ность. Сквозь призму мифа требования права выглядят как повеления высшего Закона. Миф служит призмой, через которую человек воспринимает свое единичное «Я» не как автономную данность, а как частицу целого - миропорядка, подчиненного высшим законам, стоящим над всем сущим.
И миф, и право, каждый по-своему, представляют собой своеобразные формы моделирования человеческого бытия, насыщающие мотивационные механизмы общественного и индивидуального правосознания энергией уверенности в истинности и оправданности законопослушного поведения.
Когда резервы этих форм духовного освоения и проектирования бытия не противоречат, а дополняют друг друга, они приобретают силу мощного и действенного фактора развития цивилизованных социальных отношений.
Литература
1. Бачинин В.А. История философии и социологии права /
В.А. Бачинин. - СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2001. С.57.
2. Мелетинский Е.М. Общее понятие мифа и мифологии // Мифологический словарь / Под ред. Е.М. Мелетинского. - М.: Советская энциклопедия, 1991. - С. 653.
3. Леви-Стросс К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. - М., 1985. - С. 206-207.
4. Хюбнер К. Истина мифа / К. Хюбнер. - М., 1996.
5. Голосовкер Я.Э. Логика мифа / Я.Э. Голосовкер. - М., 1987. - С. 17.
6. Автономова Н.С. Миф: хаос и логос / Н.С. Автономова // Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания - М., 1990. - С. 55.
7. Балаболина Т.А. Современное мифотворчество: социально-философский анализ / Т. А. Балаболина / Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.филос.н. - Хабаровск, 2005.
- С.16-18.
8. Борко Т.И. Эволюция мифа: на пути становления религиозного мировоззрения / Т.И. Борко / Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.филос.н. - Томск, 2006. - С. 9-10.
9. История политических и правовых учений. Древний мир / Отв. редактор В.С. Нерсесянц. - М.: Наука, 1985. - С.7-9.
10. Куприянов А. «Темные силы» как субъект преступления / А. Куприянов // Российская юстиция. - 2001. - №8. - С. 7374.
11. Китаев Н. Магия и право: мифы и действительность / Н. Китаев // Российская юстиция. - 2001. - №12. - С.58.
12. Исаев И. А. Власть и закон в контексте иррационального / И.А. Исаев. - М.: Юристъ, 2006.- С.16.
13. Антология мифа / Автор-составитель Н. Г. Рузаева. М., 2000. - С. 30-31.
14. Драгунский Д.В. Социокультурный аспект. Социальная мифология // http:// www.2015.ru/1234997
15. Морозова Л.А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. - М.: Юристъ, 2003. - С.246-247.
Literature
1. Bachinin V.A. History of Law Philosophy and Sociology / V.A. Bachinin. - St. Petersb.: Izdatelstvo Mikhailova V.A., 2001. - p. 57.
2. Meletinsky E.M. General Concept of Myth and Mythology // Mythological Dictionary / Edited by Meletinsky, E.M. - M: Sovet-skaya Entsiklopedia, 1991. - p. 653.
3. Levi-Strauss C. Structural Anthropology / C. Levi-Strauss. -M., 1985. - p.p. 206-207.
4. Huebner K. Truth of Myth / K. Huebner. - M., 1996.
5. Golosovker, Ya.E. Myth Logic / Ya.E. Golosovker. - M., 1987. - p. 17.
6. Avtonomova N.S. Myth: Chaos and Logos / N.S. Avtonomova // Erring Mind: Diversity of Nonscientific Knowledge. - M., 1990. - p. 55.
7. Balabolina T.A. Modern Myth Work: Social and Philosophic Analysis / T.A. Balabolina / Abstract of Thesis for Cand. Sci. degree in philosophy. - Khabarovsk, 2005. - p.p. 16-18.
8. Borko T.I. Myth Evolution: On the Way of Religious Becoming / T.I. Borko / Abstract of Thesis for PhD in philosophy. - Tomsk, 2006. - p.p. 9-10.
9. History of Political and Legal Thought. Ancient World / Edited by V.S. Nersesyants. - M., Nauka, 1985. - p.p. 7-9.
10. Kupriyanov A. ‘Shady Forces’ as Perpetrator of Crime / A. Kupriyanov // Rossiiskaya Yustitsia. - 2001. - No. 8. - p.p. 73-74.
11. Kitayev N. Magic and Law: Myths and Reality / N. Kitayev // Rossiiskaya Yustitsia. - 2001. - No. 12. - p. 58.
12. Isayev I.A. Rule and Law in the Context of the Irrational /
I.A. Isayev // Vlast. - M.: Yurist, 2006. - p. 16.
13. Myth Anthology / Compiled by N.G. Ruzayeva. M., 2000. -p.p. 30-31.
14. Dragunsky D.V. Sociocultural Aspect. Social Mythology // http:// www.2015.ru/1234997.
15. Morozova L.A. Theory of State and Law / L.A. Morozova.
- M.: Yurist, 2003. - p.p. 246-247.
Сведения об авторах
Туркулец Светлана Евгеньевна - кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры «Уголовно-правовых дисциплин» Дальневосточного государственного университета путей сообщения, г. Хабаровск; e-mail: [email protected] Data on authors
Turkulets, Svetlana Evgenievna - Candidate of Sociology, Associate Professor of the Chair of Criminal Law at the Far Eastern State Transportation University, Khabarovsk, e-mail: [email protected]
УДК 342.7 ББК 67.400.32
Р.С. Буянтуева
СООТНОШЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
В статье раскрываются права и свободы человека, политические права и свободы гражданина в современном российском обществе. Обеспеченность реализации политических прав и свобод граждан является критерием демократичности государства.
Ключевые слова: политические права, свобода, свобода личности, права и свободы человека, демократия, государство.
R.S. Buyantueva
PARITY OF THE POLITICAL RIGHTS AND FREEDOM OF THE PERSON AND THE CITIZEN
IN A MODERN RUSSIAN SOCIETY
In clause revealed the rights andfreedom of the person, the political rights and freedom of the citizen in a modern Russian society. Security of realization of the political rights andfreedom of citizens is the criterion of democratic character of the state.
Key words: the political rights, freedom, a personal freedom, the rights and freedom of the person, democracy, the state.
Социально-экономические перемены в обществе - переход к рыночным механизмам регулирования экономики, создание правового государства, гражданского общества - требуют и нового мировосприятия, основанного на общечеловеческих ценностях, каковыми являются, в первую очередь, права и свободы гражданина. Наиболее ярко взаимосвязь личности и государства проявляется при реализации политических прав и свобод человека и гражданина. Государство определяет конституционные средства народовластия, а посредством политических прав и свобод граждан государственная власть приобретает могущество, представляя интересы не отдельных лиц, а всего народа, основываясь на народном суверенитете.
Таким образом, политические права и свободы трансформируют волю народа в волю государства. Обеспеченность реализации политических прав и свобод граждан является критерием демократичности государства. В настоящее время права и свободы человека и гражданина стали первичными по отношению к государственным интересам, признаны высшей и абсолютной ценностью. Однако провозглашение демократических приоритетов во взаимоотношениях человека с обществом и государством в современных сложных экономико-политических условиях, скорее, является целью развития государства, нежели реальной действительностью.
Политические права и свободы обычно признаются лишь за гражданами, то есть обладание политическими правами связывается с принадлежностью к гражданству конкретного государства. В отличие от прав человека, права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством (сферу публичных интересов).
Критерием определения правового статуса человека и гражданина является отсутствие или наличие у лица гражданства. Одни общепризнанные права человека (например, право на жизнь, право на физическую и духовную неприкосновенность и т.д.) гарантируются каждому, кто находится на территории государства. Другие же (например, избирательные права, свобода митингов, собраний и т.д.) предназначены только для граждан страны. Права и свободы человека принадлежат ему от рождения независимо от всех его субъективных характеристик. Целью прав человека является обеспечение первичных предпосылок достойного человеческого существования, человеческого общежития. В этом смысле они первичны и элементарны, а потому всеобщи, независимы от национальных и межнациональных границ. Права и свободы гражданина закрепляются за ним государством, то есть носят позитивный характер, поскольку гражданство порождает взаимные права и
обязанности и лица, и государства. Реализация правомочного поведения лица, влияющая на государственные процессы, в силу этого предоставляется только гражданам. Следует отметить, что в полном объеме права и свободы осуществляются только по достижении гражданином возраста 18 лет, а для отдельных категорий граждан содержание их прав оговаривается дополнительными условиями.
Логично сделать вывод, что понятие «права человека» шире по объему, чем «права гражданина»: права человека - это не только права, гарантированные гражданам страны, но и каждому человеку вообще. Но, с другой стороны, гражданин в своей стране (как гражданин и как человек) должен обладать всеми общепризнанными правами человека, в то время как человек, не являющийся гражданином данной страны, в этой стране не обладает набором прав, гарантированных ее гражданам. К правам и свободам гражданина, в частности, относятся политические права и свободы: право собраний, митингов, демонстраций; право избирать и быть избранным. Однако современная интеграция, расширение Европейского Союза приводит к фактическому отказу от принадлежности политических прав только гражданам.
Все права являются взаимообусловленными и неотъемлемыми, а демократическое государство не может устанавливать приоритеты одной группы прав перед другими. На него возложена юридическая обязанность гарантировать правовой статус человека, который включает в себя всю совокупность взаимосвязанных прав, свобод и обязанностей. Права и свободы, предопределяющие содержание всего правового статуса личности во всех сферах его жизнедеятельности, закрепляются в конституции государства. Именно реализация политических прав и свобод гражданина как проявления народовластия является механизмом обеспечения иных прав и свобод. Посредством политических прав и свобод гражданин участвует и контролирует государственно-
политические процессы в стране, формируемую политику государства в отношении человека. Непосредственное или опосредованное участие граждан в управлении делами государства не позволяет ограничивать правовой статус человека.
Политические права и свободы являются важной категорией субъективных прав и свобод человека и гражданина, специфической категорией института прав человека. Эти права обеспечивают политическую самореализацию человека в публичной власти. Демократическое правовое государство наделяет своих граждан достаточно широким спектром политических прав и свобод, позволяющим гражданину и государству осознавать меру своей ответственности
за происходящее. Политические права, свободы и обязанности «характеризуют индивидов и их объединения как субъектов политической системы, участников публично-политических отношений, связанных с организацией и деятельностью публичной вла-сти»[1]. «Политические права и свободы - это права, принадлежащие человеку как члену политического сообщества, когда он выступает, прежде всего, в качестве гражданина государства. Это права и свободы, связанные с участием в общественной жизни, в управлении государством»[2].
В отличие от личных прав и свобод, политические права и свободы направлены не на обеспечение автономии человека, а на его проявление в качестве активного участника политического процесса. Ценность этой категории прав состоит в том, что они создают условия для укрепления связей между гражданином, обществом, государством. Политическая свобода, по существу, является одной из граней личной свободы: человек как разумное существо, носитель политического сознания и политической воли вправе действовать в качестве самостоятельного и свободного участника политического процесса. Выступая в качестве фактора, маркирующего природу государства, средства контроля за властью, оценочного критерия демократического режима, политические права и свободы являются неотъемлемым атрибутом цивилизованного общества.
Прогрессивный уровень социальной общности является результатом длительного исторического процесса, на каждом этапе которого определялись свои ориентиры и ценности, но неизменным критерием оценки исторических и социальных явлений выступал индивид.
Привычным и обыденным сегодня стало упоминание словосочетаний: «права и свободы человека», «гражданское общество», «демократическое и правовое государство», но для России эти общепризнанные ценности стали явными только в конце ХХ века. Каждый гражданин должен осознавать, что государство провозглашает и закрепляет права и свободы, определяет механизмы их защиты, но именно он, используя конституционные средства, реализуя политические права и свободы, должен влиять на решение государственных вопросов, обеспечивать уважение к себе как к личности, к своим правам и свободам. Только имея дело с лицами, которые могут предъявить правовые претензии к самому государству, государственная власть оказывается вынужденной неизменно соблюдать законы, Конституцию[3].
Признание государством неотъемлемости политических прав и свобод и абсолютного народовластия является основной защитой от необоснованных вторжений и несоразмерных ограничений других
прав и свобод человека. Политические права и свободы являются гарантом демократии, реализации других прав и свобод, верховенства закона, но одновременно требуют защиты как имеющие позитивный характер и зависящие от воли государства.
В современных условиях в качестве концептуальной основы развития общества и государства и положения в нем личности все больше утверждается императив о том, что права и свободы человека являются наивысшей ценностью. Это предполагает утверждение принципа господства права, охватывающего, с одной стороны, приоритет прав и свобод человека по отношению к государству, а с другой -взаимную ответственность личности и государства, что проявляется в соблюдении обязанностей по отношению к государству и в недопустимости применения государством по отношению к личности таких мер, которые не основаны на праве. Из действия принципа господства права также вытекает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В Конституции РФ зафиксировано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» [4].
Среди всех ценностей нематериального характера, осознанных человечеством как действительно универсальные, общечеловеческие ценности, права и свободы человека стоят на первом месте. Выстраданные, осознанные и сформулированные цивилизацией за два с половиной тысячелетия права человека обрели современную форму, современное понимание и являются воплощением идеалов современного гуманизма.
Литература
1. Конституционное право России: курс лекций.- М., 2007. -
С. 146.
2. Российское гуманитарное право: Учебное пособие для вузов.- М., 1998. - С. 56.
3. Кистяковский Б.А. Государство и личность / Б.А. Кистя-ковский // Власть и право: из истории русской правовой мысли. -Л., 1992. - С. 152.
4. Конституция Российской Федерации // Российская газета.
- № 237. - 1993. - 25 декабря.
Literature
1. A constitutional law of Russia: a rate of lections.- M., 2007. -P. 146.
2. The Russian humanitarian right: the Manual for вузов.- M., 1998. - P. 56.
3. Kostjakovsky B.A. State and the person / B.A.Kistjakovsky // Authority and the right: from history of Russian legal idea.- L., 1992. -P. 152.
4. The constitution of the Russian Federation // The Russian newspaper. - № 237. - 25.12.1993.
Сведения об авторах
Буянтуева Раджана Сергеевна - аспирант кафедры Kонституционного права Бурятского государственного университета.
Data on authors
Turkulets, Svetlana Evgenievna - The Post-graduate student of faculty of the Constitutional Right of the Buryat State University.