Раздел 3
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА, РЕГИОНАЛЬНОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
УДК 330.34+338.40
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА С ВЫСОКИМ ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК:
НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ
* у-Ч
Е. В. Борисова , Ю. В. Ерыгин
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: borisovaev2015@mail.ru
Рассмотрена сущность коммерциализации инноваций посредством диффузии. Обоснована необходимость вовлечения в процесс коммерциализации оборонных и конверсионных производств.
Рассмотрены особенности и проблемы инновационного развития региона с высоким инновационным потенциалом предприятий оборонно-промышленного комплекса. Определено значение государственных, федеральных целевых и региональных программ как эффективных инструментов поддержки процесса коммерциализации инноваций.
Показана роль инновационной инфраструктуры в инновационном развитии оборонно-промышленного комплекса региона.
Определены основные функции элементов инновационной инфраструктуры региона с высоким инновационным потенциалом предприятий оборонно-промышленного комплекса: поддержки инновационной деятельности и диффузии. Тем самым, обоснована необходимость формирования диффузных элементов инновационной инфраструктуры, обеспечивающих движение, загрузку и эффективную эксплуатацию элементов производственного и инновационного потенциалов предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Выявлены направления развития элементов инновационной инфраструктуры, определены формы элементов инновационной инфраструктуры, реализующих функцию диффузии в регионе с высоким инновационным потенциалом предприятий оборонно-промышленного комплекса. Установлена взаимосвязь федеральных и региональных органов государственного управления в решении вопросов диффузии элементов производственного и инновационного потенциалов предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, инновационный потенциал, инновационная инфраструктура, направления и формы развития инновационной инфраструктуры, функция диффузии.
DEVELOPMENT OF INNOVATION INFRASTRUCTURE IN THE REGION
WITH HIGH INNOVATION POTENTIAL OF ENTERPRISES OF THE DEFENSE INDUSTRIAL COMPLEX: DIRECTIONS AND FORMS
E. V. Borisova*, Yu. V. Erygin
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: borisovaev2015@mail.ru
In the article the essence of the commercialization through the diffusion of innovations considered. Authors proved need of involvement in process of commercialization of defensive and conversion productions. In article features and problems of innovative development of the region with a high innovative capacity of the enterprises of defense industry complex are considered. Value of the state, federal target and regional programs as effective instruments of support ofprocess of commercialization of innovations is defined.
The role of innovative infrastructure in innovative development of the enterprises of defense industry complex of the region is shown.
The main functions of elements of innovative infrastructure of the region with a high innovative capacity of the enterprises of defense industry complex are defined. it is function of support of innovative activity and function of diffusion.
Thus, authors prove need of formation of the diffusion elements of innovative infrastructure providing the movement, loading and effective operation of elements of production and innovative capacities of the enterprises of defense industry complex.
The directions of development of elements of innovative infrastructure are as a result revealed, forms of the elements of innovative infrastructure realizing diffusion function in the region with a high innovative capacity of the enterprises of defense industry complex are defined.
The interrelation of federal and regional state bodies in the solution of questions of diffusion of elements ofproduction and innovative capacities of the enterprises of defense industry complex is established.
Keywords: defense industry complex, innovative potential, innovative infrastructure, direction and form of development of innovative infrastructure, function of diffusion.
В настоящее время, повышение конкурентоспособности российской экономики основано на инновационном развитии ее секторов при наличии соответствующих благоприятных условий. Важнейшим направлением повышения конкурентоспособности региона с высокой долей оборонной промышленности является развитие отраслей оборонно-промышленного комплекса, обладающего существенным потенциалом инновационного развития.
В состав оборонно-промышленного комплекса входят наукоемкие высокотехнологичные отрасли промышленности, ориентированные на выполнение государственного оборонного заказа и выпуск высокотехнологичной гражданской продукции, в том числе в рамках конверсионных производств [1, с. 1].
Современные тенденции развития оборонно-промышленного комплекса свидетельствуют о сокращении жизненного цикла продукции военного назначения.
Каждые 5-7 лет осуществляется разработка и запуск в производство новых видов вооружения, военной техники, позволяющих кардинально изменять принципы и методы ведения боевых действий в целях обеспечения безопасности и обороноспособности страны.
Сокращение жизненного цикла вынуждает предприятия оборонно-промышленного комплекса применять современные инновационные технологии, переходить на новые перспективные рынки конкурентоспособной продукции военного назначения.
Переход оборонно-промышленного комплекса на новые виды вооружения и военной техники сопровождается высвобождением достаточно нового, прогрессивного оборудования и современных технологий, морально устаревших для оборонной промышленности, но имеющих значительный потенциал и возможность применения в других отраслях и сферах деятельности для производства высокотехнологичной гражданской продукции.
Учитывая существующие тенденции развития, появляется необходимость обеспечения и организации дальнейшего использования прогрессивного
инвестиционно-привлекательного оборудования и современных технологий посредством передачи и распространения в других отраслях и сферах деятельности, вовлекая предприятия оборонно-промышленного комплекса в процесс коммерциализации, осуществляя, тем самым, диффузию инноваций.
Коммерциализацию Э. Роджерс рассматривает как одну из стадий инновационного процесса, который включает исследования, разработку и коммерциализацию инноваций путем диффузии и принятия их потребителем [2, с. 135].
Коммерциализация, по Э. Роджерсу, включает процессы производства, упаковки, маркетинга и распространения нововведения, которые способствуют его превращению в готовый рыночный продукт [2, с. 143], т. е. инновацию.
Представляя инновацию как объект нового коммерциализированного знания, диффузия рассматривается как форма его распространения [3, с. 212].
Основоположником теории диффузии нововведений является Т. Хагестранд, который рассматривал процесс распространения нововведений как причину, лежащую в основе экономического развития территорий. В дальнейшем, в 1962 г. Э. Роджерс обобщил и сформулировал теоретическую модель распространения нововведений, утверждая, что диффузия представляет собой процесс, посредством которого нововведение передается через определенные каналы коммуникации членам социальной системы во времени [2, с. 10].
Рассматривая диффузию, как модель коммуникации [4], исследователи выделяют две категории каналов распространения инноваций: трансфера и спилловера инноваций, как коммерческую и некоммерческую форму их распространения [3, с. 215].
В переводе с английского языка слово «трансфер» означает «переносить», «перемещать», «передавать», «уступать» [5, с. 749].
Трансфер является важнейшим механизмом диффузии инноваций [6, с. 55], под которым понимается процесс передачи знаний и информации, полученные на стадии НИОКР, для их производства и использования [7, с. 33].
Объектом трансфера являются результаты НИОКР, в отличие от диффузии, объектами которой выступают инновации на более поздних стадиях инновационного процесса, подлежащие дальнейшему использованию и распространению [8].
В рамках проводимого исследования объектами диффузии являются высвобождаемое оборудование и технологии, являющиеся, с одной стороны, элементами производственного и инновационного потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса, с другой стороны, готовыми к распространению инновациями в новых сферах их применения.
Если рассматривать коммерциализацию с точки зрения процесса выведения инновации на рынок [9], то трансфер инноваций представляет собой механизм коммерциализации, как целенаправленный процесс передачи нововведения для организации его производства или использования.
В проводимом исследовании механизм трансфера инноваций имеет ограниченное применение, поскольку исследования и разработки не являются самостоятельным объектом передачи и распространения в других сферах деятельности, т. е. диффузии, но могут передаваться совместно с оборудованием и технологиями оборонно-промышленного комплекса, как идеи их использования.
Таким образом, диффузия представляет собой целенаправленный процесс передачи и распространения своих объектов в другие сферы деятельности и условия применения.
Инновационная деятельность предприятий оборонно-промышленного комплекса характеризуется вовлечением в процесс коммерциализации оборонных и конверсионных производств, выпускающих высокотехнологичную гражданскую продукцию.
Инновационная деятельность основных производств, осуществляющих выполнение государственного оборонного заказа, жестко контролируется государством и финансируется из федерального бюджета, производственные объекты находятся в федеральной собственности. Это приводит к снижению инновационной активности или полному затуханию инициатив по созданию инноваций. Производства, изготавливающие технологически схожие с продукцией оборонной промышленности виды гражданской продукции, имеют нереализованный инновационный потенциал, сформированный на базе основного производства, финансиру-
ются из внебюджетных и нетрадиционных для оборонной промышленности источников, а также участвуют в процессе коммерциализации, используя имеющийся научно-технический задел.
Применение разработок оборонно-промышленного комплекса для конверсионных производств значительно повышает эффективность инновационной деятельности и делает ее взаимовыгодной для федерального и регионального бюджетов, а также для самих предприятий.
Вовлечение предприятий оборонно-промышленного комплекса в процесс коммерциализации инноваций способствует формированию дополнительного внутреннего источника развития в виде собственных внебюджетных средств, получаемых от использования нереализованного технологического задела. Это приводит к экономии средств федеральных бюджетов, направляемых на финансирование основной деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса, средств региональных и муниципальных бюджетов, направляемых на поддержание и развитие инновационной активности этих предприятий, что предоставляет им большую свободу для инновационной деятельности.
Таким образом, участие предприятий оборонно-промышленного комплекса в процессе коммерциализации инноваций предусматривает их распространение в других отраслях и сферах деятельности посредством диффузии, вовлекая участников данного процесса во взаимодействие между собой на основе принципа материальной заинтересованности, в целях инновационного развития региона.
Красноярский край, как регион, имеющий на своей территории крупные предприятия оборонно-промышленного комплекса, обладает мощным научно-техническим потенциалом, в том числе в области фундаментальной, прикладной науки, исследований и разработок, о чем свидетельствует статистика затрат на научные исследования и разработки.
В структуре текущих затрат на научные исследования и разработки (R&D) региона наибольшая доля по видам работ (70-80 %) приходится на разработки (табл. 1), предусматривающие создание на основе имеющихся знаний и исследований новых продуктов, устройств, услуг и т. д. Доля затрат на фундаментальные исследования за период 20092013 гг. снизилась с 17,49 % до 12,17 % и является наименьшей величиной в структуре затрат. Прикладные исследования занимают от 9 до 15 %.
Таблица 1
Структура внутренних текущих затрат на научные исследования и разработки в Красноярском крае, % [составлено по [10]
Вид работ 2009 2010 2011 2012 2013
Фундаментальные исследования 17,49 14,76 12,46 10,73 12,17
Прикладные исследования 9,38 11,56 10,21 8,79 15,13
Разработки 73,14 73,68 77,34 80,48 72,70
Всего 100 100 100 100 100
В. А. Волков и А. И. Орлов в работе [7]. Анализ текущих затрат на исследования и разработки позволяет сделать вывод, что для инновационно-активных регионов, имеющих аналогичный Красноярскому краю состав отраслей оборонно-промышленного комплекса, например, Воронежская, Самарская области, республика Татарстан, характерна высокая доля затрат сектора разработок 72-93 % [10], что свидетельствует о прикладном характере инновационной деятельности.
Для сравнения, в регионах, имеющих высокий уровень развития научно-образовательного сектора экономики, отмечается преобладание доли затрат на фундаментальные исследования. Например, в Новосибирской области в 2013 г. доля этих затрат составила 57 %, около половины из них дошли до конечной стадии «разработки» (24 %) [10].
Сектор прикладных исследований и разработок представлен в регионе научными учреждениями отраслевого профиля, научно-исследовательскими организациями, исследовательскими подразделениями внутри крупных предприятий оборонно-промышленного комплекса, конструкторскими бюро, частными компаниями малого и среднего бизнеса. Наличие развитого сектора исследований и разработок в регионе является необходимым условием превращения идей в нововведения, что способствует повышению эффективности их коммерциализации наряду с развитием региональной инновационной инфраструктуры.
Кроме того, инновационная деятельность Красноярского края ориентирована на производство продуктовых инноваций (60,72 % занимают в структуре затрат) [11], созданных с применением высоких технологий и интеллектуальных разработок, реализуя характерный для инновационной деятельности оборонно-промышленного комплекса полный инновационный цикл.
Следует отметить, что для осуществления производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения на основе потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса, прикладных региональных разработок недостаточно. Изучение опыта инновационного развития стран, занимающих лидирующие позиции в мировом рейтинге конкурентоспособности Швейцарии, Финляндии, Дании [12], свидетельствует о необходимости развития фундаментальных исследований, финансируемых из государственного бюджета, необходимости поддержки прикладных исследований и разработок частным бизнесом, концентрации усилий региона в области науки и технологий.
Важной особенностью оборонно-промышленного комплекса является то, что его деятельность связана с использованием элементов ресурсной базы региона, в то же время, является самостоятельной и независимой от региональных ресурсов, поскольку финансируется из федерального бюджета. В этом случае, предприятия оборонно-промышленного комплекса, являясь в большинстве
своем государственными структурами, в определенной степени могут быть обособлены от региона, что, несомненно, является их преимуществом.
Жесткий контроль со стороны государства приводит к формированию существенных проблем, оказывающих негативное влияние на инновационное развитие оборонно-промышленного комплекса и региона, в целом: высокая значимость государственных корпораций в управлении инновационным развитием предприятий оборонно-промышленного комплекса; разрыв кооперационных связей между промышленностью и прикладной наукой [13, с. 4]; ориентация предприятий оборонно-промышленного комплекса на выполнение государственного оборонного заказа, что приводит к отсутствию инновационных инициатив; отсутствие видимых результатов реализации инновационных проектов [13, с. 4], что приводит к росту степени риска инновационной деятельности и снижению затрат на научные исследования и разработки.
Помимо этого, инновационное развитие региона, обладающего высоким инновационным потенциалом предприятий оборонно-промышленного комплекса, осложняется: устареванием производственно-технологической базы; сырьевой направленностью промышленного сектора экономики; низким уровнем занятости населения в наукоемких отраслях промышленности; низкой эффективностью механизма трансфера технологий между оборонным и гражданскими производствами; отсутствием механизмов, регулирующих систему государственно-частного партнерства; слабым развитием форм и способов внебюджетного финансирования; несовершенством нормативно-законодательной базы, регулирующей вопросы доступа коммерческих участников инновационной деятельности к информации и научным разработкам оборонного производства и т. п.
В решении проблем инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса, возникающих при выполнении государственного оборонного заказа, ведущую роль играет государство. Эффективными инструментами реализации государственных задач инновационно-технологического развития оборонно-промышленного комплекса являются федеральные целевые и государственные программы, финансируемые из федерального бюджета [14]: «Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы» и ее логическое продолжение на 2016-2020 годы [15]; «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» - разработана в составе государственной программы «Развитие науки и технологий», является логическим продолжением программы, разработанной на 2007-2013 годы [16]; «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы» [17]; «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы» [18]; «Космическая деятельность России на 2013-2020
годы» [19]; «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года» - в рамках подпрограммы «Ускоренное развитие оборонно-промышленного комплекса на 2012-2020 годы» [20]; «Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011-2015 годы и на период до 2020 года» [21].
Реализация данных программ позволяет решать системные задачи развития оборонно-промышленного комплекса, в том числе: повышение эффективности использования потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса; развитие научной и научно-технической базы для производства новых видов вооружения и военной техники; разработка передовых технологий; формирование новых рынков инновационной продукции в целях обеспечения обороноспособности страны; создание эффективного и конкурентоспособного научного сектора прикладных исследований по приоритетным направлениям технологического развития, обеспечение его интеграции в международную инновационную систему [15-21].
Решение данных задач предусматривает финансирование инновационной деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса из средств федерального бюджета, а также возможность привлечения внебюджетных источников посредством элементов инновационной инфраструктуры, выполняющих соответствующую функцию.
Превращение потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса в эффективный инновационный ресурс предполагает формирование научно-технологического задела и развитие кадрового потенциала для производства конкурентоспособной продукции, создание новых центров компетенции, развитие инновационной инфраструктуры, диверсификацию производства на основе высоких технологий [20].
На региональном уровне решаются узконаправленные государственные задачи посредством реализации долгосрочных, ведомственных целевых и государственных программ, стратегий инновационного развития региона, а также программ инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса [22; 23]. Так, за период 2012-2014 гг. в Красноярском крае было реализовано три долгосрочных целевых программы: развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, инновационной деятельности, использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития региона [24].
В 2014 г. долгосрочные целевые программы были упразднены, а предусмотренные ими мероприятия стали реализовываться в рамках региональных и муниципальных государственных программ [25].
Реализация ведомственных целевых программ на региональном уровне осуществляется с целью решения проблем развития отдельных отраслей и видов деятельности в рамках одного ведомства, что, как правило, не предусматривает взаимодей-
ствие с региональными и местными органами власти.
С целью социально-экономического развития региона и повышения эффективности расходов краевого бюджета в Красноярском крае реализуется государственная программа развития инвестиционной, инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства на 2014-2016 гг., предусматривающая выполнение мероприятий по развитию инновационной деятельности на территории региона, в том числе формированию и развитию объектов инновационной инфраструктуры в целях обеспечения поддержки инновационных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства на всех стадиях жизненного цикла; развитию субъектов малого и среднего предпринимательства; государственной поддержке инвестиционной деятельности [23].
Содействие ускорению коммерциализации инноваций осуществляется через формирование эффективно функционирующей инновационной инфраструктуры в регионе. Однако функционирующие в регионе сетевые структуры, научно-образовательный центр, центр трансферта технологий, региональный инжиниринговый центр «Космические системы и технологии» [23] сформированы при поддержке федерального бюджета [26] в рамках кластера инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск [27], созданного на базе предприятий оборонно-промышленного комплекса, и решают узконаправленные задачи кластера.
Технопарковые структуры (бизнес-инкубатор и технопарк) предоставляют перечень специализированных услуг, осуществляют коммерциализацию разработок, поддерживают малые инновационные предприятия, содействуют трансферу технологий.
На основе вышесказанного, можно утверждать, что функционирующие в регионе элементы инновационной инфраструктуры содействуют реализации инновационных проектов на региональном и муниципальном уровнях, выполняя функцию поддержки инновационной деятельности, объединяясь в подсистемы по функциональному признаку: производственно-технологическую, экспертно-консал-тинговую, кадровую, финансовую, сбытовую, информационно-телекоммуникационную.
Наряду с этим, в регионе отсутствуют элементы, способствующие продвижению инновационных проектов по стадиям их реализации и обеспечивающие привлечение недостающего финансирования, притом, что в данном направлении осуществляется взаимодействие органов государственного управления в рамках государственных и федеральных целевых программ.
Также отсутствуют элементы, способствующие распространению высвободившегося оборудования, технологий, кадров, оказанию посреднических услуг по диффузии инноваций, созданных на основе инновационного потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса. Это является
существенным недостатком и принципиально важным вопросом для регионов, обладающих высоким инновационным потенциалом оборонно-промышленного комплекса.
Недостаток первых элементов не позволяет инфраструктурным объектам в полной мере реализовать функцию поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса, в том числе конверсионных производств, что приводит к снижению эффективности их инновационной деятельности.
Отсутствие вторых элементов не способствует поиску направлений дальнейшего использования высвободившихся в процессе сокращения жизненного цикла продукции военного назначения технологий, оборудования и кадров, как внутри региона, так и за его пределами. Это ограничивает возможность их дальнейшей эксплуатации, приводит к потере экономического, социального эффектов, проявляющихся в виде роста объемов продаж, получении дополнительных доходов от реализации высокотехнологичной продукции гражданских производств, использовании данной продукции на военные нужды в период мобилизации, сокращении условно-постоянных расходов в расчете на единицу продукции.
На основе вышесказанного, можно выделить два основных направления развития элементов инновационной инфраструктуры региона:
- развитие элементов, способствующих продвижению инновационных проектов по стадиям их реализации и обеспечивающих привлечение недостающего финансирования, в том числе из внебюджетных источников;
— формирование элементов инновационной инфраструктуры, реализующих функцию диффузии, т. е обеспечивающих движение, загрузку и эффективную эксплуатацию элементов производственного и инновационного потенциалов предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Направления дальнейшего использования инновационного потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса зависят от объектов диффузии, особенности которых определяют формы их распространения, функции, выполняемые элементами инновационной инфраструктуры в процессе диффузии, а также формы развития этих элементов.
Одним из объектов диффузии является использование оборудования в рамках самих предприятий на внутрипроизводственном уровне (миниуровне). Оборудование, высвободившееся из оборонного производства, может использоваться в сфере производства высокотехнологичной гражданской продукции на основе инновационных технологий оборонной промышленности, что определяет новые направления развития предприятия, рынки сбыта новой продукции и может служить дополнительным источником его роста.
Следовательно, должны быть созданы хозяйствующие субъекты в сфере предпринимательства,
которые могли бы осуществлять поиск продуктов, производимых на высвободившемся оборудовании, и рынков сбыта этих продуктов.
Одной из таких форм являются венчурные компании. Создание венчурных компаний внутри предприятия оборонно-промышленного комплекса способствует поиску новых направлений инновационной деятельности с применением высвобождаемого оборудования, ранее разработанных или усовершенствованных технологий и имеющихся ресурсов предприятия. Если высвободившееся оборудование не находит своего применения внутри предприятия, оно может быть передано федеральному собственнику - Федеральному космическому агентству (Роскосмосу) или подлежит дальнейшему использованию внутри интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса. При этом, оно передается в форме прямых инвестиций как вклад в уставный капитал, что предусматривает реализацию только функции управления.
Использование высокотехнологичного оборудования, преимущественно, должно осуществляться на территории региона, где оно размещено. Данная особенность связана с трудностями передвижения и обеспечения социальных условий для работающих на нем кадров.
Интересы федерального уровня государственного управления и региона в решении вопросов размещения и организации использования высвобождаемого оборудования на территории его размещения совпадают.
Соответственно, на региональном уровне будет реализовываться функция девелопера, т. е. предоставления инфраструктурно-подготовленных промышленных помещений и площадок для размещения и дальнейшей эксплуатации высвобождаемого оборудования, организованных по принципу индустриальных парков.
В связи с чем, в регионе появляется необходимость формирования элементов инновационной инфраструктуры, осуществляющих диффузию оборудования внутри региона и за его пределами. Их задача состоит в поиске высокотехнологичной гражданской продукции, позволяющей обеспечить загрузку оборудования оборонной промышленности, а также поиске рынков сбыта этой продукции.
Продажа оборудования, как самостоятельный объект диффузии, для региона является не слишком привлекательным, поскольку регион теряет дополнительный доход, который мог бы получить от дальнейшей эксплуатации высвободившегося и оставшегося в регионе оборудования.
Аналогичная ситуация складывается при диффузии технологий. Решение задачи использования технологий оборонного производства, как объекта диффузии, осуществляется на уровне самого предприятия. При отсутствии такой возможности ее реализуют собственники федерального уровня.
Диффузия технологий является наиболее простым ее вариантом и может осуществляться
посредством прямой продажи, путем оказания услуг инжиниринга, создания совместного предприятия либо аутсорсинга.
Передача технологий самих по себе не привлекает особого внимания со стороны региона, поскольку приносит единовременный доход от их реализации. При этом функция региона состоит в необходимости и возможности приобретать технологии для производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения.
В данном случае нерешенным остается вопрос соблюдения баланса интересов и направлений взаимодействия органов федерального и регионального уровней государственного управления.
Гораздо больший интерес со стороны инвесторов имеет вариант использования оборудования с идеями его эксплуатации, т. е. технологиями, как части имущественного комплекса, путем создания другого предприятия, располагающегося в одном регионе с предприятием-продавцом.
В случае, если технологии не находят своего применения на предприятии процедура поиска инвестора-покупателя технологий и оборудования осуществляется на территории региона.
Формой элемента диффузии в данном случае будет являться посредник, выполняющий функции поиска рынка сбыта и продукта. Инициатором поиска в данном случае будет выступать предприятие, которому передается оборудование и технологии, при этом главным конкурентом являются организации и органы федерального уровня управления, которые будут стремиться создать соответствующие формы организации элементов инновационной инфраструктуры для реализации функции поиска рынка сбыта и продукта.
Одной из таких форм является андеррайтинг, предусматривающий оказание посреднических услуг на рынке технологий и оборудования, связанных с их размещением, т. е. продажей.
В целях реализации технологий андеррайтеры могут время от времени объединяться в некоммерческие группы - синдикаты для выполнения какой-либо конкретной задачи. В реализации андеррайтинга будут заинтересованы федеральные органы государственной власти. Следовательно, необходимо максимально использовать имеющийся региональный производственно-технологический потенциал и реализовывать функцию диффузии на территории его размещения.
В данном случае, очевидно, что для региона наиболее предпочтительной с экономической точки зрения является диффузия всех трех составляющих компонентов инновационного потенциала: технологий, оборудования и кадров, что позволяет обеспечить региону новые рабочие места, повышение занятости населения в наукоемких отраслях промышленности, обновление производственной базы гражданских производств с минимальными затратами, налоговые поступления и трансфер технологий между оборонным и гражданскими производствами и обусловливает необходимость формирования элементов инновационной инфраструктуры, реализующих функцию диффузии.
В табл. 2 представлены формы диффузных элементов инновационной инфраструктуры региона с высоким потенциалом предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Созданные в регионе объекты инновационной инфраструктуры решают узконаправленные внутренние задачи региона. Реальной диффузии элементов инновационного потенциала в регионе нет, что подтверждает актуальность и необходимость формирования элементов инновационной инфраструктуры, реализующих функцию диффузии инноваций.
Создание таких объектов инновационной инфраструктуры требует решения задач оценки эффективности их функционирования, критериев коммерческой состоятельности и жизнеспособности.
Таблица 2
Формы развития элементов диффузии инновационной инфраструктуры
Объект диффузии Уровень управления Форма диффузии Объекты элементов инфраструктуры
Диффузия оборудования Внутрипроизводственный Вклад в уставный капитал -
Внутри предприятия Венчурные компании
Региональный Девелопмент Индустриальные и промышленные парки
Федеральный Андеррайтинг Инвестиционные компании (банки), специализированные торговые системы (биржа, централизованная система закупки оборудования), дилеры
Диффузия технологий и оборудования Региональный Посредничество Специализированные брокерские компании, информационные сайты, центры трансфера технологий и оборудования
Федеральный Андеррайтинг Инвестиционные компании (банки), специализированные торговые системы (биржа, централизованная система закупки оборудования)
Диффузия технологий, оборудования и кадров Региональный Аутсорсинг Частно-государственное партнерство
Вклад в уставный капитал
Создание управляющей компании
Элементы инновационной инфраструктуры, реализующие функцию диффузии, должны быть интегрированы в рыночную инфраструктуру технологий и оборудования. Формирование такой интегрированной инфраструктуры позволило бы создать менее массивную по масштабам и более гибкую в управлении инновационную инфраструктуру на региональном уровне.
Заинтересованность региона проявляется в поиске высокотехнологичных продуктов гражданского назначения, например, в нефтегазовой отрасли, используя высокотехнологичное оборудование и технологии оборонной промышленности посредством элементов инновационной инфраструктуры, выполняющих функцию диффузии, что может принести значительный социальный и экономический эффект.
Для организации диффузии в регионе должны быть разработаны программы грантовой поддержки элементов инновационной инфраструктуры, относящиеся к сфере предпринимательства, на ранней стадии развития рынка технологий и оборудования. В свою очередь, на государственном уровне должны быть разработаны соответствующие программы поддержки и возможности решения вопросов передачи имущества, находящегося в федеральной собственности. Таким образом, появляется необходимость взаимодействия органов государственного управления федерального и региональной значения в форме частно-государственного партнерства.
Библиографические ссылки
1. Фролов И. Э. Российский высокотехнологичный комплекс в условиях мирового финансово-экономического кризиса [Электронный ресурс]. URL: http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=pub/frol03 Фролов И.Э. (дата обращения: 17.09.2015).
2. Rogers E. M. Diffusion of innovations. New York : Free Press, 1983. 453 p.
3. Черенков В. И. Маркетинговый подход к категоризации каналов глобальной диффузии инноваций // Проблемы современной экономики. 2012. № 2 (42). С. 211-215.
4. Lasswell H. D. The structure and function of communication in society // The communication of ideas. New York, Harper & Co, 1948.
5. Жданова И. Ф., Вартумян Э. Л. Англорусский экономический словарь. 4-е изд., стереотип. М. : Рус. яз. 2001. 880 с .
6. Дулепин Ю. А., Казакова Н. В. Стратегии трансфера инноваций в инновационных системах // ИнВестРегион. 2010. № 4. С. 54-59.
7. Требова С. В. Трансфер технологий как элемент инновационного развития экономики // Проблемы развития территории. 2010. Вып. 4 (50). Апрель-июнь. С. 31-36.
8. Трансфер технологий и диффузия инноваций как элементы инновационного процесса [Электронный ресурс]. URL: http://www.innovbusiness.
ru/content/document_ r_67B2A439-34E2-4B91-B225-0699ABCFE2A3.html (дата обращения: 09.07.2015).
9. Тихонов Н. А. Эффективность способов коммерциализации инноваций [Электронный ресурс] // Инновации. Инвестиции (40) УЭкС. 4/2012. URL: http://www.uecs.ru/uecs40-402012/item/1271-2012-04-19-06-35-15 (дата обращения: 09.07.2015).
10. Внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки по видам работ по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovati ons/science/# (дата обращения: 05.01.2015).
11. Затраты на технологические инновации организаций по видам инновационной деятельности по субъектам Российской Федерации в 2013 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science _and_innovations/science/# (дата обращения: 05.01.2015).
12. Сергеев В. М., Алексеенкова Е. С. Становление государства и модели инновационного развития [Электронный ресурс]. URL: mgimo.ru> files/34545/doklad_politolog_1.doc (дата обращения: 03.01.2015).
13. Рейтинг программ инновационного развития Госкорпораций и компаний с государственным участием // Сборник аналитических материалов. М., 2012. 26 с.
14. Федеральные целевые программы России. Приоритеты ФЦП на 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/ Fcp/FcpList/View/2014 (дата обращения: 28.11.2014).
15. Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы [Электронный ресурс]. URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ ViewFcp/View/2014/196/ (дата обращения: 28.11.2014).
16. Государственная программа Российской Федерации «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс]. URL: http:// fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/ View/2014/414/ (дата обращения: 28.11.2014).
17. Государственная программа Российской Федерации «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/View Fcp/View/2014/198/ (дата обращения: 28.11.2014).
18. Государственная программа Российской Федерации «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://fcp.economy.gov. ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2014/396/ (дата обращения: 28.11.2014).
19. Федеральное космическое агентство («Рос-космос») [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: http://www.federalspace.ru/115/ (дата обращения: 20.11.2014).
20. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года»: распоряжение Правительства РФ от 30.01.2013 № 91-р [Электронный ресурс]. URL : http : //base. consultant.ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=141562 (дата обращения:
20.11.2014).
21. Государственная программа Российской Федерации «Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011-2015 годы и на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/View Fcp/View/2014/309/ (дата обращения: 20.11.2014).
22. Об утверждении «Стратегии инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года» «Инновационный край - 2020»: указ Губернатора Красноярского края от 24.11.2011 N 218-уг [Электронный ресурс]. URL: http://zakon. krskstate.ru/doc/7533 (дата обращения: 12.03.2015).
23. Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие инвестиционной, инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства на территории края»: постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 505-п [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=do c;base= RLAW123;n=130965 (дата обращения:
12.03.2015).
24. Официальный сайт Министерства экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края [Электронный ресурс]. URL:http://econ.krskstate.ru/dcp/ perechen и URL: http://www.econ.krskstate.ru/ vcp/otchet (дата обращения: 13.04.2015).
25. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса: федер. закон от 07.05.2013 № 104-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req =doc;base=LAW;n=173275 (дата обращения: 13.04.2015).
26. Об утверждении «Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров»: постановление Правительства РФ от 06.03.2013 № 188 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_168824/ (дата обращения: 19.04.2015).
27. Официальный сайт Кластера инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск [Электронный ресурс]. URL: http://nuclearspacecluster.com/ team/ (дата обращения: 19.04.2015).
References
1. Frolov I. Je. Russian high-tech complex in the global financial and economic crisis. (In Russ.). Available at: http://www.ecfor.ru/pdf. php?id=pub/ frolO30ponoBH3. (accessed: 17.09.2015).
2. Rogers Everett M. Diffusion of innovations. New York : Free Press, 1983. 453 p.
3. Cherenkov V. I. [Marketing approach to categorizing channels global diffusion of innovation]. Problemy sovremennoj jekonomiki. 2012. No. 2 (42). P. 211-215. (In Russ.)
4. Lasswell H. D. The structure and function of communication in society. The communication of ideas. New York, Harper & Co, 1948.
5. Zhdanova I. F., Vartumjan Je. L. Anglo-russkij jekonomicheskij slovar' [English-Russian Dictionary of Economics]. Moscow, 2001. 880 p. (In Russ.)
6. Dulepin Ju. A., Kazakova N. V. [Transfer Strategy Innovation in innovation systems] InVestRegion. 2010, No 4, P. 54-59.
7. Trebova S.V. [Technology transfer as part of innovation development of economy]. Problemy razvitija territorii, 2010. Vol. 4 (50) April-June. P. 3136. ( In Russ.).
8. Technology transfer and diffusion of innovations as elements of the innovation process. Available at: http://www.innovbusiness.ru/content/document_r_67B 2A439-34E2-4B91-B225-0699ABCFE2A3 .html (accessed: 09.07.2015). (In Russ.)
9. Tihonov N. A. [Effective way to commercialization of innovations]. Innovacii. Investicii, 2012, no 4 (40). Available at: http://www.uecs.ru /uecs40-402012/item/1271-2012-04-19-06-35-15 (accessed: 09.07.2015). (In Russ.)
10. Current domestic expenditure on research and development by type of work on the subjects of the Russian Federation. Available at: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ science _and_innovations/science/# (accessed: 05.01.2015). (In Russ.)
11. Expenditure on technological innovation Organizations by innovation on the subjects of the Russian Federation in 2013. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ross tat/ru/statistics/science_and_innovations/science/# (accessed: 05.01.2015).
12. Sergeev V. M., Alekseenkova E. S. The formation of the state and the innovative development model. Available at: mgimo.ru>files/34545/doklad_ politolog_1.doc (accessed: 05.01.2015). (In Russ.)
13. Rating of programs of innovative development of State corporations and companies with the state participation. Moscow, 2012, 26 p.
14. RF Federal target programs of Russia. Priorities of federal target programs for 2014. Available at: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp. cgi/Fcp/FcpList/View/2014 (accessed: 28.11.2014). (In Russ.)
15. RF The federal space program of Russia for 2006-2015. Available at: http://fcp.economy.gov.ru/ cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2014/196/ (accessed: 28.11.2014). (In Russ.)
16. RF A state program of the Russian Federation «Researches and development in the priority directions of development of a scientific and technological complex of Russia for 2014-2020». Available at: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/View Fcp/View/2014/414/ (accessed: 28.11.2014). (In Russ.)
17. RF A state program of the Russian Federation «Development of the Russian spaceports for 20062015». Available at: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp. cgi/Fcp/ViewFcp/View/2014/198/ (accessed: 28.11.2014). (In Russ.)
18. RF A state program of the Russian Federation «Maintenance, development and use of GLONASS system for 2012-2020». Available at: http://fcp. economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/ 2014/396/ (accessed 28 November 2014). (In Russ.)
19. RF Federal Space Agency «Roskosmos» (In Russ.). Available at: http://www.federalspace.ru/115/ (accessed: 20.11.2014).
20. RF Order of the Government of the Russian Federation of January 30, 2013, No. 91 «About the statement of a state program of the Russian Federation «Development of the industry and increase of its competitiveness for the period till 2020». (In Russ.). Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n= 141562 (accessed: 20.11.2014).
21. RF State program of the Russian Federation «Industrial utilization of arms and military equipment for 2011 - 2015 and for the period till 2020». Available at: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/ fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2014/309/ (accessed: 20.11.2014). (In Russ.)
22. RF Decree of the Governor of Krasnoyarsk region of November 24, 2011, No. 281 «On the adoption of Strategy of innovative development of Krasnoyarsk region for the period till 2020»
«Innovative edge - 2020». Available at: http:// zakon.krskstate.ru/doc/7533 (accessed: 12.03.2015). (In Russ.)
23. RF Resolution of the government of Krasnoyarsk region of September 30, 2013, No. 505 «About the statement of a state program of Krasnoyarsk region «Development of investment, innovative activity, small and average business in the territory of the region» Available at: http://base. consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RL AW123;n=130965 (accessed: 12.03.2015). (In Russ.)
24. Official website of the Ministry of economic development and investment policy of the Krasnoyarsk region. Available at: http://econ.krskstate.ru/dcp/ perechen, http://www.econ.krskstate.ru/vcp/otchet (accessed: 13.04.2015). (In Russ.)
25. RF Federal law of May 7, 2013 «On amendments to the Budget code of the Russian Federation and certain legislative acts of the Russian Federation in connection with improvement of the budgetary process» Available at: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173275 (accessed: 13.04.2015). (In Russ.)
26. RF Resolution of the government of Russian Federation of 06 March, 2013 No. 188. «About approval of rules of distribution and granting of subsidies from the Federal budget to budgets of subjects of the Russian Federation on the implementation of activities under programs of development of pilot innovative territorial clusters». Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_168824/ (accessed: 19.04.2015). (In Russ.)
27. The official site of the Cluster of innovative technologies of the closed administrative-territorial formation Zheleznogorsk. Available at: http:// nuclearspacecluster.com/team/ (accessed: 19.04.2015). (In Russ.)
© Борисова Е. В., Ерыгин Ю. В., 2016
Для цитирования: Борисова Е. В., Ерыгин Ю. В. Развитие инновационной инфраструктуры региона с высоким инновационным потенциалом предприятий ОПК: направления и формы // Менеджмент социальных и экономических систем. 2016. № 1. С. 35-44.
For citations: Borisova E. V., Erygin Yu. V. Development of innovation infrastructure in the region with high innovation potential of enterprises of the defense industrial complex: directions and forms // Social and economic systems management. 2016. № 1. Р. 35-44. (In Russ., abstr. in Engl.)