Научная статья на тему 'Региональный мониторинг: Дальневосточная экономика-2004'

Региональный мониторинг: Дальневосточная экономика-2004 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокапало Ольга Михайловна

Рассмотрены тенденции развития основных отраслей экономики Дальневосточного федерального округа в 2004 г. Дана оценка реализации федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. и до 2010 г.».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional Monitoring: Far-Eastern Economy-20041Economic Research Institute FEB RAS, Khabarovsk

Economic trends of major industries of the Far-Eastern Federal Region in 2004 have been discussed. Implementation of the Federal Program «Economic and Social Development of the Far East and Transbaikalien for 1996-2005 and till 2010» has been evaluated.

Текст научной работы на тему «Региональный мониторинг: Дальневосточная экономика-2004»

Экономика

Вестник ДВО РАН. 2005. № 5

О.М.ПРОКАПАЛО

Региональный мониторинг: дальневосточная экономика-2004

Рассмотрены тенденции развития основных отраслей экономики Дальневосточного федерального округа в 2004 г. Дана оценка реализации федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. и до 2010 г.».

Regional Monitoring: Far-Eastern Economy-2004. O.M.PROKAPALO (Economic Research Institute, FEB RAS, Khabarovsk).

Economic trends of major industries of the Far-Eastern Federal Region in 2004 have been discussed. Implementation of the Federal Program «Economic and Social Development of the Far East and Transbaikalien for 1996-2005 and till 2010» has been evaluated.

В 2004 г. наметилась тенденция замедления темпов экономического роста в Дальневосточном федеральном округе (ДВФО) (табл. 1). Если в 2003 г. экономика ДВФО демонстрировала ускоренное развитие по сравнению со средними по России показателями, то 2004 г. характеризуется значительным отставанием. Лишь по двум территориям, Республика Саха (Якутия) и Еврейская автономная область, превышены среднероссийские показатели. Значительное замедление темпов роста отмечено в Хабаровском крае, Камчатской и Сахалинской областях.

Таблица 1

Индексы выпуска продукции базовых отраслей экономики,

% к соответствующему периоду предыдущего года

Территория

III квартал 2003 г.

III квартал 2004 г.

Российская Федерация 105,9 105,4

Дальневосточный федеральный округ 111,1 101,2

Республика Саха (Якутия) 102,9 107,9

Приморский край 100,8 102,8

Хабаровский край 119,9 102,4

Амурская область 101,7 98,9

Камчатская область 106,1 91,3

Магаданская область 103,2 86,1

Сахалинская область 133,4 99,7

Еврейская автономная область 109,1 109,1

Чукотский автономный округ 143,6 95,5

Источник: [16, 17].

ПРОКАПАЛО Ольга Михайловна - кандидат экономических наук (Институт экономических исследований ДВО РАН, Хабаровск).

Существенный фактор снижения темпов экономического роста - сужение спроса со стороны домашних хозяйств (основные функции сектора домашних хозяйств - потребление товаров и услуг, а также их производство для реализации и собственного использования). Снижение оборота розничной торговли по ДВФО (109,8% в 2004 г. против 110,6% в 2003 г.) обусловлено замедлением темпов роста реальных доходов населения, которые хотя и характеризовались относительно высокой динамикой, но уступали показателям 2003 г. Так, реальная заработная плата увеличилась на 9,4%, что на 1,2 п.п. ниже уровня 2003 г. Рост реальной заработной платы в целом по округу ниже среднероссийского уровня (Россия - 110,9%, Дальний Восток - 109,4%).

Инвестиции

Темпы роста инвестиционного спроса в 2004 г. также замедлились, составив лишь 113,5% против 137,3% в 2003 г. Несмотря на значительное сокращение инвестиционной активности, и в 2004 г. сохраняется превышение темпов роста инвестиций по сравнению с основными макроэкономическими показателями, что свидетельствует о невысокой эффективности инвестиций в основной капитал. Большая их часть по-прежнему концентрируется в южной макрозоне Дальнего Востока: на Сахалинскую и Амурскую области, Хабаровский и Приморский края, Республику Саха (Якутия) приходится более 80% всех капиталовложений. При этом Сахалинская область продолжает демонстрировать рекордные темпы роста объемов инвестиций (189,4% в 2004 г. по сравнению с 2003 г.), что связано с интенсивным развитием проектов Сахалин-1 и Сахалин-2.

После некоторого сокращения доли собственных средств инвесторов в 2003 г. (25,6% против 40,4% в 2002 г.) в следующем году опять увеличилась роль собственных ресурсов предприятий в общем объеме инвестиций (28,3%). Это свидетельствует об ухудшении условий кредитования, т.е. об относительном росте цены заемных ресурсов, так как существенного увеличения норм рентабельности не произошло. Подобный вывод парадоксален на фоне увеличивающихся размеров денежной базы для российской экономики. При этом следует учесть, что наименьший удельный вес собственные средства как источник инвестиций составляют в Сахалинской и Амурской областях, которые суммарно обеспечивают 43% общего объема дальневосточных инвестиций в основной капитал, так как реализуемые там проекты финансируются в основном из корпоративных бюджетов - внешних инвесторов для соответствующих предприятий. Следовательно, для Приморского и Хабаровского краев, Республики Саха (Якутия) доля собственных средств пред-приятий-инвесторов значительно выше среднего регионального уровня.

В частности, растущая роль собственных средств как источников финансирования инвестиций в основной капитал свидетельствует о том, что усилия дальневосточных субъектов Федерации по привлечению средств акционерных обществ, частных компаний, банков, страховых фирм, иностранных инвестиций для развития соответствующих экономик пока не приносят существенного результата. Кроме того, общий инвестиционный фон в России в 2004 г. был не очень благоприятен. Инвестиционная активность сдерживалась отсутствием видимого улучшения предпринимательского и инвестиционного климата в стране, проблемами доверия между бизнесом и властью, сохраняющимися высокими рисками в экономике (особенно в связи с проблемами в сфере собственности), несовершенством институтов финансового посредничества, кризисом доверия в банковской сфере в середине 2004 г.

Эти негативные факторы перевесили действие таких объективно положительных решений, как некоторое снижение административных барьеров для предпринимательской деятельности1, реформа государственного управления, направленная на сокращение избыточного вмешательства государства в экономику, активное развитие банками программ кредитования (особенно потребительского), позитивно сказавшихся на платежном спросе населения.

Наиболее инвестиционно привлекательными отраслями Дальнего Востока, по мнению участников первого Дальневосточного инвестиционного форума «Финансовые инструменты для развития предприятий и привлечения инвестиций в регион» (ноябрь 2004 г.), являются морские порты и предприятия электросвязи. Третьей в этом рейтинге могла бы стать рыбная промышленность, однако, как отмечают эксперты, система финансового оборота в ней еще не настолько прозрачна, чтобы можно было без риска вкладывать в нее значительные средства отечественных и зарубежных инвесторов [8].

Промышленность

Одним из главных итогов 2004 г. следует считать сохранение общей тенденции промышленного подъема. Объем продукции промышленности в целом по федеральному округу составил 107,3% по отношению к 2003 г. (в среднем по России - 106,1%). Основными «локомотивами» роста в промышленности региона стали цветная металлургия, топливная и рыбная промышленность.

Среди отдельных субъектов ДВФО наиболее высокие темпы роста промышленного производства зафиксированы в Республике Саха (Якутия) - 112,8%, Чукотском автономном округе - 109,8%, Приморском крае - 109,5% (табл. 2).

Таблица 2

Распределение регионов Дальнего Востока по объему промышленного производства в 2004 г.

Темпы прироста объема промышленного производства к 2003 г., % Доля в общем объеме промышленного производства России

Средняя Низкая (менее 0,5%)

1,0-2,0% 0,5-1,0%

Высокие (более 10) Республика Саха (Якутия)

Средние (5-10) Приморский край Чукотский АО

Ниже средних (0-5) Хабаровский край Сахалинская, Амурская области, Еврейская АО

Снижение Камчатская, Магаданская области

Источник: [5].

При этом только в Приморском крае экономический рост был связан с оживлением в перерабатывающей промышленности (машиностроение, промышленность строительных материалов, легкая и пищевая промышленность), в остальных субъектах региона рост обеспечивался в основном добывающими производствами.

1 В декабре 2003 г. принят федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [18].

В 2004 г. обнаруживается довольно сложная ситуация с развитием отраслей топливно-энергетического комплекса (ТЭК) (табл. 3). Большинство территорий ДВФО стоимостные объемы производства в электроэнергетике снизили (кроме Якутии, Амурской и Магаданской областей). В то же время производство электроэнергии в натуральном выражении увеличилось повсеместно, кроме Хабаровского и Приморского краев и Сахалинской области. Сопоставление этих показателей свидетельствует о тенденции к снижению тарифов, что в целом благотворно сказывается на экономике. Несколько иная ситуация в угольной промышленности, где темпы роста производства и стоимости продукции примерно соответствуют друг другу, т.е. тенденции снижения цен не наблюдается.

Таблица 3

Индексы физического объема, стоимости продукции, производства и добычи отдельных видов топлива в отраслях ТЭК в 2004 г. (2003 г. = 100%)

Территория Электро- Топливная Производство и добыча в натуральном выражении

энергетика промышленность Электро- энергия Уголь Нефть Газ

Республика Саха (Якутия) 100,6 103,9 101,1 104,7 97,5 102,6

Приморский край 93,4 97,3 97,7 97,3

Хабаровский край 95,5 94,9 94,6 100,0

Амурская область 113,5 119,4 125,8 119,4

Камчатская область 99,5 96,3 104,5 100,0 87,8

Магаданская область 101,1 88,7 103,2 88,7

Сахалинская область 98,1 110,0 99,1 116,3 110,6 95,1

Еврейская АО 93,2 127,3 131,4 127,8 - -

Чукотский АО 96,6 107,7 100,0 92,0 - -

Источник: [6, 7].

Примечание. Здесь и далее в таблицах прочерк - явление отсутствует.

Положительные моменты в работе ТЭК региона связаны с реализацией отдельных энергетических и нефтегазовых проектов. А реализация пакета ресурсных и инфраструктурных энергетических проектов стратегически может вывести Дальний Восток в число нетто-экспортеров как по производству, так и по транзиту углеводородов, электроэнергии, а также угля в направлении центров энергоиспользования в странах СВА.

В цветной металлургии (в структуре промышленного производства Дальнего Востока в 2004 г. на ее долю приходилось немногим более 30%) уже длительное время стабилизация производства сопровождается благоприятной конъюнктурой рынка золота (табл. 4).

Золотодобывающая промышленность - одна из наиболее динамичных подотраслей цветной металлургии. По предварительным оценкам, в 2004 г. в России добыча золота составила 180 т, из них около 50% - на Дальнем Востоке [1, с. 13].

В Хабаровском крае рост объемов производства в цветной металлургии обеспечен в основном за счет увеличения на 26,8% добычи рудного золота. По оцен-

Таблица 4

Индексы физического объема производства в цветной металлургии и машиностроении (2004 / 2003), % к предыдущему году

Регион Цветная металлургия Машиностроительный комплекс

Республика Саха (Якутия) 116,8 / 99,6 105,7 / 78,9

Приморский край 101,1 / 100,0 135,6 / 110,7

Хабаровский край 120,2 / 116,6 76,6 / 101,6

Амурская область 107,8 / 107,7 94,3 / 129,5

Камчатская область 81,7 / 115,5 108,5 / 95,0

Магаданская область 95,3 / 94,1 129,9 / 92,8

Сахалинская область - / - 137,3 / 119,4

Еврейская АО 79,0 / в 2,1 раза 144,4 / 130,5

Чукотский АО 152,0 / 98,0 - / -

Источник: [6, 7].

кам, к концу 2004 г. в крае добыто: золота - 21,4 т (119,3% к уровню 2003 г.), платины - 3,6 т (84,7% к уровню 2003 г.), серебра - 46,6 т (добыча серебра в промышленных объемах начата с 2004 г.) [1, с. 14]. В Амурской области в 2004 г. объем добычи золота (по оценкам, 13,9 т) превысил показатель 2003 г. (13,1) [1, с. 13]. Амурская область по интенсивности добычи (удельная добыча золота на единицу площади территории) за два последних года вышла на второе место в России среди 25 золотодобывающих регионов. А в Магаданской области продолжают сохраняться тенденции падения этого производства, обусловленные плановым его снижением на месторождении Кубак. В Якутии добыча золота в 2004 г., по оценкам, составила 20,3 т, бриллиантов произведено на 305 млн долл. США (127% к уровню 2003 г.), их реализация за пределы республики возросла на 29%.

Основной проблемой в минерально-сырьевом комплексе Дальнего Востока является недостаточный приток инвестиционных ресурсов, что делает невозможным введение новых и модернизацию существующих основных фондов и технологий по добыче и переработке рудных концентратов.

В лесопромышленном комплексе всех субъектов Федерации Дальневосточного округа, кроме Приморского и Хабаровского краев, наблюдается стагнация и падение производства. В Приморском и Хабаровском краях в 2004 г. стоимость продукции, хоть и не намного (0,4-0,6 и 3-4,2% соответственно), но увеличилась и в заготовке, и в переработке древесины. Несмотря на многолетние усилия по углублению переработки, в 2004 г. был отмечен лишь некоторый рост производства пиломатериалов в Приморском и Хабаровском краях, Сахалинской области. В лесной промышленности, особенно в переработке, основной задачей остается также поиск и стимулирование инвестиций для решения задач производственной и экологической модернизации. В незначительной степени перспективы углубления переработки и привлечения на эти цели инвестиций связаны с отдельными проектами в Хабаровском и Приморском краях: в частности, проект совместного российско-японского завода по производству лущеного шпона мощностью 120 тыс. м3 в год в г. Комсомольск-на-Амуре, российско-китайские проекты целлюлозно-бумажного комбината мощностью 700 тыс. т в год в г. Амурск и производства химико-термомеханической массы мощностью 300 тыс. т в пос. Хор. Один из таких проектов (реализован с помощью японского капитала) - третий деревообрабатывающий завод «Тернейлеса» (Приморский край), выпускающий высокотехнологичные клееные пиломатериалы, - вышел на проектную мощность [19].

Развитие машиностроительного комплекса региона зависит от конъюнктуры рынка военной техники и вооружения. В настоящее время средняя загрузка оборонных региональных предприятий составляет не более 15% [12]. Так, снижение объема производства в Хабаровском крае связано в первую очередь с проблемами формирования пакета заказов на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении. Из-за отсутствия заказов, уменьшения экспорта продукции предприятие наполовину уменьшило платежи в бюджет. В других регионах Дальнего Востока развитие машиностроительного комплекса также не отличалось стабильностью (табл. 4).

Развитие машиностроения и металлообработки сдерживается рядом факторов.

1. Дефицит инвестиций в основной капитал, в результате чего сокращается ресурсно-технологический потенциал предприятий. Основные инвестиции идут на пополнение оборотных средств, лишь незначительное число предприятий направляет часть инвестиций на приобретение нового высокоэффективного оборудования.

2. Устаревающая производственная база, из-за которой вся производимая региональная продукция не конкурентоспособна на международном рынке. Степень износа основных фондов предприятий машиностроения и металлообработки составляет около 40%.

3. Низкая степень загрузки производственных мощностей.

4. Влияние внешнеполитических факторов на спрос продукции оборонного и ограничение спроса на товары гражданского значения, связанные с низкой конкурентоспособностью продукции тяжелого машиностроения из-за высоких энергетических и транспортных тарифов.

5. Практически полное отсутствие участия предприятий в интегрированных структурах федерального и регионального уровня при наметившейся тенденции объединения смежных по основному виду деятельности отраслевых предприятий [2].

Транспортный комплекс

Положительная динамика отмечается по всем (кроме морского) видам транспорта в регионе, а в водном, автомобильном и трубопроводном зафиксировано ускорение динамики развития. Рост грузооборота по всем видам транспорта в 2004 г. в целом по округу составил 106,8% по отношению к 2003 г. (101,7% в 2003 г. относительно 2002 г.). Структура перевозок грузов по видам транспорта не претерпела серьезных изменений. Наибольший удельный вес в общем объеме перевозок приходится на автомобильный (54,5%) и железнодорожный (32,2%) транспорт. По морским и внутренним водным путям перевезено соответственно 7,4% и 3,8% общего объема грузов.

В 2004 г. на территории Дальнего Востока было реализовано несколько проектов регионального и общефедерального значения, позволивших улучшить транспортную инфраструктуру региона. Один из них - федеральная трасса «Амур» (Чи-та-Хабаровск) - позволил соединить автомобильной дорогой Дальний Восток и центральную часть России. Работы по проекту планируется продолжить до 2008 г., но в настоящий момент уже начались проблемы с финансированием: если в 2003 г. из федерального бюджета и средств Европейского банка реконструкции и развития было выделено почти 9 млрд руб., то в 2004 г. - лишь 4 млрд руб. Для выполнения плановых заданий по этому проекту в 2005 г. требуется не менее 10 млрд руб. [9].

Еще одним важным проектом, реализованным в 2004 г., следует считать открытие регулярного движения по железнодорожной ветке Беркакит-Томмот (Респуб-

лика Саха). Строительство дороги длиной 360 км - самое большое железнодорожное строительство в стране - позволит обеспечить круглогодичное железнодорожное сообщение республики с другими регионами России, что в перспективе сократит ежегодные затраты на «северный завоз». По оценке экспертов, загрузка Байкало-Амурской магистрали может увеличиться на 5-7 млн т в год [9]. В перспективе планируется строительство железной дороги до Якутска.

В последние годы одним из динамично развивающихся видов транспорта является морской, что связано с реализацией проектов модернизации существующих мощностей и строительства новых объектов. По данным Ассоциации морских торговых портов, за 8 мес 2004 г. грузооборот российского портового комплекса превысил 237,385 млн т, из которых переработано портами Северо-Западного бассейна 39% грузов, Южного - 41%, Дальнего Востока - 19,8% [11].

В течение последних лет структура грузоперевозок морских портов ДВФО стабильна, с преобладанием сухогрузов (металлы, лесные грузы, руды, контейнерные грузы), в 2004 г. удельный вес которых составил более 75%. Максимальные показатели объемов переработки в бассейне - у Восточного порта, его грузооборот за 8 мес 2004 г. превысил 11,7 млн т. За этот же период грузооборот морских торговых портов Находки и Владивостока составил 5,6 и 5,15 млн т соответственно [11], увеличение объемов грузооборота отмечается и в портах Де-Кастри и Ванино. В последнее время порты Дальнего Востока не справляются с возросшим потоком грузов, поступающим по железной дороге. В 2004 г., по словам первого заместителя начальника Дальневосточной железной дороги А.Гладилина, простои вагонов в морских портах Приморья принесли убыток в 231 млн руб. [10]. Одна из главных причин - устаревшие техника и технологии, используемые портовиками.

Перспективное развитие морских портов связано с расширением и строительством новых терминальных и перегрузочных комплексов. Так, в порту Де-Кастри к 2006 г. планируется завершить строительство нефтеперевалочного терминала с двумя резервуарами по 100 тыс. т каждый, готовится технико-экономическое обоснование строительства нескольких перегрузочных комплексов общей мощностью до 5 млн т в год в Ванинском морском торговом порту [3].

Программа развития экономики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На мероприятия федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. до 2010 года» из Фонда регионального развития было выделено 2620 млн руб., или 3,9% от общего объема инвестиционных ресурсов Фонда, направленных на реализацию федеральных целевых программ за 2002-2004 гг. (табл. 5).

В 2004 г. началась новая корректировка программы2, которая, в отличие от регулярных корректировок бюджетных показателей, изменяет сам принцип программного планирования. Вместо поддержки и формирования секторов и направлений, ориентированных на решение стратегических задач региона, предполагается сосредоточить все ресурсы на решении внутренних, текущих проблем субъектов Федерации на Дальнем Востоке. Это означает, что государственная программа перестает быть инструментом среднесрочного стратегического планирования и превращается в модификацию традиционных планов социально-экономического развития территорий или, как это было в советский период, в планы развития местного хозяйства и социальной сферы. Следова-

2 Ситуация подробно освещена в статье [4].

Распределение средств Фонда регионального развития, направляемых на реализацию федеральных целевых программ, млн руб.

Программа 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994-2005 годы) 221,0 241,0 241,0

Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы и до 2010 года 681,0 971,0 968,0

Развитие особой экономической зоны в Калининградской области (1998-2005 годы) 490,0 60,0 600,0

Юг России (на период до 2006 года) 1834,9 2054,9 2051,9

Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года 12264,8 11264,8 11264,8

Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года) 2000,0 2630,0 2627,8

Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 года - 7350,31 7350,31

Источник: [13-15].

тельно, учитывая, что стратегическая проблема формирования предпосылок и условий интеграции дальневосточной экономики с рынками стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Северо-Восточной Азии не исчезает и является в перспективе важнейшим элементом общей стратегии развития государства и региона, необходимо определить альтернативный инструмент осуществления государственной политики, целью которой являлось бы достижение эффективных параметров взаимодействия региона и Российской Федерации со странами АТР и СВА.

Итак, мониторинг показал, что в 2004 г. в регионе не были закреплены успехи экономического роста 2003 г. Отмечены следующие тенденции.

1. Замедление темпов экономического развития. Темп роста валового регионального продукта в 2004 г. составил 103,2% против 106,9% в 2003 г.

2. Замедление инвестиционного спроса.

3. Увеличение темпов экономического роста региона напрямую связано с развитием в сырьевых отраслях экономики. Сырьевая направленность экономики в настоящее время остается превалирующей.

4. Продолжающееся снижение численности населения региона как в результате естественной убыли, так и за счет миграционного оттока из-за ухудшающихся уровня и качества жизни.

5. Степень износа основных производственных фондов в отдельных отраслях экономики более 50%.

6. Тяжелое финансовое положение большого числа предприятий, не имеющих средств для модернизации и технического перевооружения производства.

К положительным моментам экономического развития Дальневосточного федерального округа можно отнести следующие.

1. Сохранение подъема производства в цветной металлургии, топливной и рыбной промышленности.

2. Превышение среднероссийских темпов роста в целом по промышленности.

3. Интенсивное развитие транспортного комплекса.

4. Сохранение высокой интенсивности роста реальных располагаемых доходов населения.

Для преодоления негативных тенденций развития региона в перспективе необходима государственная региональная политика, направленная на создание благоприятного климата для привлечения серьезных российских и зарубежных инвесторов, проведение работы по реструктуризации экономики, реализации программ, по максимальному использованию и наращиванию производственно-технического и трудового потенциала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронцова Н. Бизнес снимает слитки // Дальневосточный капитал. 2005. № 1. С. 12-21.

2. Гудкова Е.В. Машиностроительный комплекс Дальнего Востока и Забайкалья // Мониторинг Федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года: отчет. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2005. С. 54-61.

3. Демиденко О. В наши гавани заходят корабли // Тихоокеанская звезда. 2005. 6 янв.

4. Минакир П.А., Прокапало О.М. Программа «Дальний Восток и Забайкалье». Первые итоги и опыт мониторинга // Вестн. ДВО РАН. 2004. № 5. С. 126-140.

5. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации за 2004 г. и задачах экономической политики Правительства Российской Федерации на 2005 г. М.: Минэкономразвития России, 2005. 120 с.

6. Основные показатели социально-экономического положения регионов Дальневосточного федерального округа в январе-декабре 2003 г.: стат. бюл. Хабаровск: Хабаров. краевой комитет гос. статистики, 2003. 154 с.

7. Основные показатели социально-экономического положения регионов Дальневосточного федерального округа в январе-декабре 2004 г.: стат. бюл. Хабаровск: Территориальный орган федеральной службы гос. статистики по Хабаровскому краю, 2004. 165 с.

8. Официальный сайт Агентства по привлечению инвестиций (АПИ) Сахалинской области. -http://www.sakhipa.ru/news/index.php?geogr=2&page=5&row=28951

9. Официальный сайт Аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. - http://www.dfo.ru

10. Официальный сайт банка «Приморье» - h1ttp://cbprim.ru/regionews/econ.htm?f=lf&t=030924c06

11. Официальный сайт Евроазиатского транспортного союза (ЕАТС). - http://www.eatc.ru/rus/ doc.id_6064.rubr_17.rn_1.sub_1.php

12. Посьетцев А. Гособоронотказ // Дальневост. капитал. 2004. № 3. - http://kapital.zrpress.ru/ sub-jnum/2004/0301.asp

13. Приложение 33 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2002 год» // Федеральный закон от 30.12.2001. № 194-ФЗ. - Электронная информационно-правовая система «Консультант Плюс».

14. Приложение 33 к Федеральному закону «О федеральном бюджете» на 2004 год» // Федеральный закон от 23.12.2003. № 186-ФЗ. - Консультант Плюс.

15. Приложение 35 к Федеральному закону «О федеральном бюджете» на 2003 год» // Федеральный закон от 24.12.2002. № 176-ФЗ. - Консультант Плюс.

16. Социально-экономическое положение Дальневосточного федерального округа в 2003 г. М.: Гос -комстат России, 2004. 70 с.

17. Социально-экономическое положение Дальневосточного федерального округа в 2004 г. М.: Гос -комстат России, 2005. 70 с.

18. Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». № 185-ФЗ от 23.12.2003 г.

19. Шейнгауз А.С. Лесной комплекс Дальнего Востока и Забайкалья // Мониторинг Федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года: отчет. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2005. С. 27-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.