ЕСТЬ МНЕНИЕ
УДК 342.7 DOI 10.12737/1863
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ОХРАНЫ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ЧЕЛОВЕКА КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Романова Маргарита Викторовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры технологий в сервисе и туризме,
Председатель Коллегии адвокатов г. Москвы «Ваша безопасность», [email protected],
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
Настоящая статья посвящена исследованию понятия, субъектов, инструментов охраны прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Автором приведены аргументы в пользу разграничения категорий «охрана» и «защита» и признания первой самостоятельным обеспечительным механизмом, обоснована необходимость введения в научный и повседневный оборот термина «конституционно-правовая система охраны прав, свобод и законных интересов человека и гражданина», сформулировано понятие и выявлены признаки такой системы.
Ключевые слова: конституционно-правовая система охраны прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, субъекты охраны, инструменты охраны.
Настоящее и будущее правовой России, получившей уникальный многовековой опыт построения правового государства и гражданского общества, а также их дальнейшая качественная трансформация сообразно высшим базовым ценностям, заложенным в Конституции России, во многом зависят от нас, «многонационального народа Российской Федерации, соединенного общей судьбой на своей земле» [1].
Именно мы, в лице универсальных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, каждой личности, способны консолидировать юридические, политические, экономические, духовные и иные движущие силы в направлении преодоления массовых нарушений прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, охватывающих, пожалуй, все области общественных отношений. Арсенал разнообразных способов преодоления таких нарушений, на наш взгляд, должен включать хотя и не в полной мере задействованную в практике и исследованную в науке, но при этом не умаляющую своей социальной значимости и при должном подходе высокоэффективную охрану прав, свобод и законных
интересов человека. Объективная действительность диктует необходимость выработки адекватных научных подходов к определению понятия, субъектов, инструментов охраны.
Обращение к словарным источникам позволило определить, что толкование категории «охрана» в буквальном варианте встречается редко. В одних случаях она упоминается в сочетании с объектом (предметом), на который она воздействует, и представлена как система разнообразных мероприятий и средств, направленных на обеспечение безопасности, сохранности, восстановление, улучшение чего-либо [2, с. 278].
Например, «охрана природы» интерпретирована как «система государственных, муниципальных и общественных мероприятий, направленных на сохранение, восстановление, улучшение благоприятных экологических условий». «Охрана труда» -как «совокупность законодательных актов, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе трудовой деятельности» [2, с. 278].
В других случаях авторы толковых словарей переадресовывают соискателя от категории «охраны» к слову «охранять», раскрывая сущность категории через глагол несовершенного вида, который означает «оберегать, относиться бережно; стеречь» [3, с. 484], демонстрируя этим функциональную нагрузку данного слова, выражающуюся в действии, протекающем без ограничений во времени, действии длительном, повторяющемся [4].
«В привязке» к объекту (предмету) воздействия категория «охрана» раскрывается и в нормативных правовых актах. Анализ дефиниций, содержащихся в кодифицированных актах, федеральных и региональных законах, ведомственных актах, позволил выявить несколько подходов к пониманию термина «охрана».
С одной стороны, «охрана» представлена как система мер (мероприятий), что отчетливо видно в определениях охраны атмосферного воздуха [5, ст. 1], городских почв [6, п. 9 ст. 1], здоровья граждан [7, п. 2. ст. 2], окружающей среды [8, ст. 1].
С другой стороны, «охрана» представлена как «действия», «деятельность», что прослеживается в определениях охраны животного мира [9, ст. 1], ландшафта [10].
Наиболее удачной нам представляется формулировка «система мер», поскольку она включает функциональный компонент охраны (совершение определенных действий, деятельность) и одновременно позиционирует охрану как систему.
В отдельных случаях правотворческие органы подразумевают под охраной защиту, включая последнюю в определение охраны. Такой подход прослеживается в
международных актах рекомендательного характера, например, в определении «охрана земель», где под ней предложено понимать «систему... мероприятий, направленных на ... предотвращение ... защиту ... воспроизводство ...» [11, с. 5-149].. Представляется нежелательным отождествление этих категорий, являющихся самостоятельными направлениями обеспечительного механизма права, поскольку каждая из них обладает отличительными признаками, специфическим назначением.
Из определений указанных дефиниций также следует, что охрана - это система мер (мероприятия, действия, деятельность) созидательной и предостерегающей направленности.
Созидательная составляющая охраны раскрывается через такие нормативно закрепленные формулировки, как «улучшение качества атмосферного воздуха», «профилактика заболеваний», «укрепление физического и психического здоровья каждого человека», «предоставление медицинской помощи». Предостерегающая составляющая охраны прослеживается в таком контексте, как «предотвращение вредного воздействия на здоровье и окружающую среду», «предотвращение ограничения и устранения последствий загрязнения», «предотвращение загрязнения, захламления и других негативных воздействий», «сохранение. здоровья», «сохранение. зеленых насаждений», «недопущение нерационального использования городских почв» [6, п.9 ст. 1].
Исследование охраносодержащих дефиниций позволило выявить еще одну тенденцию. В ряде случаев охрана осуществляется в самых различных областях общественных отношений: политической, экономической, правовой, социальной, научной, медицинской, организационной, технической и др. Это свидетельствует о разнообразии инструментов охраны, системном подходе в процессе ее реализации и сложности обеспечительного механизма.
Анализ словарных и нормативных определений категории «охрана» позволил сформулировать универсальное определение охраны в широком смысле, подходящее ко всем ее объектам (предметам), в том числе и к такому, как права, свободы и законные интересы человека и гражданина. Итак, охрана - это система разнообразных обеспечительных мер, предостерегающей и созидательной направленности.
Решая задачу уяснения сущности охраны прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, представляется целесообразным обращение к конституционным императивам. В Конституции Российской Федерации прямо или косвенно применительно к правам и свободам человека и гражданина категория «охрана» упоминается
шестнадцать раз, что свидетельствует о стратегической значимости данного инструмента в деле предотвращения нарушений и создания условий для позитивного функционирования и развития государства и общества.
Анализ статей основного закона России позволил выявить объекты, субъекты и инструменты реализации конституционной охраны прав, свобод и законных интересов.
Объектами конституционной охраны в одних случаях являются блага, такие как труд людей (ст. 7), здоровье и медицинская помощь (ст.ст. 7, 41), земля и другие природные ресурсы (ст. 9), достоинство личности (ст. 21), собственность (ст. ст. 44, 114), окружающая среда (ст.ст. 72, 74), памятники истории и культуры (ст.ст. 72, 74), суверенитет, независимость и государственная целостность Российской Федерации (ст. 80), общественный порядок (ст.ст. 114, 132).
В других же случаях объектами конституционной охраны являются права на данные блага: право частной собственности (ст.ст. 35, 114), права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью (ст. 52), права и свободы человека и гражданина в целом (ст. 82). Фиксирование конкретных благ и прав на них, подлежащих охране, на наш взгляд, обусловлено законодательной необходимостью выделить наиболее значимые и нуждающиеся в охране объекты: права и свободы человека и гражданина, а также жизненно важные для человека материальные и духовные блага.
Субъектами, отвечающими за конституционную охрану прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, выступают государство в лице Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.ст. 21, 72), органы государственной власти -Президент РФ (ст. 82) и Правительство РФ (ст. 114), органы местного самоуправления (ст. 132). Этим метко показано, что правоохрана в России осуществляется различными органами власти на всех уровнях во главе с Президентом РФ, являющимся гарантом прав и свобод человека и гражданина (ст. 81) и единственным фигурантом, которому Конституцией РФ вменена обязанность по охране прав и свобод человека и гражданина, удостоверяемая присягой (ст. 82).
Анализ статей Конституции РФ показал, что способы реализации охраны прав, свобод и законных интересов человека и гражданин прямо не регламентированы. Однако, исходя из сформулированного нами определения охраны в широком смысле, ясно, что они пронизывают Конституцию России и вытекают из смысла ряда ее статей. Так, охрана прав, свобод и законных интересов человека и гражданина реализуется через закрепленные в статьях запреты, ограничения, дозволения, а также нормы стратегического назначения, такие как признание России демократическим, социальным,
светским государством (ст. ст. 1, 7, 14), разделение властей, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти (ст. 11), признание идеологического, политического многообразия (ст. 13).
Удивительно, что с момента рождения современной Конституции РФ охране прав, свобод и законных интересов на конституционном уровне учеными и практиками не уделялось должного внимания. Вместе с тем развитие демократических институтов государства и общества все больше требует концептуального исследования и дальнейшего практического воплощения не только системы защиты прав, свобод и законных интересов, но и, в первую очередь, системы их охраны.
Стоит отметить, что в последние годы возросло оживление вокруг обозначенной темы. Так, достаточно глубокое исследование понятия, субъектов охраны прав, свобод и законных интересов, соотношения понятий «охрана» - «защита» проведено российскими учеными А.В. Малько, В.В. Субочевым, А.М. Шериевым. По их мнению, «охрана прав, свобод и законных интересов - это конкретный обеспечительный правовой механизм, представляющий собой совокупность гарантированных государством стимулирующих и ограничивающих средств (юридических инструментов), позволяющих участнику правоотношений беспрепятственно пользоваться определенным социальным благом в рамках правомочий дозволительного характера, составляющих содержание прав, свобод и законных интересов» [12, с. 9].
Авторами также высказана точка зрения относительно субъектов охраны прав, свобод и законных интересов, согласно которой в числе государственных органов, являющихся субъектами охраны прав, свобод и законных интересов, ведущая роль остается за субъектами правотворчества [12, с. 9].
На наш взгляд, не следует демонстрировать приоритетность тех или иных органов в деле охраны прав, свобод и законных интересов, поскольку только единая централизованно взаимная работа всех органов власти, общества и отдельно взятой личности способна привести к ее эффективному функционированию.
Критическую важность тематики преодоления нарушений прав, свобод и законных интересов человека и гражданина подтверждают перманентное государственное, общественное и личностное внимание к ней. Однако в большинстве своем обеспечение прав, свобод и законных интересов, рассматривалось с позиции защиты, а не охраны.
Пример тому, реализация федеральными [13] и региональными [14] органами власти государственной правозащитной политики, активная деятельность соответствующих организаций в разрешении наиболее острых проблем защиты прав,
свобод и законных интересов, проведение разноуровневых конференций [15, 16, 17], иных тематических мероприятий, а также многомерные, посвященные проблемам защиты, неугасающие исследования ученых и практиков в области социологии [18], экономики [19], политики [20], культурологии [21] и, конечно, права [22].
Несмотря на встречающееся нормативное отождествление и подмену двух категорий, между охраной и защитой, являющимися соседствующими направлениями обеспечительного механизма прав, свобод, законных интересов, существуют различия. И самое важное из них, на наш взгляд, в том, что охрана, особенно представленная как система, направлена принципиально на предотвращение правонарушений, организуя тем самым состояние безопасности, уверенности и благополучия в обществе и государстве.
Необходимость разграничения охраны и защиты продиктована значимостью фундаментального изучения феномена охраны как самостоятельного явления и вытекает из правоприменительной практики.
Порой так важно не опоздать, вовремя создать эффективную систему охраны прав, свобод и законных интересов, предвосхитить наступление необратимых последствий нарушения, когда защита бессильна в восстановлении ценнейших из всех благ - жизни и здоровья человека. Трагедии повторяются вновь и вновь в отсутствии действенного механизма охраны. В 2008 году широкий международный резонанс произвели действия приемного отца из США в отношении российского мальчика Димы Яковлева, который был «забыт» на 32-градусной жаре в автомобиле и погиб там [23]. В 2013 году общественность потрясла трагедия с трехлетним Максимом Кузьминым, переданным в американскую семью. Мальчик умер после побоев со стороны приемной матери [24]. В целях охраны конституционно закрепленных прав на жизнь и здоровье детей органами власти поставлен вопрос о принятии федерального закона, запрещающего передачу российских детей на усыновление гражданам США [23], создании нового министерства или федерального агентства при Министерстве образования и науки, которое займется проблемами детей-сирот [25].
Таким образом, жизненно необходимо актуализировать всеми законными средствами не только защиту, но и охрану как первичного составного элемента обеспечительного механизма конституционно гарантированных прав, свобод и законных интересов.
Выявление эффективных мер и инструментов охраны прав, свобод и законных интересов - особо сложная задача.
Представляется, вектор охраны прав, свобод и законных интересов берет свое начало с когнитивного элемента - идеи, мысли, слова в целом, опосредованных уровнем развития государства и общества. Именно их появление и существование предопределяет дальнейшую реализацию самых различных мер по охране. Когнитивный элемент охраны может находить свое воплощение в социальной, непосредственно юридической среде.
Представляется, в юридическом пласте правоохрана должна реализовываться во всех областях человеческих правоотношений, каждым субъектом права, через все формы государственной властной деятельности: учредительную, правотворчество, правоприменение и др.
Правотворческие органы способны укреплять систему охраны посредством принятия нормативных правовых актов, сущность которых сводится к охране прав, свобод и законных интересов. Правоприменительные органы, наделенные властными полномочиями, способны обеспечивать функционирование системы охраны в процессе правореализации.
Самостоятельное место в системе охраны прав, свобод и законных интересов должна занимать интеллектуально-волевая деятельность субъектов по установлению смысла нормативных предписаний в целях правильной правореализации, иными словами, толкование нормативных предписаний [26, с. 213].
Такой инструмент востребован, например, в вопросах охраны прав, свобод и законных интересов человека от незаконных, необоснованных и несправедливых решений, действий (бездействий) судебных, правоохранительных и иных органов. Так, М.И. Галюкова в целях охраны права человека на здоровье обосновывает необходимость принятия Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О преступлениях против здоровья человека», уточнения Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека [27, С. 29-30.], что подразумевает легальное толкование нормативных предписаний, касающихся преступлений против здоровья.
Перспективным инструментом системы охраны прав, свобод и законных интересов является, как нам представляется, воспитание и развитие будущих специалистов в духе охраняемого права. Причем важно не только привитие формальных основ права, но объяснение надпозитивных ценностей права, наращивание уважения к правам, свободам и законным интересам других лиц.
Выявленные особенности категории «охрана прав, свобод и законных интересов человека и гражданина» позволяют рассматривать охрану как сложный,
системообразующий, многофункциональный институт, нуждающийся в дальнейшем концептуальном исследовании.
Государственная и общественная значимость феномена охраны прав, свобод и законных интересов человека и гражданина опосредует необходимость введения в научный и повседневный оборот термина «конституционно-правовая система охраны прав и свобод человека и гражданина». Под таковой следует понимать конституционно-правовую совокупность взаимосвязанных мер предостерегающей и созидательной направленности, осуществляемых публичными и общественными субъектами, направленных на обеспечение безопасности прав, свобод и законных интересов человека и гражданина и формирование высокой социальной культуры в обществе и государстве.
Сформулированное нами понятие позволило обозначить некоторые ее признаки:
1.интегративный характер системы, отражающий единение и взаимосвязь всех мер охраны в целях эффективности ее функционирования (политических, экономических, правовых, социальных, научных, медицинских, организационных, технических и др.);
2.процессуальный компонент, раскрывающийся через деятельность публичных и общественных субъектов, нацеленных на позитивную работу системы;
3.результативный компонент, заключающийся в обеспечении состояния безопасности прав, свобод и законных интересов каждого человека;
4.цивилизационный компонент - конституционно-правовая система охраны должна быть неотъемлемой составляющей культурного общества, способствующей прогрессу во всех областях общественных отношений, развеивающей миф о необеспеченности прав, свобод и законных интересов в России.
Литература
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. -1993. - 25 декабря; 2009. - 21 января.
2. Юридический энциклопедический словарь / под ред. В.Е. Крутских. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. -23-е изд., испр. - М.: Рус.яз., 1990.
4. Глоссарий русский язык и литература. [Электронный ресурс]: режим доступа: http://edu.glavsprav.ru/info/glagol/. (Дата обращения: 02.12.2013).
5. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 04 мая 1999 г. (ред. от 25 июня 2012 г.) // СЗ РФ. - 1999. - № 18. [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 02.12.2013).
6. Закон г. Москвы «О городских почвах» № 31 от 04 июля 2007 г. (ред. от 10 июня 2009 г.) // Ведомости Московской городской Думы. - 2007. - № 9. [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 02.12.2013).
7. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. (ред. от 25 июня 2012 г.) // СЗ РФ. - 2011. - № 48. [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. (Дата обращения: 02.12.2013).
8. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. (ред. от 25 июня 2012 г.) // СЗ РФ. - 2002. - № 2. [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 02.12.2013).
9. Федеральный закон «О животном мире» № 52-ФЗ от 24 апреля 1995 г. (ред. от 21 ноября 2011 г.) // СЗ РФ. - 1995. - № 17, СЗ РФ. - 2011. - № 48. [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 02.12.2013).
10. Европейская конвенция о ландшафтах от 20 октября 2000 г. (БТБ № 176). [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 02.12.2013).
11. Модельный земельный кодекс для государств-участников СНГ (Принят в г. Санкт-Петербурге 04 декабря 2004 г. Постановлением 24-8 на 24-ом планарном заседании Межпарламентской Ассамблеии государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. -2005. - № 35 (часть 2).
12. Малько А.В., Субочев В.В., Шериев А.М. Права, свободы и законные интересы: проблемы юридического обеспечения. - М.: Норма, Инфра-М, 2010.
13. Федеральный закон «О ратификации Протокола № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящего изменения в контрольный механизм Конвенции, от 13 мая 2004 года» № 5-ФЗ от 04 февраля 2002 г.// СЗ РФ. - 2010. - № 6.
14. Постановление Законодательного собрания Ленинградской области от 30.03.2011 г. № 292 «О плане мероприятий по реализации Послания Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации
в части защиты прав семьи, материнства и детства» // Вестник Законодательного собрания Ленинградской области». - 2011, 19 июля (Вып. 2).
15. Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы правовой культуры, правового просвещения и защиты прав человека». [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.kon-ferenc.ru/konferenc41_12_12.html. (Дата обращения: 02.12.2013).
16. Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы международной и европейской защиты прав человека и международного уголовного права». [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.hro.org/node/6945. . (Дата обращения: 12.02.2013)
17. VI Межрегиональная детская конференция «Я в мире прав и обязанностей: механизмы участия детей в защите своих прав». [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.detirossii.ru/14215.php. (Дата обращения: 12.02.2013)
18. Шакирова Н.Н. Социальная защита материнства и детства в условиях социально-экономической трансформации российского общества: дис. .канд. социол. наук: 23.00.03. - Саратов, 2006.
19. Скоморова Н.М. Формы финансового обеспечения социальной защиты материнства и детства в Российской Федерации: автор. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10. - СПб., 2008.
20. Кузьмина Ю.В. Совет Европы и Российская Федерация: процесс политического взаимодействия в области защиты прав человека: автореф. дис. . канд. полит. наук: 23.00.02. - Нижний Новгород, 2010.
21. Ткаченко А.П. Культура защиты прав человека в правовой культуре постсоветской России: На материале дела военного журналиста Григория Пасько: дис. ... канд. культурол. наук: 24.00.01. - М., 2006.
22. Мархгейм М.В. Конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук.: 12.00.01, 12.00.02. - М., 2005.
23. Закон Димы Яковлева. [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=992694. (Дата обращения: 12.02.2013).
24. Гибель Максима Кузьмина. [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1036499&tid=102214. (Дата обращения: 02.12.2013).
25. Для решения проблем детей-сирот планируют создать специальное ведомство. [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1007941. (Дата обращения: 12.02.2013).
26. Борисов Г. А. Теория государства и права. - Белгород, 2007.
27. Галюкова М.И. Пути совершенствования правоприменительной практики по делам о преступлениях против здоровья человека // Социальное и пенсионное право. -2010. - № 1.
THE CONSTITUTIONAL LEGAL SYSTEM OF PROTECTION OF HUMAN RIGHTS, FREEDOMS AND LEGITIMATE INTERESTS AS A STRATEGIC FACTOR OF THE
PREVENTION OF WRONG
Romanova Margarita Viktorovna, candidate of Law, Assistant Professor at the Department of Technology in Service and Tourism, Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russia, Head of the Moscow City Bar Association "Vasha Bezopasnost",
The article covers a research into the concept, the subjects, the tools of human rights, freedoms and legitimate interests protection. The author presents her arguments in favour of a differentiation between "protection" and "security" as individual categories, recognizing the former as an independent and autonomous interim protection mechanism. The author further proposes an introduction of "the constitutional legal system of protection of human rights, freedoms and legitimate interests" as a term for scientific and everyday use, defines the concept and identifies the features of the system proposed.
Key words: constitutional legal system of protection of human rights, freedoms and legitimate interests, protection subject, protection tool.
REFERENCES:
1. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii. Priniata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabria 1993 g. (c uchetom popravok, vnesennykh Zakonami Rossiiskoi Federatsii o popravkakh k Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii ot 30 dekabria 2008g. №6-FKZ i ot 30 dekabria 2008g. №7-FKZ) [Constitution of Russian Federation, as adopted by national referendum on December, 12, 1993, Rossiiskaya Gazeta 25.12.1993, No.237; as amended by Federal Constitutional Laws on Amendments to the Constitution of Russian Federation No.6-FKZ and No.7-FKZ of December, 30, 2008], Rossiiskaya Gazeta 21.01.2009, No.7.
2. Krutskikh, V.E., Iuridicheskii entsiklopedicheskii slovar' [An Encyclopaedia of Law]. - 3-t isd., pererab. i dop. [3rd edition, revised and enlarged]. Moscow, INFRA-M, 2001.
3. Ozhegov, S.I., Slovar' russkogo iazyka: 70 000 slov [A dictionary of the Russian Language: 70,000 entries] - 23-e izd., ispr. [23rd edition, emendated]. Moscow, Russkii Iazyk Publ., 1990.
4. Glossarii Russkii iazyk i literature [The Russian Language and Literature: Glossary], URL: http://edu.glavsprav.ru/info/glagol/. (Accessed February, 12, 2013).
5. Federal'nyi zakon "Ob okhrane atmosfernogo vozgukha" №96-FZ ot 04 maia 1999g. (red. ot 25 iiunia 2012 g.) [Federal Law "On Protection of Atmospheric Air" №96-FZ, adopted 04.05.1999 (as amended on June, 25, 2012)], CZ RF [RF Code]. - 1999. - № 18. URL: http://www.consultant.ru. (Accessed February, 12, 2013).
CTp. 210 H3 211
6. Zakon g. Moskvy "O gorodskikh pochvakh" №31 ot 04 iiukiz 2007 g. (red. Ot 10 iiunia 2009 g.) [The law of the City of Moscow "On Soil Conservation" № 31, adopted on July, 4, 2007 (as amended on June, 10, 2009)] // Vedomosti Moskovskoi gorodskoi dumy. - 2007. -№ 9. - URL: http://www.consultant.ru. (Accessed February, 12, 2013).
7. Federal'nyi zakon "Ob osnovakh okhrany zdorov'iz grazhdan v Rossiiaskoi Federatsii" № 323-FZ ot 21 noizbriz 2011 g. (red. ot 25 iiuniz 2012g.) [ Federal Law "On the Basics of the Citizens' Health Protection", adopted on November, 21, 2011 (as amended on June, 25, 2012)]// SZ RF [RF Code]. - 2011. - № 48. URL: http://www.pravo.gov.ru. (Accessed February, 12, 2013).
8. Federal'nyi zakon "Ob okhrane okruzhaiushchei sredy" № 7-FZ ot 10 ianvaria 2002 g. (red. ot 25 iiunia 2012g.) [ Federal Law "On Environmental Protection" № 7-FZ, adopted on January, 10, 2002 (as amended on June, 25, 2012)] // SZ RF [RF Code].- 2002. - № 2. URL: http://www.consultant.ru. (Accessed February, 12, 2013).
9. Federal'nyi zakon "O zhivotnom mire" № 52-FZ ot 24 aprelia 1995g. (red. ot 21 noiabria 2011g.) [Federal Law "On Wildlife" № 52-FZ, adopted on April, 24, 1995 (as amended on November, 21, 2011)] // SZ RF [RF Code]. - 1995. - № 17, // SZ RF [RF Code]. - 2011. -№ 48. URL: http://www.consultant.ru. (Accessed February, 12, 2013).
10. Evropeiskaia konventsiia o landshaftakh ot 20 oktiabria 2000 g. (ETS № 176) [The European Landscape Convention. Florence, 20.X.2000 (ETS № 176)]. URL: http://www.consultant.ru. (Accessed February, 12, 2013).
11. Model'nyi zemel'nyi kodeks dlia gosudarstv-uchastnikov SNG (Priniat v g. Sankt-Peterburg 4 dekabria 2004 g. Postanovleniem 24-8 na 24-om plenarnom zasedanii Mezhparlamentskoi assamblei gosudarstv-uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv) [The Model Land development Code for CIS Member Nations (adopted by Enactment 24-8 at the 24th Plenary session of the Interparliamentary Assembly of the CIS Member Nations, held in St.Petersburg on December, 4, 2004)], Informatsionnyi biulleten'. Assambleia gosudarstv-uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv [News-Bulletin. Assembly of the CIS Member Nations]. - 2005. - № 35 (chast' 2 [part 2]).
12. Mal'ko A.V., Subochev, V.V., Sheriev, A.M., Prava, svobody i zakonnye interesy: problem iuridicheskogo obespecheniia [Rights, Freedoms and Legitimate Interests: Legal Footwork]. Moscow, Norma, Infra-M Publ., 2010.
13. Federal'nyi zakon "O ratifikatsii Protokola №14 k Konventsii o zashchite prav cheloveka i osnovnykh svobod, vnosiashchego izmeneniia v kontrol'nyi mekhanizm Konventsii, ot 13 maia 2004 goda" №5-FZ ot 04 fevralia 2002g. [Federal Law "On Ratification of Protocol 14 to the European Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms, amending the control system of the Convention", adopted on May, 13, 2004" № 5-FZ, February, 4, 2002.// SZ RF [RF Code]. - 2010. - № 6. URL: http://www.consultant.ru. (Accessed February, 12, 2013).
14. Postanovlenie Zakonodatel'nogo cobraniia Leningradskoi oblasti ot 30.03.2011g. №292 "O plane meropriiatii po realizatsii Poslaniia Prezidenta Rossiiskoi Federatsii D.A.Medvedeva Federal'nomu Sobraniiu Rossiiskoi Federatsii v chaste zashchity prav sem'I, materinstva i detstva" [A decree of the Legislative Assembly of Leningrad region № 292 "On the Action Plan to Implement the Policy formulated in President D.A.Medvedev's State-of-the-Nation Address Concerning the Protection of Family Rights, Motherhood and Childhood", date of issue: march, 30, 2011] // "Vestnik Zakonodatel'nogo sobraniia Leningradskoi oblasti". -July, 19, 2011 (Vyp. 2 [Issue 2]).
15. Vserossiiskaia nauchno-prakticheskaia konferentsiia "Problemy pravovoi kul'tury, pravovogo prosveshcheniia i zashchity prav cheloveka" [All-Russia Research-to-Practice Conference on the Issues of Legal Culture, Legal Awareness and Human Rights Protection]. URL: http://www.kon-ferenc.ru/konferenc41_12_12.html. (Accessed February, 12, 2013).
16. Mezhdunarodnaia nauchno-prakticheskaia konferentsiia "Aktual'nye problem mezhdunarodnoi i evropeiskoi zashchity prav cheloveka i mezhdunarodnogo ugolovnogo prava" [International Research-to-Practice Conference on the Issues of International and European Human Rights Protection Practices and International Criminal law]. URL: http://www.hro.org/node/6945. . (Accessed February, 12, 2013).
17. VI Mezhregional'naia detskaia konferentsiia "Ia v mire prav i obiazannostei: mekhanizmy uchastiia detei v zashchite svoikh prav" [VI Multiregion Children's Conference "Children in the World of Rights and Duties: Children's participation in Children's Right Protection"], URL: http://www.detirossii.ru/14215.php. (Accessed February, 12, 2013).
18. Shakirova, N.N., Sotsial'naia zashchita materinstva i detctva v usloviiakh sotsial'no ekonomicheskoi transformatsii rossiiskogo obshchestva [Social Protection of Motherhood and Childhood in the Context of Russia's Social and Economic Reforms], dissertatsiia na soiskanie uchenoi stepeni kandidata sotsiologicheskikh nauk [a candidate of Social Sciences' dissertation]. Saratov, 2006.
19. Skomorova, N.M., Formy finansovogo obespecheniia sotsial'noi zashchity materinstva i detstva v Rossiiskoi Federatsii [Forms of Finance Provision for Mother and Child Social Protection], dissertatsiia na soiskanie uchenoi stepeni kandidata ekonomicheskikh nauk [a candidate of Economics' dissertation]. St.Petersburg, 2008.
20. Kuz'mina, Iu.V., Sovet Evropy i Rossiiskaia Federatsiia: protsess politicheskogo vzaimodeistviia v oblasti zashchity prav cheloveka [The Council of Europe and the Russian Federation: Political Cooperation in the sphere of Human Rights Protection], avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata politicheskikh nauk [synopsis of a candidate of Political Sciences' dissertation]. - Nizhny Novgorod, 2010.
21. Tkachenko, A.P., Kul'tura zashchity prav cheloveka v pravovoi kul'ture postsovetskoi Rossii: Na material dela voennogo zhurnalista Grigoriia Pas'ko [The Human Rights Protection Culture as part of the Legal Culture of Post-Soviet Russia (Case study: the Case of Grigory Mikhailovich Pasko, a military reporter)], dissertatsiia na soiskanie uchenoi stepeni kandidata kul'turologicheskikh nauk [a candidate of Cultural Sciences' dissertation]. Moscow, 2006.
22. Markhgeim, M.V., Konstitutsionnaia sistema zashchity prav i svobod cheloveka i grazhdanina v Rossiiskoi Federatsii [The Constituional Frame for Human Rights Protection in the Russian Federation], dissertatsiia na soiskanie uchenoi stepeni doktora iuridicheskikh nauk [a doctoral thesis]. Moscow, 2005.
23. Zakon Dimy Iakovleva [Dima Yakovlev Law], elektronnyi resurs [an electronic resource] URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=992694. (Accessed February, 12, 2013).
24. Gibel' Maksima Kuz'mina [Max Alan Shatto's death], elektronnyi resurs [an electronic resource] URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1036499&tid=102214. (Accessed February, 12, 2013).
25. Dlia resheniia problem detei-sirot planiruiut sozdat' spetsial'noe vedomstvo [A Special Agency to be Created to Cater for Underage Orphans], elektronnyi resurs [an electronic resource] URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1007941. (Accessed February, 12, 2013).
26. Borisov, G.A., Teoriia gosudarstva i prava [Theory of State and law]. Belgorod,
2007.
27. Galiukova, M.I., Puti sovershenstvovaniia pravoprimenitel'noi praktiki po delam o prestupleniiakh protiv zdorov'iz cheloveka [Ways of Improving Law Enforcement Practice with Regard to Crimes against Health], Sotsial'noe i pensionnoe pravo [Social and Pension Law].-2010. - № 1.