УДК 342.729 (47+57)
Р.С. Буянтуева
R. Buyantueva
СВОБОДА МАНИФЕСТАЦИЙ КАК ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРАВО И СВОБОДА
ЧЕЛОВЕКА
FREEDOM OF SPEECH AS POLITICAL RIGHT AND FREEDOM OF A PERSON
Свобода манифестаций является одним из политических прав и свобод человека. В статье показано, что правовой статус личности подразделяется на правовой статус человека и правовой статус гражданина. Политические права и свободы - это права, принадлежащие человеку как члену политического сообщества, когда он выступает, прежде всего, в качестве гражданина государства
Freedom of speech is one of the political rights and freedoms of an individual. The article shows, that legal status of a person is subdivided into legal status of an individual and legal status of a citizen. The political rights and freedoms belong to a human as a member of political association, when he comes out as the citizen of a state
Ключевые слова: свобода манифестаций, политичес- Key words: freedom of manifestations, political right, free-кое право, свобода человека dom of a person
Социально-экономические перемены в обществе: переход к рыночным механизмам регулирования экономики, создание правового государства, гражданского общества - требуют и соответствующего нового мировосприятия, правосознания, основанного на общечеловеческих ценностях, каковыми являются в первую очередь права и свободы гражданина. Наиболее ярко взаимосвязь личности и государства проявляется при реализации политических прав и свобод человека и гражданина. Обеспеченность реализации политических прав и свобод граждан является критерием демократичности государства. В настоящее время права и свободы человека и гражданина стали первичными по отношению к государственным интересам, признаны высшей и абсолютной ценностью. Однако провоз-
глашение демократических приоритетов во взаимоотношениях человека с обществом и государством в современных сложных экономико-политических условиях скорее является целью развития государства, нежели реальной действительностью.
К политическим правам и свободам в Российской Федерации относятся право народов на самоопределение, право народа на власть, право на местное самоуправление, право региональных коллективов на государственное самоуправление в статусе субъектов Федерации, право на свободные выборы, право граждан на объединение, право собираться мирно без оружия, право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование.
Таким образом, свобода манифестаций является одним из политических прав и свобод
человека. Правовое содержание свободы манифестаций включает в себя наличие возможностей следующих видов: на положительные действия, на самостоятельное поведение носителя свободы, возможности требования действий обязанных лиц, возможности притязания на предмет государственной защиты. Ведущим же является притязание на предмет государственной защиты. Другими словами, свобода манифестаций включает наличие правомочий трех видов:
1) право на личные положительные действия (организация манифестации и участие в ней);
2) право требования (предоставление общественного здания, улицы и т.д. как необходимый материальный фактор проведения манифестации);
3) право притязания (юридическая возможность в случае необходимости прибегнуть к помощи государственного принуждения и государственной защиты).
Очевидно, что это право должно выступать в форме реализации такого общеправового принципа, как разрешено все, что не запрещено законом (разумеется, применительно к данной сфере общественных отношений).
Правовой статус личности в зависимости от субъекта разделяют на правовой статус человека и правовой статус гражданина. Впервые эта классификация была нормативно закреплена Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. В идеале все общепризнанные права и свободы должны быть зафиксированы в конституции каждого государства, т.е. должны быть гарантированы каждому гражданину (подданному) государства.
Отнесение тех или иных прав и свобод к правам человека или правам гражданина определяется рядом факторов (традициями, конкретными обстоятельствами принятия Конституции, позицией законодателя и т.д.), и поэтому перечни прав человека и прав гражданина не совпадают полностью в конституциях разных стран. Например, свобода передвижения по Конституции Испании является правом гра-
жданина, а по Конституции Японии - правом человека; в большинстве конституций право на благоприятную окружающую среду является правом человека, а по Конституции Болгарии -правом гражданина и т.д.
Социалистический конституционализм в силу классового подхода не использовал внеклассовый термин «права человека». Социалистические конституции обращены к гражданам, прежде всего, к трудящимся, и некоторые их нормы регулируют статус иностранцев. Так, в Конституции Китайской Народной Республики 1982 г. до 2004 г. термин «права человека» не встречался, и до последнего времени считалось, что данный термин носит неклассовый характер. В редакции 2004 г. Конституция КНР содержит понятие «права человека». Однако в целом характер регулирования не изменился. Права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции КНР, обращены к гражданам, поэтому глава II Конституции КНР называется «Основные права и обязанности граждан».
В государстве живут не только граждане, но и иностранцы, лица без гражданства (апатриды). Поэтому существует разделение на права человека как такового и права человека как гражданина конкретного государства. В демократическом государстве иностранцы по своему правовому положению приравниваются к собственным гражданам (национальный режим), за отдельными указанными в законе изъятиями. Например, они не подлежат призыву на военную службу, не могут осуществлять некоторые занятия, занимать некоторые должности, иногда приобретать некоторые объекты собственности, не пользуются избирательными правами. На выборах в органы местного самоуправления постоянно проживающие иностранцы, не являющиеся официальными представителями иностранных государств и международных организаций, все чаще получают право голоса, а иногда и пассивное избирательное право. Так, ч. 1 ст. 28 Основного закона Федеративной Республики Германия предусматривает, что «на выборах в районах и общинах правом избирать и быть
избранными наделены в соответствии с правом Европейского Сообщества также лица, имеющие гражданство одного из государств, входящих в Европейское Сообщество» [1]. В ч. 1, ст. 13 Конституции Испании сказано: « Иностранцы пользуются в Испании общественными свободами, которые обеспечивает настоящий Раздел [конституции] в соответствии с договорами и законом» [2]. Конституция Мексики запрещает иностранцам любое вмешательство в политические дела страны [3]. Согласно ч. 2, ст. 2 Конституции Республики Болгария, «иностранцы, пребывающие в Респуб-лике Болгария, имеют все права и обязанности по настоящей конституции, за исключением прав и обязанностей, для осуществления которых конституцией и законами требуется болгарское гражданство» [4].
Политические права и свободы обычно признаются лишь за гражданами, т.е. обладание политическими правами связывается с принадлежностью к гражданству конкретного государства.
В отличие от прав человека права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством (сферу публичных интересов).
Критерием определения правового статуса человека и гражданина является отсутствие или наличие у лица гражданства. Гражданство как устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, является возможностью участия лица в управлении делами государства. Тем самым обусловливается более широкий правовой статус гражданина, нежели человека, поскольку каждый гражданин является человеком, но не каждый человек является гражданином. При нормативной регламентации прав, свобод и обязанностей, принадлежащих человеку, они закрепляются при помощи терминов «каждый», «все», «никто», «любой», например, «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом эконо-
мической деятельности» [5, ст. 34].
В случае принадлежности правового статуса гражданину законодатель прямо указывает на это: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей» [5, ст. 32].
Одни общепризнанные права человека (например, право на жизнь, право на физическую и духовную неприкосновенность и т.д.) гарантируются каждому, кто находится на территории государства. Другие же (например, избирательные права, свобода митингов, собраний и т.д.) предназначены только для граждан страны.
Права и свободы человека принадлежат ему от рождения, независимо от всех его субъективных характеристик. В этом смысле они первичны и элементарны, а потому всеобщи, независимы от национальных и межнациональных границ. Права и свободы гражданина закрепляются за ним государством, то есть носят позитивный характер, поскольку гражданство порождает взаимные права и обязанности и лица, и государства. Реализация правомочного поведения лица, влияющая на государственные процессы, в силу этого предоставляется только гражданам. Следует отметить, что в полном объеме права и свободы осуществляются только по достижении гражданином возраста 18 лет, а для отдельных категорий граждан содержание их прав оговаривается дополнительными условиями.
Логично сделать вывод, что понятие «права человека» шире по объему, чем «права гражданина»: права человека - это не только права, гарантированные гражданам страны, но и каждому человеку вообще. Но, с другой стороны, гражданин в своей стране (как гражданин и как человек) должен обладать всеми общепризнанными правами человека, в то время как человек, не являющийся гражданином данной страны, в этой стране не обладает набором прав, гарантированных ее гражданам.
К правам и свободам гражданина, в частности, относятся политические права и сво-
боды: право собраний, митингов, демонстраций; право избирать и быть избранным. Однако современная интеграция, расширение Европейского Союза приводит к фактическому отказу от принадлежности политических прав только гражданам. В частности, большинство европейских государств предоставили избирательные права иностранным гражданам, проживающим на территории другого государства - члена ЕС на уровне местного самоуправления, основываясь на Конвенции об участии иностранцев в общественной жизни на местном уровне. Эту практику восприняла и Российская Федерация, наделив избирательным активным и пассивным правом при формировании органов местного самоуправления иностранных граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования, при условии наличия международного договора между Россией и иностранным государством и закона субъекта России [6].
Существует мнение о единстве прав и свобод человека и гражданина. На единство прав и свобод человека и гражданина указывал И.Е. Фарбер: «Именно государственное признание прав человека представляет собой форму их трансформации в права гражданина, которые есть лишь превращение права человека. Основные права и свобода гражданина -это юридическая форма прав человека, включенного в определенную социальную систему» [7]. Б.С. Эбзеев также определяет: «Права гражданина - форма опосредования прав человека, которые признаны государством и поставлены под его защиту» [8]. Однако реализация политических прав и свобод неразрывно связана с институтом гражданства, поскольку посредством данной группы прав воля народа трансформируется в волю государства. Указанный Б.С. Эбзеевым элемент признания государством прав граждан доказывает обязательность их нормативного закрепления для участия каждого гражданина в управлении делами государства. Еще Н.А. Бердяев, раскрывая основы демократии, писал: «Если есть вечное начало в демократии, то оно, конечно,
связано не с идеей верховенства нации, а с идеей субъективных прав человеческой личности» [9].
Стирание «четких очертаний» между правовым статусом человека и правовым статусом гражданина является ошибочным. Такая практика приведет к массовому апатризму, в силу чего утратится само значение гражданства. Государство потеряет заинтересованность лица в наличии у него данной устойчивой правовой связи, ведь права и свободы предоставляются в полном объеме, а дополнительные обязанности не возникают. Предоставление отдельных прав и свобод, посредством которых лицо влияет на политикогосударственные процессы, возможно только гражданам, людям, которым принятое решение не будет безразлично, поскольку они сами проживают в данном государстве и несут перед ним круг обязанностей. К таким правам относятся политические права и свободы.
Права и свободы, предопределяющие содержание всего правового статуса личности во всех сферах его жизнедеятельности, закрепляются в конституции государства. Тем самым государство подчеркивает их основное положение.
Конституция, закрепляя права и свободы человека и гражданина, придает им характер основных прав и свобод. Это не значит, что другие права и свободы не реализуются и не защищаются государством. Конституция Российской Федерации закрепляет, что «перечисление в конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина» [5, ст. 55]. Другие права являются производными и возникают на основании основных прав и свобод. Конституционные, то есть основные права и свободы, являются гарантией иных прав и свобод. Закрепленные конституцией права и свободы признаются конституционными (основными). Они закладывают основу правового статуса личности, имеют первостепенное значение, поскольку на них ориентированы иные права и
свободы. Этим объясняется закрепление в Конституции Российской Федерации всего объема политических прав и свобод. Учитывая их позитивный характер и то, что участие граждан в управлении делами государства влияет на общее конституционное развитие, верховенство Конституции Российской Федерации является гарантом абсолютности реализации политических прав и свобод, участия граждан в реализации власти.
Именно реализация политических прав и свобод гражданина как проявления народовластия является механизмом обеспечения иных прав и свобод. Посредством политических прав и свобод гражданин участвует и контролирует государственно-политические процессы в стране, формируемую политику государства в отношении человека. Непосредственное или опосредованное участие граждан в управлении делами государства не позволяет ограничивать правовой статус человека.
В правовом статусе особенно уязвимыми являются политические права и свободы. Невозможность граждан участвовать в управлении делами государства может привести к игнорированию и других прав и свобод человека как личных, так и экономических, поскольку государство будет самостоятельно определять объем правового статуса личности. Этим определяется и значимость политических прав и свобод человека и гражданина, которые выступают проводником народовластия, ограничителем абсолютизации власти государства.
Политические права и свободы являются важной категорией субъективных прав и свобод человека и гражданина, специфической категорией института прав человека. Эти права обеспечивают политическую самореализацию человека в публичной власти. Демократическое правовое государство наделяет своих граждан достаточно широким спектром политических прав и свобод, позволяющим гражданину и государству осознавать меру своей ответственности за происходящее. Политические права, свободы и обязанности «характеризуют индивидов и их объединения как субъектов
политической системы, участников публичнополитических отношений, связанных с организацией и деятельностью публичной власти» [10]. Политические права и свободы - это права, принадлежащие человеку как члену политического сообщества, когда он выступает, прежде всего, в качестве гражданина государства. Они имеют своим назначением обеспечение политической свободы мнений, убеждений и высказываний личности в обществе. Политические права граждан являются непременным условием функционирования всех других видов прав, поскольку они составляют органическую основу системы демократии и выступают как ценности, которыми власть должна ограничить себя и на которые должна ориентироваться. В отличие от личных прав и свобод, политические права и свободы направлены не на обеспечение автономии человека, а на его проявление в качестве активного участника политического процесса. Ценность этой категории прав состоит в том, что они создают условия для укрепления связей между гражданином, обществом, государством. Политическая свобода, по существу, является одной из граней личной свободы: человек как разумное существо, носитель политического сознания и политической воли вправе действовать в качестве самостоятельного и свободного участника политического процесса.
Признание государством неотъемлемости политических прав и свобод и абсолютного народовластия является основной защитой от необоснованных вторжений и несоразмерных ограничений других прав и свобод человека. Политические права и свободы являются гарантом демократии, реализации других прав и свобод, верховенства закона, но одновременно требуют защиты как имеющие позитивный характер и зависящие от воли государства.
Данные концептуальные положения закреплены в Конституции Российской Федерации, в том числе в ее первой главе, в которой определены основы конституционного строя. В ст. 2 Конституции Российской Федерации зафиксировано, что «человек, его права и свобо-
ды являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» [5].
Необходимо отметить, что фактическое осуществление основных политических прав и свобод человека и гражданина возможно лишь при помощи и посредством норм национального законодательства, которые должны предусматривать эффективные механизмы и процедуры их реализации. Существование демократического общества немыслимо вне формирования политического плюрализма и его ценностей, нонконформизма общественного сознания и поведения, активного и сознательного участия граждан в общественно-политической жизни. Поэтому в демократическом обществе политические права и свободы воспринимают-
1. Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland. BGBl. I 1949. - S. 1. - Art. 28.
2. Конституция Испании // Boletin Oficial del Estado. - № 311. - от 29 декабря 1978 г. - Ч. 1. -Ст. 13.
3. Конституция Мексики. - Ч. 3. - Ст. 13.
4. Конституция Болгарии (Республики Болгарии) от 12 июля 1991 г. - Ч. 2. - Ст. 2.
5. Конституция Российской Федерации // Российская газета. - № 237. - 25.12.1993.
6. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 17.06.2002. - № 24. - Ст. 2253. - П.
Коротко об авторе_________________________________
Буянтуева Раджана Сергеевна, аспирантка, Бурятский государственный университет (БГУ), <[email protected]>
Научные интересы: конституционное право
ся массовым общественным сознанием не как нечто второстепенное, а как одна из базовых гуманистических ценностей.
Политические права и свободы, провозглашенные изначально в рамках буржуазного конституционализма, впоследствии получили развернутый конституционно-правовой статус и утвердились сначала в качестве важнейшего института национального, а позднее и международного права. Многие современные международно-правовые документы о правах человека универсального и регионального характера, устанавливая объем неотчуждаемых прав и свобод человека, содержат такие политические права и свободы, как свобода мирных собраний и ассоциаций.
_________________________________Литература
10. - Ст. 4.
1, Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве / И.Е. Фербер. - Саратов, 1974. - С. 35.
8. Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека / Б.С. Эбзеев. - М. - Черкесск, 1992. - С. 118-120.
9. Бердяев, Н.А. Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи / Н.А. Бердяев // Философия свободного духа. - М., 1994. - С. 330.
10. Конституционное право России: курс лекций / Отв. ред. Ю.Л. Шульженко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - С. 146.
___________________________Some facts about author
Buyantueva Rajana, Buryat State university (BSU), <[email protected]>
Scientific interests: constitutional law