Научная статья на тему 'Устойчивое развитие и национальная безопасность'

Устойчивое развитие и национальная безопасность Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1396
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / STABLE DEVELOPMENT / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / MODERNIZATION OF POLITICAL AND ECONOMIC PROCESSES / НАУКА / SCIENCE / СОЗДАНИЕ "УМНОЙ" ЭКОНОМИКИ / CREATION OF "CLEVER" ECONOMICS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лукашева Елена Андреевна

В статье раскрывается понятие стратегии устойчивого развития и ее неразрывная связь с проблемами национальной безопасности страны. Анализируются экономические и социальные причины, негативно влияющие на устойчивое развитие, положение человека, обеспеченность его прав и свобод. Особое внимание уделено состоянию российской науки и ее роли в модернизации общества и упрочении национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stable Development and National Security

The notion of the strategy of stable development and its close link with problems of national security of the country are disclosed in the article. Economic and social causes that negatively affect stable development, as well as status of a person, guarantee of his freedoms and rights are analyzed. Special attention is devoted to the state of the Russian science and its role in the modernization of the society and in strengthening of national security

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие и национальная безопасность»

Е.А. Лукашева

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Динамика концепции устойчивого развития Устойчивое развитие - одна из наиболее важных проблем современного мира. Она охватывает судьбы не только нынешних, но и будущих поколений. Какое наследие мы им оставим? Либо разбалансированный социум, в котором существуют раскол, противостояние, конфликты, бедность, либо общество свободных людей, где принципы прав человека, справедливости, законности будут положены в основу взаимодействия людей, социальных групп, государств как во внутренних, так и в международных отношениях.

Концепция устойчивого развития с момента своего возникновения претерпела существенные изменения, расширились ее содержание и сущность. Известно, что впервые идея перехода мирового сообщества к устойчивому развитию была выдвинута Комиссией по окружающей среде и развитию; широкое звучание она получила на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Конференция приняла ряд важных документов: Декларацию по окружающей среде и развитию, Заявление о принципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех видов лесов, а также Повестку дня на XXI век. Были разработаны Конвенция по сохранению биологического разнообразия и Конвенция по изменению климата, создана Комиссия устойчивого развития в системе ООН. Решения Конференции были рассмотрены и одобрены 47-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1992 г.

В последующее десятилетие данная концепция в различных модификациях разрабатывалась представителями различных наук, и прежде всего естественных. И это вполне объяснимо,

Заведующая сектором прав человека Института государства и права РАН, член-корреспондент РАН.

Труды Института государства и права 5

Российской академии наук № 4/2011

поскольку понятие «устойчивое развитие» изначально связывалось с влиянием, воздействием человеческой деятельности на окружающую среду, на экологию. Выделялись два основных проявления этого влияния: развитие невозможно без использования природных ресурсов и вместе с тем неизбежно вредное воздействие производственных и иных процессов на окружающую среду. Достижение оптимальных результатов развития с минимальным ущербом для среды - такова сущность концепции устойчивого развития на начальном этапе, центром которой провозглашаются интересы людей и задачи мирового прогресса.

По мере изучения этой глобальной проблемы возникла необходимость расширения первоначального содержания концепции устойчивого развития, включения в нее не только экологических, производственных, демографических, но и ряда иных факторов, определяющих процесс устойчивости: политических, правовых, социальных, гуманитарных, национальных, конфессиональных, этических, культурных. Без их учета, без оценки особенностей международного сотрудничества различных стран, их культур и цивилизаций, общественной психологии и сознания на каждом этапе развития человечества предлагавшиеся ранее меры, направленные на обеспечение устойчивого развития, не могли быть эффективными, поскольку при этом не учитывалась неразрывная связь всех компонентов, входящих в понятие «развитие», относимое к мировому прогрессу и судьбам человечества, особенностям развития национальных государств.

Устойчивое развитие объективно необходимо для всех компонентов, составляющих «среду обитания» человечества, -политических, экономических, социальных, социокультурных, правовых и др. Нарушение устойчивости любого из этих компонентов влечет дисфункции системы, а порой и разрушает ее, создает угрозу развитию человечества, ставит его на грань войн, конфликтов, катастроф, гибельных не только для окружающей среды, но и для всей цивилизации. Поэтому когда мы говорим об устойчивом развитии, то речь идет, по сути дела, о системе национальной и международной безопасности, о выживании человечества.

Эта неразрывная связь сохранения окружающей среды с системой иных факторов нашла отражение в широкой трактовке устойчивого развития, что в еще большей степени подчеркивает те невиданные сложности, которые стоят перед человечеством в современном мире. Такая тенденция получила развитие в общественных науках1.

Ближайшей целью стратегии устойчивого развития в современных условиях должны быть динамичное решение вопросов, порожденных новыми глобальными угрозами; быстрая реакция на непредвиденные ситуации, возникновение которых неизбежно и в быстро меняющихся отношениях, и в политике, и в экономике, и в общественном сознании.

Устойчивое развитие - это не консервирование ситуации при достижении поставленных целей, а постоянное движение к инновациям, переменам, прогрессу. Учитывая весь предшествующий исторический опыт, связанный с беспокойной картиной мира, трудно предположить, что в обозримые столетия человечество станет единой общностью, основанной на коллективном мышлении, лишенной эгоизма, жажды приобретательства и обогащения, на осознании необходимости ограничения своих потребностей. Это отметил Н.Н. Моисеев: «Вряд ли можно думать, что в нынешнем веке (XX в. - Е.Л.) борьба будет менее жестокой и в ней не будут использованы все средства уничтожения, которые есть в распоряжении человека. И трудно предположить, что в этой борьбе за ресурсы человечество сможет сохраниться на планете. Надо искать другие пути, и они у человека существуют»2. По его мнению, человечество располагает развитым коллективным интеллектом и может иметь ясное представление о характере наступающего кризиса и его катастрофичных по-

1 См.: Россия на пути к устойчивому развитию. М., 1996; Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию. М., 1998; Моисеев Н.Н. Экология и образование. М., 1996; Новая парадигма развития России в XXI веке. Комплексное исследование проблем устойчивого развития; идеи и результаты. М., 2000; Права человека как фактор стратегии устойчивого развития. М., 2000; Левашов В.К. Социологическая динамика. Опыт социологического исследования. М., 2003.

2 Моисеев Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование. М., 1995. С. 12.

следствиях. Поэтому возможно найти разумное решение, исключающее всемирное уничтожение3.

Однако современный коллективный интеллект не сформировал систему ясных и единых представлений о событиях, происходящих в мире или в отдельных регионах. Наоборот, в течение последних десятилетий мы наблюдаем разрушение коллективного интеллекта, который выдвигает конкурирующие модели мирового развития. Высказываются различные мнения относительно путей развития различных цивилизаций, использования новейших открытий в науке таким образом, чтобы они не причиняли вреда людям - генная инженерия, клонирование, эвтаназия. Различными элитными слоями по-разному оцениваются причины кризиса 2009 г., меры его преодоления, продолжительность, последствия и т.д. Каждая страна стремится преодолеть его по-своему. Но дело не в том, что коллективный интеллект, как и любой коллективный феномен, не может быть ориентирован на единые стандарты. Так, одни ученые бьют тревогу в связи с потеплением климата на нашей планете, другие отрицают наличие этой проблемы, третьи предсказывают различные сроки возможной гибели земной цивилизации и т.д. Коллективный интеллект Совета Безопасности ООН не может прийти к согласию по вопросам, которые способны подтолкнуть к неконтролируемому использованию ядерного оружия.

Современный мир подчас представляется сообществом, забывающим о том, что речь идет не просто о концепциях, а о выживании человечества. И это не громкие слова. Все эти вызовы и угрозы являются сигналами, посылаемыми людям, забывающим, в отличие от своих древних предков, установивших непререкаемые нормативы, способствовавшие выживанию человеческого рода, об опасности, нависшей над ними. Человечество подошло к краю пропасти: все шире становится круг держав, стремящихся к обладанию ядерным оружием, появляются новые средства массового уничтожения, растут терроризм и преступность, мир сотрясают международные конфликты, локальные и

3 См.: МоисеевН.Н. Историческое развитие и экологическое образование. С. 12.

гражданские войны, нетерпимость, ксенофобия. Нельзя также сбрасывать со счетов неконтролируемый рост народонаселения, невосполнимый вред, наносимый окружающей среде, и т.д.

Вот почему так важно принятие на основе консенсуса стратегии устойчивого развития, обязательной для всех народов и государств. К сожалению, в последние десятилетия произошло резкое падение престижа международного права, что свидетельствует об утрате важнейших ценностных принципов для создания стабильного и устойчивого миропорядка. Поэтому и договоренности в Рио-де-Жанейро, положившие начало новой стратегии развития человечества, цель которых состояла в реализации новых парадигм человеческого мышления, остались лишь декларациями. Еще в 1997 г. специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН отметила, что важнейшие документы, принятые на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, - Декларация по окружающей среде и развитию, Заявление о принципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех видов лесов, Повестка дня на XXI век - не получили какой-либо реальной поддержки в практике государств.

Организацией Объединенных Наций были разработаны рекомендации по показателям (индикаторам) движения стран к устойчивому развитию. В базовый набор таких индикаторов входят социальные, экономические, экологические факторы (они детализированы, конкретизированы, дополнены организационными индексами). Эти индикаторы не являются исчерпывающими, они могут быть дополнены и конкретизированы применительно к каждой стране с учетом ее государственных, технологических и социокультурных особенностей. «Система индикаторов устойчивого развития России должна стать важной

„4

составной частью национальной стратегии нашей страны» .

За последние десятилетия человечество не сделало каких-либо шагов, свидетельствующих о повороте провозглашенного

4 Коптюг В.А., Матросов В.М., Левашов В.В., Домянко Ю.Б. Подходы и разработка национальной стратегии устойчивого развития России // Новая парадигма развития России в XXI веке. М., 2000. С. 41.

перехода от традиционного развития к сфере разума, определяющей стратегию устойчивого развития. И это понятно, поскольку за этот исторически краткий период появились факторы мировой значимости, которые не были в достаточной мере представлены в ранее разработанных концепциях.

Во-первых, к числу таких факторов относятся отрицательные последствия набирающей обороты глобализации, которая втягивает в свою орбиту новые страны, континенты, цивилизации. Казалось бы, глобализация должна была убедить в необходимости взаимодействия всех стран для обеспечения устойчивого развития. Однако достичь благ, которые могла бы дать глобализация, возможно лишь при одном условии - если она базируется на принципах равенства и справедливости всех участников международного общения. Но в процесс глобализации вовлечены государства, которые неравноценны в экономическом, социальном, политическом, социокультурном отношениях. И эта неравноценность используется развитыми странами в своих эгоистических интересах.

Глобализация, основная задача которой состояла в гуманизации мирохозяйственных связей, формировании рыночного хозяйства, не выполнила своей функции, напротив, она создала более благоприятные условия для экономического развития богатых держав за счет использования природных ресурсов и зависимого положения отстающих стран. Это привело к нарастанию дисбаланса в мироустройстве - небывалой поляризации богатства и бедности, обострению этнических конфликтов, усилению экологического кризиса, подрыву системы социальной защиты, разрушению традиционных укладов хозяйствования в ряде стран неевропейской цивилизации. Поэтому при всей объективной неотвратимости она неизбежно привела к подрыву устойчивого развития.

Во-вторых, устойчивое развитие подорвал кризис, охвативший весь современный мир, что свидетельствует о несовершенстве механизмов регулирования экономических, социальных, политических, национальных отношений, международно-правовых связей, гуманистической ориентации. Мировой кризис - тревожный сигнал о неблагоприятном влиянии глобальных процессов, в частности эко-

номических, на современное мироустройство и развитие ряда национальных государств. Ведь эти отношения давно развиваются не стихийно, а под эгидой институциональных организаций - Всемирного банка, Международного валютного фонда, Всемирной торговой организации и др., целенаправленно регулируются в интересах преуспевающих государств. Такие процессы обостряют и углубляют не только противостояние богатых и бедных стран, но и социальное неравенство внутри государств, расширяя пропасть между элитой и основной частью общества.

В-третьих, все острее ощущаются последствия распада двухполярного мира, усиливается борьба великих держав за гегемонию в мире. В этой борьбе участвуют теперь не только Россия и США, но и Китай, Индия (экономика последних развивается темпами, которые способны потеснить бывших лидеров мирового развития с переднего края).

В-четвертых, человечество не только не продвинулось вперед по пути разума, гармонизации взаимодействия народов, лидеров, общественных движений, организаций (даже ООН), но создало напряжение, которое накаляется все больше. Договоренности по самым глобальным проблемам зачастую носят сугубо формальный протокольный характер. Падает престиж и весомость международного права, которое не является преградой для произвольных действий отдельных государств ни в Ираке, ни в Косово, ни в Чечне, ни в Ливии, ни в ряде других регионов планеты.

В-пятых, в силу того, что в современном мире не произошло позитивных сдвигов в духовно-нравственной сфере, замедляется процесс формирования нового общественного сознания. Учитывая нынешнее напряженное состояние взаимодействия, общения, дегуманизации человека, общества, государств, международной сферы, мы чрезвычайно далеки от единой цели, достичь которую возможно лишь на основе массовой поддержки мирового сообщества.

Неспокойная картина мира, отсутствие механизмов предотвращения кризисных ситуаций в отдельных государствах - этими факторами также обусловлена важность выработки стратегии

устойчивого развития для национальных государств с учетом своеобразия исторических условий развития.

Данная проблема чрезвычайно актуальна для России, которая не может пока еще интегрироваться в мировое сообщество, осуществить модернизацию всех сфер жизни - политических, социальных, экономических, нравственных, обеспечить незыблемость прав и свобод граждан, создать им достойные условия жизни. Ориентируясь на перспективу, но понимая неотложность ответов на вызовы и угрозы сегодняшнего дня, следует рассматривать стратегию устойчивого развития в неразрывной связи с обеспечением национальной безопасности.

Вопросы устойчивого развития России привлекли широкое внимание научной общественности. Их разработкой занимались выдающиеся ученые, представители естественных и общественных наук (В.А. Коптюг, В.М. Матросов, Л.Ю. Абалкин, Д.С. Львов, Н.Н. Моисеев, В.П. Макаров, А.Я. Урсул, СП. Капица, Ю.Б. Домянко, В.В. Левашов и др.).

Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, разработанная большим коллективом ученых, была утверждена Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 4405. Несмотря на то что данная Концепция была представлена в значительно обедненном варианте, больше всего огорчает, что содержащиеся в ней урезанные идеи, выводы, предложения повисли в воздухе и растворились, а о самом Указе вскоре забыли.

Полагаю важным отметить, что идеи и выводы Концепции сохраняют актуальность и сегодня. Зыбкость, разбалансирован-ность политической, экономической, социальной, экологической и других сфер в России требуют неотложной реакции, поскольку их состояние свидетельствует о снижении устойчивого развития страны.

Не случайно вопросы устойчивого развития были поставлены в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. и особенно в Указе Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Рос-

5 СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1572. 12

сийской Федерации до 2020 года»6 (далее - Стратегия), в котором определены главные направления деятельности в данной сфере, обеспечивающие устойчивое развитие российского общества и поставлена задача совершенствования механизмов стратегического планирования устойчивого развития.

Устойчивое развитие или застой?

Проблема устойчивого развития способствовала объединению усилий ученых самых различных отраслей знаний, поскольку, как отмечалось выше, она охватывает не только прогнозы технологического развития, его воздействия на окружающую среду, но и сферы политики, социальных отношений, социокультурных, демократических, миграционных, международно-правовых факторов. К сожалению, правовые основы устойчивого развития, права человека как центральное звено всей правовой системы практически не изучались в рассматриваемом контексте7. Отсутствие глубоких теоретических разработок значительно обедняет концепцию устойчивого развития: ведь все государственные и правовые нормы и институты являются целенаправленными формами воздействия на сознание и поведение людей, их социальных групп, общностей (внутригосударственных и международных). Человек - определяющая цель устойчивого развития, поскольку последнее призвано создать атмосферу, несовместимую с конфликтами, общественными потрясениями, унижением достоинства личности, ущемлением ее законных интересов и потребностей, способствует росту самосознания человека, определяет сплоченность и солидарность в обществе.

Вся деятельность людей институционально и нормативно структурирована. И эта система социокультурной регуляции вырабатывалась человечеством для поддержания стабильности, устойчивости жизнедеятельности. Поэтому нормативность - это универсальное свойство социального бытия, которое упоря-

6 СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

7 Исключением является монография «Права человека как фактор стратегии устойчивого развития» (отв. ред. Е.А. Лукашева), подготовленная коллективом сотрудников Института государства и права РАН (М., 2000).

дочивает, координирует взаимодействия людей, предотвращает социальные катаклизмы и конфликты. Соционормативная система, включая право, права человека, политику, мораль, религиозные нормы, обычаи, традиции, обыкновения, призвана сохранять устойчивость развития страны и мира в целом. Поэтому каждый из элементов соционормативной системы и все они в единстве служат упорядочению социального бытия, придают устойчивость связям и взаимодействиям людей, делают их предсказуемыми, гарантированными от случайностей, которых человек изначально боялся более всего. Человечество с момента своего возникновения заботилось об «устойчивости» своего развития и придавало большое значение «нормированию» отношений, начиная с табуирования, запрета определенных действий, вредных для рода, племени, общностей. И с этих позиций проблема устойчивого развития не нова; она существует столько, сколько существует человечество. Однако на каждом этапе его развития выдвигались свои проблемы, необходимые для самосохранения и выживания человеческого рода, свои способы решения этой задачи. Без устойчивого развития невозможен был бы прогресс, цель которого - ответить на вызовы каждой исторической эпохи.

Право и права человека - это не только наиболее четкий регулятор всех форм общественных связей и взаимодействий людей в политической, экономической, социальной, духовно-нравственной, демографической, миграционной сферах. По тому, насколько обеспечены права человека, можно судить о положении в любой сфере, входящей в систему устойчивого развития. Неблагополучие с правами человека, ущемление его прав и достоинства - свидетельство дисбаланса отношений индивида с обществом и государством. Поэтому права человека - индикатор эффективности всех факторов общественного развития, в том числе реальности или иллюзорности демократической, правовой и социальной природы государства.

В современной России права человека нарушаются практически во всех сферах жизнедеятельности: свидетельство тому -неуважение к личности, бюрократизм, коррупция, вопиющие недостатки судебной системы и т.д. Не случайно в Стратегии

большое значение придается защищенности личности, ее прав и свобод, социальному качеству жизни граждан.

Все национальные приоритеты, определенные в Стратегии, в конечном счете находят выражение в системе прав человека: право на личную безопасность, достойную жизнь, на образование, на участие в решении политических проблем, получение медицинской помощи, на здоровую окружающую среду, на высокие стандарты жизнеобеспечения. Это означает возрастание роли правового социального государства, без которого невозможно обеспечение всей системы прав человека, устойчивое развитие общества.

Выдвижение приоритетов национальной безопасности является важнейшим ориентиром для реального обеспечения прав человека, и такие приоритеты правильно определены в государственной Стратегии. Это свидетельствует об осознании руководством страны первостепенной значимости устойчивости развития всех общественных процессов.

Характерно, что, формулируя приоритеты и национальные интересы, Стратегия на первое место выдвигает защищенность прав и свобод человека, достойное качество и уровень жизни граждан. Но обеспечение этого приоритета неотделимо от защищенности суверенитета, территориальной целостности, обороны и безопасности государства.

Устойчивое развитие общества - необходимое условие обеспечения национальной безопасности страны. В последние годы постоянно отмечались достижения, связанные со стабилизацией общества. Однако вызывают тревогу негативные процессы, которые развиваются по нарастающей и которые могут помешать реализации задач, выдвинутых в Стратегии национальной безопасности.

Экономика страны все еще основана на продаже сырьевых ресурсов, обостряются национальные проблемы, политическая жизнь заторможена, в ней нет необходимой для развития политических процессов борьбы мнений, недовольство и возражения вызывают «инновации» в сфере образования, происходит нравственная деградация общества.

Устойчивое развитие и национальная безопасность неотделимы. В Стратегии национальная безопасность определяется как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которая позволяет обеспечить конституционные права, гражданские свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства».

В Стратегии прогнозируются краткосрочные и долгосрочные перспективы решения выдвигаемых задач, обеспечения устойчивого развития. Однако любой прогноз должен основываться на глубоком анализе и подлинной оценке реалий нашего общества. Без этого невозможно правильно оценить ни краткосрочные, ни долгосрочные перспективы обеспечения национальных интересов. К сожалению, оценка реалий нашего общества на нынешнем этапе его развития не в полной мере учитывает те серьезные и крайне тревожные негативные процессы, о которых пишут и говорят не только народ, ученые, журналисты, но и руководители страны.

Так, в Стратегии отмечается, что Россия «остановила падение уровня жизни российских граждан, устояла под напором национализма, сепаратизма, восстановила возможности по наращиванию своей конкурентоспособности, решила первоочередные задачи в экономической сфере, обеспечила инвестиционную преемственность национальной экономики. Консолидировано правовое пространство, возрождаются исконно российские идеалы, духовность, достойное отношение к исторической памяти. Укрепляется общественное согласие на основе общих ценностей - свободы и независимости Российского государства, гуманизма, межнационального мира и единства культур многонационального народа России, уважения семейных традиций, патриотизма».

Однако в реальной жизни эти успехи пока незаметны для людей, живущих обычной жизнью, приближенных к «земле», на собственном опыте познающих социальные трудности повседневности, негативные процессы в сфере духовности и нравственности, уважения прав и свобод, их достоинства. Падение

уровня жизни не приостановлено, да это и невозможно в условиях неконтролируемого роста цен, инфляции, низкой заработной платы значительной части населения, не достигающей даже прожиточного минимума. Национальные отношения обостряются, и такое обострение стоило жизни немалому количеству людей. Экономика по-прежнему неконкурентоспособна. Какие первоочередные задачи решены в экономике, продолжающей сидеть на «нефтяной игле»? В чем проявляется возрастание конкурентоспособности и инвестиционная привлекательность России? О каком возрастании духовности, нравственности и единства идет речь?

Оптимистические оценки и выводы расходятся не только с результатами опросов населения, статистическими данными, но и с позициями лидеров страны. Мы ежедневно слышим по телевидению острые критические замечания Д.А. Медведева, В.В. Путина о состоянии нашей экономики, о невысокой конкурентоспособности страны, ее инвестиционном климате и т.д. Так, Президент РФ Д.А. Медведев много раз критически оценивал реальную ситуацию с экономикой и социальной ситуацией в стране. «Отсталое сырьевое хозяйство, которое в современном смысле слова экономикой можно назвать лишь условно, не гарантирует существенного и устойчивого национального благосостояния... Поэтому нашей стране требуется новая экономика, умная экономика, основанная на интеллектуальном превосходстве и производстве уникальных знаний. Только в этом случае удастся достигнуть «достойного уровня жизни», ну а если останемся сырьевой базой, будем топтаться на месте и, как следствие, деградировать»8.

Такие расхождения в оценке главных слагаемых устойчивого развития, обеспечивающих качество жизни народа, вызывают неверие в радужные перспективы, которые ожидают страну и граждан согласно краткосрочным и долгосрочным прогнозам. Нельзя забывать, что люди еще при советской власти утратили веру в то, что они увидят «зримые черты» коммунизма, что каждая семья получит отдельную квартиру, а над ними будет «небо

8 Российская газета. 2009. 24 нояб.

в алмазах». «Все для человека, все - во имя человека» - под этим лозунгом люди жили в период застоя и т.д. Это сформировало их недоверие к власти, и оно не исчезло в новых условиях реформирования общества. На смену иллюзиям давно пришла реальная оценка истинного положения дел. У большинства граждан нашей страны трудная жизнь и не слишком радужные перспективы. Поэтому правдивость в оценке сложности проблем во всех сферах - политической, правовой, экономической, социальной, духовно-нравственной - намного эффективнее, чем «нас возвышающий обман». Необходим не оптимистический монолог власти, а равноправный диалог власти и народа, власть должна научиться слышать «глас народа» и адекватно реагировать на его протесты против явных несправедливостей, как бы это ни было неприятно, тяжело или непривычно. Неужели оглупление народа через СМИ и особенно через телевидение, о чем не просто говорят, а «кричат» ученые, писатели, учителя, родители, -наиболее удобная форма снять социальную напряженность?

Проблемы национальной безопасности безграничны, они охватывают все стороны российской жизни. Из всех многочисленных задач мы в настоящей статье остановимся на повышении качества жизни российских граждан, поскольку именно здесь сходятся все нити государственных и общественных связей.

В основу концепции социального качества жизни человека положена нераздельность социальных, политических, гражданских проблем. Эта концепция - новый этап в развитии принципов социального правового государства; она не только установила рациональный баланс между экономическим и социальным развитием, но и предложила новые ориентиры социальной политики.

Концепция социального качества жизни включает понятие «человеческое развитие», которое было введено Программой развития ООН в 1990 г. и призвано подчеркнуть необходимость нравственного измерения развития современного общества. Основная задача такого развития, его гуманитарная целевая установка - обеспечение условий для достойной жизни человека, свободы выбора, возможности самостоятельно решить свою судьбу, осуществления совместных усилий государства, обще-

ства и человека в этом процессе, утверждения и углубления демократии, раскрытия и обогащения человеческого потенциала посредством инвестиций в человеческий капитал, финансирования и др. В конечном счете перевод всех этих факторов в индексы человеческого развития в концептуальном виде выражает состояние и уровень обеспечения всей системы прав человека, зафиксированных во Всеобщей декларации прав человека, в других международно-правовых и национальных правовых актах российского государства, в которых говорится о правах человека.

Концепция социального качества жизни выходит за пределы социальной политики - она охватывает все сферы жизни общества и человека: политическую, экономическую, культурную, личную жизнь, устанавливая взаимосвязь и взаимозависимость всех этих сфер. Поэтому социальное качество жизни - интегрирующее понятие, которое дает возможность проследить, как неблагополучие в экономической либо социальной сферах порождает дисбаланс в политической жизни, индифферентность, отчужденность человека от общества. Это раскрывает единство системы прав человека - политических, экономических, социальных, личных, культурных: как уже говорилось, дисбаланс в какой-либо сфере вызывает сбой во всей системе.

Состояние обеспеченности прав человека показывает степень устойчивости общества и обеспечения национальной безопасности. К сожалению, в нашем обществе неблагополучное положение в области прав человека не только сохраняется, но и усугубляется в течение всего периода реформирования.

В чем причина стойкого неуважения к человеку, его достоинству, правам и свободам? Почему правовой нигилизм, вопреки всем призывам бороться с ним, не убывает, а жизнь «по понятиям» отвоевывает все большее пространство? Неужели коррупция остается неуязвимой вопреки всем мерам, принимаемым в обществе? Преступность растет, нравственная деградация общества блокирует все проекты, связанные с совершенствованием государственности, повышением эффективности работы чиновников, их отношением к человеку, который, согласно Конституции, является высшей ценностью. В такой ситуации реальная

обеспеченность прав человека становится привычным лозунгом, стереотипом, которые затуманивают подлинную неприглядную картину положения человека в российском обществе.

Если в результате реформирования, проводимого в стране, положение человека не улучшалось, если ему не обеспечен достойный уровень жизни и защиты его прав и свобод, то эта ситуация маркирует состояние общества. Следует сделать вывод, что наша кажущаяся стабильность в конечном счете привела к стагнации, породила застой. Этому в немалой степени способствовал кризис 2009 г., подорвавший экономику и начальные и последующие расчеты экономического развития. Застойные ростки стали проникать и в другие сферы жизни общества - политическую, социальную, культурную, нравственную.

Модернизация состоит в комплексном решении всех указанных сфер. Ее основной целью является повышение социального качества жизни человека, что возможно лишь при наличии устойчивости и динамичности всех указанных выше факторов. Модернизация «с человеческим лицом» исключает развитие экономики, цель которого - погоня за прибылью. Она опирается на взаимосвязь экономического и социального развития. Постепенно мир все больше убеждается в бессилии «невидимой руки рынка», а большинство ученых считают, что сильная инновационная экономика вполне сочетается с необходимостью обеспечения достойного уровня жизни населения.

Член-корреспондент РАН Н.И. Лапин, участвовавший в проведении третьей волны европейского социального исследования, отметил, что при социокультурной модернизации, т.е. повышении социального качества жизни человека, следует выделить семь параметров, или человеческих измерений модернизации. Четыре из них характеризуют жизнедеятельность индивидов: 1) удовлетворенность своей жизнью в целом; 2) достаточность дохода для жизни; 3) удовлетворенность трудом; 4) возраст женщин при рождении первого ребенка. Кроме того, использованы три параметра массовых сфер жизнедеятельности: продвинутость социальной структуры; демократизация политической культуры и поведения граждан; современность ценностных ориентиров.

Исследование модернизации было проведено также Китайской академией наук в 13 странах. На основе результатов европейского и китайского исследований была создана типология социокультурной модернизации 25 стран Европы. Согласно данной типологии Болгария, Россия, Украина были отнесены к странам, начинающим социокультурную модернизацию и занимающим последнее место среди стран, ступивших на путь социокультурной модернизации; первые места занимают Швеция, Швейцария и Австрия. По мнению Н.И. Лапина, такое положение в России ведет

9

к депопуляции и взрывоопасным рискам .

Изучение этих показателей развития общества приводит к выводу, что стабилизация, которой достигло общество после преодоления хаотичности, противоречивости, противоправности процессов, охвативших страну в «лихие девяностые», переросла в стагнацию. Процессы модернизации остаются пока проектами, а реальное движение общества, связанное с развитием демократии, уважением к личности, ее достоинству, правам и свободам, повышением качества жизни, преодолением возрастающей аморальности, коррупции, преступности, остановилось. Это не имеет ничего общего с устойчивым развитием, основанным на решении постоянно возникающих проблем. Устойчивость предполагает динамику, постоянное движение общественных процессов, своевременное решение задач, выдвигаемых новыми вызовами. Устойчивое развитие невозможно без модернизации, предполагающей комплексное решение политических, экономических, социальных и культурных задач, которые стоят перед государством, межрегиональных и глобальных угроз и рисков10.

9 См.: Лапин Н.И. Сверяем человеческое измерение (по результатам третьей волны европейского социологического исследования) // Мир России. 2011. № 2. С. 42-48.

10 См.: Лапин Н.И. Человеческое измерение модернизации: Россия в контексте 24 стран Европы. Доклад на секции философии, социологии, психологии и права. 23 марта 2011 г. Доклад опирается на результаты исследований, выполненных под руководством автора или при его участии: всероссийский мониторинг «Ценности и интересы населения России (1990-2010); социокультурные портреты регионов России (15 регионов, 2006-2010); европейское социальное исследование (22-28 стран, 2006-2010). Учтено китайское исследование модернизации в мире и в Китае (131 страна, 2000-2010).

Поэтому без модернизации нельзя обеспечить ни устойчивого развития, ни национальной безопасности.

Наша страна избрала путь «догоняющего развития», намечая в недалеком будущем войти в число пяти-шести передовых технологически развитых государств. Но «догоняющее развитие» сопряжено не только с достижениями, но и с большими рисками и возможными потерями. Поэтому не случайно все чаще экономисты предлагают сосредоточить усилия на тех направлениях, которые в России могут успешно развиваться, например вкладывать деньги в сельское хозяйство, учитывая огромное земельное пространство страны. Это не исключает необходимости всесторонней модернизации, но обеспечивает возможность занять одно из ведущих мест на мировом рынке по производству зерновых культур.

В.А. Иноземцев, проанализировав возможности и пределы «догоняющего развития», пришел к выводу, что в период размежевания постиндустриальной экономики и экономики индустриальной (или аграрно-индустриальной) сократить разрыв между передовыми державами, экономика которых основана на знаниях, и тех, кто отстал в инновационном развитии, невозможно. Автор отмечает ряд причин кризиса «догоняющего развития». Все они, названные им, убедительно аргументированы, но мы рассмотрим лишь те из них, которые прежде всего имеют выход на человека. Во-первых, уровень знаний и информация как неисчерпаемый ресурс развития, который является наиболее эффективным из всех ресурсов производства (по степени затрат и результатов). Во-вторых, в постиндустриальном обществе наиболее продуктивным объектом инвестирования становится человек. По мнению В.А. Иноземцева, одной из причин, закрывающих для индустриальных стран путь к «догоняющему развитию», является уровень интеллектуального потенциала нации и состояние раскрепощенности (свободы) его граждан как источ-

ник стабильности и устойчивого развития11. Для России это труднодостижимо.

Экономика, основанная на знаниях, инвестициях в человеческий потенциал, - истина, которая давно вошла в мировое общественное сознание. Политическая власть в России также выдвигает эти постулаты. Но их реализация осложнена незавершенной стадией индустриализации. Н.К. Петраков отмечает, что на пороге третьего десятилетия развития капитализма в России выдвинут лозунг модернизации, инноваций, повсеместного внедрения нанотехнологий, компьютерных сетей, высоких технологий... Как же мы глобализируемся, если у каждого руководителя страны и региона не будет собственных сайтов, если каждая школа не получит Интернет?.. Однако в основе глобализации лежит не электронная игрушка, а реальная интеграция в мировую систему.

Н.К. Петраков приводит меткое замечание Н.П. Шмелева и В.Л. Федорова: «Новинки XXI века не приживутся в экономике, которая не решила задачи XIX века. Электронный капитализм не создать, минуя ситцевый»12.

Трудности, стоящие перед Россией, заключаются в том, что, не завершив первый этап модернизации, она стремится осуществить прорыв в постиндустриальную экономику. В результате «догоняющего развития» происходит рассогласование первичной и вторичной модификации, что неизбежно ведет к разбалан-сированности индексов качества жизни: удовлетворенности ею, трудом, уровнем доходов, демократии13.

Все эти обстоятельства в значительной мере порождены состоянием российской экономики, низким уровнем техногенного развития. К сожалению, это не позволяет создать эффективный конкурентоспособный рынок, производить продукцию, способ-

11 См.: Иноземцев В.А. Пределы «догоняющего развития». М., 2000. С. 50; он же. Конкурентоспособность России: иллюзии, реальность, перспективы // Россия и современный мир. 2008. № 1.

12 Шмелев Н.П., Федоров В.Л. Угрозы и прогнозы (к вопросу об их адекватности). М., 2007. С. 16.

13 См.: Лапин Н.А. Человеческое измерение модернизации: Россия в контексте 24 стран Европы.

ную завоевать глобальный рынок. «По тому, какую долю на глобальном рынке высокотехнологичной продукции и услуг вы занимаете, можно точно сказать, какой у вас уровень жизни, потому что именно на этом рынке наибольшая прибавочная стоимость и наибольший потенциал охвата нового рынка... Российский рынок ГГ занимает сейчас меньше 1% мирового»14.

Россия обеспечивает 2,6% мирового ВВП, 2,3% объема мирового экспорта, занимает 62-е место по рейтингу конкурентоспособности, представленному всемирным экономическим фо-румом15.

Зависимость страны от цен на нефть и газ, получение высоких прибылей от их продажи лишает бизнес заинтересованности в инновациях, геолого-разведочных работах по открытию новых источников пополнения природных ресурсов. Бизнес эгоистичен и индивидуалистичен, более всего его интересуют прибыли, полученные от ранее открытых и разработанных месторождений; значительная часть доходов от их использования переводится в зарубежные страны. Лишь немногие из наших олигархов занимаются благотворительностью, остальные не чувствуют, что «собственность обязывает». Раскол общества на богатых, бедных и очень бедных продолжает углубляться. По различным оценкам, доходы самых богатых в 25-45 раз превышают доходы бедных, и это тревожный признак стагнации, нежелания что-либо изменить в сложившейся социальной деформации.

Такая консервация социальной патологии все больше усугубляет противостояние народа и власти и в конечном счете принесет огромный вред государству и обществу, не позволит улучшить качество жизни населения и обеспечить конституционные права граждан.

Стагнация охватывает все сферы жизни общества - не только экономическую и социальную, но и политическую. Последние социологические опросы начала 2011 г. выявили массовое недовольство населения, связанное с невозможностью свободно избирать, участвовать в решении политических процес-

14 Макаров В. Отрасль номер один // Независимая газета. 2011. 15 февр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 См.: World Economic Ourlook. IMF. 2007. Oct. P. 2009.

сов, получать правдивую, а не парадную информацию об истинном положении дел внутри страны и в международном общении. Правовая информированность населения, свобода и раскрепощенность граждан, обеспечение социального качества жизни -это преодоление застоя, путь к обеспечению национальной безопасности.

Анализируя особенности застоя на современном этапе развития общества в отличие от застоя 1970-х гг., Р. Гринберг пишет, что «стабильность сейчас стала весьма специфической; сохранение себя во власти. Сегодняшний застой - это результат инфантильного, догматического действия властей и примитивизации мышления новоиспеченных «хозяев жизни», порожденных 90-ми годами прошлого века. Люмпенизация миллионов людей, нищенские зарплаты учителей и других представителей «рядовой» интеллигенции при нарастании слоя долларовых миллиардеров - это путь не к стимулированию творческого труда, а к экономически неэффективному, социально несправедливому обществу. Самая главная трагедия сегодняшнего бытия -чудовищное расслоение, когда 10% живут нормально, а 70% -

выживают»16.

Последнее десятилетие все больше выявляет отсталость нашей страны в различных, в основном ключевых отраслях производства: авиастроении, автопроме, судостроении, станкостроении, производстве медицинской аппаратуры, основанной на высоких технологиях, фармацевтической сфере и т.д. Очень трудно назвать области, для которых возможен выход на мировой рынок, кроме оборонного производства. Разрыв в характере производства нашей страны и высокоразвитых стран все больше расширяется.

Еще в 2008 г. на V Красноярском экономическом форуме Д.А. Медведев критически оценил «ручное управление экономикой». Он подчеркнул, что «такое управление понадобилось потому, что «невидимая рука рынка», на которую возлагались основные надежды после распада СССР, так и осталась абсолютно невидимой во многих отраслях экономики. Свободная

16 Гринберг Р. Слово к читателю // Мир перемен. 2010. № 4.

игра рыночных сил не произвела ни одного корабля или атомного реактора, ни одного автомобиля или нового самолета, не решила нищеты в сфере образования и здравоохранения и т.д.»17.

За последние годы существенных изменений не произошло. Выступая на заседании Государственного Совета 1 апреля 2011 г. Президент РФ Д.А. Медведев подверг резкой критике авиапромышленность. При достойном государственном финансировании в 2010 г. было построено семь самолетов. На 2011 г. на финансирование авиапрома выделено 5 млрд руб., и промышленность рассчитывает выпустить 12 самолетов гражданской авиации. Но дело не столько в количестве самолетов, хотя страна остро нуждается в обновлении парка авиалайнеров, срок эксплуатации которых от 15 до 30 лет, сколько в качестве, новых технологиях. Естественно возникает вопрос: может быть не вкладывать деньги в собственное производство, а закупать самолеты за рубежом?

Все эти факты свидетельствуют об углублении застойных явлений в обществе. Стагнация обусловлена не только ошибками и просчетами властных структур, но и апатией, равнодушием, отчужденностью населения от государства, несформирован-ностью гражданского общества.

В значительной мере трудности формирования гражданского общества в России связаны с невероятной пассивностью граждан. Как уже отмечалось, они недовольны заработной платой, социальными мерами, принимаемыми государством, но проявляют полнейшую пассивность даже тогда, когда речь идет об отстаивании их насущных нужд и интересов. Такая пассивность формировалась десятилетиями, а скорее всего столетиями. Она досталась нам в наследство от вековых антиличностных государственных традиций, хотя и в условиях социализма любая попытка отстаивания своих прав заканчивалась террором в отношении тех, кто пытался защищать себя (вспомним трагические события в Новочеркасске). Кроме того, значительная часть общества рассчитывала на патернализм и заботу государства, покорно ожидая его благодеяний.

17 Российская газета. 2008. 16 февр. 26

К сожалению, представители власти далеко не всегда принимают во внимание общественное мнение. Никогда народ не решал, где, с какой целью, в какие сроки создать тот или иной объект. Такое решение принимается «сверху», и если какой-либо объект в связи с вредностью производства, нанесением непоправимого ущерба экологии, здоровью людей вызывает у населения протест, какие бы формы этот протест ни принимал - голодовки, перекрытие дорог, митинги, собрания, письма во все инстанции, - его строительство вопреки всему не будет приостановлено, поскольку за этим мероприятием стоят большие деньги и лица, которым нет дела до забот и нужд «малых мира сего». Примеры этому бесчисленны.

Однако без взаимодействия власти и народа нельзя осуществить модернизацию, динамичное решение возникающих проблем, без чего невозможно устойчивое развитие общества и обеспечение национальной безопасности.

Развитие науки - условия устойчивого развития общества Существует много причин ситуации, сложившейся в стране. И одной из основных является состояние науки, без которой невозможны ни создание «умной экономики», основанной на знаниях, ни выход на мировой рынок с конкурентоспособной продукцией, ни развитие «человеческого потенциала». Значительное отставание отечественной науки по сравнению с развитыми странами обусловлено прежде всего тем, что ее развитие финансируется по остаточному принципу, определяется экономией на развитии науки, а также слабым инвестированием в «человеческий капитал». И вряд ли можно рассчитывать, что это отставание будет преодолено в ближайшее время. В 1970-1980 гг. Советский Союз расходовал на науку 3,5% ВВП. В современной России на финансирование теоретической и прикладной науки выделяется от 0,5 до 0,7% ВВП. О какой национальной безопасности и устойчивом развитии может идти речь? Наша инновационная отсталость растет ежегодно, и равняться с передовой технологией развитых стран мы не можем, если исходить из реальной оценки нынешней ситуации.

В долгосрочной перспективе национальная безопасность, национальные интересы, как отмечается в Стратегии, заключаются, в частности, в экономическом росте, который достигается прежде всего путем развития инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал, что обеспечит превращение России в мировую державу. Понятие долгосрочной перспективы весьма расплывчато. По всей вероятности, это 2020 г.

Наука в Советском Союзе всегда была в центре внимания власти, достойно финансировалась и помогла вывести в прошлом отсталую страну на уровень передовых держав мира. Россия - преемница Союза ССР, но отношение к науке с началом реформирования существенно изменилось, и это отразилось не только на экономическом развитии страны, но и на ее позициях в международном сообществе. Разумеется, справедливо говорят об оборонной ориентации экономики СССР, однако на основе развивающейся в стране науки атомное производство широко использовалось в мирных целях, осваивалась Сибирь, привлекалась рабочая сила для строительства гидроэлектростанций на сибирских реках, велась огромная работа по исследованию природных ископаемых.

Если мы вступили на путь инновационного развития, то без научных открытий, которые способствовали бы конкурентоспособности продукции на внешнем рынке, обеспечили бы создание наукоемких производств, формирование экономики, основанной на знаниях, прогресс общества невозможен. Не секрет, что во многих регионах разрушены, разворованы огромные промышленные комплексы. Между тем новые производства насчитываются единицами, и они основаны на технологиях, закупаемых за рубежом. На науку расходуется в год менее 10 млрд долларов, в США - около 310 млрд, в Китае - свыше половины объема финансирования США (еще 10 лет назад Китай на науку расходовал меньше России)18.

Процесс разрушения науки продолжается. Теперь он охватывает всю цепочку: от средней школы, вузов до научных учреждений, бывших когда-то гордостью страны.

18 См.: Аргументы и факты. 2009. № 15. С. 8. 28

Основным центром развития науки в стране была Академия наук - вековая гордость России, она обладала разветвленной системой научных учреждений, находящихся в различных регионах страны, и внесла огромный вклад не только в отечественную, но и мировую науку. В условиях рыночных отношений ее финансирование резко сократилось, и это вызвало огромный отток талантливых ученых за рубеж. Оставшиеся ученые, которые не хотят покидать страну, работают на устаревшем оборудовании, получают невысокую заработную плату. Государство выделяет РАН 12% общего объема финансирования науки; 16% выделяется на развитие «альтернативных научных учреждений», работающих при госорганах власти19.

Основное внимание сегодня уделяется грандиозному проекту центра «Сколково», который призван стать двигателем научного прогресса, но на это уйдут многие годы. Ведь и Силиконовая долина стала эффективной не в одночасье. Финансирование «Сколково» осуществляется в иных масштабах: в 2011 г. его бюджет составит 26,892 млрд руб., из них немногим более 3 млрд - средства от частных инвесторов. Основной объем финансирования поступает из государственного бюджета; частные

20

инвестиции пока еще невелики .

Результатом «избирательной» политики по отношению к науке является резкое снижение индекса человеческого потенциала, который носит общий характер в стране. По индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) в 1992 г. Россия занимала 29-е место в мире, входила в группу стран, в которых человеческий потенциал достиг высокого уровня. В 2000 г. она опустилась на 57-е место и перешла в группу стран со средним уровнем развития; в 2005 г. она уже занимала 63-е место, приблизившись к странам с низким уровнем развития21. Падение ИРЧП произошло стремительно, но возможен ли такой стреми-

19 См.: Запесоцкий А.С. Наука - пасынок страны? // Известия. 2011. 8 февр.

20 См.: Коммерсантъ. 2011. 28 февр.

21 См.: Лунев С., Широков Г. Складывание новой мировой системы и Россия // Pro et contra. Т. 7. № 4. С. 38.

тельный рывок даже в долгосрочной перспективе, способный вывести страну на уровень мировых держав?

Политика, связанная с подобным отношением к науке, вымывает наиболее талантливых людей, которые покидают страну не только и не столько из-за низкой оплаты труда, сколько из-за отсутствия комфортных условий для занятия наукой. В 1992 г. численность персонала, занятого в научных исследованиях, составляла 1562 тыс. человек; в 1995 г. - 1051 тыс. (за три года уехало 500 тыс. ученых); в 2000 г. - 887 тыс., 2005 г. - 803 тыс. (исследователи составляют 371 тыс. человек)22.

Сокращается количество не только ученых-исследователей, но и высокопрофессиональных рабочих, без которых невозможно внедрение инновационных технологий. Если в 1990 г. высококвалифицированные рабочие составляли 38% общего числа рабочих, то в 2007 г. - 5% (в высокоразвитых странах их количество равно 40%, в США - 47%)23. Разрушена система профессионально-технического обучения. Чьими силами будет развиваться инновационное производство?

Как отмечает Э. Лутохина, такую ситуацию «следует охарактеризовать как серьезное противоречие экономики, которое объясняется, с одной стороны, инновационной направленностью экономического развития, определяющей спрос на высококвалифицированных, инновационно способных работников, а с другой - острым дефицитом предложения соответствующей рабочей силы»24.

Это - «квалификационная ловушка», своего рода «капкан» для развития инноваций в реальной экономике. Исследования показывают, что 63,4% рабочих имеют только среднее образование, не получив профессионального, в то время как необходимо, чтобы 11,1% имели среднее образование, а 89,9% - профессиональное образование25.

22 См.: Россия в цифрах. 2006. Краткий статистический сборник. М., 2006. С. 50-57.

23 См.: Труд. 2008. 17 марта.

24 Лутохина Л. «Конец труда» или его начало // Мир перемен. 2010, № 4. С. 96, 97.

25 См.: там же.

Ясно, что такую «ловушку» нельзя преодолеть в одночасье. Необходимы длительное время и политическая воля, чтобы наука, профессиональное образование были активно включены в решение жизненно важных проблем модернизации и повышения социального качества жизни народа.

Особенно тяжко на судьбы людей влияет безработица. И очень важно, чтобы она не превышала средних допустимых значений. На состояние безработицы большое влияние оказал кризис. По данным Федеральной службы государственной статистики, в январе 2009 г. общее число безработных увеличилось на 5,2% по сравнению с предыдущим месяцем и по сравнению с январем 2008 г. выросло до 6,7 млн человек. В конце января 2009 г. 6,1 млн человек, или 8,1% экономически активного населения, оказались безработными. Среди зарегистрированных в службе занятости населения 30% составляли лица, имеющие высшее образование26.

Безработица - неизбежный спутник современных обществ. Но в отличие от высокоразвитых стран безработица в России возникла не в связи с модернизацией, новыми инновационными производствами, ведущими к сокращению числа рабочих, а вследствие резкого уменьшения числа производственных предприятий, развала колхозов, сокращения лиц, работающих в бюджетных организациях. Найти новую работу, изменить профессию, место жительства крайне сложно в силу специфических условий жизни в российском обществе. Системы перепрофилирования рабочих пока еще получили слабое развитие, не говоря уже о практической невозможности получить жилье на новом месте после переезда. Эта ситуация ведет к маргинализации населения, связанной со снижением социального статуса и уровня культуры.

Как отмечает Р. Симонян, криминализация общества породила новые явления, разрушающие культуру общества. Так, «армия охранников и телохранителей насчитывает более 1,5 млн

26 См.: Батуренко С.А. Безработные в современном российском обществе: современное состояние и некоторые проблемы исследования // Вестник Моск. ун-та. Серия 18. Социология и политология. 2010. № 2. С. 97.

россиян в возрасте от 25 до 45 лет - это мощный созидательный ресурс нации, род нынешних занятий которого приводит к его интеллектуальной деградации»27. А ведь это неиспользованный резерв для инвестирования в человеческий капитал.

Еще одно важное обстоятельство, которое подрывает устойчивое развитие страны, является серьезной угрозой национальной безопасности - это все возрастающая депрофессионализация, охватывающая самые широкие сферы жизни общества. «Реформы 90-х годов буквально выкосили настоящих специалистов из многих отраслей. На смену профессионалам пришли дилетанты. Были разрушены научные и профессиональные школы. Ассоциации обманутых дольщиков, одураченных вкладчиков, искалеченных пациентов объединяют огромное число людей, пострадавших не только от жульничества, но и от повального непрофессионализма»28.

Процесс депрофессионализации мы наблюдаем в школах, больницах, высших учебных заведениях, на производстве, в науке. Депрофессионализация порождена не только нескончаемыми реформами, которые охватывают всю систему образования, начиная со школы. Она во многом определяется системой организации коммерческих учебных заведений, где идет борьба за каждую «денежную единицу», и в целях сохранения контингента к ней применяются различного рода «амнистии».

Отмеченные выше свойства экономической, научной, образовательной систем не дают основания надеяться на повышение качества жизни российских граждан в краткосрочный период. Инфраструктура сел и большинства городов осталась на уровне XIX в. Особенно тяжела жизнь сельского населения. В большинстве «русских селений» нет водопровода, канализации, отопления, а в некоторых даже электричества. Закрываются школы и медицинские пункты. В деревнях остаются старики, для которых такие условия жизни становятся непосильными. Все это - свидетельство незащищенности человека, нарушения

27 Симонян Р. О некоторых социокультурных итогах российских экономических реформ 90-х годов // Мир перемен. 2010. № 3. С. 103.

28 МорозовМ. Время говорить о кадрах // Трибуна. 2009. № 21. С. 3.

его права на достойное качество жизни, на медицинское обслуживание, охрану здоровья, образование, здоровую экологическую среду.

Но ведь качество жизни, как отмечалось, - это не только материальная обеспеченность; оно включает и политические, и социокультурные, и нравственные аспекты. Поэтому низкое социальное положение соответствующим образом влияет на политическое сознание, блокирует стремление человека к активному участию в делах гражданского общества, замыкает его интересы на поиски заработков. Тесная связь политической свободы и демократии с экономическими условиями была отмечена Н. Бердяевым: «Очень труден и драматичен вопрос об отношениях двух великих символов жизни общества: символа «хлеб» и символа «свобода». Когда начинается движение масс в борьбе за «хлеб», то жертвуют «свободой». Духовную и интеллектуальную свободу защищают лишь небольшие культурные слои»29.

В конечном счете, если проанализировать причины неэффективности реформирования общества, то исходным звеном является недооценка, а то и пренебрежение к науке, в том числе и гуманитарной. Все «научные постулаты» - начиная со стихийного процесса приватизации (хотя впоследствии стало ясно, что в этой стихийности присутствовала та самая «невидимая рука», которая расколола наше общество и выбросила на обочину жизни миллионы людей); стремление «кавалерийским наскоком» изменить сознание людей, ориентируя их на жесткую борьбу за выживание, на новые приоритеты; отстранение государства от экономики и освобождение от социальных функций; возрастание правового нигилизма, коррупции, преступности; нравственная деградация общества - были посягательством на достоинство человека, его права и свободы. И об этом предупреждали представители науки (в первую очередь экономисты). Но власть своевременно не оценила значимость науки в развитии экономики, инноваций, инвестирования в человеческий капитал, создании наукоемких производств, конкурентоспособности на внешнем рынке. Традиционные научные центры были заменены раз-

29 Бердяев Н. Судьба России. М., 1990. С. 290.

личного рода стратегическими, прогностическими, глобализаци-онными центрами, которые оказались основной опорой оптимистического прогнозирования и жизнеутверждающей пропаганды успехов реформирования, иллюзорности прогресса и высшей ценности человека. «Государство хочет избавиться от социальных обязательств в науке, в образовании. Для нас это путь к научно-технической, социальной и экономической деградации, к утере нашего суверенитета. Вот и главный урок «застоя»: недо-

30

пустимость утраты социальной ориентации экономики» .

История поставила перед Россией задачи, которые не осуществляло ни одно государство. Переход от тоталитаризма к демократии, от плановой экономики к рыночному хозяйству не может быть осуществлен плавно - слишком крутой поворот на пути преобразований, реформирования, модернизации. На этом пути неизбежны взлеты и падения, динамичное развитие, кризисы и застойные явления. Стратегия национальной безопасности определила главные стратегические вызовы и угрозы в экономической сфере на долгую перспективу: сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность, низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции.

Преодоление указанных явлений потребует усилий и власти, и народа, их диалога и взаимодействия, демократизации политических процессов, огромной работы по повышению нравственного и правового сознания граждан, обеспечению защищенности личности, ее конституционных прав и свобод, достойного качества и уровня жизни.

Решение этих задач невозможно без развития науки, огромного напряжения представителей точных наук и объединенных

30 Гринберг Р. Указ. соч.

34

усилий экономистов, юристов, социологов, психологов, политологов для создания комплексного проекта устойчивого развития общества и обеспечения национальной безопасности.

В.Е. Чиркин*

ТЕРМИНОЛОГИЯ СТРУКТУРЫ КОНСТИТУЦИИ ХХ1 ВЕКА

Требования к точности любой терминологии - в науке, технике, даже в обыденном общении - известны, иначе собеседники перестанут понимать друг друга. Это относится не только к словам, их сочетаниям, но и к фразеологическим оборотам, предлогам, а на письме - к написанию слов, знакам препинания. Не меньшее, а может быть, большее значение имеют такие требования в юриспруденции. Еще в школе, а затем студентам-юристам это демонстрируют на хрестоматийном гипотетическом примере о палаче, которому гонец доставил письменный приказ повелителя: «Казнить нельзя помиловать». В тексте не было запятой, а от того, куда ее поставить, зависела жизнь человека. Известно значение предлога «в» в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ. В ней говорится о «равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации». Предлог «в» означает самоопределение в пределах России и исключает сецессию.

Терминология, используемая в конституциях - основных законах, имеет основополагающее значение для всех отраслей права, для текущей правотворческой и правоприменительной деятельности, и если такая терминология неудачна, недостаточно определенна или многословна (например, шесть разных названий субъектов Федерации в России), это тиражируется во многих актах, осложняя правовое регулирование общественных

* Главный научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.