инновационная экономика
анализ инновационной деятельности в приморском крае и перспективы
развития промышленных предприятий
н.н. ВИТКОВСКАЯ,
кандидат экономических наук, директор некоммерческого фонда «Дальневосточный центр экономического образования» (НФ ДВЦЭО), г. Владивосток
Интенсивность инновационной деятельности во многом определяет уровень экономического развития. Освоение высоких технологий в промышленности и выпуск новой наукоемкой продукции сегодня являются ключевыми факторами устойчивого экономического роста для большинства индустриально развитых стран мира. Анализ развития экономики показывает, что наиболее прибыльными в настоящее время стали предприятия и отрасли в целом, которые ориентированы на производство высокотехнологичных товаров, таких как компьютеры и полупроводники, лекарственные средства и медицинское оборудование, средства связи и системы коммуникаций. Надо сказать, что коммерческий успех в этой области основан больше на знании, новых технических решениях, чем на производственных возможностях. На сегодняшний день все большая часть фирм перестраивает свои системы управления с традиционной производственной и рыночной на технологическую ориентацию, поскольку пионерная технология стала ключом к успеху на любом рынке, который ждет продукцию с новыми характеристиками и готов платить за это высокую цену.
Не секрет, что в рыночной экономике основную массу исследований и разработок осуществляют коммерческие фирмы, а так как инновационная деятельность — это достаточно капиталоемкий процесс, фирмы неминуемо сталкиваются с необходимостью поиска оптимальной структуры источников финансирования. В качестве последних могут выступать собственные и привлеченные средства, средства бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов.
Государство в свою очередь заинтересовано в осуществлении фирмами и организациями инновационных проектов, поскольку сумма революционных инноваций повышает уровень научно-технического прогресса (НТП) в стране. Таким образом, субсидируя создание инноваций в частном секторе, государство косвенным образом решает одну из основных макроэкономических проблем — ускорение НТП.
Инновация — это использование новых идей, товаров, услуг, материалов, технологий или деловой практики промышленностью незамедлительно после их открытия или изобретения в целях изменения или улучшения выпускаемой продукции, способа ее производства или распределения. Функции инновации могут быть и технологические, и управленческие, и организационные. Следует особо подчеркнуть две важнейшие характеристики инновации. Это новизна (научно-технический аспект) и коммерческий успех (экономический аспект). Оба эти аспекта неразделимы, причем важно подчеркнуть, что научно-технический аспект становится экономическим фактором только тогда, когда нововведение воплощается в новый продукт, имеющий спрос. Иными словами, любая инновация должна иметь ориентацию на конечный результат прикладного характера.
Инновационная политика в широком понимании объединяет науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Она затрагивает всю социально-экономическую среду, включая производство, банки, научно-технические кадры, уровень научно-технической грамотности населения.
Инновационная политика — это сложный и не всегда лишенный риска процесс, ход которого определяется многими исходными предпосылками: техническими, финансовыми, экономическими и социальными. При этом следует понимать, что определенная часть предлагаемых нововведений неизбежно окажется нереализованной.
В настоящее время в мире выделяют более 20 стран с наивысшими показателями инновационной активности (США, Япония, Республика Корея, Финляндия и др.). Их объединяют такие общие показатели, как внедрение в массовое производство не менее 70 % передовых разработок и не превышающая 30 % зависимость от импорта инноваций. К сожалению, современная Россия не входит в их число.
По информации ассоциации менеджеров, наша доля не достигает и 1 % мирового рынка инноваций, в то время, как например, доля США составляет 36 %, Японии — 30 %. За 15 лет Россия растеряла позиции мирового лидера в развитии высоких технологий, которые успешно удерживал Советский Союз, и это при наличии 12 % российских ученых от их общемирового числа.
Прежние ресурсы и источники экономического роста России практически на исходе, что выдвигает на первый план инновационное и технологическое обновление большинства отраслей производства.
До начала проведения политики экономических реформ в России предприятия, например, оборонно-промышленного комплекса Приморского края составляли основную и существенную часть экономического комплекса, они же служили источником финансирования развития кооперированных производств, социальной и производственной инфрастуктур.
Так, например, доля военной продукции в общем объеме промышленного производства по Приморскому краю в 1990 г. составила 68,9 %.
Предприятия оборонно-промышленного комплекса обеспечивали заказами предприятия других отраслей, выполнение которых было необходимо для их нормального функционирования (предприятия гражданского машиностроения, нефтяной и химической промышленности, легкой промышленности, строительства).
На предприятиях оборонно-промышленного комплекса выпускалось до 12 — 15 % товаров народного потребления (мебель, бытовая техника, электро-, радиотовары, посуда, оснастка, инструментарий отдельных технологических узлов,
приспособлений и т. д.), что положительно влияло на развитие экономики края.
Вместе с тем специфической особенностью оборонно-промышленного комплекса края, например, было и есть отсутствие развитой научно-исследовательской базы.
Острой остается проблема эффективности предприятий лесопромышленного комплекса, конкурентоспособности его продукции. Предприятия Приморского края с 1996 г. не выпускают древесноволокнистые плиты, с 1997 г. — фанеру клееную и древесностружечные плиты. Критическая ситуация сложилась с оборотными фондами, разрешить которую предприятия не в состоянии из-за сложного финансового состояния.
Предприятия лесопромышленного комплекса края, зажатые в финансовые тиски, теряют производственный капитал, кадры, что приводит к разрушению деревообрабатывающей промышленности и увеличению диспропорций между деревообрабатывающей и лесозаготовительной отраслями.
При использовании существующих технологий и организации производства в лесопромышленном комплексе Приморского края проблематично достичь выпуска конкурентоспособной продукции, и, следовательно, рассматривать лесную и деревообрабатывающую промышленность в качестве одного из мощных резервов подъема экономики края не стоит.
В современных условиях, когда промышленный комплекс стоит перед необходимостью кардинального изменения номенклатуры, разработки и внедрения принципиально новых технологий двойного назначения, когда вынужден осваивать производство новой конкурентоспособной продукции, в том числе и гражданского назначения, обеспечение его устойчивого развития на основе инноваций крайне важно.
Однако все понимают, что промышленность как ведущая отрасль материального производства занимает особое место в экономике и играет ключевую роль в процессе возрождения экономического потенциала страны.
В принятой Правительством РФ «Концепции промышленной политики до 2010 года» поставлена цель: повысить эффективность и конкурентоспособность российской промышленности. Однако достижение этой цели невозможно без технологических, организационных и управленческих изменений, обеспечивающих развитие и конкурентное преимущество перспективных обрабатывающих отраслей промышленного комплекса.
Внедрение инноваций в промышленное предприятие старой формации, старого уклада может вызвать очень серьезные дисфункции, которые повлекут за собой снижение эффективности, надежности и в конечном счете прибыльности данного производства. Создание же принципиально нового, не имеющего нигде в мире аналогов производства, вызывает различные опасения, поскольку связано с многочисленными рисками.
Анализ факторов, препятствующих внедрению инноваций в промышленность, позволил систематизировать основные проблемы, связанные с обеспечением устойчивого развития промышленного комплекса в целом при освоении инноваций: правовые производственно-технологические, организационные, финансовые, экономические проблемы.
Экономика Приморского края, самого крупного на Российском Дальнем Востоке региона по численности населения (2 019,5 тыс. чел. на 2005 г.) и величине производственных фондов в ходе рыночных реформ, трансформировалась из индустриально-сырьевого к сервисному типу.
Основные промышленные комплексы Приморского края: лесной комплекс, рыбопромышленный комплекс, машиностроение и металлообработка, цветная металлургия, химическая и нефтехимическая, электроэнергетика, топливная промышленность, промышленность строительных материалов, пищевая, перерабатывающая промышленность.
Данные промышленные комплексы широко представлены как крупными предприятиями, так и значительным числом фирм среднего и малого бизнеса, являющихся наиболее восприимчивыми и часто выступающих инициаторами коммерциализации результатов научных исследований и разработок (табл. 1).
Приморский край (ПК) является одним из немногих регионов России, в которых имеются прак-
Таблица 1
Динамика основных показателей развития промышленности Приморского края
Наименование 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Объем промышленной 54 102,1 61 162.86 71 386,7
продукции, млн руб.
Финансовые показатели 1 034,2 1 155.3 1 326,8
деятельности предпри-
ятий, млн руб.
Объем инвестиций в 3 029,5 3 883.9 16 849,7
основной капитал, млн
руб.
Число убыточных пред- 490 467 441
приятий, ед.
тически все условия для активного развития инновационной деятельности. В настоящий момент в крае принят новый закон «Об инновационной деятельности на территории Приморского края», который призван обеспечить законодательную базу для консолидации административных, организационных, финансовых, материально-технических и кадровых сил на решение задач перевода экономики края на инновационный путь развития.
Переориентация экономики государства на рыночные отношения в значительной степени коснулась промышленного комплекса и в Приморском крае.
Приморский край, большинство промышленных предприятий которого находятся в стадии становления, а некоторые уже вышли на стадию роста, имеет в настоящее время хорошую базу для освоения инноваций.
Разработана программа строительства рыбопромысловых судов на предприятиях края Дальневосточным заводом «Звезда», судоремонт — ОАО «Дальзавод», ОАО «Восточная верфь» — строительство пограничных сторожевых кораблей, «Прогресс» — освоение военных моделей вертолетов и гражданской техники, реализация проекта нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», в финальной точке которого планируется строительство нефтеперерабатывающего завода, в перспективе — строительство завода по производству сжиженного природного газа.
Динамично развиваясь в последние годы, Приморский край все больше позиционируется в мировом геополитическом пространстве как крупный мировой логистический центр, как связующее звено между уже давно состоявшейся Европой и стремительно набирающий темп «тихоокеанской частью» земного шара. При этом инновационный путь развития уже для всех стал очевидным и безальтернативным.
В этом контексте чрезвычайно важным становится определение стратегии инновационной деятельности Приморья, учитывающей в равной степени экономические, социальные и иные ресурсные возможности края сегодняшнего и завтрашнего дня, динамику региональных интеграционных процессов.
Технопарк «АрТИ» был создан в 1998 г. на базе Арсеньевского технологического института (АрТИ), филиала Дальневосточного технологического университета (ДВГТУ) в виде ассоциации без образования юридического лица. В его состав вошли муниципальные образования г. Арсеньева и центральных
районов Приморского края, заводы бывшего оборонного комплекса Приморья, Институт химии и Институт материаловедения ДВО РАН и др.
Основная цель создания технопарка «АрТИ» — привлечение наукоемкой и высокотехнологичной продукции к производству на восьми предприятиях бывшего оборонного комплекса (Арсеньевская авиационная компания «Прогресс», АО «Аскольд», АО «Изумруд» и другие предприятия). Технопарк «АрТИ» вошел (2001 г.) в состав Тихоокеанского учебно-научно-инновационного комплекса (университетская модель) и имел важное значение в развитии инновационной политики в Приморском крае.
«Дальтехнопарк» ДВГТУ. Целенаправленная деятельность по коммерциализации научно-технических и научно-методических разработок вуза. Активная работа по созданию инновационных подразделений в составе вуза и университетского комплекса (до 50 — 60 предприятий к 2012 г.). Привлечение к этой работе студентов, аспирантов вуза в целях формирования инженерных и научно-исследовательских компетенций. Одним из приоритетных направлений работы «Дальтехнопарка» ДВГТУ — разработка ресурсо- и энергосберегающих технологий в различных производственных отраслях. Отдельным блоком была определена переработка техногенных отходов и бытовых отходов жизнедеятельности в г. Владивостоке. Один из примеров — переработка золотоотвалов Владивостокской ТЭЦ-2. Подготовка инновационных менеджеров, обеспечивающих реализацию всех видов инновационных процессов в вузе и регионе, в том числе на международном уровне.
Биотехнопарк «Петр Великий». Территория инноваций в Приморском крае, зарегистрирована в форме открытого акционерного общества. Цель — на площади в 10 тыс. гектаров, взятых в долгосрочную аренду в Хасанском районе, создание своего рода Силиконовой долины, только с приставкой «био».
«Приморский инновационно-промышленный центр Партизанский техноград» — сообщество компаний, объединенных с точки зрения территории, инфраструктуры, нацеленных на решение единых задач.
Цель создания технограда — стимулирование социально-экономического развития Партизанского городского округа.
Задачи:
• создание новых рабочих мест
• привлечение отечественных и иностранных
инвестиций для реализации проектов как на
новых производственных площадках, так и на действующих предприятиях, расположенных на территории Партизанского городского округа. Промышленные холдинги Приморского края сформировались как региональные экономические структуры, сложившиеся и формирующиеся в результате институциональных преобразований в промышленности Приморского края — ОАО «Холдинговая компания «Востокцемент», Холдинговая компания «Дальморепродукт», ЕвразХолдинг — Находкинский и Восточный порты.
Торгово-промышленный комплекс «Пограничный — Суйфеньхе» на российско-китайской границе как единая торгово-экономическая зона.
Наиболее сильные отрасли Приморского края с точки зрения инновационного потенциала — это марекультура, производство продуктов питания, рыболовство, технологии освоения океана и фармацевтика.
Марекультура. Исследования в области маре-культуры (Институт биологии моря ДВО РАН, ТИ-БОХ ДВО РАН, ТИНРО, ДальРыбВтуз) позволили создать современные технологии производства морепродуктов (различных видов гребешков, морских растений, трепанга и пр.) на плантациях.
Пищевая промышленность. В ряде учебно-научных заведений Приморья имеются внедряемые технологии производства пищевой продукции, работают мелкие и средние производственные предприятия — производство биологических добавок (Биолого-почвенный институт ДВО РАН), переработка рыбы (ГЭУ), производство напитков на основе природного сырья (ТИБОХ). В крае имеются предприятия, которые внедряют собственные технологические разработки и, что важно, нуждаются в инженерно-технических решениях (производство мясопродуктов — компании «Рати-мир», «Приморские окна»).
Технологии освоения океана. Технологические решения в области автономных подводных аппаратов, в частности на солнечных батареях, разработанные Институтом морских технологий, внедряются в различных крупных проектах освоения океана. Весьма перспективно использование этих разработок в системах раннего оповещения о стихийных бедствиях, которые могут быть очень востребованы в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Рыболовство. Технологии, разрабатываемые в ДальРыбВтузе, имеют отношение к повышению эффективности лова рыбы тралением и марекуль-туре. Наличие собственного небольшого флота, а также площадей для экспериментирования в об-
ласти промышленного выращивания морских растений и животных может стать залогом успешного выстраивания полных инновационных цепочек от инновационной идеи до внедрения.
Другие инженерно-технические решения и технологии. В научно-исследовательских организациях Приморского края имеется целый ряд других разработок и направлений, которые обладают значительным внедренческим потенциалом — технологии строительства деревянных домов (ДВГТУ), новые материалы в медицинской технике, новые технологии водоочистки на основе флокулентов нового типа, технологии оптимизации сжигания бурого угля, технологии получения синтетического топлива из отходов, системы компьютерного моделирования климата и др.
Дальневосточный морской кластер, главной составляющей которого станет судоходная компания с участием государственного капитала, будет способствовать усилению конкурентоспособности России на рынке международных морских перевозок страны, возрождению океанского флота в целом.
В настоящее время в Приморском крае проводится работа по выявлению и созданию индустриальных округов в рамках российско-итальянского проекта «Выявление индустриальных округов в Приморском крае», организатор — Дальневосточный центр производительности.
Все перечисленные разработки частично внедряются, частично готовы к внедрению. Многие коллективы работают по программе «Старт» в направлении коммерциализации научных разработок.
Сильной стороной Приморского региона является наличие в нем интегрирующей силы — ДВО РАН, которая позволяет координировать разработки различных академических институтов, выстраивая полные инновационные цепочки.
В начале XXI в. стало очевидным, что без инноваций ни одна отрасль производства не сможет развиваться. В 2002 г. было создано Дальневосточное инновационное агентство — межвузовский инновационный центр совместно с ДВО РАН, директор А. А. Томских. Агентство решало производственные и технологические проблемы предприятий в сфере транспорта, энергетики, энергоснабжения, биотехнологий, комплексной переработки сырьевых ресурсов, отходов промышленности. В 2003 г. в его базе данных имелось более 200 инновационных разработок.
В рамках развития стратегии инновационной деятельности края предлагается в качестве базо-
вого/основного ввести новый бренд Приморского края — Тихоокеанский инновационный терминал россии.
Существуют проблемы развития инновационной сферы Приморского края, к основным из них относятся:
— законодательные сложности развития ряда приоритетных отраслей — рыболовства, марекуль-туры и фармацевтики;
— разобщенность между научными институтами системы ДВО РАН и вузовской наукой;
— нелегальный трансфер интеллектуальной собственности. Важным для Приморского края является патентная поддержка разработок в третьих странах. В настоящее время патентная защита разработок несовершенна и на третьи страны не распространяется. Этот факт в сочетании с географическим положением Приморского края вблизи крупнейших мировых производителей высокотехнологичной продукции приводит к нелегальному «уходу» разработанных технологий за рубеж, в частности — в Китай. В нынешнем организационном поле инновационной деятельности этот процесс осуществляется по простейшей схеме: знакомство с разработкой на выставке — приглашение разработчика на стажировку —доведение разработки до внедрения в Китае — открытие производства в Китае — возвращение разработчика на родину. В особенности важным для Приморского края является патентная поддержка разработок в третьих странах;
— низкий спрос на инновации со стороны бизнеса. Нет четкого запроса к вузам и институтам со стороны бизнеса на разработку инноваций, организацию трансфера технологий и т. д.;
— неразвитость финансовых институтов поддержки инноваций.
— неразвитость инфраструктуры поддержки инновационной деятельности.
12.02.2008 г. принят краевой закон № 195-КЗ об инновационной деятельности на территории Приморского края, однако до сих пор в Администрации края нет комитета по инновационному развитию, нет целевой региональной программы развития промышленного комплекса.
Несмотря на это в последние годы край активно развивается, повышается его конкурентоспособность, доля прибыльных предприятий составляет 77 %, доля малого бизнеса — 22 %, что выше, чем в среднем по России (показатель по РФ — 17 %).
Анализ показывает, что в Приморье остается низкой рентабельность, производительность и конкурентоспособность промышленного комплекса.
В структуре регионального экспорта доля сырьевых товаров с низким уровнем обработки (морепродукты, рыба, лес, минеральные продукты, полиметаллы, химическое сырье) составляет около 80 % (1997 г.).
Автором проанализировано несколько разработанных в последние годы стратегических планов развития Приморского края и города Владивостока на период до 2010 и до 2020 г., а также намечаемые к проведению саммита АТЭС инвестиционные проекты. Не принимая во внимание последние, наиболее существенный рост объемов производства и услуг (свыше 6 % в год) прогнозируется в таких видах экономической деятельности, как лесопере-работка, производство строительных материалов, транспорт, связь и особенно туризм.
В настоящий момент, и это признается ведущими экспертами, Приморский край стал третьей точкой роста в России. Об этом говорят экономические показатели и те проекты, которые предстоит реализовать Приморью в преддверии саммита АТЭС в г. Владивостоке в 2012 г. По многим параметрам экономику Приморского края сегодня можно считать одной из конкурентоспособных в России и инвестиционно привлекательной как для внутренних, так и внешних инвестиций, несмотря на то, что в регионе нет ни нефти, ни газа, ни металлургических комбинатов.
Привлекательность Приморского края для иностранных инвесторов по отношению к другим районам Дальнего Востока кроется в целом ряде причин:
— близость к японскому, корейским и китайскому рынкам, наличие железных дорог и незамерзающих портов; выход транспортной инфраструктуры на Транссибирскую магистраль;
— высокий образовательный уровень населения и специальная подготовка рабочих и инженерно-технического персонала;
— научно-инновационный комплекс Приморского края объединяет 15 научных учреждений Дальневосточного отделения (ДВО) РАН, 14 отраслевых НИИ, 28 специализированных КБ,
11 государственных вузов, 2 негосударственных вуза и 3 филиала ведущих вузов России, в которых работают более 4000 научных сотрудников, в том числе более 800 докторов наук и 3000 кандидатов наук. Ежегодно только институты ДВО РАН вносят предложения по использованию в экономике региона около 100 — 120 завершенных научных разработок;
— развитая судостроительная, авиастроительная и другая оборонная промышленность;
— высокий потенциал рыбодобывающей и рыбообрабатывающей индустрии;
— большие запасы деловой древесины;
— значительные запасы полезных ископаемых;
— возможность развития экологического туризма — в крае 5 заповедных зон.
На основе статистических данных Федеральной службы по статистике и МЭРиТ по ряду наиболее важных показателей регионального развития Приморский край является среднепер-спективным регионом, хотя и занимает высокое место по показателю «иностранные инвестиции» — 17. Основными инвестиционными донорами для края стали бизнесмены Японии, Республики Корея, Китая и Норвегии.
В 2006 г. в край инвестировано 22,9 млн долл. США (с учетом рублевых поступлений), что на 24,7 % меньше, чем за 2005 г. Из общего числа прямые инвестиции составили 55 %, прочие — 45. (портфельные отсутствуют).
Однако стратегический интерес, например для Китая, на Дальнем Востоке представляет ограниченный отраслевой спектр: нефтегазовый, военно-технический, научно-инновационный, строительный.
В целом же наиболее привлекательными для иностранного капитала видами экономической деятельности в Приморском крае являются транспорт и связь (31,9 % от всех инвестиционных поступлений в край), торговля (27,1 %), обрабатывающие производства (19,7 %) и лесное хозяйство (20,5 %) (табл. 2, рис. 1 — 3).
Таблица 2
Перспективная потребность в персонале отраслей экономики Приморского края, (тыс. чел.)
Год 2008 2009 2010 2011 2012
Промышленность 0,42 0,63 1,01 1,71 3,08
Сельское хозяйство 0,21 0,22 0,26 0,34 0,47
Строительство 0,13 0,14 0,16 0,21 0,29
Транспорт 0,30 0,35 0,45 0,62 0,91
Связь 0,23 0,26 0,31 0,41 0,58
Торговля и общественное питание 0,45 0,49 0,58 0,75 1,05
Итого... 1,73 2,09 2,78 4,04 6,38
25,00
20,00
15,00
10,00
5,00
0,00
2Л9
<1* 1ф б-3!1 Яз
Ж ri -i т!
ii11
■ В общем количестве занятых в данной отрасли, %
■ По отношению к текущему спросу на персонал, разы
2004 2005 2006 2007 2008
Год
Рис. 1. Динамика спроса на специалистов с высшим образованием в сфере промышленного производства в Приморском крае
В общем количестве занятых в данной отрасли, %
По отношению к текущему спросу на персонал, разы
2004 2005 2006 2007
2008
Рис. 2. Динамика спроса на специалистов с высшим образованием в сфере строительства в Приморском крае
0,95
"02
6
til
Щз—си
-02! I tfl
til
р. Г6
ж
В общем количестве занятых в данной отрасли, %
По отношению к текущему спросу на персонал, разы
1,00 п 0,90 0,80 0,70 0,60 0,50 0,40 0,30 0,20 0,10 -
0,00
Год
Рис. 3. Динамика спроса на специалистов с высшим образованием в сфере обслуживания в Приморском крае
Как видно из приведенных данных, в предстоящие 5 лет в крае может быть создано около 17 тыс. новых рабочих мест. Однако это составляет в пределах 2 % от величины имеющихся трудовых ресурсов в крае.
Для успешного выстраивания цепочки «идея — разработка — производство — сбыт» в процессе инновационной деятельности важно:
— обеспечить восприимчивость субъектов к инновациям и инвестициям;
— «вывести» потенциальных инвесторов на действительно конкурентоспособный инвестиционный проект.
Одним из условий решения этих задач и успешного инновационного развития Приморского края является создание необходимой инфраструктуры, позволяющей сформировать потребности в нововведении и обеспечивающей формирование соответствующего ранга предложений (табл. 3, 4).
Приморский край в течение многих лет занимается активной посреднической деятельностью, которая по планам администрации края будет в последующие годы только развиваться — транспортные услуги, трубопроводный, переработка грузов, туристический бизнес и многое другое. Есть мнение, что в крае давно уже сформированы традиции посреднической деятельности, некое посредническое ориентированное мышление, стереотипы и процедуры действий, поэтому оптимальным для края явился бы «посреднический» тип инновационной стратегии, не принижая разработческую и производственную составляющую. Принятие «посреднической» стратегии означает лишь то, что край будет создавать механизмы и инструменты для обеспечения динамики движения инноваций, вовлекая в это движение и собственные разработки и извлекая из этого движения инновации для внедрения на собственных предприятиях.
В крае существуют механизмы поддержки инновационного малого предпринимательства — нормативно-правовые акты, распоряжения администраций, постановления глав администраций (всех уровней), департаменты поддержки малого предпринимательства, торгово-промышленные палаты, постановления Правительства РФ, ассоциации, союзы, некоммерческие организации и общественные организации предпринимателей, консалтинговые агентства, центры развития ин-
Таблица 3
Элементы инновационной инфраструктуры
Тип инновационной стратегии Инфраструктурные элементы
Разработческая • Офисы коммерциализации разработок • Инновационно-технологические центры • Технопарки
Производственная • Производственно-технологические центры • Инновационные агентства
Посредническая • Центры трансфератехнологий • Центы международного инновационного сотрудничества • Коучинг-центры
Таблица 4
Элементы инфраструктуры региональной инновационной системы в Приморском крае
Технопарки (ТП) 4
Инновационно-технологические 5
центры (ИТЦ)
Инновационно-промышленные 1
комплексы (ИПК)
Инновационно-технологические В крае ведется рабо-
кластеры та по их созданию
Центры трансфера технологий 2
(ЦТТ)
вестиций, банк кредитования малого бизнеса, информационно-консультационные организации по правовым вопроса (система «Консультант Плюс», правовая система «Гарант»), центры правовой информации, лизинговые компании, газеты, журналы (в Приморском крае — краевая газета «Предприниматель Приморья», сборник «Малое предпринимательство Приморья»), информационный сервер, «горячая линия», регистрация в «одно окно».
На территории края реализуется множество целевых федеральных целевых программ (электронное Приморье, развитие агропромышленного комплекса Приморского края, дороги Приморья, пожарная безопасность, об оказании содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом на 2007 — 2012 гг., квартира молодой семье, ипотечное жилищное кредитование, развитие морского машиностроения), которые носят точечный и несистематический характер, что приводит к «распылению» инвестиционных ресурсов, поскольку нет выработанного и отлаженного механизма инновационной деятельности в регионе.
Несмотря на достаточно выгодное экономико-географическое положение Приморского
края, потенциал данного региона используется не в полной мере.
Несмотря на близость динамично развивающихся и высокоразвитых стран, таких как Китай, Япония, Корея и в целом стран АТР, открывающиеся здесь возможности используются слабо и носят рамочный, нестратегический характер в сфере инвестиций и инноваций и чаще всего ограничиваются отдельно взятыми локальными соглашениями.
Вышеперечисленные проблемы, как видится, возникают из-за отсутствия «катализатора» развития инвестиционно-инновационной деятельности в регионе, и для его появления необходим системно-комплексный подход, который выражается в формировании механизма инновационной деятельности на основе частных, государственных и иностранных инвестиций с использованием современных форм организации и активизации инновационной деятельности, направленных на коммерциализацию разработок.
Для этого необходимо решить ряд задач:
1) определить и уточнить понимание механизма инновационной деятельности;
2) выявить и определить наиболее адекватные существующей ситуации в Приморском крае современные формы организации и активации инновационной деятельности;
3) сформировать механизм инновационной деятельности Приморского края исходя из имеющихся возможностей региона. Формирование механизма устойчивого развития промышленного комплекса Дальневосточного региона в целом, Приморского края в частности должно осуществляться на основе инноваций, которые являются инструментом, обеспечивающим его устойчивое развитие.
Устойчивое развитие требует решения не только финансовых и производственных проблем, но и правовых, организационных и экономических.
Устойчивое развитие промышленного комплекса возможно только при обеспечении комплексности, единства законодательной базы и соблюдения уровней механизма устойчивого развития инновационной составляющей промышленного комплекса: государственный (НИС — национальная инновационная система) и региональный (РИС — региональная инновационная система).
Разработка и реализация целенаправленной промышленной политики администрации Приморского края позволили бы обеспечить устойчивую и эффективную работу промышленного комплекса, в том числе на основе инноваций через:
— прирост объемов промышленного производства;
—укрепление финансово-экономического положения предприятий промышленного комплекса;
— увеличение производительности труда;
— снижение себестоимости выпускаемой продукции;
— рост рентабельности производства;
— снижение доли убыточных предприятий;
— реализацию мер по повышению конкурентоспособности товаров, работ и услуг на основе улучшения качества выпускаемой продукции;
— развитие интеграционных процессов на основе межрегиональной, внутрикраевой и межотраслевой кооперации;
— внедрение в производство инновационных продуктов и технологий;
— активизацию работы по привлечению в промышленный комплекс края инвестиционных ресурсов;
Литература
— повышение занятости населения;
— сохранение и увеличение числа рабочих мест;
— реализацию задачи повышения среднемесячной заработной платы производственного персонала,
— обеспечение здоровых и безопасных условий труда на предприятиях промышленности края.
Главам же администраций городов и районов края, руководителям предприятий промышленности края необходимо направить усилия на реализацию основных направлений развития промышленного комплекса края посредством привлечения инвестиционных ресурсов и разработки привлекательных инновационно-инвестиционных бизнес-планов, совместно с победителями региональных конкурсов программы «СТАРТ», «Бизнес-инновацитонных технологий БИТ-ДВ» реализовывать их инновационные проекты.
1. Латкин А. П. Прогнозные оценки развития рынка молодежного труда в Приморском крае: Сборник / Материалы докладов межрегиональной научно-практической конференции. — ВГУЭС, Владивосток, 2008.
2. Прогунова Л. В. Стратегия развития инновационной инновационной сферы Приморского краея на период 2007 — 2012 гг» / Второй Дальневосточный международный экономический форум, 18 — 19.09.2007, г. Владивосток.
3. Дарькин С. М. Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 г.: / II Тихоокеанский экономический конгресс, 26.07.2008, г. Владивосток фир://рптогзку. ra/govemor/ ?a=3328&s=72&p=1).
4. Пушкарев И. С. О становлении национальной инновационной системы РФ и формирование на ее основе региональных инновационных систем: Доклад / Научно-практическая конференция «Эффективные механизмы инновационно-технологического развития Дальневосточного региона России и стран АТР», 15.11.2006, г. Владивосток.
5. Моисеева Л. А, Ващук А С. История предпринимательства на Дальнем Востоке: Монография. — Владивосток, 2006.
6. Горчаков В. В., Коршенко И. Ф, Алексейко Л. НИнновационный терминал — стратегия для Дальнего Востока России» // Азиатско-Тихоокеанский альманах «Восточный базар». — 2007: http://www. fentu. ru/content/view/1475/261.
7. Шемилина М. А. Роль инноваций в развитии малого предпринимательства Приморского края / Научно-практическая конференция «Эффективные механизмы инновационного развития Дальневосточного региона России и стран АТР», 14 — 15.10.2006 г., г. Владивосток.