Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЫНКА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЫНКА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
продовольственная безопасность / продовольственное самообеспечение / обеспечение / сельское хозяйство / уровень потребления продуктов питания / food security / food self-sufficiency / provision / agriculture / level of food consumption

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдулложонова Азизпошшо Немонжоновна, Артыкбаева Фарида Толонбаевна

Одним из элементов обеспечения национальной безопасности является продовольственная безопасность. В ее обеспечении ключевая роль возлагается именно на аграрную сферу экономики. В статье обозначены основные направления продовольственного самообеспечения, классификация ступеней продовольственного обеспечения. Проанализированы современные тенденции обеспечения физической и экономической доступности продовольствия и обоснована необходимость развития и совершенствования механизмов регулирования продовольственного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FOOD SECURITY MARKET OF THE KYRGYZ REPUBLIC

One of the elements of ensuring national security is food security. In ensuring it, the key role is assigned to the agricultural sector of the economy. The article outlines the main directions of food self-sufficiency and the classification of food supply levels. Current trends in ensuring the physical and economic accessibility of food are analyzed and the need to develop and improve mechanisms for regulating the food market is substantiated.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЫНКА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

ОШ МАМЛЕКЕТТИК УНИВЕРСИТЕТИНИН ЖАРЧЫСЫ. ЭКОНОМИКА

ВЕСТНИК ОШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЭКОНОМИКА JOURNAL OF OSH STATE UNIVERSITY. ECONOMICS

e-ISSN: 1694-8734

№2(3)/2023, 26-34

УДК: 338.439.02(575.2)

DOI: 10.52754/16948734 2023 2(3) 5

ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЫНКА КЫРГЫЗСКОЙ

РЕСПУБЛИКИ

КЫРГЫЗ РЕСПУБЛИКАСЫНЫН АЗЫК-ТУУЛУК КООПСУЗДУК РЫНОГУНУН

МАСЕЛЕЛЕРИ

PROBLEMS OF FOOD SECURITY MARKET OF THE KYRGYZ REPUBLIC

Абдулложонова Азизпошшо Немонжоновна

Абдулложонова Азизпошшо Немонжоновна Abdullozhonova Azizposhsho Nemonjonovna

старший преподаватель, Ошский государственный университет

улук окутуучу, Ош мамлекеттик университети Senior Lecturer, Osh State University aabdullajanova81@mail.ru

Артыкбаева Фарида Толонбаевна

Артыкбаева Фарида Толонбаевна Artykbaeva Farida Tolonbaevna

к.э.н, доцент, Ошский государственный университет

э.и.к., доцент, Ош мамлекеттик университети Candidate of Economics, Associate Professor, Osh State University farida.29.11.76@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЫНКА КЫРГЫЗСКОЙ

РЕСПУБЛИКИ

Аннотация

Одним из элементов обеспечения национальной безопасности является продовольственная безопасность. В ее обеспечении ключевая роль возлагается именно на аграрную сферу экономики. В статье обозначены основные направления продовольственного самообеспечения, классификация ступеней продовольственного обеспечения. Проанализированы современные тенденции обеспечения физической и экономической доступности продовольствия и обоснована необходимость развития и совершенствования механизмов регулирования продовольственного рынка.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, продовольственное самообеспечение, обеспечение, сельское хозяйство, уровень потребления продуктов питания.

КЫРГЫЗ РЕСПУБЛИКА СЫНЫН АЗЫК-ТУУЛУК КООПСУЗДУК РЫНОГУНУН МАСЕЛЕЛЕРИ

Аннотация

Улуттук коопсуздукту камсыз кылуунун элементтеринин бири азык-тYЛYк коопсуздугу болуп саналат. Аны камсыз кылууда негизги роль экономиканын агрардык секторуна жуктелген. Макалада тамак-аш азыктары менен езYн езY камсыздоонун негизги багыттары жана азык-тYЛYк менен камсыз кылуу децгээлинин классификациясы керсетYЛген. Азык-тYЛYктYн физикалык жана экономикалык жеткиликтYYЛYГYн камсыз кылуунун учурдагы тенденциялары талданат жана азык-тYЛYк рыногун женге салуу механизмдерин иштеп чыгуу жана еркYндетYY зарылчылыгы негизделген.

Ачкыч свздвр: азык-^лук коопсуздугу, азык-тYЛYк езYн-езY камсыздоо, камсыздоо, айыл чарбасы, азык-тYлуктY керектее денгээли.

PROBLEMS OF FOOD SECURITY MARKET OF THE KYRGYZ REPUBLIC

Abstract

One of the elements of ensuring national security is food security. In ensuring it, the key role is assigned to the agricultural sector of the economy. The article outlines the main directions of food self-sufficiency and the classification of food supply levels. Current trends in ensuring the physical and economic accessibility of food are analyzed and the need to develop and improve mechanisms for regulating the food market is substantiated.

Keywords: food security, food self-sufficiency, provision, agriculture, level of food consumption.

Сложность вопроса. В нынешнее время защищенность жизненно важных потребностей людей, общества и государства, которому присуще устойчивое развитие социума, раннее выявление, устранение и нейтрализация конкретных и допустимых угроз интересам Кыргызской Республики во всех областях государственного управления, и есть главный показатель современной страны, и именно таким путем складывается понятие "национальная сохранность". Этот тезис прочно вошел в поле общих системных категорий в 20 веке. Оно включает несколько сложных задач, которые обусловлены вероятными рисками и ненадежностью в различных областях деятельности страны. Безопасность Кыргызской Республики и любого другого государства формируется на экономической целостности, в котором одной из главнейших составляющих является продовольственная безопасность страны. В результате чего достигается устойчивое социально-экономическое развитие народа в целом и его общедемографическое воспроизводство.

Исследование этого вопроса не полностью отвечает настоящим нуждам правительственного регулирования полного обеспечения продовольственной безопасности.

Целью исследования является анализ всего состояния и сложностей обеспечения продовольственной безопасности Кыргызской Республики.

Описание ключевого материала исследования. Вопросы продовольственной безопасности являются первоочередными в общенациональной устойчивости каждой страны, так как является главным условием и положением социальной и экономической прочности страны в целом. Продукты питания важнейший и незаменимы в жизненном процессе развития человека. Поэтому формирование пищевой промышленности и являющаяся основой питания сельхоз продукция становится общедемографическим обстоятельством. Это обстоятельство является главным для обеспечения жизненных потребностей общества и лично человека. Поэтому имеет место особой актуальности продовольственной безопасности. В межгосударственных соглашениях продовольственная безопасность как определение имеет нижеследующую трактовку - это состояние экономики, при котором каждому и всем другим гарантируется доступ к продуктам питания, питьевой воде и другим необходимым продуктам в качестве, разнообразии и объеме, достаточных для физического и социального развития каждого жителя, гарант обеспечения здоровья и роста населения страны". Продовольственная безопасность -официально принятое в международной практике понятие, является одной из главных целей аграрной и экономической политики государства.

В Законе Кыргызской Республики «О продовольственной безопасности» продовольственная безопасность определяется как состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется физическая и экономическая доступность продовольствия для населения в соответствии с установленными минимальными нормами потребления продуктов питания [1]. Отсюда механизм обеспечения национальной продовольственной безопасности должен базироваться на принципахсамообеспеченности, автономности, приемлемости и качества.

Эксперты организации объединенных наций ^АО) по продовольственной и сельскохозяйственной части, предлагают продовольственную безопасность рассматривать как обеспеченный гарант доступа людей всех стран мира, континента, региона к продовольствию в любое время и в любом объеме, нужных для обеспечения активной и здоровой жизнедеятельности человека.

В настоящее время зависимость Кыргызской Республики от импорта продуктов питаниядоходит до 80%, в том числе по хлебу и хлебопродуктам - 80%, мясу и мясопродуктам - 90%, растительному маслу - 90%, куриным яйцам - 40%, сахару - 40%, по фруктам, овощам - 40% [2].

Механизм национальной продовольственной безопасности должен основываться на принципах: самообеспеченности, автономности, приемлемости и качества. Также должны обеспечиваться продуктивное развитие пищевой промышленности, внешняя экономическая деятельность в области пищевой промышленности, формирование доходов общества, гарантирование приемлемого и качественного потребления. Главные составляющие формирования национальной политики в области продовольственной безопасности представлены на рис. 1.

Важным составляющим обеспечения продовольственной безопасности в Кыргызстане требует поддержания должного уровня продовольственного самообеспечения. Это в свою очередь нуждается в использовании государственной поддержки отечественных предприятий пищевой промышленности и введение мер по регулированию над импортом с задачей поддержки своеземных продуцентов. Гарантом продовольственной безопасности является достаточное самообеспечение продуктами питания а также присутствии средств для их импорта в нужных объемах при низкой потенциальной уязвимости продовольственного обеспечения населения на случай появления сложностей с импортом продовольствия (отсутствие валюты, рост цен, эмбарго и т.п.). Главные компоненты формирования национальной политики в области продовольственной безопасности отражены в рисунке 1.

Рис.1. Компоненты формирования национальной политики в области продовольственной безопасности

От состояния пищевой промышленности непосредственно зависит уровень продовольственной безопасности Кыргызской Республики. Для достижения

продовольственного обеспечения на уровне самообеспеченного государства, оно должно гарантировать себе собственное производство.

Продовольственное самообеспечение должно удовлетворять существенной доли потребностей в продуктах питания за счет собственного производства. Поэтому системным центром в гарантировании продовольственной безопасности является пищевая промышленность. Для этого нужно установить регулирование за такими ее подсистемами, как планирование, сбыт и распределение; резервы и потребление продовольствия; кадровое, информационно-консультативное, финансовое, научное и материально-техническое обеспечение и т.д. Установление сущности продовольственной безопасности постоянно соединено с обеспечением жизнедеятельности человека, что, в свою очередь, отражается состоянием его здоровья.

Поэтому специалисты предложили реальное представление о действительной продовольственной ситуации в стране получать после сопоставление существующего уровня потребления с максимальным уровнем потребления. С такой установкой специалисты разработали классификацию продовольственного обеспечения населения, сформированной по принципу соответствия продовольственного обеспечения к задачам роста рождаемости, сохранения здоровья, активной жизнедеятельности общества и достижения предельно возможной в нынешних реалиях средней продолжительности жизни. Согласно этой классификации разделяют семь ступеней продовольственного обеспечения населения в странах:

• I уровень - катастрофический. Учитывает суточное употребление на человека 14001700 ккал, характеризуется хроническим недоеданием (суточное употребление меньше 1520 ккал рассматривается как голод).

• II уровень - критический. Предусматривает употребление в пределах 1700-2200 ккал на человека, что достаточно для преодоления хронического недоедания, и жизнедеятельности на грани выживания, и обеспечения обычного увеличения народонаселения страны.

• III уровень - минимальный. Среднесуточное потребление в пределах 2300-2800 ккал на одного человека, учитывает наличие некоторых продовольственных объёмов, что делает невозможным возникновение голода. II и III уровни рассматриваются при планировке обеспечения населения продовольствием в экстремально-кризисном положении.

• IV уровень - достаточный. Суточное употребление колеблется в пределах 2800-3600 ккал на душу населения, но не сбалансировано по элементам питания, то есть продовольственного объёма хватает для стабильного употребления, но не сбалансировано для здорового образа жизни и его продолжительности.

• V уровень - рациональный. Суточное употребление колеблется пределах 3300-3600 ккал на душу населения. Рацион насыщен: белками, витаминами, минералами. Стандартные показатели которого необходимо использовать как базу для нынешних социально-экономических подсчетов на правительственном уровне.

• VI уровень - оптимальный. Потребление V уровня не только сбалансированностью по нужным пищевым компонентам, но также предусмотрено употребление в пищу экологически чистых продуктов питания, которые создают условия для роста продолжительности жизни общества и благоприятно действуют на самочувствие населения.

• VII - перспективный. Положение позволяющее совершенствовать сущность человека и максимально улучшить его активную жизнедеятельность, приумножая грани естественной продолжительности жизни человека.

Все нужды человека в содержании можно разделить на 13главных пунктов, среди которых первостепенные пункты - продукты питания, чистая вода и употребляемые в домашних условиях безалкогольные напитки; второстепеные - такие же группы товаров, но употребляющиеся в заведениях гостинично-ресторанного типа.

Решение сложных проблематичных вопросов продовольственной безопасности реализуется на трех уровнях: "человек"; "страна"; "мир".

Первый уровень нуждается в обеспечении продовольствием для развития физически и интеллектуально формированного человека, прироста благосостояния и устранения бедности при модификации социальной инфраструктуры.

Второй уровень - всеобщая продовольственная безопасность страны, необходимые для здоровья нации; экономическое развитие в целом и сельского хозяйства, в том числе за увеличение роли государственных систем исследований и внедрений в области пищевой отрасли; развитие сельской местности.

На третьем - мировом - уровне основными критериями являются запасы зерна, которые, согласно требованиям FАО, должны составлять не менее 70кг на душу населения на 3 месяца. Продовольственная нехватка в наше время ослабляет здоровье более 1 млрд. человек, таким образом, угрожает четверти населения развивающихся стран, соответствующим условиям жизни и труда в этих странах, а также до 5% населения развитых стран.

По данным экспертов ООН с 1995 года из-за недоедания и голода ежегодно погибало около 50 млн. человек. Тяжелейшее состояние с обеспечением продовольствием народонаселения в 40 беднейших странах, которые входят в "зону голода", затрагивающую центральную Африку и Юго-Восточную Азию.

Основные меры по обеспечению продовольственной безопасности зависят от возможностей и запасовагропродовольственного сектора. Потенциал роста пищевой промышленности значится главной точкой развития национального дохода и гарантии продовольственной безопасности страны. Аграрный сектор обеспечивает как продовольственную безопасность, так и продовольственную автономность государства. Анализ показал, что в настоящее время нет ни одной страны, которую бы не волновали проблемы продовольственной безопасности. Это касается производства продовольственных товаров, инфраструктуры, импорта-экспорта продовольствия, потребления продуктов питания и т.д. Каждое государство ставит свои задачи по укреплению и развитию продовольственного обеспечения своего народа исходяот достигнутых решений по этой проблеме [3, 4, 5].

Основными причинами продовольственной зависимости любого государства могут

быть:

1) нехватка продовольствия и слабый уровень платежеспособных возможностей, обуславливающий дисбаланс внутреннего продовольственного рынка по спросу и предложению;

2) зависимость внутреннего рынка от импортных поставок продовольствия, не конкурентоспособность государственного агропромышленного комплекса;

3) низкая конкурентоспособность продукции по качеству и/или цене при достаточности продовольствия собственного производства;

4) неразвитость внешнеэкономических связей, замкнутость внутреннего продовольственного рынка;

5) низкая эффективность деятельности хозяйствующих субъектов;

6) превращение экспорта продовольственной продукции в самоцель развития агропромышленного комплекса;

7) рост обязательств по покрытию внешнего долга при нестабильном курсе национальной валюты.

Продовольственная безопасность государства свидетельствует, что экономика страны и ее важнейший сектор не испытывают напора со стороны ввозимого товара. Увеличение импорта приводит к разрушению отечественного сельского хозяйства. Так, в 2021 г. цены росли потому, что производство сельскохозяйственной продукции было меньше потребления. Чтобы удерживать повышение цен, был увеличен процент импорта, и это немедленно ударило по сельскохозяйственным производителям, которые не могут конкурировать предприятиями соседних стран. Кыргызстан имеет достаточно благоприятствующие климатические условия для выхода из кризиса, чтобы обеспечить свою продовольственную автономность от импорта на предстоящее будущее и увеличивать экспорт продовольственных товаров.

В то же время эксперты уже предрекают возникновение продовольственного кризиса. Часто скрываются подлинное количество импорта, не учитывается при этом "серый" импорт, поэтому сложно узнать реальную ситуацию с опасностью роста кризиса. Очень важным является и то, что импортная продовольственная продукция, завозимая в Кыргызстан, в большинстве случаев дешевая и некачественная. Из этого сырья производят колбасные изделия, пельмени (на 70%) и т.п. Часто неизвестным остается происхождение такого мяса, например индийской говядины. В мясоперерабатывающей отрасли почти всегда используется ввозимая некачественная кормовая соя. Никто не гарантирует не зараженных сырьевой продукции опасными бактериями - от сальмонеллы до кишечной палочки.

Львиная доля ГМО продукции приходится на импортную. Отечественное продовольствие также не всегда отвечает требованиям безопасности качества, но основная доля нарушений приходится на импортные продовольственные товары. Решение продовольственной безопасности нашего государства невозможно без улучшения качества и безопасности пищевых продуктов. Концепция продовольственной безопасности страны должна удовлетворять физиологические потребностей народа в безопасных, полифункциональных, высококачественных продуктах питания в соответствии с медицинскими рекомендациями, экологическими условиями и индивидуальным состоянием человека. Одним из путей достижения продовольственной безопасности является строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований, технологических инструкций, рецептур, режимов обработки, хранения, транспортировки, реализации сырья и готовой продукции.

Таким образом, качество является важнейшим аспектом продовольственной безопасности. Для решения этих вопросов необходимо создать систему безопасности, которая позволит устранить риски получения низкой по качеству продукции. Например, это станет осуществимым при условии: совершенствования методов оценки качества пищевых продуктов и продовольственного сырья; перехода от контроля готовой продукции к контролю на стадии ее производства по всей технологической цепи; разработка системы

прогнозирования показателей качества; разработка, освоение и внедрение системы интегрального контроля сырья и пищевых продуктов и применение высокоэффективных методов контроля; разработка методик качественного и количественного анализа риска нарушения функционирования технологических систем, ухудшающих качество производимой продукции.

Выводы. Продовольственная безопасность носит государственный характер, ей присуща комплексность и перманентность. В зависимости от наших национальных особенностей продовольственной системы, времени ее развития, от того, какая основа продовольственной проблемы будет набирать на том или ином этапе главенствующее значение, задачи ее обеспечения меняются совместно с переменами внутренних и внешних угроз. Акцентируя национальную продовольственную безопасность как главную установку аграрной политики, специалисты, занимающиеся продовольственной безопасностью, рекомендуют фиксировать внимание на нижеследующих ее аспектах: продовольственном, сельскохозяйственном, внешнеэкономическом, агропромышленном, а также социальном.

Продовольственный аспект -исходная точка в анализе приоритетов, так как служит количественному выражению главной задачей аграрной политики - продовольственной безопасности. Именно он определяет обеспеченность государства продовольствием, в том числе свое производство, объемы запасов продуктов питания и сельскохозяйственного сырья, а также физиологические и платежеспособные пределы спроса на продукты питания на внутреннем рынке и характеризуется показателями нынешней структуры потребления и его физиологически достаточными нормами. Сельскохозяйственный аспект отражает использование аграрных возможностей государства в производстве нужных объемов сельскохозяйственного сырья и продовольствия, и характеризуется всеми показателями рентабельности сельского хозяйства: урожайность культур, прирост количества животных, продуктивность сельскохозяйственных угодий, эффективность труда, продуктивность производства.

Агропромышленный аспект предоставляет анализ материально-технической базы сельского хозяйства, пищевой промышленности и оценить возможности и рентабельность перерабатывающих сфер, состояние работоспособности маркетинговой отрасли.

Внешнеторговый аспект показывает связь внешних и внутренних сельскохозяйственных рынков, характеризующуюся показателями количества импорта и экспорта отдельно каждого из продуктов; равновесием ввоза и вывоза сельскохозяйственной продукции и продуктов питания; ценами на все виды сельскохозяйственной продукции и продовольствия своего и импортного производства, отношением их уровня на внутреннем и внешнем рынках; признаками конъюнктуры внешних рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Социальный аспект включает вопросы платежеспособного доступа общества к продовольствию, социальной защиты малообеспеченных слоя общества, увеличение нацеленность социальной политики, достижение аилами равных с городом условий заработка денежных доходов и социального обслуживания, равных условий социального обеспечения для всех слоев общества независимо от типа трудовой деятельности и местонахождения.

Учитывая проведенный анализ и кыргызские реалии, продовольственная безопасность - это уровень продовольственного достатка народа, гарантирующий социально-

политическую обеспеченность общества, выживание и прирост нации, индивида, семьи, стабильность экономического развития государства.

Список литературы

1. О продовольственной безопасности Кыргызской Республики [Текст]: Закон Кыргызской Республики. - № 183. - 4 августа 2008 года

2. Асанов М.А.Состояние и тенденции обеспечения продовольственной безопасности в устойчивом развитии региона (на примере Ошской области Кыргызской Республики) / М.А.Асанов // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2023. № 6-1 (100). - С. 23-26

3. Ташбаев А.М. и др. Совершенствование механизмов государственного регулирования агропродовольственного рынка в условиях ЕАЭС [Текст] / А.М. Ташбаев, У.Н. Момунов // Проблемы экономики и менеджмента. - 2018. - № 8. - С. 68.

4. Асанов, М.А. (2023). Проблемы и перспективы обеспечения продовольственной безопасности региона в условиях инновационного развития агропромышленного комплекса. Вестник Ошского государственного университета. Экономика, 1(2), 9-14. https://doi.org/10.52754/16948734 2023 1 2.

5. Убайдуллаев, М.Б., Бекматова, Ж., Бактыбек Уулу К. (2022). К вопросам улучшения каналов сбыта продукций сельского хозяйства Кыргызстана в современных условиях - некоторые аспекты проблем и пути их решения. Вестник Ошского государственного университета. Экономика, №1, сс. 44-53. EDN: GMBDIG.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.