Научная статья на тему 'Права человека - индикатор национальной безопасности'

Права человека - индикатор национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2246
571
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЯ / DEMOCRACY / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / ВЛАСТЬ ГОСУДАРСТВА / POWER OF STATE / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ECONOMIC FORCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лукашева Елена Андреевна

Стратегия национальной безопасности до 2020 г. выделяет защищенность личности в качестве одного из основных ее приоритетов. Состояние обеспечения конституционных прав и свобод показатель устойчивого развития общества и государства, а все приоритеты национальной безопасности в конечном счете выражают систему прав и свобод человека и их защищенность. В статье рассматриваются права человека как средство расширения демократии, обосновывается необходимость новой социальной политики, а также увеличения финансирования науки как условий упрочения национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human rights are indexes of national security

Strategy of national security up to 2020 year underlines the protection of individual as one its main priorities. Protection of constitutional rights are freedoms and index is of stable development of society and state. All priorities of national security are directed at the protection of human rights and freedoms. In the chapter human rights are considered as a remedy for stable democracy and new social police. Good finance of fines science is also considered as one of the condition for strongle national security.

Текст научной работы на тему «Права человека - индикатор национальной безопасности»

л

Е.А. Лукашева

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - ИНДИКАТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Принципы прав человека - выражение приоритетов национальной безопасности

Стратегия национальной безопасности России до 2020 г. -официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу.

Современная концепция национальной безопасности значительно расширяет систему факторов, влияющих на ее состояние в стране. В прошлые годы национальная безопасность определялась в основном степенью готовности наших вооруженных сил к противостоянию внешним военным угрозам, совершенствованию обороноспособности страны, использованию новых техники и технологий в области вооружений. Уделялось внимание экономическому развитию, модернизации экономики, нравственному воспитанию, факторам, требующим обеспечение вхождения России в круг великих держав мира.

В современной России основные параметры развития определены в Указе Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»1. Стратегия включает ряд позиций, крайне важных для развития и упрочения национальной безопасности, которые не были учтены в концепциях национальной безопасности 1997 и 2000 гг.

Прежде всего следует подчеркнуть включение в концепцию обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Национальная безопасность — многослойное явление. Важнейшие состав-

Заведующая сектором прав человека Института государства и права РАН, доктор юридических наук, член-корреспондент РАН.

1 СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

Труды Института государства и права Российской академии наук № 1/2013

ляющие национальной безопасности - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, а также суверенитет, территориальную целостность и устойчивость Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Национальные интересы России - совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства.

Угроза национальной безопасности - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам и свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию страны, обороне и безопасности государства.

Права и свободы человека включены в Стратегию в качестве одного из важнейших национальных приоритетов.

Данный подход является реалистичным и плодотворным не только потому, что он подчеркивает исключительное значение защиты и обеспечению прав человека, но и показывает, что без такой защиты, без достойной жизни человека невозможно обеспечить государственную безопасность и ее приоритеты.

В современных условиях развития российского общества это имеет неоценимое значение, поскольку правовой нигилизм не только не преодолевается, но и набирает обороты. Человек нередко беззащитен перед прочно выстроенными барьерами бюрократии, коррупции, бездушного отношения к людям, их жизненно важным интересам. Такая ситуация противоречит Конституции РФ, провозглашающей человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства.

Однако права человека - это не только средство и способ защиты личности от каких бы то ни было посягательств. Права человека - главный нерв общественного развития, государственного устройства, взаимоотношений общества, человека и государства. Человечество на основе длительного исторического опыта пришло к пониманию огромной значимости прав челове-

ка для нормальной жизнедеятельности общества, государства и гражданина.

Право и права человека - это не только наиболее четкий регулятор всех форм общественных связей и взаимодействий людей в политической, экономической, социальной, духовно-нравственной, демографической, миграционной сферах. Состояние прав человека, их обеспеченность дают наиболее убедительное представление о положении во всех сферах, входящих в систему устойчивого развития. Неблагополучие с правами человека, их ущемление в любой составляющей устойчивого развития - свидетельство нарушения стабильности системы, дисбаланса отношений человека с обществом и государством. Поэтому права человека - индикатор эффективности всех факторов общественного развития, в том числе реальности или иллюзорности правовой и социальной природы государства.

Не случайно в качестве основных направлений обеспечения национальной безопасности страны выдвигаются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания благоприятных условий реализации конституционных прав и свобод граждан РФ, устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства. Характерно, что права и свободы граждан выдвигаются на первый план в связке с осуществлением устойчивого развития страны.

В Стратегии отмечается, что наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности Российская Федерация сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития:

повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;

экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;

наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;

экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития профессиональных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;

стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.

Как видно, выдвинутые приоритеты в конечном счете находят выражение в системе прав человека: право на личную безопасность, достойную жизнь, право на образование, получение медицинской помощи, право на охрану здоровья.

Права человека, их принципы являются ценностными ориентирами в современном мире. Такие принципы формировались исторически, обогащались, совершенствовались и сегодня являются неотъемлемой частью общечеловеческой культуры.

Эти принципы закреплены в Конституции РФ, вобравшей в себя исторический опыт развития прав человека в демократических зарубежных государствах, а также международно-правовые аспекты защиты прав человека, нашедшие воплощение во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ряде других актов:

права человека принадлежат ему от рождения, поэтому они являются естественными, неотъемлемыми и неотчуждаемыми;

права человека универсальны, основаны на принципе равенства; они гарантированы каждому, кто находится под юрисдикцией данного государства;

права человека - высшая ценность, а их уважение, соблюдение и защита - обязанность государства;

права человека - средство контроля за властью, ограничитель всевластия государства, которое не должно преступать границ свободы, очерченных правами человека;

обеспечение прав и свободсвобод несовместимо с дискриминацией по какому-либо признаку;

осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;

основные права и свободы должны быть едины на всей территории государства;

личные, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы равноценны по своей значимости; в единой системе этих прав нет иерархии;

коллективные права неотделимы от прав индивида; они не должны противоречить индивидуальным правам, ограничивать правовой статус личности;

права человека регулируются законом;

права и свободы человека могут быть ограничены законом на основании обстоятельств, указанных в Конституции РФ и важнейших международно-правовых актах: угроза государственной и общественной безопасности, основам конституционного строя, здоровью и нравственности населения, правам и законным интересам других лиц. Временные ограничения прав и свобод человека возможны в условиях чрезвычайного или военного положения и должны быть соразмерны и пропорциональны ситуации, определяющей необходимость таких ограничений, и устраняться по мере нормализации ситуации, изменения причин, вызвавших их.

Формулируя национальные интересы Российской Федерации, Стратегия прежде всего называет развитие демократии и гражданского общества, обеспечение незыблемости конституционного строя, повышение качества жизни российских граждан, гарантирование личной безопасности, высокие стандарты жизнеобеспечения, инвестиции в «человеческий» капитал, достойную оплату труда, доступность современного образования и здравоохранения, сохранение культурного и духовного наследия народов и др. Этот перечень национальных интересов составляет систему прав человека - политических, экономических, социальных, личных и культурных. Такой подход очень важен, поскольку охватывает все аспекты жизнедеятельности человека.

В Стратегии подчеркивается особая значимость прав человека в жизни общества и ставится цель в ближайшей или отдаленной перспективе решить те задачи в области прав человека, которые являются «болевыми точками» российской реальности. Такое решение - путь к созданию подлинно правового социального государства, развитого гражданского общества.

Для дальнейшего изучения проблем прав человека в контексте национальной безопасности следует постоянно учитывать их включенность в реальные общественные отношения - политические, социально-психологические, экономические, нравственные, национальные. Только учет сложного и противоречивого характера этих отношений поможет уяснить подлинное положение дел с правами человека в различных сферах, объяснить причины многочисленных их нарушений, исторически сложившегося неуважения достоинства человека, трудности борьбы с нарушенными интересами. Необходимо учитывать тесную связь прав человека с коррупцией, поскольку зачастую взятка - единственное средство восстановления нарушенных прав. Судебная защита - дело затяжное и дорогостоящее, да и она не свободна от негативов сегодняшней жизни.

Полиция в значительной части непрофессиональна и негуманна. И это понятно, поскольку реформа привела в эти правоохранительные органы зачастую людей случайных. Об этом свидетельствуют сообщения средств массовой информации о таких циничных формах обращения работников полиции с задержанными, о которых ранее даже не слышали. И эти случаи не единичны.

Права человека имеют самое непосредственное отношение к нравственности. Ее неостановимое падение определяется вседозволенностью, отсутствием реакции окружающих, для которых безнравственность стала привычной. Утрата доверия к властным структурам породила такое страшное явление, как самосуд. В XXI в. люди возвращаются в темные времена далекого прошлого, где личная расправа с обидчиком была нормой. И по опросам, проводимым средствами массовой информации, преступления бывают столь чудовищно циничными, а их виновник выходит из зала суда с минимальными потерями, что это не может не вызвать протест окружающих. Если в нашу жизнь входит

самосуд, то власти следует задуматься о причинах падения престижа суда и потери доверия к нему граждан.

Права человека - средство расширения демократии

Право и права человека - индикатор национальной безопасности, форм общественных связей и взаимодействий людей в политической, экономической, социальной, духовно-нравственной, демографической, миграционной сферах. Состояние прав человека, их обеспеченность дают наиболее убедительное представление о положении в любой сфере; оно маркирует систему национальной безопасности и устойчивого развития общества. Неблагополучие с правами человека, ущемление его прав и достоинства - свидетельство дисбаланса отношений человека с обществом и государством. Поэтому права человека -индикатор эффективности всех факторов общественного развития, в том числе реальности или иллюзорности демократической, правовой и социальной природы государства.

В современной России права человека нарушаются практически во всех сферах жизнедеятельности: неуважение к человеку, непреодолимый бюрократизм, коррупция, вопиющие недостатки судебной системы - свидетельство явного неблагополучия с обеспечением прав личности. Такое положение несовместимо с устойчивым развитием и подрывает национальную безопасность страны. Не случайно в Стратегии важное значение придается защищенности личности, ее прав и свобод, социальному качеству жизни граждан.

Выдвижение приоритетов национальной безопасности является важнейшим ориентиром для реального обеспечения прав человека, и такие приоритеты четко сформулированы в государственной Стратегии.

Однако переходный период от тоталитаризма к свободе нередко сопровождается крайними формами разобщенности мнений. Страна находится в трудном положении - социальный раскол, межнациональный раскол, религиозные противостояния. Причем нельзя не сказать прежде всего о недопустимости глубокого социального раскола. Он нарушает изначально присущее человеку стремление к равенству. Его углубление влечет за со-

бой и иные основания для противостояния различных социальных групп. Необходимо предвидеть и минимизировать тяжелые последствия противостояний, которые неизбежны в переходный период и к которым следует относиться с неизменным вниманием.

В этой связи нельзя не отметить чрезмерно оптимистичную тональность Стратегии, характеризующую нравственную ситуацию в стране: «...Консолидировано правовое пространство... Возрождаются исконно российские идеалы, духовность, достойное отношение к исторической памяти. Укрепляется общественное согласие на основе общих ценностей - свободы и независимости Российского государства, гуманизма, межнационального мира и единства культур многонационального народа Российской Федерации, уважения семейных традиций, патриотизма».

События 2012 г. показали, что общее согласие, гуманизм, межнациональный мир и единство культур многонационального народа России пока еще далеки от такой благостной картины. Народ понимает, что все эти достижения далеки от реальности. Путь к обретению духовного и национального, межконфессионального единства очень труден и потребует много усилий и власти, и народа.

В этой ситуации огромное значение имеют политические и личные права - свобода совести, вероисповедания, равенство всех перед законом независимо от расы, национальности, языка, происхождения и т.д. Уважение конституционных прав граждан и их обеспечение - задача и государства, и народа.

Однако для обеспечения этих прав первостепенную роль должен играть принцип народовластия и свободы выбора.

К сожалению, в последнее время власть начала сужать механизмы народовластия, предусмотренные Конституцией РФ. Институциональные ограничения прав и свобод человека, без реализации которых невозможно формирование правового государства и зрелого гражданского общества, являются угрозой национальной безопасности.

В Конституции РФ закреплено, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

В какой степени конституционные права граждан обеспечивают их реальное участие в осуществлении народовластия? Анализ законодательства, регулирующего этот процесс, показывает, что происходит сужение сферы свободы индивида. Так, согласно Федеральному конституционному закону от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»2 референдум не может проводиться в последний год перед выборами Государственной Думы и Президента РФ. В настоящее время удлинен срок пребывания на посту президента и срок выборов в Государственную Думу. Стало быть, возможности проведения референдума ограничиваются, что свидетельствует о нежелании власти выявлять истинное отношение народа-суверена к осуществляемой политике. Возможность проведения референдума по желанию граждан исключена, равно как и обсуждение законопроектов, публичных слушаний, поскольку эти формы народовластия невозможны без разрешительного акта органа государственной власти.

Институт всенародных обсуждений проектов законов и иных важнейших проблем, затрагивающих интересы большинства, в последнее десятилетие не применяется.

Недостаточно обеспечены гарантии участия в выборах политических партий. Расплывчатая формулировка в законодательстве основания и порядка применения санкций в избирательном праве (отказ в регистрации кандидата, списка кандидатов, отмена регистрации кандидата) - все это ограничивает возможности непосредственной демократии.

Всеобщее избирательное право как конституционное право призвано реализовать один из основных признаков народовластия - установить взаимодействие волеизъявления народа с властью. Возможно, народ еще не достиг зрелости в решении важнейших проблем демократического развития, но мировой опыт показывает, что политическая зрелость народа может сформироваться в процессе его политического участия, в частности в выборах.

2 СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.

Выдающийся мыслитель XX в. К. Ясперс, хорошо понимая недостатки выборов, тем не менее подчеркивал их важность: «Все зависит от выборов. Известно, каким насмешкам подвергается демократия, какое презрение вызывают результаты выборов. Обнаружить явные ошибки и искажения легко, легко также объявить результаты выборов и решений, принятых большинством голосов в ряде случаев абсурдными. Однако, возражая на это, следует постоянно повторять: нет другого пути к свободе, кроме того, на который указывает воля всего народа»3.

В современном мире для развития демократии, всестороннего выявления наиболее эффективных форм взаимодействия народа и власти необходимо признание прав меньшинства. «Лучшим свидетельством истинной любви к свободе, - указывал Ф. Рузвельт, - является в каждой стране то положение, в какое ставятся в ней группы, находящиеся в меньшинстве». Оппозиция позволяет учитывать интересы всех групп населения, в их программах и требованиях всегда содержатся предложения, которые могут быть полезны для общества.

В нашей политической практике оппозиция не может использовать средства массовой информации в целях разъяснения и пропаганды своих программ и привлечения части электората на свою сторону. Мы не имеем в виду «карманные оппозиции», созданные в целях прикрытия всевластия «Единой России». Речь идет об оппозиционных группах, подвергающих резкой критике программы и действия властей. У них нет перспектив войти в парламент, поскольку им отказывают в регистрации, ссылаясь на то, что они лишены массовой поддержки. Но в современном мире ее и не может быть, если нет возможности вести открытые дискуссии, пропагандировать свои, пусть и ошибочные, идеи, если они не носят экстремистского характера.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»4 предусматривает различные формы участия населения в решении вопросов местного значения (референдумы, публичные слушания, конференции граждан). Несмот-

3 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 180.

4 СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

ря на создание правовых основ прямой демократии - участие населения в решении местных вопросов, они используются явно недостаточно. Начиная с 2004 г. в стране проводится 100-200 референдумов в год5.

Должен ли народ участвовать хотя бы в общественных обсуждениях проблем, непосредственно влияющих на его жизнь? К сожалению, его мнение неинтересно власти; она самостоятельно разрабатываеткраткосрочные и долгосрочные прогнозы и стратегии, неизменно отмечает успехи в развитии страны, расширении загадочной «суверенной демократии». Народ давно перестал верить оценкам и обещаниям власти. Люди все больше дистанцируются от государства. В обществе падает доверие к власти, апатия сменяется стремлением защитить свое право на политическое участие, и прежде всего на свободные выборы.

Свободные выборы стали мифом, поскольку использование административных ресурсов, подавление оппозиции, недостойные способы привлечения на свою сторону избирателей, нечистоплотные методы борьбы за власть превратили этот важнейший институт народовластия в декорацию народного волеизъявления.

Необходимо учитывать тесную связь политического участия с изменением социальной и экономической проблемы развития. Это поможет расширить социальную базу оппозиционеров и вовлечь в движение за свободные выборы более широкий круг граждан. Поскольку в нашей стране не менее 25% населения живет в крайней бедности, борьба за выживание делает их индифферентными к демократии и политике, к выборам и референдумам. Такая связь свободы и демократии с экономическими условиями жизни общества была отмечена Н.А. Бердяевым: «Очень труден и драматичен вопрос об отношении двух великих символов жизни общества: символа «хлеба» и символа «свободы». Когда начинается движение масс за «хлеб», то жертвуют свободой. Духовную и интеллектуальную свободу защищают

5 См.: Концепция развития российского законодательства. М., 2010. С. 131.

лишь небольшие культурные слои»6. Подчеркивая приоритет свободы, Н.А. Бердяев отмечал, что «со свободой связано каче-

7

ство жизни, достоинство человека» .

Свобода выбора - важная форма свободы, влияющая на другие сферы жизни. Тревожно, что явка избирателей на выборы падает с каждым годом. Поэтому необходимо формировать у народа уважение к этому институту, пока еще крайне несовершенному, а не призывать игнорировать данную процедуру, как это делали некоторые оппозиционеры.

Если не приучать людей к значимости такого института, как выборы, освобождать их от права на политическое участие, то выборы никогда не станут способом волеизъявления народа. Но на это уйдет немало времени. К. Ясперс писал о выборах в буржуазных государствах (примерно в середине XX в.), где также использовались фальсификация и иные формы извращения реальности народной воли. Эта практика имеет место даже в странах, в которых реальные выборы существуют столетия. Как отмечал К. Ясперс, ошибки и искажения результатов выборов могут быть абсурдными и вызывать презрение. Свободными и честными выборы становятся в результате борьбы и контроля избирателей за ходом избирательной кампании и выборами. Неучастие в выборах, игнорирование их никогда не сделает граждан свободными, не сможет объединить их для совместных усилий с тем, чтобы исключить при проведении выборов ошибки и умышленные фальсификации.

Причиной дестабилизации политических отношений является иллюзорная оценка оппозицией своей социальной базы.

Надо сказать, что социальная база оппозиции слаба, большинство народа не хочет и боится перемен, не видит среди оппозиционеров лидера, который смог бы объединить людей, а борьба за выдвигаемые протестные требования - разгон Государственной Думы и отставка Президента РФ - кажется им абсурдной. Разве можно не считаться с тем, что согласно исследованиям ВЦИОМ, проводимым в течение ряда лет, В.В Путина поддерживает не менее 50% населения?

6 Бердяев Н. Судьба России. М., 1990. С. 87.

7 Там же.

Позитивная оценка деятельности президента объясняется и иными причинами - пассивностью и апатией значительной части народа, боязнью перемен, которые крайне редко бывают плодотворными для людей. Они испытывают огромные тяготы повседневной жизни - низкий материальный уровень, безработица, трудности с улучшением жилищных условий, постоянно растущие цены на продукты, ЖКХ и т.д. Народ понимает, что дело не в роспуске Государственной Думы, который создаст хаос и еще в большей степени ухудшит их положение.

Оппозиция не должна обольщаться количеством людей, выходивших на митинги. Ведь люди постепенно теряют интерес к их речам, которые не продвигают ситуацию: новых предложений мало. И интерес к оппозиции падает.

Кроме того, оппозиция избрала недопустимый ни в одной цивилизованной стране стиль выступлений против власти. Если даже оппозиционеры правы в своих требованиях, то следует избегать оскорбительных выражений по отношению к власти и тем более не призывать людей, разгоряченных митинговыми ораторами, «идти на Кремль». Не стоит объяснять, чем могут закончиться подобные призывы.

В стране очень непростая политическая ситуация. И власть не должна ее усугублять, уделяя внимание событиям, которые в масштабах сложных проблем, стоящих перед страной, выглядят мелко и жалко. Это ведет к противостоянию в обществе, будет только разжигать ненужные страсти. Пошлость и недостойное поведение «творческой группы», осквернившей храм, вызывает у большинства людей осуждение. Но участницы этого действа не заслуживают уголовного наказания. Не случайно судебное разбирательство вызвало огромный резонанс в стране и за рубежом.

Наверное, судьба академика А.Д. Сахарова так не взволновала мир, который не знает, какими еще отличиями и наградами повысить статус участниц этого действия в храме, вызывающего чувство отвращения у любого нормального человека (независимо то того, верующий он или атеист). Как недавно отметила журналистка Е. Альбац, под влиянием почестей, оказываемых участницам скандала, у них появился дух «мессианства».

Вслед за этим потянулись ужесточения наказаний за оскорбление чувств верующих, за некорректные высказывания по поводу полицейских и других должностных лиц. Даже справедливая мера усиления ответственности лиц, садящихся за руль автомобиля в нетрезвом виде, может породить рост коррупции, не исправит трагической ситуации, приводящей к гибели сотен людей.

Все происходит в традициях нашей страны, как бы она ни называлась на различных этапах исторического развития. В спешке, не продумывая, парламентарии издают законы, и через короткое время начинается их корректировка. Государственная Дума с гордостью отмечает, что принимает в год 300-400 законов. Разве при таких темпах возможна разработка полноценных законов, призванных регулировать систему сложнейших общественных отношений?

Вместо сравнительно частных вопросов следовало бы уделить больше внимания модернизации, повышению конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности страны, принять реальные меры по улучшению качества жизни людей.

Всплеск политической активности после выборов 2012 г. был вызван открытым пренебрежением к народу, на глазах которого были использованы политтехнологии, противоречащие чувствам нравственности и справедливости. Это породило бурное обсуждение сложившейся ситуации на массовых митингах, прошедших после выборов.

Пассивность и апатия сменились протестом против унижения и обмана избирателей. Однако политическая активность, выраженная в стремлении обратиться к власти и вступить с ней в диалог, постепенно начинает затухать по вине и власти, и оппозиции.

Демократические принципы основаны на взаимодействии власти и народа, которое должно создать условия для компромисса по жизненно важным для страны вопросам. Такой порядок привычен для передовых «продвинутых» демократий. Компромисс неизбежен в политической жизни. Ведь нельзя исходить из презумпции, что власть неизменно права, а люди, недовольные ею, - враги, которые препятствуют реализации безупречно просчитанных государственными структурами планов. Так не

бывает, и мы на опыте последних десятилетий могли убедиться в ошибочных действиях властей, которые подчас подводили страну к краю пропасти. Ни один политик не может сказать, что он не допустил ни одной ошибки в процессе своей деятельности. Слишком сложна система общественных взаимодействий, противостояний, несогласованности, трудноразрешимых проблем, социальных неожиданностей, которую должен тщательно просчитывать и учитывать политик. Полагаем, что ошибки допускали даже такие великие политики, как Ф. Рузвельт, Дэн Сяо Пин.

Такие вопросы должна обсуждать и оппозиция, а не топтаться на одном месте. Митинговая активность населения явно ослабевает. Это происходит потому, что, во-первых, люди не нашли в лице власти понимания затянувшихся требований роспусков и отставок; во-вторых, в силу российских традиций неодобрительное отношение властей к такой форме диалога с народом заметно охладило стремление к коллективному выражению своего протеста. Слишком много эксцессов возникло на этих митингах; опасения возможных провокационных действий со стороны полиции и лиц, принадлежащих к сомнительным группировкам, оборачиваются подчас против ни в чем не повинных граждан. В полицию может быть доставлен даже случайный прохожий, оказавшийся вблизи места проведения митинга.

И еще одно важное обстоятельство - страх, генетический страх перед непредсказуемостью действий властей, который на долгие десятилетия остается в нескольких поколениях после тоталитарных режимов.

Известный историк П.А. Вяземский в письме А.С. Пушкину (1825 г.) отмечал невозможность противостояния власти: «Оппозиция у нас бесплодное и пустое ремесло во всех отношениях». Причину этому он видел в безразличии народа. «Хоть будь в кандалах: их звук не разбудит ни одной новой мысли в толпе, в народе, который у нас мало чуток»8.

Эти строки написаны давно, но у России был очень незначительный исторический срок, чтобы изменить общественное

8 Вяземский П.А. Переписка с А.С. Пушкиным: В 2 т. Т. 1. М., 1982. С. 223.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сознание людей, научить их бороться за свои права, отстаивать свое достоинство. Двух неспокойных десятилетий для этого мало.

В настоящее время конституционное право граждан РФ, провозглашенное в ст. 31 Конституции РФ, конкретизировано в Федеральном законе от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»9. Основные положения данного законодательного акта предусматривают более строгие санкции за нарушение его предписаний. Это явилось реакцией на возрастающую активность народа, которая вводилась в более жесткие рамки. В ст. 2 Закона отмечается, что целью публичного мероприятия «является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики».

Такие публичные мероприятия - обычное явление в демократических странах, и они не вызывают бурных обсуждений в средствах массовой информации, напряженных переговоров организаторов мероприятий с представителями власти.

Как указывается в Стратегии национальной безопасности, состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз позволяет обеспечить конституционные права и свободы человека. Это положение подчеркивает обоюдную ответственность власти и человека: протестные мероприятия должны проходить в соответствии с законом, а власти - считаться с неотъемлемым правом человека свободно выражать свои мнения и убеждения, отстаивать свои права. Ограничения в реализации политических прав и свобод, подавление свободомыслия - это серьезная угроза государственной и общественной безопасности, поскольку нарушается принцип народовластия, создаются препятствия развитию гражданского общества, становлению личности, осознающей свои права и достоинство.

Р. Иеринг писал, что отстаивание права есть долг морального самосохранения. «Кто не чувствует, что в том случае, когда беззастенчиво нарушают и попирают его право, вопрос идет не просто об объекте этого права, но о его собственной личности,

9 СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2485.

кто в подобном положении не испытывает стремления защищать себя и свое полное право, тот человек безнадежный.»10. Автор в предисловии к книге отмечал, что цель его работы - развитие того настроения, которое должно служить для права последним источником его силы - развитию мужественного и стойкого правового чувства. В воспитании такого чувства должно быть заинтересовано и общество, и государство. Без гражданственного воспитания мы никогда не одолеем коррупцию, преступность, бюрократию, неуважение к человеку. Р. Иеринг приводил слова Канта: «Кто делает из себя червяка, тот не может потом жаловаться, если его попирают ногами»11.

Право и права человека выражают принципы равенства, свободы и справедливости. Если они нарушаются, их необходимо отстаивать. И власть должна быть заинтересована в этом, иначе гражданское общество останется недостижимым идеалом. Такое положение вытекает из Стратегии национальной безопасности.

Народ в переходный период учится демократии, народовластию, политическому участию в процессах, происходящих в стране. Для обеспечения государственной и общественной безопасности следует и властям, и народу формировать взаимное уважение, которое будет одним из средств преодоления раскола общества, являющегося угрозой национальной безопасности, устойчивому развитию общества и государства. Дж. Кеннеди четко сформулировал предупреждение: «Тот, кто противится мирной революции, тот получит насильственную».

Необходимость новой социальной политики

В Стратегии национальной безопасности большое внимание уделено не только политическим, но и социально-экономическим правам. И это понятно, учитывая состояние, степень обеспеченности социальных и экономических прав. Путь к изменению положения в этой сфере - подъем экономики на основе модернизации, инноваций, вложений в человеческий

10 ИерингР. Борьба за право. М., 1998. С. 3.

11 Там же.

капитал. Российская экономика осложнена серьезными проблемами. За 20 лет своего существования незрелая, только формирующаяся экономика попала под дефолт и два экономических кризиса. Это отразилось на устойчивости развития российского общества.

Как отмечалось выше, права человека не только включены в реальные общественные отношения. С одной стороны, они оказывают влияние на состояние этих отношений, с другой -испытывают их обратное воздействие, которое может быть как позитивным, так и негативным. Это относится и к социальным, и к экономическим правам.

В нынешней сложной экономической ситуации трудно обеспечить все приоритеты, намеченные в государственных программах.

Трудности, с которыми сталкивается отечественная экономика, в значительной мере обусловлены потерями в период кризиса 2003 г. Темпы экономического роста упали в среднем в два раза. В докризисном 2007 г., когда цены на нефть существенно повысились, ВВП вырос на 8%, реальные доходы - на 12%. Несмотря на высокие цены на нефть, в 2011 г. реальные доходы увеличились только на 0,8%, даже в кризис 2009 г. их рост был выше. В январе 2012 г. цены на нефть превысили 125 долл. за баррель, а Минэкономразвития России, Международный валютный фонд и Мировой банк прогнозируют для России сокращение прироста ВВП до 3,3-3,7% за год12.

Приведенные цифры тревожны, но понять причину такого состояния экономики нетрудно. В стране почти разрушена материально-техническая база народного хозяйства, неблагоприятен инвестиционный климат, высока апатия людей, утративших работу и квалификацию, и т.д.

Неудачи первых перестроечных лет объяснялись умалением роли государства в экономике. Сейчас возможности воздействия государства на рыночные отношения велики. А невысокий эффект от государственного воздействия можно объяснить не только отсутствием политической воли, но и противоречивостью

12 См.: Аганбегян А. Размышления о современном кризисе в России и ее послекризисном развитии // Мир перемен. 2012. № 2. С. 9-10.

позиций относительно приоритетов, требующих капитальных вложений.

Ситуация в мире стремительно меняется, и далеко не в лучшую сторону. В этот процесс, естественно, втянута и Россия. Разумеется, поставленные задачи обеспечения достойной жизни граждан будут решаться, но неизбежны и трудности, связанные с ростом инфляции, повышением цен на товары и услуги. Это не может не отразиться на обеспеченности социальных и экономических прав, на качестве жизни человека.

В концепции национальной безопасности намечены условия для обеспечения устойчивого развития России на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Однако любой прогноз должен основываться на глубоком анализе и подлинной оценке реалий нашего общества в современный период. Без такой «точки отсчета» невозможно правильно оценить ни краткосрочные, ни долгосрочные перспективы реализации выдвинутых критериев обеспечения национальных интересов. К сожалению, оценка реалий нашего общества на данном этапе его развития в Стратегии не в полной мере отражает те серьезные и крайне тревожные негативные процессы, о которых пишут и говорят не только ученые, журналисты, но и руководители страны.

Так, в Стратегии отмечается, что Россия остановила «падение уровня жизни российских граждан, устояла под напором национализма, сепаратизма, восстановила возможности по наращиванию своей конкурентоспособности, решила первоочередные задачи в экономической сфере, обеспечила инвестиционную привлекательность национальной экономики».

Увы, в реальной жизни эти успехи пока незаметны для людей, живущих обычной жизнью, приближенных к «земле», на собственном опыте познающих социальные трудности повседневности, наблюдающих негативные процессы в сфере духовности и нравственности, уважения прав и свобод и т.д. Падение уровня жизни не остановлено и не может быть остановлено в условиях коррупции, неконтролируемого роста цен, инфляции, низкой заработной платы значительной части населения, не достигающей даже прожиточного минимума.

Национальные отношения обостряются, и такое обострение стоило жизни немалому числу людей. Экономика на внешнем рынке по-прежнему неконкурентоспособна. Какие первоочередные задачи решены в экономике, продолжающей сидеть на «нефтяной игле»? В чем проявляется возрастание конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности?

В 2010-2011 гг. восстановление послекризисной экономики шло низкими темпами. По приросту инвестиций сравнительные показатели составляли соответственно 13 и 7%, по реальным доходам населения - 11 и 5%.

Правительству в 2011 г. был представлен доклад «Стратегия 2020», подготовленный сотрудниками РАНХиГС и НИУ ВШЭ, в котором определяются меры, связанные с повышением темпов социально-экономического развития страны, а также предлагается повысить норму инвестиций, реорганизовать бюджетную сферу и пенсионную систему, больше внимания уделять науке, образованию и здравоохранению. Для этого необходимо перейти к новой модели экономического роста и реализовать новую социальную политику13.

Возможно, принятие модели развития, предусматривающей новую социальную политику, ускорит обеспечение и реализацию социально-экономических прав граждан, сократит раскол общества по социальному статусу. Пропасть между богатыми, бедными и очень бедными продолжает расширяться, и это тревожный признак стагнации, нежелания что-либо изменить в сложившейся социальной деформации, когда доходы самых богатых, по различным оценкам, в 24-45 раз превышают доходы бедных.

Такая консервация социальной патологии в конечном счете принесет огромный вред государству и обществу, не позволит улучшить качество жизни населения и обеспечить конституционные права граждан. Она лишь способна углубить противостояние народа и власти.

13 См.: АганбегянА. Указ. соч. С. 16.

Увеличение финансирования науки - условие укрепления национальной безопасности

Нельзя не сказать о том, что обеспечение прав человека неразрывно связано с наукой. Наука дает знания человеку, повышает его социальный статус, без нее невозможно ни создание «умной экономики», основанной на знаниях, ни выход на мировой рынок с конкурентоспособной продукцией, ни развитие «человеческого потенциала». Нынешнее неблагополучие в науке обусловлено экономией на ее развитии, слабым инвестированием в «человеческий капитал». Этим обусловлено значительное отставание России от развитых стран, и сложившаяся ситуация не позволяет рассчитывать, что это отставание мы преодолеем в ближайшее время.

Наука в Советском Союзе была в центре внимания власти, достойно финансировалась и помогла вывести в прошлом отсталую страну на уровень передовых держав мира. Россия - преемница СССР, но отношение к науке с началом реформирования существенно изменилось, и это резко отразилось не только на экономическом развитии, но и на позициях России в международном сообществе. Разумеется, справедливо говорят об оборонной ориентации экономики СССР, однако на основе развивающейся науки в стране атомное производство широко использовалось в мирных целях, осваивалась Сибирь, привлекалась рабочая сила для строительства гидроэлектростанций на сибирских реках, велась огромная работа по исследованию природных ископаемых. Если мы вступили на путь инновационного развития, то без научных открытий, которые способствовали бы конкурентоспособности продукции на внешнем рынке, обеспечили бы создание наукоемких производств, формирование экономики, основанной на знаниях, прогресс общества невозможен. Однако сегодня на науку в России расходуется менее 10 млрд долл. (для сравнения: в США - около 310 млрд долл., в Китае -свыше половины объема финансирования США, хотя еще 10 лет назад Китай на науку расходовал меньше России)14. Разрушены, разворованы огромные промышленные комплексы. Новые про-

14 См.: Аргументы и факты. 2009. № 15. С. 8.

изводства насчитывают единицы, при этом они основаны на технологиях, закупаемых за рубежом.

Основным центром развития науки в стране была Академия наук - вековая гордость России, обладающая разветвленной системой научных учреждений, находящихся в различных регионах, внесшая огромный вклад не только в отечественную, но и в мировую науку. В условиях рыночных отношений ее финансирование резко сократилось, и это вызвало массрвый отток талантливых ученых за рубеж. Оставшиеся ученые, которые не хотят покидать страну, работают на устаревшем оборудовании с невысокой оплатой труда. Государство выделяет РАН 12% от общего объема финансирования науки; 16% выделяется на развитие «альтернативных научных учреждений», работающих при государственных органах власти15.

Вице-президент РАН академик А.Д. Некипелов отметил, что бюджет всей российской науки можно сопоставить с бюджетом одного американского университета. А доля финансирования российской науки в мировых вложениях в науку не превышает 2-2,5%. Нет необходимости доказывать, что такое положение негативно сказывается на всех сферах национальной безопасности и устойчивого развития страны.

В Стратегии национальной безопасности четко сформулированы причины отставания российской науки. Негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования оказывают отставание в переходе в последующий технологический уклад, зависимость от импортных поставок научного оборудования, приборов и электронной компонентной базы стратегических материалов, недостаточное развитие нормативной правовой основы, низкий уровень социальной защищенности инженерно-технического персонала, профессорско-преподавательского и педагогического состава, а также ненадлежащее качество общего среднего, профессионального среднего и высшего образования и др.

В Стратегии проанализированы состояние нашей науки и его последствия, тормозящие выход страны на новый путь инно-

15 См.: Запесоцкий А.С. Наука - пасынок страны? // Известия. 2011. 8 февр.

вационного развития. Почему же политика по отношению к науке не меняется? Пока не будет осуществляться ее нормальное финансирование, все указанные выше негативные факторы, подрывающие национальную безопасность, не будут устранены.

В 1970-1980 гг. Советский Союз расходовал на науку 3,5% ВВП. В современной России на финансирование теоретической и прикладной науки выделяется от 0,5 до 0,7% ВВП. О какой национальной безопасности и устойчивом развитии может идти речь? Наша инновационная отсталость растет ежегодно, и равняться со странами, обладающими высокими технологиями, мы не можем, если исходить из реальной оценки нынешней ситуации.

Национальная безопасность, национальные интересы на долгосрочную перспективу, как отмечается в Стратегии, заключаются, в частности, в экономическом росте, который достигается прежде всего путем развития инновационной системы и вложения инвестиций в человеческий капитал, что обеспечит превращение России в мировую державу.

Между тем процесс разрушения науки продолжается. Теперь он охватывает всю цепочку - от средней школы, вузов до научных учреждений, бывших когда-то гордостью страны. Он «вымывает» талантливых людей, которые покидают страну не только и не столько из-за низкой оплаты труда, сколько из-за отсутствия нормальных условий для занятия наукой. В 1992 г. численность персонала, занятого в научных исследованиях, составляла 1562 тыс. человек, в 1995 г. - 1051 тыс. (за три года уехало 0,5 млн ученых), в 2000 г. - 887 тыс., в 2005 г. - 803 тыс. (исследователи составляют 371 тыс. человек)16.

И никакие грандиозные проекты типа «Сколково», который призван стать двигателем научного прогресса, не смогут заменить нормальных условий для научных исследований в масштабах всей страны. Финансирование «Сколково» осуществляется в иных масштабах: в 2011 г. его бюджет составлял 26,892 млрд руб., из них немного более 3 млрд - средства от частных инве-

16 См.: Россия в цифрах. 2006. Краткий статистический сборник. М., 2006. С. 50-57.

сторов. Основной объем финансирования поступает из государственного бюджета; частные инвестиции пока еще невелики17.

Результатом «избирательной» политики по отношению к науке является резкое снижение индекса человеческого потенциала, который носит общий характер в стране. По индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) в 1992 г. Россия занимала 29-е место в мире и входила в группу стран, в которых человеческий потенциал достиг высокого уровня. В 2000 г. она опустилась на 57-е место и перешла в группу стран со средним уровнем развития, в 2005 г. - заняла 63-е место, приблизившись к странам с низким уровнем развития18. Падение ИРЧП произошло стремительно, но возможно ли сделать такой же стремительный рывок в обратном направлении, даже в долгосрочной перспективе, способный вывести страну на уровень мировых держав?

Сокращается количество не только ученых-исследователей, но и высокопрофессиональных рабочих, без которых невозможно внедрение инновационных технологий. Если в 1990 г. они составляли 38% от общего числа рабочих, то в 2007 г. - 5% (в высокоразвитых странах - 40%, в США - 47%)19. Разрушена система профессионально-технического обучения. Чьими силами будет развиваться инновационное производство?

В экономике возникла «квалифицированная ловушка», своего рода «капкан» для развития инноваций в реальной экономике. Исследования показывают, что 63,4% рабочих имеют только среднее образование, не получив профессионального, в то время как необходимо, чтобы 11,1% имели среднее образование; 89,9% рабочих должны иметь профессиональное образование20.

Все эти процессы непосредственно связаны с наукой и образованием, в частности профессиональным. В сложившейся

17 См.: Коммерсантъ. 2011. 28 февр.

18 См.: Россия в цифрах. 2006. Краткий статистический сборник. С. 50-57.

19 См.: Труд. 2008. 17 марта.

20 См.: Лутохина Л. «Конец труда» или его начало // Мир перемен. 2010. № 4. С. 96, 97.

обстановке недостаточно инноваций - нужны специалисты, способные реализовать современные инновационные проекты.

Найти новую работу, изменить профессию, место жительства крайне сложно в силу специфических условий жизни в России. Системы перепрофилирования рабочих пока еще получили слабое развитие, не говоря уже о практической невозможности получить жилье на новом месте после переезда. Это ведет к маргинализации населения, связанной со снижением социального статуса и уровня культуры.

Как отмечает Р. Симонян, криминализация общества породила новые явления, разрушающие культуру общества. Так, «армия охранников и телохранителей насчитывает более 1,5 млн россиян в возрасте от 25 до 45 лет - это мощный созидательный ресурс нации, род нынешних занятий которого приводит к его интеллектуальной деградации»21. А ведь это неиспользованный резерв для инвестирования в человеческий капитал.

Есть еще одно важное обстоятельство, которое подрывает устойчивое развитие страны и является серьезной угрозой национальной безопасности - это все возрастающая депрофессионализация, охватывающая самые широкие сферы жизни общества. «Реформы 90-х годов буквально выкосили настоящих специалистов из многих отраслей. На смену профессионалам пришли дилетанты. Были разрушены научные и профессиональные школы. Ассоциации обманутых дольщиков, одураченных вкладчиков, искалеченных пациентов объединяют огромное число людей, пострадавших не только от жульничества, но и от повального непрофессионализма»22.

Процесс депрофессионализации мы наблюдаем в школах, больницах, высших учебных заведениях, на производстве, в науке. Депрофессионализация порождена не только нескончаемыми реформами, которые охватывают всю систему образования, начиная со школы. Она во многом определяется системой

21 Симонян Р. О некоторых социокультурных итогах российских экономических реформ 90-х годов // Мир перемен. 2010. № 3. С. 102.

22 Морозов М. Время говорить о кадрах // Трибуна. 2009. № 21. С.

организации коммерческих учебных заведений, в большинстве которых требования к студентам занижены.

Если не будет изменена система финансирования науки, общество обречено на деградацию. В стране продолжится падение уровня профессионализма учителей, врачей, инженерно-технических работников, квалифицированной рабочей силы. Начало этого процесса достаточно убедительно проявляется уже сегодня.

Развитие науки - неотъемлемое условие обеспечения качества жизни людей, их прав и свобод.

История поставила перед Россией задачи, которые не решало ни одно государство. Плавный переход от тоталитаризма к демократии, от плановой экономики к рыночному хозяйству не может быть осуществлен без трудностей - слишком крутой поворот совершается на пути преобразований, реформирования, модернизации. На этом пути неизбежны взлеты и падения, динамичное развитие, кризисы и застойные явления. В Стратегии национальной безопасности определены главные стратегические риски и угрозы в экономической сфере на долгосрочную перспективу: сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность, низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции.

Чтобы все это преодолеть, потребуются усилия и власти, и народа, их диалог и взаимодействие, демократизация политических процессов - огромная работа, направленная на повышение нравственного и правового сознания граждан. Но главное состоит в обеспечении защищенности личности, ее конституционных прав и свобод, достойного качества и уровня жизни.

Решение поставленных задач невозможно без развития науки, огромного напряжения представителей точных наук и объединенных усилий экономистов, юристов, социологов, пси-

хологов, политологов для создания комплексного проекта устойчивого развития общества и обеспечения национальной безопасности.

В.А. Карташкин

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Международная безопасность - сложное понятие, которое формируется в процессе исторического развития, постоянно изменяется и совершенствуется. Она включает в себя комплекс политических, военных, правовых, экономических, гуманитарных, информационных, экологических и иных аспектов. Все они играют значительную роль в укреплении международной безопасности. Однако на определенных этапах развития общества те или иные ее аспекты оказывают преобладающее влияние на укрепление межгосударственных отношений.

В нынешнем веке международная безопасность не может быть обеспечена без разработки и соблюдения основных прав и свобод человека и пресечения их преступных нарушений1.

Конец ХХ в. и вступление мира в XXI в. характеризуются радикальными изменениями в международных отношениях, которые в значительной степени связаны с правами человека. Распространение терроризма, рост масштабов внутренних вооруженных конфликтов, преступные нарушения прав человека -далеко не полный перечень причин, способствующих ухудшению международной безопасности.

* Заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор.

1 В литературе по международному праву и международным отношениям этот аспект проблемы международной безопасности обычно не рассматривается. См.: Кулагин В.М. Современная международная безопасность. М., 2012; Международное право: Учебник / Под ред. А.Н. Вылегжанина. М., 2011. С. 655-721.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.