Научная статья на тему 'Принципы регулирования экономических отношений в современном конституционном праве'

Принципы регулирования экономических отношений в современном конституционном праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2002
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — О В. Брызгунова, Н А. Живодрова

Данная статья посвящена исследованию принципов регулирования экономических отношений в современном конституционном праве. Отмечается, что в научных источниках категория «принципы регулирования экономических отношений» рассматривается с различных позиций: в качестве «конституционных основ экономических отношений», «экономической основы конституционного строя», «экономической системы общества», «основы экономической системы государства», либо как выражающие «экономическую роль государства», либо через категорию «социальное рыночное хозяйство». Проанализировано конституционное законодательство зарубежных стран. На их основе показано, что роль экономики страны должна быть воспринята законодателем через правовое закрепление ее предназначения, принципов регулирования экономических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Given article is devoted research of principles of regulation of economic relations in a modern constitutional law. It is noticed that in scientific sources the category «principles of regulation of economic relations» is considered from various positions: in quality of «the constitutional bases of economic relations», «an economic basis of the constitutional system», «economic system of a society», «a basis of economic system of the state», or as expressing «an economic role of the state», or through a category «a social market economy». The constitutional legislation of foreign countries is analysed. On their basis it is shown that the national economy role should be apprehended the legislator through legal fastening of its mission, principles of regulation of economic relations.

Текст научной работы на тему «Принципы регулирования экономических отношений в современном конституционном праве»

О.В. БРЫЗГУНОВА,

доцент, кафедры уголовного права Пензенского государственного университета,

кандидат юридических наук Н.А. ЖИВОДРОВА,

доцент кафедры уголовного права Пензенского государственного университета,

кандидат юридических наук (г. Пенза)

ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ

В науке конституционного права используются всеобщие, общенаучные, общеправовые, некоторые отраслевые и собственные понятия и категории. По мнению H.A. Богдановой, важным является то, что при «использовании общенаучных, общеправовых и отраслевых понятий наука конституционного права привносит собственное их восприятие, пропуская через призму конституционно-правового регулирования и наполняя их содержание теми аспектами, которые необходимы для решения задач этой науки»1.

Конституция РФ охватывает «экономические» нормы-принципы в рамках главы 1 «Основы конституционного строя». Понятие «экономическая система» не используется в современной российской Конституции, хотя считалось базовым элементом основ общественного строя и политики СССР. Согласно Международной Хартии экономических прав и обязанностей государств, «каждое государство имеет суверенное право выбирать экономическую систему в соответствии с волей своего народа, без вмешательства или применения силы или угрозы извне в какой бы то ни было форме»2. Данный международно-правовой акт формулирует следующие четкие установления: 1) выбор типа экономической системы осуществляется в соответствии с волей народа, то есть демократическим путем; 2) определение экономической системы - это есть суверенное право государства, а значит, и объект конституционно-правового регулирования3.

Конституционно-правовое закрепление экономической системы в современной России сформулировало основные задачи конституционного права в области экономики. К ним целесообразно отнести: определение исходных начал экономической деятельности, процесс организации хозяйство-

вания, формы и методы экономической деятельности.

Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, в главе 1 раскрывает содержание основ конституционного строя, однако ни в ней, ни в последующих главах, ни разу не упоминается термин «экономическая система» (даже в деидеологизированном аспекте). В то же время в статье 8 отмечается: «1. В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. 2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Статья 9 характеризует отношения собственности относительно земли и недр. Как видно, употреблен иной термин - «экономическое пространство», который не отражает сущность достигнутых преобразований. Наверное, поэтому можно было услышать, что социализм разрушен, но что строится на его месте, определить достаточно сложно. Закрепление в статье 35 Конституции РФ права частной собственности также не решает значимого вопроса: какова природа экономического обустройства современного российского государства? Государство лишь констатирует наличие определенных форм собственности. Однако умалчивание проблемы не приводит к ее разрешению. Можно отказаться от терминологии, посчитав, что она несет в себе устаревшие представления, но отказ (или умолчание) не означает, что экономическая система пропала сама собой. Она объективна и существует вне зависимости, «видит» ли ее основной закон нашего государства. Нельзя не отметить, что господ-

1 Богданова Н.А. Система науки конституционного права: автореф. дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.02. - М., 2001. -С. 32-33.

2 Международная Хартия экономических прав и обязанностей государств. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 12 декабря 1974 года, резолюция 2925 (XXIV) // Официальныге отчетыг Генеральной Ассамблеи. 29 сессия. Резолюция 3281 (XXIX)

3 Кузнецова Л. Ю. Конституционныге основыг экономического строя современной России: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. - Саратов, 2006. - С. 15.

чение экономических богатств, хотя и формируемых каждым в отдельности. Например, статья 128 Конституции Испании5 провозглашает: «1. Все виды богатств страны в своих различных формах, независимо от собственника, служат общим интересам. 2. Признается право государственной инициативы в экономической деятельности. Закон может резервировать за государственным сектором важнейшие ресурсы или услуги, особенно в случаях монополии, а также разрешать участие в управлении предприятиями, когда этого требуют общие интересы». Раздел седьмой Конституции Испании, в котором помещена цитируемая норма, отводит особую роль государству. Так, статья 129 указывает на то, что органы государственной власти «активно развивают разные формы предпринимательской деятельности». Согласно статье 130 органы государственной власти заботятся о модернизации и развитии всех отраслей экономики, в частности земледелия, животноводства, рыболовства и различных ремесел, в целях выравнивания уровня жизни всех испанцев. Статья 131 непосредственно предусматривает возможность «планирования экономической деятельности в целях удовлетворения коллективных потребностей, обеспечения равномерного и гармоничного развития регионов и отраслей и стимулирования роста доходов и богатства, а также наиболее справедливого их распределения». Конституция Литовской Республики6 в главе IV «Народное хозяйство и труд» также уделяет внимание роли государства в регулировании экономических отношений. Статья 46 устанавливает, что государство оказывает поддержку общественно полезным хозяйственным усилиям и инициативе. Государством регулируется хозяйственная деятельность таким образом, чтобы она служила благу Народа. Статья 14 Конституции Княжества Лихтенштейн7 провозглашает: «Высшей обязанностью государства является - способствование общественному благосостоянию». Статья 20 Конституции Королевства Нидерлан-дов8 закрепляет, что государственные органы должны заботиться о справедливом распреде-

4 Тюменева Н.В. Тенденции развития права на жизнь в современной российской правовой действительности. Саратов, 2008. - С. 59.

5 Тексты зарубежных конституций. Цит. по: Конституция Королевства Испании от 27 декабря 1978 года. URL: http://constitution.garant.rU/DOC_3864829.htm/DOC_3864829.htm#sub_para_N_10000

6 Тексты зарубежных конституций. Цит. по: Конституция Литовской республики. Принята 25 октября 1992 года. Вступила в силу 2 ноября 1992 года. URL: http://www3.lrs.lt/home/Konstitucija/Konstitucija_RU.htm

7 Тексты зарубежных конституций. Цит. по: Конституция Лихтенштейна (Княжества Лихтенштейн) от 5 октября 1921 года. URL: http://constitution.garant.ru/DOC_3864841.htm

8 Тексты зарубежных конституций. Цит. по: Конституция Нидерландов (Королевства Нидерландов) от 17 февраля 1983 года. URL: http://constitution.garant.ru/DOC_3864853.htm

ствовавшая длительное время марксистская идеология (не останавливаемся на ее достоинствах и недостатках) была последовательно отражена в системе конституционных ценностей через формирование специального раздела. Все текущее законодательство было подчинено установленным Конституцией СССР принципам. Существовала реальная связка права и экономики. Произошедшее упрощение нельзя признать шагом вперед. Кроме того, необходимо оценить последствия данного шага, которые многие ученые-юристы определяют как катастрофические. В настоящее время 85% всего населения владеют 7% национального богатства, а 0, 00001% (около 1,5 тысяч граждан-олигархов) - более, чем половиной этого богатства. 25 российских миллиардеров имеют 30 % всех доходов населения страны. 92% природных ресурсов страны оказались в руках 7% населения4. Именно поэтому в Российской Федерации постоянно возникает вопрос о перераспределении имущественных благ, что не ведет к консолидации общества. Экономические отношения выстроены в сложной плоскости. Их уяснению посвящены труды многих поколений философов, правоведов, экономистов, социологов и других ученых. Кроме того, важно подчеркнуть, что современная экономическая теория не связывает объект собственности исключительно с предметами материального мира, имеющими статус вещей. В то же время вызывает сомнение утверждение того, что роль государства в нашей стра-нг ограничена. Конституция Российской Федерации хаотично рассредоточила по разным статьям положения, отражающие государственное регулирование экономических процессов. Тем не менее, Основной закон страны закрепил тот минимум норм, выполняющих свое социально-экономическое предназначение. При этом рыночное назначение государственной политики отодвинуло государство от управления экономикой.

В первую очередь следует обратить внимание на то, что нередко критикуемый в России Запад идет по иному пути: роль государства четко определена, не провозглашается крайний индивидуализм, а подчеркивается особое предназна-

лении богатства. Статья 166 Конституции Турецкой Республики9 предусматривает: «Планирование экономического, социального и культурного развития, быстрое сбалансированное и гармоничное развитие промышленности и сельского хозяйства по всей стране, эффективное использование национальных ресурсов на основе всестороннего анализа и оценки, а также создание необходимой организации для этой цели - обязанность государства». Сквозь последующие нормы Конституции проведена линия «общественного интереса»: о контроле за состоянием рынков и регулированием внешней торговли (статья 167), об исследованиях эксплуатации природных ресурсов (статья 168), о защите лесных ресурсов (статья 169), о содействии кооперативам (статья 171) и др.

Союзная конституция Швейцарской Конфедерации10 подробно регулирует порядок реализации государством публичных интересов в экономической сфере и различных отраслях народного хозяйства. Например, статья 75 определяет принципы «пространственного планирования», которое должно служить целесообразному и экономному использованию земли и упорядоченному заселению страны. Раздел 7 называется непосредственно «Экономика». Статья 94 «Принципы экономического строя», помимо провозглашения принципа экономической свободы, дополняет тем, что государство соблюдает интересы швейцарского народного хозяйства и содействует частному хозяйству в интересах благосостояния и экономической безопасности населения. Отдельные статьи раздела раскрывают общие положения денежной, валютной, внешнеэкономической политики, политики в отношении конъюнктуры и т.д.

Наибольший интерес среди европейских стран вызывает Конституция Португальской Республики11 , содержащая часть II «Экономическая организация общества». Статья 80 определяет принципы социально-экономической организации, к которым относит: подчинение экономической власти демократической политической власти; сосуществование государственного сектора, частного сектора и кооперативного и общественного сектора; свобода предпринимательской организации и инициативы в рамках смешанной экономи-

9 Текстыг зарубежныгх конституций. Цит. по: Конституция Турецкой Республики. Принята на всенародном голосовании 7 ноября 1982 года. URL: http://www.turtsia.ru/rus/index/tureckoe_zakonodatelstvo/konstituciya_tureckoj_respubliki

10 Текстыг зарубежныгх конституций. Цит. по: Конституция Швейцарии (Швейцарской Конфедерации) от 18 апреля 1999 года. URL: http://constitution.garant.ru/DOC_3864915.htm

11 Текстыг зарубежныгх конституций. Цит. по: Конституция Португалии (Португальской Республики) от 2 апреля 1976года. URL: http://constitution.garant.ru/DOC_3864859.htm

12 Текстыг зарубежныгх конституций. Цит. по: Конституция Румыгнии от 21 ноября 1991 года. URL: http:// constitution.garant.ru/DOC_3864899.htm

ки; демократическое планирование социально-экономического развития; защита кооперативной и общественной собственности на средства производства; участие организаций, представляющих трудящихся, и организаций, представляющих экономически активных лиц, в определении главных социально-экономических мер и др.

В статье 81 Конституции Португальской Республики закреплены обязанности государства в экономической и социальных сферах. В тексте Конституции используются такие формулировки как «стратегия устойчивого развития», «социальная справедливость», «распределение национального богатства», «сбалансированный рост всех секторов и регионов», «эффективное функционирование рынка» и т. д. Они указывают на реальное стремление публичных институтов к идеалам социального государства. Провозглашен отход от принципов индивидуализма, стихийного развития рынка, участия государства в экономике страны на основе функций «ночного сторожа».

К сущностным характеристикам Конституции Румынии12 следует отнести провозглашение присущего данной стране типа экономики, его принципов, характеристику содержательных элементов рыночной экономики, неразрывную взаимосвязь экономики с финансовой политикой. В рамках единой части IV «Экономика и публичные финансы» законодатель сосредоточил нормы, закрепляющие полномочия Счетного Суда как органа, контролирующего осуществление экономической, финансовой и бюджетной политики. Так, статья 134 гласит: «1. Экономика Румынии является рыночной экономикой. 2. Государство должно обеспечить: а) свободу торговли, защиту добросовестной конкуренции, создание благоприятных правил для реализации всех факторов производства; Ь) защиту национальных интересов в экономической, финансовой и валютной деятельности; с) стимулирование национальных научных исследований; ё) эксплуатацию природных ресурсов в соответствии с национальными интересами; е) восстановление и охрану окружающей среды, а также сохранение экологического равновесия; I) создание условий, необходимых для повышения качества жизни». В Конституции Румынии легитимирован предел собственности. Статья 135

Основного закона «Собственность» определяет: «1. Государство охраняет собственность. 2. Собственность является публичной или частной. 3. Публичная собственность принадлежит государству или административно-территориальным единицам. 6. Частная собственность неприкосновенна при условиях, установленных законом».

Конституция Республики Сан-Марино13 небольшая по объему, но содержательная в своей основе. В частности, статья 10 указывает: «Собственность и частная экономическая инициатива гарантируются. Закон очерчивает их пределы с целью защиты публичного интереса».

Важной особенностью конституций большинства зарубежных стран является наличие самостоятельных разделов, глав, которые регулируют вопросы экономики, финансов, бюджета. Подобное свойство выражает логичность создания не только конституционной основы для данных приоритетов, подчеркивая их первостепенную значимость, но и последующее их разъяснение. К примеру, Конституция Испании 1978 г. содержит часть VII «Об экономике и хозяйстве», Конституции Японии 1947 г. - раздел VII «Финансы»14, Конституции ФРГ 1949 г. - раздел X «Финансы»15, Конституция Итальянской Республики 1947 г. -главу III «Экономические отношения»16, Конституции Республики Кипра 1960г. - часть XI «Положения о государственных финансах»17, Конституция Литовской Республики 1992 г. - главу XI

«Финансы и государственный бюджет», Конституция Великого герцогства Люксембурга - главу VIII «О финансах»18, Конституция Республики Македония 1991 г. - часть 4 главы II «Основы экономических отношений»19, Конституция Республики Мальты 1964 г. - главу IX «Финансы»20, Конституция Республики Молдова 1994 г. - раздел IV «Национальная экономика и публичные финансы»21, Конституция Княжества Монако 1962 г. - титул IV «Публичное достояние, публичные финансы»22 , Конституция Республики Польша 1997 г. - раздел X «Публичные финансы»23, Конституция Португальской Республики 1976 г. -часть II «Экономическая организация общества», раздел IV «Финансовая и фискальная система», Конституция Румынии 1991 г. - часть IV «Экономика и публичные финансы», Конституция Словацкой Республики 1992 г. - главу третью (раздел первый) «Экономика Словацкой Республики», Конституция Республики Словения 1990 г. - главу III «Экономические и социальные отношения», главу IV «Публичные финансы»24, Конституция Турецкой Республики 1982 г. - часть 4 «Финансовые и экономические положения», Конституция Финляндии 1999 г. - главу 7 «Государственные финансы»25, Союзная конституция Швейцарской Конфедерации 1999 г. - раздел 7 «Экономика» (ст. 94 «Принципы экономического строя»), главу 3 «Финансовое устройство», Конституция Швеции - главу 9 «Финансовая власть»26, Конституция

13 Тексты зарубежных конституций. Цит. по: Конституция Сан-Марино (Декларация прав граждан и основных принципов государственного устройства Сан-Марино (Республики Сан-Марино)) от 8 июля 1974 года. URL: http:// constitution.garant.ru/DOC_3864897.htm

14 Тексты зарубежных конституций. Цит. по: Конституции Японии 1947года. URL: http://asiapacific.narod.ru/countries/ japan/constitusionofjapan.htm

15 Тексты зарубежных конституций. Цит. по: Конституция Федеративной Республики Германии (Основной закон Федеративной Республики Германии) от 23 мая 1949 года. URL: http://constitution.garant.ru/DOC_3864885.htm

16 Тексты зарубежных конституций. Цит. по: Конституция Итальянской Республики 1947 года. URL: http:// constitution.garant.ru/DOC 3864831.htm#sub_para_N_992

17 Тексты зарубежных конституций. Цит. по: Конституция Республики Кипр от 16 августа 1960 года. URL: http:// constitution.garant.ru/DOC_3864835.htm

18 Тексты зарубежных конституций. Цит. по: Конституция Великого герцогства Люксембург от 17 октября 1868 года. URL: http://constitution.garant.ru/DOC_3864843.htm

19 Тексты зарубежных конституций. Цит. по: Конституция Республики Македонии от 17 ноября 1991 года. URL: http://constitution.garant.ru/DOC_3864845.htm

20 Тексты зарубежных конституций. Цит. по: Конституция Республики Мальты от 1964 года. URL: http:// constitution.garant.ru/DOC_3864847.htm

21 Тексты зарубежных конституций. Цит. по: Конституция Республики Молдовы от 29 июля 1994 года. URL: http:// constitution.garant.ru/DOC_3864849.htm

22 Тексты зарубежных конституций. Цит. по: Конституция Княжества Монако от 17 декабря 1962 года. URL: http:/ /constitution.garant.ru/DOC_3864851.htm

23 Тексты зарубежных конституций. Цит. по: Конституция Республики Польши от 2 апреля 1997 года. URL: http:// constitution.garant.ru/DOC_3864857.htm

24 Тексты зарубежных конституций. Цит. по: Конституция Словении (Республики Словения) от 23 декабря 1990 года. URL: http://constitution.garant.ru/DOC_3864903.htm

25 Тексты зарубежных конституций. Цит. по: Конституция Финляндии (Финляндской Республики) от 11 июня 1999 года. URL: http://constitution.garant.ru/DOC_3864909.htm

26 Тексты зарубежных конституций. Цит. по: Конституция Швеции (Королевства Швеция) от 27 февраля 1974 года. URL: http://constitution.garant.ru/DOC_3864917.htm

Эстонской Республики 1992 г. - главу восьмую «Финансы и государственный бюджет»27, Конституция Союзной Республики Югославия 1992 г. -раздел III «Экономическое устройство»28. Столь подробная справка есть свидетельство взаимообусловленности социально-экономического и конституционно-правового развития, их взаимосвязи. Представленный анализ зарубежного законодательства констатирует значимость как закрепления, так и разъяснения в конституциях приоритетов, в частности социально-экономических. При этом, как показывает проведенное исследование, не имеет принципиального значения, какой государственный строй провозглашен в той или иной стране, политика реализуется в зависимости от гарантируемых конституционных ценностей, как ими государство обеспечивает общество, как они будут доступны правосознанию народа.

Обобщая содержание норм зарубежных Конституций, можно сформулировать следующие выводы:

- закрепляется базовая роль публичных институтов в регулировании стратегии экономического развития страны;

- употребляется терминология, которая была отвергнута при разработке Конституции РФ в 1993 году как якобы имеющая идеологическую нагрузку - планирование экономического развития, народное хозяйство, подчинение экономики демократическому государству, обобществление средств производства, перераспределение богатств и т.д.;

- провозглашается общественный интерес как основа экономического развития государства;

- выделяется особая роль экономики страны в текстах зарубежных конституций - от фиксации базовых положений в отдельных нормах до включения специальных разделов или глав.

С принятием Конституции РФ к определению системы конституционных принципов регулирования экономических отношений наблюдается раз-

нообразие подходов. Вопрос об экономической сущности нашего государства активно обсуждается в юридической науке. При этом прослеживается свободное авторское выделение тех или иных принципов рыночной экономики.

Российские правоведы неоднократно обращаются к теме экономики с позиции действующей конституции. Интерес вызывает как содержательная сторона конституционно-правовой регламентации экономики, так и термины, которыми апеллируют ученые-юристы. В частности, М.В. Баг-лай29 делает акцент на «экономическую роль государства», A.A. Безуглов, С.А. Солдатов30, Д.С. Валиева раскрывают «экономическую основу конституционного строя», В.Е. Чиркин определяет «экономическую систему общества»31, С.А. Авакьян обусловливает значимость «конституционного регулирования основ экономической системы государства»32. В.В. Лазарев рассматривает экономические отношения как важный элемент фундамента гражданского общества, используя формулировку «конституционные основы экономических отношений»33. О.Е. Кутафин, характеризуя основы конституционного строя, указывал на неотделимость экономических и социальных основ34. Р.В. Енгибарян, Э.В. Тадевосян в качестве объектов конституционного регулирования экономической жизни определяют такие фундаментальные ее основы, как характер экономики страны, отношения собственности, труд, экономическая деятельность, распределение, финансы и др. При этом акцент данными учеными сделан на то, что характер конституционного регулирования экономики в решающей мере зависит от того, какой ее тип закрепляется в данной конституции35. Следует отметить, что данный терминологический ряд смысловой сути не меняет, поскольку провозглашаются именно важнгй-шие конституционные принципы экономических отношений. Об этом свидетельствует и конституционно-правовая доктрина. Так, по утвержде-

27 Текстыг зарубежныгх конституций. Цит. по: Конституция Эстонии (Эстонской Республики) от 28 июня 1992 года. URL: http://constitution.garant.ru/DOC_3864919.htm

28 Текстыг зарубежныгх конституций. Цит. по: Конституция Югославии (Союзной Республики Югославия) от 27 апреля 1992 года. URL: http://constitution.garant.ru/DOC_3864921.htm

29 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов /М.В. Баглай. 6-е изд., изм. и доп. -М.: Норма, 2007. - С. 157.

30 Безуглов A.A., Солдатов С.А. Конституционное право России. В 3-х томах. Т.1: учеб. для юрид. вузов (полныгй курс). - М.: ООО «Профобразование», 2001. - С. 294.

31 Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2003.

32 Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебныгй курс. - 2-е изд., перераб. и доп.: В 2 т. Т. 1. - М.: Юристь, 2006. 719 с.

33 Конституционное право. Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2004. - С. 185.

34 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - С. 153.

35 Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник. - М.: Юристь, 2000. - С. 56-57.

нию М.В. Баглая, в первую главу Конституции РФ в качестве основ конституционного строя включены нормы-принципы36. О.Е. Кутафин определяет расположенные в первой главе Конституции России основы конституционного строя как «устои государства, его основные принципы»37 .

Вышеобозначенное порождает разногласия, в большей степени, в содержательной части регулирования социально-экономических вопросов, по-разному определяет степень освещенности экономических вопросов в Конституции Российской Федерации. И это происходит при том, что государственное регулирование в нашем демократическом государстве с рыночной экономикой ограничено в конституционно-правовой регламентации. Это подкреплено сравнительно небольшим числом положений Конституции Российской Федерации, которые относятся к характеристике экономической системы государства, общества.

В науке конституционного права сложилась тенденция определения экономической основы конституционного строя. Следует отметить, что понимание экономических основ конституционного строя исходит из того, что названные основы - это система исходных конституционных принципов, которые определяют в рамках конституционно-правового регулирования социально-экономические устои российского общества. Они указывают на модель устройства общества и государства. Поскольку любая система - это есть совокупность определенных элементов, то учеными аргументируется необходимость выделения приоритета последних в экономической системе Российской Федерации.

А.А. Безуглов, С.А. Солдатов определяют экономическую основу конституционного строя современной России через термин «рыночные от-ношения»38. Ученые-юристы концентрируют внимание на новом положении страны в рыночной экономике, «новом содержании и экономических функциях государства». При этом в качестве фундамента экономических отношений в России выступает признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных

форм собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ).

Б.Н. Габричидзе, Б.П. Елисеев, А.Г. Чернявский, характеризуя основы конституционного строя, подчеркивают «фундаментальное значение» экономических основ конституционного строя России. Следовательно, правовым содержанием наполняются такие базовые начала, как поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. По мнению ученых-юристов, основные начала являются факторами и стимуляторами в формировании рыночной экономики39 .

Л.Ю. Кузнецова рассматривает конституционные основы экономического строя России как «совокупность конституционных принципов и норм, закрепляющих экономические основы конституционного строя, характер и формы собственности и гарантии их защиты, провозглашение определенной системы обеспечения социальных потребностей общества в различных областях жизни, экономические права и свободы человека и государственное регулирование экономики»40 .

Профессор В.В. Лазарев определяет экономические отношения как существенную предпосылку полновластия народа и реальной свободы лич-ности41 . С его позиции, экономические отношения представляют собой как бы экономический базис гражданского общества и складываются они из отношений собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ, и хотя они в своей основе возникают и развиваются объективно, однако общество и государство, используя законодательство и социальные нормы, могут оказывать на них значительное влияние42. В данном ракурсе экономические отношения, как базовые положения Основного Закона страны, по мнению Г.А. Гад-жиева, представляют собой «гарантии контроля со стороны гражданского общества над процессом «погружения» государства в экономику»43 .

Научный интерес вызывает подход Е.И. Ко-люшина. Конституционно-правовое «саморегулирование» экономической системы общества рассматривается им «не как простое оформление эко-

36 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов: 2-е изд. - М.: Норма, 2000. - С. 99.

37 Козлова Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд. - М.: Юрист, 2002. - С. 125.

38 Безуглов A.A., Солдатов С.А. Конституционное право России. В 3-х томах. Т.1: учеб. для юрид. вузов (полный курс). - М., OOO «Профобразование», 2001. - С. 294.

39 Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П., Чернявский А.Г. Конституционное право современной России: Учебник для вузов. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. - С. 59.

40 Кузнецова Л.Ю. Конституционныге основыi экономического строя современной России: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. - Саратов, 2006. - 235 с. URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/177570.html

41 Конституционное право. Учебник / Отв. Ред. В.В. Лазарев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2004. - С. 185.

42 Конституционное право. Учебник / Отв. Ред. В.В. Лазарев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2004. - С. 185-186.

43 Гаджиев Г.А. Конституция России как правовая основа экономики: правовая модель и современность //Правоведение. Научно-теоретический журнал. - 2009. № 2. - С. 83, 84.

номических методов, а как самодостаточная ценность, которой должны соответствовать экономические методы, а не наоборот»44.

Профессор С.А. Авакьян определяет тип экономической политики через конституционную регламентацию основ экономической системы государства и резюмирует следующими выводами:

- во-первых, определяется соответствующий тип экономики, причем при установлении типа важна очередность слов, используемая законодателем, и это предопределяет ведущее положение одного или другого типа экономики;

- во-вторых, в Конституции закрепляются существующие (допускаемые) в государстве формы собственности;

- в-третьих, в основном законе определены исходные правила экономической деятельности45.

Профессор В.М. Чиркин вводит новый термин «экономическая система общества», определяя ее как «совокупность экономических отношений, обусловленных существующим в ней способом производства»46. Экономическая система, по мнению профессора, исходит из принципа социально ориентированной рыночной экономики и реализуется через отношения производства, обмена, распределения, т.е. через те отношения, которые непосредственно определяют развитие общества. Помимо установленных в Конституции РФ (по мнению В.М. Чиркина, системообразующими элементами являются: свобода экономической деятельности, отношения собственности, единство экономического пространства), российским ученым охватываются основополагающие принципы, которые не нашли своего конституционного регулирования. К ним следует отнести: принцип социально ориентированной рыночной экономики, программирование ее развития, роль труда в обществе, принципы распределения и т.д. Роль государства выражена в регулировании основными процессами экономического развития и создании всех необходимых условий для такого развития. Основывая

44 Колюшин Е.И. Конституционное право России: Курс лекций. - М.: ОАО «Издательский Дом «Городец»», 2006. - С. 86.

45 Авакьян С.А. Конституционное право России. Т. 1. - М.: Юристь, 2006. - С. 489.

46 Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2003. - С. 77.

47 Чиркин В.Е. Указ. соч. С. 78.

48 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов 5-е издание измененное и дополненное. - М.: Норма, 2007. - С. 146.

49 Цит.: Баглай М.В. Указ. соч. С. 146.

50 Тихон Е.А. Президент Российской Федерации - гарант прав и свобод человека и гражданина: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. 12.00.02. - Саратов, 2006. - С. 11.

51 См.: Ведяхин В.М. Правовое регулирование рыночных отношений. Самара, 1992; Герасимов А.П. Теоретико-правовые проблемы становления и регулирования экономической безопасности российской государственности (методологическое и историко-правовое исследование): дис.... д-ра юрид. наук: 12.00.01. - СПб., 2001. - 420е.; Карягин В.С. Правореализация в экономической сфере: дис.... канд. юрид. наук: 12.00.01. - Казань, 2001. -176 с.; Ревина С.Н. Принципы правового регулирования рыночных отношений в Российской Федерации (Вопросы теории права): автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.01. - Волгоград, 2001; Марданов Р.Д. Соотношение права и экономики в российской модели государственности (теоретико-методологический аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. - Казань, 2003; Стрельников К.А. Правовые аспекты обеспечения экономической безопасности современного Российского государства: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.01. - Н. Новгород, 2004; Андреева А.Г. Правовое регулирование экономических отношений: теоретико-правовой аспект: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.01. - Краснодар, 2006.

свою теорию на базовых экономических отношениях общества, В.М. Чиркин акцентирует внимание на необходимой для любой экономической системы составляющей - это труд. Руководствуясь его позицией, «вне трудовой деятельности невозможно создание богатств общества». Интерес вызывает содержательная сторона термина социально ориентированного рыночного хозяйства, раскрываемая, по мнению профессора, как «сочетание саморегулирования общества с необходимой степенью государственного регулирования, которое призвано исправлять недостатки стихийного раз-вития»47 .

Современные ученые также оценивают значимость экономических принципов в процессе государственного регулирования экономикой. М.В. Баглай, раскрывая принцип конкуренции, определяет: «.. .на первый взгляд кажется, что конкуренция оттесняет государство от экономики, но на самом деле требует от него поддержки и внимания, ибо ей постоянно угрожает монополизация»48 . Принцип свободы экономической деятельности, с позиции М.В. Баглая, реализуется в функциях государства. По его мнению, «государство не просто должно гарантировать данный принцип, но и регулировать его исполнение, придавая экономике социальную ориентацию». Свобода экономической деятельности «не только не исключает, но и предполагает детальное и систематическое государственное регулирование экономических отношений»49 . Следует отметить, что профессор М.В. Баглай особый акцент делает на государственную гарантированность реализации принципа. Термин «государственное гарантирование» раскрыт Е.А. Тихон. С ее позиции, это «.обеспечение путем создания со стороны государства условий и механизмов беспрепятственной реализации»50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В юридической литературе, помимо вышеобоз-наченных, рассматриваются и некоторые другие теоретические проблемы регулирования экономи-

ческих отношений51. Так, важное значение для

решения теоретических проблем взаимосвязи экономики и права имеют диссертации Н.Н. Ершова «Правовые пределы вмешательства российского государства в экономику» (Н. Новгород, 1999)52, Т.Р. Ореховой «Соотношение права и экономики (общетеоретические аспекты)» (М., 1999)53.

Н.Н. Ершов четко различает две различные государственно-правовые категории: правовые формы экономической деятельности государства (правотворческая, правоприменительная и правоохранительная) и правовые формы экономических отношений. Если первые представляют собой правовое оформление государственной деятельности, т.е. процесс использования государством права как инструмента регулирования экономических отношений, то вторые следует рассматривать как правовое оформление экономических отношений, вследствие чего последние получают новое качество и поддаются государственно-правовому регулированию54. Представляет интерес вывод автора о пределах правового регулирования экономических отношений в условиях рынка: рыночный уклад должен сочетаться с государственным регулированием, которое должно осуществляться до известных пределов, в определенных рамках и строго отобранных формах. В частности, законодательство должно устанавливать для рынка минимум установлений, выражать жесткий предел регламентации. Указанный предел регламентации - явление в правовой действительности весьма подвижное, которое зависит от уровня развития экономики, права и, соответственно, государства55 . Но при этом, как справедливо отмечает Е.Н. Пастушенко, «в условиях рыночной экономики роль государства, устанавливающего правовые нормы экономической деятельности, включая финансовую, возрастает, усиливаются его регулирующие, надзорные и контрольные функции»56 . Важное теоретическое значение имеет также следующий вывод, сде-

ланный Н.Н. Ершовым: характер рыночных отношений обусловливает определенные требования к правовому регулированию обеспечения равного правового положения участников: свобода принятия решений и ответственность за их результаты, обязательность установленных правил для всех участников рыночных отношений57.

В диссертации Т.Р. Ореховой заслуживают внимания следующие положения:

- исходя из того, какой режим устанавливается для решения той или иной экономической проблемы, выделяется воздействие централизованное и децентрализованное. Импульсы централизованного воздействия идут из одного центра, который и несет полную ответственность за состояние данной сферы. Децентрализованное воздействие предполагает руководящие импульсы из различных центров в отношении одного объекта, в этом случае решение проблемы выступает как совокупный результат всех воздействий58;

- в условиях рыночной экономики очевидна необходимость закрепления принципа экономической свободы и приоритет в развитии гражданско-правового законодательства, в условиях административно-командной экономики - настоятельная необходимость в перераспределении доходов и структурирование хозяйственных связей, и налицо крен в развитии хозяйственного законодательства, об общественных фондах потребления, социального и т.д. (при этом объем налогового законодательства незначителен). Тенденцией в правовом регулировании смешанных экономик является не только наличие диспозитивного и императивного начала, но и их сближение в праве59 ;

- указываются недостатки системы правового регулирования экономики: отсутствие адекватной экономическим и правовым преобразованиям реформы государственного аппарата, недостаточная защита конкуренции и экономической свободы, не учитывается национальный и духовный компонент экономического поведения россиян6

__и др.

52 Ершов Н. Н. Правовыге пределыi вмешательства российского государства в сферу экономики: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. - Н. Новгород, 1999. -191 с.

53 Орехова Т. Р. Соотношение права и экономики (Общетеоретические аспектыг): дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. -Москва, 1999. 164 с.

54Ершов Н. Н. Правовыге пределыi вмешательства российского государства в сферу экономики: дис.... канд. юрид. наук: 12.00.01. - Н. Новгород, 1999. - С. 55.

55 Ершов Н. Н. Указ. соч. С. 140.

56 Пастушенко Е.Н. Правовыге актыг Центрального банка Российской Федерации: финансово-правовыге аспектыi теории: финансово-правовыге аспектыi теории: дис. ... доктора юрид. наук: 12.00.14. - Саратов, 2006. - 518 с. URL: http:// www.lib.ua-ru.net/diss/cont/212232.html

57 Ершов Н. Н. Указ. соч. С. 11.

58 Орехова Т. Р. Соотношение права и экономики (Общетеоретические аспектыг): дис. ... канд. юрид. наук: - Москва, 1999. - С. 89-90.

59 Орехова Т. Р. Указ. соч. С. 120.

60 Орехова Т. Р. Указ. соч. С. 130,131, 138.

на на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере....». При этом особый акцент делается на пробел со стороны федерального законодателя, который в период перехода к рыночной экономике должен был определить правовые начала преобразования отношений собственности, необходимые в силу осуществления регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина (статья 71, пункт «в» Конституции Российской Федерации).

В отдельных решениях Конституционного Суда РФ многим законодательным положениям дана уточняющая характеристика сквозь призму понятия «публичного интереса». В Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 мая 2000 года № 8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 4 статьи 104 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой компании «Timber Holdings International Limited»»62 применительно к жилищному фонду социального использования (например, детские дошкольные учреждения, объекты коммунальной инфраструктуры), указывалось, что данное имущество63 используется не только в его частных интересах, но и в интересах населения, а значит, подлежит защите со стороны государства. Исходя из этого, вьще-ленаприрода отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения указанных объектов, - публично-правовая. Публичные цели обозначены для законодателя как ориентир в достижении целей построения социального государства (статья 7 Конституции РФ).

Обобщая, можно сформулировать следующие выводы:

1. Конституция РФ не содержит специальных норм, посвященных определению принципов экономической системы нашего государства.

2. Деидеологизация конституционных норм привела к умолчанию о сущности собственности, национальных богатств и векторе социально-экономического развития Российской Федерации.

3. В настоящее время актуализируются проблемы стратегического развития экономики России, которое должно строиться на принципах приоритета общественного интереса, возможности перераспре-

61 Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июня 2006 года № 6-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и части первой статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (вредакции статьи 12 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации») в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова и З.Х. Орловой» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. №26. Ст. 2876.

62 Постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 2000 года № 8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 4 статьи 104 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой компании «Timber Holdings International Limited»» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 21. Ст. 2258.

63 В Постановлении имущество определено как «жизненно необходимое для региона».

Многообразная теоретизация вопросов экономики с позиции права вызвана тем, что Конституция Российской Федерации прямо не говорит об экономической системе и принципах ее регулирования. Однако большинство ученых-юристов считают, что их наличие вытекает из всего содержания закона. Текстуально экономическая система конституирована в принципах рыночной экономики, неотъемлемых экономических правах и деятельности органов государственной власти, в том числе и в решении вопросов экономического значения. Правовая оценка принципам экономической системы России дана в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 июня 2006 года № 6-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и части первой статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции статьи 12 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации») в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова и З.Х. Орловой» (далее по тексту - Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июня 2006 года № 6-П), в котором установлено: «..экономической основой любого демократического правового государства являются частная собственность и рынок (п. 2.1 )»61.

Постановления Конституционного Суда РФ, толкуя нормы Конституции РФ, вводят в конституционный оборот новые термины. Так, Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июня 2006 года № 6-П определяет: «Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию демократическим правовым государством, исходит из необходимости установления правовых основ единого рынка и обеспечения тем самым единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности и охраны частной собственности законом (статья 8, части 1 и 2; статья 35, часть 1; статья 71, пункт «ж»). Одновременно в силу Конституции Российской Федерации Российская Федерация как социальное государство, политика которого направле-

деления благ для достижения наибольшей справедливости, гармоничного развития территорий и отраслей народного хозяйства, сочетания публичности регулирования и принципов рыночного хозяйствования, социального предназначения собственности.

4. В вопросах планирования экономического развития государства необходимо учитывать как зарубежный опыт регулирования, так и положительный опыт СССР. Правовое обеспечение государственного планирования не противоречит принципам свободного рыночного хозяйствования.

5. В зарубежных конституциях регламентирована роль экономики в определении национальной государственности - от закрепления базовых положений в отдельных нормах до включения специальных разделов или глав. В частности, закрепляется базовая роль публичных институтов в регулировании стратегии экономического развития страны; употребляется терминология, которая была отвергнута при разработке Конституции РФ в 1993 году как якобы имею-

щая идеологическую нагрузку - планирование экономического развития, народное хозяйство, подчинение экономики демократическому государству, обобществление средств производства, перераспределение богатств и т.д.; провозглашается общественный интерес как основа экономического развития государства; выделяется особая роль экономики страны в текстах зарубежных конституций - от фиксации базовых положений в отдельных нормах до включения специальных разделов или глав.

6. Отсутствие специальных систематизированных норм о принципах регулирования экономических отношений в Конституции РФ не означает отсутствие самих принципов. Современное правовое регулирование основ экономической системы осуществляется посредством различных правовых норм, центральное место среди которых должны занимать конституционные нормы, которые служат основой для всего правового регулирования вопросов экономики в государстве.

Использованная литература

1. Международная Хартия экономических прав и обязанностей государств. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 12 декабря 1974 года, резолюция 2925 (XXIY) // Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи. 29 сессия. Резолюция 3281 (XXIX).

2. Федеральный закон от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 30. Ст. 2871.

3. Федеральный закон от 8 января 1998 года № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 2. Ст. 226.

4. Федеральный закон от 9 июля 1999 года № 159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 28. Ст. 3492.

5. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 27.

6. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 31. Ст. 4006.

7. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 2000 года № 8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 4 статьи 104 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой компании «Timber Holdings International Limited»» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 21. Ст. 2258.

8. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июня 2006 года № 6-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и части первой статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции статьи 12 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации») в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова и З.Х. Орловой» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. №26. Ст. 2876.

9. Авакьян С.А. Конституционное право России. Т. 1. - М.: Юристъ, 2006.

10. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. - 2-е изд., перераб. и доп.: В 2 т. Т. 1. - М.: Юристъ, 2006.

11. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов / М.В. Баглай. 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007.

12. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов: 2-е изд. - М.: Норма, 2000.

13. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. В 3-х томах. Т.1: учеб. для юрид. вузов (полный курс). - М.: ООО «Профобразование», 2001.

14. Богданова Н.А. Система науки конституционного права: автореф. дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.02. - М., 2001.

15. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П., Чернявский А.Г. Конституционное право современной России: Учебник для вузов. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001.

16. Гаджиев Г.А. Конституция России как правовая основа экономики: правовая модель и современность // Правоведение. Научно-теоретический журнал. - 2009. № 2.

17. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник. М.: Юристъ, 2000.

18. Ершов Н. Н. Правовые пределы вмешательства российского государства в сферу экономики: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. Н. Новгород, 1999.

19. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

20. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд. - М.: Юрист, 2002.

21. Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 3 / Под общей редакцией и со вступительной статьей директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Л.А. Окунькова. Комментарий: к.ю.н С.С. Новиковой. - М.: Издательство НОРМА, 2001.

22. Конституционное право. Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004.

23. Колюшин Е.И. Конституционное право России: Курс лекций. - М.: ОАО «Издательский Дом «Городец»», 2006.

24. Кузнецова Л. Ю. Конституционные основы экономического строя современной России: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. - Саратов, 2006.

25. Курашвили Б.П. Аспекты перестройки // Советское государство и право. - 1987. - №12.

26. Орехова Т. Р. Соотношение права и экономики (Общетеоретические аспекты): дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. - Москва, 1999.

27. Пастушенко Е.Н. Правовые акты Центрального банка Российской Федерации: финансово-правовые аспекты теории: финансово-правовые аспекты теории: дис. ... доктора юрид. наук: 12.00.14. - Саратов, 2006 518 с. URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/212232.html

28. Тихон Е.А. Президент Российской Федерации - гарант прав и свобод человека и гражданина: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. 12.00.02. - Саратов, 2006.

29. Конституция Королевства Испании от 27 декабря 1978 года. URL: http://constitution.garant.ru/ D0C_3864829.htm/D0C_3864829.htm#sub_para_N_10000

30. Конституция Литовской республики. Принята 25 октября 1992 года. Вступила в силу 2 ноября 1992 года. URL: http://www3.lrs.lt/home/Konstitucija/Konstitucija_RU.htm

31. Конституция Лихтенштейна (Княжества Лихтенштейн) от 5 октября 1921 года. URL: http:// constitution.garant.ru/D0C_3864841 .htm

32. Конституция Нидерландов (Королевства Нидерландов) от 17 февраля 1983 года. URL: http:// constitution.garant.ru/D0C_3864853.htm

33. Конституция Турецкой Республики. Принята на всенародном голосовании 7 ноября 1982 года. URL: http://www.turtsia.ru/rus/index/tureckoe_zakonodatelstvo/konstituciya_tureckoj_respubliki

34. Конституция Швейцарии (Швейцарской Конфедерации) от 18 апреля 1999 года. URL: http:// constitution.garant.ru/D0C_3 864915 .htm

35. Конституция Португалии (Португальской Республики) от 2 апреля 1976 года. URL: http:// constitution.garant.ru/D0C_3864859.htm

36. Конституция Румынии от 21 ноября 1991 года. URL: http://constitution.garant.ru/D0C_3864899.htm

37. Конституция Сан-Марино (Декларация прав граждан и основных принципов государственного устройства Сан-Марино (Республики Сан-Марино)) от 8 июля 1974 года. URL: http:// constitution.garant.ru/D0C_3 864897.htm

38. Конституция Словакии (Словацкой Республики) от 1 сентября 1992 года № 460/1992 Z.z. URL: http://constitution.garant.ru/D0C_3 864901 .htm

39. Конституции Японии 1947 года. URL: http://asiapacific.narod.ru/countries/japan/ constitusion_of_j apan.htm

40. Конституция Федеративной Республики Германии (Основной закон Федеративной Республики Германии) от 23 мая 1949 года. URL: http://constitution.garant.ru/D0C_3864885.htm

41. Конституция Итальянской Республики 1947 года. URL: http://constitution.garant.ru/ D0C_3864831 .htm#sub_para_N_992

42. Конституция Республики Кипр от 16 августа 1960 года. URL: http://constitution.garant.ru/ DOC_3864835.htm

43. Конституция Великого герцогства Люксембург от 17 октября 1868 года. URL: http:// constitution.garant.ru/DOC_3864843.htm

44. Конституция Республики Македонии от 17 ноября 1991 года. URL: http://constitution.garant.ru/ DOC_3864845.htm

45Конституция Республики Мальты от 1964 года. URL: http://constitution.garant.ru/DOC_3864847.htm

46. Конституция Республики Молдовы от 29 июля 1994 года. URL: http://constitution.garant.ru/ DOC_3864849.htm

47. Конституция Княжества Монако от 17 декабря 1962 года. URL: http://constitution.garant.ru/ DOC_3864851.htm

48. Конституция Республики Польши от 2 апреля 1997 года. URL: http://constitution.garant.ru/ DOC_3864857.htm

49. Конституция Словении (Республики Словения) от 23 декабря 1990 года. URL: http:// constitution.garant.ru/DOC_3 864903 .htm

50. Конституция Финляндии (Финляндской Республики) от 11 июня 1999 года. URL: http:// constitution.garant.ru/DOC_3864909.htm

51. Конституция Швеции (Королевства Швеция) от 27 февраля 1974 года. URL: http:// constitution.garant.ru/DOC_3 864917.htm

52. Конституция Эстонии (Эстонской Республики) от 28 июня 1992 года. URL: http:// constitution.garant.ru/DOC_3 864919.htm

53. Конституция Югославии (Союзной Республики Югославия) от 27 апреля 1992 года. URL: http:/ /constitution.garant.ru/DOC_3864921.htm

54. Тюменева Н.В. Тенденции развития права на жизнь в современной российской правовой действительности. Саратов, 2008.

55. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003.

56. Энциклопедический словарь экономики и права. URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/ dic economic law/

Мацала цазгргг замангыг конституциялыгц цщыгцта экономикалыгц цатыгнастардыг реттеу цагидаттарыгн зерттеуге арналган. Рыглыгми деректердегг «экономикалыгц цатыгнастардыг реттеу цагидаттарыг» санатыг турлгше: «экономикалыгц цатыгнастардыгц конституциялыгц неггздерг», «конституциялыгц цурыглыгмныгц экономикалыгц неггзг», «цогамныгц экономикалыгц жуйесг», «мемлекеттгц экономикалыгц жуйестц неггзг» ретгнде не «мемлгкеттгк экономикалыгц релт» бглдгретгн, не «элгуметтгк нарыгцтыгц шаруашыглыгц» санатыг ретгнде царастыгрыгладыг. Шет елдердгц конституциялыгц зацнамасыгна талдау жасалган. Солардыгц неггзгнде ел экономикасыгныгц релгн зац шыггарушыг экономикалыгц цатыгнастардыгц реттеу цагидаттарыгн цуцыцтыгц орныгцтыгру арцылыг цабылдау керек деп керсетглген.

Данная статья посвящена исследованию принципов регулирования экономических отношений в современном конституционном праве. Отмечается, что в научныгх источниках категория «принципыг регулирования экономических отношений» рассматривается с различны х позиций: в качестве «конституционны х основ экономических отношений», «экономической основы конституционного строя», «экономической системыг общества», «основыг экономической системыг государства», либо как выгражающие «экономическую роль государства», либо через категорию «социальное рыгночное хозяйство». Проанализировано конституционное законодательство зарубежныгх стран. На их основе показано, что роль экономики страны должна бы ть воспринята законодателем через правовое закрепление ее предназначения, принципов регулирования экономических отношений.

Given article is devoted research of principles of regulation of economic relations in a modern constitutional law. It is noticed that in scientific sources the category «principles of regulation of economic relations» is considered from various positions: in quality of «the constitutional bases of economic relations», «an economic basis of the constitutional system», «economic system of a society», «a basis of economic system of the state», or as expressing «an economic role of the state», or through a category «a social market economy». The constitutional legislation of foreign countries is analysed. On their basis it is shown that the national economy role should be apprehended the legislator through legal fastening of its mission, principles of regulation of economic relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.