ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
РОЛЬ И МЕСТО КОНСТИТУЦИОННЫХ ГАРАНТИЙ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ
ГАРАНТИЙ ИНСТИТУТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
В РОССИИ
Е.Н. ХАЗОВ,
кандидат юридических наук (Московский университет МВД России) Научная специальность: 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право
E-mail: [email protected]
Аннотация. Дается определение понятия конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина, определяется место конституционных гарантий в системе юридических гарантий, анализируются конституционные гарантии и классифицируются на личные, политические, экономические и социально-нравственные.
Ключевые слова: конституционные гарантии, юридические гарантии, права человека и гражданина, свободы человека и гражданина, обязанности человека и гражданина.
THE ROLE AND PLACE OF CONSTITUTIONAL GUARANTEES IN THE LEGAL GUARANTEES OF THE INSTITUTE OF RIGHTS AND FREEDOMS AND THE CITIZEN IN RUSSIA
E.N. KHAZOV,
PhD in Law (University of Moscow Russian Interior Ministry)
Annotation. The article defines the concept of constitutional guarantees of rights and freedoms of man and citizen, the place of constitutional guarantees in the system of legal guarantees, constitutional guarantees are analyzed and categorized into personal, political, economic and socio-moral.
Keywords: constitutional guarantees and legal safeguards, human rights and civil freedoms and citizens' rights and responsibilities of citizenship.
Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина гарантируются всей системой права'. Из комплекса юридических гарантий в особую группу следует выделить конституционные гарантии, так как они являются связующим звеном между общими и юридическими (специальными) гарантиями, содержащимися в отдельном (отраслевом) законодательстве. Конституционно-правовые нормы, гарантирующие систему прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, определяют общие установки ориентации личности2.
Конституционные гарантии представляют собой обобщенное выражение наиболее важных, ведущих
социально-правовых институтов, методов и средств обеспечения и защиты основных прав и свобод граждан, активного исполнения ими конституционного долга, обязанностей. Конституционные гарантии являются базой гарантирования основных прав, свобод
1 Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М., 1972. С. 48; Палютин В.А. Государство и личность в СССР (правовые аспекты взаимоотношений). М., 1974. С. 238; Демократия и личность в условиях развитого социализма. Государственно-правовой очерк. Л., 1985. С. 33.
2 Туманов В.А. Учения о праве// Общая теория права: курс лекций. Н. Новгород. 1993. С. 11—21; Мальцев Г.В. Права и свободы человека // Теория права и государства: учебник. М., 1995. С. 217—219.
и обязанностей граждан, подобно тому как сами конституционные права и обязанности граждан фиксируют не все их правовое положение, а лишь его основы. Но по конституционным гарантиям можно судить о реальности провозглашенных прав, об их субъективном, о личностном, действующем характере, об обеспеченности не только и не столько индивидуальными возможностями отдельного гражданина, сколько всем конституционным (у автора — советским) строем3.
Конституционно-правовые гарантии могут содержаться в нормах всех источников конституционного права, а не только в Конституции РФ и конституциях республик. Однако конституционно-правовые гарантии, содержащиеся в конституционных нормах, занимают особое место, так как регулируют наиболее важные общественные отношения, которые предопределяют коренные черты всех общественных отношений. Подобно тому как конституционное право занимает главенствующее место в системе российского права, конституционно-правовые гарантии играют ведущую роль во всей системе юридических гарантий4.
Для того чтобы раскрыть сущность конституционно-правовых гарантий в системе юридических гарантий основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, необходимо рассмотреть их понятие и особые юридические свойства.
Под конституционно-правовыми гарантиями следует понимать совокупность общих социально-политических, социально-экономических, духовно-нравственных условий, предпосылок реальности (осуществимости) субъективных прав и свобод личности, а также специальных юридических средств обеспечения реализации, охраны и защиты субъективных прав, закрепленных в Конституции РФ, международно-правовых актах, федеральных конституционных и федеральных законах, конституциях и уставах субъектов Федерации5.
Высокий уровень абстрактности конституционно-правовых норм не является свидетельством их ущербности, несовершенства. В этом проявляется особенность конституционно-правовых отношений, порождаемых этими нормами, которые призваны регулировать общественные отношения путем закрепления наиболее общих установок социальной ориентации личности. Это вызывает необходимость
их конкретизации в нормах с меньшим уровнем абстрактности, в переводе содержания нормы конституционного права «на иной логический уровень»6.
Специфика норм конституционного права, в том числе норм, гарантирующих социально-экономические права человека и гражданина, состоит в том, что все они независимо от степени абстрактности являются нормами прямого действия. Это относится и к нормам, получившим в юридической литературе название «нормы-принципы», «нормы-состояния». Эта группа норм не требует конкретных конституционно-правовых отношений, так как отраженные в этих нормах состояния «есть аксиомы нашей жизни»7. И в этом смысле можно утверждать об их прямом действии. Примером может служить ч. 1 ст. 3 Конституции РФ, где закрепляется: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Однако основная особенность конституционно-правовых норм по сравнению с другими отраслевыми нормами состоит в том, что большинство норм не имеет санкций. Для нормального функционирования конституционно-правовых норм требуются нормы других отраслей законодательства. С их помощью определяется мера ответственности в случае нарушения норм конституционного права.
Положение гарантий в механизме правового регулирования общественных отношений, связанных с правовым статусом граждан, не всеми рассматривается однозначно. Одни ученые полагают, что гарантии следует включать в правовой статус человека и гражданина в качестве его составного элемента, другие — что гарантии входят в механизм реализации правового статуса. Конституционные гарантии (а также юриди-
3 Матузов Н.И. Права и личность // Теория государства и права: курс лекций; 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2000. С. 231—284; Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.В. Лазарева; 2-е изд., доп. и перераб. М., 2001. С. 106, 107.
4 Пономарев П. Г. Пути совершенствования уголовно-правовой охраны прав человека и основных свобод в свете решений Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ// Проблемы обеспечения прав человека в деятельности органов внутренних дел по материалам Московского (1991 г) совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ. М., 1994. С. 9, 10.
5 Мартене Ф. Современное международное право цивилизованных народов. СПб., 1882. Т. 1. С. 327.
6 Боброва Н.А. О конституционных гарантиях основных прав, свобод и обязанностей граждан СССР // Сов. гос-во и право. 1979. N° 3. С. 3—9.
7 Авакьян С.А. Реализация норм советского государственного права // Сов. гос-во и право. 1984. № 1. С. 15, 16.
ческие гарантии) можно представить в качестве связующего элемента, «надежного мостика» (по выражению Л.Д. Воеводина), соединяющего права и их фактическую реализацию, поэтому гарантии не следует однозначно включать ни в правовой статус, ни в механизм его реализации. Более того, сами по себе конституционные права и свободы входят в более общий (обширный) институт конституционного гарантирования прав и свобод граждан. Юридические гарантии являются связующим звеном между этими двумя социально-юридическими сущностями. Важным свойством конституционных гарантий является их высшая юридическая сила8.
Следующим свойством конституционных гарантий выступает необходимость (обязательность) их конкретизации в текущем отраслевом законодательстве. Любая свобода, любое право, провозглашенное в Конституции РФ, могут считаться с юридической точки зрения гарантированными и фактически осуществимыми лишь при условии, если в текущем законодательстве закреплены правовые средства их реализации и если их нарушение дает гражданину право на судебный иск или на иные предусмотренные законом пути восстановления нарушенного права9.
Конституционные гарантии есть гарантии-принципы, поскольку выступают в качестве руководящих идей гарантирования и требуют конкретизации в текущем нормотворчестве10, на что в Конституции РФ имеются прямые указания «охраняется законом» и т.д. Конкретизация гарантий, закрепленных в Конституции РФ, осуществляется средствами как конституционного права, так и других отраслей права. В первом случае гарантии конкретизируются и детализируются нормами федеральных конституционных и федеральных законов, конституций, уставов субъектов Федерации, являющихся источниками конституционного права. Во втором — нормами федеральных законов и иных нормативных актов — источников административного, уголовного, гражданского и других отраслей права11.
Значительное воздействие на процесс реализации конституционных прав и свобод оказывает позитивная деятельность государства по созданию благоприятных условий жизнедеятельности каждого человека. Эта деятельность представляет собой комплексную, многоступенчатую систему определенных созидатель-
ных и экономических мер. В качестве центрального связующего звена системы выступает понятие «безопасная жизнедеятельность человека». Безопасная жизнедеятельность человека находилась в центре внимания I Съезда специалистов по безопасной деятельности, состоявшегося в июне 1992 г. в Санкт-Петербурге. Съезд, в частности, рассматривал вопрос об объединении усилий представителей науки и практики в обсуждении всех аспектов безопасности человека в любых сферах его обитания. Правовое понятие «безопасность» сформулировано в Законе РФ «О безопасности» и определяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Основными субъектами безопасности выступает человек и, следовательно, его права и свободы, а основным гарантом обеспечения безопасности — государство и мировое сообщество. Статья 2 Закона РФ «О безопасности» гласит, что «государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации»12.
Логично согласиться с рассмотрением Е.В. Кряжевым понятия безопасности деятельности человека как установленного (санкционированного) государством такого уровня организации хозяйственной деятельности, который обеспечивал бы безопасность общества, защиту жизни и здоровья человека от разрушительного влияния промышленности и окружающей среды13. К промышленности следует отнести все виды производств. Их деятельность необходимо рассматривать с точки зрения потенциальной угрозы со стороны как самого производственного процесса, так и его результатов, т.е. непосредственной продукции14.
Среди юристов нет единого мнения относительно необходимости деления прав человека на основные и неосновные. Некоторые правоведы считают такое разделение бессмысленным, все права одинаково важны. Ущемление любого из них одинаково болез-
8 Матузов Н.И. Указ. соч.; Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.В. Лазарева.
9 Туманов В.А. Указ. соч.; Мальцев Г.В. Указ. соч.
10 Мартене Ф. Указ. соч.
11 Пономарев П.Г. Указ. соч.
12 РГ. 1992. 6 мая.
13 Кряжев Е.В. Правовые аспекты безопасной деятельности человека // Правоведение. 1993. № 2. С. 90.
14 ТрошкинЮ.В. Права человека: учеб. пособие. М., 1997. С. 22; Ростовщиков И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград, 1997. С. 54, 55.
ненно для человека и одинаково недопустимо15. Другая часть возражает против такого недифференцированного подхода и обоснованно выделяет группу наиболее существенных, основных прав человека, которые подлежат приоритетной защите. Так, Ф. Люшер считает, что во французском праве сложилась двузвенная градация прав, которые делятся на основные (фундаментальные) и неосновные (про-изводные)16. К числу основных прав он относит те, которые не могут нарушаться даже самим законодателем, поскольку в них воплощены сокровенные чаяния человечества и они сформировались в процессе многовекового развития17. Это прежде всего право на жизнь, здоровье, неприкосновенность личности, защиту имущества, безопасность. Основные права человека впервые выделились как особая категория прав в практике буржуазного законодательства и в буржуазной юридической науке, что в последующем привело к образованию самостоятельного международного и внутригосударственного правовых институтов.
Основные права человека есть часть всех его прав, закрепленных в международных и внутригосударственных правовых актах, их понятие не может, не должно существенно отличаться от понятия всякого другого права человека. Это тем более так, что многие исследователи, характеризуя понятие права человека, имеют в виду его основные права, ими они чаще всего иллюстрируют свои идеи. Существующее в юридической литературе понятие прав человека приложимо и к понятию основных прав человека, так как второе есть разновидность первого18.
Что же такое «право человека»? В истории общественной мысли и юридической литературе дискутируются два основных подхода к природе и сущности прав человека»19.
Г. Гроций отмечал: «Право естественное есть предписание здравого разума, коим то или иное действие, в зависимости от его соответствия или противоречия самой разумной природе, признается либо морально позорным, либо морально необходимым; а следовательно, такое действие или воспрещено, или же предписано самим богом, создателем природы». Гроцию вторит Т. Гоббс: «Естественное право есть свобода всякого человека использовать свои собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, т.е. собственной жизни, и сле-
довательно, свобода делать все то, что по его собственному разумению является наиболее подходящим для этого средством»20.
В современной интерпретации естественное право — это правила (нормы, мера) поведения, вытекающие из свободной воли как естественного состояния человека и долженствующие служить мерилом и руководством для положительного законодательства, образцом его усовершенствования.
Следующий, позитивистский, подход исходит из того, что права человека производны от государства, которое по своему усмотрению определяет их вид, содержание и объем, т.е. «дарует» их человеку и гражданину21.
Каждый из этих подходов отражает фактическое положение дел, страдает односторонностью гуманный пафос школы естественного права.
Институт основных прав и свобод и его естественно-правовая трактовка обязывают государственную власть признать и обеспечить конституционными и иными юридическими, а также всеми другими гарантиями такие прирожденные права человека, как право на жизнь, на достойный и достаточный уровень жизни, на личную неприкосновенность, свободу22. Однако существуют и такие права, которые получают воплощение только благодаря государственной власти, принимающей соответствующие законы, закрепляющие социальные, духовные и политические права, например права на труд, на забастовку, на социальное обеспечение, на образование, на социальное обес-
15 Матузов Н.И. Указ. соч. С. 231—284; Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.В. Лазарева.
16 Боботов С.В. Вст. ст. // Люшер Ф. Конституционная зашита прав и свобод личности: пер. с франц. М., 1993. С. 10, 11.
17 Смоленский М.Б. Права личности в системе современного пра-вопонимания: учеб. пособие. Ростов н/Д, 1998.
18 Матузов Н.И. Указ. соч. С. 231—284; Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.В. Лазарева.
19 Воеводин Л.Д. Указ. соч. С. 37—40; Карташкин В.А Международная защита прав человека (Основные права сотрудничества государств). М., 1976. С. 31—46; Азарова Е.Г., Козлов А.Е. Личность и социальное обеспечение в СССР: правовое исследование. М., 1983. С. 46; ШестиковЛ.Н. Введение // Права человека: сб. уни-верс. и региональных междун. док-в. М., 1990. С. 5; Кутафин О.Е. Основные права, свободы и обязанности граждан СССР // Советское государственное право: учебник; 2-е изд., испр. и доп. М., 1985. С. 164; Алексеев С.С. Права человека как институт естественного и позитивного права // Права человека: История, теория, практика: учеб. пособие / под. ред. Б.Л. Назарова. М., 1995. С. 148.
20 Туманов В.А. Указ. соч. С. 11 —21; Мальцев Г.В. Указ. соч.
21 Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права: пер. с лат. А.Л. Саккети. М., 1956. С. 71.
22 Бондарь Н.С. Права человека в Конституции России: трудный путь к свободе. Ростов н/Д, 1996. С. 132.
печение, на участие в управлении делами государства, избирать и быть избранным, свобода митингов и де-монстраций23.
Представители позитивистского понимания прав человека трактуют их иначе, нежели последователи естественного права. Так, Н.И. Матузов отмечает: «Субъективное право — это гарантированная государством мера возможного (дозволенного) поведения личности, важнейший элемент ее конституционного статуса». Такое же определение дает и А.Г. Бережнов: «Права личности в структуре правового статуса — это формально определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе»24.
Права человека — это «признаваемые и охраняемые обществом, государством и международным обществом определенные равные социальные возможности для отдельных лиц и их объединений по удовлетворению ими своих естественных и социальных потребностей и соответствующих притязаний, гарантии которых обеспечивают достойное и справедливое, свободное и ответственное развитие и активное участие личности в многообразных общественных, в том числе правовых, отношениях»25.
Основные права, будучи частью целостной системы прав человека в России, имеют единую с ними сущность и общие черты. Это обстоятельство дает основание заключить, что существует общее, единое понятие прав человека, независимо от того, в каком законе они закреплены. Лишь на основе общего понятия можно раскрыть специфические признаки основных прав. Несмотря на давность возникновения самой идеи основных прав человека, подлинный смысл они обретают только после закрепления фундаментальных прав в конституциях демократических государств. В связи с этим острым вопросом теории
конституционного права является необходимость установления адекватных действительности понятий «основные права человека» и «конституционные права человека»26.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ основные права человека — это прежде всего конституционные права. Такая трактовка ст. 17 согласуется с содержанием и ст. 55, которая гласит, что перечисление в Конституции РФ основных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека27.
Таким образом, социальные и правовые особенности основных прав человека в России по сравнению с другими его правами обусловлены характером и значимостью соответствующих общественных отношений, регулируемых ими, социальным содержанием, их местом в системе конституционного права и ролью по отношению и иным правам человека. Основные права человека регулируют сферу наиболее существенных, жизненно важных общественных отношений с точки зрения взаимоотношений общества и человека, выражают основные его социальные возможности по пользованию благами и ценностями жизни и закрепляются в силу своей общественно-политической значимости в Конституции РФ и международно-правовых актах28. Они являются решающими и определяющими для всех других прав, закрепленных в отраслевом законодательстве29.
23 Мальцев Г.В. Указ. соч. С. 217.
24 Матузов Н.И. Основные права личности // Теория государства и права: курс лекций / под ред. И.И. Матузова, А.В. Малько.
25 Бондарь Н. С. Указ. соч.
26 ВоеводинЛ.Д. Указ. соч. С. 12, 13.
27 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник. М., 2000. С. 335.
28 Петрова Л.В. О естественном и позитивном праве (Критические заметки по поводу учебника С.С. Алексеева) // Гос-во и право. 1995. № 2. С. 39.
29 Фарбер Я.Е. Свобода и права человека в советском государстве. Саратов, 1974. С. 37.