Научная статья на тему 'Реализация инвестиционной стратегии рыбохозяйственного комплекса Камчатского края'

Реализация инвестиционной стратегии рыбохозяйственного комплекса Камчатского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
429
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / INVESTMENT STRATEGY / ФЕДЕРАЛЬНАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / FEDERAL AND REGIONAL SUPPORT / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / INVESTMENT PROJECTS / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова С. А.

В статье исследованы развитие инвестиционной деятельности в рыбной отрасли Камчатки и практика оказания ей федеральной и региональной поддержки. Перечислены выполненные и заявленные инвестиционные проекты рыбопромышленного комплекса в рамках портово-логистического, рыбоперерабатывающего и воспроизводственного кластеров. Выявлены возникшие проблемы государственного регулирования в рыбной отрасли и обозначены пути их решений. Представлены итоги реализации инвестиционной стратегии рыбохозяйственного комплекса края за четыре года и намечены дальнейшие меры стимулирования инвестиционной деятельности предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Попова С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of investment strategy of Kamchatka fishery

The article deals with the development of investment activity in Kamchatka fishing industry and practices to provide it with federal and regional support. Realized and declared investment projects within fishing industry in port and logistics, fish processing and reproduction clusters are listed. The problems of government regulation in fishing industry and their solutions are given. The results of implementing the investment strategy in the region fishery complex in four years are presented. The further measures to stimulate investment activity of the enterprises are outlined.

Текст научной работы на тему «Реализация инвестиционной стратегии рыбохозяйственного комплекса Камчатского края»

УДК 330.322:639.2/.3(571.66)

С.А. Попова

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: [email protected]

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА КАМЧАТСКОГО КРАЯ

В статье исследованы развитие инвестиционной деятельности в рыбной отрасли Камчатки и практика оказания ей федеральной и региональной поддержки. Перечислены выполненные и заявленные инвестиционные проекты рыбопромышленного комплекса в рамках портово-логистического, рыбоперерабатывающего и воспроизводственного кластеров. Выявлены возникшие проблемы государственного регулирования в рыбной отрасли и обозначены пути их решений. Представлены итоги реализации инвестиционной стратегии рыбохозяйственного комплекса края за четыре года и намечены дальнейшие меры стимулирования инвестиционной деятельности предприятий.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная стратегия, федеральная и региональная поддержка, инвестиционные проекты, инновации, модернизация.

S.A. Popova (Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003) Implementation of investment strategy of Kamchatka fishery

The article deals with the development of investment activity in Kamchatka fishing industry and practices to provide it with federal and regional support. Realized and declared investment projects within fishing industry in port and logistics, fish processing and reproduction clusters are listed. The problems of government regulation in fishing industry and their solutions are given. The results of implementing the investment strategy in the region fishery complex in four years are presented. The further measures to stimulate investment activity of the enterprises are outlined.

Key words: investment, investment strategy, federal and regional support, investment projects, innovation, modernization.

DOI: 10.17217/2079-0333-2016-35-113-120

С инвестиционных позиций рыбная отрасль Камчатки крайне специфична по своей структуре и особенностям функционирования, поскольку на нее оказывают значительное влияние такие факторы, как:

- сезонность (режим работы влияет на загрузку производственных мощностей и на занятость в отрасли);

- экологическая обстановка (возможность или невозможность вылавливания квоты, переизбыток рыбы или ее недостаток);

- цены на международных рынках (поскольку основным рынком сбыта пока являются зарубежные потребители).

Мировой опыт показывает, что в большинстве стран с высокими объемами вылова рыбы на прибрежных территориях развивается мощный перерабатывающий комплекс. Исключением являются небольшие островные государства (например, Сейшельские острова), в которых почти 100% продукции экспортируется без захода в порт.

Необходимо определение дальнейших инвестиционных приоритетов развития отрасли: либо сохранять текущее положение, либо наращивать производительность в рыболовстве и двигаться вверх по цепочкам добавленной стоимости в рыбопереработке. Главной задачей для развития комплекса в настоящее время является привлечение инвестиций в развитие береговой инфраструктуры.

Еще одной стратегической развилкой является дальнейшее позиционирование рыбопромышленного комплекса на рынке. В настоящее время Камчатка является в первую очередь поставщиком рыбного сырья на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Первый вариант развития - усиление присутствия края на российском рынке в период введенных санкций, выстраивание логистических цепочек, позволяющих доставить продукцию до потребителей в европейской части России. Второй вариант - позиционироваться как экспортно-ориентированный кластер, формируя соответствующую инфраструктуру и номенклатуру продукции. Поэтому весьма актуальным становится рассмотрение вопроса о федеральной и региональной поддержке рыбохозяйственного комплекса Камчатки.

Федеральная поддержка.

В соответствии с действующим законодательством федеральные органы государственной власти определяют условия функционирования рыбохозяйственного комплекса, в том числе:

- режим доступа к водным биологическим ресурсам (режим квотирования, режим контроля над рыбопромысловой деятельностью);

- режим обслуживания судов рыбопромыслового флота в морских портах Российской Федерации;

- режим налогообложения и налогового администрирования;

- режим регулирования внешнеторговой деятельности;

- режим экономической и политической поддержки российских производителей рыбной продукции на внутреннем и внешнем рынках;

- тарифы на услуги инфраструктурных отраслей, включая портовое хозяйство, железнодорожный транспорт;

- контроль качества выпускаемой продукции.

В дополнение к вышеперечисленным мерам система поддержки отрасли на федеральном уровне реализуется через:

1. Систему федеральных целевых программ (далее - ФЦП):

- ФЦП «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2014 годах», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 606 [1].

2. Стратегическими документами, определяющими развитие рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации в целом, являются:

- Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120, в соответствии с которой удельный вес отечественной рыбной продукции в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка должен составлять не менее 80%. Это определяет необходимость развития собственных перерабатывающих мощностей, соответствующей инфраструктуры, что заложено в следующие стратегические документы [2]:

- Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, утвержденная приказом Федерального агентства по рыболовству от 30.03.2009 № 246, в рамках которой определены рамочные условия развития рыбохозяйственного комплекса, в том числе осуществляется принятие новых правовых документов и внесение изменений в уже существующие нормативно -правовые акты; разрабатываются меры по совершенствованию государственного управления в области рыбного хозяйства и ряд других [3];

- Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 г., одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2003 № 1265-р [4];

- Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2012 № 559-р, в ней особое внимание уделяется развитию рыбоперерабатывающей промышленности. Целью развития региона в стратегии определено расширение производства и реализация конкурентоспособной российской рыбо- и морепродукции с высокой долей добавленной стоимости, обеспечение на этой основе интенсивного замещения импортной продукции на внутреннем рынке продукцией российского производства. В рамках Дальневосточного федерального округа достижение заявленной цели предусматривает введение и модернизацию около 40% объема обрабатывающих мощностей (более 60% составят мощности по консервному производству, увеличатся на 30% холодильные мощности, которые планируется размещать в основных прибрежных пунктах для создания запасов сырья в межпутинный период); модернизацию основных производственных фондов рыбоперерабатывающих организаций [5].

- ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья», в которой рыбохозяйственный комплекс является одним из главных направлений развития регионов Дальнего Востока [6].

Региональная поддержка.

В настоящее время в Камчатском крае действуют следующие региональные программы:

1. Стратегия социально-экономического развития Камчатского края до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Камчатского края от 27.07.2010 № 332-П, в соответствии с которой рыбохозяйственный комплекс определен в качестве одного из главных приоритетных направлений развития Камчатского края [7].

2. Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Камчатского края до 2025 года. В соответствии с ней создаются благоприятные условия развития отрасли: обеспечение институциональных и правовых предпосылок развития, а также административное содействие внедрению новых форм и институтов организации морской деятельности (особые экономические зоны); стимулирование проведения научных исследований водных биоресурсов; стимулирование максимально эффективного освоения ВБР во внутренних водах и ИЭЗ РФ; оказание государственной поддержки развитию прибрежного рыболовства и береговой переработки ВБР; оказание содействия в создании типовых проектов судов прибрежного и океанического лова и их последующем строительстве; совершенствование механизмов финансовой поддержки обновления и наращивания производственных мощностей; внедрение лизинга; продолжение субсидирования части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на модернизацию и обновление флота и перерабатывающих производств [8].

3. Завершившаяся Программа развития конкуренции в Камчатском крае на 2010-2012 годы. В Программе рыбохозяйственный комплекс был определен в качестве одной из приоритетных отраслей для реализации Программы. В качестве возможных направлений по развитию конкуренции в рыбохозяйственном комплексе Камчатского края были выделены: обеспечение доступа пользователей к водным биологическим ресурсам; обеспечение равных условий деятельности для предприятий и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих переработку уловов водных биологических ресурсов; снижение уровня износа основных производственных фондов; устранение административных барьеров, связанных с дублированием полномочий органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере производства и оборота рыбной продукции; обеспечение открытости (доступности) для широкого круга пользователей информации о порядке выдачи лицензий, сертификатов и разрешительных документов [9].

4. Долгосрочная краевая целевая программа «Развитие рыбохозяйственного комплекса Камчатского края на 2013-2015 годы» в соответствии с распоряжением Правительства Камчатского края от 05.05.2012 № 180-РП. Общий объем финансирования Программы составил 2264,5 млн руб., в том числе за счет средств краевого бюджета - 160,9 млн руб., из внебюджетных источников (по согласованию) - 2103,5 млн руб. [10].

В результате реализации вышеперечисленных Программ в рыбопромышленном комплексе края выполнены и заявлены крупнейшие инвестиционные проекты на общую сумму инвестиций около 7,7 млрд руб. Сведения об инвестициях представлены в таблице.

Инвестиционные проекты в рыбопромышленном комплексе

№ Наименование Общая стоимость, млн руб. Период, в который намечено строительство, годы

1. Портово-логистический кластер

1.1 Строительство рыбного рынка 275,8 2015-2020

1.2 Модернизация техники для перегрузки в рыбном порту Петропавловска-Камчатского 371,0 2011-2014

1.3 Реконструкция портпункта в п. Октябрьский 500,0 2013-2016

1.4 Реконструкция объекта федеральной собственности морского терминала в Петропавловске-Камчатском морском порту 905,0 2011-2014

1.5 Проектирование и строительство порт-ковша в п. Озерновский 1395,0 2011-2015

1.6 Строительство парома (п. Усть-Камчатск) 87,8 2011-2012

1.7 Производство комбинированных канатов 10,0 2012-2015

ИТОГО по портово-логистическому кластеру: 3544,6 млн руб.

Окончание табл.

№ Наименование Общая стоимость, млн руб. Период, в который намечено строительство, годы

2. Рыбоперерабатывающий кластер

2.1 Открытие производства консервов из краба 72,0 2015-2017

2.2 Строительство высокотехнологичного завода мощностью 280 тонн готовой продукции в сутки в п. Ивашка Карагинского района 855,9 2012-2013

2.3 Строительство и модернизация рыбоконсервного цеха на территории ОАО «Озерновский РКЗ № 55», в пос. Озерновский Усть-Большерецкого района 1184,0 2012-2013

2.4 Модернизация высокотехнологичного рыбоперерабатывающего комплекса мощностью 170 тонн в сутки на реке Хайлюля Карагинского района 388,2 2012-2013

2.5 Реконструкция и модернизация рыбоперерабатывающей сезонной базы на р. Облуковина Соболевский район 178,1 2012-2013

ИТОГО по рыбоперерабатывающему кластеру: 2678,2 млн руб.

3. Воспроизводственный кластер

3.1 Развитие марикультуры в Камчатском крае 130,0 2011-2014

3.2 Строительство лососевого рыбоводного завода «Апа-чинский», р. Камчатка, Усть-Большерецкий район 337,1 2011-2014

3.3 Реконструкция лососевого рыбоводного завода «Кет-кино», Елизовский район, Камчатский край 200,0 2011-2014

3.4 Создание хозяйства марикультуры «Бухта Вилючинская» 695,0 2012-2015

3.5 Плавучий комплекс для воспроизводства и передержки камчатского краба бассейновым способом 95,0 2012-2014

ИТОГО по воспроизводственному кластеру: 1457,1 млн руб.

Все инвестиционные проекты рыбопромышленного комплекса систематизированы в рамках портово-логистического, рыбоперерабатывающего и воспроизводственного кластеров.

Проекты портово-логистического кластера ориентированы на создание новой портовой инфраструктуры, реконструкцию старой и модернизацию техники.

Проекты рыбоперерабатывающего кластера связаны с открытием производства по глубокой переработке рыбного сырья и морепродуктов. Наряду с проектами по выпуску мороженой продукции и икры, новые производства будут специализироваться на выпуске продукции более глубокой степени переработки, производстве консервной продукции, а также предполагается создание безотходных производств.

Воспроизводственный кластер представлен проектами по строительству и реконструкции рыборазводных заводов, по развитию хозяйств марикультуры.

Но, несмотря на меры федеральной и региональной поддержки рыбопромышленного комплекса, еще возникают проблемы государственного регулирования. К ним относятся [11]:

- административные барьеры и инфраструктурные ограничения;

- несовершенство законодательства, регулирующего порядок пересечения государственной границы рыбодобывающими судами, серьезно препятствующее эффективной деятельности предприятий рыбной отрасли;

- существование иностранного дрифтерного промысла в российских водах, влияющее на подходы рыбы к берегам полуострова;

- отсутствие законодательного требования обязательной регистрации в прибрежном субъекте пользователя, за которым на долгосрочной основе закрепляются доли квот на вылов водных биоресурсов.

Однако представители профильных отраслевых организаций и отдельных предприятий в рыбопромышленном комплексе отмечают и положительные сдвиги в нормативно-правовой базе, которые привели к стабилизации работы отрасли и повысили ее инвестиционную привлекательность.

По мнению членов рабочей отраслевой группы по развитию биоресурсного комплекса, действующей в рамках Совета по инвестициям, необходимо скорейшее принятие Федерального закона об аквакультуре. Аквакультура - отрасль высокорисковая, поэтому ее развитие должно опираться на систему особых льгот для инвесторов со стороны федеральных властей (налоговые и кредитные льготы, таможенное регулирование).

В частности, по мнению респондентов, целесообразно внести изменения в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» в части закрепления долей промышленных и прибрежных квот добычи (вылова) водных биоресурсов на последующий после 2018 г. период сроком на 20 лет. Для добросовестных пользователей необходимо предусмотреть бесконкурсное продление права пользования участком с целью стимулирования их инвестиционной деятельности.

В настоящее время наиболее востребованными мерами поддержки рыбоперерабатывающих предприятий со стороны инвесторов являются:

- введение единого сельхозналога на деятельность предприятий, у которых доля рыбопереработки в общем объеме деятельности составляет свыше 75%;

- кредитные и инвестиционные льготы, позволяющие предприятиям рыбопереработки иметь достаточно оборотных средств для закупок сырья;

- совместные решения рыбоперерабатывающих предприятий и местных администраций в рамках разработки инвестиционных программ развития рыбоперерабатывающего комплекса.

В качестве потенциальной угрозы для развития отрасли отмечается предполагаемый к внедрению с 2018 г. подход в части установления нового вида квот под строительство судов («квоты под киль»). В качестве альтернативного решения членами рабочей отраслевой группы по развитию биоресурсного комплекса было предложено стимулировать обновление рыбодобывающего флота в соответствии со Стратегией развития рыбопромыслового флота при сохранении «исторического принципа» наделения пользователей долями квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов.

Кроме этого существуют еще и инвестиционные барьеры. Значимым из них является, по мнению представителей бизнеса, невозможность установления залоговой ценности долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и возможности их оборота.

Еще один институциональный барьер в отрасли - это ограничения прибрежного рыболовства, определенные законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», разделяющие рыбный бизнес по принципу удаленности промысла от берега.

До сих пор не созданы условия для ускоренного оформления рыбопромысловых и транспортных судов в российских портах, велико негативное влияние контролирующих органов на простои судов под выгрузкой, по сравнению с иностранными государствами. Все это снижает мотивацию рыбопромышленников отгружать рыбу на берег и препятствует привлечению инвестиций в переработку [12].

Как показывает статистика, для стимулирования предприятий регионального рыбохозяйст-венного комплекса к реконструкции и модернизации береговых перерабатывающих производств, обновлению промысловых судов, в 2013 г. в крае была продолжена практика оказания государственной поддержки за счет средств краевого бюджета в реализации инвестиционных проектов в рамках мероприятий долгосрочной краевой целевой программы «Развитие рыбохо-зяйственного комплекса Камчатского края на 2013-2015 годы» (далее - ДКЦП). В ней было предусмотрено предоставление субсидий рыбохозяйственным организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и на уплату лизинговых платежей, заключенных с российскими лизинговыми компаниями, на указанные цели.

Общий объем финансирования мероприятий ДКЦП (за счет всех источников финансирования) в 2013 г. составил 544,975 млн руб., в том числе за счет средств краевого бюджета -44,763 млн руб. (освоение составило 98,4%).

Средства краевого бюджета в сумме 43,77 млн руб. были перечислены в виде субсидий на реализацию 14 инвестиционных проектов, в том числе на:

- строительство, приобретение и модернизацию рыбопромыслового флота, предназначенного для осуществления прибрежного рыболовства;

- транспортировку уловов водных биоресурсов и продукции - 3,57 млн руб.;

- строительство и модернизацию береговых перерабатывающих производств, увеличение объемов производства продукции с глубокой степенью переработки - 40,2 млн руб.

За четыре года реализации мероприятий настоящей и предыдущей программ были достигнуты следующие результаты:

а) на побережьях полуострова построено 15 современных заводов, мощностью от 150 до 350 тонн/сутки, нацеленных на выпуск высококачественной и рентабельной рыбной продукции. Это заводы предприятий ООО «Тымлатский рыбокомбинат», ОАО «Колхоз им. Бекерева», ООО «Восточный берег», ООО «Корякморепродукт», ООО «Дельфин», ООО «СевероВосточная компания», ОАО «Озерновский РКЗ № 55», ООО «Витязь-авто», ООО «Рыболовецкая артель «Народы Севера», ООО «Лойд-Фиш», ООО «Дельта», ООО «Заря», ООО «Крутого-ровское» (2 завода), ООО «Камчатморепродукт». Это позволило увеличить производственные мощности по выпуску продукции в целом более чем на 3 200 тонн в сутки, а объем холодильных мощностей для хранения рыбопродукции - более чем на 30 тыс. тонн. Создано дополнительно более 1 700 рабочих мест, что обеспечило возможность переработки на берегу более 70% уловов в период скоротечной лососевой путины, в то время как совсем недавно соотношение переработки «берег - море» было обратным и составляло 30 : 70%.

б) на российской судостроительной верфи ОАО «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург) построено семь маломерных рыболовных сейнеров, предназначенных для прибрежного рыболовства и доставки уловов водных биоресурсов на территорию субъекта для дальнейшей переработки на береговых заводах, приобретено и модернизировано два транспортных судна, 1 СРТМ, 1 РС и 1 МРС;

в) объем инвестиций в основной капитал предприятиями отрасли за период 2008-2013 годы составил более 11,0 млрд руб. (увеличившись с 0,9 млрд в 2008 г. до 3,3 млрд руб. в 2013 г.), в том числе участниками ДКЦП вложено более 4,0 млрд руб. За период реализации программных мероприятий на каждый рубль «бюджетной поддержки» за счет средств федерального и регионального бюджетов предприятиями региона приходилось 15 руб. инвестиционных средств.

В 2015 г. рыбная промышленность края продолжает оставаться объектом достаточно высокой инвестиционной привлекательности. Основная часть проектов - это крупные среднесрочные инвестиционные проекты. В основном и в первую очередь это проекты по внедрению передовых технологий глубокой переработки рыбы и морепродуктов, что обеспечивает рост добавленной стоимости при сохранении объемов добычи [13].

В настоящее время Правительство Камчатского края поставило задачу до 2030 г. укрепить позиции региона на мировом рынке рыбопродукции, развить внешнюю торговлю рыбными товарами высокой степени переработки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проект Стратегии социально-экономического развития Камчатки уже опубликован [14]. Согласно документу обеспечение ускоренного развития рыбного хозяйства как основополагающего для края и его интеграция в международное хозяйство - среди основных стратегических целей.

Как говорится в документе, сегодня увеличению объемов производства в рыбохозяйствен-ном комплексе препятствует низкая степень переработки водного биологического сырья. Нерациональным продолжает оставаться соотношение береговой и морской рыбопереработки. Поэтому одним из приоритетных направлений развития отраслевого комплекса станет техническая и технологическая модернизации рыбодобывающего и рыбоперерабатывающего производства, что даст конкурентные преимущества камчатским предприятиям. Это позволит Правительству Камчатки значительно укрепить свои позиции на мировом рынке рыбопродукции и развить внешнюю торговлю рыбными товарами высокой степени конкурентоспособности.

Для стимулирования отрасли планируется предоставление субсидий для возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам и лизинговым платежам на строительство и модернизацию объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры, а также на приобретение оборудования, в том числе холодильного и технологического. Будет оказываться содействие инвесторам в подключении к электро- и газовым сетям, строительстве дорог и других инфраструктурных объектов. Помимо этого, в приоритетах - совершенствование нормативно-правовой базы, привлечение инвесторов в рамках государственно-частного партнерства. Планируется, что внедрению инноваций в производство поспособствует увеличение бюджетного финансирования предприятий.

Ожидается, что наряду с проектами по выпуску мороженой продукции (шоковой заморозки, как более востребованной на рынке) и икры, новые производства будут специализироваться

на выпуске товаров более глубокой степени переработки и производстве консервов. Предполагается создание безотходных производств, внедрение инновационных технологий, направленных на решение задач комплексной переработки ресурсов. [15]. Все эти меры позволят камчатским товаропроизводителям рыбной продукции значительно укрепить свои позиции как на внутреннем, так и внешнем рынках за счет эффективного использования бюджетных и внебюджетных инвестиций.

Подводя итог всему вышесказанному, можно с высокой степенью уверенности констатировать, что, несмотря на неблагоприятные процессы в российской экономике, Камчатке удалось выйти с хорошим результатом по объемам привлеченных инвестиций, реализованных в разного рода проектных мероприятиях. И пусть в рыбную отрасль пока поступили не очень большие частные средства, но в целом нет проектов, реализация которых бы остановилась, и это говорит о позитивном развитии и реализации инвестиционной стратегии рыбохозяйственного комплекса Камчатского края.

Литература

1. ФЦП «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2014 годах», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 606 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.referent.ru/1/159356 (дата обращения 19.09.2015)

2. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120 [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/12172719/ (дата обращения 19.09.2015)

3. Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, утвержденная приказом Федерального агентства по рыболовству от 30.03.2009 № 246 [Электронный ресурс]. - URL: http://ppt.ru/newstext.phtml?id=41569 (дата обращения 30.09.2015)

4. Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 г., одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2003 № 1265-р [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mcx.ru/documents/document/show/6409.285.htm (дата обращения 17.10.2015)

5. Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2012 № 559-р [Электронный ресурс]. - URL: https://normativ.kontur.ru/ document?moduleId=1&documentId=197737 (дата обращения 22.10.2015)

6. ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/1996/05/16/dv-zabaykal-dok.html (дата обращения 11.11.2015)

7. Стратегия социально-экономического развития Камчатского края до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Камчатского края от 27.07.2010 № 332-П [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kamchatka.gov.ru/?cont=info&menu=1&menu2=0&news_id=10254(дата обращения 12.11.2015)

8. Стратегия развития рыбопромышленного комплекса Камчатского края до 2025 года [Электронный ресурс]. - URL: http://lawsrf.ru/region/documents/2316121/ (дата обращения 31.11.2015)

9. Программа развития конкуренции в Камчатском крае на 2010-2012 годы [Электронный ресурс]. - URL: http://lawsrf.ru/region/documents/2323272/ (дата обращения 06.11.2015)

10. Долгосрочная краевая целевая программа «Развитие рыбохозяйственного комплекса Камчатского края на 2013-2015 годы» [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/460142830 (дата обращения 17.11.2015)

11. Илюхин В. Проблемы рыбной отрасли нуждаются в скорейшем решении [Электронный ресурс]. - URL: http://club-rf.ru/41/interview/253 (дата обращения 15.12.2015)

12. Рыбопромышленный комплекс Камчатского края [Электронный ресурс]. - URL: http://gossmi.ru/page/gos1_748.htm (дата обращения 28.11.2015)

13. Рыбохозяйственный комплекс. Информация о состоянии рыбохозяйственного комплекса Камчатского края [Электронный ресурс]. - URL: http://krkk.pro/investitsionnyy-klimat.html (дата обращения 03.12.2015)

14. Проект Стратегии социально-экономического развития Камчатки до 2030 года [Электронный ресурс]. - URL: http://strategy2030.kamgov.ru/page/index (дата обращения 09.12.2015)

15. Рыбную отрасль Камчатки отразят в стратегии [Электронный ресурс]. - URL: http://fishnews.ru/news/27284 (дата обращения 05.12.2015)

Информация об авторе Information about author

Попова Светлана Александровна - Камчатский государственный технический университет; 683003, Россия, Петропавловск-Камчатский; старший преподаватель кафедры экономики и управления; [email protected]

Popova Svetlana Aleksandrovna - Kamchatka State Technical University; Petropavlovsk-KamchatskY, Russia, 683003; Senior Lecturer of Economy and Management Chair; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.