Научная статья на тему 'Проблемы привлечения инвестиционных ресурсов для реализации на территории Приморского края заданий федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы'

Проблемы привлечения инвестиционных ресурсов для реализации на территории Приморского края заданий федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузич А.Е.

Автор отмечает, что создание благоприятного инвестиционного климата и привлечение российского и иностранного капитала является одной из важнейших проблем социально-экономического развития края, останавливается на основных задачах, которые необходимо решить в сфере инвестиционной политики. Особый акцент сделан на рыбохозяйственном, агропромышленном, оборонно-промышленном комплексе, развитии горнорудной и горно-химической промышленности, социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы привлечения инвестиционных ресурсов для реализации на территории Приморского края заданий федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы»

А.Е. Кузич,

кандидат социологических наук, вице-губернатор Приморского края

ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ ЗАДАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ЗАБАЙКАЛЬЯ НА 1996 - 2005 ГОДЫ

Автор отмечает, что создание благоприятного инвестиционного климата и привлечение российского и иностранного капитала является одной из важнейших проблем социально-экономического развития края, останавливается на основных задачах, которые необходимо решить в сфере инвестиционной политики. Особый акцент сделан на рыбохозяй-ственном, агропромышленном, оборонно-промышленном комплексе, развитии горнорудной и горнохимической промышленности, социальной сферы.

В Приморском крае сосредоточена значительная часть экономического, научно-технического и экспортного потенциала Дальнего Востока. Край по итогам 1999 г. занимает 1-е место среди регионов Дальнего Востока по объему производства потребительских товаров, темпам роста оптовой торговли и платных услуг, количеству действующих предприятий с иностранными инвестициям; 2-е место - по объему промышленной продукции (после Республики Саха (Якутия) и индексу физического объема продукции в процентах к 1998 г. Через порты Приморья осуществляется 80% морских перевозок, приходящихся на Дальневосточный регион; удельный вес края по добыче рыбы и морепродуктов - 43,7%, судоремонту - 62, производству цемента - 51, продукции пищевой промышленности - 37%.

Основой экономики Приморья являются богатые природные ресурсы. Край располагает значительной минерально-сырьевой базой и обеспечивает в сырьевом балансе России добычу 75% свинца, 58% вольфрама, 20% олова, 17% цинка, 100% борных продуктов и более 75% плавикового шпата.

Ведущее место в структуре отраслей народного хозяйства занимает промышленность, которая специализируется на производстве рыбной, лесной и деревообрабатывающей продукции, на цветной металлургии и горной химии, судоремонте и приборостроении.

На долю Приморья приходится четверть грузопотоков, проходящих через морские и рыбные порты страны. Ключевую роль в функционировании морского транспорта играют крупнейшие незамерзающие порты Владивосток, Находка, Восточный. Базирующиеся в них суда выполняют 80% всех морских транспортных услуг на Дальнем Востоке.

Приморский край осуществляет целый ряд общегосударственных функций, от реализации которых зависит степень вовлечения экономики России в мировое хозяйство, в том числе внешнеторговую, состоящую в транспортном и таможенном обслуживании экспорта и импорта; транзитную функцию, в частности, по обеспечению сезонных поставок в районы Крайнего Севера.

Один из основных программных документов, комплексно определяющих условия и параметры необходимого экономического и социального развития края в целом, а также его отраслей и приоритетных направлений на длительный период, - Федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. (далее именуется - Программа). В ней заложен принципиально новый концептуальный подход, заключающийся в том, что регион и входящие в него субъекты должны развиваться как особая социальная экономико-географическая зона, требующая постоянного внимания и государственной поддержки Правительства Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и учета специфических особенностей региона при осуществлении мер общегосударственной политики.

Стержнем названной Программы является инвестиционный блок, включающий инвестиционные проекты федерального значения по Приморскому краю, которые сгруппированы в 23 подпрограммы.

В числе основных проблем, сдерживающих инвестиционные процессы в крае, следует назвать нестабильность экономической ситуации в стране, несовершенство федерального и краевого законодательства в части привлечения отечественных и зарубежных инвестиций, незаинтересованность в инвестиционном процессе финансовых структур, неорганизованность фондового рынка, высокие энергетические и транспортные тарифы, недостаточное развитие производственной и социальной инфраструктуры.

Создание благоприятного инвестиционного климата и привлечение в край российского и иностранного капитала - одна из важнейших задач его социально-экономического развития.

Ограниченность финансовых ресурсов обуславливает необходимость выработки инвестиционной политики края, в рамках которой необходимо решить следующие основные задачи:

1. Улучшение инвестиционного климата, в том числе за счет предоставления налоговых льгот и кредитов в соответствии с Законом Приморского края «Об инвестиционной деятельности в Приморском крае».

2. Обязательное использование конкурсной основы при отборе исполнителей (подрядчика) по объектам адресной программы строительства за счет средств федерального, краевого и муниципального бюджетов.

3. Определение и государственная поддержка приоритетных, обес-

печивающих жизнеспособность и дающих наибольший доход отраслей народного хозяйства, в том числе за счет предоставления определенных краевых и муниципальных гарантий для привлечения льготных кредитов и инвестиций.

4. Систематическое проведение переоценки основных фондов и индексации амортизационных отчислений, восстановление амортизации в качестве нормального, устойчивого источника финансирования.

5. Содействие в организации системы страхования и залоговых форм инвестирования, в частности по жилищному строительству, развитию финансовой инфраструктуры и фондового рынка.

6. Информационное обеспечение систем поиска потенциальных инвесторов, предоставление информации об условиях инвестиционной деятельности с целью привлечения инвестиций в экономику края.

Решение названных задач предполагает осуществление активной антикризисной государственной политики. В ближайшей перспективе должны быть созданы нормативно-правовые, экономические и институционные предпосылки, разработаны и внедрены механизмы мобилизации на инвестиционные цели капитала частных российских и иностранных инвесторов, а также сбережений населения.

Администрация Приморского края проводит целенаправленную работу по выполнению заданий, установленных Программой. Ежегодно разрабатываются и направляются в Министерство экономики России, Министерство финансов, Министерство науки бюджетные заявки и предложения по финансированию Программы, информация о ходе ее реализации.

Администрация края принимает активное участие в рассмотрении процесса осуществления Программы на заседаниях Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации Дальнего Востока и Забайкалья и Правительственной комиссии.

С целью формирования благоприятного инвестиционного климата, привлечения отечественных и зарубежных инвестиций постановлением губернатора края в октябре 1998 г. утверждена инвестиционная программа Приморского края на 1999 - 2003 гг.

Для снижения негативного воздействия экономического кризиса, имеющего место в стране, на население и бизнес в Приморье и создания основы стабилизации экономического и социального положения постановлением губернатора в марте 1999 г. утверждена Программа стабилизации социально-экономического положения в Приморском крае на 1999 -2003 гг.

Принимаемые администрацией края меры положительно повлияли на ряд показателей экономического и социального развития. Итоги 1999 г. показывают, что экономика Приморья сегодня получила реальный шанс для выхода из кризиса за счет оживления производства и им-портозамещения. Капитальные вложения в хозяйство впервые за годы кризиса не снизились по сравнению с предыдущим годом, а в ряде отраслей промышленности даже возросли. Так, в 1999 г. объем капитальных вложений за счет всех источников финансирования к уровню 1998 г. составил 102%, объем ввода жилых домов - 121%, объем промышленного

производства - 110,7%. При этом прирост достигнут в 14 отраслях промышленности из 15.

Значительное влияние на рост производства оказала осуществляемая в крае политика поддержки развития промышленности: сдерживание роста энерготарифов; установление льготных тарифов для крупнейших градообразующих предприятий, снижение для них налогового бремени; консервация основных фондов для сокращения налогов на незадейство-ванные в процессе производства машины и оборудование, создание благоприятного инвестиционного климата.

Улучшению ситуации в отраслях промышленности способствовало формирование тенденций роста в топливно-энергетическом комплексе. Впервые после 1989 г. отмечен рост в электроэнергетике - 106,4 % к уровню 1998 г. Рост объемов производства в топливной промышленности (в нее входят ОАО «Приморскуголь» и малые разрезы) составил 115,3 %.

Из 89 российских регионов наш край находится по инвестиционному потенциалу на 23-м месте, а среди регионов Дальнего Востока и Забайкалья - на 2-м (после Республики Саха (Якутия).

При рассмотрении российских регионов в координатах потенциал - риск были заданы градации: потенциал высокий, средний и низкий; риск низкий, средний, высокий и очень высокий. Следуя этой градации, у Приморского края средний потенциал и умеренный риск. Среди регионов Дальнего Востока и Забайкалья это самый привлекательный инвестиционный климат, и только Республика Саха (Якутия) имеет такие же показатели.

Принимая во внимание ограниченность централизованных инвестиционных ресурсов и неэффективность существующих отношений с кредитно-финансовыми структурами, администрация края решает проблему инвестирования базовых и градообразующих предприятий путем предоставления им льготы по налогу на имущество. Действия администрации направлены на выработку решений по консервации основных средств предприятий краевой, федеральной и негосударственной форм собственности и освобождение их от налога.

Проводимая мера исключила из налогооблагаемой базы около 5 млрд руб., что позволило снизить себестоимость продукции; увеличить объемы производства в цветной, легкой промышленности, стройиндуст-рии и других отраслях.

Однако задания Программы по многим направлениям и показателям оказались невыполненными. Главной причиной такого положения является крайне недостаточное финансирование инвестиционных проектов федерального значения и других мероприятий, включенных в Программу (в основном из-за неполного выделения средств из федерального бюджета, средств министерств и ведомств - государственных заказчиков подпрограмм). Так, за 4 года реализации Программы (1996 - 1999 гг.) на инвестиционные проекты федерального значения, по оценке администрации края, выделено финансовых средств из всех источников финансирования всего 6,2% от общего объема, предусмотренного в Программе на эти годы, в том числе по основным отраслям развития этот показатель

составляет от 6,8 до 38,1%.

Наиболее важными и острыми для края являются проблемы топливо- и энергоснабжения. Базой для их решения должны стать Основные направления энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 г., утвержденные Указом Президента Российской Федерации, а также Энергетическая стратегия России и федеральные целевые программы по топливо- и энергоснабжению, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации.

Энергетическая независимость края определяется прежде всего увеличением добычи угля приморскими производителями, обеспечением края дешевым топливом. С этой целью введены дополнительные мощности на угольных разрезах, в частности на разрезе «Северная Депрессия» -200 тыс. тонн угля в год, на разрезе «Лучегорский-1» - 500 тыс. тонн угля в год. Ведутся проектные работы по созданию в Приморье современного комплекса по переработке нефти и сжиженного газа. Строительство этого комплекса позволит снизить стоимость энергоносителей более чем в 2 раза, что будет способствовать подъему во всех областях промышленности.

В 1999 г. на Владивостокской ТЭЦ-2 введен в эксплуатацию котел № 14 мощностью 210 тонн пара в час, что позволило сократить дефицит тепла в г. Владивостоке, увеличить генерирующие мощности станции на 35 МВт, В стадии завершения работы по замене турбогенератора № 5 на Артемовской ТЭЦ.

В условиях недостатка финансирования за счет средств краевого бюджета осуществляется внедрение энергосберегающих технологий, что позволило решить проблемы энергоснабжения ряда объектов народного образования, сельского и коммунального хозяйства.

Администрациями края и муниципальных образований в настоящее время прорабатываются вопросы создания возобновляемых источников энергии - малых ГЭС, ветровых электростанций, солнечных нагревателей в труднодоступных районах, где нет централизованного энергоснабжения. Построена малая ГЭС в пос. Восток Красноармейского района.

В соответствии с постановлением губернатора края от 24.03.99 г. № 113 осуществляется разработка краевой программы развития топливно-энергетического комплекса на период до 2010 г. Однако по причине невыделения финансовых ресурсов из федерального бюджета, а также за счет абонентной платы РАО «ЕЭС России», средств ОАО «Дальэнерго» и привлекаемых ими финансовых источников не удалось стабилизировать обстановку в топливно-энергетическом комплексе края, и основные решения и задания энергетической стратегии и целевых программ оказались невыполненными.

Из-за отсутствия инвестиций не производится замена выработавшего свой ресурс оборудования на более экономичное и экологически чистое, не завершается строительство и ввод мощностей на строящихся и реконструируемых тепловых электростанциях, не ведется строительство линий электропередач и подстанций.

Ведущее место в структуре промышленности края (45%) занимает рыбохозяйственный комплекс, оказывающий влияние на экономику не только Приморья и Дальнего Востока, но и России.

С использованием средств государственной поддержки в г. Владивостоке ведется строительство уникального комплекса по глубокой переработке рыбных жиров (срок ввода - 3 квартал 2001 г.). В отрасли растет производство конкурентоспособной продукции глубокой переработки (фарш, филе, икра и т.д.).

Но при существующем уровне технической оснащенности производства, вызванном старением основных производственных фондов, в первую очередь флота и обслуживающей его береговой инфраструктуры, рыбная промышленность края не может выступать на азиатско-тихоокеанском рынке в качестве равноправного партнера. Увеличение экспорта рыбной продукции без повышения эффективности работы отрасли не способствует улучшению экономической ситуации, а только ухудшает ее, приводя к резкому падению цен при сбалансированном по спросу - предложению внешнем рынке.

Основой для стабилизации положения в рыбохозяйственном комплексе края и его последующего развития является выполнение мероприятий, определенных программой развития рыбного хозяйства Российской Федерации.

С целью создания благоприятного инвестиционного климата в рыбной отрасли необходимо решить на федеральном уровне вопросы предоставления рыбакам без участия посредников льготных кредитов под обновление материально-технической базы и пополнение оборотных средств, обеспечивать привлекательность инвестиций в российкие предприятия.

Несмотря на сокращение объемов перевозок в период проведения рыночных реформ, транспортный комплекс края - одна из важнейших отраслей специализации, от состояния и развития которой зависит социально-экономическое положение края и развитие международных торговых связей со странами АТР.

В рамках программы "Возрождение торгового флота России" предусмотрены приоритетные направления развития производственных мощностей транспортной отрасли края. Для обеспечения государственного регулирования деятельности морских портов образованы морские администрации в портах Владивосток, Находка, Восточный.

За счет средств предприятий морскими администрациями в указанных портах выполнены работы по реконструкции и строительству причалов, по развитию перегрузочных комплексов.

Пополнение флота новыми судами идет только за счет двух крупных акционерных компаний - Дальневосточного и Приморского паро-ходств.

Учитывая дефицит федерального бюджета, основным источником средств для возрождения торгового флота в ближайшие годы будут кредиты отечественных и зарубежных банков. Целевые налоговые и тамо-

женные льготы позволили бы судоходным компаниями выделять больше средств из своей прибыли на строительство флота.

Для возрождения флота необходимо принять нормативные акты в области валютного регулирования, таможенного и налогового законодательства, обеспечивающие одинаковые условия работы судов как под российским, так и под иностранным флагом.

В ближайшие годы предусматривается увеличение пропускной способности морских портов Приморского края на 24 млн тонн грузов в год. Ведется подготовка инвестиционного проекта-заявки на привлечение инвестиций для создания на акционерной основе района генеральных грузов на мысе Эгершельд и строительства второго железнодорожного въезда в действующий порт.

В результате реализации программы "Стабилизация и развитие агропромышленного производства в Российской Федерации" внедрено только за 1999 г. на предприятиях перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса края более 300 новых видов продуктов питания. Так, ОАО "Уссурийский бальзам" произведено и выпущено на рынок 3 новых вида изделий, в том числе бальзамный сироп "Гербамарин", получивший высокую оценку. Расширено производство минеральной воды "Монастырская" АО "КСМ Славда", различных сортов пива АО "Пивоиндустрия Приморья".

Однако спад производства продукции, вызванный трудностями перехода предприятий агропромышленного комплекса к работе в рыночных условиях, пока не преодолен.

Выход из кризиса, стабилизация и подъем производства связаны прежде всего с насыщением его современными технологиями, обновлением материально-технической базы, реконструкцией и модернизацией действующих предприятий по переработке сельхозпродукции. Создавшаяся ситуация требует активизации инвестирования и государственной поддержки агропромышленного комплекса.

Администрация края оказывает большую помощь предприятиям оборонно-промышленного комплекса, из краевого бюджета выделяются средства на реструктуризацию и конверсию.

Несмотря на полное прекращение федерального финансирования конверсионных программ, в Приморском крае предприятия ВПК освоили выпуск новых видов продукции. Так, ОАО "Дальприбор" выпустило несколько разновидностей электротермосов (поттеров); ОАО ВП "Эра" наладило выпуск 2 видов электродвигателей малой мощности и освоило ремонт крупногабаритных электрических машин, включая главные гребные двигатели, выпустило опытную партию энергосберегающих компактных люминесцентных ламп ( на них получены сертификат и лицензия на производство ). ОАО "Восточная верфь" построило рыболовное судно пр. 12961 и первое из этой серии в 1996 г. сдало заказчику, готовится к постройке рыболовного судна пр. 12963; ОАО "Варяг" наладило выпуск телефонных аппаратов, готовит к производству многотарифные электросчетчики; ОАО "Радиоприбор" подготовило к выпуску несколько

видов скальпелей с лезвиями из кристаллов ЧСЦ (фианитов), систему охранной сигнализации, систему управления автомобильным движением, но не хватает средств на сертификацию и лицензирование продукции; ОАО ТП "Эра" начало выпуск приборов экспресс-диагностики "Пеленг МТ-02", суховоздушных стерилизаторов, мини-пекарен; ДВЗ "Звезда" освоил производство транспортного рефрижератора пр.20563, стояночных плавучих причалов, готовит к выпуску ряд сухогрузных судов и буксиров и при наличии финансирования готов строить их; ОАО "Изумруд" выпускает бытовой однотарифный счетчик электрической энергии и готовит к производству многотарифный электросчетчик, производит мягкую тару для сыпучих грузов и бытовые электротовары; ААК "Прогресс" освоил выпуск легкого вертолета МИ-34С и также готов к серийному производству при наличии финансирования.

Предприятия ВПК могут выпускать не только военную технику, но и гражданскую продукцию. На заводе "Звезда" есть возможность строить небольшие рефрижераторы для транспортировки рыбы, буксиры, плав-причалы. Рыболовецкие суда может выпускать "Восточная верфь". "Дальзавод" способен обеспечить ремонт любой сложности широкого класса морских судов. На заводе "Прогресс" есть возможность выпускать легкие пассажирские и транспортные вертолеты, учебные и спортивные самолеты, планеры, дельтапланы, аэросани.

Для поддержки отечественного производства и в первую очередь производителя оборонной продукции необходима протекционистская политика государства, как это предусмотрено Законом Российской Федерации «О конверсии военного производства» и федеральной целевой программой «Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности». Однако из-за неполных и несвоевременных поступлений государственных конверсионных кредитов не удалось в необходимом объеме перепрофилировать производство и начать выпуск конкурентоспособной продукции гражданского назначения.

Предприятиями горнорудной и горнохимической промышленности разработаны инвестиционные предложения, которые включены в Федеральную целевую программу развития рудно-сырьевой базы металлургической промышленности Российской Федерации "Руда" на 19972005 гг.

Администрация края очень многое делает для поддержки предприятий горнорудного комплекса. Им предоставлены налоговые льготы, льготные энерготарифы. Краевая администрация настойчиво добивается реализации мер, защищающих отечественных производителей от поставок аналогичной продукции конкурирующих зарубежных фирм, снижения таможенных пошлин на экспорт концентратов цветных металлов, поддерживает усилия горнорудных предприятий края по созданию современной горно-металлургической базы по комплексной переработке рудно-минерального сырья с законченным производственным циклом.

Со дня принятия федеральной целевой программы проекты по развитию горнорудной промышленности Приморского края из федерального бюджета не финансировались. Реализация проектов идет только за

счет собственных средств предприятий, которых катастрофически не хватает, что приводит к угрозе срыва своевременного восполнения сырьевой базы и, как следствие, к остановке производства.

Только государственная финансовая поддержка позволит устранить эту угрозу и ввести мощности по добыче свинцово-цинковой, оловянной, вольфрамовой, флюоритовой руды и тем самым гарантировать стабилизацию экономики Приморья и существование многих городов и районов края, так как все предприятия горнорудной промышленности являются градообразующими.

Приморский край еще до начала экономических реформ значительно отставал от среднереспубликанских показателей по обеспечению населения учреждениями социальной сферы.

Положение усугубилось еще и тем, что с переходом на рыночные отношения предприятия и организации отраслевых министерств и ведомств прекратили строительство объектов социальной сферы, переложив всю тяжесть решения социальных проблем на плечи администраций муниципальных образований городов и районов края.

Администрацией Приморского края принимаются меры по укреплению материально-технической базы социальной сферы. За 1996 -1999 гг. введены в строй жилые дома общей площадью 957,5 м2; 13 общеобразовательных школ на 5168 ученических мест; 9 больниц на 868 коек; 6 амбулаторно-поликлинических учреждений на 880 посещений в смену; 4 дома-интерната для престарелых и инвалидов на 457 мест.

В 2000 г. планируется обеспечить прирост капиталообразующих инвестиций на 6%. Это станет первым шагом на пути создания прочной основы расширенного воспроизводства основного капитала.

В последующие годы потребуется более динамичное наращивание инвестиций для активного инновационно-технологического обновления физически изношенного и обесцененного кризисом производственного потенциала, повышения конкурентоспособности отечественных производителей. А это уже качественно новый этап инвестиционной деятельности, который должен опираться на мобильную финансовую базу расширенного воспроизводства, максимальное вовлечение в инвестиционную среду национальных сбережений.

Очевидно, что быстро мобилизовать инвестиционные ресурсы в значительных объемах за счет внутренних источников крайне сложно.

Хорошо известно, что основным источником финансирования инвестиций как в стране, так и в крае выступают собственные средства предприятий, на которые сегодня приходится 70% всех капитальных вложений. Здесь есть резервы дальнейшего наращивания инвестиций, которые связаны с финансовым оздоровлением реального сектора, с доходами и накоплениями, заблокированными сегодня в неплатежах и других неденежных формах хозяйственного оборота, с ресурсами, инвестируемыми на фондовом и финансовом рынках.

Содействовать укреплению инвестиционно-финансового потенциала будет также реструктуризация предприятий. Прежде всего важно

задействовать главный движущий мотив антикризисного развития производства - всемерную экономию на избыточных издержках производителей, в том числе вывод из хозяйственного оборота устаревшего и неиспользуемого оборудования.

Многое предстоит сделать, чтобы создать вызывающие доверия граждан новые механизмы вовлечения их сбережений в инвестиционный процесс и повысить надежность уже действующих инструментов. В частности, для оживления жилищного строительства предполагается активно развивать ипотечное кредитование. За счет этого в 2000 - 2002 гг. доля средств населения, привлекаемых в сферу жилищного строительства, значительно возрастет.

Из нынешнего состояния экономики края вытекает главная задача инвестиционной политики на ближайшее время - нарастить финансовый потенциал для инвестиций, опираясь на начавшийся рост деловой активности, сделать процесс инвестиционного оживления необратимым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.