Н. Е. Колобаева
Уральский государственный юридический университет (Екатеринбург)
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СЕТИ ИНТЕРНЕТ*
Право на распространение информации является составляющей свободы слова и фундаментальным правом человека, закрепленным как на международном, так и на национальном уровне. С появлением интернет-технологий оно трансформировалось. Расширился круг субъектов, его использующих. Спектр целей, достижение которых стало возможным в результате реализации данного права, также стал шире.
В статье анализируется процесс развития правового регулирования права на распространение информации. Традиционно регулировалось только распространение массовой информации через СМИ. Только в 2000-х гг. началось правовое регулирование Интернета и права на распространение информации через сеть, хотя в Российской Федерации такие технологии эксплуатируются уже около 30 лет. Сегодня в данной сфере действуют два ключевых нормативных акта - Закон РФ «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Однако благодаря возможностям Интернета понятие «средства массовой информации», используемое в одноименном законе, фактически утратило актуальность. Сложившееся положение требует выработки новых подходов к регулированию права на распространение информации - с учетом особенностей, которые появились в его реализации через Интернет. Автор полагает, что здесь нужна новая модель правового регулирования, в которой будут систематизированы ограничения данного права на основе содержания распространяемой информации, удалены дублирующие ограничения, а при использовании меры пресечения и мер ответственности для нарушителей учтены особенности глобальной сети.
Ключевые слова: права человека, Интернет, свобода слова, право на распространение информации, ограничения прав, блокировка сайтов, Роскомнадзор
DOI: 10.34076/2410-2709-2019-4-4-10
«Свобода слова» - понятие многогранное, подразумевающее многие возможности для человека. Конституция Российской Федерации в числе таких возможностей называет право на распространение информации любым законным способом. В таком качестве данное право прозвучало еще в 1948 г. во Всеобщей декларации прав человека, где говорится, что свобода убеждений включает свободу распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. пра-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-29-16204.
во каждого свободно выражать свое мнение также описывает через право распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
В научной литературе право распространять информацию зачастую анализируется в совокупности с иными правами, зафиксированными в ч. 4 ст. 29 Конституции России - правами свободно искать, получать, передавать, производить информацию. Более того, высказано мнение, что все эти права объединяются в право на информацию [Городов 2015: 14; Вахрамеев 2015: 8]. По этому поводу можно отметить следующее.
Реализация права - процесс воплощения субъективного права в жизнь; «реализация прав человека - это процесс их материализации, в ходе которого происходит получение каждым того блага, которое составляет содержание конкретного субъективного права» [Стремоухов 2006: 25]. С точки зрения содержания субъективные права принято классифицировать на личные, политические, социальные, экономические и культурные. Свободу слова и право на информацию в научной литературе относят к личным правам, при этом обозначая, что права данной категории объединены признаками неотчуждаемости и принадлежности каждому от рождения [Конституционные права и свободы 2005: 33; Баглай 2017: 174-197; Козлова, Кутафин 2003: 258-267].
В результате реализации права человек достигает определенного результата. Собственно, такой результат и является тем самым «благом», т. е. целью правореализа-ционного процесса. В отношении права на распространение информации подобной целью выступает распространение сведений, сообщений, любой информации в любом виде. Вместе с тем для человека ценна не просто возможность распространять информацию, обычно он желает распространять ее таким образом, чтобы обеспечить возможность доступа к ней соответствующей целевой аудитории.
Иначе говоря, содержание права на распространение информации - это обеспечение доведения информации до субъектов, перечень которых определяет обладатель права. И здесь становится важной еще одна характеристика реализации права - способы распространения информации, потому что для достижения цели важно, как именно распространяется информация, насколько эффективно, как оперативно информация «добирается» до аудитории и насколько она способна конкурировать в борьбе за внимание аудитории с информацией от других распространителей.
Когда-то в мире появилась возможность распространять информацию печатным способом, и это явно обозначило новый виток в развитии цивилизации. Затем появилась возможность распространять звук и видео, что, безусловно, усилило эффект от реализации права на распространение информа-
ции и открыло человеку много новых возможностей. В советский период у нашего государства, по сути, была монополия на распространение информации, и в 1990 г. с принятием Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации» весьма важным достижением стала возможность распространять информацию многими субъектами. Появление независимых от государства печатных изданий и других средств массовой информации сопровождалось серьезной борьбой и судебными процессами, при этом один из авторов указанного Закона М. А. Федотов считает, что 12 июня 1990 г., когда были приняты Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации и Закон о печати, «совершился двойной прыжок к свободе и демократии» [Федотов 2002: 61].
Создание технологий, позволяющих практически мгновенно распространять огромные объемы информации в различных форматах и совершенно независимо от расстояния и государственных границ, существенно повлияло на правомочия индивидов при реализации права на распространение информации. Доступность сети Интернет изменила и способы реализации права на распространение информации.
Российские пользователи присоединились к интернет-сообществу гораздо позже, чем жители США и европейских государств, но Россия прошла через те же этапы освоения глобальной сети, что и другие государства. Сначала были радость от возможностей, «коммунизм», всеобщее дарение, желание строить новое будущее вместе, создать принципиально новый, свободный мир. Затем началось постепенное отторжение тех, кто осознал не только возможности распространения и получения информации, но и возможности использования таких преимуществ, как манипуляция, сбор информации для продажи и т. д. Есть ли в этом какие-то особенности по сравнению с другими способами распространения информации? Представляется, что их нет.
Когда человек научился распространять печатное слово, власть имущие распространяли информацию, необходимую для формирования мнения большинства. Их оппоненты тоже искали свои способы распространения информации. Затем появилась возможность
передавать звук и изображение, развитие получили радио и телевидение. Причем телевидение сначала использовалось для быстрого распространения информации, но очень скоро человечество придумало давать через него рекламу и применять иные способы манипуляции человеческим сознанием. То же самое происходило и с Интернетом.
Правовое регулирование в этой сфере отстает всегда, ведь технологии развиваются быстро, а правовая наука осознает эти перемены медленно. С нарастанием возможностей, предлагаемых технологиями, возрастает и беспокойство государства за безопасность и самого государства, и его граждан. В России только в начале 1990-х гг. появилось законодательство, гарантирующее право на распространение информации и устанавливающее ограничения для нее. Следующее десятилетие - период интенсивного развития технологий и соответственно попыток государства реагировать на быстро нарастающие возможности, в том числе возможности нарушать права человека.
В 1991 г. появился Закон РФ «О средствах массовой информации» (далее -Закон о СМИ), который на долгие годы стал практически единственным актом, регулирующим способы реализации права на распространение информации. С его помощью в правовое поле была введена категория «массовая информация» - чтобы выделить сферу специального правового регулирования. Под массовой информацией предлагалось понимать информацию, предназначенную для неограниченного круга лиц. В отдельную сферу правового регулирования этот способ реализации права на распространение информации выводился в связи со своей значимостью. Именно с распространяемой массово информацией государство связывало необходимость установления ограничений права и, в частности, таких процедур, как регистрация и лицензирование. Закон о СМИ сводит распространение массовой информации только к деятельности по выпуску средств массовой информации. Вот этот ключевой момент и стал препятствием на пути развития эффективного правового регулирования в изменившихся условиях.
В зависимости от целей распространителя информации - предоставить доступ к информации конкретным лицам или не-
определенному кругу лиц - различаются и способы реализации права на распространение информации.
Одним из способов распространения информации конкретным лицам является пересылка информации с помощью почтовой связи. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» в преамбуле заявляет, что направлен на обеспечение конституционных прав каждого свободно получать, передавать и распространять информацию. Законодатель тщательно регулирует способы распространения информации конкретным лицам, но только с точки зрения установления ограничений, и лишь в отдельных случаях (например, в отношении почтовой связи) уделяет внимание процедурным моментам с целью гарантирования данного права и недопущения его нарушения. В остальном же право распространять информацию конкретным лицам свободно от правового регулирования, человек сам определяет способы его реализации, так как не связан здесь специальным порядком.
В сфере массовой информации все сложнее. Закон о СМИ изначально определил, что массовая информация распространяется через средства массовой информации, каковые собственно и являются формами ее распространения. Закон закрепил перечень таких форм, их признаки, процедуры создания и легитимизации. В частности, для всех СМИ обязательна государственная регистрация, а для теле- и радио - еще и лицензия на распространение. Перечень форм распространения информации не является исчерпывающим, но, как показывает практика, государство приемлет только установленные им формы. Попытки какого-либо субъекта права самостоятельно придумать иную его форму обречены на провал. Однако государство уже вскоре после принятия Закона о СМИ столкнулось с «неудобной» реальностью - информация распространялась не только в привычных формах; появились новые носители - компакт-диски, ^В-накопители, появились новые способы распространения информации - спутниковое телевидение, а потом и Интернет.
Произошли ли при этом какие-то качественные изменения в реализации права на распространение информации? Для начала обратим внимание на субъекта - носителя
данного права. Конституция Российской Федерации, как и международные документы, закрепляет это право за каждым, ограничивая его в зависимости от содержания распространяемой информации, а не возраста, дееспособности, гражданства ее распространителя. Между тем реализация права конкретными способами связана, в том числе, и с ограничениями для субъекта. Например, для распространения информации через конкретные социальные сети лицу необходимо достичь возраста 18 лет.
Так, согласно Правилам пользования сайтом «ВКонтакте»1 его пользователем является физическое лицо, зарегистрированное на сайте, достигшее возраста, допустимого по законодательству Российской Федерации для акцепта Правил, и обладающее соответствующими полномочиями. Законодательство прямо ограничение, связанное с возрастом, не устанавливает, но в силу его норм распространять информацию о несовершеннолетнем вправе только его законные представители, т. е. возможностью распространять информацию о себе (начиная с данных, необходимых для регистрации) несовершеннолетний не обладает. Для работы редактором СМИ, журналистом также необходимо достичь возраста субъекта трудовых отношений. Связь субъекта - носителя права на распространение информации с возрастом очевидно, так как важной составляющей его реализации является возможность нести ответственность за свои действия в случае нарушения прав других субъектов. Вместе с тем такие ограничения введены относительно отдельных способов распространения информации. Несовершеннолетний также является носителем данного права, но возможностями для этого обладает не всеми.
С появлением Интернета правом на распространение информации пользуется практически каждый, причем чаще всего это информация для неограниченного круга лиц, т. е. массовая информация. Очевидно, что такая ситуация не укладывается в закрепленные Законом о СМИ рамки, в связи с чем в нашей стране стало развиваться законодательство о регулировании сети Интернет. Так, в последние годы существенные изменения претерпел Федеральный закон «Об информации, информационных техно-
логиях и защите информации», который был избран площадкой для появления норм, устанавливающих ограничения права на распространение информации через сеть Интернет.
Однако общественное мнение, правоприменительная практика показывают, что эффективным такое регулирование назвать сложно. Одна из причин - существование двух законодательных актов - Закона о СМИ и Закона об информации - которые регулируют по сути однопорядковые явления, а именно распространение информации для неограниченного круга лиц. Сегодня распространение информации через различные социальные сети, YouTube, собственные сайты не требует особенных умений. Появилась даже новая профессия - SMM-менеджер -специалист, который занимается продвижением компании на различных социальных платформах. Такие способы реализации дан-
Массовое распространение информации
с помощью сети Интернет побудило государство установить в этой области специфические ограничения процедурного характера
ного права не просто удобны, они необходимы для успешной жизни и деятельности. Качественно изменились и цели реализации. Зачастую право на распространение информации с помощью сети Интернет осуществляется с целью воздействовать на сознание человека, сформировать у него соответствующее мнение. Один из примеров - организация протестов вокруг строительства храма в Екатеринбурге в мае 2019 г.2 Очевидно, что организация таких мероприятий и привлечение широкого внимания к ним были бы невозможны без распространения информации в сети Интернет.
Массовое распространение информации с помощью сети Интернет побудило государство установить в этой области специфические ограничения процедурного характера.
Так, в 2012 г. в Законе об информации появилась норма о возможности блокировки сайтов в сети в случае размещения на
1 URL: https://vk.com/terms.
2 Зотова Н. Дело не в храме и не в сквере. Что происходило в протестующем Екатеринбурге // URL: https://www.bbc.com/russian/features-48339320.
них запрещенной информации. С тех пор данный институт развивается, видоизменяется. На сегодня выделены довольно широкий круг субъектов, которые могут инициировать такую блокировку, и широкий спектр оснований для этого. Последние принятые изменения вступят в силу 1 ноября 2019 г. Блокировка стала весьма востребованным механизмом, хотя и создает определенные проблемы в правоприменении. Например, участниками соответствующих судебных процессов становятся прокуратура и Роском-надзор, а само заинтересованное лицо - распространитель информации - к делу не привлекается, а значит защитить свое право на распространение информации не может. Верховный Суд РФ в определении от 20 апреля 2018 г. по делу № 78-КГ17-101 признал такую ситуацию неправомерной, что породило надежду на ее изменение. Однако практика непривлечения в процесс распространителя информации не изменяется, хотя Роскомнад-зор, выступающий ответчиком в таких делах, регулярно заявляет о том, что не является надлежащим ответчиком.
Сегодня можно отметить еще одну особенность в данной сфере. К началу 2019 г. доля пользователей Интернета на мобильных устройствах достигла 61 %. Годом ранее этот показатель составлял 56 % [Исследование GfK 2019]. Это означает, что распространение информации через Интернет находится под влиянием операторов связи, деятельность которых урегулирована специальным законодательством и имеет свои особенности.
В 2011 г. власти Египта потребовали от операторов связи отключить доступ в Интернет с целью погашения в стране протест-ных настроений. С большими трудностями отключение состоялось, хотя революцию это не остановило [Бешлей, Нестерова, Треща-нин 2019]. На данный момент в Федеральном законе «О связи» есть норма, которая обязывает операторов связи приостанавливать услуги связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами. Подобные меры
применялись, в частности, в ходе протест-ных мероприятий в Ингушетии в марте 2019 г.
26 июля 2017 г. был принят Федеральный закон № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», а в 2019 г. - внесены изменения в ФЗ «О связи» и Закон об информации (так называемый «Закон о суверенном Рунете»). Указанные нормативные акты были заявлены как элементы механизма защиты права на распространение информации через сеть Интернет, призванные создать условия для защиты российского сегмента Интернета в случае возникновения угроз со стороны. Об эффективности такой защиты сложно судить по нормам права, механизмы, заявленные в законодательстве, необходимо еще создать. Однако экспертное сообщество весьма критически настроено по отношению к реализации подобных норм. Так, экс-комиссар по правам человека Совета Европы Н. Муйжниекс отметил, что блокирование Интернета сегодня весьма распространено в странах Европы, но большей проблемой являются интернет-троттлинг (замедление) и отключения. Государства применяют замедление в период внутренних кризисов, делая определенные ресурсы недо ступными1.
В заключение отметим следующее. С развитием технологий анализируемое право значительно трансформировалось, что безусловно требует от законодателя новых подходов к его регламентации или, точнее, упорядочения действующего законодательства. Необходимо выработать единые правила в сфере ограничения данного права как в средствах массовой информации, так и в сети Интернет. Причем акцент здесь надо делать на содержании информации, а не на способе ее распространения, от которого должны зависеть лишь способы воздействия на нарушителя, способы пресечения нарушения и меры ответственно сти.
1 Муйжниекс Н. Произвольные блокировки интернет-страниц нарушают право на свободу выражения мнения // URL: https://www.coe.int/ru/web/ commissioner/test/-/asset_publisher/Rm1SRoqfe8BH/ content/arbitrary-internet-blocking-jeopardises-freedom-of-expression?_101_INSTANCE_Rm1SRoqfe8BH_ viewMode=view (дата обращения: 04.06.2019).
Список литературы
Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. М.: Норма, 2017. 768 с.
Бешлей О., Нестерова Е., Трещанин Д. Кто и как придумал «суверенный рунет». Рассказы инсайдеров. 22 апреля 2019 года // URL: https://www.currenttime.tv/a/ex-officials-about-runet-roscomnadzor/29895845.html (дата обращения: 04.06.2019).
Вахрамеев Р. Г. Право на информацию в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2015. 27 с.
Городов О. А. Информационное право: учеб. для бакалавров. М.: Проспект, 2015. 303 с.
Исследование GfK: Проникновение Интернета в России // URL: https://www.gfk.com/ ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-proniknovenie-interneta-v-rossii (дата обращения: 04.06.2019).
Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учеб. М.: Юрист, 2003. 585 с.
Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации / под ред. О. И. Тиунова. М.: Норма, 2005. 608 с.
Стремоухов А. В. Правовая защита человека. М.: Норма, 2006. 352 с.
Федотов М. А. Право массовой информации в Российской Федерации. М.: Междунар. отношения, 2002. 624 с.
Наталия Евгеньевна Колобаева - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права Уральского государственного юридического университета. 620137, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21. E-mail: [email protected].
Specificities of the Right to Disseminate Information through the Internet
The right to disseminate information is a key element of freedom of speech and a fundamental human right which is guaranteed at both international and national level. After internet-technologies had emerged this right transformed and was obtained by new subjects. The scope of aims that could be achieved through realization of this right has also been expanded.
In the article, the analysis of development of legal regulation of the right to disseminate information in Russia is given. Initially only dissemination of mass information through mass-media was regulated. Opportunities to disseminate information through the Internet exist for more than 30 years, but legal regulation of this field came to force comparatively recently (in 2000s). Now there is a system of legal rules where two key legal acts operate - Law of the Russian Federation «On mass-media» and Federal law «On information, informational technologies and protection of information». Due to the Internet the legal definition of mass-media tool lost its applicability. New approaches to regulation of the right to disseminate information should be developed. The author proposes to introduce a new model of such regulation by systematization of limitations of this right based on the content of the disseminated information and also by elimination of duplicative limitations. Liability and preventive measures in this model shall take into consideration peculiarities of the global network.
Keywords: human rights, Internet, the freedom of speech, right to disseminate information, limitation of rights, Internet blocking, Roskomnadzor
References
Baglai M. V. Konstitutsionnoe pravo Rossiiskoi Federatsii [Constitutional Law of the Russian Federation], Moscow, Norma, 2017, 768 p.
Beshlei O., Nesterova E., Treshchanin D. Kto i kak pridumal «suverennyi runet». Rasskazy insaiderov. 22 aprelya 2019 goda [Who and How Invented the «Sovereign Runet». Stories by the Insiders on 22 Apr. 2019], available at: https://www.currenttime.tv/a/ex-officials-about-runet-roscomnadzor/29895845.html (accessed: 04.06.2019).
Fedotov M. A. Pravo massovoi informatsii v Rossiiskoi Federatsii [Mass-Media Law in the Russian Federation], Moscow, Mezhdunar. otnosheniya, 2002, 624 p.
Gorodov O. A. Informatsionnoe pravo [Informational Law], Moscow, Prospekt, 2015, 303 p.
Issledovanie GfK: Proniknovenie Interneta v Rossii [The GfK Study: Penetration of the Internet in Russia], available at: https://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-proni-knovenie-interneta-v-rossii (accessed: 04.06.2019).
Kozlova E. I., Kutafin O. E. Konstitutsionnoe pravo Rossii [Constitutional Law of Russia], Moscow, Yurist, 2003, 585 p.
Stremoukhov A. V. Pravovaya zashchita cheloveka [Legal Protection of a Man], Moscow, Norma, 2006, 352 p.
Tiunov O. I. (ed.) Konstitutsionnye prava i svobody cheloveka i grazhdanina v Rossiiskoi Fe-deratsii [Constitutional Rights and Freedoms of a Man and a Citizen in the Russian Federation], Moscow, Norma, 2005, 608 p.
Vakhrameev R. G. Pravo na informatsiyu v Rossiiskoi Federatsii (konstitutsionno-pravovoe issledovanie) [The Right to Information in the Russian Federation (A Constitutional-Law Study)]: auto-abstract of cand. jur. sc. thesis, Yekaterinburg, 2015, 27 p.
Natalia Kolobaeva - candidate of juridical sciences, associate professor of the Constitutional law department, Ural State Law University. 620137, Russian Federation, Yekaterinburg, Komsomol'skaya str., 21. E-mail: [email protected].
Дата поступления в редакцию / Received: 25.07.2019
Дата принятия решения об опубликовании / Accepted: 25.08.2019