DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11244 КАРГИНА Валерия Петровна,
студент Юридического факультета ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», e-mail: [email protected]
Научный руководитель: НИКОЛАЕВА Юлия Валентиновна,
доктор юридических наук, профессор, профессор Департамента правового регулирования экономической деятельности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», е-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОНТРАБАНДУ ОСОБО ЦЕННЫХ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ (СТ. 226.1 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
Аннотация. Статья посвящена вопросу изучения юридической ответственности за контрабанду особо ценных диких животных. В этой работе отдельное внимание уделяется вопросу изменений, происходящих в законодательной сфере в последние годы, а также приведена статистика правонарушений по ст. 226.1 УК РФ и выделены некоторые наиболее распространённые способы совершения преступлений по данной статье. Предметом исследования выступают уголовно-правовые нормы об ответственности за экологические преступления.
Ключевые слова: экономические преступления, Уголовный кодекс Российской Федерации, экологическая безопасность, юридическая ответственность, контрабанда, особо ценные дикие животные, уголовное законодательство.
KARGINA Valeriya Petrovna,
Student of the Faculty of Law, Financial University under the Government of the Russian Federation»
Scientific adviser: NIKOLAEVA Yulia Valentinovna,
Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of legal regulation of economic activity, Finance under the Government of the Russian Federation
PROBLEMS OF BRINGING TO CRIMINAL RESPONSIBILITY FOR THE SMUGGLING OF ESPECIALLY VALUABLE WILD ANIMALS (ARTICLE 226.1 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN
FEDERATION)
Annotation. The article is devoted to the study of legal liability for the smuggling of especially valuable wildlife. In this work, special attention is paid to the issue of changes in the legislative sphere in recent years, as well as statistics on offenses under Art. 229.1 of the Criminal Code and highlighted some of the most common ways of committing crimes under this article. The subject of the study is the criminal law on liability for environmental crimes.
Key words: Environmental crimes, the Criminal Code of the Russian Federation, environmental safety, legal liability, smuggling, especially valuable wildlife, criminal law.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
Вопросы изучения преступлений против общественной безопасности в настоящее время приобрели особую актуальность, которая обусловлена различными проблемами, в т.ч. проблемами привлечения к уголовной ответственности за контрабанду особо ценных диких животных. Подобные нарушения заставляют по-новому посмотреть на деяния контрабандистов.
В развитии данных положений, в ст. 226.1 УК РФ было внесено новое дополнение, а именно введение такого обозначения, как «особо ценные дикие животные и водные биологические ресурсы, принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их части и производные» [4]. Отдельно от изучаемой темы стоит сказать, что, тем же федеральным законом в гл. 26 «Экологические преступления» УК РФ было дополнение новой ст. 258.1 «Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации» [1].
Такое внимание к вопросу контрабанды появилось не просто так. Сама по себе контрабанда несет свое существование со времён введения правил перемещения предметов через границы стран с таможней и тарифами на ввоз и вывоз товаров [1]. Ранее в нашей стране в УК РФ имелась ст. 188 «Контрабанда», однако она была декриминализована в 2011 г. [2]. Возникла ситуация, когда декриминализация товарной контрабанды, породила необходимость установления уголовной ответственности за специальные ее виды. В связи с этим уголовное законодательство было дополнено двумя новыми статьями: ст. 226.1 и ст. 229.1 [1].
Таким образом, ст. 226.1 была размещена в гл. 24 «Преступления против общественной безопасности», ст. 229.1 - в гл. 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» УК РФ.
Последние годы результаты правоохранительной деятельности подразделений Федеральной таможенной службы показывают более 500 уголовных дел, заведенных по ст. 226.1 УК РФ. В таблицах ниже представлены результаты деятельности Федеральной таможенной службы [3].
Таблица 1
Результаты правоохранительной деятельности таможенной службы за 2015 - 2019 гг. (количество уголовных дел по ст. 229.1 УК РФ) [3]
2015 2016 2017 2018 2019
412 515 656 577 522
Таблица 2
Результаты правоохранительной деятельности таможенной службы за 2015 - 2019 гг. (количество уголовных дел по ст. 226.1 УК РФ) [3]
2015 2016 2017 2018 2019
528 442 365 517 677
Мы видим, что это нарушение является довольно распространенным. Как уже было отмечено ранее, выделение отдельно ст. 226.1 и ст. 258.1 дало возможность более детально уделить внимание вопросам контрабанды именно живот-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
ных, а перенесении ранее затронутых статей о денежных средствах [5], табачной и алкогольной продукции [6] в сферу экономических преступлений позволило сосредоточить внимание на экологических преступлениях, совершаемых в области
незаконного перемещения товаров. Ведь вред, нанесенный одному компоненту окружающей среды, несомненно, повлияет на другой компонент.
В ст. 226.1 УК РФ был указан только такой признак перемещения контрабандных предметов, как незаконность. Важно отметить, что, по сути, методы незаконного перемещения, осуществляющиеся через таможенную границу, нередко включают в себя перемещение различных товаров, например, не в отведенных местах, а за их пределами. Еще отмечается незаконное перемещение товаров в нерабочее таможенными органами время, или сокрытие от проведенного таможенного контроля, или неполное, а в иных случаях неточное составление декларации. Некоторые авторы отмечают важность изучения, каким именно способом было совершено преступление, т.к. именно благодаря этому можно выявить, каким образом можно предотвратить нарушения. Так, например, в своем исследовании Е.А. Азаренкова отмечает, что контрабанда осуществляется с сокрытием от таможенного контроля в 43% случаев [1]. В 34.6% случаев контрабанда была совершена с помощью незаявленной или недостоверной декларации [1]. Так же она выявила, что в 11.7% уголовных дел и приговоров суда были выявлены использование документов, содержащих неточную информацию о товарах, и (или) используя поддельные или другие средства идентификации, связанные с другими товарами [1]. И только в 10.7% случаев имела место контрабанда, осуществляющаяся вне установленных мест или в неуказанное рабочее время таможенных органов в этих местах [1]. Эти данные демонстрируют нам сферы, которым в первую очередь следует уделить внимание при исследовании вопроса ответственности за осуществляемую контрабанду.
Другой проблемой является отсутствие научно обоснованных критериев, по которым можно определить особо ценные виды диких животных. Расширение 258 ст. УК РФ приводит к криминализации за те виды диких животных, которые таковыми не являются. Так же ученые делают акцент на непризнание особо ценными те виды животных, которые таковыми являются. Это приводит к замкнутому кругу, чтобы из него выйти, необходимо пересмотреть перечень особо ценных диких животных.
Конечно же, несмотря на развитие правовой сферы, отечественное законодательство все еще нуждается в изменениях. Например, в настоящее время необходимость создания отдельной, независимой статьи, где будет отражена ответственность за контрабанду особо ценных диких животных, может превратиться в своеобразный ответ на
необходимость расширения уголовного права в сфере привлечения к ответственности за контрабанду особо ценных диких животных.
Таким образом, можно выделить 2 ключевые проблемы:
• не уделено должного внимания способам
совершения преступления;
• некорректный перечень особо ценных диких
животных.
С учетом вышеизложенного, более разумным будет предложить законодателю уделить особое внимание научно обоснованным данным. В особенности необходимо подробнее изучить способы, с помощью которых происходят нарушения, и отдельно отметить ответственность за нарушения с помощью сокрытия от таможенного контроля или отсутствие декларации.
Другим значимым для законодателя аспектом должно стать определение максимально подробных критериев для понятия «особо ценные дикие животные». Эти критерии могут включать в себя экологическую, экономическую, имущественную и другие виды ценностей, согласно которым можно контролировать ответственность за контрабанду особо ценных диких животных.
В данной работе привлечено внимание к проблемам, имеющимся в УК РФ, касательно темы ужесточения наказания за контрабанду. Законодательно была отделена контрабанда животных, занесенных в Красную книгу, а также отдельно выведена контрабанда экономической сферы, что позволяет взглянуть на вопрос более глубоко. Все большее внимание привлекается к проблеме различных ученых, благодаря исследованиям которых можно основательнее подойти к вопросу юридической ответственности за контрабанду особо ценных диких животных.
Список литературы:
[1] Азаренкова Е.А. Уголовная ответственность за контрабанду, посягающую на общественную безопасность (Ст. 2261 УК РФ): автореф. дис. ... канд. юрид. наук (12.00.08) / Азаренкова Елена; Акад. упр. МВД России. - М., 2016. - 23 с.
[2] Кузнецова Н.И. Раздел «Преступления против экологической безопасности» в проекте нового уголовного кодекса Российской Федерации: опыт уголовно-правового анализа // Вестник Калининградского филиала Санкт-петербургского ун-та МВД России. - 2019. - № 3 (57). - С. 24 - 29.
[3] Официальный сайт Федеральной таможенной службы // http://customs.ru/activity/ pravooxranitel-naya-deyatel-nost-/informacziya-glavnogo-upravleniya-po-bor-be-s-kontrabandoj?page=1 (дата обращения: 02.02.20).
[4] Федеральный закон от 02.07.2013 г. № 150-ФЗ «О внесении изменений в отдельные зако-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
нодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2013. - № 27. - Ст. 3442 [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_148462/ (дата обращения: 02.02.20).
[5] Федеральный закон от 28.06.2013 г. № 134-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_148268/ (дата обращения: 02.02.20).
[6] Федеральный закон от 31.12.2014 г. № 530-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий» [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_173188/ (дата обращения: 02.02.20).
Spisok literatury:
[1] Azarenkova E.A. Ugolovnaya otvetstven-nost' za kontrabandu, posyagayushchuyu na obsh-chestvennuyu bezopasnost' (St. 2261 UK RF): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk (12.00.08) / Azarenkova Elena; Akad. upr. MVD Rossii. - M., 2016. -23 s.
[2] Kuznecova N.I. Razdel «Prestupleniya pro-tiv ekologicheskoj bezopasnosti» v proekte novogo
ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii: opyt ugolovno-pravovogo analiza // Vestnik Kalinin-gradskogo filiala Sankt-peterburgskogo un-ta MVD Rossii. - 2019. - № 3 (57). - S. 24 - 29.
[3] Oficial'nyj sajt Federal'noj tamozhennoj slu-zhby // http://customs.ru/activity/pravooxrani-tel-naya-deyatel-nost-/informacziya-glavnogo-uprav-leniya-po-bor-be-s-kontrabandoj?page=1 (data obrashcheniya: 02.02.20).
[4] Federal'nyj zakon ot 02.07.2013 g. № 150-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» // SZ RF. - 2013. - № 27. -St. 3442 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_148462/ (data obrashcheniya: 02.02.20).
[5] Federal'nyj zakon ot 28.06.2013 g. № 134-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti protivodejstviya nezakonnym finansovym operaciyam» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_148268/ (data obrashcheniya: 02.02.20).
[6] Federal'nyj zakon ot 31.12.2014 g. № 530-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti usileniya mer protivodejstviya oborotu kontrafaktnoj produkcii i kontrabande alkogol'noj produkcii i tabachnyh izdelij» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_173188/ (data obrashcheniya: 02.02.20).
ЮРКОМПАНИ
www. law-books. ru
л_
-4.
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.
/
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020