М. С. Саликов, С. Э. Несмеянова
Уральский государственный юридический университет (Екатеринбург)
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ: ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ*
В статье рассматривается феномен интернет-среды, которая из средства хранения и распространения информации превращается в инструмент, с помощью которого человек может реализовать ряд конституционных прав и свобод. Интернет предоставляет широкие возможности в сферах образования, здравоохранения, получения государственных и муниципальных услуг и др. В то же время необходимо учитывать и существующие в данной сфере риски, в том числе угрозы жизни и здоровью людей.
Следует выделять международный и национальный уровни регламентации рассматриваемой сферы. Анализируется ряд международно-правовых актов, регламентирующих отношения, складывающиеся в области информационно-телекоммуникационных технологий. Отмечается факт отсутствия либо недостаточного регулирования на национальном уровне особенностей реализации и защиты прав и свобод человека в сети Интернет. Для разрешения этой проблемы предлагается усовершенствовать законодательство в данной сфере, в частности закрепить формы и пределы ограничений прав и свобод, реализуемых посредством сети Интернет, гарантии прав и свобод в интернет-пространстве, механизмы их защиты и др. Отмечается важность не только принятых и принимаемых актов: программных документов, подзаконных актов, но и судебных решений как национальных, так и наднациональных судов.
Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина, реализация прав и свобод в сети Интернет, защита прав и свобод в сети Интернет, проблемы правового регулирования порядка реализации и защиты прав и свобод в сети Интернет
Бурное развитие информационно-телекоммуникационных технологий в последние годы привело к тому, что сейчас Интернет перестал быть лишь средством хранения и распространения информации. Названные технологии являются ключевым фактором формирования эффективного гражданского общества [Просвир-нин 2012]. Возникло новое пространство для реализации прав, свобод и обязанностей, а также государственно-властных функций. Вопросы быстрого развития возможностей Интернета, оперирования большими объемами данных, внедрения цифровой экономики, все большего вовлечения граждан в среду информационно-телекоммуникационных технологий не только стали социальной, экономической, политической, культурной данностью, но и приобрели правовые оттенки. По мнению ряда авторов, большинство конституционных прав и свобод человека и гражданина могут быть реализованы с помощью сети Интернет [Середа, Середа 2013: 5].
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-2916204.
В то же время следует иметь в виду, что в данной области существует и масса нерешенных проблем. На наш взгляд, главной проблемой является тот факт, что отечественное законодательство в сфере реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в информационно-телекоммуникационном пространстве находится лишь на начальном этапе развития. Поэтому в правовом регулировании есть недостатки как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.
Для понимания существующих проблем следует различать собственно «право на Интернет» и реализацию прав и свобод через Интернет. Прежде всего необходимо ответить на вопрос о том, чем является «право на Интернет». Оно не урегулировано такими общепризнанными международными инструментами, как Всеобщая декларация прав человека, международные пакты и иные документы (время Интернета пришло позже их принятия). Является ли «право на Интернет» естественным, пусть явно не названным в соответствующих актах, но подразумеваемым?
Говоря о «праве на Интернет» и принципе равенства прав и свобод, нужно учитывать, что
это право зависит, кроме всего прочего, и от уровня экономического развития страны в целом, от уровня развития в государстве информационно-коммуникационных технологий, от открытости Интернета, от возможностей самого человека. Таким образом, не всякий человек может реализовать «право на Интернет». А там, где реализация права доступна, государство может ввести ограничения, включая цензуру, или условия для получения какой-либо информации, например только при предоставлении личных сведений, и т. д.
Для большинства пользователей Интернет - это средство самовыражения и интеграции. Пользуясь Интернетом, любой человек может реализовать самые разные права (право на неприкосновенность частной жизни, на доступ к правосудию, на свободу слова, свободу выражения мнений, на информацию, на защиту чести и достоинства, на личную и семейную тайну, на обращения, на управление делами государства, на образование, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и др.) [Бондаренко 2015; Иванова 2018; Клементьева 2016; Стукалов 2017; Чурсин, Букина 2014; Шугуров 2012; Щербович 2011]. При этом Интернет оказывает значительное влияние на реализацию иных прав (право на жизнь, право собственности и др.). Следует также отметить, что в зарубежной науке обосновывается возможность признания права на доступ в сеть Интернет в качестве основного (конституционного) права человека ^иссЫ 2011].
Но можно ли сопоставлять права и свободы, провозглашаемые в общепризнанных принципах и нормах международного права, в конституциях государств, с виртуальными правами? Можно ли предположить, что какие-либо из известных нам прав и свобод не подлежат реализации в сети Интернет, а в виртуальном пространстве могут появиться права, не свойственные реальному миру?
Реализовать права и свободы посредством сети Интернет зачастую проще и легче, но при этом необходимо учитывать и оборотную сторону, имеющиеся здесь риски. Предоставляя все новые и новые возможности в сферах образования, здравоохранения, получения государственных услуг и др., Интернет в то же время делает жизнь более уязвимой в части, например, вмешательства в частную жизнь людей, фишинга, распространения фейковых новостей, разжигания конфликтов разного уровня, дестабилизации политической ситуации в отдельных регионах и целых странах, кибепре-ступности и пр.
При этом возникает вопрос: могут ли право на Интернет, а также права и свободы, реализуемые с помощью информационно-коммуникационных технологий, быть ограничены? Как должны соотноситься ограничения прав в Интернете с соответствующими требованиями Конституции РФ (ч. 3 ст. 55)? Каковы пределы ограничения виртуальных прав? Учитывая специфику интернет-среды, следует подумать о собственно механизме ограничений прав в Интернете [Струков 2016]. Эти и другие вопросы должны быть разрешены законодателем.
Права и свободы человека в реальном мире и виртуальном пространстве реализуются по-разному, но они должны быть гарантированы и защищены в равной мере. Государство обязано не только провозгласить права в виртуальном мире, но и определить гарантии их реализации, а в необходимых случаях - и способы их защиты [Ментюкова, Дубровина 2014; Плясунов 2015; Соколова 2016; Чеботарева 2014; Щербович 2013]. Конституцией РФ предусмотрена обязанность государства охранять и защищать достоинство личности как объединяющее начало всех иных прав и свобод человека, как условие их признания и соблюдения. Конституция в соответствии с нормами международного права гарантирует свободу мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, независимо от государственных границ. Эти конституционные положения распространяются и на сферу информационно-коммуникационных технологий.
Таким образом, механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также гарантии и ограничения таких прав в Интернете и в «обычной» жизни различаются. В связи с этим, анализируя особенности реализации и защиты прав и свобод человека в сети Интернет, необходимо детально рассматривать, как минимум, вопросы правового регулирования виртуальной среды в целом и сервисов, обеспечивающих реализацию в ней прав и свобод, в частности; содержание прав и свобод в сети Интернет, пределы их реализации; характер, формы и пределы ограничений прав и свобод, реализуемых посредством сети Интернет; гарантии прав и свобод в интернет-пространстве и механизмы их защиты.
Что касается правового регулирования, то следует выделять международный и национальный уровни регламентации рассматриваемой сферы.
По мнению В. П. Талимончика, к регулированию правоотношений в сети Интернет в целом применимы как специальные нормы
о международном информационном обмене, так и основные принципы международного права, в том числе касающиеся прав и свобод человека и гражданина [Талимончик 1999]. К примеру, ст. 19 Всеобщей декларации прав человека закрепляет право на свободу убеждений и свободное их выражение, право искать, получать и распространять информацию любыми средствами. В ней зафиксировано, что указанное право распространяется на все страны, не ограничено государственными границами. Однако в той же Декларации устанавливается право государства ограничивать такую свободу в интересах удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния (ст. 29).
В одном из первых международных документов, посвященных интернет-среде, - Оки-навской Хартии глобального информационного общества - отмечено огромное влияние Интернета на развитие общества в XXI в. (образ жизни, образование, работа, медицина, культура, информация, взаимодействие общества с государством), предусмотрено создание необходимых условий для развития правового регулирования этих сфер.
Крайне важным инструментом в деле защиты прав человека в сети Интернет представляется Европейская конвенция о правах человека. Кроме того, Совет Европы разработал ряд международных конвенций в таких областях, как борьба с киберпреступностью, защита персональных данных, защита детей и др. (например, Конвенция Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных). Он также разрабатывает типовые нормативные акты в форме рекомендаций государствам-членам и руководящие принципы для негосударственных субъектов.
Однако информационные технологии развиваются значительно быстрее, чем заключаются международные договоры или принимаются национальные законы. С учетом этого важным представляется развитие международного сотрудничества для определения согласованного коллективного подхода к решению проблем в развитии информационно-коммуникационных технологий. Международное право должно выработать такие принципы, нормы и стандарты, которые позволили бы рационально и безопасно использовать информационные технологии. Безусловно, нормы международного права должны определять надгосударственный уровень управления Интернетом и давать странам возможность сохранять суверенитет в соответствующих сферах по управлению национальным сегментом.
Неминуемый рост количества не только пользователей, но и субъектов, предоставляющих услуги в области информационно-коммуникационных технологий, увеличение количества сфер, покрываемых новыми технологиями, ведет к росту потребности в правовом регулировании этих отношений, в выработке принципов развития Интернета, его стандартов. Однако кроме собственно установления процедур реализации интернет-отношений отдельные страны, признавая существующие в данной сфере угрозы, вводят ограничения в сфере развития Интернета в границах суверенной территории. Не отказываясь от необходимости совершенствования международного регулирования вопросов управления информационно-коммуникационными технологиями, эти страны ускоренными темпами развивают собственное законодательное регулирование и проводят своеобразную перенастройку использования Интернета.
В частности, в Китае новые технологии применяются для обеспечения безопасности интересов собственной страны и ее граждан1 за счет введения тотального контроля за действиями граждан, формирования своеобразного интернет-паспорта каждого гражданина, установления связи между предоставлением прав и реализацией обязанностей, проявлением политических настроений конкретного лица. Вряд ли можно говорить о сохранении гарантий реализации прав граждан в такой ситуации, скорее, государство серьезно ограничивает реализацию прав человека.
В Египте летом 2018 г. для обеспечения национальной безопасности был принят Закон «О борьбе с киберпреступностью», ужесточающий контроль властей за Интернетом2.
В Индии в 2007 г. был принят Акт об информационных технологиях. Была введена частичная цензура. Поводом явились террористические акты в Мумбаи, поэтому ограничения коснулись прежде всего политических и экстремистских ресурсов.
Блокируются отдельные сайты и в Пакистане. Поводом здесь обычно служат этносепара-тистские материалы.
1 В июле 2009 г. китайские активисты провинции Синцзянь использовали Facebook для организации крупных беспорядков, приведших к гибели около 200 человек, большинство из которых были женщины и дети. В результате правительство ввело запрет на Facebook (URL: https://batop.ru/10-zapreshchennyh-veshchey-v-kitae (дата обращения: 10.01.2019).
2 URL: https://rtvi.com/news/egypt-president-rati fies-law-imposing-internet-controls (дата обращения: 10.01.2019).
Подчас поводы для введения ограничений дают и иные события. Например, в Японии ограничение было введено после землетрясения и аварии на АЭС «Фукусима», чтобы прекратить распространение информации о последствиях аварии.
Но все-таки самый первый закон о введении цензуры в Интернете был принят еще в 1995 г. в Южной Корее (особые ограничения касались сочувственных высказываний о Северной Корее). В самой Северной Корее ограничения обеспечиваются прежде всего запретом на беспроводные сети и контролем за самими компьютерами.
В отдельных государствах (Азербайджан, Бразилия, Венесуэла, Индия, Колумбия, Кыргызстан, Ливия, Мексика, Нигерия, Сингапур, Тунис, Украина, Южная Корея и др.) Интернет ограничен частично. В Беларуси, Египте, Иране, Казахстане, Китае, Кубе, России, Турции, ОАЭ и некоторых других странах установлены довольно жесткие ограничения в отношении использования интернет-пространства.
Виртуальное пространство используется и для осуществления публично-властной деятельности, которая в той или иной мере также связана с правами, свободами, интересами личности, а иногда и с обязанностями и ответственностью. Так, В. Н. Середа и М. Ю. Середа выделяют следующие основные направления осуществления публично-властной деятельности в сети Интернет:
официальное опубликование нормативных правовых актов, а также обеспечение доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
организация предоставления государственных и муниципальных услуг;
размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
осуществление процессуальных действий и обеспечение доступа к информации о деятельности судов (электронное правосудие);
раскрытие общественно значимой информации, в том числе в целях борьбы с коррупцией [Середа, Середа 2013: 19].
В связи с этим следует определить уровень (международный или национальный) и формы правового регулирования, так как высказываются предложения о необходимости принятия виртуальной конституции, отдельных законов, касающихся прав в Интернете, например информационного кодекса, либо просто внесения точечных изменений в отдельные законы.
Представляется, что такими формами могут быть и в ряде случаев уже являются про-
граммные документы (стратегии, программы), законы, подзаконные акты. Кроме того, нельзя не учитывать принятые по анализируемым вопросам судебные решения, причем не только национальных, но и наднациональных судов.
Так, в Российской Федерации была предпринята попытка подготовить стратегию развития Интернета в РФ до 2020 года, основной задачей которой выступало бы создание благоприятных условий для динамичного развития сети Интернет. Проект стратегии предусматривал основные принципы, на которых должна строиться государственная политика в области развития российского сегмента сети Интернет (защита свободной конкуренции, соблюдение основополагающих прав человека на распространение информации и доступ к ней, равноправное участие государства, бизнеса и институтов гражданского общества в развитии сети Интернет, сетевой нейтралитет и др.)1.
Распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 2036-Р утверждена Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 20142020 годы и на перспективу до 2025 года. В ней отмечается, что «информационные технологии с каждым годом оказывают все большее влияние как на экономику, так и на повседневную жизнь людей. Этапы качественного развития большинства отраслей (энергетики, медицины, образования, торговли, финансового сектора, страхования и др.) и государственного управления, в том числе в военной сфере, связаны с внедрением информационных технологий. Неотъемлемой частью повседневной жизни уже стали коммуникации и поиск информации с использованием сети Интернет, а также общение в социальных сетях. С каждым годом информационные технологии открывают все более широкие перспективы для повышения эффективности бизнеса и качества жизни граждан».
В 2017 г. принята Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. В данном документе определены уже иные принципы, более тесно связанные с правами человека: обеспечение прав граждан на доступ к информации; обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией; сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг; приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных
1 URL: http://2013.russianinternetforum.ru/internet-strategy/ (дата обращения: 10.01.2019).
и коммуникационных технологий; обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях; обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере.
В качестве примеров законодательных актов в рассматриваемой области можно привести следующие федеральные законы:
от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»;
от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»; от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
от 2 июля 2013 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях»;
от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;
Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» и др.
Развивается и так называемое саморегулирование. В частности, представители российских интернет-поисковиков и правообладателей подписали Меморандум о сотрудничестве в сфере охраны исключительных прав в эпоху развития цифровых технологий1. Подготовлен Кодекс добросовестных практик (Кодекс этической деятельности (работы) в сети Интернет), к которому присоединились Торгово-промышленная палата России, общественные организации «Деловая Россия» и «Опора России», Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, а также представители зарубежного бизнеса -Ассоциация европейского бизнеса, Американская торговая палата в России и Российско-Германская внешнеторговая палата2.
Субъектами управления Интернетом могут выступать и международные организации, коммерческие структуры, гражданское общество, частные лица. Так, для управления Интернетом в России планируется привлечь представителей
1 URL: https://www.vedomosti.ru/technology/artic les/2018/11/01/785408-kak-budut-borotsya (дата обращения: 10.01.2019).
2 URL: http://d-russia.ru/perspektivy-bezopasnosti-lichnoj-informatsii-v-internete-obsudili-na-konferentsii-zashhita-personalnyh-dannyh.html (дата обращения: 10.01.2019).
гражданского общества. Учитывая работу молодежного общественного движения «Кибер-дружина» и «Лиги безопасного Интернета», для поддержания гражданской активности в борьбе с распространением противоправной (направленной на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, запрещенной в России) информации, депутаты подготовили законопроект о создании в России кибердружин.
Чем больше развиваются информационно-коммуникационные технологии, тем чаще пользователи Интернета высказывают неудовлетворение тем, что нарушаются их права, в частности на доступ к информации в сети, право на защиту чести и достоинства в новых ресурсах, все чаще обвиняют государство во введении цензуры. Кроме того, нельзя не учитывать и злоупотребления в интернет-среде. В. Н. Середа и М. Ю. Середа выделяют следующие виды злоупотребления конституционными правами в сети Интернет: киберсквоттинг, обратный киберсквоттинг, организация DDoS-атак и участие в них, распространение незапрашиваемой информации, троллинг [Середа, Середа 2013: 130-139]. Представляется, что данный перечень не является исчерпывающим и, к сожалению, будет пополняться новыми видами. В связи с этим законодатель, ставя задачу урегулированиях тех или иных вопросов реализации прав и свобод граждан посредством сети Интернет, должен учитывать уже существующие здесь злоупотребления, а также складывающуюся судебную практику как на национальном, так и на международном уровне [Андраш, Клэр 2015; Сучкова 2013; Ефремов 2016; Крутихина 2017; Сутормин 2012].
Например, перед Конституционным Судом РФ был поставлен интересный вопрос о возможности реальной защиты прав и законных интересов лица, чьи честь, достоинство и доброе имя потерпели ущерб в результате распространения не соответствующей действительности негативной информации. Конституционный Суд высказал правовую позицию об обязательном обеспечении защиты прав и законных интересов независимо от тех информационно-коммуникационных технологий, с помощью которых распространялась информация (Определение Конституционного Суда РФ от 1 марта 2010 г. № 323-О-О).
В 2013 г. Конституционный Суд РФ был вынужден рассматривать вопрос об ответственности за размещение в Интернете порочащих гражданина сведений, не соответствующих действительности, в случае невозможности установить виновное лицо. Конституционный Суд, проана-
лизировав соответствующие нормы международного права и конституционные положения, заключил, что владелец сайта или уполномоченное им лицо обязаны удалять порочащие сведения при наличии соответствующего судебного решения. При этом Суд отметил, что до принятия судебного решения можно использовать иные правовые средста, чтобы приостановить распространение негативной информации до принятия окончательного решения по судебному спору (включая меры по обеспечению иска). Суд обратил внимание на необходимость введения в правовое регулирование дополнительных законодательных гарантий защиты чести, достоинства и деловой репутации, учитывающих существенное изменение способов распространения информации в сети Интернет. Таким образом, «если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети Интернет, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети Интернет» (Постановление Конституционного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 18-П).
Неоднократно к проблематике реализации прав и свобод человека в Интернете обращался и Верховный Суд РФ. В частности, он рассматривал вопросы защиты чести и достоинства, деловой репутации в связи с распространением информации в сети Интернет (см., например, постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц») и вопросы применения к сайтам в сети Интернет правил распространения рекламы в средствах массовой информации (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации
„О средствах массовой информации"»). Кроме собственно судебной защиты граждане вправе рассчитывать и на иные применяемые в данном государстве формы защиты их прав и свобод, в частности административное (внесудебное) обжалование действий и решений органов исполнительной власти, обращение к органам прокуратуры, к уполномоченным по правам человека и др. В этих случаях государство должно понимать, что сфера нарушений прав и свобод человека является довольно специфичной, поэтому надлежащие обработка, рассмотрение обращений и восстановление нарушенных прав должны обеспечиваться соответствующими специалистами и механизмами.
Таким образом, в настоящее время важно определить содержание права на доступ к Интернету, прав, которые реализуются в сети, соотнести их с правами, предусмотренными, например, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в Конституции РФ или других нормативных правовых актах. Принимая во внимание огромное количество рисков, которые влечет развитие Интернета (злоупотребление правами, использование Интернета в преступных целях, навязывание определенного видения событий, распространение неправдивой информации и др.), а также его трансграничный характер и желание каждой страны защитить свои интересы и интересы своих граждан, российский законодатель должен определить права и свободы человека в сети и принять соответствующие меры для их обеспечения и последующей защиты. Управление Интернетом, создание действенных механизмов для реализации прав и свобод человека в Интернете являются обязанностями государства. Это вытекает из ст. 2 Конституции РФ, провозглашающей человека, его права и свободы высшей ценностью и возлагающей на государство защиту, признание и соблюдение этих прав и свобод.
Список литературы
Lucchi N. Access to Network Services and Protection of Constitutional Rights: Recognizing the Essential Role of Internet Access for the Freedom of Expression // Cardozo Journal of International and Comparative Law. 2011. Vol. 19. № 3. P. 645-678.
Андраш Ш., Клэр Р. Судейская аргументация и Интернет: формирование правовых рамок, новизна, фундаментальные права и новые технологии // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 4. С. 40-61.
Бондаренко К. Д. Особенности непосредственной реализации прав и свобод личности в сети Интернет // Новая наука: теоретический и практический взгляд. 2015. № 6-2. С. 233-237.
Ефремов А. А. Новые информационные технологии в практике Европейского Суда по правам человека // Прецеденты Европейского Суда по правам человека. 2016. № 6. С. 10-15.
Иванова К. А. Трансформация права граждан на свободу мнения в сети Интернет // Юридическое образование и наука. 2018. № 4. С. 43-47.
Клементьева В. С. Конституционное право человека на информацию в сети Интернет и его обеспечение // Международный журнал конституционного и государственного права. 2016. № 2. С. 151-155.
Крутихина П. В. Пределы свободы слова в Интернете: позиция Европейского Суда по правам человека // Московский адвокат. 2017. № 2. С. 30-32.
Ментюкова М. А., Дубровина М. М. Проблемы реализации конституционных прав и свобод в киберпространстве // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2014. № 5. С. 56-60.
Плясунов В. В. Проблемы реализации и защиты конституционного права на свободу мысли и слова в сети «Интернет» // Актуальные проблемы развития конституционализма: материалы науч.-практ. семинара. Рязань: Рязан. филиал Москов. ун-та МВД России, 2015. С. 31-34.
Просвирнин Ю. Г. Информационное общество и демократия // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 2. С. 196-201.
Середа В. Н., Середа М. Ю. Защита прав и свобод человека и гражданина в сети Интернет. Воронеж: Научная книга, 2013. 252 с.
Соколова О. С. Защита персональных данных посредством права на забвение // Современное право. 2016. № 9. С. 69-72.
Струков К. В. Проблема обеспечения безопасности сети «Интернет» в контексте прав и свобод человека // Евразийский союз ученых. 2016. № 2-1. С. 142-144.
Стукалов А. С. Принципы регулирования информационных отношений в сети Интернет // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 1. С. 222-226.
Сутормин Н. А. Международно-правовые гарантии защиты прав человека в информационном обществе (практика Европейского Суда по правам человека) // Право и кибербезопасность. 2012. № 1. С. 48-54.
Cучкова М. А. «Делфи АС (Delfi AS) против Эстонии»: ответственность новостного интернет-портала за комментарии пользователей. Постановление Европейского Суда по правам человека от 10 октября 2013 года // Международное правосудие. 2013. № 4. С. 40-47.
Талимончик В. П. Международно-правовое регулирование отношений информационного обмена в Интернет: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1999. 175 с.
Чеботарева А. А. Реализация и защита прав и свобод в информационном обществе: актуальные проблемы правоприменительной практики // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. 2014. № 1. С. 220-230.
Чурсин Р. С., Букина А. С. Основные права и свободы человека и гражданина в мировой сети «Интернет». Право на тайну переписки // Права человека и гражданина в Российской Федерации: вопросы теории и практики: сб. ст. по материалам Всерос. круглого стола. СПб.: Петрополис, 2014. С. 192-197.
Шугуров М. В. Защита прав интеллектуальной собственности и / или право на свободу выражения и информации. Международно-правовые коллизии Интернета // Закон. 2012. № 7. С. 54-65.
Щербович А. А. Конституционное право доступа к информации публичных органов в Интернете как гарантия открытости власти и реализации иных прав и свобод граждан в информационном обществе // Право и политика. 2011. № 4. С. 655-662.
Щербович А. А. Конституционные гарантии свободы слова и права доступа к информации в сети Интернет: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. 27 с.
Марат Сабирьянович Саликов - заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного права Уральского государственного юридического университета. 620137, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21. E-mail: [email protected].
Светлана Эдуардовна Несмеянова - доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права Уральского государственного юридического университета. 620137, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21. E-mail: [email protected].
Human Rights and Freedoms on the Internet: Peculiarities of Realization and Protection
The article discusses the phenomenon of the Internet environment, which is being transformed from a means of storing and disseminating information into a tool through which a person can exercise a whole range of his constitutional rights and freedoms. The Internet provides wide opportunities in the fields of education, health care, getting state and municipal services, etc. At the same time, it is necessary to take into account the risks in this sphere, including threats to human life and health.
As regards legal regulation, one should single out the international and national levels of regulation in the considered area. A number of international legal acts regulating the relations developing in the field of information and telecommunication technologies are analyzed. It is noted that there is no regulation (or it is insufficient) at the national level of the specifics of the realization and protection of human rights and freedoms on the Internet. To resolve this problem, it is proposed to include in the sphere of legal regulation of the virtual environment the content of rights and freedoms on the Internet, the limits of its realization; the nature, forms and limits of the restrictions of rights and freedoms realized through the Internet; guarantees of rights and freedoms in the Internet space and mechanisms for their protection, etc. The authors emphasize importance of not only program documents and by-laws, but also decisions of both national and supranational courts.
Keywords: human and civil rights and freedoms, realization of rights and freedoms in Internet, protection of rights and freedoms in Internet, problems of legal regulation of realization and protection of rights and freedoms in Internet
References
Andras S., Clare R. Sudeiskaya argumentatsiya i Internet: formirovanie pravovykh ramok, novizna, fundamental'nye prava i novye tekhnologii [Judicial Reasoning and the Internet: Framing, Newness, Fundamental Rights and New Technologies], Sravnitel'noe konstitutsionnoe obozrenie, 2015, no. 4, pp. 40-61.
Bondarenko K. D. Osobennosti neposredstvennoi realizatsii prav i svobod lichnosti v seti Internet [Peculiarities of Direct Realization of Human Rights and Freedoms in the Internet], Novaya nauka: teoreticheskii i prakticheskii vzglyad, 2015, no. 6-2, pp. 233-237.
Chebotareva A. A. Realizatsiya i zashchita prav i svobod v informatsionnom obshchestve: aktual'nye problemy pravoprimenitel'noi praktiki [Realization and Protection of Rights and Freedoms in Information Society: Actual Problems of Law-Enforcement Practice], Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Ekonomika i pravo, 2014, no. 1, pp. 220-230.
Chursin R. S., Bukina A. S. Osnovnye prava i svobody cheloveka i grazhdanina v mirovoi seti Internet. Pravo na tainu perepiski [Fundamental Rights and Freedoms of a Man and a Citizen in the Internet. The Right to Privacy of Correspondence], Prava cheloveka i grazhdanina v Rossiiskoi Federatsii: voprosy teorii i praktiki [Rights of a Man and a Citizen in the Russian Federation: Theoretical and Practical Issues]: round table papers, Saint-Petersburg, Petropolis, 2014, pp. 192-197.
Efremov A. A. Novye informatsionnye tekhnologii v praktike Evropeiskogo Suda po pravam cheloveka [New Information Technologies in the Practice of the European Court of Human Rights], Pretsedenty Evropeiskogo Suda po pravam cheloveka, 2016, no. 6, pp. 10-15.
Ivanova K. A. Transformatsiya prava grazhdan na svobodu mneniya v seti Internet [Transformation of the Civil Right to the Freedom of Expression in the Internet], Yuridicheskoe obrazovanie i nauka, 2018, no. 4, pp. 43-47.
Klement'eva V. S. Konstitutsionnoe pravo cheloveka na informatsiyu v seti Internet i ego obespeche-nie [The Fundamental Human Right to Information in the Internet and Its Provisions], Mezhdunarodnyi zhurnal konstitutsionnogo i gosudarstvennogo prava, 2016, no. 2, pp. 151-155.
Krutikhina P. V. Predely svobody slova v Internete: pozitsiya Evropeiskogo Suda po pravam cheloveka [Limits of the Freedom of Speech in the Internet: the Position of the European Court of Human Rights], Moskovskii advokat, 2017, no. 2, pp. 30-32.
Lucchi N. Access to Network Services and Protection of Constitutional Rights: Recognizing the Essential Role of Internet Access for the Freedom of Expression, Cardozo Journal of International and Comparative Law, 2011, vol. 19, no. 3, pp. 645-678.
Mentyukova M. A., Dubrovina M. M. Problemy realizatsii konstitutsionnykh prav i svobod v kiberprostranstve [The Problems of the Constitutional Rights and Freedoms in Cyberspace], Voprosy sovremennoi nauki i praktiki. Universitet im. V. I. Vernadskogo, 2014, no. 5, pp. 56-60.
Plyasunov V. V. Problemy realizatsii i zashchity konstitutsionnogo prava na svobodu mysli i slova v seti Internet [The Problems of Realization and Protection of the Constitutional Right to Freedom of Thought and Speech in the Internet], Aktual'nye problemy razvitiya konstitutsionalizma [Topical Issues of Development of Constitutionalism]: seminar papers, Ryazan', Ryazan. filial Moskov. un-ta MVD Rossii, 2015, pp. 31-34.
Prosvirnin Yu. G. Informatsionnoe obshchestvo i demokratiya [Informational Society and Democracy], Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta, 2012, no. 2, pp. 196-201.
Sereda V. N., Sereda M. Yu. Zashchita prav i svobod cheloveka i grazhdanina v seti Internet [Protection of Rights and Freedoms of a man and a Citizen in the Internet], Voronezh, Nauch. kniga, 2013, 252 p.
Shcherbovich A. A. Konstitutsionnoe pravo dostupa k informatsii publichnykh organov v Internete kak garantiya otkrytosti vlasti i realizatsii inykh prav i svobod grazhdan v informatsionnom obshchestve [The Constitutional Right to Access to the Public Authorities' Information in the Internet as a Guarantee of Openness of Government and Realization of other Rights and Freedoms of Citizens in Information Society], Pravo i politika, 2011, no. 4, pp. 655-662.
Shcherbovich A. A. Konstitutsionnye garantii svobody slova i prava dostupa k informatsii v seti Internet [The Constitutional Guarantees of Freedom of Speech and the Right to Access to the Information in the Internet]: auto-abstract of cand. jur. sc. thesis, Moscow, 2013, 27 p.
Shugurov M. V. Zashchita prav intellektual'noi sobstvennosti i / ili pravo na svobodu vyrazheniya i informatsii. Mezhdunarodno-pravovye kollizii Interneta [Protection of Intellectual Property Rights and / or the Right to Freedom of Expression and Information. International-Law Collisions of the Internet], Zakon, 2012, no. 7, pp. 54-65.
Sokolova O. S. Zashchita personal'nykh dannykh posredstvom prava na zabvenie [Personal Data Protection by Means of Right to Be Forgotten], Sovremennoe pravo, 2016, no. 9, pp. 69-72.
Strukov K. V. Problema obespecheniya bezopasnosti seti Internet v kontekste prav i svobod cheloveka [Security Internet Problem in the Context of Human Rights and Freedoms], Evraziiskii soyuz uchenykh, 2016, no. 2-1, pp. 142-144.
Stukalov A. S. Printsipy regulirovaniya informatsionnykh otnoshenii v seti Internet [The Principles of Regulation of Information Relations in the Internet], Probely v rossiiskom zakonodatel'stve, 2017, no. 1, pp. 222-226.
Suchkova M. A. «Delfi AS (Delfi AS) protiv Estonii»: otvetstvennost' novostnogo internet-portala za kommentarii pol'zovatelei. Postanovlenie Evropeiskogo Suda po pravam cheloveka ot 10 oktyabrya 2013 [«Delfi AS v. Estonia»: Liability of News Portal for User-Generated Content. Judgment of the European Court of Human Rights of 10 October 2013], Mezhdunarodnoe pravosudie, 2013, no. 4, pp. 40-47.
Sutormin N. A. Mezhdunarodno-pravovye garantii zashchity prav cheloveka v informatsionnom obshchestve (praktika Evropeiskogo Suda po pravam cheloveka) [International-Law Guarantees of Protection of Human Rights in Information Society (Practice of the European Court of Human Rights)], Pravo i kiberbezopasnost', 2012, no. 1, pp. 48-54.
Talimonchik V. P. Mezhdunarodno-pravovoe regulirovanie otnoshenii informatsionnogo obmena v Internet [International-Law Regulation of Relations on Informational Exchange in the Internet]: cand. jur. sc. thesis, Saint-Petersburg, 1999, 175 p.
Marat Salikov - honored lawyer of the Russian Federation, Russian Federation, doctor of juridical sciences, professor, head of the Constitutional law department, Ural State Law University. 620137, Yekaterinburg, Komsomol'skaya str., 21. E-mail: [email protected].
Svetlana Nesmeyanova - doctor of juridical sciences, professor of the Constitutional law department, Ural State Law University. 620137, Russian Federation, Yekaterinburg, Komsomol'skaya str., 21. E-mail: [email protected].
Дата поступления в редакцию / Received: 14.01.2019
Дата принятия решения об опубликовании / Accepted: 26.02.2019