А.Е. Бондаревский
КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В РАЗЛИЧНЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМАХ*
На развитие социально-экономических прав человека на современном этапе влияет много факторов. Это так называемые социальные издержки глобализации 1 постоянное обострение конкуренции, рост пропасти между богатыми и бедными, дальнейший дисбаланс в распределении доходов, ослабление государственного контроля за экономикой, увеличение роли корпораций в развитии мирового хозяйства. Все эти обстоятельства требуют разработки нового подхода к социально-экономическим правам и свободам человека - системного, опирающегося на опыт всех государств мира, а также ставят проблему унификации норм, закрепляющих эти права. Социально-экономические права могут стать важным инструментом для сближения не только стран, но и цивилизаций. Глобализация требует диалога о правах человека от стран с любой правовой системой, в ходе которого необходимо выработать универсальный подход к процедурам и механизмам защиты, а может быть, и к содержанию прав человека для любой национальной системы права, чтобы они действительно выражали общечеловеческие ценности.
В данной статье рассматриваются особенности регулирования социально-экономических прав и свобод человека конституциями разных стран, что позволяет понять необходимость, возможность и пределы такой унификации. Для изложения материала использована общепринятая классификация правовых систем Рене Давида - их подразделение на романо-германскую, англосаксонскую и социалистическую. Кроме того, отдельно рассматриваются конституции латиноамериканских стран, в ко-
* Статья рекомендована к печати кандидатом юридических наук Н.В. Колотовой.
1 См.: Права человека и процессы глобализации современного мира / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 2007. С. 7-12.
6 Труды Института государства и права
Российской академии наук № 1/2010
торых традиционно большое место отведено социально-экономическим правам. Страны мусульманской и традиционной правовых систем отдельно не исследуются. Под правами человека понимаются определенные, нормативно-структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством и другими индивидами2. В данной работе в качестве социально-экономических прав и свобод рассматриваются: право собственности, а также установленные Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах право на труд, право на справедливые и благоприятные условия труда, право на социальное обеспечение, защита семьи, материнства и детства, право на достойный жизненный уровень, право на образование, право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.
Развитие института социально-экономических прав проходило практически равномерно по всему миру. Конституционное закрепление прав «первого поколения» - личных и политических - в основном было направлено на защиту свободы человека от необоснованного вмешательства других людей и государства. Но для фактической реализации прав «первого поколения» были недостаточны гарантии невмешательства во внутреннюю свободу человека - возникла необходимость защитить возможность человека воспользоваться своими правами, в частности, постулировалось право на достойный уровень жизни3. Таким образом, возникли права «второго поколения» (социально-экономические права), гарантирующие возможность независимого развития человека при помощи комплекса социальных и экономических государственных гарантий.
Включение положений о социально-экономических правах в широком масштабе связано с опытом СССР и других стран тоталитарного социализма. После Второй мировой войны нормы, регулирующие социально-экономические права, стали
2 См.: Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 2004 С. 1.
3 См.: Малинова О.Ю. Три поколения прав человека // http://www.pchela.ru/podshiv/43/generation.
включаться в конституции капиталистических стран (в японскую 1946 г., итальянскую 1947 г.), что в большей степени связано с принятием Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
Во многих случаях (в том числе в некоторых постсоциалистических государствах) соответствующие положения сформулированы как декларация о намерениях государства, определяющая цели его социальной политики. В ряде стран положения о социально-экономических правах включены в разделы о директивных принципах политики государства и рассматриваются не как субъективные права, защищаемые судом, а лишь как ориентир для деятельности правительства (Индия, Нигерия, Филиппины и др.)4. Конституции некоторых государств (например, Бразилии) регулируют социально-экономические права человека очень подробно.
Рассмотрим характерные черты конституционных норм в области социально-экономических прав в странах романо-германской правовой системы. Можно сказать, что их главной особенностью является обязательное четкое нормативное регулирование, закрепление на конституционном уровне.
Необходимо отметить, что объем соответствующих конституционных установлений в странах романо-германской правовой системы во многом зависит от времени принятия конституции. Конституции Германии, Франции, Италии, принятые в середине XX в., устанавливают широкий спектр социально -экономических прав, но конкретизируются они не в тексте конституций, а в соответствующем законодательстве. Сравнительно недавно принятые конституции восточноевропейских стран содержат расширенные положения о социально-экономических правах человека. По мнению некоторых западных авторов, такой подход является ошибочным - «Конституция Венгрии, например, берется защищать не просто право на равную оплату труда за равный труд, но и право на оплату в соответствии с количеством затраченного труда. Конституция Словакии гарантирует
4 См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2005. С. 62-71. 8
право на «благоприятные условия жизни». Почти все конституции и проекты конституций не забывают о праве на отпуск, на оплачиваемые дни праздников, на заработную плату не ниже установленного минимума, на питание и на жилище, а также на многое другое. Беспорядочный список абстракций, заимствованных из арсенала «государства социального обеспечения», свален в одну кучу с традиционными гражданскими правами -на свободу совести, слова и т.п.»5. На самом деле, такие нормы можно рассматривать как «эволюционные» - они сформулированы в достаточно общих выражениях, чтобы толкование содержания закрепленных требований могло меняться по мере улучшения экономических условий6. Предполагается, что их гарантии могут быть содержательно расширены в перспективе будущего экономического и социального развития страны.
Имеются определенные различия в размещении социально-экономических прав и свобод в конституциях разных государств романо-германской системы права. Существует несколько подходов к решению этой проблемы. Некоторые конституции разделяют социальные и экономические права. Например, в Конституции Италии социально-экономические права личности регулируются в двух разделах - «Этико-социальные отношения» содержит нормы, регулирующие право на образование и академические свободы, а раздел «Экономические отношения» регулирует практически все права личности, связанные с собственностью и трудом - такой подход основан на разделении экономических и социальных прав человека. Конституция Греции включает практически все социально-экономические права в раздел «Личные и социальные права», чем подчеркивается их особая социальная значимость. Конституции Дании и многих других европейских государств вообще не разделяют права человека на личные, социальные и экономические - все соответствующие нормы находятся в одной главе. Такой подход пред-
5 Санстейн К. Отрицательные качества положительных прав // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1998. № 2(23). С. 39.
6 См.: Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М., 1998. С. 24.
ставляется наиболее обоснованным для романо-германской системы права. Не устанавливая преимуществ для отдельных прав, подчеркивается значимость прав личности для жизни государства, общества и индивидов в целом.
В силу исторических причин в романо-германской системе право выступает, прежде всего, как средство регулирования отношений между гражданами, однако развитие концепции социального государства приводит к увеличению роли публичных отношений в регулировании социально-экономических прав человека. Поэтому следующей особенностью современного конституционного установления социально-экономических прав и свобод в странах романо-германской системы права является сочетание традиционных гражданско-правовых институтов и институтов, имеющих публично-правовую природу7, т.е. сочетание публично-правового и частноправового элемента в регулировании социально-экономических прав. Эта тенденция особенно заметна в конституционном развитии некоторых социально-экономических прав, например, права собственности (от «священного и неприкосновенного» к социальной функции собственности, которая «обязывает»)8; или права на образование, при котором каждому гарантируется равный доступ к образованию, но предполагается обязательный для всех государственный стандарт обеспечения образовательных услуг.
Как известно, именно необходимость государственного вмешательства в социально-экономические процессы обусловила на рубеже Х1Х-ХХ вв. трансформацию либерального правового государства в социальное правовое государство («государство всеобщего благоденствия»), признающего и защищающего социально-экономические права. При этом «современная концепция социального правового государства, как и теория правового государства в целом, исходит из идеологии естественных и
7 См.: Маттей У. Основные принципы права собственности. М., 1999. С. 114.
8 См.: Андреева Г.Н. Институт собственности в конституциях зарубежных стран и Конституции Российской Федерации. М., 2009.
неотчуждаемых прав человека» , но напрямую предполагает проведение социальной государственной политики, направленной на обеспечение каждому права на достойное существование. Поэтому не случайно, что в странах романо-германского права юристы уделяют большое внимание проблеме сочетания публичного и частного элементов в конституционном регулировании.
Можно предположить, что такая концепция социально-экономических прав, при которой они регулируются как частноправовыми, так публично-правовыми методами, преобладает в странах с развитой демократической традицией и с богатым опытом построения социального правового государства (Италия, ФРГ, Франция, Греция, Дания). Постсоциалистические государства чаще всего используют этот конституционный опыт стран Западной Европы. Получается, что если в середине XX в. страны Западной Европы под влиянием социалистических стран включали в свои конституции положения о социально-экономических правах, то в 1990-х гг. постсоциалистические страны (Россия, Венгрия, Польша и т.д.) при составлении новых текстов своих основных законов в определенной степени руководствовались разработками конституционного права Западной Европы.
Анализ конституций государств романо-германской системы права позволяет заметить, что к концу ХХ в. в них возобладал унифицированный подход к регулированию социально-экономических прав личности. Этот подход основан на признании личности центральным элементом правовой системы, а также преимуществ социально ориентированной рыночной экономики, непременным фундаментом которой являются правовое равенство и незыблемость демократических принципов. Таким образом, единый подход к конституционному закреплению социально-экономических прав разрабатывается совместно, отражая общую тенденцию сближения национальных правовых систем в глобализирующемся мире.
9 Варламова Н.В. Социальное государство в постсоветской России: розовая мечта или жесткая реальность? // Становление конституционного государства в посттоталитарной России. М., 1998. С. 71.
Важнейшей особенностью конституционного регулирования социально-экономических прав человека в странах общего права является способ их закрепления. В «классическом» варианте общего права, существующем в Великобритании, отсутствует системное изложение прав и свобод личности. Уделяя огромное внимание способам эффективной защиты прав и свобод, особенно судебному процессу, английское право в вопросах установления социально-экономических прав, как и всего комплекса прав личности, полагается на статуты, прецеденты и обычаи. Конечно, определенные законодательные акты по этим вопросам существуют - такие, как Акт о собственности и Акт об управлении имуществом 1925 г., Акт о компаниях 1985 г. В области трудовых отношений также существуют некоторые законодательные акты, но в основном они регулируются коллективными договорами и прецедентами10. Подобная система сложилась и в Соединенных Штатах Америки. Американская правовая доктрина не относит социально-экономические права личности к фундаментальным, и, как следствие этого, не видит причин для включения их в Конституцию США. Однако это не значит, что социально-экономические права не регулируются американским правом. Верховный суд США, толкуя Конституцию, часто создает новые нормы в виде прецедентов, в которых могут содержаться и социально-экономические права личности (например, право на здоровую окружающую среду установлено именно таким способом). Штаты в своих Основных Законах могут устанавливать социально-экономические права личности (например, Основными Законами многих штатов регулируется право на социальное обеспечение)11. В отличие от Великобритании и США, Ирландия уделяет много внимания конституционному регулированию социально-экономических прав и свобод. При этом используемый способ закрепления точно отражает место социально-экономических прав в системе прав личности. Не называя социально-экономические права единым комплексом норм, Конституция Ирландии выделяет несколько параграфов, им посвя-
10 См.: Фабрициус Ф. Права человека и европейская политика. М., 1995. С. 78.
11 См.: Novak John E., Rotundra Ronald D. Constitutional law - fifth edition. Cambridge, 1995. P. 256-289.
12
щенных - «Образование» и «Основные принципы социальной политики», тем самым характеризуя особую роль и значение социально-экономических прав12. Хотелось бы отметить, что право собственности в странах англосаксонской системы права устанавливается как личное - неотъемлемое и неотчуждаемое. V поправка к Конституции США сформулирована так: «никто не может быть лишен жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры; частная собственность не должна изыматься для общественного пользования без справедливого возмещения», а в Конституции Ирландии право собственности выделено в отдельный параграф - «Частная собственность».
Правовые системы стран, входящих ныне в социалистическую систему права, ранее принадлежали к романо-германской правовой семье - и система права, и терминология континентальной юридической науки в значительной степени сохранились. Однако наряду с некоторым сходством правовые системы социалистических стран имеют такого рода отличия по сравнению с правом романо-германской семьи, на основании которых закономерно считать социалистические правовые системы образующими самостоятельную систему права. Единственным источником социалистического права является революционное творчество законодателя, которое выражает волю народа, руководимого коммунистической партией. В соответствии с доктриной марксизма-ленинизма законодатель стремится прежде всего создать новый экономический строй. Сфера отношений между гражданами в этих условиях сужается, частное право уступает господствующее место праву публичному13. В настоящее время происходит процесс сближения системы права социалистических стран с романо-германской системой права. В некоторых странах, таких как Китайская Народная Республика, пытаются
14
совместить две правовые системы в одном государстве , с тем чтобы, защищая «законные права и интересы частного сектора
12 См.: FordeM. Constitutional Law of Ireland. Dublin, 1982. P. 154.
13 См.: Рене Д. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 124-165.
14 См.: Бойцова В.В. Грамматика свободы: конституционное право России и зарубежных стран. М., 2001. С. 12-16.
экономики... поддерживать и направлять развитие необщественного сектора экономики»15.
К общим особенностям закрепления социально-экономических прав в странах социалистической системы права можно отнести признание определенных прав личности только при выполнении обязанности, связанной с этим правом16. В отличие от романо-германской системы, где право практически всегда диспозитивно и предусматривает обязанность государства соблюдать и защищать это право, конституции социалистических государств делают защиту права возможной только в случае выполнения соответствующей обязанности. В качестве примера можно привести положения ст. 42 и 46 Конституции КНР: «Граждане Китайской Народной Республики имеют право на труд и обязаны трудиться», «труд - почетная обязанность всех трудоспособных граждан», «граждане Китайской Народной Республики имеют право на образование и обязаны учиться». Некоторые социально-экономические права (например, право на отдых) предусмотрены Конституцией КНР только для трудящихся граждан. Иногда конституции социалистических государств устанавливают социально-экономическую обязанность, не устанавливая соответствующего права личности.
Политический режим не мог не повлиять на положения конституций социалистических государств о праве собственно-сти17. Статья 20 Конституции Корейской Народно-Демократической Республики устанавливает, что «в КНДР средства производства принадлежат только государству и кооперативным организациям», «право государства на собственность не ограничивается». В КНДР нет частной собственности, есть только «личная», ограниченная по своему составу (в нее не могут включаться средства производства, все природные богатства страны, ведущие заводы и фабрики, порты и гавани, банки, транспорт и средства связи) и применению («личная собственность является собственностью для личных и потребительских
15 Статья 11 Конституции Китайской Народной Республики 1982 г., в редакции 2004 г.
16 См.: БойцоваВ.В. Указ. соч. С. 16.
17 См.: Маттей У. Указ. соч. С. 54.
14
целей трудящихся»)18. К тому же прямо устанавливается приоритет государственной собственности над личной. Статьи 1417 Конституции Кубы устанавливают приоритет «социалистической государственной собственности» над личной собственностью и «собственностью мелких землевладельцев»19.
В социалистических странах с развитой экономикой, таких как КНР, конституции предусматривают право частной собственности, хотя и ограничивают его. В Конституции КНР положения о праве собственности включены в главу «Основные положения», а не «Основные права и обязанности граждан», что говорит о подходе к собственности, по преимуществу, как к экономической категории, а не как к праву личности. Гражданам гарантируется «защита права собственности на законные доходы, сбережения, жилище и другую законную собственность».
Таким образом, в КНР сочетаются плановая и рыночная экономики, при этом последняя имеет вспомогательную роль и используется для пропорционального и гармоничного развития экономики, что в сочетании с дешевой рабочей силой привлекает иностранные инвестиции, которым посвящена отдельная статья Конституции КНР.
Из вышесказанного можно сделать вывод о декларативности норм, регулирующих социально-экономические права личности, конституций государств социалистической правовой системы. Совершенно очевидно, что установление жестких рамок использования социально-экономических прав делает человека незащищенным перед лицом государства. К тому же социалистические страны испытывают серьезные трудности в диалоге со странами Запада по причине отсутствия реальных средств защиты социально-экономических прав человека.
Конституционное регулирование социально-экономических прав в латиноамериканских странах имеет свои особенности. Некоторые западные юристы безоговорочно относят латиноамериканское право к романо-германской системе права. Такова, в частности, позиция известного английского компаративиста
18 Конституция Корейской Народно-Демократической Республики 1972 г., ст. 22-24.
19 Конституция Республики Куба 1976 г.
Дж. Вигмора20. В противоположность этому многие латиноамериканские исследователи (в том числе Бевилаке и Э. М. Пас) выделяют право стран Латинской Америки в самостоятельную группу, занимающую особое место в классификации правовых систем мира.
Рене Давид в своей книге «Основные правовые системы современности» пишет, что латиноамериканское право «хотя и принадлежит по своей структуре и общим чертам к романо-германской правовой семье, заслуживает того, чтобы быть выделенным в рамках этой семьи в отдельную группу, поскольку оно обладает некоторыми особыми чертами, не характерными для других стран романо-германской семьи»21. Это наиболее аргументированная позиция, так как, с одной стороны, очевидна близость латиноамериканской и континентальной правовой моделей, что предопределяется огромным влиянием испанской, португальской и французской правовых культур. С другой стороны, континентальное право применялось в колониях с частичным сохранением традиционного нормативно-правового материала.
Главной особенностью установления социально-экономических прав и свобод человека латиноамериканским правом является широкий круг сформулированных в конституциях стран Латинской Америки социально-экономических прав. Это связано с признанием прав человека и, в частности, социально-экономических прав, важнейшим элементом общественного развития, который должен быть урегулирован в основном законе страны в материальном и процессуальном аспектах. В качестве примера можно привести Конституцию Бразилии 1988 г., в которой социально-экономические права человека и их гарантии невероятно расширяются по сравнению с конституциями романо-германской и социалистической правовых систем.
Этой же причиной можно объяснить интерес латиноамериканского конституционного права к социальной функции права собственности. Практически во всех конституциях стран Ла-
20 См.: Wigmore J. A panorama of the Worlds Legal System. Saint Paul. P. 1978. P. 27.
21 Рене Д. Указ. соч. С. 167.
16
тинской Америки в той или иной мере повторяется классическая формула Конституции Германской империи 1919 г.: «Собственность обязывает. Пользование ею должно одновременно служить общему благу». К примеру, ст. 75 Конституции Гондураса четко определяет, что социальная функция собственности направлена на государственный сектор экономики: «Право собственности не может осуществляться в ущерб высшему праву Государства, в пределах его территориальных границ, и не может преобладать над правами государственных учреждений или предприятий, производящих работы государственного характера», а ст. 10 Конституции Аргентины формулирует часть социальной функции права собственности так, что она служит национальной экономике в целом: «На территории Республики освобождается от налогов обращение предметов национального про-
22
изводства или изготовления» .
Конституции латиноамериканских стран часто устанавливают широкий спектр материальных и процессуальных норм, конкретизирующих социально-экономические права человека -например, Конституция Бразилии 1988 г. устанавливает порядок нормирования заработной платы, сроки давности по денежным обязательствам из трудовых отношений и т.д.23
Еще одной особенностью регулирования социально-экономических прав человека, да и прав человека в целом, в странах Латинской Америки является конституционно установленные различия между иностранцами и гражданами страны в пользовании своими правами. В некоторых конституциях (например, в Конституции Никарагуа) эти нормы выделены в отдельную главу. Иногда для иностранцев устанавливаются серьезные ограничения по сравнению с гражданами страны: в Аргентине товары национального производства и изготовления, в отличие от иностранных, налогами не облагаются.
Сравнительный анализ норм зарубежных конституций, регулирующих социально-экономические права человека, может быть использован для совершенствования российского конституционного законодательства. Конституция РФ 1993 г. устанав-
22 Конституция Аргентинской Нации 1853 г., ст. 10.
23 Конституция Федеративной Республики Бразилия, ст. 7.
ливает довольно широкий круг социально-экономических прав, среди которых право собственности, свобода предпринимательской деятельности, право на труд, право на справедливые и благоприятные условия труда, право на социальное обеспечение, защита семьи, материнства и детства, право на достойный жизненный уровень, право на образование, право на охрану здоровья. Однако для утверждения Российской Федерации как социального государства представляется целесообразным расширить конституционные положения, касающиеся социально-экономических прав человека. Включение в конституцию норм, касающихся социальной функции собственности, а также норм, расширяющих трудовые права, и некоторых процессуальных норм в этой области укрепит основания и создаст условия, необходимые для развития институтов социального государства.
К.А. Хомченко
ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА*
Для нормального существования современного рыночного общества принципиально важна способность индивида свободно участвовать в экономических отношениях. Одним из существенных факторов закрепления такой свободы являются экономические права человека. Экономические права - это правовые основания, определяющие свободу меру возможного поведения индивидов в сфере экономической деятельности.
В данной статье экономические права человека рассматриваются согласно перечню, данному во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом в 1966 г. По времени возникновения они относятся к правам второго поколения, которые сформировались в процессе борьбы людей за улучшение своего социально-экономического
* Статья рекомендована к печати кандидатом юридических наук Н. В. Колотовой. 18