5'2014
Пробелы в российском законодательстве
1.5. ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
Лепшокова Рената Азретапиевна, аспирант. Место учебы: Российский Экономический Университет им.
Г.В. Плеханова. E-mail: [email protected]
Аннотация: В данной статье исследуется защита прав и свобод человека и гражданина в России и в Европейских странах. Для глубокого исследования защиты прав и свобод приведены примеры с российским законодательством и законодательством Европейских стран. Проводится сравнительно-
правовой анализ защиты прав и свобод человека и гражданина.
Ключевые слова: Защита, права и свободы, человек, гражданин, Конституция РФ, Совет Европы, Европейская конвенция, Генеральная Ассамблея, ООН, Хартия, США, Россия, федеральный закон.
PROTECTION OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN IN THE RUSSIAN FEDERATION AND IN EUROPEAN COUNTRIES: A COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS.
Lepshokova Renata Azretalievna, graduate student. Place of study: Russian Economic University of G.V. Plekhanov. Email: [email protected]
Annotation: This paper examines the protection of the rights and freedoms of man and citizen in Russia and European countries. For in-depth study of human rights and freedoms are examples of the Russian legislation and the legislation of European countries. Conducted a comparative legal analysis of the rights and freedoms of man and citizen.
Keywords: protection, rights and freedoms of a person, citizen, the Constitution of the Russian Federation, the Council of Europe, European Convention, the General Assembly, the UN Charter, the United States, Russia, federal law.
Российская Федерация является правовым государством, в котором особая роль отводится правам и свободам человека и гражданина. Однако, бывает, что права и свободы человека и гражданина могут быть нарушены и ограничены. Несмотря на это человек и гражданин обращаются в соответствующие организации за защитой прав и свобод.
Конституционная обязанность российского государства защищать права и свободы человека и гражданина обретает функциональную определенность через деятельность публичных структур всех ветвей и уровней власти: права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 главы 2). Каждый из названных властных субъектов самостоятелен в реализации данной обязанности в пределах очерченной законом компетенции. Значимость ст. 18 Конституции РФ в регулировании защиты прав и свобод человека и гражданина трудно переоценить, поэтому логичнее было бы установить ее в
качестве основы конституционного строя. Это повысило бы ее статус (до очерченного ст. 16 Конституции РФ) и обязательность для всех государственных и муниципальных органов, а также их должностных лиц, что неоценимо в контексте защиты прав и свобод человека и гражданина1. Защита прав и свобод человека и гражданина не должна противоречить Конституции РФ, тогда это уже будет не защита прав и свобод человека и гражданина, а нарушение Конституции РФ. Защита должна осуществиться так, чтобы не нарушались права и свободы других.
Конституция формулирует институт защиты прав человека и гражданина, устанавливая систему государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, разграничивая полномочия этих органов, определяя пределы их усмотрения, ограничивая их вторжения в сферу основных прав предусматривая, механизмы реализации и гарантии от злоупотребления правом. В России есть институт Уполномоченного по правам человека, действующий в соответствии с Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»1 2. Исходя из этого, следует обратить внимание на то, что в Российской Федерации выносятся законы, создаются институты по правам человека и гражданина, что улучшает их правовое положение и делает их уверенными в реализации своих правах и свободах, установленными Конституцией РФ. Итак, Закон Краснодарского края «Об Уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае» от 26 июня 2002 года №498-КЗ, Положение «Об Уполномоченном при Губернаторе Ставропольского края по правам ребенка» от 15 сентября 2010 г. №498, Закон Краснодарского края «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае» от 2 октября 2013 г. №2801-КЗ, Постановление «Об Уполномоченном при Губернаторе Ставропольского края по защите прав предпринимателей от 15 февраля 2013 г.
В Конституции РФ, как во многих зарубежных основных законах не употребляется словосочетание «естественные права» - в статья 2 говорится вообще о правах и свободах человека, но комментаторы данной статьи считают, что речь идет именно о естественных правах3' Многие права (право на жизнь, собственность, свободу, личную неприкосновенность, свободу передвижения и выбора места жительства и др.) по традиции считаются естественной принадлежностью человека, как социобиологического существа, они неотчуждаемы4' Некоторые зарубежные авторы выступают против преувеличения значения естественных прав. По словам американского исследователя Р. Познера, мы излишне «романтизируем их», и «фетишизация прав», происходящая в последние десятилетия, вряд
1 www.fpa.su/biblioteka/knigi/knigi/konstitutsionnaya-sistema-za-schity-prav-i-svobod-cheloveka-i-grazhdanina-v-rossii-monografiya-m-v-marhgeym-glava-2/#sel=
2 Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности / Б.С. Эбзеев. - М.: Норма, 2007. С. 115-116.
3 См.: Конституция РФ. Научно-практический комментарий. М., 1997. С. 113; Конституция РФ Проблемный комментарий. М., 1997. С. 27-28.
4 В Конституции ЕС 2004г. Говорится также о защите животных, которые «чувствительны», и растений, о защите прав детей, мнение которых может быть принято во внимание с учетом возраста и зрелости, о запрете клонирования и о запрете производства частей человеческого тела, если последнее делается из-за финансовых интересов, - П. «в» и «d» ст. II-63. Запрещена смертная казнь.
32
ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Лепшокова Р.А.
ли уместна5. Он заявляет, что полезность «старых» гражданских и политических прав не столь очевидна, как «новых» социально-экономических прав, но последние, давая преимущества, требуют затрат от общества: провозглашая их, нужно тщательно обсчитать их цену6. Р. Познеру возражает венгерский автор Я. Ким. Он отдает преимущество целям гуманистического провозглашения прав перед калькуляцией их стоимости7' Несмотря на то, каким является право, естественным или установленным Конституцией подлежит обязательному восстановлению, если оно нарушено или ограничено. Итак, любое нарушение, ограничение, ущемление прав и свобод подлежит обязательной защите.
Защита социальных прав граждан имеет свою специфику; для обеспечения данной категории прав недостаточно юридических механизмов и процедур предотвращения нарушений этих прав. Необходима разносторонняя созидательная деятельность
государства, направленная на осуществление социальной политики на основе развития экономики, повышение материального уровня жизни населения. Поэтому обеспечение защиты социально-экономических прав населения - длительный и постепенный процесс преобразований, направленный на достижение социально-экономического прогресса, формирование нового типа взаимоотношений между отдельными индивидами и государством, отношений социального партнерства и социальной интеграции. Однако
постепенность этого процесса не умаляет насущной необходимости создания комплексного механизма защиты социальных прав населения, сочетающего в себе экономические, политические, юридические, административные средства и позволяющего минимизировать случаи нарушения прав человека в данной области8.
В современных условиях основные права человека (изложены, как правило, в Конституции каждого государства и в международно-правовых документах по правам человека, в частности в Международном билле о правах человека, а также Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейской социальной хартии (1961 г.) Правовое государство предполагает не только правовое закрепление демократических прав и свобод человека и гражданина, но и наличие механизма их обеспечения, гарантированности9'
Членами Совета Европы являются 47 государств. В феврале 1996 г. Российская Федерация стала 39-м государством-членом Совета Европы. Согласно Уставу организации, "является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу. Эта цель будет достигаться усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения
5 См.: Познер Р. Цена обеспечения юридических прав // Восточноевропейское обозрение 1995. №3. С.48.
6 См.: Posner R. Economic Analysis of Low. N 1992.
7 См.: Ким Я. От расчета к справедливости // Восточное российское обозрение. 1995. №3. С. 59-61.
8 Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств «О Концепции формирования правовых основ и механизмов реализации социального государства в странах Содружества» от 31 мая 2007 г. №28-6. http://docs.cntd.ru/document/902071504.
9 См.: Кирланов Т.Г. Гарантии защиты основных прав и свобод
человека и гражданина в уголовном судопроизводстве России//
Уголовное судопроизводство. 2007. №2. С. 22.
вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод"10 *. Конвенция устанавливает неотъемлемые права и свободы для каждого и обязывает государства гарантировать эти права каждому человеку, который находится под их юрисдикцией. Главное отличие Конвенции от иных международных договоров в области прав человека — существование реально действующего механизма защиты декларируемых прав — Европейского суда по правам человека, рассматривающего индивидуальные жалобы на нарушения конвенции. Любой гражданин или житель страны Совета Европы, считающий, что его права и свободы, закрепленные какой-либо статьёй Конвенции, были нарушены, имеет возможность обращения в Европейский суд по правам человека, если соответствующая статья была его страной ратифицирована11. И тот, кто обращался в Конституционный Суд РФ и по его жалобе было принято решение, которое он посчитал незаконным, то после он может обратиться в Европейский суд по правам человека, как суду последней инстанции, после чего будет принято конечное решение.
Неотъемлемой частью деятельности Совета Европы по защите прав человека и основных свобод является контрольный механизм, который включает Европейский суд по правам человека, Институт национальных уполномоченных по правам человека, а также соответствующие комитеты и комиссии: Руководящий комитет по правам человека; Руководящий комитет по проблемам равенства мужчин и женщин; Комитет экспертов по расширению прав человека; Комитет экспертов по улучшению процедур защиты прав человека; Комитет экспертов по вопросам защиты национальных меньшинств; Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью; Руководящий комитет по биоэтике; Европейский комитет по предупреждению пыток; Консультативный комитет Конвенции о защите национальных меньшинств, а также Группа специалистов по проблеме доступа к официальной информации. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (подписана в Риме 5 ноября 1950 г., ратифицирована и вступила в силу 3 сентября 1953 г.). Ее действие (по состоянию на январь 2004 г.) распространяется на территорию 41 европейского государства, являющихся членами Совета Европы12. Этот контрольный механизм регулирует защиту прав и свобод человека, делая реализацию прав и свобод человека более доступными для каждого. Ведь, каждый человек и гражданин должен реализовать свои права и свободы и в случаях их нарушения делать все необходимое по защите прав и свобод по законодательству РФ и Совета Европы.
Конвенция закрепляет ряд личных, экономических, политических и социальных прав: право на жизнь, запрет пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания; запрет рабства и принудительного труда, право на свободу и личную не-
10 http://ria.ru/spravka/20121001/761495937.html#ixzz3Dq8RyvfF 11https://ru.wi kipedia.org/wiki/%C5%E2%F0%EE%EF%E5%E9%F1 %EA%E0%FF_%EA%EE%ED%E2%E5%ED%F6%E8%FF_%EE_% E7%E0%F9%E8%F2%E5_%EF%F0%E0%E2_%F7%E5%EB%EE% E2%E5%EA%E0_%E8_%
12 all-sci.net/evropeyskogo-soyuza-pravo/zaschita-prav-osnovnyih-svobod-cheloveka-27344.html
33
5'2014
Пробелы в российском законодательстве
прикосновенность; право на справедливое судебное разбирательство; неприменение обратной силы закона в уголовном праве; право на уважение частной и семейной жизни, жилища и корреспонденции; свободу мысли, совести и религии; свободу выражения мнений; свободу информации; свободу собраний и объединений; право на эффективное средство правовой защиты, запрет дискриминации, право на свободное вступление в брак, создание семьи и равенство супругов; свободу ассоциации и право создавать профсоюзы; право на образование; право на свободные выборы; свободу передвижения и выборы местожительства; право гражданина покидать страну и возвращаться в нее; запрет высылки иностранцев. Протокол №6 Конвенции содержит запрет смертной казни. В Протоколе №7 закреплены процедурные гарантии в случае высылки иностранцев, право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции, компенсации в случае судебной ошибки, право не быть судимым дважды за одно преступление, равноправие супругов. Также был принят ряд протоколов, которыми совершенствуется контрольный механизм, созданный в соответствии с Конвенцией. Право на обращение по поводу предусмотренных Конвенцией прав и свобод обладают: государство-участник (если оно предполагает нарушение норм Конвенции в другом государстве-участнике); неправительственные организации; любое лицо; группа лиц. Однако Конвенция защищает только права отдельных лиц, и соответственно в последнем случае участник групповой петиции должен доказать какой ущерб нанесен ему индивидуально13. Создание Европейской конвенции дает положительный результат и улучшает положение человека и человек не чувствует себя ущемленным при этом.
Конвенция в основном затрагивает проблему гражданских и политических прав, т.е. по содержанию во многом совпадает с Международным пактом о гражданских и политических правах. Вместе с тем она имеет ряд моментов, которые выгодно отличают её от Пакта. Конвенция развивает и конкретизирует многие положения о правах человека, закрепленные в Международном пакте. Это первый международный документ по правам человека, который носил обязательный, нормативный характер. Главная ценность Конвенции определяется прежде всего тем, что в ней содержался механизм, обеспечивавший реальное выполнение целого ряда прав и основных свобод человека, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека. Конвенция определила меры и средства защиты прав людей, находящихся на территории государств-членов Совета Европы. Важнейшими инструментами достижения этой цели были Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека в Страсбурге, которые наделялись полномочиями по рассмотрению жалоб как государств, так и отдельных лиц, неправительственных организаций и групп о нарушении их прав участниками Конвен-
14
ции .
Одним из документов, затрагивающих защиту прав и свобод человека является Европейская Конвенция о гражданстве. Данная Конвенция Совета Европы, принята в 1997 году и вступила в силу в 2000 году. Регулирует условия и процедуры приобретения, утраты и восстановления гражданства, принципы действий в
13 Конституционное право Российской Федерации: учебник/ М.В. Баглай. - 8-е изд., изм. и доп. -М.: Норма, 2009. С. 194-195.
14 uchebnik-besplatno.com/uchebnik-teoriya-politiki/mehanizm-za-schityi-prav-cheloveka-gosudarstvah.html
случае преемственности государств или множественного гражданства. На 2012 год, 19 государств являются участниками конвенции, в том числе Украина; еще 9 её подписали, в том числе Россия. Латвия подписала конвенцию, однако в 2012 году Сейм отклонил ратификацию (см. Гражданство Латвии)15' В ней, в частности, установлено, что правовые нормы каждого государства - участника данной Конвенции, регулирующие гражданство, основываются в том числе и на принципах, касающихся права каждого человека на гражданство и защиту от произвольного мнения гражданства. Помимо этого, в данной Конвенции закрепляется, что правовые нормы государства-участника по вопросам гражданства не должны проводить различий или включать практику, которые равносильны дискриминации по признаку пола, религии, расы, цвета кожи или национального или этнического происхождения. Каждое государство-участник должно руководствоваться принципом недискриминации между своими гражданами, будь то граждане по рождению или лица, приобретшие свое гражданство в последующий период16. Дискриминация должна отсутствовать, иначе права и свободы не только будут ограничены, но и Европейская конвенция потеряет свой авторитет. Исходя из этого, Европейская конвенция должна объективно рассматривать все решения и защищать права и свободы человека.
Генеральная Ассамблея получает и рассматривает доклады, представленные от других главных органов ООН. Она избирает 10 непостоянных членов Совета Безопасности, 54 члена ЭКОСОС и 47 членов Совета по правам человека. Совместно с Советом Безопасности, однако голосуя независимо, ГА ООН избирает членов Международного Суда ООН. По рекомендации Совета Безопасности ГА ООН назначает Генерального секретаря ООН. Рекомендации Генеральной Ассамблеи не порождают правовых обязательств для государств. Вместе с тем не следует недооценивать их авторитет в свете обязательств, закрепленных в статье 55 Устава ООН, включая всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии (п. «с»).
Если же говорить о вкладе Парламентской Ассамблеи в дело защиты и поощрения прав и свобод человека в Европе, то следует упомянуть, что на основе рекомендаций Парламентской Ассамблеи были приняты многие важные международные соглашения, включая Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Европейскую социальную хартию, Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и др.17
Помимо положительного отношения государств к рекомендациям Генеральной Ассамблеи статьи 56 Устава предполагает с их стороны проявление инициативы и принятие самостоятельных мер в сфере поощрения и защиты прав человека. Более того, она предусматривает и совместные действия государств в том числе в рамках региональных организаций. К числу таких организаций, в учредительных актах которых закреплена защита прав человека, относятся Совет Европы, Организация американских государств, Африканский Союз
15https://ru.wikipedia.org/wiki/EBponeHcKas_KOHBeH4MS_o_rpa»flaH
стве
16 vse-uchebniki.com/mejdunarodnoe-pravo-besplatno/zaschita-prav-svobod-cheloveka-ramkah-soveta.html
17 http://memo.ru/library/books/lukjanc/Chapt1 .htm
34
ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Лепшокова Р.А.
и другие18. Для защиты прав и свобод человека создаются много организаций, которые решают проблемы прав и свобод человека, что и делает устойчивой права и свободы человека.
Совет по правам человека должен отвечать за содействие всеобщему уважению, и защита всех прав человека и основных свобод на справедливой и равной основе. Первоочередная задача Совета состоит в том, чтобы рассматривать ситуации, связанные с нарушением прав человека, включая грубые и систематические нарушения, и делать по ним свои рекомендации. Он должен также содействовать эффективной координации и интеграции деятельности, касающейся прав человека, в рамках системы Организации Объединенных Наций. О своей деятельности Совет по правам человека ежегодно представляет доклад Генеральной Ассамблеи ООН19.
По мнению А. Фердросса, основные права «принадлежат государствам непосредственно в силу их международной правосубъектности, в то время как наличие других прав зависит от существования еще других предпосылок»20.
Расширилось понятие ответственности государств. Это - коллективная ответственность перед человечеством в рамках ООН, ответственность в решении глобальных проблем (разоружение, экология, Мировой океан и др.). По-иному стала восприниматься ответственность государств как мера позитивного и правомерного, добросовестного поведения и как мера политического и юридического принуждения. K сожалению, рубеж XX и XXI веков ознаменовался некоторыми отрицательными факторами, прежде всего, это военная акция НАТО против бывшей Югославии (1999г.), международный терроризм 7 (CIIIA, 11 сентября 2001г.). Терроризм не является кризисом международного права (только в рамках ООН принято 12 конвенций по борьбе с терроризмом), а есть следствие неэффективного выполнения государствами принятых международно-правовых обязательств21.
Не случайно, в своем ежегодном докладе о работе ООН ее Генеральный секретарь Кофи А. Аннан отметил следующее: «...мы были свидетелями разительных контрастов на международной арене, где за обнадеживающими событиями возникали опасные угрозы... Сегодня глобальные идеи - суверенитет народов; подотчетность руководителей, личные права и верховенство права распространяются по всему миру. И все же нет гарантии того, что эти ценности устоят и что некоторые нации не станут вновь жертвами тирании и угнетения»22. Для этого и существуют разные организации по правам человека, это делает защитную систему более устойчивой, дает человеку гарантию на восстановление нарушенного права, делает право доступной для человека, чтобы человек мог реализовать конституционные права и свободы.
18 Абашидзе А.Х. Универсальные механизмы защиты прав человека: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» /А.Х. Абашидзе, А.О. Гольтяев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - С. 18-19.
19 Опалева С.А. к.ю.н. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека в международном праве. // «Гражданин и пра-во».2008. №10. С. 17.
20Фердросс А. Международное право. М., 1959, С. 25. 14.
21 http://www.ex-jure.ru/law/news.php7newsict 1247
22 Кофи А. Аннан. Годовой доклад о работе Организации. 2001. Нью-Йорк. 2001. С.1-2. 8
Чиков П.В.
Не ставя задачи перечисления и анализа всех, закрепленных в документах ЕС и, прежде всего, в Хартии ЕС об основных правах 2000 г., считаем целесообразным остановиться на некоторых их аспектах.
Личные (гражданские) права и свободы в Хартии закреплены в основном в главах 1(«Достоинство), 2 («Свободы»), нормы которых воспроизводят с некоторыми дополнениями Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г., а большинство политических прав, как имеющие тесную связь с функционированием публичной власти, а также с
принадлежностью к гражданству Союза, закреплены в главе 5 Хартии.
Среди личных (гражданских) прав в Хартии закреплены такие, как право на человеческое достоинство (статья 1), право на жизнь (статья 2), право на целостность личности (статья 2), право на свободу и личную неприкосновенность (статья 6), право на уважение частной и семейной жизни (статья 7), право на защиту данных личного характера (параграф 2 статья 8), право на убежище (статья 18). К политическим правам отнесены: - избирательные права (параграф 2 статья 39 Хартии и статья 3 Протокола 1 Конвенции 1950 г.); свобода объединения и ассоциации (статья 12); право на хорошее управление (статья 41 Хартии); право петиций (статья 44 Хартии, и статья 194 Договора о ЕС); свобода передвижения и резиденции (статья 45); запрещение дискриминации (статья 21); равенство мужчин и женщин (статья 23). Вопросом чрезвычайной важности при оценке Хартии является диапазон действия гарантированных прав. Для практического значения эффективной защиты основных прав не так важно конституционное обеспечение их защиты, а та мера, в которой допустимо конституционное ограничение этих основных прав, присущее любому законодательству.
Общеизвестно, что реализация прав и свобод человека и гражданина в каждом государстве связана с определенными ограничениями, обусловленными потребностью защитить интересы других людей или общества в целом. Эти ограничения не могут быть произвольными. В законодательстве государств (в Конституциях и других нормативных актах), в международных документах устанавливаются основания и допустимые ограничения прав и свобод, закрепленные в правовых актах и являющиеся критерием их правомерности. При этом различаются специальные оговорки, которые относятся к отдельным правам (например, оговорка о недопустимости принудительного изъятия имущества у собственника), и общие оговорки, распространяющие свое действие на все права и свободы, закрепленные в документе23. Каждое государство должно систематически вносить в Конституцию изменения и дополнения для реализации прав и свобод граждан, а не для того, чтобы запрещать права, которые раньше были доступными для всех. Человек и гражданин должны обладать правами и свободами, только исходя из того, чтобы государству и другим не причинялся вред, и чтобы не нарушались права и свободы государства и других.
Конечно же, одного лишь провозглашения прав и свобод человека в Конституции и в других правовых актах недостаточно. Формально многие абсолютистские страны в плане «словесного обеспечения» защиты прав и свобод человека намного опережают буржу-
23 http://sci-book.com/evropeyskoe-pravo/sistema-osnovnyih-prav-svobod-cheloveka-78927. htm l
35
5'2014
Пробелы в российском законодательстве
азно-демократические страны мира. Так, английский билль о правах состоит из 13 пунктов, американский билль о правах — из 10 поправок, а российский билль, содержащийся в Конституции РФ 1993 г. — из 48 пунктов. В Конституции Турции 1982 г. их насчитывается более 70. К тому же США ратифицировали менее 10 из более 100 универсальных и континентальных соглашений о правах человека, а Россия — более 30. Но в Англии, США и в других странах есть эффективные средства защиты провозглашенных, пусть даже меньше количеством прав, а в России и в Турции их пока что нет или почти нет. А как говорили еще древнеримские правоведы, ubi remedium ibi jus (только там, где есть средство защиты, есть право). И, напротив: ubi jus ibi remedium (право есть только там, где есть средства защиты)24. Защита и права они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Если есть защита, то естественно должно быть и право, иначе нечего защищать, также если есть право, то оно может быть нарушено либо ограничено и конечно же в дальнейшем будет подлежать защите прав.
В Великобритании действует ряд парламентских комитетов, занимающихся проблемами прав человека и соответствия британского законодательства Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Они могут проводить парламентские расследования и рекомендации правительству. Также имеется межпартийная парламентская группа по правам человека в мире. Она уведомляет правительства или представительства государств, в которых имеют место нарушения, о своей обеспокоенности этим; взаимодействует с межправительственными и неправительственными организациями, другими парламентскими группами; собирает информацию о ситуации с правами человека; организует миссии в проблемные регионы и принимает иностранные делегации. В британском парламенте работают несколько неофициальных парламентских групп, занимающихся проблематикой защиты прав человека в разных сферах, например, такие как парламентские группы по антисемитизму, смертной казни, геноциду, преступлениям против человечества, помощи беженцам и т.д.25
Лукашева отмечает, что ценности европейской цивилизации очень медленно, с большими трудностями начинают внедряться в России, и что идея прав человека никогда не была значимой в политических доктринах мыслителей России26. Как бы не внедрялись европейские цивилизации в России права и свободы человека и гражданина гарантируются, защищаются и ценятся, хотя и внедряются медленно.
Например, законодательством «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий поступления табака», так как государство охраняя своих граждан защищает их от табачного дыма и ставит запреты с целью, чтобы курящих табак было меньше. 16 апреля 2008 года Совет Федерации одобри присоединение России к рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, принятой на 56-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения 21 мая 2003 года, к которой (по состоянию на апрель 2007 года) присоединились 145 стран и Европейский союз. 18 октября 2012 года
24 http://nicbar.ru/adm_sist_lekzia9.htm
25www.budgetrf/Publications/Magazines/VestnikSF/2011/VSF_NEW 201203301307/VSF_NEW201203301307_p_003/htm
26 Лукашева Е.А. Генезис идей прав человека и правовое госу-
дарство // Проблемы общей теории права и государства. М.:
Норма, 2004. С. 66.
Правительство России одобрило разработанный законопроект о запрете курения в стране. 23 февраля 2013 года президент России подписал федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», вступивший в силу 1 июня 2013 года. Итак, с 1 июня 2014 года начнут действовать еще несколько статей Закона от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Будет запрещено курить в поездах дальнего следования, на судах дальнего плавания, в гостиницах, общежитиях и прочих предприятиях гостиничного бизнеса, в предприятиях бытовых услуг, торговли, общественного питания, рынках, пассажирских железнодорожных платформах пригородного сообщения27 *.
В качестве примеров можно привести несколько европейских стран, в которых тоже ввели запрет о курении табака в общественных и особых местах. Однако отсюда следует, что в странах Европы подобные запреты были введены раньше, чем в России.
В Германии с 1 января 2008 года (в некоторых землях закон действует с 1 августа 2007) вступил в силу федеральный закон о запрете курения в общественных местах, на вокзалах и в общественном транспорте. Курение возможно лишь в особо оборудованных 28
помещениях .
Финляндия первой в Европе запустила программу по полному отказу от курения. По планам правительства, в 2040 году Финляндия станет исключительно некурящей страной, свободной от никотиновой зависимости. Уже в 2010 планируется новые сдерживающие меры, направленные на борьбу с табакокурением29.
С 1 октября 2010 года в стране вступили в действие законы, жестко ограничивающие распространение табачной продукции. Под запрет на курение попали территории детских садов, учебных заведений и прилегающих к ним территории для прогулок. Также введено ограничение на ввоз сигарет в страну, а с 2015 они пропадут из торговых автоматов30.
Следовательно, этот пример показывает, что в России медленно внедряются методы европейской цивилизации. Они применяются в целях охраны здоровья и защиты в сфере прав и свобод. Подобные законы вводятся для того, чтобы Россия и страны Европы охраняли здоровье человека и гражданина и защищали их права и свободы. Россия и Европейские страны обязаны применять, необходимые меры по охране здоровья человека и гражданина и по защите их прав и свобод, основываясь Конституцией и документами Совета Европы. Судя по защите прав и свобод человека и гражданина зависит восстановление и реализация их прав и свобод.
Список литературы
1. Конституция РФ. Научно-практический комментарий. М., 1997. С. 113;
2. Конституция РФ Проблемный комментарий. М., 1997. С. 27-28.
Конституции ЕС 2004г.
3. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности / Б.С. Эбзеев. - М.: Норма, 2007. С. 115-116.
4. Познер Р. Цена обеспечения юридических прав // Восточноевропейское обозрение 1995. №3. С.48.
27
28
29
30
www.rg.ru/2014/05/27/kurenie ru.m.wikipedia.org//wiki/3anpeT_Ha_KypeHne http://www.annews.ru/news/detail.php?ID=207904 newsru.com/world/01oct2010/no_smoking.htm l
36
ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Лепшокова Р.А.
5. Posner R. Economic Analysis of Low. N 1992.
6. Ким Я. От расчета к справедливости // Восточное российское обозрение. 1995. №3. С. 59-61.
7. Кирланов Т.Г. Гарантии защиты основных прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве России// Уголовное судопроизводство. 2007. №2. С. 22.
8. Конституционное право Российской Федерации: учебник/ М.В. Баглай. - 8-е изд., изм. и доп. -М.: Норма, 2009. С. 194-195.
9. Абашидзе А.Х. Универсальные механизмы защиты прав человека: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» /А.Х. Абашидзе, А.О. Гольтяев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - С. 18-19.
10. Опалева С.А. к.ю.н. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека в международном праве. // «Гражданин и право».2008. №10. С. 17.
11. Фердросс А. Международное право. М., 1959, С. 25. 14.
12. Кофи А. Аннан. Годовой доклад о работе Организации. 2001. Нью-Йорк. 2001. С.1-2. 8 Чиков П.В.
13. Лукашева Е.А. Генезис идей прав человека и правовое государство // Проблемы общей теории права и государства. М.: Норма, 2004. С. 66.
14. http://www.ex-jure.ru/law/news.php?newsid=1247
15..all-sci.net/evropeyskogo-soyuza-pravo/zaschita-
prav-osnovnyih-svobod-cheloveka-27344.html
16. uchebnik-besplatno.com/uchebnik-teoriya-politiki/mehanizm-zaschityi-prav-cheloveka-gosudarstvah.html
17. vse-uchebniki.com/mejdunarodnoe-pravo-besplatno/zaschita-prav-svobod-cheloveka-ramkah-soveta.html
18. http://memo.ru/library/books/lukjanc/Chapt1.htm
19. http://sci-book.com/evropeyskoe-pravo/sistema-osnovnyih-prav-svobod-cheloveka-78927.html
20. http://nicbar.ru/adm_sist_lekzia9.htm
21 .www.budgetrf/Publications/Magazines/VestnikSF/201 1/VSF_NEW201203301307/VSF_NEW201203301307_p_ 003/htm
22. www.rg.ru/2014/05/27/kurenie
23. ru.m.wikipedia.org//wiki/3anpeT_Ha_KypeHne
24. http://www.annews.ru/news/detail.php?ID=207904
25. newsru.com/world/01oct2010/no_smoking.html
26. www.fpa.su/biblioteka/knigi/knigi/konstitutsionnaya-sistema-zaschity-prav-i-svobod-cheloveka-i-grazhdanina-v-rossii-monografiya-m-v-marhgeym-glava-2/#sel=
27. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств «О Концепции формирования правовых основ и механизмов реализации социального государства в странах Содружества» от 31 мая 2007 г. №28-6. http://docs.cntd.ru/document/902071504.
Literature list
1 The Constitution of the Russian Federation. Scientific and practical comment. M., 1997, pp 113;
2 The Constitution of the Russian Federation Problem comment. M., 1997, pp 27-28.
EU Constitution 2004.
3. Individual and the State in Russia: mutual responsibility and constitutional duties / Ebzeev B.S. - M.: Norma, 2007, pp 115-116.
4. Posner R. Price ensure the legal rights of East Europe Review // 1995. №3. P.48.
5. Posner R. Economic Analysis of Low. N 1992.
6. Kim Ya From calculation to justice // Eastern Russian Review. 1995. №3. S. 59-61.
7. Kirlanov T.G. Guarantees for the protection of fundamental rights and freedoms of man and citizen in the criminal trial of Russia // Criminal proceedings. 2007. №2. S. 22.
8. Constitutional Law of the Russian Federation: the textbook / MV Baglaj. - 8th ed., Rev. and ext. TH.: Norma, 2009, pp 194-195.
9. Abashidze A.H. Universal human rights mechanisms: a textbook for undergraduate students majoring in "Jurisprudence" /A.H. Abashidze, AO Goltyaev. - M.: UNITY-DANA, 2013 - S. 18-19.
10. Opaleva SA Ph.D. Principle of respect for and observance of human rights and freedoms in international law. // "The Citizen and the LaW' .2008. №10. S. 17.
11. Verdross A. International law. M., 1959, pp 25 14.
12. -General Kofi A. Annan. Annual report on the work of the Organization. 2001 New York City. 2001 S.1-2. 8 Pins PV
13. Lukashev E.A. The genesis of the ideas of human rights and the rule of State // Problems of General Theory of Law and State. M.: Norma, 2004, p 66.
14. http://www.ex-jure.ru/law/news.php?newsid=1247
15. all-sci.net/evropeyskogo-soyuza-pravo/zaschita-prav-osnovnyih-svobod-cheloveka-27344.html
16. uchebnik-besplatno.com/uchebnik-teoriya-politiki/me-hanizm-zaschityi-prav-cheloveka-gosudarstvah.html
17. vse-uchebniki.com/mejdunarodnoe-pravo-besplat-no/zaschita-prav-svobod-cheloveka-ramkah-soveta.html
18. http://memo.ru/library/books/lukjanc/Chapt1 .htm
19. http://sci-book.com/evropeyskoe-pravo/sistema-os-novnyih-prav-svobod-cheloveka-78927.html
20. http://nicbar.ru/adm_sist_lekzia9.htm
21. www.budgetrf/Publications/Magazines/Vestnik-SF/ 2011/VSF_NEW201203301307/VSF_NEW201203301307 _p_003/htm
22. www.rg.ru/2014/05/27/kurenie
23. ru.m.wikipedia.org//wiki/3anpeT_Ha_ курение
24. http: //www.annews.ru/news/detail.php? ID = 207904
25. newsru.com/world/01oct2010/no_smoking.html
26. www.fpa.su/biblioteka/knigi/knigi/konstitutsionnaya-sistema-zaschity-prav-i-svobod-cheloveka-i-grazhdanina-v-rossii-monografiya-m-v-marhgeym-glava-2/#sel=
27. Postanovlenie the Interparliamentary Assembly of the
Commonwealth of Independent States "On the Concept of establishing legal frameworks and mechanisms for the implementation of the welfare state in the Commonwealth" from May 31, 2007 №28-6. http://docs.cntd.ru/do-
cument/902071504.
Рецензия
На статью «Защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и в Европейских странах: сравнительно-правовой анализ» аспирантки РЭУ им. Г.В. Плеханова, Р.А. Лепшоковой
Статья Р.А. Лепшоковой посвящена важным проблемам реализации прав и свобод человека и гражданина, актуальность которых в современную эпоху не только неоспорима, но и возрастает в связи с усложнением современного общества, дальнейшим развитием многообразных связей и взаимоотношений людей и их ассоциаций, как в рамках всего общества, так и на региональном уровне.
В своей статье автор обращает внимание на то, что ныне действующая Конституция РФ особое внимание уделяет комплексу прав и свобод человека и гражданина, само закрепление которого уже является гаран-
37
5'2014
Пробелы в российском законодательстве
тией для реализации этих прав и свобод, а любое ограничение прав противоречит Конституции РФ и приводит к нарушению и Основного закона, и всего законодательства. К сожалению, в реальной жизни нарушения прав человека встречаются довольно часто, что подтверждает актуальность избранной темы.
В своей статье автор обращает внимание на то, что законы субъектов РФ в некоторых случаях не соответствует основному источнику законов - Конституции РФ. Именно это и приводит к возникновению проблем в сфере реализации прав и свобод человека и гражданина.
Ценность исследования заключается в том, что автором предлагаются конкретные пути решения этой проблемы. Исследование проведено на достаточно высоком уровне. При написании статьи использован большой объем информации, в частности привлечен необходимый массив действующих нормативных правовых источников. Статья полностью соответствует избранной тематике. В ней проведен глубокий и всесторонний, системный анализ проблемы, представлены ценные выводы и рекомендации.
Автор предлагает собственные подходы к решению выявленных проблем, основываясь на положениях Конституции РФ, касающихся защиты, охраны и реализации прав и свобод человека и гражданина. В своей статье автор указывает на то, что законы субъектов Российской Федерации или их отдельные положения должны в полной мере соответствовать Конституции РФ. По мнению автора, закон, не соответствующий Конституции РФ не должен подлежать исполнению и соблюдению, так как он не имеет оснований, а следовательно, не имеет юридической силы. Несоответствие действующих законов Конституции РФ следует считать значительным недостатком для правового государства.
Привлекает также то, что автор обращается к зарубежному опыту реализации прав и свобод человека и гражданина, проводит сравнительно-правовой анализ с российским законодательством. Таким образом, в своей статье автору удалось выявить проблемы, приводящие к ограничению прав и свобод человека и гражданина, и дать ценные рекомендации, как можно решить такую проблему. Считаю, что статья Р.А. Лепшо-ковой «Защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и в Европейских странах: сравнительно-правовой анализ» может быть рекомендована к публикации.
Рецензент:
Доктор юридических наук, профессор Мамитова Н.В.
38