальных знаний, позволяющих оперировать общими понятиями, закономерностями, принципами, фактами, правилами теории и практики физической культуры. При этом важно научить студентов пользоваться приобретенными знаниями. Опасность превращения знаний в невостребованный багаж зарождается именно в студенческом возрасте, когда умственная деятельность по своему характеру

связана с приобретением большого числа новых умений и навыков, но если эти умения и навыки только усваиваются и не применяются на практике, знания постепенно выходят из сферы духовной жизни студентов, отделяясь от их интересов и увлечений. В данном случае можно сказать, что в неявной форме целью физкультурного образования является формирование физкультурного тезауруса студентов.

Образование в области физической культуры позволяет более широко осмыслить ее сущность, обуславливает поиск эффективных методических и организационных подходов к формированию физической культуры личности: фундаментализацию содержания воспитания - широкое представительство в нем общекультурных, психолого-педагогических и социальных аспектов, что в конечном итоге приведет к постепенному переходу процесса физического воспитания в целенаправленный процесс физкультурного образования. Употребление термина «физкультурное образование» специалисты по физической культуре считают вполне корректным, так как оно: 1) не противоречит современным нормам речевой практики; 2) имеет широкую употребительность; 3) закреплено в словарях, учебниках и другой научно-практической литературе; 4) отвечает требованиям коммуникативной целесообразности. [3].

Кроме выполнения своей специфической функции физкультурное образование способствует более эффективному решению функций образования вообще. Круг представлений и понятий, последовательно расширяясь, сливается с общей системой знаний и играет в будущем не малую роль в формировании научного мировоззрения человека [2].

В тезаурусе учебной дисциплины «физическая культура» все накопленные и обобщенные данные представлены в виде текстов, учебников, учебных пособий, программ, отражающих достигнутый уровень научных представлений о предмете, основной, а также временно определенный понятийный аппарат учебной дисциплины.

Направленность системы воспитания и ее основные закономерности функционирования выражаются в целях, задачах, наиболее общих принципах, исходя из которых осуществляется деятельность по физическому воспитанию.

Основой для написания первых учебников и учебных пособий стали труды П.Ф.Лесгафта, В.В.Гориневского, Г.А.Дюпперрона, К.Х.Грантыня и других ученых, появившиеся в начале прошлого столетия [6]. К тридцатым годам прошлого века написаны методические, научно-прикладные работы по рациональному обоснованию физического воспитания, спортивной тренировки, других форм направленного использования физической культуры. Например, в 1940 (1949) г. вышло учебное пособие А.Д.Новикова «Средства и методы физического воспитания».

Первым официальным учебным пособием для вузов специальных заведений по предмету была «Методика физического воспитания» под редакцией И.М.Коряковского (1940) [5]. Следующее официальное учебное пособие появилось в 1959 году под ре-

дакцией Л.П.Матвеева: «Теория физического воспитания» для инструкторов физической культуры.

Основными учебниками, по которым учились студенты этих вузов, были: «Теория и методика физического воспитания» под редакцией Г.Д.Харабуги (1969), «Теория и методика физического воспитания» под редакцией Л.П.Матвеева, А.Д.Новикова (1968, 1976, 1990), «Введение в теорию физической культуры» Л.П.Матвеева (1983), «Теория и методика физического воспитания» под редакцией Б.М.Шияна (1988), «Теория и методика физического воспитания» под редакцией В.А.Ашмарина (1990) [7, 10, 11, 12].

Появление в 1983 г. новой научной дисциплины «физическая культура», основанной Л.П.Матвеевым, соответствовало времени, накопленному опыту, знаниям и в дальнейшем нашло отражение в учебнике по «Теории и методике физической культуры» в 1991 году [7].

Во всех учебниках, адресованных, в первую очередь студентам институтов физической культуры, отражалась направленность на всестороннее физическое развитие и подготовленность к творческому труду и защите Родины, активных строителей коммунизма.

Система физического воспитания всегда отражала и воплощала в практику общие положения теории физической культуры. Физическое воспитание долгие годы было направлено на воспитание физически совершенных людей, активных строителей коммунизма, всесторонне физически подготовленных к творческому труду и защите Родины [12]. Так, в «Теории и методике физической культуры под редакцией Л.П.Матвеева, вышедшей в 1991 году, физическое воспитание на основе полноценного использования факторов физической культуры должно было реализовать возможности оптимального физического развития людей, всестороннего совершенствования свойственных каждому человеку физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность: обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим общественно важным видам деятельности [№7, с.12].

Физическое воспитание в вузе решает целый комплекс задач, которые делятся на три основные группы: оздоровительные, воспитательные, образовательные.

Оздоровительные связаны с укреплением и закаливанием организма, воспитательные - с воспитанием людей, развитием их двигательных и волевых качеств. Образовательные - обеспечиваются в первую очередь планомерной передачей (обучаемыми) определенной совокупности знаний, систематическим наполнением и углублением их с целью расширения личностного тезауруса студента. Задачи решаются с помощью методов и средств, к которым относятся физические упражнения и виды информации.

Начиная с 1962 года в содержании теоретического раздела программы для всех отделений предусматривались следующие темы: «Физическая культура и спорт в СССР», «Физическое воспитание в высших учебных заведениях», «Естественнонаучные основы

физического воспитания», «Гигиенические основы физических упражнений», «Физическая культура и спорт в режиме труда и отдыха», «Советская система в спортивной тренировке», «Организация и проведение судейства спортивных соревнований», «Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания», «Основы лечебной физкультуры». Последние две темы всегда были весьма актуальны для студентов вузов, имеющих отклонения в здоровье.

На весь теоретический раздел отводилось всего 16 часов. Вопросам физического самовоспитания, физкультурной образованности в те годы не придавалось большого значения в глубоком их понимании, т.к. существовало достаточное количество спортивных школ, клубов, которые постоянно организовывали и проводили физкультурно-спортивные соревнования и движения. Проблемы по привлечению студентов к систематическим занятиям физическими упражнениями не возникало - по этой причине, видимо, на факультативные занятия в разных формах, которые студенты могли посещать по своему желанию, в программе отводилось 320 - 420 часов, что позволяло полностью удовлетворять естественные потребности в двигательной активности.

Теоретический курс сводился к ознакомлению с основами физического воспитания: в рамках гигиенической и производственной гимнастикой, упражнениями профессионально-прикладной физической культуры, спортивной тренировки, инструкторской работы.

В следующей программе для студентов вузов (1975 г.) теоретический раздел присутствовал в объеме 20 часов, тематика была также общей для всех отделений [15]. Следует отметить, что в данной программе в каждый спортивный вид добавлялся краткий курс теоретических сведений. В это время появился первый учебник по физическому воспитанию для студентов высших учебных заведений под общей редакцией В.А.Головина, В.А.Маслякова, А.В.Коробкова, также выходит ряд методических пособий.

В комплексной программе по физическому воспитанию студентов (1987 г.) суть содержания и целей осталась прежней, на теоретический раздел отводится так же, как и в предыдущей программе 20 часов, но при этом дидактические единицы тематик увеличились [14].

Содержательная сторона системы физического воспитания, отраженная в наиболее известных учебниках, учебных пособиях и программах, имеет единый социальный смысл цели и решения задач - физическое совершенство и гармоничное развитие личности, укрепление здоровья, подготовка к труду, защите Родины, при этом образование рассматривается как физическая составляющая физического воспитания. Физическая культура личности в 80-е годы декларируется, но структура еще только разрабатывается.

В программе 1990 г. для нефизкультурных вузов целью физического воспитания является повышение уровня физической культуры студентов и создание предпосылок для их эффективной работы по избранной специальности. Здесь впервые ставится вопрос о

физической культуре личности [9]. Содержательная сторона задач, раскрывающих цель, меняется. Подчеркивается психолого-педагогическая сторона воспитательного значения формирования потребностей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, необходимость привития навыков здорового образа жизни. Решается образовательная задача, связанная с методикой самостоятельных занятий. Вводится форма консультативно-методических и дополнительных занятий. Теоретический раздел дополняется темами о воспитании качеств и свойств личности средствами физической культуры, что свидетельствует об усилении образовательной направленности и повышении роли физкультурного тезауруса в физическом воспитании студентов.

В следующем 1991 году была введена Всероссийская базисная учебная программа для высших учебных заведений, которая ориентировала на логический переход всех форм физкультурной и спортивной практики в устойчивый процесс физического самовоспитания и самосовершенствования, формирование и закрепление осознанной, основанной на глубоких знаниях и убеждениях, мотивации физической закалки, устойчивой привычки заботиться о своем здоровье самостоятельно. Одним из приоритетных направлений базисной программы являлось усиление образовательного аспекта в содержании учебного материала с целью формирования мотивации студентов к здоровому образу жизни. Целью провозглашалось формирование физической культуры студента как системного и интегрального качества личности, необходимого компонента общей культуры будущего специалиста, способного реализовать ее в учебной социальнопрофессиональной деятельности и в семье. Первостепенное значение приобрели образовательные задачи методической подготовки (на методический раздел отводилось 100 часов) и включение студентов в процесс физического самосовершенствования. В теоретическом разделе, который стал на 2 часа меньше и составил всего 18 часов на весь период обучения, отсутствовали основы спортивной тренировки, но зато появилась оздоровительная направленность тем. Методические занятия должны были дополнить теоретический раздел. В зачете по физическому воспитанию предусматривалось усвоение практического, теоретического и методического разделов.

В государственной программе по физической культуре, вышедшей в 1994 году, формирование физической культуры личности студента заявлено целью физического воспитания впервые. В ней также предусматривается решение воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач. Причем их содержание предполагает полное обеспечение цели: присутствует формирование знаний, ориентированных на личностное использование ценностей физической культуры, формирование мотивов, приобретение опыта для достижения жизненных и профессиональных целей, самовоспитание, самосовершенствование. При этом составители программы М.Я.Виленский, В.И.Ильинич, В.А.Масляков, В.Г.Щербаков в соответствии с целями и задачами включили следующие

темы в теоретический раздел: «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов», «Социально-биологические основы физической культуры», «Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья», «Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности», «Средства физической культуры в регулировании работоспособности», «Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания», «Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями», «Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений», «Особенности занятий избранным видом или системой физических упражнений», «Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом», «Профессиональноприкладная физическая подготовка студентов», «Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста». В отличие от предыдущих программ объем часов теоретического раздела, направленного на формирование научно-теоретических основ физической культуры и здорового образа жизни, увеличился до 26 часов. В Примерной учебной программе по физической культуре 2000 г., составленной В.И.Ильинич, Ю.И.Евсеевым, в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста, теоретический раздел не изменился ни по содержанию, ни по объему часов по сравнению с предыдущей.

Первый, и единственный на сегодняшний день, учебник «Физическая культура студента», предназначенный для всех студентов нефизкультурных вузов, появился в 1999 году под редакцией В.И.Ильинич [13]. В нем представлен теоретический курс дисциплины в полном соответствии с Примерной учебной программой по физической культуре. Данный учебник регулярно переиздавался, но серьезному анализу не подвергался. Опыт лекционной работы со студентами на основе материала учебника и результаты зачетов и итогового экзамена показали, что материал не всех глав (тем) и отдельных разделов учебника усваивается одинаково качественно: наблюдаются существенные колебания интересов студентов к некоторым разделам курса, как на лекциях, так и на самостоятельных занятиях. Социологический опрос, проведенный автором учебника с целью изучения мнения студентов о его содержании, выявил, что студенты способны дать деловую, конструктивную и достаточно доброжелательную оценку учебного материала.

В учебнике отражен тезаурус учебной дисциплины, включающий мировоззренческую систему научно-практических знаний к физической культуре, предназначенных для усвоения студентами, с учетом требований федерального компонента Государственного образовательного стандарта, устанавливающего минимальные требования к содержанию и уровню подготовки студентов по физической культуре. Региональный компонент Государственного образовательного стандарта позволяет расширить академические свободы кафедр, занимающихся физическим воспи-

танием студентов по разработке содержания учебных планов и программ физического воспитания.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом, написаны и рекомендованы студентам вузов учебные пособия Ю.И.Евсеева «Физическая культура» (2002), И.С.Барчукова «Физическая культура» (2003), В.А.Бароненко, Л.А.Рапопорта «Здоровье и физическая культура студента» (2003) и др.

По теоретическому разделу, в соответствии с программой, во многих городах России изданы учебные и методические пособия в период 1996 по настоящее время: в Москве, С.-Петербурге, Самаре, Обнинске, Оренбурге, Ставрополе, Казани, Красноярске, Белгороде, Улан-Уде, Норильске, Ярославле, Брянске, Владивостоке и др., что свидетельствует о его значимости, важности, и необходимости для студентов всех отделений вуза.

Содержание тезауруса учебной дисциплины «Физическая культура» отражено и представлено в виде различных текстов, учебников, учебных пособий, программ, раскрывающих достигнутый уровень научных представлений о предмете и отражающих основной, а также временно определенный понятийный аппарат учебной дисциплины.

Выводы.

Эволюционный путь тезауруса учебной дисциплины «Физическая культура» отражает тенденции развития общества и высшего образования. Содержательная сторона физического воспитания до 1991 г. ставила цель и задачи, направленные на физическое совершенство и гармоничное развитие личности, укрепление здоровья, подготовку к труду. После 1994 года произошли инновационные изменения в содержании государственной программы, имеющие большое значение для развития и трансформации современных научных идей в новую стратегию воспитания физической культуры личности.

Тезаурус учебной дисциплины «Физическая культура» включает мировоззренческую систему научнопрактических знаний предназначенных для усвоения и превращения их в личностный физкультурный тезаурус.

Поэтому, одним из перспективных направлений дальнейшего исследования может стать выявление особенностей тезауруса у студентов различных отделений вуза, а так же разработка проблемы подготовки преподавателя к формированию тезауруса в области физической культуры.

Литература:

1. Давиденко Д.Н. Размышления о понятиях и сущности образования в области физической культуры / Д.Н. Давиденко, Г.Н. Пономарев // Теория и практика физической культуры. 2004. №5. С.52.

2. Выдрин В.М. Теория физической культуры (культуроведче-ский аспект): Учеб.пособие./ В.М. Выдрин. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта, 1988.- 45 с.

3. Выдрин В.М. Проблемы перехода от теории физического воспитания к теории физической культуры / В.М. Выдрин. //Первый международный научный конгресс «Спорт и здоровье» 9-11 сентября 2003 г. Россия. СПб., Олимп СПб. 2003. Т. 1. С. 190-193.

4. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика / А.С. Запесоцкий. - М.: Наука, 2002.- 456 с.

5. Коряковский И.М. Предмет советской теории физического воспитания. / И.М. Коряковский //В кн.: Теория физического воспитания.- М.: ФиС, 1940, 1953, 1960.

6. Лесгафт П.Ф. Собр. пед. соч.: В 5 т.- М., 1951-1954. Т 2. С.339.

7. Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры / Л.П Матвеев.. - М.: Физкультура и спорт, 1983.- 120 с.

8. Пономарев Н.И. Некоторые проблемы функционирования и развития теории физической культуры / Н.И. Пономарев // Теория и практика физической культуры. 1996. №5. С.55-58.

9. Пономарчук В.А. Физическая культура и становление личности / В. А. Пономарчук, О.А. Аяшев.- М., 1991.- 123 с.

10. Теория и методика физического воспитания: Учебник / Под ред. Г.Д.Харабуги.- М.: ФиС, 1969. С.11-17.

11. Теория и методика физического воспитания: Учебник / Под ред. В.А.Ашмарина.- М.: Просвещение, 1990. С.9-12.

12. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. В.М.Шияна.- М.: Просвещение, 1988. С.7-9.

13. Физическая культура студента: Учебник для студ. вузов / Под общ. ред. В.И.Ильинича.- М.: Гардарики, 2001, 2003.- 448 с.

14. Физическое воспитание: Комплексная программа для высших учебных заведений.- М.: Изд-во МГУ, 1987.- 47 с.

15. Физическое воспитание: Программа для высших учебных заведений.- М.: МГУ, 1975.- 83 с.

Поступила в редакцию 24.09.2009г.

Никитина Алла Анатольевна alannik@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.