Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ И ИХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ'

ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ И ИХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
358
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОНАРУШЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ЛИЦА / ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Амельчакова Венера Наимовна, Суслова Галина Николаевна

Рассматриваются проблемные вопросы привлечения несовершеннолетних лиц и их законных представителей к административной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Амельчакова Венера Наимовна, Суслова Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF BRINGING MINORS AND THEIR LEGAL REPRESENTATIVES TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

The problematic issues of bringing minors and their legal representatives to administrative responsibility are considered.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ И ИХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-23-26 NIION: 2003-0059-1/22-140 MOSURED: 77/27-003-2022-01-339

Проблемы привлечения к административной ответственности несовершеннолетних лиц и их законных представителей

Венера Наимовна Амельчакова1, Галина Николаевна Суслова2

1 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия, venera_amel63@mail.ru

2 Тверской филиал Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, Тверь, Россия, gn_suslova@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются проблемные вопросы привлечения несовершеннолетних лиц и их законных представителей к административной ответственности.

Ключевые слова: правонарушение, административная ответственность, несовершеннолетние лица, законные представители

Для цитирования: Амельчакова В. Н., Суслова Г. Н. Проблемы привлечения к административной ответственности несовершеннолетних лиц и их законных представителей // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 1. С. 23-26. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-23-26.

Original article

Problems of bringing minors and their legal representatives to administrative responsibility

Venera N. Amelchakova1, Galina N. Suslova2

1 Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia, venera_amel63@mail.ru

2 Tver branch of Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Tver, Russia, gn_suslova@mail.ru

Abstract. The problematic issues of bringing minors and their legal representatives to administrative responsibility are considered.

Keywords: offence, administrative liability, minors, legal representatives

For citation: Amelchakova V. N., Suslova G. N. Problems of bringing minors and their legal representatives to administrative responsibility. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(1):23-26. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-23-26.

На сегодняшний день сохраняется актуальность касательно вопроса привлечения к ответственности таких категорий нарушителей, как несовершеннолетние лица, а также их законных представителей в тех случаях, когда ими было нарушено законодательство РФ. Несовершеннолетним признается лицо, не достигшее 18 лет [2]. Данное понятие можно классифицировать.

К несовершеннолетним относятся: малолетние в возрасте от 6 до 14 лет (ст. 28 ГК РФ) и лица в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 26 ГК РФ) [2]. В качестве их

© Амельчакова В. Н., Суслова Г. Н., 2022

законных представителей могут выступать следующие категории: родители, опекуны, должностные лица организаций или учреждений, которые взяли на себя опеку над этим несовершеннолетним [2; 3; 4].

В научной литературе обсуждается вопрос о несоответствии российского законодательства, регулирующего административную ответственность несовершеннолетних граждан. Практика демонстрирует, что бывает довольно проблематично установить ответственность и привлечь к ней несовершеннолетнего. Эти нюансы связаны, прежде всего, с отказом законо-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

дателя закрепить в КоАП РФ самостоятельный раздел, который был бы посвящен административной ответственности лиц, не достигших совершеннолетия.

Так, в действующем УК РФ разд. V касается уголовной ответственности и наказаний несовершеннолетних; в нем также определено понятие несовершеннолетнего. Закрепление самостоятельного раздела об ответственности несовершеннолетних в КоАП РФ способствовало бы единообразному и правильному применению правовых норм, а также могло снизить вероятность нарушения законных прав лиц, не достигших совершеннолетия.

Кроме того, в одних нормах КоАП РФ применен юридический термин «несовершеннолетний», в других — «лица, не достигшие 18-летнего возраста». Законодатель не придал большого значения конкретного формулирования дефиниций и определений указанного понятия, правовая неурегилированность терминов которых влечет очевидное — правовую неопределенность правоприменения.

В связи с этим, для обеспечения использования единообразной терминологии нормативных правовых актов, а также единообразной практики привлечения виновных лиц к административной ответственности в КоАП РФ, считаем целесообразным предусмотреть отмену применения термина «несовершеннолетний», а вместо него применить понятие «лицо, не достигшее восемнадцати лет» [6, с. 102-110].

Стоит подробно остановиться на наиболее частых правонарушениях, которые наиболее популярны у несовершеннолетних. На первом месте, согласно статистическим данным, стоит такое правонарушение, как мелкое хулиганство. За это правонарушение, согласно ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, к административной ответственности подлежат привлечению лица, достигшие 16-летнего возраста.

Согласно текущему законодательству, меры наказания могут быть самыми разными, начиная от денежного штрафа и заканчивая административным арестом правонарушителей. Однако, вследствие такого ограничения по возрасту, которое прописано в законодательстве Российской Федерации, возникает вполне закономерный вопрос. А именно, можно ли считать хулиганством аналогичные действия несовершеннолетнего лица в том случае, если ему еще не исполнилось 16 лет?

На сегодняшний день КоАП РФ не предусмотрена административная ответственность родителей и иных

законных представителей (за исключением ст. 20.22 КоАП РФ), в тех случаях, когда их ребенок или опекаемый совершит правонарушение. Они могут быть привлечены к ответственности только в связи со ст. 5.35 КоАП РФ, только в том лишь случае, если получится доказать, что именно благодаря неким действиям, либо, наоборот, бездействию этих лиц, несовершеннолетний смог совершить административное правонарушение. Однако, даже установление такой причинно-следственной связи не дает однозначной возможности для привлечения этих лиц к ответственности. Дополнительным фактором для того, чтобы заставить эти лица отвечать за административные правонарушения несовершеннолетних, которые находятся у них под опекой, является доказательство, что они никоим образом не пытались воздействовать на ребенка, зная о его поведенческих проблемах. Если выяснится, что они о них знали и пытались воздействовать, то представители будут освобождены от ответственности. В связи с этим, предлагается предусмотреть в ст. 5.35 КоАП РФ административную ответственность родителей и иных законных представителей за совершение правонарушений, которые не сопряжены с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних в возрасте до 16 лет.

В КоАП РФ также должным образом не регламентирована процедура привлечения к ответственности по ст. 5.35 в случаях, когда лица, которые привлекаются к административной ответственности проживают в различных муниципальных образованиях, субъектах Российской Федерации или за пределами РФ. Согласно ч. 1 ст. 23.2 и ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35 КоАП РФ, направляются для рассмотрения в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства правонарушителей, что затрудняет возможность их привлечения к административной ответственности и увеличивают административную нагрузку [5, с. 168-169].

Хотелось бы затронуть и такую актуальную на сегодняшний день проблему, как возраст привлечения к административной ответственности. Этот вопрос поднимался таким ученым, как В. Н. Хорьков. Предложение этого исследователя заключается в том, чтобы за самые опасные административные правонарушения можно было привлекать несовершеннолетних с 14 лет [7].

24

Вестник Московского университета МВД России

№ 1 /2022

-^pr-

JURISPRUDENCE

При изменении административного законодательства в сторону установления ответственности за совершение правонарушений лицам, достигшим возраста 14 лет, возникает необходимость обсуждения особенностей правоприменения к таким лицам различных видов наказаний, предусмотренных КоАП РФ. Специфика этого нюанса отражена в ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ, которая прямо запрещает держать под административным арестом граждан в том случае, если они не являются совершеннолетними.

Также представляется неоспоримым тот факт, что лишь малая часть несовершеннолетних имеет свои собственные источники дохода, на которые может быть обращено административное взыскание в качестве наказания за правонарушение. Следовательно, выглядит логичным и рациональным предложение дополнить ст. 2.3 КоАП РФ нормой следующего содержания «на несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет не может налагаться административное наказание в виде административного штрафа за исключением случаев, когда они имеют самостоятельный заработок» [7].

Предлагая установление административной ответственности несовершеннолетних с 14 лет за отдельные опасные административные правонарушения, следует учесть, что КоАП РФ за такие правонарушения предусматривает в основном административный штраф, а в некоторых случаях самую строгую меру ответственности — административный арест. В связи с чем представляется необходимым включение в КоАП РФ нормы следующего содержания: «на несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет может налагаться административное наказание в виде предупреждения независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса». Однако для решения вопроса о снижении возраста административной ответственности необходимо провести целый ряд исследований в том числе медицинских, психолого-психиатрических, криминалистических, статистических и иных необходимых исследований, а также общественные слушания по указанному вопросу.

Подытоживая вышесказанное следует учитывать, что проблемы административной ответственности несовершеннолетних являются комплексным объектом исследования, влекущим дифференциацию и ограничение данной проблематики для каждого из указанных субъектов.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО РОССИИ

7-е изд., перераб. и доп. Учебник. 744 с. Гриф МО РФ Гриф УМЦ «Профессиональный учебник» Гриф НИИ образования и науки (Серия «Dura lex, sed lex») Под ред. В. Я. Кикотя, Н. В. Румянцева

В учебнике предложено оригинальное видение предмета административного права, механизма административно-правового регулирования общественных отношений, во многом отличающееся от стереотипов, сложившихся в административно-правовой науке в течение многих десятилетий. Особое внимание уделено таким малоизученным вопросам административного права, как особенности административно-правового статуса организаций (в том числе государственных учреждений, должностных лиц), основы правоохранительной службы, административно-правовые действия, методы осуществления административной деятельности, основы теории административно-публичного обеспечения безопасности.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений юридического профиля.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Список источников

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (КоАП РФ) // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ч. I) // СЗ РФ. 1994. №9 32. Ст. 3301.

3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №9 223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. №9 1. Ст. 16.

4. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // СЗ РФ. 2008. № 17. Ст. 1755.

5. Суслова Г. Н., Ирлицин В. И., Крылова Е. А. Административное принуждение как метод государственного управления: Моногр. Тверь : Твер. гос. ун-т, 2014.

6. Suslova G. N., Tomashevskaya N. P., Kuvyrchen-kova T. V., Gaidashov A. V., Redikultceva E. N. Problems of bringing minors to administrative liability in the Russian Federation // Revista Inclusiones. 2020. Т. 7. № 3-2.

7. Хорьков В.Н. К вопросу о реформе административной ответственности несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. № 1.

References

1. The code of the Russian Federation on administrative offenses of December 30, 2001 No. 195-FZ (administrative code) // SZ the Russian Federation. 2002. No. 1. St. 1.

2. The civil code of the Russian Federation of 30 November 1994 No. 51-FZ (h I) // SZ the Russian Federation. 1994. No. 32. St. 3301.

3. Family code of the Russian Federation of 29 December 1995 No. 223-FZ // SZ the Russian Federation. 1996. No. 1. St. 16.

4. Federal law of April 24, 2008 No. 48-FZ «On guardianship and guardianship» // SZ the Russian Federation. 2008. No. 17. St. 1755.

5. Suslova G. N., Irlitsin V. I., Krylova E. A. Administrative coercion as a method of public administration: Monograph. Tver : Tver State University, 2014.

6. Suslova G. N., Tomashevskaya N. P., Kuvyrchen-kova T. V., Gaidashov A.V., Redikultceva E. N. Problems of bringing minors to administrative liability in the Russian Federation // Revista Inclusiones. 2020. Vol. 7. No. 3-2.

7. Khor'kov V.N. On the reform of administrative responsibility of minors // Issues of juvenile justice. 2007. № 1.

Информация об авторах

В. Н. Амельчакова — доцент кафедры административного права ОВД Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент;

Г. Н. Суслова — доцент кафедры правовой и гуманитарной подготовки Тверского филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the authors

V. N. Amelchakova—Associate Professor of the Department of Administrative Law of the Department of Internal Affairs of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;

G. N. Suslova — Associate Professor of the Department of Legal and Humanitarian Training of the Tver branch of Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 20.10.2021; одобрена после рецензирования 24.01.2022; принята к публикации 01.02.2022.

The article was submitted 20.10.2021; approved after reviewing 24.01.2022; accepted for publication 01.02.2022.

26

Вестник Московского университета МВД России

N° 1 I 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.