Научная статья на тему 'Новации проекта Кодекса Российской Федерации об административной ответственности'

Новации проекта Кодекса Российской Федерации об административной ответственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
232
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОНАРУШЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / OFFENSE / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Амельчакова Венера Наимовна, Суслова Галина Николаевна

Рассматриваются вопросы модернизации административного законодательства, касающиеся привлечения к административной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Амельчакова Венера Наимовна, Суслова Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovations of the draft Code of the Russian Federation about administrative responsibility

Considered the issues of the modernization of administrative legislation relating to administrative liability.

Текст научной работы на тему «Новации проекта Кодекса Российской Федерации об административной ответственности»

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10036 © В.Н. Амельчакова, Г.Н. Суслова, 2020

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс; 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

НОВАЦИИ ПРОЕКТА КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Венера Наимовна Амельчакова,

доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: venera_amel63@mail.ru; Галина Николаевна Суслова, доцент кафедры правовой и гуманитарной подготовки, кандидат юридических наук, доцент Тверской филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (170040, Тверь, ул. Кривичская, д. 12)

E-mail: gn_suslova@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы модернизации административного законодательства, касающиеся привлечения к административной ответственности.

Ключевые слова: правонарушение, административная ответственность.

INNOVATIONS OF THE DRAFT CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION ABOUT ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Venera N. Amel'chakova,

Associate Professor of the Department of Administrative Law, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Galina N. Suslova,

Associate Professor of the Department of Legal and Humanitarian Training, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

Tver branch Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (170040, Tver', ul. Krivichskaya, d. 12)

Abstract. Considered the issues of the modernization of administrative legislation relating to administrative liability.

Keywords: offense, administrative responsibility.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Амельчакова В.Н., Суслова Г.Н. Новации проекта Кодекса Российской Федерации об административной ответственности. Вестник экономической безопасности. 2020;(1):198-200.

Действующий в настоящее время Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях претерпел множество изменений и дополнений — если быть точным около пяти тысяч за последние семнадцать лет и, по мнению ряда исследователей, стал практически неприменимым [3]. В связи с чем в статье хотелось бы остановиться на тех нововведениях, которые были предложены проектом нового Кодекса Российской Федерации об административной ответственности (далее — КАО), в частности, его общей частью.

Глава 1 проекта КАО «Основные начала законодательства Российской Федерации об административной ответственности» содержит две подглавы. Первая подглава «Законодательство Российской Федерации об административной ответственности, его структура, задачи, действие в пространстве и во времени» содержит в себе пять статей, которые определяют задачи законодательства, разграниче-

ние предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, действие законодательства об административной ответственности в пространстве и во времени. Вторая подглава «Основания и принципы привлечения к административной ответственности» включает восемь статей, содержит указание на то, что единственным основанием привлечения физического или юридического лица к административной ответственности является совершение административного правонарушения, предусмотренного Особенной частью Кодекса или законом субъекта Российской Федерации об административной ответственности. Здесь же установлены и раскрыты принципы административной ответственности: законности, равенства, индивидуализации, вины в совершении административного правонарушения, справедливости, недопустимости повторного привлечения лица к административной ответственности.

В статье 14 главы второй проекта КАО «Административное правонарушение и административная ответственность» содержится определение административного правонарушения, под которым понимается «противоправное, т.е. противоречащее положениям законов, иных нормативных правовых актов, признанных обязательными для исполнения нормативно-технических документов, действующих на территории Российской Федерации, общественно вредное, т.е. причиняющее реальный вред (физический, имущественный, моральный, репутационный, организационный) охраняемым государством общественным отношениям либо создающее угрозу причинения такого вреда, виновное действие (бездействие) индивидуально определенного физического или юридического лица, обладающего юридической способностью нести административную ответственность, за которое Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административной ответственности установлена административная ответственность» [2]. В следующих статьях дается определение состава административного правонарушения и раскрывается содержание его обязательных признаков (элементов), а также вводятся дефиниции длящегося и продолжаемого правонарушения, рассматриваются вопросы привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения повторно и в совокупности.

Третья глава проекта КАО характеризует особенности административной ответственности отдельных категорий лиц, в том числе: граждан; военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющие специальные звания; граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; должностных лиц; юридических лиц, а также определяет, что «административная ответственность представляет собой вид юридической ответственности, которая заключается в применении компетентными органами исполнительной власти, иными органами, осуществляющими публичные полномочия, созданными в соответствии с федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, их должностными лицами, судьями судов, созданных в соответствии с федеральным конституционным законом, предусмотренных настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности мер административной

ответственности (административных наказаний) к физическим и юридическим лицам, виновно совершившим административные правонарушения» [2].

Глава четвертая проекта КАО к обстоятельствам, исключающим привлечение лица к административной ответственности, наряду с действующими, относит новые обстоятельства, такие как: физическое или психическое принуждение, исполнение приказа или распоряжения; к обстоятельствам, освобождающим лицо от административной ответственности — деятельное раскаяние, примирение с потерпевшим.

Глава пятая проекта КАО посвящена видам административных наказаний, целям и порядку их применения, делению их на основные и дополнительные. При этом «административное наказание — это мера государственного принуждения, применяемая судом (судьей), иным уполномоченным органом, должностным лицом к физическому или юридическому лицу за совершенное им административное правонарушение» [2]. Видов административных наказаний также десять, как и в ныне действующем КоАП, однако некоторые из них претерпели изменения. Так, «административный штраф — денежное взыскание в доход бюджетной системы Российской Федерации, налагаемое на лицо, совершившее административное правонарушение. Размер административного штрафа определяется исходя из расчетного показателя (базовой величины), установленного федеральным законом и действующего на момент совершения (обнаружения) административного правонарушения. Минимальный размер административного штрафа, устанавливаемого для граждан, не может быть менее 0,1 расчетного показателя, для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — 0,5 расчетного показателя, для юридических лиц — менее 2-х расчетных показателей. Максимальный размер административного штрафа, устанавливаемого для граждан, не может превышать двухсот расчетных показателей, для должностных лиц — одной тысячи расчетных показателей, для индивидуальных предпринимателей — двух тысяч расчетных показателей, для юридических лиц — десяти тысяч расчетных показателей» [2]. Исчисление суммы штрафа в расчетных показателях привнесено в проект КАО из Евразийского экономического союза. Указанные расчетные показатели должны будут ежегодно утверждаться Правительством РФ одновременно с проектом федерального бюджета. Такой вид

№ 1 / 2020

Вестник экономической безопасности

199

наказания, как лишение специального права, предлагается применять не только к физическому, но и к юридическому лицу за совершенное административное правонарушение, связанное с грубым нарушением условий и порядка пользования специальным правом, предоставленным лицензией, иным разрешением, выданными компетентными государственными органами или органами местного самоуправления. Административное приостановление деятельности исключено из системы административных наказаний. Административный запрет на совершение определенных действий, осуществление определенной деятельности из мер процессуального обеспечения перешел в разряд мер административного наказания. При этом предусмотрен новый вид административного запрета — на эксплуатацию транспортных средств на срок от одного месяца до одного года. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения расширен до временного запрета на посещение мест проведения массовых политических, культурных, спортивных мероприятий. Однако максимальный срок запрета снижен с семи до трех лет. К обязательным работам добавлены обязательные услуги.

Глава 6 проекта КАО посвящена общим правилам применения административного наказания, обстоятельствам, смягчающим и отягчающим административную ответственность. В качестве смягчающих в ст. 46 проекта предусмотрены новые обстоятельства, в том числе совершение административного правонарушения лицом, воспитывающим в одиночку ребенка в возрасте до четырнадцати лет; совершение лицом административного правонарушения под влиянием угрозы, принуждения либо в силу служебной, материальной или иной зависимости от иных лиц. Перечень указанных обстоятельств также, как и по действующему КоАП, подлежит расширительному толкованию. Однако в ст. 47 проекта не указано, могут ли иные обстоятельства быть признаны отягчающими административную ответственность, как это предусмотрено ч. 3 ст. 4.3 ныне действующего КоАП.

В проекте КАО статьей 50 изменен срок давности привлечения к административной ответственности, и составляет один год со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее истечения одного года со дня его обнаружения должностным лицом, уполномоченным на воз-

буждение дела о соответствующем административном правонарушении. Указанный срок является пре-секательным и восстановлению не подлежит.

Статьей 52 проекта КАО внесены изменения в порядок устранения последствий административного правонарушения. Вопрос о возмещении лицом, совершившим административное правонарушение, имущественного ущерба или морального вреда, причиненного данным правонарушением, при отсутствии спора о наличии и (или) размере данного ущерба (вреда) может быть разрешен судом (судьей), рассматривающим дело об указанном административном правонарушении. В настоящее время ст. 4.7 КоАП РФ вопросы возмещения морального вреда рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

В июне 2019 года Правительством РФ была опубликована Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который, как предполагается, должен вступить в силу с 1 января 2021 года. Концепция нового КоАП РФ несет в себе новый вектор развития и реформирования законодательства в данной области, акцентирует внимание на наиболее проблемных моментах, требующих немедленного решения в рамках проводимой модернизации.

Думается, что в проекте нового Кодекса нашли свое прямое отражение результаты научных исследований института административной ответственности. Между тем, как отмечается в Концепции, в ходе работы над текстом нового Кодекса обозначенные подходы могут быть изменены [4, с. 181—182].

Литература

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации от 7 января 2002 г., № 1 (ч. 1), ст. 1.

2. Проект Кодекса Российской Федерации об административной ответственности // СПС «Гарант».

3. Ключевская Н. Опубликована концепция нового КоАП РФ // СПС «Гарант». Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // URL: http://static. government.ru (дата обращения: 10.06.2019 г.).

4. Никанорова М.В. Некоторые концептуальные положения нового КоАП РФ // Молодой ученый. 2019. № 46. иКЬ https://moluch.ru/archive/284/64080/ (дата обращения: 23.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.