Е.С. Мазаева
Мазаева Елена Сергеевна — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Нижегородской академии МВД России
Проблемы преподавания конституционных основ технико-юридического оформления социально ориентированного государства
Интерес к приему конструирования конституционно-правовых норм, относящихся к социально ориентированному государству в различных странах вызван современными процессами, происходящими в обществе. Как правило, граждане любого государства знакомы с тексами Основного Закона и с учетом своего уровня правосознания могут оценить те или иные приемы юридической техники.
Однако юридическая техника является навыком юристов-профессионалов, которым обеспечивается осуществление правотворческого процесса как такового1. В этом видится особая значимость и необходимость при преподавании курса «Конституционное право зарубежных стран», показать и сравнить, в первую очередь, приемы конструирования правовых норм с точки зрения их существа.
Несмотря на неоднозначность, многоаспектность подходов к понятию «юридическая техника» как зарубежных авторов2, так и отечественных3, следует констатировать, что в основе данной категории понятие «техника» может иметь несколько уровней.
Во-первых, техника, применяемая в любой сфере жизни. Во-вторых, техника непроизводственной сферы общества (наука, искусство, спорт и т. п.), где право - одна из ее составляющих. Следовательно, можно выделять технику правотворчества, технику правоприменения, толкования, технику судебной речи, допроса и т. д. Следует согласиться, что технические аспекты профессиональной деятельности юриста проявляются, в первую очередь, на уровне сознания (например, знаний формально-юридических критериев права, его структуры и т. д.), затем в самой деятельности и в итоге в ее результате, проявляющемся в юридико-техническом качестве акта, системы законодательства и т. д .
Вот почему важно в процессе подготовки юристов заложить технические аспекты будущей профессиональной деятельности, которые сначала проявляются на уровне правосознания, а затем в практике правотворчества, правоприменения, толкования и т. п. Безусловно, техническое правовое мышление, становление которого происходит в процессе обучения, является элементом лишь профессионального правового сознания.
В рамках курса «Конституционное право зарубежных стран» обучающийся должен увидеть юридическую технику правовых конструкций (прежде всего конституции страны) и их практическое воплощение.
Мы сознательно делаем акцент на оценке юридического оформления в конституциях социально ориентированного государства. Будущий юрист, получив знания и навыки создания социальноправовых норм, с учетом сравнительного правоведения, действительно могут считаться профес-
1 Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. - М., 2000. -С. 294.
2 См.: например, Dabin J. La technique de l eladoration du droit positif. Specialement du droit prive. - Bruxelles, Paris, 1935. -P. 2.
3 См.: например, Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. - М., 1982.; Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: Учебное пособие / А.В. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский / Под общ. ред. В.А. Кучинского. - М., 2004; Правотворчество и технико-юридические проблемы формирования системы российского законодательства в условиях глобализации: Сборник статей / Под общ. ред. С.В. Полениной, В.М. Баранова, Е.В. Сурко. - М.; Н. Новгород, 2007.; Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность. - М., 1997; Законодательная техника / Под ред. Д.А. Керимова - Л., 1965; Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М., 1999.
4 См.: Муромцев Г.И. Юридическая техника: некоторые аспекты содержания понятия // Проблемы юридической техники: Сборник статей / Под ред. В.М. Баранова. - Н. Новгород, 2000. С. 35.
сионалами. Ведь жизнеспособность и полноценное развитие общества во многом зависят от социального самочувствия его граждан, от степени гарантированности их прав и свобод.
В Конституции РФ 1993 года в статье 7 провозглашается, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Основном Законе записано, что государство устанавливает гарантированный минимальный размер оплаты труда, государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Несомненно, российское государство предпринимает ряд мер по претворению данных конституционных положений в жизнь.
Излагая курс «Конституционное право зарубежных стран», преподаватель должен нацелить студентов на выработку рекомендаций по уточнению отдельных социально-экономических прав с целью их эффективной реализации в условиях современного социально ориентированного государства РФ, с учетом международных стандартов и анализа опыта отдельных стран в этой области.
Такая возможность появиться, если при построении лекционного или семинарского занятия, во-первых, вспомнить что такое юридическая техника; во-вторых, обратиться к конституционному оформлению социального государства в Российской Федерации; в-третьих, - к историческим этапам и современному конструированию социальной функции государства в ряде зарубежных стран; в-четвертых, - к международным стандартам в этой области.
Необходимость социальной деятельности государства находит свое законодательное выражение в послевоенных конституциях (Италии, Японии и др.), в новых конституциях ряда стран 80-90-х годов (Болгарии, Бразилии, Швейцарии и др.). Под влиянием важнейших международноправовых документов (Всеобщей декларации прав человека; Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Европейской социальной хартии и др.), большинство конституций современных государств отражают блок социально-экономических прав.
В новых конституциях европейских и некоторых других государств появились положения о социальном партнерстве, социальной справедливости, социально ориентированной экономике, о роли труда, об особой заботе о трудящихся и обездоленных слоях населения, о том, что частная собственность должна служить интересам общества. Так, в Конституции Бразилии 1988 года прямо сказано, что «собственность выполняет свою социальную функцию» (п. ХХ111 ст. 5). Основной закон ФРГ 1949 года (п. 2 ст. 14) говорит о том, что «собственность обязывает... пользование ею должно одновременно служить общему благу.». Согласно статье 42 Конституции Италии 1947 года частная собственность признается и гарантируется законом, который определяет способы ее приобретения и использования, а также ее пределы в целях обеспечения ее социальной функции и доступности для всех. В Конституции РФ 1993 года положений о социальной функции частной собственности нет.
Можно констатировать, что те или иные социальные положения теперь фактически содержатся во всех конституциях, принятых после Второй мировой войны. Они есть в конституциях постсоциа-листических стран Восточной Европы, в Египте (1971 г., действует в ред. 1980 и 2007 гг.)1, Сирии (1973 г.)2, Йемене (1995 г.)3 и других странах. Так, в статье 7 Конституции Йемена сказано об «исламской социальной справедливости в экономических отношениях». Она устанавливает, что «государственная экономическая политика основывается на научном планировании» (ст. 9), «труд есть честь, право и необходимость для общественного прогресса» (ст. 29), провозглашаются социальноэкономические права. Некоторые подобные формулировки есть в основных низамах (основных законах) даже в странах мусульманского фундаментализма - Саудовской Аравии (1992 г.), Султанате Оман (1996 г.), Объединенных Арабских Эмиратах (1996 г.) и других (подлинной конституцией в этой группе стран считается Коран, стоящий выше конституций и основных низамов).
Как видно, конституции самых различных регионов мира содержат определенные социальные положения. Более того, научные исследования «социальности»4 государства привели к правовым результатам: термин «социальное государство» воспринят конституциями. Впервые это словосочетание появилось в Основном законе Германии 1949 года. Там установлено: «Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством» (ст. 20).
1 См.: Modernizing the Constitution of Egypt. Ministry of Information. - Cairo, 2007.
2 См.: Постоянная конституция Сирийской Арабской Республики. - Дамаск, 1973.
3 См.: The Constitution of the Republic of Yemen. - Б/м., 2002.
4 См.: например, Розанваллон П. Новый социальный вопрос. Переосмысливая государство всеобщего благосостояния. - М., 1997. - С. 70, 85, 90 и др.; Buchanan J. The Political Economy of the Welfare State. - Stokholm, 1988. - P. 7.
В настоящее время термин «социальное государство» содержится в некоторых других европейских конституциях (Франции 1958 г., Испании 1978 г., Румынии 1991 г., Словении 1991 г. и т. д.), а также в конституциях стран Латинской Америки (Колумбии 1991 г., Перу 1993 г., Эквадора 1998 г., Венесуэлы 1999 г.).
Однако в некоторых новых европейских конституциях (Польши 1997 г., Финляндии 1999 г., Швейцарии 1999 г.) его нет, но, например, в Конституции Польши (ст. 2) сказано о «государстве, осуществляющем принципы социальной справедливости».
Нет термина «социальное государство» в Конституции США 1787 года, но такая политика находит законодательное выражение и на практике осуществляется государством. В США действует социальное законодательство, хотя и менее развитое, чем в Европе. В США, во многом благодаря Верховному суду, создан механизм защиты социально-обеспечительных прав, социальнокультурных и трудовых. Верховный суд США, как координатор правовой политики в стране, сориентировал деятельность государства в социальной сфере1. Учитывая огромную роль и авторитет высшей судебной инстанции, граждане США, не имея конституционно оформленных социальноэкономических прав,получили механизм их реализации.
Не вызывает сомнений, что социальная деятельность государства важна в условиях глобализации, где господствует свободный мировой рынок, который не сможет существовать без обеспечиваемых каждому человеку социальных гарантий2. В противном случае, возможны конфликты как внутри общества, так и в мировом масштабе. Формирование социально ориентированного государства неизбежно требует его воздействия на экономические отношения с целью обеспечения, прежде всего, социально-экономических прав граждан.
Проблемным видится вопрос как конституционного конструирования социального государства, так и перечня социально-экономических прав, который весьма затруднительно сделать полным. Формулировки этих прав в конституциях зарубежных государств не совпадают, за исключением права на частную собственность, которое нашло отражение уже в первых буржуазных конституциях. Данный аспект конституционно-правового регулирования остается актуальным не только для Российской Федерации, но и ряда зарубежных стран.
Вызывает интерес опыт конституционного оформления социально-экономических прав в Италии (при отсутствии в Конституции характеристики государства в качестве социального). Тем не менее, Италия является социально ориентированным государством с особой конституционно правовой конструкцией.
Во-первых, Конституция Италии 1947 года распределяет права, свободы и обязанностей граждан по четырем группам общественных отношений (гражданским, этико-социальным, экономическим, политическим), что облегчает практику их применения.
Во-вторых, закрепляемый перечень прав и свобод выглядит весьма внушительным (54 статьи из 139) и соответствует международным стандартам.
В-третьих, социальные права и свободы связаны с положением статьи 1 Конституции: «Италия есть демократическая Республика, основанная на труде». Конституционный суд констатировал, что признание труда основой Республики направлено на подтверждение преобладания любой трудовой деятельности в системе прав-обязанностей граждан (постановление 60/1967) и что принцип защиты труда не определяет способы и формы его осуществления (постановление 16/1980). Они определяются текущим законодательством.
Здесь просматривается политика государства, ориентированная на воспрепятствование освобождения индивида от личной ответственности за свою судьбу и судьбу своих близких.
В основные принципы Конституции включена и норма статьи 4, согласно которой Республика признает за всеми гражданами право на труд и способствует созданию условий, которые делают это право реальным. В соответствии с этим положением Конституции изданы законы: о свободе и достоинстве работников, о свободе и деятельности профсоюзов в местах работы, о трудоустройстве (1970 г.), о занятости молодежи (1977, 1986 гг.) и др. Конституционный суд признал, что равное право каждого гражданина на труд, будучи основным для свободы человеческой личности, состоит в выборе и способе трудовой деятельности и не позволяет государству создавать или сохранять
1 См.: Сафонов В.Н. Конституция США и социально-экономические права граждан: историко-правовое исследование. -М., 2007. - С. 10-11.
2 См.: Лукашева Е.А. Совершенствование деятельности государства - необходимое условие обеспечения прав человека // Государство и право. - 2005. - № 5. - С. 64.
нормы, устанавливающие дискриминационные пределы такой свободы, прямо или косвенно ее отрицающие. Государство обязано направлять деятельность всех публичных властей и самого законодателя на создание экономических, социальных и юридических условий, соответствующих занятости всех трудоспособных граждан. Из этого вытекает, что статья 4 не гарантирует каждому гражданину право как на получение подходящей ему работы, так и на ее сохранение (постановление 45/1965), но она, несомненно, обязывает государство осуществлять политику полной занятости, обосновывает вмешательство публичных властей в регулирование труда и обязывает их равным образом распределять существующие возможности трудоустройства; публичное трудоустройство есть одно из средств этой политики (постановление 248/1986).
В главе Конституции Италии «Экономические отношения» важны положения, образующие основные принципы трудового права. Работник имеет право на вознаграждение, соответствующее объему и качеству его труда и достаточное для обеспечения ему и его семье достойного существования. Сравнивая с Конституцией РФ, где принцип оплаты за труд связан с минимальным размером оплаты труда, устанавливаемым федеральным законом (ст. 37), итальянские конституционные положения представляются более перспективными в свете идеи «как будешь работать, такое и будет вознаграждение». Конституционный принцип итальянского вознаграждения за труд практически совпадает с положением Всеобщей декларации прав человека на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи.
Статья 37 гарантирует работающей женщине права, равные с правами мужчин, и равную оплату за равный труд, а условия ее труда должны соответствовать исполнению ею ее семейной функции, обеспечивать ей и ее детям должную специальную защиту. Опять таки, обращаясь к Конституции РФ можно заметить, что согласно статье 38 «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Однако в Основном законе РФ в отличие от итальянской Конституции не просматривается конституционная идея относительно «трудящейся женщины-матери», что является некоторым упущением, несмотря на наличие трудового законодательства, отражающего этот аспект. Ведь Конституция, выполняя идеологическую функцию, способна сориентировать общество на выработку определенных ценностей и идеалов.
Социальные права граждан дают им возможность пользоваться помощью государства в пределах установленного законом минимума. Они выражены в Конституции как программы для последующей деятельности публичных органов по оказанию помощи нуждающимся в ней. Таковы положения статьи 30 о том, что в случае неспособности родителей содержать, обучать и воспитывать детей закон определяет, кому передаются эти их обязанности. Согласно статье 31 итальянской Конституции Республика способствует экономическими и другими мерами созданию семьи и выполнению ее задач, уделяя особое внимание большим семьям. Конституция РФ 1993 года не акцентирует внимание на вопросе поддержания и защиты многодетных семей, однако в свете поставленных задач развития государственности - это является приоритетным направлением.
Названные положения Конституции Италии 1947 года исходят не столько из идеи всеобщего формального равенства, сколько из необходимости уменьшить существующее социальное неравенство .
Конституционный суд сначала рассматривал такие положения Конституции, как программы для будущего законодателя, не имеющие прямого действия, не дающие права на их защиту в суде. Но затем судебная практика изменилась, и многие из этих положений были признаны общеобязательными, исходя из права на труд (ст. 4) как из основного принципа. Также признано, что социальные права должны быть защищены согласованы с финансовыми возможностями, с экономической политикой. Тот же суд отменил свои постановления, признававшие неконституционными законы о контроле за публичными расходами на пенсии и на медицинскую помощь, так как они не обеспечивали жизненно необходимый минимум таких мер, нарушая конституционную гарантированность соответствующих прав не только как социальных, но и как основных.
Вышеизложенное позволяет прийти к выводу, что характеристика государства в качестве социального должна оформляться в разделе о конституционном строе и далее конкретизироваться в блоке социально-экономических прав человека и гражданина. При этом одновременно возникает ряд вопросов, которые по-разному разрешаются в конституциях зарубежных стран. Во-первых, какую содержательную характеристику должно включать социальное государство, а во-вторых, какой
1 См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть: Учебник / Отв. ред. Б.А. Стра-шун. - М., 2008. - С. 560.
объем социально-экономических прав следует закреплять, что бы подтвердить наличие социально ориентированного государства.
В итоге, полученная информация, анализ, сравнительные характеристики технико-юридического конструирования социального государства в отдельных странах помогут студентам прийти к определенным выводам. Так, в условиях современной действительности видится необходимым уточнение конституционного статуса основных социально-экономических прав и социальной функции государства, к которой относятся социальное обеспечение и защита трудовых прав, обеспечение основных потребностей в сферах образования и здравоохранения. Данный блок прав, наряду с гражданскими и политическими, не только должен иметь единую концептуальную платформу, но и быть четко определен в конституции страны, а также гарантирован государством. Только в этом случае возможно содействие общему благосостоянию и перспективному развитию общества.
Современная Конституция, регулируя основные стороны государственной и общественной жизни, могла бы содержать следующие положения, относящиеся к социально ориентированному государству (можно предложить обучающимся, с тем, чтобы в последующем они дали свою оценку). Во-первых, о приоритетности социальной политики государства; во-вторых, о социальной функции частной собственности (социальная основа публичной собственности предполагается); в-третьих, о социальной справедливости (данный принцип включает много составляющих, первостепенным видится уточнение критерия оплаты за труд, обеспечивающего достойное и свободное существование для работника и его семьи); в-четвертых, положения, определяющие меру «благоденствия» государства по отношению к человеку, дабы не подтолкнуть его к экономической и политической апатии (т. е. уточнить цели социального государства).
В этой связи обоснованным видятся предложения характеризовать социально ориентированное государство «трудовым государством», «рабочим государством», которое обеспечивает инфраструктуру общества, основные нужды человека, при этом человек в первую очередь сам должен заботиться о себе и своей семье .
Включение таких положений в Основной Закон способно переместить «центр тяжести» от формализованных конструкций государственности (типичных для любого текста конституции), на вопросы общественного строя и социальной политики, что более важно для населения. Таким образом, конституционное оформление роли социально ориентированного государства будет завершенной. В Конституции будут решены практически все вопросы, относящиеся к регулированию данных отношений и тем самым соблюдены правила законодательной техники.
В результате, в рамках курса «Конституционное право зарубежных стран», происходит ознакомление с текстами Конституций отдельных стран, их анализ и сравнение с Конституцией РФ; обращение к международным документам; углубление знаний по теории государства и права; получение отдельных навыков создания правовых норм. Будущий высокопрофессиональный юрист должен не только знать правила юридической техники, но и уметь с учетом зарубежного опыта применять их на практике. Приемы юридической техники, в первую очередь, способствуют четкому, стандартному, доступному оформлению в конституциях положений о социально ориентированном государстве. Тем более, что эти положения напрямую затрагивают и волнуют население любой страны.
1 См.: International Review of Administrative Sciences, 1998. - Dec. - Vol. 64. - № 4. - P. 163-164, 184-185.