the National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
PROBLEMS OF JUDICIAL PROTECTION OF RIGHTS, FREEDOMS AND LEGITIMATE INTERESTS OF CITIZENS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract
The article considers the place and role of decisions of the constitutional Court. The constitutional Court unlike other courts, regardless of how resolved the question of its place in the system of separation ofpowers, has the specificity. This is reflected in its competence and particularities of the subjects of consideration, and in the legal nature of acts taken by him. The decision of the constitutional Court is the final point, not subject to appeal and shall enter into force immediately after its proclamation. The Court's decision acts directly and requires no confirmation by other bodies and officials.
Keywords: the Сonstitutional court, the Supreme court, the judicial system, the constitutional principle, the court's decision, legal certainty, the legal standard, law-enforcement practice, the constitutional guarantee, the public authorities.
References
1. Baranov P.P. Puti i perspektivy modernizacii konstitucionnogo zakonodatel'stva Ros-siyskoy Federacii // Gumanitariy Yuga Rossii. 2013, № 2.
2. Konstituciya Rossiyskoy Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 21.07.2014 N 11-FKZ).
3. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 25.01.2001 N 1-P «Po delu o proverke kon-stitucionnosti polozheniya punkta 2 statyi 1070 Grazhdanskogo kodeksa Rossiyskoy Federacii v svyazi s zhalobami grazhdan I.V. Bogdanova, A.B. Zernova, S.I. Kalianova i N.V. Truhanova».
4. Gadzhiev G. Ekonomicheskaya logika i ekonomicheskiy analiz: dva usloviya precedent-nogo prava // «Vash partner-konsul'tant» № 27 (9543) 2014.
5. Baranov P.P. Osnovnye prioritety modernizacii sovremennogo Rossiyskogo konstitucion-nogo zakonodatel'stva // Severo-Kavkazskiy yuridicheskiy vestnik. 2012, № 4.
УДК 342.7
ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА, ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (ГРАЖДАНИНА) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кириченко аспирант юридического факультета,
Артем Александрович Южный федеральный университет
(344002, Россия, ул. Горького, г. Ростов-на-Дону, д. 88) E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье сформулированы понятия социальных и экономических прав и свобод человека (гражданина), проведено исследование научной теории субъективного права; сформулированы оригинальные авторские представления о месте социальных и экономических прав человека (гражданина) в системе основных прав и свобод. Осуществлен анализ юридической природы и механизмов реализации социально-экономических прав и свобод, выделяются их специфические признаки в сравнении с иными основными правами и свободами.
Ключевые слова: социально-экономические права, субъективное право, право-поведение, право-требование, право-притязание, право-пользование, достойный уровень жизни, непосредственно действующие права.
В советский период российской истории и рядом авторов в современной России социальные и экономические права объединяются в единый вид основных прав и свобод. Возможно, это одна из причин, почему в отечественной юридической литературе отсутствует четкое понятие социально-экономических прав и их общепринятый перечень.
В истории отечественной конституционной теории и практике социально-экономическим правам традиционно придавался приоритет, в том числе праву на труд, на образование, на социальное обеспечение, пользование достижениями культуры и пр., это относится и к современным политико-правовым характеристикам. Так, профессор С.М. Шахрай характеризует социально-экономические права как конституционные права человека в социальной и экономической сферах, призванные гарантировать свободу развития личности и достойный уровень жизни [1, с. 227].
По-разному трактуется вопрос о месте социальных и экономических прав в системе основных прав. Так, многие авторы утверждают о существовании единой, самостоятельной группы основных прав, охватывающей экономические, социальные и культурные права, не совпадающей с политическими и личными правами. Например, М.М. Утяшев, Л.М. Утяшева объединяют права, закрепленные в статьях 22 - 28 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, в одну группу, именуемую «экономические, социальные и культурные права» [2, с. 20].
Что касается дифференциации экономических и социальных прав, то, по мнению Е.А. Лукашевой, вместо одного комплексного термина точнее и проще пользоваться конкретными обозначениями видов прав: «социальные права», «экономические права», как это установлено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах [3, с. 187].
Обратимся к дифференциальному анализу особенностей правового регулирования системы и юридической природы соответствующих прав, их перечней и отличительных признаков.
Прежде всего что касается экономических прав, то не все специалисты в области прав человека рассматривают экономические права в качестве самостоятельной группы. Так, И. Аверкиев разделяет все существующие права на личные, процессуальные, политические и социальные [4, с. 19].
Действующая Конституция России от 12 декабря 1993 года основывается на признании и законодательном закреплении взаимосвязи и взаимозависимости экономических, социальных и культурных прав с гражданскими и политическими. В отличие от прежних представлений Конституция не дает оснований для разграничения основных прав и свобод по степени значимости для личности на первостепенные и второстепенные, все они должны в одинаковой мере гарантироваться государством и обеспечиваться правосудием.
Статьи 34 - 36 действующей Конституции РФ предусматривают такие виды экономических прав, как право частной собственности; право на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности; на выбор рода деятельности и профессии; право объединения для совместной экономической деятельности; на свободу договора и на защиту от незаконной конкуренции. К категории основных экономических прав относятся и права трудящихся и работодателей на заключение коллективных договоров, право на свободное объединение в национальные и международные организации для защиты своих интересов.
По мнению Г. Сапаргалиева, «Экономические права и свободы нужны человеку для реализации своих возможностей в сфере материального производства и распределении» [5, с. 114]. И.А. Федотов утверждает, что экономические права являются подсистемой в
общей системе прав и свобод человека и гражданина, и предлагает их рассматривать как закрепленный и гарантированный Конституцией РФ комплекс юридических возможностей в экономической сфере, позволяющий человеку и гражданину участвовать в функционировании экономической системы Российской Федерации [6, с. 7].
Под основными экономическими правами можно, очевидно, понимать и возможности индивидов в сфере производства и распределения материальных благ по обеспечению свободного распоряжения предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности: условиями производства и рабочей силой. Указанные права определяют статус человека и гражданина как участника экономической деятельности.
Далее, экономические права связаны с частной инициативой, с правом частной собственности. Претворение в жизнь большинства экономических прав происходит при активной деятельности человека. В то же время некоторые права и свободы рассматриваемой категории можно характеризовать и как «свободу от». Например, свобода от вмешательства государства при осуществлении права на выбор рода деятельности, права собственности.
Тем самым экономические права ориентируют человека на самостоятельную деятельность в целях достижения достойного уровня жизни, а государство - на обеспечение каждому свободного распоряжения основными факторами хозяйственной деятельности.
Необходимость нормативного закрепления социальных прав была осознана в конце XIX - начале XX веков в связи со сложившейся неблагоприятной ситуацией в обществе, вызванной его резкой поляризацией и борьбой трудящихся за улучшение своего экономического положения. Некоторые исследователи, например, В.А. Четвернин, связывают реализацию экономических и социальных прав с концепцией социального государства, которая сложилась после Второй мировой войны в наиболее развитых странах, способных гарантировать минимальную социальную защищенность тем, кто оказался в экономически невыгодном положении [7, с. 234]. Однако формула о социальном государстве появилась еще в Конституции Веймарской Республики 1919 года.
По мнению А.Ю. Кабалкина, «понятие социальных прав охватывает любые общественные связи, которые призваны обеспечить многообразие запросов людей» [8, с. 143 -144], что представляет собой широкий подход к данному термину в связи с трактовкой социального как относящегося к жизни людей и их отношениям в обществе. По мнению Ж. Маритена, которое в современной России поддержали Л.Д. Воеводин, И.Н. Плотникова, В.Е.Чиркин, к социальным относятся права, которые затрагивают область наемного труда. Такой позиции придерживается и Г.А. Гаджиев с оговоркой, что конституционное право на свободу труда и выбор рода деятельности и профессии, связанное со свободным рынком труда, можно охарактеризовать и как экономическое право [9, с. 6].
Социальный характер и функция свободного труда позволяют характеризовать труд и его справедливую оплату как важнейшее социальное благо. Л.Д. Воеводин справедливо отмечал, что « социальный статус личности (как и правовой) опирается на две изначальные категории: труд и собственность» [10, с. 212]. Он подчеркивал, что труд, а также собственность, добытая добросовестным трудом, должны в перспективе определять место и роль человека в обществе.
Социальные права относятся к числу самых востребованных прав граждан, по реализации которых зачастую судят о положении с правами человека вообще. Они призваны обеспечить достойный уровень жизни, смягчение социального неравенства и доступность каждому основных социальных благ. Французский правовед Николь Дельпере - эксперт Совета Европы и Всемирной организации здравоохранения утверждает, что «социальные права устанавливаются с тем, чтобы обеспечить каждому безопасное существование» [11, с. 35].
Как отмечает Т.И. Ау, наиболее адекватным современному пониманию социальных прав является определение, представленное В.А. Иваненко и В.С. Иваненко, которые,
обобщив взгляды представителей различных отраслей права на природу социальных прав, истолковали социальные права как «признаваемый обществом и государством и закрепленный в нормативно-правовых актах комплекс прав и свобод, которыми должен обладать каждый человек с целью обеспечения и защиты своих определенных свойств, интересов и возможностей, необходимых ему для нормального физиологического, материального и духовного существования и развития, для социально достойной жизни и общественно значимой деятельности» [12, с. 34]. В данном определении указаны два важных момента. Во-первых, социальные права и свободы направлены на реализацию не только материальных, но и физиологических и духовных потребностей. Такая трактовка существенно расширяет понятие социальных прав и свобод. Во-вторых, рассматриваемые права и свободы имеют целью обеспечить социально достойную жизнь и общественно значимую деятельность человека. Здесь прямо подчеркивается сущность социальных прав и свобод, ведь их основной смысл и предназначение помочь человеку занять достойное место в социуме [13].
Социальные права - это такие права, закрепленные в нормах международного и внутригосударственного права, которые реализуются в социальной сфере, гарантируют достаточный уровень жизни, отражают статус различных социальных групп, обеспечивают социальную свободу и социальную безопасность каждой личности, активную роль в осуществлении которых играет государство. Социальные права являются универсальными, естественными и неотчуждаемыми. Эти права обеспечивают возможность пользования социальными благами, определяющими конкретные условия жизни человека и гражданина. Они характеризуются высокой степенью обобщенности и стабильностью. Реализация социальных прав человека - это процесс осуществления этих прав, который предполагает следующие стадии: возникновение и признание социального права, готовность к реализации, их претворение в жизнь до реального обладания благом, для которого существуют эти права.
К социальным следует отнести ряд прав, закреплённых в Конституции РФ: трудовые права (ст. 37), право на отдых (ст. 37, п. 5), на благоприятную окружающую среду (ст. 42), на защиту материнства, детства и семьи (ст.38), на социальное обеспечение (ст. 39), на жилище (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Все эти права, уровень их соблюдения и защиты обобщаются в праве на достойное существование (ст. 7).
Что касается международно-правового регулирования перечня социальных прав и свобод, то в первой редакции (1961 года) Европейской социальной хартии зафиксированы следующие социально-экономические права и свободы человека: право на труд; право на справедливые условия труда; право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; право на справедливое вознаграждение; право на объединение; право на заключение коллективных договоров; право несовершеннолетних детей на защиту; право работающих женщин на защиту; право на профессиональную ориентацию; право на профессиональную подготовку; право на охрану здоровья; право на социальное обеспечение; право на социальную и медицинскую помощь; право на получение услуг со стороны социальных служб; право инвалидов на профессиональную подготовку, профессиональную и социальную реабилитацию; право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту; право матерей и детей на социальную и экономическую защиту; право трудящихся - мигрантов и их семей на защиту и помощь.
В новой редакции Европейской социальной хартии (1996 года) добавлено право на защиту при окончании найма, право трудящихся на защиту их законных претензий в случае неплатежеспособности работодателя, право работника на защиту своего достоинства по месту работы, право трудящихся с семейными обязанностями на равные возможности и равное обращение, право представителей трудящихся на защиту и льготы на предприятиях, право трудящихся на информацию и консультации с ними при коллективных увольнениях по сокращению штата, право на защиту от нищеты и социального отторжения, право
принимать участие в определении и улучшении условий труда и производства, право лиц преклонного возраста на социальную защиту.
Вопрос о юридической природе социальных прав человека и их месте в системе прав человека является дискуссионным в юридической науке.
Юридическая природа социальных прав может быть раскрыта и понята лишь в сопоставлении объективного права и субъективного права. В научной литературе сложилось две противоположные точки зрения по данному вопросу.
Сторонники первой точки зрения отказывают в признании за социальными правами юридических характеристик субъективных прав, говорят об их второстепенности по сравнению с гражданскими и политическими правами. Социальные права не подлежат безусловной судебной защите, в том числе и при помощи международно-правовых механизмов. Этой позиции в литературе придерживается С.С. Алексеев, Д.М. Чечот, В.А. Четвер-нин, М.В. Баглай, Н. Харламова, Р.А. Познер, В. Осятинский.
Представляется приемлемой позиция сторонников второй точки зрения, которые полагают, что социальные права являются однопорядковыми с гражданскими и политическими правами. Думается, что социальные права человека - это разновидность субъективных прав личности. Такой позиции в литературе придерживаются Н.С. Бондарь, Л.Д. Воеводин, П.П. Глушко, Д. Донелли. Ф.М. Рудинский, В.А. Иваненко и многие другие ученые.
Предполагаю, что решение вопроса о субъективности социальных прав лежит в понимании сущности субъективного права. Необходимо также выяснить, как соотносятся социальные права человека и объективное право, то есть конституционные нормы, их закрепляющие.
Впервые в отечественной научной литературе определение субъективного права предложил С.Н. Братусь, указав, что «всякое субъективное право есть определенная мера поведения, юридическая возможность и обеспеченность известного поведения» [14, с. 33 -34].
Н.Г. Александров дополнил определение Н.С. Братуся указанием не только на меру, но и вид возможного поведения [15, с. 108]. Это дополнение очень важное, так как законодатель устанавливает не только пределы, границы, объем (меру) поведения, но и конкретный вид, определенную линию поведения человека. С.Ф. Кечекьян определяет субъективное право как предоставленную лицу и обеспеченную нормами права и соответствующими обязанностями «возможность действовать, то есть самостоятельно определять средства для собственных целей, в том числе пользоваться как средствами действиями других лиц» [16, с. 57]. Л.Д. Воеводин писал, что «главное в понятии субъективных прав граждан в целом, и конституционных в особенности, состоит в том, что его следует раскрывать через категорию возможности. Существо субъективного права состоит, конечно, не в «мере поведения», а в возможности действовать в пределах закона, избирать вид и меру поведения» [17, с. 21].
По мнению Н.И. Матузова, любое субъективное право складывается из ряда правомочий и включает в себя следующие правомочия: 1) право-поведение (то есть возможность положительного поведения самого управомоченного, то есть право на собственные действия); 2) право-требование (то есть возможность требования определенного поведения обязанного лица); 3) право-притязание (то есть возможность прибегнуть к мерам государственного принуждения в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности, то есть возможность защитить свои права); 4) право-пользование (то есть возможность пользоваться определенным социальным благом, то есть право удовлетворять свои материальные и духовные потребности).
Необходимо подчеркнуть, что субъективное право в зависимости от стадии его реализации может выступать как право-поведение, право-требование, право-притязание, право-пользование. В то же время все эти элементы можно представить себе и как одну об-
щую правовую возможность. Единство всех правомочий определяет содержание и структуру субъективного права [18, с. 141].
Субъективность социальных прав состоит еще и в том, что они принадлежат не только всем вообще, но и каждому отдельному гражданину. Как справедливо отмечал Л.Д. Воеводин, чтобы опровергнуть субъективный характер прав, «для этого нужно показать, что эти права, свободы и обязанности имеют «безличный» характер, что они принадлежат только всем и никому в отдельности» [10, с. 155]. Однако Конституция РФ, международные акты в сфере прав человека в своих статьях употребляют слова «каждый» (например, ст. 39 - 46 Конституции РФ). Часть 2 статьи 17 Конституции РФ гласит, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Наряду с дифференцированным анализом особенностей, отметим также совпадающие признаки юридической природы экономических и социальных прав человека.
Для механизма реализации социально-экономических прав как разновидности основных (конституционных) прав характерно, что данные права являются непосредственно действующими. Непосредственное действие соответствующих прав, как и иных конституционных норм о правах и свободах в РФ, признается в Конституции РФ 1993 года. (ст. 18). Порядок непосредственной реализации социально-экономических и культурных прав и свобод человека и гражданина, как и иных конституционных норм, в судебной практике комментируется в Постановлении Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 года «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» [19].
Социальные и экономические конституционные права и свободы в РФ являются объектами их широкой защиты в Конституционном Суде РФ.
Вместе с тем качество непосредственно действующего права не исключает, что по механизму их реализации социально-экономические права могут быть дифференцированы.
В заключение отметим особенности социальных прав с позиций естественно-правовой составляющей их характеристики:
1) прежде всего они направлены на ликвидацию таких социальных явлений, как бедность и нищета, на обеспечение свободы от голода и болезней, исключение несправедливости в распределении продуктов питания и других жизненных благ, незаконного лишения человека его имущества, на реализацию права на справедливую зарплату, устранение дискриминации в сфере экономической и социальной жизни.
2) предусматривают выравнивание экономического неравенства, обеспечение каждому достойного уровня жизни;
3) являются для государства целевыми, программными, ориентирующими на социальную деятельность, т.е. содержат в себе социальную программу деятельности государства, требующую от него постоянных усилий по её осуществлению;
4) носят характер прав-притязаний, т.е. характеризуются правом индивида требовать от государства положительной деятельности (гарантий) по созданию условий для реализации признаваемых за ним прав;
5) сформулированы как «эволюционные» права, достижимость которых зависит от состояния экономики и ресурсов конкретного государства [3, с. 185];
6) имеют во многих случаях адресную направленность на определенные категории лиц;
7) закрепляются Конституцией РФ за каждым человеком, т.е. не зависят от гражданства их субъектов.
Литература
1. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь / Руков. авт. кол.
С.М. Шахрай. М., 1995.
2. Утяшев М.М., Утяшева Л.М. Права человека в России: состояние и перспективы. Уфа, 1997.
3. Лукашева Е.А. Права человека: Учебник. 2-е изд. М., 2010.
4. Аверкиев И. Зачем человеку права человека // Civitas, 2003. № 1.
5. Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс. Алматы, 2005.
6. Федотов И.А. Экономические права человека и гражданина в социальном государстве: современный опыт России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
7. Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий / Под ред. В.А. Четвернина. М.,1997.
8. Кабалкин А.Ю. Критика и библиография // Советское государство и право. 1989. № 8.
9. Гаджиев Г.А. Основные экономические права: сравнительное исследование конституционно-правовых институтов России и зарубежных государств: Автореф. дис. . докт. юрид. наук. М., 1996.
10. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.,1997.
11. Дельпере Н. Защита прав и свобод граждан преклонного возраста. М., 1993.
12. Иваненко В.А., Иваненко В.С. Социальные права человека и социальные обязанности государства. М., 2003.
13. Ау Т.И. Социальные и экономические права человека и гражданина как основа социальной государственности (с учетом законодательства и практики Казахстана) // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 11.
14. Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М., 1947.
15. АлександровН.Г. Законность и правоотношения в советском обществе. М., 1955.
16. Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1958.
17. Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М., 1972.
18. Матузов Н.И. «О праве в объективном и субъективном смысле» // Правоведе-ние.1999. № 4.
19. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1.
Kirichenko Artem Aleksandrovich, a post-graduate student of the faculty of law, the Southern federal university (88, Gorkogo Str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation).
E-mail: [email protected]
THE CONCEPT, SYSTEM, LEGAL NATURE AND MECHANISMS OF REALIZATION OF SOCIAL AND ECONOMIC HUMAN RIGHTS (CITIZEN) IN RUSSIA
Abstract
The article defines the concept of social and economic rights and freedoms of the individual (citizen), a study of the scientific theory of subjective rights; formulated original ideas about the place of social and economic human rights (citizen) in the system offundamental rights andfreedoms. The analysis of the legal nature and mechanisms of implementation of socio-economic rights and freedoms, are allocated their specific features in comparison with other fundamental rights and freedoms.
Keywords: socio-economic law, subjective law, law of behavior, right-claim, a right is a claim, a right-use, a decent standard of living, directly applicable law.
References
1. Konstituciya Rossiyskoy Federacii: Enciklopedicheskiy slovar' / Rukov. avt. kol. S.M. Shahray. M., 1995.
2. Utyashev M.M., Utyasheva L.M. Prava cheloveka v Rossii: sostoyanie i perspektivy. Ufa, 1997.
3. LukashevaE.A. Prava cheloveka: Uchebnik. 2-e izd. M., 2010.
4. Averkiev I. Zachem cheloveku prava cheloveka // Civitas, 2003. № 1.
5. Sapargaliev G. Konstitucionnoe pravo Respubliki Kazahstan: Akademicheskiy kurs. Almaty, 2005.
6. Fedotov I.A. Ekonomicheskie prava cheloveka i grazhdanina v social'nom gosudarstve: sovremenniy opyt Rossii: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2009.
7. Konstituciya Rossiyskoy Federacii. Problemniy kommentariy / Pod red. V.A. Chetverni-na. M.,1997.
8. Kabalkin A.Yu. Kritika i bibliografiya // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1989. № 8.
9. Gadzhiev G.A. Osnovnye ekonomicheskie prava: sravnitel'noe issledovanie konstitucion-no-pravovyh institutov Rossii i zarubezhnyh gosudarstv. Avtoref. diss. d.yu.n. M., 1996 god, str. 6.
10. Voevodin L.D. Yuridicheskiy status lichnosti v Rossii. M.,1997.
11. Del'pere N. Zaschita prav i svobod grazhdan preklonnogo vozrasta. M., 1993.
12. Ivanenko V.A., Ivanenko V.S. Social'nye prava cheloveka i social'nye obyazannosti gosu-darstva. M., 2003.
13. Au T.I. Social'nye i ekonomicheskie prava cheloveka i grazhdanina kak osnova social'noy gosudarstvennosti (s uchetom zakonodatel'stva i praktiki Kazahstana) // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2015. № 11.
14. Bratus' S.N. Yuridicheskie litsa v sovetskom grazhdanskom prave. M., 1947.
15. AleksandrovN.G. Zakonnost' i pravootnosheniya v sovetskom obschestve. M., 1955.
16. Kechekian S.F. Pravootnosheniya v socialisticheskom obschestve. M., 1958.
17. Voevodin L.D. Konstitucionnye prava i obyazannosti sovetskih grazhdan. M., 1972.
18. MatuzovN.I. «O prave v objektivnom i subjektivnom smysle» // Pravovedenie.1999. № 4.
19. Bulleten' Verhovnogo Suda RF. 1996. № 1.
УДК 342.4
РОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕССИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В РФ
Паленый аспирант кафедры конституционного и
Иван Андреевич муниципального права, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, помощник судьи Таганрогского городского суда (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54) E-mail: [email protected]
Аннотация
В научной статье раскрывается значение внешней деятельности традиционных религиозных конфессий России в формировании правовой государственности в РФ, исследуется форма такой деятельности и способы взаимодействия конфессий с государственной властью.
Ключевые слова: правовое государство, религиозные конфессии, право, нравственность, духовно-культурная сфера человеческих отношений.