Научная статья на тему 'Цель физического воспитания в высших учебных заведениях Министерства сельского хозяйства'

Цель физического воспитания в высших учебных заведениях Министерства сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1993
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕЛИ / ОПРОС / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / PHYSICAL CULTURE / PHYSICAL EDUCATION / HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русанов Алексей Анатольевич, Белова Вера Александровна, Плотников Евгений Геннадьевич

Рассмотрены и дополнены основные цели и задачи физического воспитания в высших учебных заведениях. Проведен опрос среди студентов Кубанского государственного аграрного университета с целью выявления отношения студентов к занятиям физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Русанов Алексей Анатольевич, Белова Вера Александровна, Плотников Евгений Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PURPOSE OF PHYSICAL EDUCATION IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF AGRICULTURE

The main goals and objectives of physical education in higher education institutions were reviewed and supplemented. A survey was conducted among students of the Kuban State Agrarian University in order to identify the attitude of students to physical education.

Текст научной работы на тему «Цель физического воспитания в высших учебных заведениях Министерства сельского хозяйства»

THE EFFECT OF CIRCULAR TRAININGS (CROSSFIT) ON PERFORMANCE BY COURSES, PROVIDED TO THEM OPERATIONAL SERVICE TASKS RELATED TO THE APPLICATION OF COMBAT COMBATING STRUGGLE

R.V. Romanov, V.A. Sinyansky

The question of the use of combat techniques of struggle in the activities of employees with the help of a special program (Crossfit). The method of circuit training has been developed, allowing to improve the level of use of combat techniques in the special physical training of cadets and employees of the internal affairs bodies. The efficiency of the technique is substantiated on the basis of the conducted pedagogical experiment.

Key words: physical training, strength, endurance, combat techniques of struggle, physical strength, methods, crossfit, cadets, employees of internal affairs bodies.

Romanov Roman Vladimirovich, candidate of law sciences, associate professor, romanovrv.79@mail.ru, Russia, Vladivostok, Vladivostok Branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation,

Sinyansky Vladimir Aleksandrovich, teacher, rahmetv@mail.ru, Russia, Vladivostok, Vladivostok Branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

УДК 796.011.3

ЦЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

А.А. Русанов, В.А. Белова, Е.Г. Плотников

Рассмотрены и дополнены основные цели и задачи физического воспитания в высших учебных заведениях. Проведен опрос среди студентов Кубанского государственного аграрного университета с целью выявления отношения студентов к занятиям физической культурой.

Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, цели, опрос, здоровый образ жжизни.

Во все времена спорт и физическая культура оказывали благотворное влияние на людей, однако на сегодняшний день, когда значительное внимание уделяется интеллектуальному развитию человека, их роль возрастает еще больше. Залогом успеха для каждого человека выступает гармония физического и душевного развития.

Важными условиями физического развития являются режим дня, сбалансированное питание, грамотное чередование физической и умственной деятельности, однако, в век современных технологий необходимо помнить о том, что одним из ключевых факторов выступает внешняя среда, способная сильно навредить физическому здоровью.

Каждому человеку необходимо поставить для себя цель укреплять свое физическое здоровье изо дня в день, следить за ним, чему безусловно помогает физическая культура.

И.Ф. Харламов считает, что физическое воспитание является многогранным процессом организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек и здорового образа жизни [1]. Для учащихся высших учебных заведений основной деятельностью выступает учебная, ведь для того, чтобы стать высококвалифицированными специалистами, им необходимо получить высшее образование. Однако не стоит забывать, что основу полноценного умственного труда составляет именно физическое развитие человека, ведь активная интеллектуальная работа требует большого расхода физических сил, высокого уровня выносливости. Отсутствие физического развития, склонность человека к болезням, напротив, значительно снижают эффективность умственной деятельности.

В основах законодательства РФ о физической культуре и спорте физическая культура в высших учебных заведениях министерства сельского хозяйства в качестве учебной дисциплины, а также важнейшего компонента всестороннего развития личности, важность которого проявляется в виде гармонизации физических и духовных сил, формирование таких ценностей как психическое и физическое благополучие, здоровье, физическое совершенство.

Физическая культура выражает свои функции наиболее полно в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания.

В высших учебных заведениях физическое воспитание значительно содействует созданию гармонично развитых личностей. Курс физического воспитания в вузах направлен на решение ряда задач:

- улучшение работоспособности студентов;

- подготовка студентов к наиболее продуктивной деятельности;

- воспитание высоких физических, волевых и моральных качеств;

- укрепление здоровья студентов;

- всесторонняя физическая подготовка обучающихся [2].

Физическое воспитание студентов является одной из основных

задач высших учебных заведений. Состояние здоровья студентов, физическая подготовка и развитие, характер предстоящей профессиональной деятельности - все это является ключевыми компонентами физической подготовки в высших учебных заведениях.

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах,

которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.

Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания.

Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. Эти занятия могут проводиться во внеучебное время по заданию преподавателей или в секциях.

Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание.

Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах.

Основная форма физического воспитания - учебные занятия, планируемые в соответствии с современными государственными стандартами (ФГОС) по всем специальностям в учебных планах. Программы обучения включают в себя практические и теоретические занятия, обеспечивают решение ключевых задач физического воспитания студентов. Во время теоретических занятий студентов обучают основам теории физического воспитания, во время практических занятий студенты выполняют ряд физических упражнений, предусмотренных программой. Во время практических занятий студенты получают возможность закрепить на практике и лучше усвоить теоретический учебный материал, физически совершенствоваться. Во время практических занятий формируется физическая культура студентов.

Известно, что у студентов регулярно посещающих занятия физической культуры и проявляющих на данных занятиях высокую активность со временем вырабатывается определенный режим дня, увеличивается жизненный тонус, повышается уверенность поведения,

повышаются навыки коммуникабельности, уменьшается страх критики, следовательно, они более готовы к сотрудничеству и контакту. Уровень эмоциональной устойчивости у них значительно выше, такие студенты более оптимистичны и энергичны. Также данную группу студентов отличают собранность, добросовестность, чувство долга; среди них больше лидеров или же просто решительных людей. Таким образом, они более готовы к социальному взаимодействию, способны грамотно распределять свое время и усилия, а также поддерживать необходимый уровень физической подготовки, необходимый для полноценной профессиональной и социальной деятельности [3].

Проявляемая в процессе физического воспитания активность студентов разделяется на познавательную и двигательную. Познавательная активность представлена как восприятие студентами учебного материала и вдумчивое, осмысленное к нему отношение. Двигательная активность выступает в виде осознанного выполнения физических упражнений. Оба вида активности студентов связаны с психической активностью человека.

Для более полного понимания степени заинтересованности студентов в занятиях физической культурой, авторами был проведен опрос среди студентов второго курса экономического факультета Кубанского государственного аграрного университета. Количество участников опроса: 100 чел. Итоги опроса:

- на вопрос «Насколько часто Вы посещаете занятия физической культуры?» 70 % участников опроса ответили, что стараются посещать всегда;

- на вопрос «Почему Вы посещаете занятия физической культуры в вузе?» 85 % ответили «для получения зачета»;

- при ответе на вопрос «Какова должна быть периодичность занятий физической культурой в вузе?» 70 % студентов ответили «2 раза в неделю», 25 % ответили «1 раз в неделю», всего 5 % ответили «3 раза в неделю и более»;

- в итоге опроса было выяснено, что 10 % студентов принимают участие в различных спортивных мероприятиях, организованных от университета, 18 % хотели бы попробовать, 62 % студентов не принимают участия;

- 4 % студентов занимаются своей физической подготовкой ежедневно, 18 % занимаются 3-4 раза в неделю (вне вуза), 49 % занимаются 1-2 раза в неделю, 31 % студентов занимается физической подготовкой реже 1-2 раз в неделю;

- финальным вопросом для студентов была оценка ими своего уровня физической подготовленности. Здесь можно отметить хорошие результаты: только 14 % опрошенных охарактеризовали себя как слабо подготовленных, 31 % опрошенных считают, что у них хорошая физическая подготовка.

Проанализировав результаты анкетирования, можно сделать вывод, что большинство студентов осознают значимость физического воспитания, физической подготовки, понимают, какие шаги необходимо сделать для поддержания своего здоровья, а также осознают важность занятий физической культуры в университете. Однако, к сожалению, все еще остается небольшой процент студентов, не понимающих важность физической культуры и спорта в жизни [4].

Поддержка собственного здоровья - обязанность каждого человека. Вне зависимости от пола или возраста, человек может довести себя до тяжелого, болезненного состояния вредными привычками, отсутствием физической подготовки [5]. Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Необходимо понимать, что долгая и активная жизнь - важное слагаемое человеческого фактора.

Список литературы

1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: учебник для вузов. М.: Просвещение, 2016. 574 с.

2. Пидкасистый П.И. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. М: Педагогическое общество России, 2014. 640 с.

3. Попов С.Н., Валеев Н.М., Гарасева Т.С. Лечебная физическая культура: учебник для студ. учрежд. ВПО. М.: Академия, 2014. 416 с.

4. Сибгатуллина Г.Г., Шарапова Г.З. Основная цель физического воспитания в высших учебных заведениях // Научное сообщество студентов XXI-го столетия. Гуманитарные науки: сб. материалов XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15. [Электронные ресурс]. URL: http://sibac.info/ archive/guman/9( 12).pdf (дата обращения: 11.11.2018).

5. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 2015. 520 с.

Русанов Алексей Анатольевич, доц., rusanov.a.a@,bk.ru, Россия, Краснодар, Кубанский государственный аграрный университет,

Белова Вера Александровна, преподаватель, bertaver8@gmail. com, Россия, Краснодар, Кубанский государственный аграрный университет,

Плотников Евгений Геннадьевич, преподаватель, evgemj.plotnikov1952@, mail.ru, Россия, Краснодар, Кубанский государственный аграрный университет

THE PURPOSE OF PHYSICAL EDUCATION IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF AGRICULTURE

A.A. Rusanov, V.A. Belova, E.G. Plotnikov

The main goals and objectives of physical education in higher education institutions were reviewed and supplemented. A survey was conducted among students of the Kuban State Agrarian University in order to identify the attitude of students to physical education.

Key words: physical culture, physical education, health, healthy lifestyle.

Rusanov Alexey Anatolyevich, associate professor, rusanov.a.acthk.ru, Russia, Krasnodar, Kuban State Agrarian University,

Belova Vera Alexandrovna, teacher, bertaver8@gmail. com, Krasnodar, Russia, Kuban State Agrarian University,

Plotnikov Evgeny Gennadievich, teacher, evgenij.plotnikov1952@mail.ru, Krasnodar, Russia, Kuban State Agrarian University

УДК 796.011.3

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ НА ПОКАЗАТЕЛИ ИСПЫТАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО

Д.Г. Сидоров, А.С. Большев, П.В. Игнатьев

Проведена оценка уровня физического развития студентов. Выявлены основные факторы физического развития и функционального состояния организма, влияющие на результативность показателей испытаний комплекса ГТО.

Ключевые слова: физическое развитие, функциональное состояние организма, комплекс ГТО, студенты.

Физическое развитие - это процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни, важнейший индикатор здоровья детей и взрослых, обусловленный внутренними факторами и условиями жизни [1]. Состояние здоровья и физическое развитие, функциональная подготовленность человека находятся в прямой зависимости. «В целом в России не менее 60 % обучающихся имеют нарушения здоровья. По данным Минздрав-соцразвития России, только 14 % обучающихся старших классов считаются практически здоровыми. Свыше 40 % допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки. Большинство граждан не имеют возможности систематически заниматься физической культурой и спортом. Так, в настоящее время 85 %

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.