Пространственная Экономика 2007. № 1. С. 22-47
УДК 338(571.6)
Е. В. Гудкова
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Рассматриваются проблемы и возможности инновационного развития Дальнего Востока России, определяются параметры формирования институциональных условий в части стимулирования развития высокотехнологичных производств в регионе.
Инновационное развитие, высокотехнологичные производства, институциональные условия, стимулирование инноваций, региональная экономика, Дальний Восток России.
Инновационное развитие охватывает широкий спектр проблем национального, регионального и внутрифирменного уровня. При выборе фирмой инвестиционного проекта важнейшим фактором оказывается институциональная среда реализации инновации на территории. Концепция экономической кооперации Дальнего Востока Российской Федерации со странами АТР и СВА предполагает, прежде всего, создание институциональных условий конкурентной отраслевой интеграции. В качестве основного принципа стимулирования инноваций и повышения конкурентоспособности экономики выделяется не просто государственная поддержка отдельных секторов и отраслей, а создание у всех экономических агентов стимулов к инновациям и к выходу на новые рынки. Достаточно успешный опыт ряда новых индустриальных стран, которым удалось существенно продвинуться в развитии инноваци-
© Гудкова Е. В., 2007
Статья подготовлена при поддержке гранта № 061П19-085 «Прогноз технологического развития России: Дальний Восток и Забайкалье» Программы фундаментальных исследований Президиума РАН № 22.1 «Прогноз технологического развития экономики России с учетом новых мировых интеграционных процессов (содержательные, экономические и институциональные аспекты)».
22
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА ЦЭ
№ 1 2007
онной активности и повышении конкурентоспособности своих национальных экономик, определяет следующие институциональные условия.
Содействие бюджетного финансирования. Инновационное развитие экономики не может быть обеспечено за счет бюджетного финансирования. Но средства, выделяемые правительством, могут послужить катализатором инновационных процессов — если в результате успешной реализации первых проектов бизнес сам убедится, что «это возможно» [13]. Такая политика основывается на бюджетных приоритетах первичного формирования ресурсов в экономике, исходя из целей и задач экономического развития. В ДФО влияние бюджетных средств всех уровней на формирование основного капитала снижается (табл. 1).
Таблица 1
Структура инвестиций в основной капитал, %
Источник 2000 2002 2003 2004 2005
инвестиций РФ ДФО РФ ДФО РФ ДФО РФ ДФО РФ ДФО
Бюджетные средства, всего 22,0 22,0 19,6 16,9 18,7 18,4 17,9 15,9 20,1 17,1
федеральный бюджет 6,0 10,2 6,0 8,2 6,3 8,4 5,3 5,9 6,7 7,2
бюджеты субъектов РФ 14,3 11,3 12,2 8,3 11,4 9,0 11,6 9,6
Инвестиции в основной капитал, всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
Тем не менее в условиях ограниченности прямого государственного инвестирования за счет федерального бюджета доля вложения бюджетных средств дальневосточных субъектов РФ в основной капитал не превышает среднероссийский показатель.
Одним из инструментов, в том числе бюджетного обеспечения инновационного развития отраслей экономики, должна была стать ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996— 2005 гг. и до 2010 года». Машиностроение как технологическая база инновационного насыщения экономики в ФЦП, в отличие от предыдущих программ, не выделено в качестве приоритетного направления. Как следствие, в структуре инвестиций по блокам ФЦП на инновационное развитие машиностроительного комплекса планировалось направить 2,3% программных инвестиций. Развитие и финансирование машиностроения отнесено практически исключительно к корпоративным интересам. При этом создание институциональных условий привлечения корпоративных интересов в направлении реализации программных мероприятий осталось за рамками программы.
23
Е. В. Гудкова
ПЭ1
2007
Реальное финансирование инновационного развития машиностроительного комплекса дальневосточных субъектов РФ в рамках ФЦП осуществляется в основном за счет собственных средств предприятий (табл. 2).
Таблица 2
Структура выделенных финансовых ресурсов ФЦП «Дальний Восток и Забайкалье» подпрограммы «Машиностроительный комплекс», %
Источник 2002 2003 2004 2005
Федеральный бюджет 0,3 0,5 — —
Бюджет субъекта РФ (без учета средств, полученных из федерального бюджета)
Внебюджетные источники субъекта РФ — — — —
Местный бюджет (без учета средств, полученных из бюджетов других уровней)
Внебюджетные источники муниципальных образований
Средства российских акционерных обществ — — — —
Прочие внебюджетные источники 99,7 99,5 100 100
собственные средства предприятий 93,9 82,8 91,6 100
Финансовые ресурсы подпрограммы, всего 100 100 100 100
Только в Хабаровском крае в 2002—2003 гг. были выделены и освоены средства федерального бюджета (0,3—0,5% в структуре финансовых средств), которые и послужили в значительной степени своеобразным стимулом наращивания и вложения средств в инвестиционные программы развития машиностроительного комплекса края в последующие годы (табл. 3).
Таблица 3
Территориальная структура реального финансирования подпрограммы «Машиностроительный комплекс», %
Регион 2002 2003 2004 2005
Приморский край 8,2 8,9 — —
Хабаровский край 86,0 84,6 99,9 100
Амурская область 5,8 6,4 — —
Сахалинская область — — 0,01 —
Реальное финансирование подпрограммы, всего 100 100 100 100
Приоритеты инновационной поддержки отраслей экономики региона практически не получили инвестиционной поддержки как в рамках бюджетного, так и привлеченного финансирования со стороны российских и
24
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА ЦЭ
№ 1 2007
иностранных инвесторов. Представленные в ФЦП инвестиционные проекты направлены на модернизацию существующих и создание наукоемких прозводств по основным направлениям:
• освоение проектов строительства рыболовных судов;
• реконструкция и перепрофилирование оборонных предприятий на производство продукции лесной и деревообрабатывающей промышленности, обновление добывающего и транспортного флота;
• модернизация технологической базы предприятий гражданского машиностроения, в том числе судоремонта;
• создание наукоемких машиностроительных производств.
В соответствии с перспективными направлениями инновационного развития финансирование осуществляется предприятиями за счет собственных средств в значительно меньших объемах, чем предусматривалось целевыми заданиями программы (табл. 4).
Таблица 4
Финансовые ресурсы ФЦП «Дальний Восток и Забайкалье» подпрограммы «Машиностроительный комплекс»
Показатель 2002 2003 2004 2005
Общий объем финансовых ресурсов по программе, млн руб. 4427,8 3966,5 3965,6 3967,5
Финансовые ресурсы подпрограммы, всего, % 100 100 100 100
Уточненный объем финансовых ресурсов, % запланированных по программе 13,7 21,1 21,5 9,2
Профинансировано, % запланированных по программе 13,7 10,1 18,6 9,2
Привлечение иностранных инвестиций. В условиях интеграции в мировую экономику приток внешних финансовых ресурсов положительно влияет на условия бизнеса и определяет степень доверия к экономике. Несмотря на существующие проблемы, можно отметить рост привлекательности Дальнего Востока России для иностранных инвестиций. В регионе действуют представительства всемирно известных фирм: «Мицуи Сумито», «Марубени», «Мичиноку», «Ниссе Иваи», «Ничимэн», «Тойота» (Япония), «Хенде», «LG», «ДЭУ Корпорейшн» (Южная Корея), «Катерпиллар», «DHL», «Глобал Один» (США), «Тимберджек» (Финляндия). К 2005 г. отмечается рост доли ДФО в иностранных инвестициях России и опережающие темпы роста участия иностранного капитала в экономике региона (табл. 5).
Однако привлеченный иностранный капитал обеспечивает в основном
25
Е. В. Гудкова
ПЭ1
2007
развитие крупных инфраструктурных проектов в топливно-энергетической промышленности, строительстве, гостиничном бизнесе, торговле и сфере услуг. Что касается инвестиционных проектов, определяющих развитие инновационных производств, то данное направление связано с нерешенностью следующих проблем.
Таблица 5
Иностранные инвестиции в ДФО и в России в 1995—2005 гг.
Показатель 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Дальневосточный федеральный округ, млн долл. США 198,0 577,2 766,8 1141,5 2846,8 5072,5 5934,7
В % к 1995 г. 100 291,5 387,3 576,5 1437,8 2561,9 2997,3
В % к российскому показателю 6,6 5,3 5,4 5,8 9,6 12,5 11,1
В % к предыдущему году 100 45,9 132,8 148,9 249,4 178,2 117,0
Россия, млн долл. США 2983 10 958 14 258 19 780 29 699 40 509 53 651
В % к 1995 г. 100 367,3 478,0 663,1 995,6 1358,0 1798,6
Рассчитано по: [18, с. 926—929; 25, с. 46; 26, с. 46; 27, с. 45].
1. Практически полное отсутствие на предприятиях средне- и долгосрочного планирования.
Сложившаяся структура собственности и контроля на российских приватизированных предприятиях характеризуется концентрацией основного пакета акций у руководителей и работников. Собственники большинства предприятий обрабатывающих отраслей промышленности ориентированы на получение быстрых доходов. Финансовые ресурсы направляются на цели, не связанные с основной деятельностью, что становится основным источником полукриминального дохода, получившего название «инсайдерская рента» [7, с. 992]. Это позволяет реализовать краткосрочные цели получения прибыли и снижает спрос на инвестиции.
2. Недостаточный уровень корпоративного управления.
Ведение корпоративного управления не отвечает международным стандартам и требованиям инвесторов. Структура собственности в фирмах запутана. Предоставление кредитной истории осложняется наличием двойной системы отчетности на предприятиях («белая» и «черная» отчетность). Система ведения бухгалтерского учета, сложившаяся в России после приватизации, практически делает финансовую отчетность предприятия закрытой, «непрозрачной» для внешних инвесторов. «Непрозрачность» предприятий
26
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА ЦЭ
№ 1 2007
обусловлена уходом компаний от налогов посредством реализации «теневых» схем продажи продукции, движения денежных средств, выплаты заработной платы, а также внесения арендной платы сверх официальных ставок. По оценкам экспертов, среди 35 стран [1, с. 113] Россия занимала в 2000 г. второе место по индексу «непрозрачности» после Китая.
К началу 2004 г. основные риски для возможных инвесторов при корпоративном управлении были связаны с произвольными условиями реорганизации (слияния, поглощения), а также с использованием преднамеренного и фиктивного банкротства в целях вывода активов. Вместе с тем данные нарушения прав инвесторов в рамках корпоративного права, по утверждению А. Радыгина [16, с. 21—22 (14—26)], не являются уникальными. С такими же рисками инвесторы сталкиваются во многих странах — Индонезии, Южной Корее, Бразилии, Мексике, Аргентине, Турции, Чехии, Индии и др.
3. Отсутствие достаточного опыта в представлении предприятия на рынке.
Медленно осуществляется переход предприятий к международным стандартам оценки состояния предприятия, предпринимательского риска с целью привлечения инвестора. Такие понятия, как стадия развития бизнеса, доля предприятия на отечественном, мировом рынке, сравнительная выработка на одного работника, квалификация персонала, стратегия развития, либо отсутствуют в оценке предпринимательства, либо ориентированы на устаревшее значение.
Неопределенность позиций фирмы на рынке сопровождается слабой информационной поддержкой. Малоизвестность компании ограничивает доступ к операторам фондового рынка региональным уровнем.
4. Ориентация на стратегического инвестора.
Предприятия ориентируются в основном на реализацию сравнительных конкурентных преимуществ за счет доставшихся им зданий, сооружений и производственных мощностей. Собственники пассивно владеют основными производственными средствами. Пока не уделяется достаточного внимания созданию новых активов, стратегическому развитию существующих и их капитализации на рынке ценных бумаг. Для основной части предприятий региона проблема ликвидности акций не является существенной. Привлечение финансовых инвесторов характерно для предприятий естественных монополий, акции которых ликвидны.
Внешним фактором, сдерживающим эмиссию акций предприятий с целью привлечения инвесторов, является резкое снижение стоимости акций после кризиса 1998 г. даже крупнейших компаний страны. Уровень капитализации российских компаний намного ниже уровня капитализации мировых корпораций. К внешнему фактору можно также отнести низкий уровень развития фондового рынка, сдерживающий привлечение как иностранных
27
пэ_ Е. В. Гудкова
№ 1 2007
и российских инвесторов, так и сбережений населения. Состояние фондового рынка России формируют 40 компаний, состоящих в котировальных листах крупнейших национальных бирж, капитализация рынка составляет менее 0,3% от капитализации рынка США, 1,75% — Великобритании соответственно.
Доля фондовых операций инвесторов ДФО составляет около 0,1—0,2% в торговой системе ММВБ и является самым низким показателем по России по состоянию на 01.01.2004 г. Наиболее развит фондовый рынок в Приморском крае: 80% фондовых операций здесь осуществляются профессиональными приморскими участниками рынка ценных бумаг и их клиентами [9, с. 9].
В рамках проводимых преобразований правительство РФ все большее внимание уделяет вопросам формирования эффективной корпоративной среды и повышения качества корпоративного управления. Предпринимается целый комплекс мер, направленных на защиту прав инвесторов и акционеров, обеспечение информационной «прозрачности» и улучшение практики корпоративного поведения российских предприятий [10]. Большое внимание уделяется и устранению недостатков нормативного регулирования отдельных организационно-правовых форм, создающих серьезные препятствия для инвесторов.
Так, существует огромное количество акционерных обществ, которые не стремятся привлекать акционерный капитал и по сути своей являются закрытыми непубличными компаниями.
Вместе с тем наметились тенденции развития полноценного фондового рынка. Наиболее активные предприятия стремятся размещать собственные финансовые средства на высоколиквидных рынках кредитных ресурсов, а также обеспечивают максимальную открытость информации, определяющей возможность привлечения инвесторов (например, Комсомольское-на-Аму-ре авиационное производственное объединение (КнААПО). Развитие фондового рынка поддерживается международными финансовыми институтами. Например, фонды Magellan и Gabelli Asset Management, банк J.P.Morgan [8, с. 153] открыли лимит на проведение операций на фондовых рынках развивающихся стран, в том числе и России.
Кредитная политика, ориентированная как на увеличение платежеспособного спроса населения, так и на создание благоприятных условий кредитования производственного сектора экономики, также является одним из институциональных условий. Последовательная инвестиционная политика в дальневосточных субъектах РФ — создание гарантийного инвестиционного и залогового фондов, принятие законодательной базы, предоставляющей субъектам инвестиционной деятельности ряд льгот и правовых гарантий, внесла существенные изменения и в привлечение кредитов банков. В усло-
28
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА ЦЭ
№ 1 2007
виях экономического роста банки повернулись к реальному сектору экономики. После финансового кризиса 1998 г. восстанавливаются докризисные объемы кредитования. Доля кредитов, предоставленных юридическим и физическим лицам дальневосточных субъектов РФ, в общем объеме кредитов, предоставленных в РФ, варьирует от 0,5 до 1%.
С 2001 г. активизировались процесс стимулирования спроса населения и кредитная поддержка индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в качестве физических лиц в соответствии с законодательством РФ.
Доля кредитов физическим лицам (индивидуальным предпринимателям и населению) в структуре заемщиков ДФО увеличилась и составила в 2005 г. 25,9%. В регионе кредитование физических лиц развивается более активно в части кредитования малого бизнеса по упрощенной системе (табл. 6).
Таблица 6
Распределение кредитов, предоставленных кредитными организациями в рублях и иностранной валюте (исходя из местонахождения заемщиков), %
Заемщик 1999 2003 2004 2005
РФ ДФО РФ ДФО РФ ДФО РФ ДФО
Юридические лица 94,3 94,2 88,5 88,8 83,8 76,4 80,4 74,1
Физические лица 5,7 5,8 11,5 11,2 16,2 23,6 19,6 25,9
Источники: рассчитано по: [3, с. 31—36; 4, с. 48—55; 5, с. 62, 65; 6, с. 53—64].
Внедрение с 2004 г. кредитования малого бизнеса по упрощенной системе позволило увеличить предоставление кредитов почти в два раза к уровню 2003 г. Эта система предусмотрена новым регламентом, разработанным в Сбербанке России, и использует опыт Европейского банка реконструкции и развития. Упрощенная система кредитования [11] предусматривает смягчение требований банка к предоставляемой клиентом информации о своем финансово-экономическом положении. До 2004 г. для получения кредита малым предприятиям и крупным заемщикам требовалось предоставить полный пакет финансовой документации примерно из 20—25 документов. Согласно новому регламенту заключение о возможности предоставления кредита выносится на основе упрощенного баланса. В расчет принимаются не только официальные данные, но и иная информация (записи в тетрадях учета работников малого предприятия, наличие продукции на складах и в торговой сети и другие сведения). Кредитный инспектор банка собирает информацию, необходимую для предоставления кредита, на месте. В качестве залога не исключается использование личного имущества предпринимателя. Процентная ставка по кредиту определяется кредитным инспектором в
29
пэ_ Е. В. Гудкова
№ 1 2007
индивидуальном порядке. Она зависит от таких факторов, как сумма кредита, срок кредитования, кредитная история клиента (в том числе и в других банках), вид обеспечения (предпочтение отдается ликвидному имуществу — недвижимости, автотранспорту и др.) и других. Кроме того, для клиентов, пользующихся большим набором услуг Сбербанка, кредитная ставка может быть установлена ниже, чем для других заемщиков. Ставки составляют, как правило, 19—22% годовых. В рамках нового регламента предусматривается как кредитование текущей деятельности малых предприятий — на срок до полутора лет (на оплату сырья и материалов, выплату заработной платы, текущих налогов, другие нужды), так и инвестиционное кредитование — на срок до трех лет (на приобретение оборудования, объектов недвижимости). Срок рассмотрения кредитной заявки не превысит принятые в банке 7—10 дней.
Для стимулирования платежеспособного спроса населения стал развиваться потребительский кредит. Начиная с 2002 г. крупнейшие банки региона и филиалы инорегиональных банков начали активно внедрять программы потребительского кредитования.
Финансовая насыщенность банковскими услугами (по объему кредитов) в ДФО одна из самых низких среди федеральных округов России — 0,69 (например, в Северо-Западном федеральном округе — 1,27 по состоянию на 01.01.2005 г.) [24]. Тем не менее в регионе активно используются потенциальные возможности развития кредитования экономики. В 2004 г. доля кредитов банков в объеме инвестиций в основной капитал ДФО составила 3,6%, увеличившись на 0,5 п. п. к уровню 2000 г. Вместе с тем за тот же период аналогичный показатель по РФ — 7,9%, при росте на 5 п. п. соответственно [17, с. 847].
Растущая роль кредитных организаций ДФО в финансировании инвестиций в основной капитал с 2002 г. соответствует сложившейся отраслевой структуре экономики. Основные изменения связаны с ростом привлекаемых кредитных ресурсов предприятиями промышленности после финансового кризиса и замедлением активности в 1999 г. Кредитование строительства как инвестиционной отрасли косвенно подтверждает улучшение делового климата в регионе (табл. 7).
В середине 2002 г. рублевые кредиты российским предприятиям и организациям на срок до одного года предоставлялись по средней ставке 15—16% годовых, что сопоставимо со средней рентабельностью в отраслях — основных потребителях кредитов, то есть определенной части предприятий кредиты стали доступны по цене и приемлемы по срокам. Что касается средневзвешенных ставок по валютным кредитам, предоставляемым предприятиям и организациям, то они имеют очень слабую понижательную динамику (на-
30
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА ЦЭ
№ 1 2007
пример, в I полугодии 2002 г. изменились в пределах 10,1—11,2%). С удлинением срока погашения несколько повышаются и ставки, но при сроке кредитования свыше 3 лет они становятся на всем протяжении анализируемого периода (за редким исключением) ниже, чем средневзвешенные по всем срокам. Таким образом, долгосрочные валютные кредиты были очень выгодными для предприятий и организаций.
Таблица 7
Отраслевая структура кредитов, предоставленных кредитными организациями в рублях и иностранной валюте (исходя из местонахождения заемщиков), %
Отрасль экономики 1999 2003 2004 2005
РФ ДФО РФ ДФО РФ ДФО РФ ДФО
Промышленность 36,1 65,7 37,6 64,5 33,5 52,7 27,5 41,1
Сельское хозяйство 1,3 1,8 2,7 1,2 3,3 1,7 3,7 3,1
Строительство 7,5 3,3 5,0 5,0 5,4 5,9 5,7 5,2
Торговля 17,7 13,3 23,2 14,1 22,4 21,6 29,8 28,9
Транспорт 5,2 2,8 5,8 3,7 5,7 4,8 5,0 4,8
Прочие отрасли 32,2 13,0 25,7 11,5 29,7 13,2 28,3 17,0
Кредиты, всего 100 100 100 100 100 100 100 100
Источники: рассчитано по: [3, с. 31—36; 4, с. 48—55; 5, с. 54-61; 6, с. 53—64].
В определенной степени стимулирование финансовых потоков в реальный сектор экономики было достигнуто путем снижения ставки рефинансирования. С 15 июня 2004 г. решением Совета директоров Центробанка РФ снижена ставка рефинансирования до 13% — это самое низкое значение за период с 1992 г.
Привлечение капитала крупных компаний. Привлекательность Дальнего Востока России для крупного капитала, способного финансово и стратегически обеспечивать инновационное развитие территориальных компаний, определяется в основном ресурсно-сырьевыми интересами. Масштабные российские компании достаточно ограниченно распространяют свое влияние на территории Дальнего Востока России. Доля ДФО среди крупных инорегиональных компаний составляла по основной финансово-экономической деятельности около 2% (табл. 8).
Местные бизнес-группы, региональные компании (например, ОАО ХК «Якутуголь» является 100%-ной собственностью Республики Саха (Якутия), которые созданы и территориально ограничены ДФО, определяют около 1% в объеме реализации крупных компаний РФ.
Сфера интересов крупных компаний в ДФО сосредоточена в развитии минерально-сырьевого комплекса (промышленность драгоценных метал-
31
Е. В. Гудкова
ПЭ1
2007
лов и алмазов, угольная промышленность, нефтедобывающая промышленность), социальной и производственной инфраструктуры (транспорт, морские порты, строительство, электроэнергетика телекоммуникация и связь), черной металлургии, пищевой промышленности, машиностроения и металлообработки. В 2002 г. в валовом выпуске ДФО объем реализации продукции крупных компаний РФ составил 15,4%х.
Таблица 8
Показатели крупных компаний РФ, действующих на территории ДФО, %
Показатель 2002 2003 2004
Доля местных крупных компаний и холдингов ДФО в общем объеме реализации продукции (работ, услуг) крупных компаний РФ 1,4 1,1 0,9
Доля ДФО в общем объеме реализации продукции (работ, услуг) крупных компаний РФ1 2 2,3 1,9 1,7
Доля ДФО в общем объеме чистой прибыли крупных компаний РФ2 н. д. 1,2 1,8
Источник: рассчитано по: [20].
Лидирующие позиции компаний сырьевого сектора связаны с отраслевой структурой промышленности. Промышленная структура на Дальнем Востоке России исторически создавалась с акцентом на решение оборонностратегических задач и добывающие сырьевые отрасли. Обрабатывающий сектор промышленности региона (без машиностроения) традиционно развивался слабее производств, связанных с эксплуатацией природных ресурсов. Приватизация не только продолжила тенденцию сырьевой ориентации экономики, но и значительно усилила, при настоящем обвальном спаде обрабатывающей промышленности. Экономические преобразования 90-х гг. фактически поддержали отрицательные тенденции предреформенного развития таких отраслей, как легкая, химическая и нефтехимическая промышленность, черная металлургия, промышленность строительных материалов. Как следствие их влияние на промышленное производство Дальнего Востока России снизилось более чем в 2 раза и составляет 0,5—2% в объеме производства промышленности (рис. 1).
1 Расчет выполнен без учета результатов деятельности компаний российских холдингов в ДФО: ОАО «КнААПО им. Ю.А. Гагарина», ОАО НК «Комсомольский НПЗ — Роснефть», ОАО «НК «Роснефть—Сахалинморнефтегаз», ООО «РН—Востокнефтепродукг», ОАО «НК Роснефть—Находканефтепродукг», ООО «БАЛТИМОР-АМУР», ОАО «Ургалуголь», филиал ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»-«Балтика-Хабаровск».
2 Рассчитано по: [20], данные Государственного комитета Российской Федерации по статистике комитетов государственной статистики регионов Дальневосточного федерального округа по производству и использованию валового регионального продукта за 2002 г.
32
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
пэ
№ I
2007
Рис. 1. Отраслевая структура промышленности Дальневосточного федерального округа, %:
1 — электроэнергетика; 2 — топливная промышленность; 3 — черная металлургия; 4 — цветная металлургия; 5 — химическая и нефтехимическая промышленность; 6 — машиностроение и металлообработка; 7 — лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; 8 — промышленность строительных материалов; 9 — стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность; 10 — легкая промышленность; 11 — пищевая промышленность; 12 — мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность; 13 — другие отрасли промышленности
Территориальная дифференциация промышленности ДФО создает условия для прихода крупных компаний, ориентированных на переработку, в южную зону региона. Несмотря на проблемы обрабатывающих отраслей, они являются базовым элементом развития крупных компаний, ориентированных на законченный цикл — «добыча—переработка». Потенциальные возможности развития наиболее перспективны в Хабаровском, Приморском краях, Еврейской автономной области с развитой производственной и социальной инфраструктурой, наличием предприятий машиностроения и металлообработки — практически основной отраслью обрабатывающего комплекса. Технологические возможности машиностроения позволяют обеспечивать потребности компаний нефтяной и газовой промышленности Сахалина в освоении запасов углеводородного сырья континентального шельфа; алмазодобывающей промышленности Республики Саха (Якутия), золотодобывающей — Магадана, Чукотки и Амурской области, рыбной — Камчатки, Сахалина, Приморья.
Тем не менее низкий уровень капиталовооруженности труда, высокий уровень морального и физического износа отраслевого комплекса ДФО определяет острую необходимость в инвестициях крупных компаний.
Региональная специфика территориально-корпоративных взаимодейс-
3. Заказ 637
33
пэ_ Е. В. Гудкова
№ 1 2007
твий на Дальнем Востоке России традиционно заключается в повышенном значении рисков, связанных с малой освоенностью, низкой плотностью населения и значительной протяженностью пространства, разделяющего населенные пункты. Трансформация роли государства в обеспечении финансирования социальной составляющей градообразующих и просто предприятий, а также компенсации повышенных затрат на воспроизводство рабочей силы привела к развитию новых форм взаимодействия территории и капитала — соглашений между администрацией регионов, муниципальных образований и корпораций. Такие соглашения развиваются в следующих основных направлениях.
1. Договоренности и учет совместных интересов правительств дальневосточных субъектов РФ с компаниями природно-ресурсного сектора — ОАО «Газпром», ОАО «Группа Альянс», ОАО «НК Роснефть», ОАО «СУЭК», оборонного комплекса — Авиационная холдинговая компания «Сухой». Совместные соглашения, договоренности заключаются в части:
• стратегии поступления и увеличения налоговых отчислений компаниями в консолидированный бюджет субъектов территории;
• финансирования компаниями реализации социально-экономических программ (в 2004 г. ОАО «СУЭК» выделило на реализацию социально-экономических программ в Хабаровском крае 30 млн руб.);
• лоббирования и поддержки интересов крупных компаний по погашению бюджетной задолженности за поставки энергоресурсов, модернизации перерабатывающих производств, созданию и развитию производственных площадей (ОАО «НК Роснефть» заинтересовано в развитии на территории региона своих сервисных компаний — «Нефтеполис» и «Нефтегарант», строительстве автозаправочных комплексов);
• взаимного согласования корпоративно-территориальных позиций по проектам экспорта оборонной продукции, по проектам экспорта российского углеводородного сырья и продуктов его переработки через территорию дальневосточных субъектов РФ.
2. Договоренности и учет совместных интересов правительств дальневосточных субъектов РФ с кредитно-финансовыми компаниями — Дальневосточный банк Сбербанка России, Внешторгбанк, ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК). Совместные соглашения, договоренности заключаются в части:
• интеграции территорий в федеральную систему кредитования технического перевооружения, создания и развития современных, эффективных и высокотехнологичных производств, развития социальной сферы;
• территориально-корпоративного взаимодействия в области инвестиционной деятельности и кредитования реального сектора экономики ре-
34
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА ЦЭ
№ 1 2007
гиона, в том числе совместном проведении инвестирования в наиболее эффективные промышленные и социальные проекты, кредитовании крупных коммерческих проектов и субъектов предпринимательской деятельности;
• территориального участия в организационном содействии развитию финансово-кредитной сферы, внедрению новых технологий на финансовых рынках.
Приход на рынки ДФО крупных компаний осуществляется в направлении монополизации рынков топливных, энергетических, минерально-сырьевых ресурсов, морских портов, сферы связи.
Рынок энергетических ресурсов ДФО обеспечивается ОАО «НК Роснефть», ОАО «НК Альянс», ОАО «СУЭК», ООО «Евразхолдинг», Группой «Мечел», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «ГидроОГК», РАО «ЕЭС России».
Присутствие данных компаний на Дальнем Востоке России определяется в том числе перспективами реализации ряда крупных инфраструктурных проектов международного значения. К основным из них можно отнести [28, с. 211]:
• нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан»;
• газопроводы с Сахалина на Корейский полуостров с ответвлением на Северо-Восточный Китай, а также в Японию;
• мощные линии электропередачи «ОЭС Востока — Китай», «ОЭС Востока — КНДР — Республика Корея», «Сахалин — Япония».
В июле 2005 г. между РАО «ЕЭС России» и Государственной электросетевой корпорацией (ГЭК) Китая было подписано Соглашение о долгосрочном сотрудничестве между РАО «ЕЭС России» и ГЭК Китая, в котором стороны выразили готовность к масштабному расширению импорта электроэнергии из России в КНР. Данное соглашение принципиально и кардинально меняет сложившиеся до сих пор представления о производственной динамике и структуре развития электроэнергетики юга Дальнего Востока России. Усиливаются возможности модернизации предприятий топливноэнергетического комплекса, внедрения инновационных технологий, нового строительства.
В декабре 2004 г. правительство РФ одобрило строительство трансконтинентального нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) производительностью 80 млн т нефти в год, примерной стоимостью свыше 11 млрд долл. США. В этой связи ОАО «НК Роснефть» рассматривает возможность строительства НПЗ на побережье Тихого океана, мощность которого может составить 20 млн т в год с целью экспорта нефтепродуктов. Перспективы развития присутствия компании связаны с созданием нефте- и газохимических производств в ДФО с опорой на ресурсную базу проектов «Сахалин-1» (ОАО «НК Роснефть» принадлежит 20% участия), «Сахалин-3» (49,8%), «Сахалин-4» (51%) и «Сахалин-5» (51%).
3*
35
пэ_ Е. В. Гудкова
№ 1 2007
Дальневосточные морские порты являются своеобразными «воротами» России в быстро развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион. В ДФО находятся 22 морских торговых порта, из которых 11 — с круглогодичной навигацией. Это дает возможность перерабатывать до 80 млн т грузов в год. Рынок инфраструктурных услуг морского транспорта определяется крупными компаниями: ЗАО «Северостальтранс», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ООО «Евразхолдинг». Перспективы развития и возможности увеличения к 2015 г. объемов переработки грузов морскими портами региона в два раза связаны с планами строительства контейнерного терминала и угольного комплекса порта Восточный (Приморский край); модернизацией Магаданского торгового порта (Магаданская область); реконструкцией порта Шахтерск и портовых пунктов Курильских островов (Сахалинская область). В настоящее время осуществляется подготовка к строительству портовых сооружений по отгрузке нефти и газа в порту Корсаков (Сахалинская область) и порту Де-Кастри (Хабаровский край). Реконструируется бункеровочная нефтебаза в порту Владивосток (Приморский край), продолжается строительство крупнейшего в России угольного комплекса в бухте Мучка Ва-нинского морского торгового порта (Хабаровский край).
Отсутствие перерабатывающих производств минерально-сырьевых ресурсов на Дальнем Востоке России определяет процесс распространения влияния крупных российских компаний в регионе. В оловодобывающей промышленности Новосибирским оловянным комбинатом была разработана и реализуется программа развития собственной сырьевой базы. В 1999 г. комбинат приобрел контрольные или блокирующие пакеты акций основных своих поставщиков: 51% акций Дальневосточной горной компании, 35% — АО «Хинганолово» и 15% — АО «Депутатсколово». Кроме того, правительство Якутии сделало Новосибирский оловянный комбинат распорядителем принадлежавших государству 11% акций АО «Депутатсколово» под гарантии вложения средств в долгосрочную инвестиционную программу общей стоимостью 506 млн долл. Трехлетняя программа предполагает покупку финского и австралийского горного оборудования и совершенствование технологии обогащения руды, в результате чего выпуск рудной продукции возрастет на 30—40% [28, с. 181]. В золотодобывающей промышленности безусловными лидерами являются две российские компании (ОАО «ГМК «Норильский никель» и ОАО «МНПО «Полиметалл») и одна — с иностранным капиталом (Highland Gold Mining Ltd). Один из основных приоритетов развития компаний заключается в модернизации производственной базы добычи драгоценных металлов.
На рынке телекоммуникационной отрасли действуют московские и местные операторы. Крупные компании ОАО «Связьинвест», ОАО «Вымпел-
36
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА ЦЭ
№ 1 2007
Коммуникации», ОАО «Мегафон» создают региональные представительства — ОАО «Даль Телеком Интернэшнл», ОАО «Дальневосточная компания электросвязи», которые объединяют территории Дальнего Востока России и определяют стратегию инновационного насыщения отрасли.
Наиболее перспективные предприятия оборонного комплекса ДФО в соответствии с программой правительства входят в вертикально интегрированные холдинги в соответствии с Федеральной целевой программой «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса», рассчитанной на 2002—2006 гг. В состав интегрированных структур Рособоронэкспорта входят ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение», Дальневосточный завод «Звезда», Восточное производственно-техническое предприятие «Гранит», Авиакомпания «Прогресс» им. Н. И. Сазыки-на. В основе — выпуск высокотехнологичной продукции авиастроения.
Наряду с территориально-корпоративными соглашениями по согласованию интересов с холдинговыми компаниями Рособоронэкспорта, территории в рамках крупных региональных нефтегазовых проектов создают региональные холдинги. В Хабаровском крае действует консорциум предприятий по освоению сахалинского шельфа. Управляющая структура расположилась в ОАО «Амурский судостроительный завод». В Приморском крае — финансово-промышленный консорциум «Дальсудпромшельф» — ФГУП ДВЗ «Звезда», ОАО ХК «Дальзавод», ОАО «Аскольд», ОАО «Славянский СРЗ», ОАО «Восточная верфь», ОАО ДПИ «Востокпроектверфь», ФГУП «Автоматика», ОАО «ДНИИМФ», ФГОУ МГУ им. адм. Г. И. Невельского. Стратегия региональных консорциумов направлена на создание комплекса по сооружению верхних строений нефтегазодобывающих платформ для континентального шельфа России, максимальное привлечение предприятий и организаций региона к выполнению заказов по модернизации буровой платформы «Орлан» в рамках программы «Сахалин-1».
В заключение хотелось бы отметить уменьшение доли крупных компаний Дальнего Востока России с 2,3% до 1,7% в объеме реализации продукции крупных компаний РФ за период 2002—2004 гг. В основе — падение выручки крупных местных (региональных) компаний и холдингов ДФО на 0,5% на фоне роста объема чистой прибыли российских (инорегиональных) компаний и холдингов, осуществляющих свою деятельность в регионе на 0,6%. Доля балансовой прибыли крупных компаний в валовой прибыли экономики и валовых смешанных доходах ДФО в 2003 г. составила 7,43%1.
Сохранение старых инновационных институтов — с их встраиванием в новую систему либо постепенным замещением новыми институтами. При всей
1 Рассчитано по: [12, с. 34, 36; 20].
37
пэ_ Е. В. Гудкова
№ 1 2007
возможной неэффективности существующих институтов они выполняют определенные функции и их радикальное разрушение может негативно отразиться на инновационной системе. Оптимальным является вариант «встраивания» старых институтов в новую систему поддержки инновационной активности. Пример такого рода дает Южная Корея, которой в последние годы удалось обеспечить эффективное сетевое взаимодействие старых крупных промышленных компаний и государственных НИИ с вузами и инновационными малыми предприятиями [13].
Возможности технико-технологической модернизации производства связаны с накопленным потенциалом и уровнем развития «старых предприятий» машиностроения как основы промышленно-инновационной базы. Чем же располагает машиностроение в соответствии с достаточно четко определенным национальным приоритетом развития экономики РФ на период до 2010 г. — инновационное развитие, модернизация промышленности?
Развитие высокотехнологичных производств на Дальнем Востоке России традиционно связывалось с потребностями оборонно-промышленного комплекса. Данный сектор был представлен крупнейшими российскими предприятиями приборостроения, авиационной и судостроительной промышленности, расположенными в южной зоне Дальневосточного региона. В результате экономических преобразований к началу 2000-х гг. определяющая часть валового выпуска машиностроительной продукции ДФО сосредоточена в Хабаровском крае. Лидирующие позиции края связаны с поставками военной продукции крупнейшим предприятием (КнААПО) (рис. 2). Достаточно благоприятная экономическая конъюнктура на рынке вооружений в 2001—2003 гг. формально приблизила структуру промышленного производства края к уровню стран постиндустриального типа развития.
Доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве Хабаровского края в 1999 г. составляла 23,4%, достигнув 50% в 2000 г.1, снизившись до 40,1% в 2003 г. и до 28,5% в 2004 г. Для сравнения можно отметить, что удельный вес машиностроения в промышленности Японии составлял 43,7%, в Германии — 39,3 и в США — 36,7% [2, с. 30] (1999 г.).
Тем не менее значение гражданского машиностроения и металлообработки за период трансформации экономической системы снизилось в объеме производства машиностроения и металлообработки ДФО более чем на 9 п. п. за период 1990—2003 гг. При этом гражданское машиностроение обеспечивает менее 10% производства машиностроительной продукции.
1 В производстве машиностроительной продукции РФ отмечается неустойчивый рост доли отрасли машиностроения и металлообработки Хабаровского края за период с 1990 по 2000 г. с 1,2 до 3,9% соответственно и 2,9% в 2003 г.
38
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
пэ
№ I 2007
Рис. 2. Территориальная структура машиностроения и металлообработки ДФО (объем производства машиностроения ДФО — 100%)
Возможности машиностроения ДФО в части обеспечения притока инноваций в другие отрасли и собственной модернизации связаны с действием ряда факторов.
Что касается производственного капитала, то производственная база предприятий устаревает, и практически вся производимая в регионе продукция гражданского машиностроения не отвечает требованиям международной конкурентоспособности. Степень износа основных фондов предприятий машиностроения и металлообработки сопоставима с аналогичным показателем по машиностроению и металлообработке РФ и составляет, по данным на начало 2005 г., около 40%. Возможности развития сдерживаются значительным отставанием по уровню оснащения технологической базы. Коэффициент обновления основных фондов по гражданским предприятиям снизился даже по отношению к дореформенному уровню и отражает постоянно низкое значение возможности структурной модернизации для предприятий. Более десяти лет, прежде всего в гражданском машиностроении, практически не происходило обновления оборудования. Коэффициент обновления основных фондов был меньше 2% за весь период, достигая рекордно низкого значения — 0,15% в отдельные годы.
Уровень использования среднегодовой мощности оборудования предприятиями машиностроения снизился в 2003 г. на 60—90% к уровню 1990 г. и достиг критической отметки. Моральный и физический износ определяет недоиспользование в среднем по отрасли 80% производственных мощностей предприятий по основной номенклатуре продукции машиностроения.
В машиностроении и металлообработке Дальнего Востока России от-
39
пэ_ Е. В. Гудкова
№ 1 2007
мечается дефицит инновационных разработок и технологий как следствие недостаточной научно-производственной интеграции. Оставляет желать лучшего существующий уровень организационной поддержки по созданию интегрированных структур, деловых сетей. Все формы государственной поддержки, включая и инвестиционную, направлялись на конкретные предприятия, учитывая только эффективность инвестиционного проекта без отраслевой и, тем более, межотраслевой и территориальной увязки.
Ограниченность инвестиционных ресурсов на осуществление структурного маневра усиливается масштабом капитала обособленных предприятий региона. Практически полностью отсутствует участие машиностроительных предприятий в интегрированных структурах федерального и регионального уровня при наметившейся тенденции объединения смежных по основному виду деятельности отраслевых предприятий. Основная часть предприятий имеет мелкосерийный тип производства и ограниченный рынок сбыта. Стратегия мелкосерийного производства, как и проблемы менеджмента, инвестиционного обеспечения, является сдерживающим фактором перехода к массовому производству, интеграции в мировое пространство, в том числе и для импортозамещающих производств.
Наряду с производственным капиталом важнейшей компонентой промышленного производства являются трудовые ресурсы. В регионе сохраняется тенденция увеличения среднего возраста рабочих, особенно высококвалифицированных, и инженерно-технического персонала. По предприятиям машиностроения и металлообработки средний возраст данных категорий персонала приближается к 50 и более годам. Все большее значение приобретает недостаток квалифицированного промышленно-производственного персонала — рабочих и инженеров машиностроительных специальностей.
Тем не менее к началу 2005 г. определился начальный этап инновационного развития. На уровне правительств дальневосточных субъектов РФ определяются концептуальные вопросы и механизмы инновационной политики, создания инновационной инфраструктуры. По данным обследования основных предприятий машиностроения ДФО, осуществленного в конце 2004 г., отмечается переориентация предприятий на стратегии инновационного развития, соответствующие условиям внутренней и внешней конкуренции. Машиностроительные предприятия стратегически ориентированы на внедрение инновационных технологий, освоение зарубежных рынков, достижение мирового уровня качества и технологии продукции.
Инновационно ориентированное поведение подтверждает наметившаяся с 2000 г. тенденция роста предприятий, осуществляющих модернизацию производства, при лидировании предприятий машиностроения Хабаровского края. В 2000—2003 гг. доля предприятий, осуществляющих инвестиции в
40
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА ЦЭ
№ 1 2007
приобретение оборудования, реконструкцию, модернизацию производства, увеличилась более чем в два раза.
Активное использование конкурентных стратегий развития сопровождается внедрением менеджмента качества на машиностроительных предприятиях региона в соответствии с установленными международными стандартами.
Как структурный маневр инновационное развитие требует инвестиционных ресурсов. Что касается собственных финансовых возможностей предприятий, то спрос на продукцию оборонного значения зависит от политических факторов. На гражданскую продукцию спросовые ограничения связаны с низкой степенью конкурентоспособности продукции тяжелого машиностроения, приборостроения по энергетическим тарифам, условиям доступа к транспортным услугам, уровню развития технологической базы.
Данные факторы предопределили переориентацию сбыта гражданской машиностроительной продукции Дальнего Востока России на внутренний рынок. При этом внутренний спрос на продукцию гражданского машиностроения ДФО определяется основной долей потребностей дальневосточных субъектов РФ.
Продукция машиностроения Дальнего Востока России конкурентоспособна на внешних рынках как более дешевая по цене, при этом она уступает продукции конкурентов по качеству и применяемым технологиям. На российских рынках конкурентоспособность при паритете применяемых технологий и качества продукции снижается в связи с более высокими издержками на производство и реализацию продукции в дальневосточных субъектах РФ.
За период трансформации экономики произошло резкое снижение спроса со стороны потребителей стран СНГ и развивающихся стран. Малая доля экспорта в объеме реализованной продукции необоронных предприятий означает, что рынки стран АТР практически ничего не значат для развития гражданского машиностроения.
Гражданский судоремонт неконкурентоспособен по качеству, четкости соблюдения сроков работ и ценам как для зарубежных, так и российских потребителей. Строительство гражданских судов на предприятиях ДФО менее выгодно, чем за рубежом, для российских заказчиков.
При вступлении России в ВТО и как следствие — оптимизации таможенных пошлин возникнут проблемы для сформировавшегося растущего сектора производства продукции приборостроения, электронно-бытовой техники. Конкурентоспособность производителей гражданской высокотехнологичной продукции электронного приборостроения сдерживается действием отрицательных факторов, таких как:
• мелкосерийное производство, зависимость от цен импортных производителей элементной базы;
41
пэ_ Е. В. Гудкова
№ 1 2007
• не соответствующий мировым стандартам уровень развития отечественной технологической базы;
• недостаточный масштаб капитала региональных разрозненных предприятий, определяющий и недостаток инвестиций для технического и технологического соответствия стандартам продукции иностранных корпораций, проведения НИОКР и создания собственной элементной базы.
При сохранении действия отрицательных факторов перспективы производства высокотехнологичной продукции ограничены. Рынок электроннобытовой техники — глобальный, на нем действуют предприятия крупносерийного и массового производства, что предопределяет необходимость либо создания собственных отечественных сетей по производству электроннобытовой техники, либо интеграции в мировые сети.
Внешний спрос в перспективе связывается с географической близостью Дальнего Востока России АТР. Развитие в данном направлении определяется решением задачи соответствия международным стандартам качества и сертификации продукции гражданского машиностроения. Однако вследствие ограниченности инвестиционных ресурсов для технологической модернизации производства и неблагоприятного климата для иностранных инвестиций реализация поставленных целей находится под серьезным вопросом.
Инновационное развитие. В России спрос на технологические инновации со стороны отечественных предприятий в целом остается относительно низким и не соответствует условиям достижения устойчивого экономического роста (количество промышленных предприятий в России, использующих объекты интеллектуальной собственности, в настоящее время составляет менее 3%) [22]. Развитие высокотехнологичных производств на Дальнем Востоке России традиционно определялось потребностями оборонно-промышленного комплекса. Данный сектор был представлен крупнейшими российскими предприятиями авиационной и судостроительной промышленности. К началу 2000-х гг. развитие высокотехнологичных наукоемких производств ДФО осуществляется в следующих направлениях и на основе:
• развития собственного производства оборудования, комплектующих деталей, замещающих импорт на предприятиях электронно-бытовой техники — ОАО «Дальневосточный радиоэлектронный завод «АВЕСТ» (Комсомольск-на-Амуре) и ЗАО «Группа «ЕВГО» (Хабаровск);
• импорта технологий, оборудования и комплектующих для строительства и модернизации предприятий рыбной, лесной и деревообрабатывающей промышленности. В данном направлении начинают действовать проекты по импорту оборудования по глубокой переработке морепродуктов, строительству перерабатывающих предприятий на основе приобретения и освоения новых технологий;
42
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА ЦЭ
№ 1 2007
• собственной научно-исследовательской базы оборонных предприятий, диверсифицирующих производство в направлении выделения самостоятельных гражданских фирм. На КнААПО (Хабаровский край) инвестиции на осуществление НИОКР в 2003 г. составили 431,4 млн руб. Предприятие осваивает серийное производство легкого многоцелевого самолета-амфибии Бе-103, гражданских самолетов. ОАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс»» (Приморский край) участвует в совместных с фирмой «Яковлев» и ВВС РФ опытно-конструкторских работах по проектированию новых типов самолетов, технико-технологическому сопровождению и организации производства новых видов гражданской авиационной техники — Як-54, Як-152;
• региональной научно-исследовательской базы высоких инновационных технологий. В ДВО РАН ежегодно научные сотрудники получают более 300 патентов. Научно-производственное объединение, управляющей компанией которого является ЗАО «Дальневосточная Технология» (Комсомольск-на-Амуре), обеспечило развитие высокотехнологичного производства твердосплавных режущих инструментов по технологиям порошковой металлургии, производство нестандартного оборудования для отраслей промышленности, оборудования для железнодорожного транспорта. Образованный в 2003 г. на базе Технического университета (Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край) технопарк по заказу авиационного производственного объединения им. Гагарина (КнААПО) разработал теплообменники, готовится серийный выпуск калориферов;
• лизинга оборудования. Основные лизинговые компании, действующие на Дальнем Востоке России, — ЗАО «ДельтаЛиз-Дальний Восток», Дальневосточная лизинговая компангия (Приморский край), лизинговые компании Далькомбанка, Региобанка (Хабаровский край), ЗАО «Лэндлиз», ЗАО «САЛКО», ГУП «Сахалинлизингфлот» (Сахалинская область), ГУП «Туйма-ада-Лизинг» (Якутия) — обеспечивают условия развития высокотехнологичных производств;
• интеграционных возможностей создания высокотехнологичной продукции в рамках крупных региональных инвестиционных проектов. Создание комплекса по сооружению верхних строений нефтегазодобывающих платформ для континентального шельфа России в рамках проекта «Сахалин-2». В этих целях в Хабаровском крае действует консорциум предприятий по освоению сахалинского шельфа, в Приморском крае — финансово-промышленный консорциум «Дальсудпромшельф». Реализуются проекты по внедрению автоматического управления режимами изготовления высокотехнологичной продукции, наукоемких технологий в гражданском авиастроении, судостроительной отрасли в рамках региональных отраслевых программ и Федеральной целевой программы развития Дальнего Востока и Забайкалья;
43
Е. В. Гудкова
ПЭ1
2007
• возможностей инвестирования внедрения новых технологий, сокращающих загрязнение окружающей среды в рамках Киотского протокола. Строительство ОАО «Хабаровскэнерго» (Хабаровский край) четвертого энергоблока ТЭЦ-3 стоимостью около 1,7 млрд руб. на основе принципиально новых энергоустановок позволит существенно снизить выбросы в атмосферу и получить инвестиции.
Следует отметить, что развитие высокотехнологичных производств гражданского авиа- и судостроения Дальнего Востока России поддерживается достаточно быстрыми темпами роста производства электронно-бытовой техники.
Наметилась тенденция участия российских и крупнейших азиатских фирм в формировании высокотехнологичных науко- и информационных производств на Дальнем Востоке России. В качестве площадок размещения таких производств обозначились индустриальные и деловые центры южной зоны региона с относительно развитой инфраструктурой — Хабаровск, Владивосток, Уссурийск, Комсомольск-на-Амуре.
Более 10% электронно-бытовой техники РФ (2003 г.) выпускается предприятиями ДФО.
При этом практически весь объем производства сложной электроннобытовой техники ДФО обеспечивают стремительно развивающиеся предприятия «ЕВГО» и «АВЕСТ» (Хабаровский край) (табл. 9).
Таблица 9
Производство основных видов высокотехнологичной продукции Хабаровского края
Вид продукции 1999 2000 2001 2002 2003 2004
Стиральные машины, тыс. шт. — 6,9 30,8 72,2 129,3 186,1
Телевизоры, тыс. шт. 2,3 18,3 65,1 181 248,3 348,2
Видеомагнитофоны, тыс. шт. — — 4,6 13 22,7 71,3
Электропылесосы, тыс. шт. — — 27,5 40,6 106,9 64,6
Печи СВЧ, тыс. шт. — — 3,1 6,9 15,7 28,2
Кондиционеры воздуха бытовые, шт. 730 1484 831 1941 1463
Источники: [15, с. 32; 18, с. 485—486; 23].
Таким образом, основные позиции, определяющие экономический рост на основе инновационного развития российского Дальнего Востока, определяются следующим:
1) экономическими связями с Азиатско-Тихоокеанским регионом, прежде всего с Северо-Восточной Азией;
44
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА ЦЭ
№ 1 2007
2) лидирующими позициями оборонно-промышленного комплекса в части базового потенциала инновационного развития;
3) относительно низким уровнем деловой активности крупных российских компаний на территории региона, обеспеченности кредитными ресурсами, снижением влияния бюджетного финансирования в части инновационного развития;
4) масштабностью сырьевой базы и необходимостью зонирования в части выделения северных территорий со сравнительно низким инновационным потенциалом, базирующемся на накопленном производственном потенциале, развитии производственной и социальной инфраструктуры.
В этой связи для реализации основных приоритетов инновационного развития экономики в целях экономической безопасности Дальнего Востока необходимо выделить:
• разработку инновационной стратегии на основе делового партнерства правительств субъектов Дальневосточного федерального округа, предприятий (бизнеса), университетов с целью реализации организационного потенциала по формированию конкурентных преимуществ инновационного развития региона. Стратегия инновационного развития основывается на возможных сценариях экономического развития ДФО, в том числе концепции создания экономической «контактной зоны» с сопредельными экономиками Северо-Восточной Азии на основе развития транснациональных транспортно-энергетических коридоров и формирования промышленно-сервисной дуги в южной части российского Дальнего Востока;
• стимулирование развития локальных промышленных зон, прежде всего в городах Владивосток, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, ориентированных на развитие венчурных, высокотехнологичных предприятий (с максимально льготным налоговым режимом);
• совершенствование институциональных условий (усиление содействия бюджетного финансирования, стимулирование привлечения иностранных инвестиций и капитала крупных компаний, увеличение роли кредитной политики, стимулирование инновационного развития предприятий ОПК и «старых» региональных компаний);
• совершенствование финансовых механизмов поддержки программ и проектов создания и развития инновационных производств;
• развитие инфраструктуры для поддержки инноваций.
Дальнейшие перспективы развития высокотехнологичных производств
ДФО связаны с возможностью создания промышленно-производственных зон и привлечения инвестиций из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в рамках реализации Закона «Об особых экономических зонах Российской Федерации».
45
пэ_ Е. В. Гудкова
№ 1 2007
Для реализации основных приоритетов высокотехнологичного развития промышленности Дальнего Востока России необходимо:
• стимулирование развития локальных промышленных зон, прежде всего в городах Комсомольск-на-Амуре, Владивосток, ориентированных на развитие венчурных, высокотехнологичных предприятий (с максимально льготным налоговым режимом);
• использование механизмов и институциональных условий поддержки программ и проектов создания и развития высокотехнологичных производств;
• разработка программы делового партнерства правительств дальневосточных субъектов РФ, предприятий (бизнеса), университетов с целью реализации организационного потенциала по формированию конкурентных преимуществ инновационного развития региона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Берзон Н. Формирование инвестиционного климата в экономике // Вопросы экономики. 2001. № 7.
2. Борисов В., Балагурова Е. Машиностроительный комплекс: посткризисное развитие // Экономист. 2001. № 12.
3. Бюллетень банковской статистики. Региональное приложение. М.: ЦБ РФ, 2001. № 2.
4. Бюллетень банковской статистики. Региональное приложение. М.: ЦБ РФ,
2004. № 1.
5. Бюллетень банковской статистики. Региональное приложение. М.: ЦБ РФ,
2005. № 1.
6. Бюллетень банковской статистики. Региональное приложение. М.: ЦБ РФ,
2006. № 1.
7. Дзарасов Р. С. Анатомия кризиса российской экономики // Вестник Российской академии наук. 2002. Т. 72. № 11.
8. Дирков И. И. Перспективы рынка долгового капитала // ЭКО. 2004. № 8.
9. Краевая целевая программа «Развитие финансового рынка и инвестопроводящей системы Приморского края на 2004—2010 гг.». Владивосток, 2003.
10. Материалы официального сайта. http://www.economy.gov.ru.
11. Материалы сайта. http://news.fis.ru/blr/archiv/news.html?news=d19m3.
12. Национальные счета России и регионов ДФО в 2001—2004 гг. Стат. сб. Владивосток, 2006.
13. Об использовании в России опыта новых индустриальных стран в формировании «институтов развития» и стимулировании инновационного экономического роста. http://dialogs.org.Ua/ru/material/full/5/1755.
14. Промышленность России. 2005. Стат. сб. М., 2006.
15. Промышленность Хабаровского края. Стат. сб. Хабаровск, 2005.
16. Радыгин А. Нормы корпоративного управления в России и ЕС: перспективы унификации // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 4.
17. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003. Стат. сб. М.,
2003.
46
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
пэ
№ I
2007
18. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2004. Стат. сб. М.,
2004.
19. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005. Стат. сб. М.,
2005.
20. Рейтинг крупнейших компаний России // Эксперт. 2005. № 38 (484).
21. Рейтинг крупнейших компаний России по объему реализации продукции // Эксперт. 2004. № 37 (437).
22. Российская экономика в инновационных лабиринтах. 19 апреля 2006. http:// www.fips.ru/ruptoru/str_rf.htm.
23. Российский статистический ежегодник. М., 2004.
24. Состояние банковского сектора Российской Федерации в 2001 году. http:// www.cbr.ru/BBS/bbsq0304r.pdf.
25. Социально-экономическое положение ДФО в 2003 году. М., 2004.
26. Социально-экономическое положение ДФО в 2004 году. М., 2005.
27. Социально-экономическое положение ДФО в 2005 году. М., 2006.
28. Экономическая интеграция: пространственный аспект. М.: Экономика, 2004.