Научная статья на тему 'Социально ориентированное государство как ценностная основа стратегии национальной безопасности'

Социально ориентированное государство как ценностная основа стратегии национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
932
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мазаева Елена Сергеевна

В статье предпринята попытка научного переосмысления ценностно-ориентационных начал стратегии национальной безопасности в современном социальном государстве. На основе анализа теоретических конструкций и нормативной базы основ национальной безопасности Российской Федерации делаются выводы и предложения ценностных конституционных начал социально ориентированного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socially oriented government as a value basis of the strategy of national security

The paper attempts to rethink the scientific value-oriented strategy began to national security in a modern social state. Based on the analysis of theoretical constructs and regulatory framework of the national security of the Russian Federation, draws conclusions and proposals of the constitutional values ??began to socially-oriented state.

Текст научной работы на тему «Социально ориентированное государство как ценностная основа стратегии национальной безопасности»

ние своей знаменитой художественной галереи решением московской городской думы был также удостоен звания почетного гражданина Москвы как дополнительным видом общественного признания заслуг на ниве благотворительности16.

По некоторым статистическим сведениям, к 1917 году в Российской империи к сословию потомственных и личных почетных граждан было причислено более 380 тысяч подданных. После октябрьского переворота 11 ноября 1917 года последовал декрет СНК РСФСР и ВЦИК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», упразднивший все сословия, звания и титулы17. Но уже через полвека традиция присвоения званий почетных граждан была возобновлена в СССР в модернизированном согласно правящей коммунистической идеологии виде и, как мы отметили в начале статьи, получила особое развитие в нашей стране в постсоветский период.

Примечания

1. См.: Соборное уложение 1649 года. — М., 1961. — С. 109.

2. См.: Каждый род знаменит и славен: Из истории нижегородского предпринимательства XVII — начала XX века. — Н. Новгород: Комитет по делам архивов Нижегородской области, 1999. — С. 46—47.

3. См.: Российское законодательство X—XX вв.: В9т. — М., 1987. — Т. 5. — С. 83.

4. См. там же. — С. 122.

5. См.: Пермские градоначальники: Сборник статей к 285-летию г. Перми. — Пермь, 2008. — С. 26.

6. ПСЗ РИ. — Собр. 1. — Т. XXIX. — Закон 2418. — С. 978.

7. ПСЗ РИ. — Собр. 2. — Т. VII. — Законы 5053— 5876. — С. 193.

8. Там же. — С. 195.

9. См.: ПСЗ РИ. — Собр. 2. — Т. XXII. — Закон 20961. — С. 169.

10. См.: ПСЗ РИ. — Собр. 2. — Т. IX. — Закон 6789. — С. 116—117; Т. XIV. — Закон 11934. — С. 62—63; Закон 11971. — С. 105; Закон 12455 — С. 566—567; Т. XXIII. — Закон 22257. — С. 316—323; Т. XXXVII. — Закон 38439. — С. 605—606; Закон 38569. — С. 780; Закон 38392. — С. 536; Т. XXXVIII. — Закон 40003. — С. 921; Т. XXXX. — Закон 41789. — С. 182; и др.

11. См.: ПСЗ РИ. — Собр. 2. — Т. XXIV. — Закон 23239. — С. 269.

12. ЦАНО, ф. 30, оп. 35, д. 7706, л. 33—49.

13. ЦАНО, ф. 30, оп. 35, д. 2653, л. 1—5.

14. См.: Двадцатипятилетний юбилей учено-литературной и художественной деятельности Ивана Алексеевича Голышева. — Владимир, 1887.

15. Почетный гражданин Москвы // ru. wikipedia. org/ wiki

16. См. там же.

17. См.: Декреты Советской власти. — М., 1957. — С. 72.

Е. С. Мазаева

Мазаева Елена Сергеевна — доцент кафедры конституционного и международного права Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент

E-mail: elenamazaeva@rambler.ru

Социально ориентированное государство как ценностная основа стратегии национальной безопасности

В статье предпринята попытка научного переосмысления ценностно-ориентационных начал стратегии национальной безопасности в современном социальном государстве. На основе анализа теоретических конструкций и нормативной базы основ национальной безопасности Российской Федерации делаются выводы и предложения ценностных конституционных начал социально ориентированного государства.

The paper attempts to rethink the scientific value-oriented strategy began to national security in a modern social state. Based on the analysis of theoretical constructs and regulatory framework of the national security of the Russian Federation, draws conclusions and proposals of the constitutional values ??began to socially-oriented state.

Одной из приоритетных задач современного Российского государства является обеспечение национальной безопасности, правовые начала которой сформулированы в ряде концептуальных нормативно-правовых актов1.

Следует отметить, что в мире термин «национальная безопасность» впервые был употреблен в качестве синонима «обороны» в 1904 году в Послании Президента США Т. Рузвельта Конгрессу, в котором был обоснован захват зоны Панамского

Мазаева Е.С. Социально ориентированное государство как ценностная основа стратегии национальной безопасности

Мазаева Е.С. Социально ориентированное государство как ценностная основа стратегии национальной безопасности

канала интересами национальной безопасности2. Фундаментальной основой формирования стратегий национальной безопасности США является американская либеральная система ценностей, закрепленная в доктринальных государствообразующих документах — Декларации независимости, Конституции, Билле о правах.

Анализ данных источников позволяет сделать вывод, что в их основе лежит определенная система ценностей. Так, Декларация независимости от 4 июля 1776 года институализировала неотчуждаемые права человека (право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью) как «высшую истину». Если любая форма правительства начинает действовать против этих принципов, люди имеют право изменить или свергнуть его и учредить новое правительство3. Отсюда вытекает, что права человека, его свобода и равенство превыше государства. Конституции США с 1787 года и последующие нормативно-правовые акты продолжили оформление демократических ценностей. Американское кредо — это воплощение политических принципов свободы, равенства, демократии, индивидуализма, прав человека, законности и неприкосновенности частной собственности. Как видно, современная система государственного механизма США неукоснительно реализует заявленные идеалы, выражающие единство интересов личности, общества и государства.

Не вдаваясь в исторический ракурс вопроса обеспечения безопасности России, следует сказать, что новый виток развития данная идея получила в 2009 году, когда Президент РФ Д.А. Медведев утвердил важнейший концептуальный документ в этой области — Стратегию национальной безопасности РФ до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537). Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года является политико-правовым документом, определяющим систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и показатели устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. Стратегия пришла на смену Концепции национальной безопасности 1997 года (в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г.).

В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года отмечается, что «национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются:

— в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;

— в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;

— в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильнос-

ти и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира»4.

В качестве важных приоритетов этот документ определяет: повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, экологический рост, экология живых систем и др. Как видно, повышение качества жизни российских граждан путем снижения уровня социального и имущественного неравенства населения, стабилизации его численности выступает в качестве стратегической цели обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Безусловно, отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере может стать серьезной угрозой национальной безопасности России. Состояние социальной сферы напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективного функционирования государственного механизма в условиях социально ориентированного государства. В этом аспекте важно концептуально оформить конституционно положения, подтверждающие наличие социального государства, переведя в ценностную основу социальные гарантии прав человека. В этом видится необходимость еще и потому, что Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 года № 390-ФЭ в статье 5 обозначает, что правовую основу обеспечения безопасности в первую очередь составляет Конституция РФ.

В Конституции РФ 1993 года в статье 7 провозглашается, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Основном законе записано, что государство устанавливает гарантированный минимальный размер оплаты труда, государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Несомненно, российское государство предпринимает ряд мер по претворению данных конституционных положений в жизнь.

Однако важным видится выработка рекомендаций по уточнению отдельных социально-экономических прав с целью их эффективной реализации в условиях современного социально ориентированного государства с учетом международных стандартов и анализа опыта отдельных стран в этой области.

Необходимость социальной деятельности государства находит свое законодательное выражение в послевоенных конституциях (Италии, Японии и др.), в новых конституциях ряда стран 80—90-х годов (Болгарии, Бразилии, Швейцарии и др.). Под влиянием важнейших международно-правовых документов (Всеобщей декларации прав человека; Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; Европейской социальной хартии и др.) большинство конституций современных государств отражают блок социальноэкономических прав.

В новых конституциях европейских и некоторых других государств появились положения о социальном партнерстве, социальной справедливости, социально ориентированной экономике, о роли труда, об особой заботе о трудящихся и обездоленных слоях населения, о том, что частная собственность должна служить интересам общества. Новые конституции, закрепляя право частной собственности, указывают, что собственность должна выполнять социальную функцию. Так, в Конституции Бразилии 1988 года прямо сказано, что «собственность выполняет свою социальную функцию» (п. ХХ111 ст. 5). Основной закон ФРГ 1949 года (п. 2 ст. 14) говорит о том, что «собственность обязывает... пользование ею должно одновременно служить общему благу.». Согласно статье 42 Конституции Италии 1947 года частная собственность признается и гарантируется законом, который определяет способы ее приобретения и использования, а также ее пределы в целях обеспечения ее социальной функции и доступности для всех. В Конституции РФ 1993 года положений о социальной функции частной собственности нет.

Можно констатировать, что те или иные социальные положения теперь фактически содержатся во всех конституциях, принятых после Второй мировой войны. Они есть в конституциях постсоциа-листических стран Восточной Европы, в Египте (1971 г., действует в ред. 1980 и 2007 гг.)5, Сирии (1973 г.)6, Йемене (1995 г.)7 и других странах. Так, в статье 7 Конституции Йемена сказано об «исламской социальной справедливости в экономических отношениях». Она устанавливает, что «государственная экономическая политика основывается на научном планировании» (ст. 9), «труд есть честь, право и необходимость для общественного прогресса» (ст. 29), провозглашаются социально-экономические права. Некоторые подобные формулировки есть в основных низамах (основных законах) и в мусульманских странах Саудовской Аравии (1992 г.), Султанате Оман (1996 г.), Объединенных Арабских Эмиратах (1996 г.) и др.

Как видно, конституции самых различных регионов мира содержат определенные социальные положения. Более того, научные исследования «со-циальности»8 государства привели к правовым результатам: термин «социальное государство» воспринят конституциями. Впервые это словосочетание появилось в Основном законе Германии 1949 года. Там установлено: «Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством» (ст. 20). В настоящее время термин «социальное государство» содержится в некоторых других европейских конституциях (Франции 1958 г., Испании 1978 г., Румынии 1991 г., Словении 1991 г. и т. д.), а также в конституциях стран Латинской Америки (Колумбии 1991 г., Перу 1993 г., Эквадора 1998 г., Венесуэлы 1999 г.).

Однако в некоторых новых европейских конституциях (Польши 1997 г., Финляндии 1999 г., Швей-

царии 1999 г.) его нет, но, например, в Конституции Польши (ст. 2) сказано о «государстве, осуществляющем принципы социальной справедливости».

Нет термина «социальное государство» в Конституции США 1787 года, но такая политика находит законодательное выражение и на практике осуществляется государством. В США действует социальное законодательство, хотя и менее развитое, чем в Европе. В США, во многом благодаря Верховному суду, создан механизм защиты социальнообеспечительных прав, социально-культурных и трудовых. Верховный суд США как координатор правовой политики в стране сориентировал деятельность государства в социальной сфере9. Учитывая огромную роль и авторитет высшей судебной инстанции, граждане США, не имея конституционно оформленных социально-экономических прав, получили механизм их реализации.

Не вызывает сомнений, что социальная деятельность государства важна в условиях глобализации, где господствует свободный мировой рынок, который не сможет существовать без обеспечиваемых каждому человеку социальных гарантий10. В противном случае возможны конфликты как внутри общества, так и в мировом масштабе. Формирование социально ориентированного государства неизбежно требует его воздействия на экономические отношения с целью обеспечения прежде всего социально-экономических прав граждан.

Проблемным видится вопрос конституционного оформления перечня социально-экономических прав, который весьма затруднительно сделать полным. Формулировки этих прав в конституциях зарубежных государств не совпадают, за исключением права на частную собственность, которое нашло отражение уже в первых буржуазных конституциях.

Международный опыт свидетельствует о разнообразии подходов к пониманию содержания и объемов социальных обязательств, применяемых современными государствами, о многообразии и специфике используемых механизмов, обеспечивающих социальные права граждан. Следует согласиться с мнением В.Е. Чиркина, что комплекс социальных мер не может быть полностью определен11. Действительно, он исторически изменчив (успехи экономического развития, науки и техники создают новые условия для удовлетворения потребностей человека), а также такой комплекс мер неодинаков в разных странах (это будет зависеть от уровня развития и возможностей предоставления государством социальных услуг населению).

Тем не менее, опираясь на международные стандарты правовых основ социального устройства, можно определить некоторые общие юридические критерии социально ориентированного государства, которые должны отражать нормы конституций различных стран.

Прежде всего, анализируя положения Всеобщей декларации прав человека 1948 года, можно

Мазаева Е.С. Социально ориентированное государство как ценностная основа стратегии национальной безопасности

Мазаева Е.С. Социально ориентированное государство как ценностная основа стратегии национальной безопасности

выделить основные социальные права человека, связанные, в частности, с правом на социальное обеспечение; на поддержание должного уровня жизни, обеспечивающего достоинство и свободное развитие человека; на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда, защиту от безработицы; на равную оплату за равный труд; на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи; на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск; на жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния гражданина и его семьи; на образование. Базовые нормативные предписания Декларации нашли свое дальнейшее развитие в ряде международно-правовых актов.

Ориентируясь на международные стандарты, в качестве первостепенных, требующих конституционной регламентации, следует назвать группу трудовых прав, право на социальное обеспечение и страхование, образование и медицинскую помощь.

Конституционно-правовое регулирование социально-экономических прав человека и гражданина остается актуальным не только для Российской Федерации, но и ряда зарубежных стран. Вызывает особый интерес опыт конституционного оформления социально-экономических прав в Италии.

Во-первых, Конституция Италии 1947 года распределяет права, свободы и обязанности граждан по четырем группам общественных отношений (гражданским, этико-социальным, экономическим, политическим), что облегчает практику их применения.

Во-вторых, закрепляемый перечень прав и свобод выглядит весьма внушительным (54 статьи из 139) и соответствует международным стандартам.

В-третьих, социальные права и свободы связаны с положением статьи 1 Конституции: «Италия есть демократическая Республика, основанная на труде». Конституционный суд констатировал, что признание труда основой Республики направлено на подтверждение преобладания любой трудовой деятельности в системе прав—обязанностей граждан (постановление 60/1967) и что принцип защиты труда не определяет способы и формы его осуществления (постановление 16/1980). Они определяются текущим законодательством.

Здесь просматривается политика государства, ориентированная на воспрепятствование освобождения индивида от личной ответственности за свою судьбу и судьбу своих близких.

В основные принципы Конституции включена и норма статьи 4, согласно которой Республика признает за всеми гражданами право на труд и способствует созданию условий, которые делают это право реальным. В соответствии с этим положением Конституции изданы законы: о свободе и достоинстве работников, о свободе и деятельности профсоюзов в местах работы, о трудоустройстве (1970 г.),

о занятости молодежи (1977, 1986 гг.) и др. Конституционный суд признал, что равное право каждого гражданина на труд, будучи основным для свободы человеческой личности, состоит в выборе и способе трудовой деятельности и не позволяет государству создавать или сохранять нормы, устанавливающие дискриминационные пределы такой свободы, прямо или косвенно ее отрицающие. Государство обязано направлять деятельность всех публичных властей и самого законодателя на создание экономических, социальных и юридических условий, соответствующих занятости всех трудоспособных граждан. Из этого вытекает, что статья 4 не гарантирует каждому гражданину право как на получение подходящей ему работы, так и на ее сохранение (постановление 45/1965), но она, несомненно, обязывает государство осуществлять политику полной занятости, обосновывает вмешательство публичных властей в регулирование труда и обязывает их равным образом распределять существующие возможности трудоустройства; публичное трудоустройство есть одно из средств этой политики (постановление 248/1986).

В главе Конституции «Экономические отношения» важны положения, образующие основные принципы трудового права. Работник имеет право на вознаграждение, соответствующее объему и качеству его труда и достаточное для обеспечения ему и его семье достойного существования. Сравнивая с Конституцией РФ, где принцип оплаты за труд связан с минимальным размером оплаты труда, устанавливаемым федеральным законом (ст. 37), итальянские конституционные положения представляются более перспективными в свете идеи «как будешь работать, такое и будет вознаграждение». Конституционный принцип итальянского вознаграждения за труд практически совпадает с положением Всеобщей декларации прав человека на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи.

Максимальная продолжительность рабочего дня устанавливается законом. Работник имеет право на еженедельный отдых и ежегодный оплачиваемый отпуск и не может от них отказаться.

Статья 37 гарантирует работающей женщине права, равные с правами мужчин, и равную оплату за равный труд, а условия ее труда должны соответствовать исполнению ею ее семейной функции, обеспечивать ей и ее детям должную специальную защиту. Опять-таки, обращаясь к Конституции РФ можно заметить, что согласно статье 38 «материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Однако в Основном законе РФ, в отличие от итальянской Конституции, не просматривается конституционная идея относительно «трудящейся женщины-матери», что является некоторым упущением, несмотря на наличие трудового законодательства, отражающего этот аспект. Ведь Конституция, выполняя идеологическую функцию,

способна сориентировать общество на выработку определенных ценностей и идеалов.

В итальянской Конституции предусмотрены установление минимального возраста для работы по найму и обязанность Республики специальными нормами охранять труд несовершеннолетних и их право на равное вознаграждение за равный труд.

Каждый гражданин, не способный к труду и не имеющий средств к существованию, имеет право на поддержку и социальное обеспечение, работники имеют право на то, чтобы для них были предусмотрены и обеспечены средства, соответствующие их жизненным потребностям, на случай несчастья, болезни, инвалидности, старости и не зависящей от них безработицы, необученные и подростки имеют право на обучение и профессиональную подготовку. Все эти меры осуществляются государственными органами и учреждениями или органами, интегрированными с государством, причем допустима частная благотворительность (ст. 38).

Социальные права граждан дают им возможность пользоваться помощью государства в пределах установленного законом минимума. Они выражены в Конституции как программы для последующей деятельности публичных органов по оказанию помощи нуждающимся в ней. Таковы положения статьи 30 о том, что в случае неспособности родителей содержать, обучать и воспитывать детей закон определяет, кому передаются эти их обязанности. Согласно статье 31 Республика способствует экономическими и другими мерами созданию семьи и выполнению ее задач, уделяя особое внимание большим семьям. Конституция РФ 1993 года не акцентирует внимание на вопросе поддержания и защиты многодетных семей, однако в свете поставленных задач развития государственности это является приоритетным направлением.

Названные положения Конституции Италии 1947 года исходят не столько из идеи всеобщего формального равенства, сколько из необходимости уменьшить существующее социальное неравенство12.

Конституционный суд сначала рассматривал такие положения Конституции как программы для будущего законодателя, не имеющие прямого действия, не дающие права на их защиту в суде. Но затем судебная практика изменилась, и многие из этих положений были признаны общеобязательными, исходя из права на труд (ст. 4) как из основного принципа. Также признано, что социальные права (медицинская помощь, размер пенсий и др.) должны быть защищены, согласованы с финансовыми возможностями, с экономической политикой. Тот же Суд отменил свои постановления, признававшие неконституционными законы о контроле за публичными расходами на пенсии и на медицинскую помощь, так как они не обеспечивали жизненно необходимый минимум таких мер, нарушая конституционную гарантированность соответствующих прав не только как социальных, но и как основных.

Анализируя социально-экономические права, закрепленные в Конституции Италии 1947 года, можно констатировать, что им придается особое значение и фундаментальность, их перечень выглядит исчерпывающим. Государством выработаны эффективные механизмы их обеспечения.

В условиях современной действительности видится необходимым уточнение конституционного статуса основных социально-экономических прав и социальной функции государства, к которой относятся социальное обеспечение и защита трудовых прав, обеспечение основных потребностей в сферах образования и здравоохранения. Данный блок прав, наряду с гражданскими и политическими, не только должен иметь единую концептуальную платформу, но и быть четко определен в Конституции страны, а также гарантирован государством. Только в этом случае возможно содействие общему благосостоянию и обеспечению национальной безопасности.

Так, Конституция РФ 1993 года не только закрепляет, но и гарантирует социально-экономические права граждан с учетом международных стандартов. В этом аспекте встречаются не бесспорные суждения о том, что наше государство в большинстве случаев не участвует в механизме международно-правового регулирования социальных основ конституционного строя13. Полагаем, что Российская Федерация берет на себя только те обязательства, которые способна выполнить с учетом экономического потенциала, что и предполагают международные стандарты в данной области.

Однако современная конституция, регулируя основные стороны государственной и общественной жизни, могла бы содержать следующие положения, относящиеся к социально ориентированному государству: о социальной функции частной собственности (социальная основа публичной собственности предполагается); о социальной справедливости (данный принцип включает много составляющих, первостепенным видится уточнение критерия оплаты за труд, обеспечивающего достойное и свободное существование для работника и его семьи); также важно определить меру «благоденствия» государства по отношению к человеку, дабы не подтолкнуть его к экономической и политической апатии (уточнить цели социального государства).

В этой связи обоснованным видятся предложения характеризовать социально ориентированное государство «трудовым государством», «рабочим государством», которое обеспечивает инфраструктуру общества, основные нужды человека, при этом человек в первую очередь сам должен заботиться о себе и своей семье14.

Включение таких положений в Основной закон способно переместить «центр тяжести» от формализованных конструкций государственности (типичных для любого текста конституции) на вопросы общественного строя и социальной политики, что

Мазаева Е.С. Социально ориентированное государство как ценностная основа стратегии национальной безопасности

Мазаева Е.С. Социально ориентированное государство как ценностная основа стратегии национальной безопасности

более важно для населения, в том числе и в аспекте понимания, что социальные гарантии являются одной из основ национальной безопасности.

Следует заметить, что преамбула Конституции РФ нацелена на формирование у народов России чувства патриотизма, любви и уважения к Отечеству15. Решая эту задачу, авторы обратились к отечественной истории и памяти предков, выбирая наиболее позитивную ее часть — «веру в добро и справедливость». Предполагаем, что данные декларативные положения должны и впредь находить юридическое развитие в тексте Конституции. Ведь именно Конституция РФ 1993 года, несмотря на имеющиеся недостатки, является выдающимся юридическим документом, предопределившим путь построения стабильного и сильного государства.

В Конституции РФ используются такие понятия, как «безопасность государства» (ст. 13 и 55), «государственная безопасность» (ст. 114), «безопасность» (ст. 71), «общественная безопасность», «экологическая безопасность» (ст. 72).

Формирование стратегии национальной безопасности любого государства происходит в своей основе исходя из приоритетных ценностей, на которых базируется государство.

Конституционно-правовое обеспечение безопасности граждан предполагает разработку системы социальных ценностей, учитывающей в первую очередь жизненно важные интересы личности, сущность и принципы ее жизнеобеспечения.

Из приведенных ранее положений мы увидели, что система фундаментальных ценностей США выражает единство интересов личности, общества и государства в обеспечении национальной безопасности. Полагаем, что насыщение системой ценностей концепции национальной безопасности России в качестве ее фундаментальной основы сделает ее более простой, доступной, понятной, близкой как россиянам, так и обществу и государству в целом.

Российская Федерация, как и ряд других государств, ориентированы на становление сильного государства, которое способно влиять на важнейшие процессы, происходящие в мире.

Примечания

1. См.: Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 года № Э90-ФЗ // СЗ РФ. — 2011. — № 1. — Ст. 2; Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года // СЗ РФ. —2009. — № 20. — Ст. 2444.

2. См.: Петровский В. Доктрина национальной безопасности в глобальной стратегии США. — М., 1980. — С. 15.

3. См.: Декларация независимости Соединенных Штатов Америки. 4 июля 1776 г. // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII — XIX вв. — М., 1957. — С. 168—170.

4. См.: СЗ РФ. — 2009. — № 20. — Ст. 2444.

5. See: Modernizing the Constitution of Egypt. Ministry of Information. — Cairo, 2007.

6. См.: Постоянная конституция Сирийской Арабской Республики. — Дамаск, 1973.

7. See: The Constitution of the Republic of Yemen, 2002.

8. См., например: Розанваллон П. Новый социальный вопрос. Переосмысливая государство всеобщего благосостояния / Пер. с фр. — М., 1997. — С. 70, 85, 90 и др. ; Buchanan J. The Political Economy of the Welfare State. — Stokholm, 1988. — P. 7.

9. См.: Сафонов В.H. Конституция США и социально-экономические права граждан: историко-правовое исследование. — М., 2007. — С. 10—11.

10. См.: Лукашева Е.А. Совершенствование деятельности государства — необходимое условие обеспечения прав человека // Государство и право. — 2005. — № 5. — С. 64.

11. См.: Чиркин В.Е. Социальное государство: некоторые вопросы теории и практики // Гражданин и право. — 2008. — № 5. — С. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть: Учебник / Отв. ред. Б.А.Страшун. — М., 2008. — С. 560.

13. См.: Мышко Ю.А. Международно-правовые стандарты социальных основ конституционного строя // Закон и право. — 2006. — № 5. — С. 8.

14. See: International Review of Administrative

Sciences. — Brussels, 1998. — Vol. 64. — № 4. — P. 163— 164, 184—185.

15. См.: Дмитриев Ю.А. О юридическом значении преамбулы Конституции России // Государство и право. — 2008. — № 12. — С. 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.